Кабинет в островках 1844 год

Советский производственный роман

«Визитной карточкой» соцреализма стал производственный роман. Произведения, созданные в достаточно новом для литературы жанре, описывали строительство заводов, их функционирование, отладку. Причём каждый из этих процессов рассматривался авторами как космогонический, как сотворение человеком нового мира, победа над тёмным хаосом природы. К числу наиболее известных производственных романов можно отнести «Гидроцентраль» Мариэтты Шагинян, «Энергию» Фёдора Гладкова, «Большой конвейер» Якова Ильина.

Особой разновидностью производственного романа был колхозный роман, который рассказывал, как ясно из названия, о создании колхозов. Среди официально образцовых примеров — «Бруски» Фёдора Панфёрова, «Лапти» Петра Замойского и так далее. Все эти произведения во многом следовали клише, в них нередко повторялись сюжеты и типажи.

В поэме «За далью — даль» Александр Твардовский так описал схему советского производственного романа:

Глядишь, роман, и всё в порядке:
Показан метод новой кладки,
Отсталый зам, растущий пред
И в коммунизм идущий дед;
Она и он — передовые,
Мотор, запущенный впервые,
Парторг, буран, прорыв, аврал,
Министр в цехах и общий бал…

Сделать интересным повествование о запуске новой детали или конвейера было достаточно сложно

И тогда, чтобы привлечь внимание широкого читателя, авторы использовали элементы детективного или даже шпионского романа.. 1930-е стали временем расцвета советской драматургии

Некоторые пьесы, например, «Любовь Яровая» Константина Тренёва или «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского, с большим успехом ставились по всей стране. Сегодня они не так востребованы. Зато произведения Михаила Булгакова, Николая Эрдмана, Евгения Шварца, написанные, но запрещённые в тот период, заняли заметное место в репертуарах современных российских театров.

1930-е стали временем расцвета советской драматургии. Некоторые пьесы, например, «Любовь Яровая» Константина Тренёва или «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского, с большим успехом ставились по всей стране. Сегодня они не так востребованы. Зато произведения Михаила Булгакова, Николая Эрдмана, Евгения Шварца, написанные, но запрещённые в тот период, заняли заметное место в репертуарах современных российских театров.

Особой интерес в 1930-е представляли «периферийные отрасли литературы». Небывалое развитие в это время получила переводческая школа, что неудивительно, поскольку среди переводчиков были такие маститые фигуры, как Борис Пастернак, Арсений Тарковский, Михаил Лозинский, Анна Ахматова. Расцвели детская литература (Константин Паустовский, Борис Житков, Аркадий Гайдар, Виталий Бианки) и исторический роман (Алексей Чаплыгин, Василий Ян, Алексей Новиков-Прибой, Юрий Тынянов).

Хороводные и лирические песни (Стр. 11)

1. Подумайте, к каким видам (обрядовые, хороводные, лирические, исторические) относится каждая из этих песен.

         «Зацветала у лозы лоза» — лирическая песня

         «И туда – гора, и сюда – гора» — хороводная песня.

2. Как вы думаете, почему в хороводной песне «И туда – гора, и сюда – гора» звучит сочетание сольного пения с хоровым много­голосием?

         Солист как бы начинает повествование песни, а хор поддерживает рассказ. При сольном исполнении слышно и понятно каждое слово, а когда вступает многоголосый хор, то становится важным не содержание, а настроение. И, конечно, хор – это объединение людей, которое состоит из личностей (солистов).

3. Песня «И туда – гора, и сюда – гора» записана фольклористами в Белгородской области. Какие особенности южнорусского говора (прежде всего в лексике) вы услышали в этой песне?

         Мы услышали, что привычное нам народное слово «дЕвица» здесь заменено словом «дивчина», вместо слова «встретила» употреблено «встрела», также в этой песне мы видим диалектное слово «крыница»(криница), что в данном случае означает «колодец».

4. Как вы считаете, в каких песнях, хороводных или исторических, бо­лее чётко доносится до слушателя текст, слова песни? Почему?

         Я думаю, что текст четко донести до слушателя важно в исторической песне, потому что для исторического произведения важны события и необходимо, чтобы слушатель понял их. А в хороводных песнях важно настроение, действия и интонации

Популярные сочинения

  • Анализ рассказа Кавказ Бунина 8 класс В рассказе Бунина «Кавказ» повествуется о несчастной любви. Он построен на антитезе. Писатель играет на контрастах.
  • Сочинение-описание по картине Портрет Пушкина Тропинина 9 класс Наиболее узнаваемой картиной В.А. Тропинина можно по праву считать портрет А.С. Пушкина. Эта работа известна тем, что была выполнена по заказу самого поэта еще в 1827 году при его жизни.
  • Моя малая Родина — сочинение-рассуждение (1-11 класс) Сегодня хочется рассказать о своей малой родине. Это место, которое я очень люблю. Здесь я родился и росту. Этому месту принадлежит мое сердце и даже душа.

К чему увидеть сороку

Часто приметы про сорок трактуются позитивно. К примеру, встреча с парой птиц сулит приход гостей. Если болтушка сидит или летает одна, значение поверья может быть негативным. Во время прогулки встретится с целой стаей – вскоре вы побываете на свадьбе или сами обзаведетесь семьей.

Согласно легенде, это единственная птаха, которая не захотела войти в ковчег Ноя. Она спряталась на крыше корабля, чтобы смеяться над утопающим миром. Другое поверье сообщает, что под языком у бело-черной говоруньи есть капля крови правителя Преисподней. Из-за этого ее прозвали дьявольской птицей.

За окном

Примета, когда пернатая болтунья села на окно, обещает жителям дома неприятности. Это может быть пожар или кража

Когда сорока заглядывает в окно, стоит проявить осторожность. Ожидаются существенные денежные потери

Если в доме кто-то болеет и в это время сорока села на подоконник, состояние больного скоро улучшится.

Согласно другой трактовке, есть большой риск того, что дом скоро ограбят. Сорока прилетела к окну и тихо сидит – вас ждут долгожданные, радостные известия.

К чему синички заглядывают в окно?

На балконе

Сорока прилетела на балкон – хорошая примета. С жителями дома ничего плохого не случится. Все члены семьи будут счастливы, финансовых трудностей не предвидится. Но есть и негативный вариант толкования приметы – вскоре в дом могут проникнуть воры.

Птица, прилетевшая на балкон, ведет себя скрытно и тихо – к покойнику. Если сорока ведет себя шумно и стучит, ваш дом скоро посетят веселые гости.

В доме

Сорока залетела в дом – благоприятная примета. Трещотка, оказавшаяся внутри помещения, обещает радость, выздоровление, прибыль. Кричащая птица, попавшая в дом, признак того, что вскоре жизнь его обитателей изменится к лучшему, а все плохое закончится. Аналогичное значение имеет примета, если в жилище залетела сразу две птахи.

Какие события сулит залетевшая в дом синица?

Сорока на крыльце обещает неудачи. Чтобы нивелировать действие негативной приметы, необходимо повернуться на 180 градусов, а после выйти из дома задом наперед.

  1. Увидеть птицу, летающую над домом – негативная примета.
  2. Если она кружит, но не садится на крышу, вскоре вас ждут неудачи, несчастья.
  3. Сорока во дворе говорит о сплетнях и осуждениях семьи среди знакомых или соседей.
  4. Сорока на крыше дома – это нейтральная примета. Жильцов дома не ждет ничего плохого, но и хорошего тоже. По другой трактовке, кровля, на которую села черно-белая птаха никогда не рухнет.
  5. «Белобока», стрекочущая перед домом на березе, рябине или любом другом дереве – плохая примета. При таких обстоятельствах беременной женщине нельзя выходить на улицу. Ведь черно-белой вещуньей может оказаться ведьма, способная украсть из утробы будущей матери ребенка или навести на него порчу.

В данный момент просматривают → Приметы и поверья про бабочек

Также ведьмы могут принимать образ пушистой хозяйки леса.

На улице

Повстречать болтушку на улице – не к добру. Поэтому при виде птицы стоит перекреститься или начертить на земле крестик.

Приметы в зависимости от количества пернатых:

  • одна сулит печаль, несчастья;
  • две – скорый приход долгожданных гостей;
  • три – стоит проследить за поведением птиц, они могут предсказывать вашу судьбу;
  • четыре – плохие новости;
  • пять птиц – рождение ребенка.

Приметы о сороках касаются и рыбаков. Если рядом с рыболовом кружат несколько птах, его улов увеличится в два раза. Встреча с «белобокой» по дороге в церковь, храм – плохая примета, предрекающая скорую смерть кого-то из близких. А сорока на заборе обещает склоки и ссоры в семье.

Черно-белая птаха, пролетающая рядом с движущимся транспортом либо прыгающая по автомобилю, предупреждает водителя о высоком риске аварии

Необходимо ехать крайне осторожно, а лучше перенести поездку. Такое же предсказание имеет примета про воробья

Автопортрет

1840г, холст, масло,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 Творчество Григория Сороки — одна из самых светлых и в то же время трагических страниц истории отечественного
искусства XIX века. Удивительно поэтичным был дар Сороки, поистине трагической — судьба крепостного художника,
в полной мере испытавшего тяготы подневольного положения русского крестьянина.
Григорий Васильев (Сорока — его прозвище) родился в деревне Покровской Вышневолоцкого уезда
Тирской губернии и был «дворовым человеком» помещика Н.Милюкова. С детских лет он любил рисование, а в
начале 1840-х годов случилось важнейшее событие в его жизни — встреча с приятелем и соседом Милюкова,
замечательным художником и человеком Алексеем Гавриловичем Венециановым.
 
Еще в начале 1820-х годов Венецианов, по его словам, чтобы более утвердиться в пути, который избрал для себя тогда, начал брать к себе на свое содержание бедных мальчиков и обучать их живописи. Преподавательская деятельность, как и прекрасное искусство Венецианова были проникнуты верой в «светлую природу» человека, «будущее изящество народных чувств» и таящиеся в простых людях подлинно высокие возможности. Многие из учеников, которым бескорыстно отдавал свою душу и знания Венецианов (всего их было более 70), оправдали надежды учителя, составив одно из замечательных явлений русской живописи первой половины XIX века — «венециановскую школу».

Г.Сорока   Портрет художника А.Г.Венецианова

1840г, холст, масло, 36.5х31
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Заметив способности юноши, Венецианов забрал его в свое имение Сафонково.
В течение нескольких лет Сорока то жил в Сафонково, занимаясь под руководством
своего наставника, то возвращался в «Островки» с каким-то заданием от него.

Как все ученики Венецианова, Сорока работает, в основном, с натуры, много рисует, пишет пейзажи,
портреты, интерьеры.

Григорий Сорока: картины

Более, нежели у других учеников мастера, у Григория Сороки получил развитие поэтический и вместе сочувственно-любовный взгляд на мир русского крестьянства. Таковы его карандашные крестьянские портреты, таково его «Гумно».

Созданные молодым художником пейзажи считаются одними из лучших в бытовом жанре. Пейзажи полны умиротворения и лирики. Они написаны с такой любовью, что кажется, художник увидел в этом пейзаже гармонию, согласие и покой.

Сороке принадлежит один из лучших венециановских интерьеров «Кабинет в усадьбе Островки», с великолепным натюрмортом на письменном столе. Наиболее удачно написаны гладко выструганные бревенчатые стены, по которым скользит мягкий дневной свет.

«Кабинет в усадьбе Островки», 1844

Этот свет с уникальным мастерством использован для характеристики не только пространства, но и фактуры предметов. На лакированной поверхности деревянной мебели он ложится легкими бликами.

Мягко, широко лежит на ровных половицах некрашеного пола, дробится на стеклах портретов на стене, ровнее освещает незастекленные живописные плотна. А мальчик, с книжкой в руках (почему-то кажется, что это томик стихов), присевший на краешек дивана, словно олицетворение какой-то неуловимой изящности и деликатности.

Портрет Лидии Николаевны Милюковой. Вторая половина 1840-х

Как придворный живописец Сорока рисовал и детей своего хозяина: Елизавету и Лидию Милюковых. Портреты детей, почему-то напоминают работы мастеров Возрождения. В них так много внутренней просветленности, веры в душу человека.

Точность характеристики «мертвой натуры», лишенная, однако, сухости и иллюзорности натурализма, присуща и натюрморту Г. В. Сороки «Отражение в зеркале». Здесь бытовой характер подбора вещей органично сочетается с жанровой сценкой, отраженной зеркалом.

«Отражение в зеркале» 1850-е

Среди удивительно лиричных картин особняком стоит его «Автопортрет», написанный в 1841-1842 годах. Хотя художник изобразил себя внешне спокойным, глаза говорят о страдании и незащищенности от судьбы и жизненных обстоятельств (Изображение в миниатюре к статье)

Пейзажи

В большинстве своем пейзажи художника показывают окрестности озера Молдино. «Рыбаки», «Вид на плотину в имении», «Вид на озеро Молдино» незамысловаты по выбранному мотиву. Во всех трех работах поражает доподлинность наблюдения природы, органически слитая с каким-то обостренным чувством ее красоты.

«Рыбаки» Вторая половина 1840

«Вид на озеро Молдино», 1840-е

Вид на плотину в усадьбе Спасское Тамбовской губернии. 1840-е

Прекрасно передано ощущение тишины, разлитой в неподвижных рощах, в застывшей глади озера, в высоком небе, лишенном облаков. Это ощущение тишины и несколько даже утрированного покоя. Оно чувствуется и в фигурах рыбаков, косарей в белых рубашках и высоких поярковых шляпах, женщин в просторных платьях.

Их движения медленны, складки их одежд лежат просто и прямо. В этих полотнах нет той живописной вибрации цвета и таяния контура в глубинных планах, которая имеет место у самого Венецианова.

Пейзажи Григория Васильевича Сороки как бы лишены воздуха. Отчетливость, с которой открывается взору весь этот прекрасный мир, несет отпечаток какой-то щемящей, грустной остроты – индивидуальной черты работ художника.

Папка «Г.В.Сорока (1823-1864)»

КАБИНЕТ ФАЙЛЫ БЛОГ ДРУЗЬЯ ШКОЛЫ ОБЩЕНИЕ НАСТРОЙКИ ЗАКЛАДКИ

 Григорий Сорока

Творчество Григория Сороки — одна из самых светлых и в то же время трагических страниц истории отечественного искусства XIX века. Удивительно поэтичным был дар Сороки, поистине трагической — судьба крепостного художника, в полной мере испытавшего тяготы подневольного положения русского крестьянина. Григорий Васильев (Сорока — его прозвище) родился в деревне Покровской Вышневолоцкого уезда Тирской губернии и восемнадцати лет был взят в дом хозяина (имение `Островки`), помещика Н.Милюкова. С детских лет он любил рисование, а в начале 1840-х годов случилось важнейшее событие в его жизни — встреча с приятелем и соседом Милюкова, замечательным художником и человеком Алексеем Гавриловичем Венециановым. и он стал одним из его учеников. Становление Сороки как художника было невероятно быстрым. Его чудом сохранившиеся портретные рисунки 1842 г. говорят об умении передать сходство и о явных навыках в рисовании; картина `Гумно` (1843) уже достаточно профессиональна, а `Кабинет дома в `Островках`, имении Н. П. Милюкова` (1844) — одно из самых поэтичных изображений интерьера во всей русской живописи. Творческий путь Сороки продолжался не более десяти лет Наибольших успехов Сорока добился в пейзажной живописи. `Флигель в `Островках`…` (первая половина 1840-х) прямо перекликается с более поздними пейзажами русских художников конца XIX — начала XX в. Четыре пейзажа, исполненные в селе Спасском Тамбовской губернии (принадлежавшем родственникам Милюковых), — `Вид на плотину`, `Рыбаки`, `Вид на озеро Молдино`, `Вид в имении Спасское` (все ок. 1847) — поражают эпическим размахом восприятия и изображения природы. Еще три пейзажа, написанные дома, в `Островках`, — `Вид на озеро Молдино в усадьбе `Островки«, `Часовня в парке` и `Вид в `Островках« (все конца 1840-х), — напротив, отличаются камерным, подчеркнуто интимным характером. Кроме `Кабинета дома в `Островках`, имении Н. П. Милюкова` он написал еще одну интерьерную картину, `Отражение в зеркале` (1840-е), — сложную по пространственному решению и безупречную по исполнению. В портретной же живописи Сорока был заметно скован — тут нужна была более основательная школа, чем та, которую он успел получить. Тем не менее его портрет Е. Н. Милюковой (конец 1840-х) способен соперничать со многими портретами своего времени, а автопортрет, написанный тогда же, трогает драматизмом, скрытым под внешней сдержанностью. Судьба Сороки действительно была крайне драматична. Попытки добиться вольной окончились безрезультатно. Успевший поверить в свои возможности и ощутить себя творцом, художник продолжал зависеть от помещичьего произвола, если для других и менее одаренных учеников Венецианову удавалось `испросить у господ полную свободу`, то Сороке почти до конца дней было суждено томиться в неволе. Хозяин, позволив ему приобщиться к высокому искусству и `высвободить душу из склепа`, в конце концов показал себя типичным представителем `грязи феодализма` (выражение Венецианова). Он отказал Сороке в `вольной`, запрещал ему поездки в Петербург, заставлял служить садовником. А когда Венецианов в 1847 году, в результате нелепой случайности, погиб, `разбитый лошадьми`, жизнь вдали от художественных центров, духовное одиночество и вовсе обрекли талант художника на угасание. Известно, что в 1850-х гг. он покинул усадьбу и вернулся в родную деревню Покровское; там женился (1852), у него родились два сына, потом дочь. Крестьянской работы Сорока не знал и зарабатывал на жизнь как художник, но писал уже не картины, а иконы (таких икон было впоследствии найдено не менее десятка); пытался преподавать рисование крестьянским детям, но попытка потерпела неудачу. Он начал сильно пить. В 1861 году, после отмены крепостного права, он выступил против своего бывшего хозяина, протестуя против грабительских условий `освобождения`. Но жалоба осталась безответной. Сорока был обвинен в `распространении ложных слухов` и за `сделанные грубости` приговорен к аресту и, видимо, телесному наказанию. Отпущенный `по болезни`, он `затосковал`, `ходил задумавшись по деревне` и 10 мая (22) 1864 года был обнаружен в `обжигательной избе повесившимся`. Так завершился жизненный путь одного из чистейших лириков в истории русской живописи.
ОБСУЖДЕНИЕ
Комментариев пока нетВыскажите Ваше мнение:Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарииЗарегистрироваться

Вакансии для учителей

Последние годы жизни

Судьба действительно была по отношению к художнику строга, а временами беспощадна. Несмотря на попытки Венецианова «испросить для него свободу», Сорока до последних дней жизни остался крепостным. Милюков отказал ему в «вольной», запретил поездки в Санкт-Петербург, заставил ухаживать за садом.

Вскоре (1847) погиб Венецианов, и жизнь Григория Сороки превратилась в медленное угасание. Принудительный брак без любви с крепостной угнетал его. Он жил в деревне, писал для церкви образа, иногда обучал мальчишек рисованию.

В 1861 г. Сорока, за резкое выступление против своего барина был арестован и подвергнут телесному наказанию. Спустя некоторое время, его отпустили «по болезни», но что-то в нем надломилось. В мае 1864 г. его тело было обнаружено «в обжигательной избе повесившимся».

Так ушел из жизни один из замечательных «воспевателей» русской жизни и природы, Григорий Сорока. Ему было всего 40 лет (1823-1864). Напомню читателям: в 1861 году в России было отменено крепостное право, по сути — рабство.

Видео

К сожалению, о Григории Сороке видематериалов маловато. В этом видео дополнительная и познавательная информация о художнике и его картинах.

Друзья, оставляйте в комментарии к статье. Был ли вам знаком ранее художник Григорий Сорока? Поделитесь этой информацией в соцсетях. Заходите на этот сайт за новыми историями!

Метод социалистического реализма

Конец 1920-х — начало 1930-х — время кардинальных перемен в жизни СССР. Индустриализация, коллективизация, раскулачивание… В том, что подобные процессы затронут и культуру, сомнений не было. В апреле 1932-го вышло постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Главные тезисы этого документа были следующими:

1) ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (РАПП);
2) объединить всех писателей, поддерживающих платформу советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нём.

В августе 1934-го в Москве открылся Первый съезд советских писателей. Литературный функционер Александр Фадеев призывал к созданию новых форм, которые соответствовали бы монументальности политических задач, стоящих перед государством. Максим Горький, председательствовавший на собрании, говорил, что советская литература должна сосредоточиться на изображении трудовой деятельности масс, коллектива, народа, революционном преобразовании действительности. На съезде был обоснован и утверждён единый метод советской литературы — социалистический реализм.

Само понятие «соцреализм» прозвучало ещё в мае 1932-го на собрании писателей Москвы. Оно было лично выбрано (предлагались также варианты революционный реализм, тенденциозный реализм, монументальный реализм, героический реализм, романтический реализм, классовый реализм) и одобрено Иосифом Сталиным. Ключевым словом в названии утверждённого метода было не реализм (правдивое отображение действительности), а социалистический — верность идеологии построения нового общества.

Тогда же были определены и классики — основоположники соцреализма. Это Максим Горький и его роман «Мать», Александр Фадеев со своим «Разгромом», Дмитрий Фурманов с «Чапаевым». Другие писатели должны были равняться на эти произведения.

Зачем нужны средства художественной выразительности?

Во-первых, зная, в каких случаях используются те или иные приемы, легче понять мотивацию автора, его отношение к персонажам, сюжетным поворотам и событиям.

Кроме того, способность идентифицировать литературные приемы может прояснить для читателя общий смысл или цель произведения. Например, роман «Лев, колдунья и платяной шкаф» К. С. Льюиса является религиозной аллегорией. Понимая это, легче разобраться, почему автор использует определенный язык для описания персонажей, и почему некоторые события происходят именно так, как происходят.

Наконец, средства художественной выразительности делают тексты более интересными, увлекательными и литературными, то есть использующими творческую свободу для создания эффектов и впечатлений, невозможных в реальности. Поэтому те, кто считает, что жизнь – лучший драматург, не осознают, сколько тысяч банальных историй ей требуется, чтобы создать сценарий, который даже писатель средней руки придумает с закрытыми глазами с помощью лишь некоторых тропов, даже не касаясь фигур речи. Литература, а тем более, хорошая литература – это весьма сложный и хитроумный мир, где любая деталь, кажущаяся мелочью, может оказаться ключом к пониманию истинного смысла и красоты произведения; так что, читая роман, не зная литературных приемов, вы скорее всего упустите многие смысловые уровни, заложенные в историю.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: