В чем средневековье было лучше современного мира

Ловелас

А это слово появилось в нашем лексиконе, благодаря не реальному, а вымышленному персонажу. Сэр Роберт Ловелас был описан в романе Сэмюэла Ричардсона «Кларисса, или История молодой леди» еще в 1748 году. История базируется на соблазнении красивым аристократом главной героини, наивной 16-летней Клариссы Харлоу.

Роберт Ловелас уговаривает Клариссу сбежать. Художник: Фрэнсис Хейман

А фамилия это литературного персонажа с тех пор превратилась в нарицательное имя. Так стали называть соблазнителей, которые ищут любовных приключений и побед. Интересно, что на самом деле в правильной транскрипции Robert Lovelace звучит, как Лавлейс, но в нашем языке закрепилось слово «ловелас».

Яркость и острота жизни

Человеческие чувства выражались более непосредственно. Душа не скрывала чувств, а разум не старался их подавлять. Радость и горе, смех и слезы, нищета и богатство демонстрировались всенародно без стеснений и страха. Ритуал пронизывал всякое действие или поступок, «возвышая их до прочего внеземного стиля жизни».

Как отмечал один из главных исследователей эпохи Йохан Хёйзинга, все стороны жизни тогда выставлялись напоказ.

Это касалось не только самых важных событий жизни человека (рождения, брака и смерти, достигавших блеска мистерии), но и общественных мероприятий: торжественной встречи короля или казни, которая становилась не только нравоучением, но и ярким зрелищем.

Конечно, жизнь средневекового человека не отличалась красотой сама по себе. Условия жизни без электричества, канализации и отопления были далеки от того, чтобы называться прекрасными, а потому красоту необходимо было создавать искусственно.

Осень Средневековья

Пожалуй, одним из самых значимых серьёзных конфликтов средневековой Европы была Столетняя война. Кровавое столкновение Англии и Франции, продолжавшееся с 1337 по 1453 год, вызвали династические споры: короны Плантагенетов и Капетингов были неразрывно связаны. Английский монарх имел вассалов во Франции, и между подданными двух королей происходили постоянные конфликты. Также Эдуард III был одним из реальных претендентов на французский трон, но, согласно Саллической правде, наследовать престол могли лишь родственники по мужской линии, коими являлись представители династии Валуа. На полях Столетней войны сложили свои головы ярчайшие представители европейского рыцарства. Это столкновение стало полигоном для испытания новых тактик боя и видов вооружений.

На фоне военных действий проходили серьёзные социальные и демографические катаклизмы: набирала обороты эпидемия чумы, жакерия во Франции 1358 года и восстание Уота Талера 1381 года в Англии. Совершенно разные и драматичные периоды столкновения Франции и Англии подарили миру легендарных личностей. Это Бертран Дюгеклен, Жанна д’Арк, Чёрный принц, Генрих V и многие другие. Несмотря на военные успехи англичан и захват Парижа, армия французского монарха сумела постепенно отвоевать захваченные территории. Конфликт подошёл к концу, когда за англичанами во Франции оставался единственный порт Кале. Два государства вступили в фазу централизации. Англия погрузилась в войну Алой и Белой розы, а французский король Людовик XI вступил в схватку с одним из могущественных соперников объединения — бургундским герцогом Карлом Смелым.

Помимо бурления внутри Западной и Восточной Европы, с Востока к европейским границам во второй половине 14-го века подбирались турки-османы, которых использовала в своих внешнеполитических играх слабеющая Византия. В 1389 году на Косовом поле османы одержали победу над войском балканских князей и тем самым узаконили своё право на владение этим регионом. Венгрия и Священная Римская империя фактически сразу отреагировали на появление у своих границ мусульманских завоевателей: на рубеже 14−15 веков европейским крестоносцам так и не удалось сдержать османов на Балканах.

Султаны грезили о захвате Константинополя и византийских владений, но османам постоянно что-то мешало: то в 1402 году под Анкарой турецкие войска разбил Тамерлан, то преградой становился очередной крестовый поход из Европы и попытка объединения Византии с католическим Западом. Но 29 мая 1453 года Византийской империи не стало: султан Мехмед II штурмом взял Константинополь.

Именно с этим событием часто связывают финал эпохи Средних веков. Однако конечная точка всё равно не до конца осязаема, ведь множество явлений и институтов общественной жизни сохранились вплоть до Первой мировой войны. Ряд французских историков вполне справедливо поддерживают концепцию «долгого Средневековья». Но, безусловно, такие явления, как Великие географические открытия, книгопечатание, Ренессанс и Реформация возвестили о наступлении иных времён.

Выделяемые периоды

Краткое сообщение о Средних веках следует начать с периодизации эпохи. В исторической науке принято выделять 3 периода:

  1. Раннее (архаика). Охватывает время с 4−5 веков до середины 11-го столетия, когда подавляющее население жило в средневековых деревнях. Завершается до начала Крестовых походов. Развивается литература, народное творчество, именно в это время создаются саги, кельтская мифология. Влияние христианских догм пока неощутимо.
  2. Зрелое (классика). Это Средневековье в понимании большинства. Судьбами людей владеет церковь, продолжительность периода — 11−15 вв. Для этого периода характерно развитие литературы (героический эпос, куртуазные романы). Велика власть церкви, практически все жители Европы становятся верующими и регулярно посещают церкви. Стабилизируется торговля Запада и Востока, идет культурный и промышленный обмен. В Европу попадают пряности, роскошные ковры, фарфор и шелк. Именно в этот период возникает рыцарство.
  3. Позднее (ренессанс). Время протекания различается по странам. В Италии это вторая половина 14-го века, в Англии, Франции и Испании — 15−16 вв. Проходят массовые восстания крестьян, Европа сталкивается с эпидемией чумы, основное событие эпохи — Столетняя война.

Первоначальный смысл

Сегодня существует много пословиц и поговорок, в которых изначально было заложено нечто иное. Потому изучение сути таких изречений вызывает интерес у многих людей.

«Сделал дело, гуляй смело»

Эту пословицу придумали много лет назад. Наши предки заметили, что если своевременно не выполнить работу, то весьма вероятна неудача. К примеру, если не утеплить вовремя дом, зимой можно замерзнуть. Труд не любит промедления, потому во всем нужна дисциплина. Сейчас это выражение часто используют родители школьников, чтобы вразумить детей не откладывать уроки на потом.

«Повторение – мать учения»

Это выражение было позаимствовано из латыни. Его автором считается древнеримский поэт Овидий. Изначально фраза звучала иначе: «Повторение – мать учения и утешение дураков». Однако со временем пословица потеряла вторую часть.

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»

Это выражение пришло из средних веков. Оно означает неблагоприятные изменения, неудачи, разочарование. За неделю до 25 ноября в день Великомученика Георгия, который покровительствовал земледельцам, и неделей позже у крестьян была возможность переходить к новому помещику. Когда Иван Грозный умер, их лишили этого права, закрепив на земле. В тот период была придумана эта фраза.

«Медвежья услуга»

Эта пословица означает неумелую помощь, которая приносит больше вреда, чем пользы. Выражение позаимствовано из басни Жана де Лафонтена «Медведь и садовник». Там медведь отгонял муху спящего человека. В итоге он разбил несчастному камнем голову. Сегодня эту фразу часто произносят учителя, когда один ученик дает другому списать работу с ошибками.

«По одежке встречают, по уму провожают»

Эта фраза тоже пришла из народа. Так говорят, когда внешний вид не отвечает внутренним качествам человека. Сначала он может запомниться красивой одеждой, однако людям намного важнее ум и доброта.

«Жизнь прожить – не поле перейти»

Эту фразу придумали бедные крестьяне, которые постоянно трудились на полях. Переход поля был для них обыденным делом. При этом жизнь крестьяне считали сложной.

Кто придумал пословицы и поговорки?

Первые изречения появились очень давно. Можно сказать, что их создал простой русский народ. Многие известные изречения встречаются в древних летописях и других произведениях. В качестве примера стоит привести «Слово о Полку Игореве», которое было создано в двенадцатом веке.

К тому же с двенадцатого века стали создаваться особые рукописные сборники с большим количеством пословиц. В образных и мудрых высказываниях русский народ фиксировал обычаи, нравы и традиций. Люди использовали такие выражения для высмеивания врагов и негативных черт характера. Поздние пословицы были позаимствованы из литературных произведений русских и иностранных авторов. Почти все поговорки тоже взяты из разных художественных творений.

На какие вопросы отвечает эта книга

КТО И КОГДА ПЕРВЫМ ИСПОЛЬЗОВАЛ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ «СРЕДНИЕ ВЕКА»?

Словосочетание «Средние века» первым использовал итальянский историк Флавио Бьондо в пятнадцатом столетии. См. главу I

КОГДА В РИМЕ НАЧАЛАСЬ «ЭПОХА СОЛДАТСКИХ ИМПЕРАТОРОВ»?

Римляне подчас решали вопрос власти радикально: свергая неугодных императоров и назначая новых. Именно так началась «эпоха солдатских императоров», или «кризис III века», когда многие правители приходили к власти, как говорится, на плечах легионеров. См. главу II

КАКУЮ ЭПОХУ ПРОЗВАЛИ «КАРОЛИНГСКИМ ВОЗРОЖДЕНИЕМ»?

При Карле Великом в государстве франков открывались школы, библиотеки, монастыри – и в итоге ученые даже прозвали период правления Карла и двух его потомков – Людовика Благочестивого и Карла Лысого – «каролингским возрождением». См. главу III

ЧТО ОЛИЦЕТВОРЯЛИ ФОРМЫ ГОТИЧЕСКОГО СОБОРА?

Они стали олицетворением души, стремящейся к небесам, символом «небесного царства на земле». См. главу IV

ЧТО ТАКОЕ ОММАЖ?

Процесс оформления вассалитета с символическими обрядами. См. главу V

ПРАВДА ЛИ, ЧТО «ОХОТА НА ВЕДЬМ» БЫЛА НАИБОЛЕЕ АКТИВНА ИМЕННО В СРЕДНИЕ ВЕКА?

Это не совсем так. «Настольная книга инквизитора» – «Молот ведьм», в которой было подробно расписано, как изобличить ведьму и что с ней делать – появилась только в 1480-х годах. См. главу VI

КАК СКЛАДЫВАЛИСЬ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ФЕОДАЛОМ И ЖИТЕЛЯМИ ГОРОДА, СТОЯВШЕГО НА ЕГО ЗЕМЛЕ?

Горожане в большинстве своем были лично свободны, но должны были платить налоги. А собирал их часто тот самый феодал, на землях которого возник город. См. главу VII

ПОЧЕМУ МНОГИЕ ПОСТУЛАТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ НАУКИ БАЗИРОВАЛИСЬ НА ТРУДАХ АНТИЧНОГО ФИЛОСОФА АРИСТОТЕЛЯ?

Созданная Аристотелем картина мира в общих чертах соответствовала той, которую представляли себе средневековые мыслители во главе со служителями церкви. См. главу VIII

КАКИЕ ОБЕЗБОЛИВАЮЩИЕ ЧАСТО ИСПОЛЬЗОВАЛИ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ВРАЧИ?

Сок и отвары различных растений, которые не столько снимали боль, сколько одурманивали – и сами по себе могли привести к необратимым последствиям. Позже начали использовать опий. Иногда больного перед операцией поили спиртным до бесчувствия. См. главу IX

КОГДА ПРОИЗОШЛА САМАЯ СТРАШНАЯ В ИСТОРИИ ЭПИДЕМИЯ ЧУМЫ?

Самая страшная по продолжительности, масштабам и результатам эпидемия чумы, или, как ее называли, «черной смерти», началась в 1346 году и охватила все государства Европы. Пик ее продолжался около семи лет. См. главу X

БЫЛ ЛИ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ФАСТФУД И КАК ОН ВЫГЛЯДЕЛ?

На улицах средневекового города продавалось множество разнообразных булок, пирогов, блюд из субпродуктов, которые готовили прямо при вас и которые можно было быстро купить и съесть, отправляясь на работу или возвращаясь из храма. См. главу XI

Мир глазами человека Средних веков

Человек средневековья — это всегда человек верующий. Причем, если мы говорим о Европе, то верующий в Христа и строго определенным образом.

Соответственно, для человека того времени были абсолютно ясны и очевидны следующие вещи:

  • Мир создан Богом.
  • Все в мире создано не случайно и имеет свой смысл.
  • Бог наблюдает за миром.
  • Этот мир — ни что иное как предбанник, зал ожидания перед настоящей жизнью.

Первый тезис, думаю, в расшифровке не нуждается. Скажу только, что за предположение, будто это не так, сжигали на кострах не только в Средние века, но и во времена куда более просвещенные.

А вот остальные — крайне любопытны.

Тёмные века — причина света Возрождения

Красота повседневной жизни считалась греховной, благодаря чему приобретала двойную притягательность, и если перед ней сдавались, то наслаждались как никогда страстно.

В искусстве религиозный сюжет спасал красоту от печати греховности. Если в Средние века в музыке и изобразительном искусстве видели смысл, только если они являлись частью почитания Христа, а вне церкви заниматься искусством было предосудительным. То уже Ренессанс, преодолев устаревшее представление о радостях жизни как о греховных, «стремится наслаждаться всей жизнью целиком».

Искусством становится вся жизнь, и даже самые неэстетичные формы преобразуются в высшее свидетельство красоты и любования.

В эпоху Нового Времени искусством начинают наслаждаться в отрыве от жизни, оно начинает возвышаться над ней, а сама по себе жизнь теряет эстетическое измерение. С этой потерей и связана тоска по средневековью, эпохой, в которой небо было выше, а трава зеленее. опубликовано econet.ru

Особые смыслы

Для средневекового человека случайностей не существовало. Например, если Бог создал какие-то животное, то, спрашивал себя средневековый человек, зачем? Наверняка чтобы преподать человеку какой-то урок (я подробно писала о животных того времени ).

Если Бог населил землю людьми, небо ангелами, а огонь отдал чертям, значит и вода не может пустовать — это ведь было бы нелогично! Поэтому в воде тоже должны жить водные люди.

Если на небе видны звезды, значит, Бог хочет таким образом передать человеку какое-то послание, верно? Поэтому люди Средневековья вглядывались в звезды и создавали гороскопы. Нельзя было допустить, что звезды никак не связаны с человеком и с этим миром, поэтому в них искали информацию о судьбах людей. Популярны были предсказания для младенцев, поиск знамений (человек родился в день падения метеорита — значит, ему уготована особая судьба).

Как измеряли время в Средние века?

В деревне

Поскольку жизнь деревенского большинства тогда была нетороплива, циклична, точно измерять время не было большой нужды. Малых отрезков времени вроде современного часа и тем более минуты долгое время вообще не существовало. Дневное время определяли по звону церковных колоколов, поведению животных и другим приметам. Ночное время чаще всего мерили израсходованными свечами. В монастырях время также могли измерять количеством прочитанных книжных страниц или молитв. Безусловно, в Средние века существовали песочные, водяные и солнечные часы, но они были далеко не у всех и тоже были неточны.

Даже если люди и использовали такие промежутки времени, как час, они были не такими, как современные. Например, богословы утверждали, что Адам и Ева находились в раю 7 часов, однако это время называли весьма продолжительным.

Французский медиевист Жак ле Гофф утверждает:

Легче всего время было определять по сельскохозяйственным работам — на средневековых витражах они даже изображали месяцы и времена года. Конечно, эти обычаи различались во Франции, Германии и Италии: где-то зимы были длиннее, и поэтому начало работ было отодвинуто на конец весны. Соответственно, и начало года, которое часто совпадало с началом таких работ, сдвигалось. Поэтому в зависимости от того, где находился средневековый человек, время протекало как бы неодинаково.

В церкви

Большую роль в измерении времени сыграли монастыри. Распорядок дня каждого монаха был строго определен, это позволяло лучше чувствовать время и различать его малые отрезки. Кроме того, при монастырях часто жили хронисты, или летописцы, и их записи, хоть и бывали неточными, но позволяли ориентироваться. Наконец, поскольку монастырь был настоящим микрокосмом с собственными складами продовольствия и виноградниками, там всегда был человек, который вел всю отчетность, что также требовало понимания времени.

В городе

Средневековый город был истинным лидером по измерению времени. Механические часы, хоть и без минутной стрелки, впервые появляются именно в пределах города как признак его благополучия и величия. Потребность города в такого рода изобретении возникла еще задолго до того, как часы стали устанавливать повсеместно. Любой город находился на пересечении торговых путей, ежедневно на рыночных площадях купцы со всех краев совершали сделки и назначали встречи. Время в пределах города буквально было эквивалентно деньгам. Кроме того, город как сосредоточение богатств бюргеров притягивал всякого рода новшества, ускорял прогресс, в том числе в измерении времени.

Средневековье не безразлично ко времени, как считал Марк Блок, просто это «другое время» — цикличное, божественно-историческое, но не современное. Оно неотделимо от сознания человека той эпохи, более того — оно проистекает из этого сознания, как ручей из горного источника. Чтобы стать абстрактным и независимым, средневековому времени понадобится пройти сложный путь сквозь научные открытия, а пока оно находится в руках Бога, изменчивое, скользкое и капризное. В конце концов время в глазах Средневековья не столько инструмент, сколько собственность божества.

Присоединиться к клубу

Кардиган

Под таким названием нам известна вязаная кофта с пуговицами и большим V-образным вырезом. Но любимый модниками предмет одежды появился не в голове кутюрье, а благодаря северным рыбакам еще в IX веке. Удобной одеждой пользовались простолюдины французы и англичане вплоть до середины XIX столетия. И тогда случилось нечто знаменательное – генерал Джеймс Томас Браднелл (он же граф Кардиган), приказал своим подчиненным для спасения от морозов надевать под военную форму вязанные жакеты. Помимо того, что они действительно помогали согреться, так еще и вырез, отсутствие воротника позволяли оставаться незаметными под формой. Одежда стала востребованной, а солдаты стали называть этот свитер с вырезом и пуговицами в честь графа, который и стал инициатором этой моды. Так слово «кардиган» стало общеупотребительным.

Джеймс Томас Браднелл (граф Кардиган)

Меценат

В настоящее время это явление является неотъемлемой частью благотворительности. Так называют обеспеченных людей, которые помогают деньгами культурным деятелям. Это могут быть писатели, поэты, художники, чье творчество по каким-то причинам не оценено по достоинству обществом или государством. Помощь же частного лица позволяет продолжать творить и открывать новые горизонты. А само слово произошло от имени богатого римлянина, Гая Цильния Мецената. Он являлся доверенным лицом самого императора Октавиана Августа. Под его покровительством Меценат и выделял немалые суммы на поддержку творческих людей, коих в Риме всегда было немало.

Тьеполо Джованни Баттиста. «Меценат представляет императору Августу свободные искусства»

Что мы узнали?

Мы узнали, что Средневековье – это уникальный исторический период по многим причинам: в частности, потому, что до сих пор ведутся споры о том, что такое Средние века с хронологической точки зрения. Была получена информация о том, на какие периоды делится Средневековье и какие отличительные черты имеет, а также каковы его социальные и культурные особенности. Были определены некоторые взгляды средневекового человека на мир и общество. Мы узнали, когда впервые появился соответствующий термин и кто его внедрил. Обозначено, что жизнь человека на протяжении всего этого времени была очень сложной, люди угнетались церковью – с одной стороны и природными факторами – с другой. В то же время эти беды подталкивали цивилизацию к развитию.

Яркость и острота жизни

Человеческие чувства выражались более непосредственно. Душа не скрывала чувств, а разум не старался их подавлять. Радость и горе, смех и слезы, нищета и богатство демонстрировались всенародно без стеснений и страха. Ритуал пронизывал всякое действие или поступок, «возвышая их до прочего внеземного стиля жизни».

Как отмечал один из главных исследователей эпохи Йохан Хёйзинга, все стороны жизни тогда выставлялись напоказ.

Это касалось не только самых важных событий жизни человека (рождения, брака и смерти, достигавших блеска мистерии), но и общественных мероприятий: торжественной встречи короля или казни, которая становилась не только нравоучением, но и ярким зрелищем.

Конечно, жизнь средневекового человека не отличалась красотой сама по себе. Условия жизни без электричества, канализации и отопления были далеки от того, чтобы называться прекрасными, а потому красоту необходимо было создавать искусственно.

Сэндвич

Карточные игры являются любимым занятием многих английских аристократов вот уже на протяжении долгих лет, это своеобразная традиция. Джон Монтегю, четвертый граф Сэндвич, живший еще в XVIII веке, особенно выделял для себя криббедж. За карточной забавой вельможа мог сидеть часами, но дабы не отвлекаться на прием пищи и утолять голод прямо за игрой, англичанин перекусывал двумя кусочками хлеба, между которыми поместился кусочек мяса. Это позволило утолить аппетит, но вместе с тем не пачкать рук касанием мяса. И если ранее подобная пищевая комбинация называлась просто бутербродом, то со временем ее прозвали сэндвичем, в честь азартного, но вместе с тем и любящего покушать, графа.

Джон Монтегю, четвертый граф Сэндвич

А вы — из средневековья?

Предлагаю маленький чек-лист.

(Опрос шуточный. Автора не бить).

  • Черная кошка перебежала дорогу. Это испортит вам день?
  • Вы родились в сентябре. Дата вашего рождения влияет на ваш характер и последующую судьбу?
  • Сегодня объявили ретроградный меркурий. У вас все посыпется из рук?
  • Вчера один человек толкнул и оскорбил другого. Сегодня у первого человека сломалась машина. Видите связь?
  • Женщина недобро посмотрела на ребенка. На следующее утро у ребенка поднялась температура. Она его прокляла?
  • Подруга рассказала, что наслала приворот на понравившегося ей мужчину. Вы посмеялись, но через неделю узнали, что они действительно стали встречаться. Приворот сработал?
  • Бабушка советует всегда прикреплять к изнанке одежды булавку — от сглаза. Вы следуете совету?
  • Вы идете вечером мимо кладбища. Стоит ли мысленно читать молитву — на случай, если там вас поджидают потусторонние твари?
  • Вы дома одни. В соседней комнате без причины с полки упала книга. У вас завелся домовой?
  • А гадания работают?

Если вы ответили «да» на семь или больше вопросов — скорее всего, вы — носитель магического мышления, характерного как раз-таки для Средних веков.

Бойкот

В настоящее время это слово уже употребляется не так часто. А ведь, помнится, в детстве не обходилось без бойкотов – такая форма наказания была очень обидной и жестокой. В политике же бойкот – добровольный протест с отказом от чего-то: торговли, отношений с организацией, людьми или страной. Это слово сперва появилось в английском языке, откуда попало и в наш. А обязано оно своим происхождением британскому офицеру Чарльзу Бойкотту.

Чарльзу Бойкотт

В 1880 год он, уже отошедший от службы и превратившийся в земельного управляющего, решил организовать сбор урожая с помощью наемных рабочих из соседнего графства. Было дано объявление. Все дело в том, что местные жители, недовольные предложенными условиями, ранее объявили забастовку. Рациональный подход управляющего им не понравился, вот почему было решено всячески игнорировать Бойкотта. С ним перестали здороваться, его демонстративно сторонились как на улице, так и в заведениях. Об этом ярком случае написала британская газета The Times, а хваткие журналисты быстро придумали глагол «бойкотировать», связанный с фамилией бедного управляющего.

Короткое замыкание

Важно понимать, что средневековый человек жил совершенно в другом мире, нежели мы. Его жизнь была пронизана божественной тайной, а потому любое явление расценивалось как знак свыше

Лев, орел, змей — не только настоящие животные, но символы, указывающие человеку путь к истине, которые значили больше, чем предметы сами по себе. Аллегоризм распространялся на все явления жизни и даже служил призывам к действию.

Часто, когда шум дождя вводит в транс, либо свет лампы преломляется определенным образом, мы тоже можем испытать другую гамму чувств, обычно скрытых в повседневной жизни и делах. Это дает нам ощущение бесконечной тайны мира и может сделать немного счастливее, вернуть в состояние, которое средневековый человек испытывал всегда.

Формализация жизни

Земная жизнь, облекаясь в эстетические формы, не только привлекала к себе внимание, но и обретала ранее неизвестное человечеству измерение. Формализм в отношениях подчас препятствовал естественному общению между людьми, однако, доставлял им наибольшее эстетическое удовольствие, занимая промежуточное положением между искренностью и этикетом

Есть что-то трогательное в том, что «прекрасные формы», выработанные в жесткой борьбе поколения людей пылкого нрава, иногда превращались в нескончаемые вежливые препирательства.

Громогласные страдания напоказ считались не только уместными, но и красивыми, что превращало повседневную жизнь в подлинное драматическое искусство.

Предисловие

Что приходит вам в голову, когда вы слышите слова «Средние века» или «Средневековье»?

– Рыцари, – скажет кто-то.

– Охота на ведьм и крестовые походы, – отзовется другой собеседник.

– А еще там никто не мылся! – весело сообщит третий.

– А еще там строили готические соборы! А еще там Римская империя развалилась! А еще там были чума и холера! А еще…

Изображение рыцаря из «Манесского кодекса», XIV в., Гейдельбергский университет

Кто-то вспомнит о церковной инквизиции, кто-то – о рождении университетов… И многие будут правы, хотя в наших представлениях о Средневековье очень много стереотипов, рожденных массовой культурой. Хотя бы те же рыцари… Но об этом позже.

А где, собственно, «родилось» это самое Средневековье? Каковы его рамки – географические, хронологические… да хоть какие-нибудь? Да, многие из нас слышали, например, выражение «средневековая Русь» или «индейцы Америки во времена Средневековья». Но все же значительно чаще это понятие применяют только к территории Европы и только к определенному периоду. Почему? Ну хотя бы потому, что развитие культур, народов и государств в мире шло неравномерно и по очень разным путям. Если мы сравним жизненный уклад и техническое развитие европейского города средней руки XIII века и те же самые моменты в поселении коренных американцев того же времени – согласитесь, что у них не будет практически ничего общего? Вера, медицина, искусство, образование – все это будет настолько индивидуально, что объединять разные регионы рамками какого-то одного периода нет смысла.

Найти что-то общее в один и тот же отрезок времени у Европы, Руси, Америки, Африки и так далее – крайне сложно. Вот поэтому ученые договорились (не сразу, конечно) о том, что в узком смысле Средневековьем мы будем называть определенный отрезок истории Европы – и, так и быть, Ближнего Востока. Потому как уж очень тесно они оказались в это время связаны. Конечно, есть разница, например, между особенностями средневековой культуры Италии и Нидерландов. Но в общих чертах жизненный уклад был схожим.

Итак, давайте совершим путешествие по средневековой Европе! Вернее, познакомимся с самыми интересными сторонами жизни средневекового общества. Зачем была нужна инквизиция и правда ли, что средневековые горожане боялись мыться? Где было приятнее жить – в замке или в избушке? Как были связаны медицина и магия? Ну а начнем мы с того, кто вообще назвал эту эпоху Средневековьем.

Пилатес

Сейчас пилатес особенно моден. А придумал эту методику фитнесса немецко-американский специалист Йозеф Пилатес. Система была создана им еще в начале XX века, чтобы помочь людям с физическими травмами поскорее реабилитироваться.

Йозеф Пилатес

Сам Йозеф с детства рос весьма болезненным, перенеся рахит, астму и ревматизм. Все эти невзгоды побудили его заняться здоровьем и укрепить свое тело. Уже к 14 годам Пилатес получил хорошую форму, а через некоторое время стал даже профессиональным спортсменом: занимался боксом, бодибилдингом. Уже после эмиграции в США он открыл школу здорового образа жизни, в которой рассказывал о собственной системе физических упражнений для устранения дисбаланса мышц, улучшения осанки, координации и равновесия.

Джакузи

Слово явно связано с некоей итальянской фамилией, но при этом в ее произношении есть явные ошибки. В оригинале речь идет о Jacuzzi, что звучит, как «якуцци». В начале прошлого века семеро братьев-итальянцев переехали в Америку. Один из Якуцци открыл свою компанию, сперва она занималась производством летательных аппаратов, а потом – гидравлических насосов для сельского хозяйства. Со временем Кандидо Якуцци придумал устройство, ставшее прототипом гидромассажной ванной. Его братья улучшили изобретение, а фамилия предприимчивого семейства стала нарицательной во многих языках, в том числе и в русском.

Кандидо Якуцци

Торговцы средневековых времен пытались уменьшить размер пошлины

Эпоха Средневековья ознаменовалась активным развитием торговли. Караваны купцов на повозках передвигались по всей Европе, предлагая приобрести самые разнообразные товары. Это были опасные путешествия, ведь купцы сталкивались с нападениями разбойников и преступников, а за въезд в определенное владение и разрешение на торговлю им приходилось платить приличный налог.

Размер пошлины рассчитывался на основании количества волов, перевозящих телеги с товарами. Предполагалось, что чем больше телег, тем больше товара, а значит, с купца нужно взять большую мзду. Торговый люд славился хитростью и жадностью, поэтому пытался сэкономить каждую копейку. Вполне логично, что повозку пытались загрузить по полной, чтобы уменьшить их число.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: