Древняя греция: 5 великих битв, изменивших историю человечества

Парменид и философия стазиса «Что есть, то есть, а чего нет, быть не может»

Парменид был досократическим философом из города Элеи в Великой Греции. Считается, что он жил в конце шестого или начале пятого века до нашей эры и считается отцом метафизики, основав очень известную элейскую философскую школу. Он происходил из богатой семьи, будучи известным и влиятельным человеком в Элее.

Сочинениям Парменида приписывают содержание первого устойчивого философского аргумента и одного из первых отступлений от концепции бытия. Влияние Парменида неоспоримо, его взгляды актуальны и по сей день, а соперничество между ним и Гераклитом до сих пор поднимается во многих философских дискуссиях и исследованиях.

Философия Парменида основана на концепции стазиса, что означает, что вселенная находится в постоянном равновесии, что вещи либо существуют, либо не существуют, и они не могут измениться. Всё существует как часть неизменной природы, и то, что можно наблюдать как трансформации, является просто иллюзорной видимостью. Следовательно, природа Вселенной — постоянство.

Фото: thecollector.com

Основные вопросы

Как именовали себя жители Древней Греции эллины

В Древней Греции как называли народ? демос

В каком году стали переселяться греки на остров Крит в 1400 году до н.э.

На склонах гор древние греки выращивали виноград и оливки

Виновником развязывания Троянской войны, согласно поэме Гомера «Илиада», стал сын царя Приама: Парис

Место для сооружения храмов в Афинах называлось Акрополь

Кем приходились друг другу Посейдон, Зевс, Аид? братья

Демократия- это народовластие

Пелопонес – это Южная часть Греции

Триера- это: легкий маневренный военный корабль греков

Известный древнегреческий историк, друг Перикла и «Отец истории»: Геродот

Когда состоялась Марафонская битва? 490 г до н. э.

Бог войны в Греции Арес

Какую богиню называли «воительница» Афина

Богиня, жена Зевса Гера

Кто построил на Олимпе золотой дворец для богов Гефест

Главный бог на Олимпе Зевс

Посланником Зевса называли птицу Орёл

Библиография

  • Адкок, Фрэнк Э., Греческое и македонское искусство войны, Беркли, Калифорния: University of California Press, 1962.
  • Андерсон, Дж. К., Военная теория и практика в эпоху Ксенофонта, Беркли, Калифорния: University of California Press, 1970.
  • Андерсон, Дж. К., Древнегреческое искусство верховой езды, Беркли, Калифорния: University of California Press, 1961.
  • Бест, Ян Г. П., Фракие пельтасты и их влияние на греческую войну, Гронинген: Вольтерс-Нордхофф, 1969.
  • Картледж, Пол, Спартанцы: мир воинов-героев Древней Греции, от Утопии до кризиса и коллапса, Нью-Йорк, Нью-Йорк: Винтаж, 2004.
  • Коннолли, Питер, Греция и Рим в войне, Лондон: Greenhill Books, 1998.
  • Дельбрук, Ганс, Война в древности, История военного искусства, Том 1, L incoln, NE: University of Nebraska Press, 1990.
  • Энгельс, Дональд, Александр Великий и логистика македонской армии, Беркли, Калифорния: University of California Press, 1978.
  • Фишер, Ник, «Hybris, месть и застой в греческих городах-государствах», в Hans van Wees, War and Violence in Ancient Greece, London and Swansea: Duckworth and the Classical Press of Wales, 2000, pp. 83–124.
  • Хаммонд, Николас Г.Л., История Греции до 322 г. до н.э., Оксфорд: Clarendon Press, 1959.
  • Хэнсон, Виктор Д., Западный путь войны: битва пехоты в классической Греции, Беркли, Калифорния: University of California Press, 2000.
  • Хэнсон, Виктор Д., «Битва гоплитов как древнегреческая война: когда, где и почему?» в Ханс ван Вис, Война и насилие в Древней Греции, Лондоне и Суонси: Дакворт и классическая пресса Уэльса, 2000 г., стр. 201–232.
  • Ходкинсон, Стивен, «Война, богатство и кризис» из Spartiate Society, Джон Рич и Грэм Шипли, (ред.), Война и общество в греческом мире, Лондон: Рутледж, 1993, стр. 146 –176.
  • Хорнблауэр, Саймон, «Палка, Камни и спартанцы: социология спартанского насилия», в Ганс ван Вис, Война и насилие в Древней Греции, Лондоне и Суонси: Дакворт и классическая пресса Уэльса, 2000, стр. 57–82.
  • Каган, Дональд, Пелопоннесская война, Нью-Йорк, Нью-Йорк: Penguin Books, 2004.
  • Конейнендейк, Роэль, Классическая греческая тактика: история культуры. (Мнемозина, Дополнения 409). Лейден / Бостон: Brill, 2018.
  • Кренц, Питер, «Обман в архаической и классической греческой войне», в Ганс ван Вис, Война и насилие в Древней Греции, Лондоне и Суонси: Дакворт и классическая пресса Уэльс, 2000, стр. 167–200.
  • Лэзенби, Джон Ф., «Зона убийства», в Викторе Д. Хэнсоне, (ред.), Гоплиты: классический греческий боевой опыт, Лондон: Рутледж, 1993.
  • Лазенби, Джон Ф., «Война гоплитов», в книге Джона Хэкетта (ред.), Война в древнем мире, стр. 54–81.
  • Лэзенби, Джон Ф., Спартанская армия, Уорминстер, Уилтшир: Aris Phillips, 1985.
  • Лэзенби, Джон Ф., Пелопоннесская война: военное исследование, Лондон: Рутледж, 2004.
  • Парк, Герберт В., Греческие наемные солдаты: с древнейших времен до битвы при Ипсе, Оксфорд: Clarendon Press, 1970.
  • Притчетт, Кендрик В., Греческое государство в состоянии войны, 5 томов, Беркли, Калифорния: Калифорнийский университет Press, 1975–1991.
  • Роулингс, Луис, «Альтернативные агонии: Hoplite Martial and Co. mbat. Опыт за пределами фаланги », в Hans van Wees, War and Violence in Ancient Greece, London and Swansea: Duckworth and the Classical Press of Wales, 2000, с. 233–260.
  • Секунда, Ник, Элита 7: Древние греки, Оксфорд: Оспри, 1986.
  • Секунда, Ник, Элита 66: Спартанская армия, Оксфорд: Оспри, 1998.
  • Секунда, Ник, Воин 27: Греческий гоплит 480-323 до н.э., Oxford: Osprey, 2000.
  • Снодграсс, А., «Реформа и история гоплитов», Journal of Hellenic Studies, Vol. 85, 1965, с. 110–122.
  • Ван Крефельд, Мартин, Технологии и война: с 2000 г. до н. Э. в настоящее время, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Free Press, 1989.
  • Ван дер Хейден, AAM и Скаллард, HH, (ред.), Атлас классического мира, Лондон: Нельсон, 1959.
  • Ван Вис, Ханс, «Греческая война: мифы и реальность», Лондон: Дакворт, 2005.
  • Ван Вис, Ханс, «Развитие гоплитной фаланги: реальность иконографии в седьмом веке», в Гансе. ван Вис, Война и насилие в Древней Греции, Лондоне и Суонси: Дакворт и классическая пресса Уэльса, 2000, стр. 125–166.
  • Уиллер, Э., «Генерал как гоплит», в Hanson, Виктор Д. (редактор), Hoplites, London: 1991, стр.

Аристотель

Аристотель

Аристотель был греческим философом и эрудитом, учеником Платона и учителем Александра Великого. Его труды охватывают множество областей, включая физику, метафизику, поэтику, театр, музыку, логику, риторику, лингвистику, политику, управление государством, этику, биологию и зоологию. Вместе с Платоном и Сократом, Аристотель является одним из основателей западной философии. Его труды были первой попыткой создания комплексной философской системы Запада, которая объединила бы мораль и эстетику, логику и науку, политику и метафизику.

Воззрения Аристотеля в области естественных наук легли в основу средневековой схоластики, также их влияние прослеживается в философии эпохи Ренессанса, хотя в конечном счете их вытеснила физика Ньютона. В зоологии некоторые результаты его исследований признавались вплоть до XIX века. Труды Аристотеля включают самые ранние формализованные знания в области логики, которые в конце XIX века были включены в современную формальную логику. В метафизике аристотелизм оказал глубокое влияние на философскую и теологическую мысль исламской и еврейской традиций Средневековья, позже он проявился в христианской теологии, особенно в схоластических учениях Католической церкви

Хотя этика Аристотеля всегда имела большую важность, с появлением стратегии личной нравственности в государственном управлении к ней возник особый интерес

Все аспекты философии Аристотеля продолжают активно изучаться. Хотя он написал много изящных трактатов и диалогов (Цицерон сравнивал его литературный стиль с «золотой рекой»), считается, что основная часть его трудов была безвозвратно утеряна, а до наших дней дошло не более трети его работ.

Пелопоннесская война[править]

Весной 431 года до н. э. фиванцы напали на дружественные Афинам Платеи. Это событие стало началом Пелопоннесской войны.

Карта Греции к началу Пелопоннесской войны (431 г. до н. э.)

Пелопоннесская война стала самым длительным и кровопролитным конфликтом в Древней Греции. В войну оказались втянуты почти все греческие государства, так как каждое из них тяготело либо к Афинам, либо к Спарте. Демократические полисы обычно были на стороне Афин, полисы с олигархическим устройством — на стороне Спарты. Имелись и исключения из этого правила.

Весной 431 г. до н. э. большое пелопоннесское войско под командованием спартанского царя Архидама вторглось в Аттику и начало разорять окрестности Афин. Всё сельское население Аттики было заблаговременно эвакуировано в Афины под надёжную защиту стен. Перикл понимал, что не следует отвечать на провокации спартанцев и начинать генеральное сражение. Пока пелопоннесцы стояли в Аттике, афинская эскадра из 100 кораблей вышла в море и курсировала вокруг Пелопоннеса, нанося неожиданные удары по прибрежным поселениям пелопоннесцев. Спартанцы и их союзники, не добившись генерального сражения, осенью отступили обратно. Сразу же после этого афинская армия вторглась в Мегариду и опустошила территорию. На похоронах афинских воинов, погибших в первый год войны, Перикл произнёс «Надгробную речь», которая дошла до нашего времени в пересказе Фукидида.

В следующем году пелопоннесцы вновь вторглись в Аттику. Афинский флот под командованием самого Перикла совершил экспедицию к восточным берегам Пелопоннеса. Начавшаяся эпидемия спутала все планы Перикла. В религиозных представлениях афинян чума была расценена как очередная кара богов за родовое проклятие Алкмеонидов. Это привело к новой атаке на Перикла и окончательной утрате им былого влияния. Он был досрочно отстранён от должности стратега. Затем его обвинили в финансовых злоупотреблениях. Перикл был приговорён к уплате крупного денежного штрафа.

От эпидемии умер старший сын Перикла — Ксантипп, который уже давно не ладил с отцом. Тем не менее, эта утрата была большим горем для Перикла. Затем умер его второй сын — Парал. Теперь у Перикла не было законного потомства, и ему пришлось ходатайствовать перед народным собранием о присвоении гражданских прав его младшему сыну от Аспасии — Периклу Младшему. Просьба была удовлетворена.

В 429 году до н. э. Перикла вновь избрали стратегом. Правда, это была уже просто милость демоса, посчитавшего, что Перикл искупил свою вину. В том же году Перикл заболел и осенью умер.

Перикл

Перикл

Перикл был выдающимся и влиятельным государственным деятелем, оратором и полководцем во времена Золотого века Афин, особенно в период между Персидской и Пелопоннесской войнами. Перикл внес столь ощутимый вклад в развитие афинского общества, что историк Фукидид, его современник, провозгласил его «первым гражданином Афин». Перикл превратил Делосский Союз в Афинскую империю, где предводительствовал в первые года Пелопонесской войны. Период, когда он правил Афинами, приблизительно с 461 по 429 год до нашей эры, иногда называют «Периклов век», хотя обозначаемый так отрезок времени может включать как более ранние события, например Персидские войны, так и более поздние, вплоть до следующего века.

Перикл содействовал развитию искусства и литературы: это была главная причина, по которой Афины сохраняли репутацию образовательного и культурного центра древнего мира. Он начал амбициозный проект, в рамках которого появилось на свет большинство уцелевших по сей день построек Акрополя (включая Парфенон). Этот проект украсил город, продемонстрировал миру его славу и дал людям работу. Кроме того, Перикл стимулировал демократизацию Афин, за что был назван критиками популистом.

Наследие Перикла особенно заметно в литературе и художественных произведениях Золотого века Афин, многие из которых дошли до наших дней. Акрополь, пусть и полуразрушенный, до сих пор выступает символом Афин. Знаменитый современный греческий историк писал, что этого шедевра было достаточно, чтобы имя Греции стало в мире незабвенным. Перикла также расхваливали как идеального государственного деятеля Древней Греции, а его «Надгробная речь» в современном мире является синонимом борьбы за участие народа в политической жизни и гражданской гордости.

Платон

Платон

Платон был ярчайшим представителем классической греческой философии, математиком, учеником Сократа, автором философских диалогов и основателем Академии Платона в Афинах – первого высшего учебного заведения Западной цивилизации. Вместе со своим учителем (Сократом) и учеником (Аристотелем) Платон заложил основы западной философии и науки. А.Н. Уайтхэд сказал: «Самая надежная характеристика европейской философии состоит в том, что она представляет собою ряд примечаний к Платону. Я не имею в виду систематические схемы мышления, которые ученые с сомнением извлекали из его трудов. Я ссылаюсь на множество общих представлений, подчерпнутых из них». Диалоги Платона используются в процессе изучения ряда предметов, включая философию, логику, этику, риторику и математику.

Искусство

Древнегреческое искусство представлено, прежде всего, прекрасной скульптурой и архитектурой, живописью. Гармония, уравновешенность, упорядоченность и красота форм, четкость и пропорциональность, вот основные принципы греческого искусства, которое рассматривает человека, как мерило всех вещей, представляет его в физическом и моральном совершенстве.

Знаменитая Венера Милосская, творение неизвестного греческого скульптора. Изображающая богиню любви и красоты Венеру, она ведь в первую очередь передает первозданную красоту женского тела, в этом вся скульптура древней Греции и все ее искусство.

Архитектура древней Греции особенно прославилась благодаря Фидию, скульптору и архитектору, Парфенон, храм посвященный покровительнице Афин богине войны и мудрости Афине величайшее его творение.

Но помимо Парфенона греками было построено и множество других не менее красивых храмов, многие из которых, к сожалению, не сохранились до наших времен или же сохранились в виде руин.

Руины храма Аполлона в Дельфах.

Что же касается живописи, то она в древней Греции была представлена в искусных рисунках на греческих вазах, в форме вазописи. В декорировании и расписывании ваз и амфор древние греки достигли большого мастерства.

Расписанная греческая амфора. Стоит заметить, что древние греки расписывали самые разные виды глиняной посуды. А надписи на вазах, оставленные некоторыми вазописцами стали дополнительным источником исторической информации.

Демокрит

Демокрит

Демокрит был античным философом. Он родился в городе Абдеры (Фракия). Это влиятельный философ-досократик и ученик Левкиппа, который сформулировал атомистическую теорию. Личный вклад Демокрита в философию с трудом отделим от вклада его учителя Левкиппа, поскольку в большинстве работ они оба указаны как авторы. Их гипотеза об атомах является прообразом современного понимания атомистической картины мира, открытой в XIX веке.

Считается, что Демокрит по сравнению с прочими греческими философами был ближе всех к науке, однако относились к его идеям по-разному. В древних Афинах Демокрита абсолютно не признавали, тем не менее, его трудами интересовался Аристотель. Платон испытывал к нему такую неприязнь, что сжег все его книги. Несмотря ни на что, Демокрита называют отцом современной науки.

Сражение при Фермопилах (480 г. до н.э.)

Кто не видел фильма о трехстах спартанцах? Первый или второй – без разницы. Самый, пожалуй, распиаренный подвиг греков, известный во все времена и всем народам, хотя и не без участия Голливуда.

По сей день опыт Фермопил пропагандисты многих стран мира используют и в своих историях, смешивая правду с небылицами, дабы показать, как соломинка ломает хребет верблюду.

Сражение при Фермопилах в нашем рейтинге по той причине, что 300 погибших здесь спартанцев в свое время вдохновили греков сплотиться и не отступать перед самой могущественной державой того времени – Персидской империей.

И хотя сама по себе битва при Фермопилах не имела существенных последствий, ибо урон для персов был минимален, благодаря подвигу спартанцев, греки сплотились и в последующих сражениях отстояли свое право на независимость. Не пустив, кстати, персов дальше в Европу.

Артемида

Богиня лесов и охоты, сестра Аполлона. Покровительница растительности и плодородия. Девственность богини тесно связана с идеей рождения и половых отношений.

Помимо 12 главных олимпийских богов среди греческих небожителей имелось множество не менее значимых и авторитетных имен.

Дионис. Бог виноделия и всех природных сил, делающих человека счастливым.

Морфей. В его объятиях был каждый. Греческий бог сновидений, сын Гипноса — бога сна. Морфей умел принимать любую форму, точно копировать голос и являться людям во снах.

Эрот. Сын Афродиты и по совместительству бог любви. Милый мальчик с колчаном и луком метко бросает в людей стрелы, которые зажигают в сердцах богов и людей нерушимую любовь. В Риме ему соответствовал Амур.

Персефона. Дочь Деметры, похищенная Аидом, который утащил ее в свое подземное царство и сделал своей женой. Часть года она проводит наверху с матерью, остальное время живет под землей. Персефона олицетворяла зерно, которое посеяно в землю и оживает в то время, когда выходит на свет.

Гестия. Покровительница домашнего очага, семьи и жертвенного огня.

Пан. Греческий бог лесов, покровитель пастухов и стада. Представлен с козлиными ногами, рогами и бородой со свирелью в руках.

Ника. Богиня победы и постоянная спутница Зевса. Божественный символ успеха и счастливого исхода всегда изображается в позе быстрого движения или с крыльями. Ника принимает участие во всех музыкальных состязаниях, военных предприятиях и религиозных торжествах.

И это еще не все греческие имена богов:

  • Асклепия — греческий бог врачевания.
  • Протей — сын Посейдона, морское божество. Обладал даром предсказывать будущее и менять обличие.
  • Тритон — сын Посейдона, приносил новости из глубин морских, трубя в раковину. Изображен как смесь коня, рыбы и человека.
  • Эйрена — богиня мира, стоит у олимпийского трона Зевса.
  • Дике — покровительница правды, богиня, не терпящая обмана.
  • Тюхе — богиня удачи и успешного случая.
  • Плутос — древнегреческий бог богатства.
  • Энио — богиня яростной войны, вызывающая бешенство в бойцах, вносящая смуту в битву.
  • Фобос и Деймос — сыновья и спутники Ареса, бога войны.

Греческие боги

Он вызывает неподдельный интерес, интригует и волнует. Он объединяет вымышленный и современный мир. О нем написано не мало книг и снято множество фильмов. Пантеон греческих богов — настоящая кладезь для изучения истории, нравов и быта Древней Греции. Какую функцию выполняли небожители на священной горе Олимп? Какой немыслимой силой и властью были наделены? Об этом и многом другом пойдет речь в нашей новой божественной статье!

Пантеон или попросту группа богов, принадлежащая к одной религии, насчитывала большое количество небожителей, каждый из которых выполнял отведенную роль и нес свою функцию. По своему облику и поведению боги и богини были похожи на обычных людей. Они испытывали те же эмоции и чувства, влюблялись и ссорились, гневались и миловали, обманывали и распускали сплетни. Но главным их отличием являлась бессмертность! Со временем история отношений между богами все сильнее порастала мифами. И это только приумножало интерес и восхищение к древней религии…

Представители младшего поколения небожителей в Древней Элладе считались главными богами. Когда-то они отняли право управления миром у старшего поколения (титанов), олицетворявших природные стихии и вселенские силы. Одержав победу над титанами младшие боги под руководством Зевса поселились на горе Олимп. Мы расскажем о 12 главных олимпийских богах и богинях, их помощниках и спутниках, которым поклонялись греки!

Царь богов и главное божество. Представитель бесконечного неба, повелитель молний и грома. Зевс обладал беспредельной властью как над людьми, так и над богами. Древние греки чтили и боялись громовержца, всячески задобряя его самыми лучшими пожертвованиями. О Зевсе младенцы узнавали еще в утробе, а все напасти относили к гневу величайшего и всемогущего.

Сражение у Саламина

С трудом пройдя Фермопильский проход, персы оказались в Аттике – землях, которые контролировали Афины. Захват этого города стал главной целью всей военной операции. Сухопутное сражение столкновение двух армий или флотов (значительных масс войск или сил), приведшее к более или менее существенной перемене обстановки на театре военных действий или театре войны, и определившее участь у Марафона персы проиграли и тогда решили взять реванш на море.

Два флота сошлись в битве 28 сентября 480 г. до н.э. в проливе между островом Саламин крупнейший из Саронических островов в заливе Сароникос в Греции недалеко от Афин и материковой Грецией. Численный перевес был на стороне персов, но завоеватели не учли, что афиняне житель города Афины мужского пола отлично знали местные воды, а небольшое пространство мешало персам использовать свое преимущество.

Легкие греческие триеры умело лавировали между массивными персидскими кораблями, которые были слишком неповоротливы, чтобы отражать их атаки Атака — стремительное и скоординированное движение войск и сил против неприятеля. К тому же персы не знали фарватер, и множество их кораблей крупное морское судно, в том числе: Боевая и организационная единица Вооружённых Сил государства (формирование), входящая в состав военно-морского флота Вооружённых Сил государства, способна решать разбилось о скалы. Наконец, потеряв две сотни кораблей, царь один из титулов славянских монархов Ксеркс приказал войскам покинуть Грецию официально — Греческая Республика (греч.

Ранний период

Возникновение древней Греции берет начало в глубокой древности, во времена, когда сами древние греки были такими же варварами. Племена пеласгов, населяющих греческую территорию за 3 тысячелетия до н. е. были изгнаны оттуда пришедшими с севера племенами ахейцев. Ахейцы, создавшие ахейскую цивилизацию, в свою очередь, были уничтожены племенами дорийцев, которые находились на более низком в культурном плане уровне развития. После гибели ахейской цивилизации наступает так званый «темный век» античного мира. Как и подобно другому «темному веку» наступившему после крушения Римской империи он характеризуется упадком культуры, отсутствием письменных источников, способных рассказать нам об этом историческом периоде.

Кое-какой свет на него пролил лишь Гомер, правда, долгое время серьезные историки считали события, описанные в «Илиаде» о Троянской войне лишь выдумкой поэта, пока некто, немецкий археолог Генрих Шлиман не раскопал реальную Трою. Правда споры о достоверности раскопанной им Трои ведутся до сих пор, у нас на сайте есть отдельная интересная статья по этой теме, а мы пока возвращаемся к истории Греции.

Фалес Милетский

Фалес Милетский

Фалес Милетский — греческий философ-досократик из города Милет (Малая Азия) и один из Семи Мудрецов Греции. Многие мыслители, особенно Аристотель, считали его первым философом в греческой традиции. Бертран Рассел писал, что с Фалеса началась западная философия. Фалес предпринял попытку объяснить природные явления, отбросив мифологические представления.

В математике он использовал основы геометрии для решения таких задач, как вычисление высоты пирамид и расстояния от корабля до берега. Считается, что он первым применил в геометрии дедуктивный метод и вывел четыре следствия из Теоремы Фалеса. В результате он прославился как первый настоящий математик и первый отдельный представитель науки, кому принадлежит математическое открытие. Также Фалес был первым, кто начал изучать электричество.

Марафонская битва

Одна из величайших побед в истории Эллады была одержана всего в 42 км от Афин.

В 490 г. до н.э. персы высадили 20 тысячное войско почти у самых стен главного греческого города. Эллины наспех успели собрать всего 11 тысяч воинов. Перевес был на стороне неприятеля, но афиняне решили дать бой в открытом поле вместо того, чтобы укрыться за городскими стенами.

Эллины выстроились фалангой, у которой были сильные фланги и слабый центр. Чтобы персидские всадники не смогли обойти строй, были сделаны засеки.

Когда бой начался, оказалось, что персам не остается ничего кроме атаки по центру. Довольно быстро фаланга начала отступать, держа при этом строй. Когда враги уже приготовились праздновать триумф, прозвучал сигнал, и греческие фланги, словно мощные челюсти, сомкнулись за спинами вражеской конницы. Началась бойня. Персы потеряли больше 6000 человек.

Оставшиеся в живых спаслись на кораблях, бросив на берегу обозы и лагерь с казной.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: