Модерн в России
В России при создании декора архитекторы обратились к русскому фольклору и народным сказкам. Часто использовались традиционные орнаменты и сюжеты, а также растительный декор, животные и сказочные существа. Самыми яркими представителями смешения русского стиля и модерна являются Казанский вокзал в Москве и Витебский вокзал в Петербурге.
В Москве
Из всех российских городов именно в Москве русский модерн был наиболее разнообразен и использовался для строительства совершенно разных типов зданий: особняков, вокзалов, гостиниц и промышленных предприятий. Часто это яркие и неординарные строения, выделяющиеся среди остальной застройки. Например, проходя мимо, невозможно не заметить дом Перцова, неподалёку от храма Христа Спасителя. Красочное мозаичное панно и необычная асимметрия крыши делают его похожим на сказочный дом. Также в этом стиле было построено много особняков, которые теперь сосредоточены в районе улицы Остоженки. Главный представитель московского модерна — архитектор Шехтель.
В Санкт-Петербурге
В Петербурге одни из лучших примеров модерна России: дом Зингера на Невском проспекте, Витебский вокзал, Елисеевский магазин. В целом же здесь был более распространен северный модерн — подвид стиля, характеризующийся использованием натуральных материалов. Яркие представители петербургского модерна — Лидваль, Бобырь.
В других городах
Модерн был распространён по всей России и нашёл своё выражение в дворянских особняках, которые можно найти в Нижнем Новгороде, Самаре, на Урале и в Сибири.
Santa María del Naranco
В четырех километрах от Овьедо, на южном склоне горы Наранко находится самая знаковая постройка астурийского дороманского искусства. Первоначально предполагалось, что это будет храм, но тогдашний король Астурии Рамиро I решил, что здание должно стать частью дворцового комплекса.
Впрочем, сегодня ученые не решаются однозначно определить назначение прямоугольной двухэтажной каменной постройки. Что именно собирался делать в относительно небольшом (21 на 6 метров) пространстве Рамиро, непонятно. Странно еще и то, что этажи соединяются между собой лишь внешней лестницей.
Многочисленных туристов больше всего поражает, как прекрасно сохранилось здание 842 года: время пощадило древнюю кладку и резьбу по камню. А еще из дворца открывается потрясающий вид на живописные окрестности.
История
Происхождение
Романская архитектура была первым отличительным стилем, распространившимся по всей Европе со времен Римской империи. Не смотря на падение Рима, его архитектура в некоторой степени сохранились в Западной Европе, где последующие архитекторы Меровингов, Каролингов и Оттонов продолжали строить большие каменные здания, такие как монастырские церкви и замки. В более северных странах римские строительные стили и техники никогда не применялись за исключением государственных зданий, а в Скандинавии они были вообще неизвестны. Хотя круглую арку и продолжали использовать, инженерные навыки необходимые для возведения свода над большими пространствами и постройка больших куполов были утеряны. Потеря стилистической преемственности была особенно заметна в сокращении формального словаря классических ордеров. В Риме несколько больших Константиновых базилик более поздние строители продолжали использоваться в качестве источником вдохновения. Некоторые традиции римской архитектуры также сохранились в византийской архитектуре, так восьмиугольная византийская базилика Сан-Витале в Равенне послужила вдохновением для самого большого здания Средневековья в Европе, капеллы императора Карла Великого в Ахене, Германия, построенной приблизительно в 800 году нашей эры.
Вслед за Дворцовой капеллой Карла Великого датируется знаменитая швейцарская рукопись, известная как План Святого Галла, которая изображает очень детальный план монастырского комплекса с различными зданиями и их отмеченными функциями. Крупнейшим зданием здесь является церковь с отчетливо тевтонским планом, имеющим апсиду с обоих концов, подобное расположение, как правило, не было заметно в другом месте. Ещё одной особенностью храма являются его правильные пропорции, квадратный план перекрёстной башни, предоставляя модуль для остальной части плана. Обе эти характерные черты можно увидеть в прото-романской церкви Святого Михаила в Хильдесхайме 1001 — 1030 года.
В 10 веке и до более позднего влияния аббатства Клюни архитектура романского стиля также одновременно развивалась на севере Италии, в разных частях Франции и на Пиренейском полуострове. Стиль, иногда называемый первым романским или ломбардско-романским, характеризуется толстыми стенами, отсутствием скульптуры и присутствием ритмичных декоративных арок, известных как ломбардная полоса.
Санта-Мария-ин-Космедин, Рим (8 — начало 12 века) имеет план базилики и множество античных римских колонн.
фото в подготовке
Дворцовая капелла Карла Великого в Ахене, 9 век, создана по подобию византийской церкви Сан-Витале в Равенне.
Романская архитектура Франции
Огромный вклад Франции в развитие романской архитектуры связан с организацией и планировкой алтарной части церковных строений. Так, появление венца капеллы связывают с установлением традиции ежедневного чтения мессы. Первым зданием с таким нововведением считается церковь при бенедиктинском монастыре «Сен-Флибер», построенная в XII в.
Романский стиль в архитектуре Франции постепенно приспосабливался к условиям окружающей действительности. Например, чтобы защитить постройки от постоянных набегов мадьяр, создали огнеустойчивые конструкции; для размещения большого числа прихожан постепенно перестроили и переделали внутреннее и внешнее пространство соборов.
Региональные стили
Хорватия
Доороманская церковь St Donatus в Задар, с 9 века.
В 7 веке Хорваты, с другим славяне и Аварцы, приехали из Северной Европы в регион, где они живут сегодня. Первые хорватские церкви были построены как королевские святилища, а влияние римского искусства было самым сильным в Далмации, где урбанизация была самой большой. Постепенно этим влиянием пренебрегли и появились некоторые упрощения и переделки унаследованных форм и даже создание оригинальных построек.
Все они (дюжина больших и сотни маленьких) были построены из грубо ограненного камня, окаймленного снаружи толстым слоем солода. Большие церкви продольные с одной или тремя нефы подобно Церковь Святого Спасения (хорватский: Crkva Sv. Спаса) у истока реки Цетина, построенный в 9 веке, вместе с Церковь Святого Креста в Нин. Самая большая и сложная центральная церковь IX века посвящена Святой Донат в Задар.
Алтарь перила и окна этих церквей были украшены прозрачными неглубокими нитями орнамент это называется плетер (имеется в виду сорняк), потому что струны были продеты и продеты через себя. Мотивы этих рельефов были взяты из римского искусства; иногда рядом с этим украшением появлялись фигурки из Библии, например помощь в Святой Неджелице в Задаре, а затем они были покорены своим образцом. То же самое произошло с гравюрами раннего хорватского письма — Глаголица. Вскоре на смену глаголице пришли латинский на алтарных рельсах и архитравы старохорватских церквей.
От Коронная церковь Король Звонимир (так называемый Полая церковь в Солин ) идет алтарная доска с фигура хорватского короля на троне с Каролингский корона, слуга рядом с ним и подданный поклонились королю.
Присоединившись к Венгерский короны в двенадцатом веке, Хорватия потеряла свою полную независимость, но она не потеряла своих связей с югом и западом, и вместо этого это обеспечило начало новой эры Центральноевропейская культурное влияние.
Англия
В Благословение святого Этельволда, Англосаксонская иллюминированная рукопись.
Англосаксонское искусство охватывает период со времен Король Альфред (885), с возрождением английской культуры после окончания набегов викингов, до начала 12 века, когда Романское искусство стало новым движением. До короля Альфреда Хиберно-саксонский культура, производящая в Островное искусство слияние англосаксонских и кельтских техник и мотивов, которое в значительной степени прекратилось в Ирландии и Северной Англии с Викинг вторжения. Англосаксонское искусство сегодня в основном известно благодаря иллюминированные рукописи и слесарные работы.
Франция
После распада Каролингской империи Франция раскололась на ряд враждующих провинций, так что без какого-либо организованного имперского патронажа французское искусство 10-го и 11-го веков локализовалось вокруг крупных монастырей и им не хватало изысканности, присущей двору .
Множество региональных стилей были разработаны на основе случайной доступности каролингских рукописей (в качестве моделей для рисования) и наличия странствующих художников. Монастырь Saint Bertin стал важным центром под своим настоятелем Odbert (986–1007), создавший новый стиль, основанный на англосаксонских и каролингских формах. Близлежащее аббатство Святой Вааст создал ряд работ. На юго-западе Франции на монастырь святого военного в Лимож ряд рукописей был выпущен около 1000 года, как и в Альби, Фижак и Сен-Север-де-Рустан в Гасконь. В Париже развился стиль в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре. В Нормандия новый стиль развивался с 975 года.
Испания и Португалия
Часовня Святого Фрутуозо в Брага, Португалия.
Первая форма прероманского стиля в Испания и Португалия был Вестготское искусство, что привело к последнему Мавританская архитектура и развитые ювелирные изделия.
После мавританской оккупации доманское искусство сначала сократилось до Королевство Астурия, единственное христианское царство в этом районе в то время, которое достигло высокого уровня художественной чистоты. (Видеть Астурийское искусство ). Христиане, жившие на мавританской территории, Мозарабы, создали свой архитектурный и световой стиль, Мосарабское искусство.
Лучше всего сохранившийся вестготский памятник в Португалия это Часовня Святого Фрутуозо в Брага.
Италия
Южная Италия извлекла выгоду из присутствия и взаимного обогащения византийцев, арабов и норманнов, в то время как север в основном контролировался сначала каролингами. В Норманны в Сицилии решили заказать византийские мастерские для украшения своих церквей, таких как Монреале и Соборы Чефалу где полные иконографические программы мозаика выжили. Были созданы важные фрески и иллюминированные рукописи.
Раннее Средневековье
Эпоха Античности завершилась в 476 году с крушением Западной Римской империи в результате нашествия варварских племен. Варвары, жившие в условиях родоплеменного строя, встретились с высокоразвитой античной цивилизацией и вытеснили ее с территорий Западной Европы.
С нашествием варваров в мировой истории начинается новый период – Раннее Средневековье, продлившийся с V по X век, для которого характерны следующие особенности:
- Образование множества варварских королевств на обломках античной цивилизации.
- Упадок культуры на большей части европейских территорий.
Это было связано с тем, что варварские племена во многом отставали в своем развитии от античного мира, поэтому великое переселение народов повлекло за собой разрушение культурных ценностей во всей Западной Европе. Единственной наследницей античной культуры осталась Византия – Восточная Римская империя, уцелевшая под натиском германцев.(Римская империя раскололась на Западную и Восточную и Восточная Римская империя получила новое название – Византия).
- Распространение христианства. Христианство стало официальной религией для множества германских народностей: франков, англосаксов, готов и прочих.
- Формированиеевропейских народностей: испанцев, французов, англичан, итальянцев. Побежденное местное население постепенно смешивалось с племенами завоевателей: англами, саксами, лангобардами, готами, вандалами, гуннами, кельтами, фракийцами, сарматами и прочими.
- Разложениерабовладельческого строя и начало эпохи феодализма.
Феодализм – общественный строй Средневековья, основанный на жесткой иерархичности общества игосподстве натуральногохозяйства.
Феодальная иерархия в Средние века представляла собой систему соподчиненных отношений, при которой вышестоящий по рангу феодал назывался сеньором (герцог, граф), а нижестоящий – вассалом (борон, рыцарь). Отношения сеньора и вассала строились на взаимной выгоде: сеньор выдавал земельные владения вассалу взаменза его верную службу. Такое владение получило название «феод», его владельца стали называть «феодал». Феодалы были практически независимы от короля и подчинялись только своему сеньору. Этому способствовало господство натурального хозяйства. Крестьяне, проживавшие на землях феодала, несли в его пользу многочисленные повинности, обеспечивали своего господина необходимыми продуктами питания и вещами.
Государства Раннего Средневековья
Большинство варварских королевств, сложившихся в эпоху Раннего Средневековья,вскоре навсегда исчезли с карты мира. Однако Франкское государство, которое распалось в 9 веке, дало начало существованию современной Франции, Германии, Италии.
К середине 5 века франки разгромили последнего римского наместника и подчинили себе территории Северной Галлии. Здесь, возглавляемые королем Хлодвигом, они основали крупнейшее в Европе государство. Наибольшего величия Франкское королевство достигло при правлении Карла Великого, жившего с 747 по 814 год. Карл вел войны с саксами, аварами, славянами, данами, лангобардами. В конце концов, он покорил эти племена, значительно расширил территории своего государства, превратил Франкское королевство в могущественную империю.
После смерти Карла Великого в истории Европы начался период феодальной раздробленности. В 843 году в городе Вердене внуки Карла подписали соглашение о разделе Франкской империи. В результате образовалось 3 королевства, в границах которых позже возникли Франция, Германия, Италия.
Картина
Первоначально хорватское переплетение было окрашено, обычно каждая струна окрашивалась в ярко-желтый, красный или синий цвет. Поскольку настенные росписи, которые упоминаются в нескольких буквальных источниках (например, портреты династии Трпимировичей в церкви Св. Георгия в Путале выше, Каштель Сучурац ) не сохранились, это всего лишь один из видов хорватской дороманской живописи.
Значительное количество церквей кодексы сохранились. Они были сделаны в пергаме с дороманским миниатюры высокого качества и техники. Самый старый из них Разделенный Бревиарий который был написан и расписан с 8 по 11 век на основе знаменитых Бревиариев докаролингской эпохи. В Загреб Существует Liber psalmorum который был освещен в Бенедиктинский стиль от прежний Майон архиепископа Сплитского Павла (ок. 1015–1030). В Ватикан есть Бревиарий, также выполненный в бенедиктинском стиле Монте-кассино (инициалы переплетенных листьев, переплетения и головы животных), который происходит из монастыря Святого Николая в Осоре. Тот же стиль освещения, который мы можем найти в Breviars в Трогир, Шибеник и Дубровник но есть много, что было записано (например, 47 книг только в одной церкви монастыря Святого Петра в Секе), но не сохранилось.
Архитектурные стили античности
Античность — это Древний Рим плюс Древняя Греция.
Древнегреческий стиль
Греки возводили много храмов для жертвоприношений богам. Они заложили основу европейской архитектуре, которая служила примером для всего мира. Их высокотехнологичные системы для пропорций и стиля, используя математику и геометрию создавали внешнюю гармонию и красоту. Заменив ещё в архаическую эпоху дерево на белый мрамор и известняк, греки строили благородные и прочные здания. Можно поделить на следующие периоды:
- архаический,
- классический,
- эллинизм.
Античный греческий архитектурный стиль: храм Геры (возр. 460 до н. э.) в Пестуме, Италия (ошибочно называемый Нептуна или Посейдона).
Отмечены периоды архитектуры Древней Греции рождением трёх стилей: дорическим, ионическим и коринфским.
- В архаике — дорический и ионический.
- Во времена классики добавился коринфский.
- Эллинизм использует все три.
Читайте краткий обзор архитектурных стилей Древней Греции.
Древнеримский стиль
Древнеримская архитектура — это форма этрусского зодчества. Этому стилю присущи величие, мощь и сила. Сильное влияние на неё оказали греки. Отличается монументальностью, множеством украшений и пышной отделкой зданий, строгой симметрией.
Римляне строили большинство зданий для практических целей, а не храмы, как в Греции. Читайте об архитектуре Древнего Рима коротко. Описана история, применяемые материалы, технологии и градостроительство.
Древнеримский архитектурный стиль: Пантеон, Санта-Мария ин ВИА лата, Рим, Италия
Франкское королевство
Самое известное государство эпохи Средневековья – Франкское королевство. Это государство образовалось в 486 году. Его основателем считается вождь Хлодвиг I (рис. 3), который жил вместе со своими племенами на территории нынешней Северной Франции и Бельгии. Он находился у власти около четверти века. За это время ему удалось подчинить себе огромные территории. Франкское государство сумело не просто выстоять в тяжелых условиях, но и самому организовывать успешные захватнические экспедиции. Большую роль в процессе подъема этого государства сыграл тот факт, что был принят свод законов, известный как Салическая правда. Она должна была защищать интересы всех слоев населения: не только франков, но и всех остальных, к примеру жителей Римской империи, несмотря на то что это государство уже полвека не существовало.
Рис. 3. Хлодвиг I (Источник)
По имени легендарного предка Хлодвига, Меровея, вся династия получила название Меровингов. Вожди-Меровинги достаточно быстро приобретают королевский статус. Этим они обязаны своим военным успехам. Помимо этого, священнические функции короля были очень важны. В VII веке короли Франкского государства постепенно теряют свои военные полномочия. Эти полномочия сосредотачиваются в руках вождей более низкого ранга, а всё управление государством переходит в руки майордомов – старших сановников дворца времен Меровингов. Фактически все рычаги власти из рук королей передавались майордомам.
Майордомов не устраивало то, что они обладали властью реальной, но при этом не обладали властью номинальной. В 687 году майордом Пипин Геристальский захватил власть в собственные руки. В 751 году его потомки уже приняли королевский титул. Таким образом, короля династии Меровингов низложили, лишили власти. К власти пришла другая династия, по имени своего основателя она получала название Пипиниды. У этой династии был очень яркий и известный представитель – Карл Великий. Поэтому в историю эта династия вошла под названием династия Каролингов. Им приходилось защищать свои интересы не только от королей, которые все еще продолжали претендовать на систему политического управления, но и от многочисленных набегов
В 732 году состоялось важное событие, сыгравшее важную роль в истории всей Европы. Один из арабских отрядов в 732 году был отправлен для завоевания государства франков
Сражение, состоявшееся между арабским отрядом и войсками Карла Мартелла (правителя Франкского государства, рис. 4) произошло около местечка Пуатье. Эта битва считается финальной точкой в истории арабских завоеваний Европы. После этого похода, оказавшегося неудачным, арабы отказались от идеи завоевывать европейские территории. Вплоть до 1492 года арабские государства сохраняются в Европе только на территории современных Испании и Португалии.
Рис. 4. Статуя Карла Мартелла (Источник)
Преемник Карла Мартелла – Пипин III Короткий (741–768) (рис. 5) – распространил свое влияние не только на Южные территории Франции, но и на территорию Италии. Именно Пипин Короткий начал проводить активную деятельность по подчинению себе политики Папы Римского. Римские священники нуждались в поддержке со стороны мощных правителей северо-западной Европы. Поэтому в эпоху Пипина Короткого возникает идея создания единого государства, которое объединяло бы территорию Франции и нынешней Италии. Но реализовать эти идеи в то время было абсолютно невозможным. Пользуясь поддержкой Папы Римского, Пипин Короткий отстранил от власти реального короля Хильдерика III, он был последним представителем династии Меровингов. Хильдерик III был отправлен в монастырь, а его место в звании официального короля занял Пипин Короткий.
Рис. 5. Пипин Короткий (Источник)
Определение
Согласно Оксфордскому английскому словарю слово «романский» (romanesque) означает «происходящий из Древнего Рима» и впервые было использовано в английском языке для обозначения того, что теперь называется романскими языками (впервые цитируется в 1715 году). Французский термин «романский» (romane) впервые использовал в архитектурном смысле археолог Шарль де Жервиль в письме от 18 декабря 1818 года к Огюсту Ле Прево чтобы описать, что он считает «испорченной романской архитектурой». В 1824 году друг Жервиля Арсис де Комон позаимствовал обозначение «романский», чтобы описать «пришедшую в упадок» европейскую архитектуру V-XIII веков в Essai sur l’architecture religieuse du moyen-âge, particulièrement en Normandie, в то время, когда фактические даты многих зданий, описанных таким способом, не были установлены:
«Название романская мы дали архитектуре, которая должна быть универсальной, так как она везде подобная с небольшими местными различиями, а также имеет преимущество происхождения и не является новой, поскольку уже используется для описания языка того же периода. Романский язык не является вырожденным латинским языком. Латинский язык является вырожденным романским языком. Романская архитектура не является вырожденной архитектурой Древнего Рима. Архитектура Древнего Рима является вырожденной романской архитектурой».
Впервые напечатано в работе Уильяма Ганна «Расследование происхождения и влияния готической архитектуры» (Лондон, 1819 год). Это слово Ганн использовал, чтобы описать стиль, который опознавался средневековым и служил прообразом готики, но сохранил округлую римскую арку и, таким образом, казалось, был продолжением римской традиции строительства.
В настоящее время термин используется для более ограниченного периода с конца X до XII века. Термин «дороманский» иногда применяется к архитектуре Германии периода Каролингов и Саксонской династии и вестготского, мосарабского и астурийского строительства между VIII и X веком на Пиренейском полуострове, при этом «первый романский» применяется к зданиям на севере Италии и Испании и части Франции, которые имеют романские черты, но до сих пор предшествуют аббатству Клюни.
Примеры франкских построек
Меровингов, Каролингский и Оттонский
Цифровая реконструкция дворца Ингельхайм, 800.
Церковь Святого Михаила, Хильдесхайм, 1031.
Реконструкция Карл Великий дворец в Аахене, 800.
- Баптистер де Рие построен в 4, 5 и 7 веках
- Фрежюсский собор около 450 г. н.э.
- Склеп Сен-Лорана Гренобль около 500
- Собор Экс около 500 г., баптистерий, построенный Меровингов
- Баптистер Сен-Жан 507
- Baptistère de Venasque около 500
- Аббатство Сен-Жермен-де-Пре около 540
- Радегонд де Пуатье Могила св. Радегунды 587
- Аббатство Жуар 630, склеп Меровингов
- Клостер Райхенау 724
- Бенедиктинский монастырь Святого Иоанна, Müstair 780
- Гранустурм 788, 20-метровая башня в Аархене
- Лоршское аббатство, шлюз, (ок. 800)
- Палатинская капелла в Ахене (Экс-ла-Шапель) (792–805)
- Императорский дворец, Ингельхайм 800
- Ораторское искусство епископа Теодульф Орлеанский в Germigny-des-Prés 806
- Санкт-Урсмар Соборная церковь в Лоббс, Бельгия (819–823)
- Святой Михаил, Фульда, ротонда и склеп (822)
- , Штайнбах (827)
- Церковь Святого Юстина, Франкфурт-Хёхст (830)
- Хильдесхаймский собор, оригинальная сборка (872)
- Schloss Broich 883–884, Каролингская крепость
- Замок Бройх, Мюльхейм на Руре (884)
- Аббатство Корви (885)
- Сент-Джордж, Оберцелль в Остров Райхенау (888)
- Санкт-Георг (Райхенау-Оберцелль) 900
- Санкт-Йоханнис (Майнц) 910
- Церковь Святого Филиберта, Турню 950
- Святой Кириак, Гернроде 969
Оттонский и священная Римская империя
- Майнцский собор начало 991 и 994 годов и сохраняет некоторую структуру этого периода.
- Михайловская церковь Хильдесхайм, 1031 г.
Историческое прошлое
Селестин Медович, Прибытие хорватов, до 1920 г., Хорватский исторический институт, Загреб.
Хорваты переселились из северной Европы вместе с другими славянами и аварами в район бывших римских провинций Паннония, Далмация и Истрия, где они живут по сей день. Там они основали несколько княжества: Паннонская Хорватия на севере вокруг реки Сава, и Далматинская Хорватия вдоль западного и южного Адриатика морской берег. Вместе они были известны как Белая Хорватия, а к востоку были средневековые княжества в южной Далмации которые иногда коллективно назывались Красная Хорватия.
Хорваты были развиты до стадии железного века, и они не знали, как пользоваться богатствами римских городов, поэтому они населяли не сам город, а его пригороды (например, речной остров в дельте реки Ядро рядом с городом Салоны). Хорваты ассимилировали аваров, приняли христианство, а правящий состав научился говорить и писать на латыни. Хорваты приняли христианство от франков с запада и от Византии с востока. Большинство княжеств обратились в христианство в 9 веке, за исключением Пагании, которая была верна древнеславянской мифологии до 13 века.
Хорватское переплетение с надписью герцог Бранимир Имя с 880 года.
Первый хорватский правитель, признанный папа был герцог Бранимир, которого назвал папа Иоанн VIII dux Chroatorum в своем письме 879 г. Королевство Хорватия, Томислав от Дом Трпимировича был коронован около 925 года как rex Chroatorum и он объединил Паннонское княжество и Прибрежное Хорватское герцогство в респектабельную средневековую страну, достигшей своего пика во время правления Петар Крешимир IV (1058-1074).
Во времена хорватских правителей страной редко управляли с одного места, и королевский двор переезжал из города в город, в котором находился королевский замок. Самые важные королевские города были Нин, Биоград-на-Мору и Книн. Другие более крупные города были Задар, Расколоть, Крк, Осор, Трогир, Стон и Дубровник, в которых проживало большое количество коренного римского населения, в конечном итоге хорватизировались.
После смерти последнего правителя из династии Трпимировичей в 1091 году большая часть хорватской знати приняла Венгерский король Коломан как король единого королевства Хорватии и Венгрия, заявленное сделкой Pacta Conventa с 1102 года. В Венгерском королевстве, в Хорватии все искусство уже имеет все характеристики романского стиля.
Оттоновское возрождение
В конце X века на первый план в Центральной Европе выступает Германия, и особенно ее восточная часть — Саксония, оказавшаяся в благоприятном положении, далекая от больших рек, по которым норманны пускались в свои разбойничьи набеги. Здесь с начала X века воцарилась саксонская династия королей, и уже в 962 году один из них — Оттон I — коронуется в Риме, положив начало Священной Римской империи германской нации. Сильная монархическая власть, обеспечившая Германии не только мир и спокойствие, но и политическое преобладание в Европе, содействовали расцвету культуры.
Саксонские земли были очень удалены от Рима, и никаких следов античности, как это было на территории империи Карла Великого, там не существовало. Поэтому Оттон I и его преемники не имели последовательной программы возрождения античных традиций, хотя и опирались, как Карл Великий, на авторитет Рима. Однако каролингская эпоха оставила в наследство искусству X века достаточное количество ценных художественных идей, да и само новое столетие предъявляло к культуре и искусству свои требования. В отличие от Каролингов, империя Оттонов не имела единого культурного центра, развитие литературы и искусства было связано главным образом с монастырями и епископскими городами. Ряд исследователей рассматривает оттоновское искусство как раннюю стадию романики.
Укрепление позиций церкви привело к интенсивному церковному строительству. На покоренных землях Восточной Германии, в Саксонии, интенсивно строятся суровые и неприступные монастыри, которые были форпостами христианства на востоке Империи, в зоне непрерывных военных столкновений. Заказчиками оттоновского искусства, как и каролингского, под заметным влиянием которого оно сформировалось, были императоры и церковные иерархи. Изображения этих высокопоставленных особ сохранились в миниатюрах рукописей; среди них, кроме представителей правящей династии, — епископы Эгберт Трирский, Бервард Хильдесхаймский, Герон (будущий архиепископ Кельна); аббаты Рембольд из монастыря Сент-Эммерам и Гумберт Эхтернахский, аббатиссы Хитда из Мешеде и Ута из Нидермюнстера.
Изобразительное искусство «оттоновской», как ее называют, эпохи было еще более новаторским, чем архитектура. В нем еле заметны следы воздействия античных форм, зато вполне определились многие специфические черты средневекового искусства. Изобразительное искусство теперь предназначено поучать народ, и его отличает графическая наглядность. Здесь берет свое начало та дидактичность средневекового церковного искусства, та его адресованность широким массам верующих, которая стала одним из его главных признаков в романскую и готическую эпоху. Крупнейшие рукописные мастерские эпохи Оттонов находились в Регенсбурге, Рейхенау, Кельне, Эхтернахе, Фульде. Самые роскошные и богато иллюстрированные рукописи изготовлялись в монастырских скрипториях, чаще всего Райхенау или Эхтернаха.
От скульптуры этого времени до нас дошли в основном распятия и реликварии; традиции художественного литья были продолжены создателями бронзовых врат Хильдесхаймского и Майнцского соборов.
Как отличить романский стиль от готики?
Готический стиль тоже стиль Средневековья. Он сменил романский стиль в начале 13 века. Но его создание и внедрение происходили постепенно, ещё в 12 веке.
Поэтому многие сооружения содержат в себе проявления обоих стилей. Начало их строительства приходилось на эпоху романского стиля, а достраивались они уже под влиянием готики.
Основное отличие стилей — в их предназначении. В период романского стиля сооружения были невысокими и мощными, а основной их целью было служить как убежище и защищать от врага.
То были церкви-замки, внушительные неприступные соборы, неприметные базилики, которые сливались с пейзажем.
Но в период готики защита была уже не так важна. Поэтому расширялись окна, строились более высокие сооружения, применялись декоративные элементы.
Готика заимствовала у романского стиля крестовый свод на потолке.
Сводчатый потолок Святой капеллы (Сент-Шапель) в Париже. Большие витражные окна капеллы, которые разделены тонкими колоннами, указывают на готический стиль постройки.
Только раньше, чтобы потолок не обрушился, архитекторам приходилось делать очень толстые стены, которые смогли бы удержать на себе вес потолка. В период готики вес потолка переносится наружу. К сооружению пристраивается дополнительная конструкция, которая служила опорой.
Благодаря этому архитекторам удалось уменьшить толщину стен и увеличить двери и окна.
Основные отличия:
Романский стиль | Готика |
Основные сооружения: базилики, соборы, церкви, замки | Помимо церквей и собор строятся дворцы, частные дома богатых людей |
Достаточно низкие сооружения | Высокие сооружения с остроконечными элементами |
Толстые стены с узкими окнами и дверьми, чтобы было легче обороняться, а врагу — сложнее попасть внутрь | Тонкие стены, большие ажурные окна, большие двери. Свет играл важную роль |
Сводчатые потолки | Сводчатые потолки с тонкими стенами |
Полукруглые арки | Стрельчатые арки |
Почти полное отсутствие декора | Каменная резьбы, ажурные окна. В период поздней готики строения делаются как можно более простыми, а вот декор, наоборот, усложняется |
Идеология — религия | Идеология — религия и мистика |
Примеры готики в архитектуре
Солсберийский собор, Англия, построенный в готическом стиле.
Миланский собор в Италии. О готике говорят остроконечные шпили и ажурность деталей.
Брюссельская ратуша, Бельгия
Обратите внимание на декоративные элементы башни и ажурность окон.
Читайте про другие архитектурные стили: Барокко и Рококо.