Топ-10 великих русских композиторов
Кто же удостоился звания самых знаменитых музыкальных авторов? В список из 10-ти великих русских композиторов 19-го и 20-го века входят:
- Глинка Михаил Иванович;
- Николай Андреевич Римский-Корсаков;
- Чайковский Петр Ильич;
- Цезарь Кюи;
- Александр Николаевич Скрябин;
- Бородин Александр Порфирьевич;
- Мусоргский Модест Петрович;
- Вертинский Александр;
- Сергей Васильевич Рахманинов;
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
XIX век — это период всплеска в музыкальной жизни общества. Семимильными шагами развивается балет и опера. В моде инструментальные пьесы и романсы. Многие проявляют интерес к фольклору. Далее речь пойдет о том, какие великие русские композиторы внесли самый большой вклад в развитие музыкальной культуры 19-го века. Поговорим о самых выдающихся подробнее.
Наш список великих русских композиторов возглавляет Глинка. Михаил рос в период отечественной войны и с младых ногтей проникся народно-героической тематикой в музыке.
Классическая русская опера
В 1825 году в Москве был открыт Большой театр. Это один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. К этому моменту русская опера догнала итальянскую, французскую и немецкую национальные оперные школы. Многосторонний характер развития оперного театра в России XIX века способствовал обогащению мирового реалистического искусства. Произведения русских композиторов открыли новую область оперного творчества, внесли в него новые принципы построения музыкальной драматургии, приблизив этот вид искусства к другим видам музыкального творчества, прежде всего к симфонии.
В 1836 году появилась опера Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя», ставшая первой большой классической русской оперой и ознаменовавшая новую эпоху. До сих пор творчество этого композитора не перестает казаться чудом, поменявшим всю музыкальную историю России. Глинка рос в эпоху идей декабризма, что позволило ему поднять художественное содержание своих опер на новую высоту. Он был первым русским композитором, в творчестве которого образ народа, обобщенный и глубокий, стал в центре всего произведения. Тема патриотизма в его творчестве была неразрывно связана с темой борьбы народа за независимость.
Второй большой оперой Михаила Ивановича стала «Руслан и Людмила» по произведению Пушкина. Она положила начало народно-эпическим русским операм. Значение ее для русской музыки оказалось огромным, она отразилась не только в театральных жанрах, но и симфоническом искусстве. Глинка первым из русских авторов решил проблему сценической речи, его музыкальные «номера» были написаны в традиционных сольных, ансамблевых, хоровых формах и оказались наполнены столь новым интонационным содержанием, что ассоциации с итальянскими или иными моделями были окончательно преодолены.
После Глинки место главного оперного композитора занял Александр Даргомыжский. В его творчестве проявились качества, рожденные новыми общественными условиями и темами, пришедшими в русское искусство. Горячее сочувствие к униженному человеку, сознание пагубности социального неравенства, критическое отношение к общественному устройству нашли отражение в творчестве Даргомыжского, связанном с идеями критического реализма в литературе. Его центральным оперным произведением считается «Русалка» по драме Пушкина, поставленная в 1856 году.
Лучшие спортсмены
Иван Поддубный – русский профессиональный спортсмен, атлет, пятикратный чемпион в греко-римской борьбе, артист цирка. За всю свою спортивную карьеру ни разу не был на месте проигравшего в спортивных состязаниях. Его называли «русским богатырём XX века».
Гарри Каспаров – чемпион мира по шахматам, обладатель «Шахматных Оскаров». Мастер комбинирования различных тактик и стратегий, что выводило его в число победителей в провальных партиях. Первые ходы поражали новизной и необычностью, их называли «Дебюты Каспарова».
Лев Яшин – лучший вратарь советского периода, голкипер прошлого столетия. Олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта, чемпион Европы и СССР. Единственный, кому из вратарей был присуждён «Золотой мяч».
Выдающимися личностями в истории России всех эпох внесён огромный вклад в мировую сокровищницу науки, культуры, спорта и управления государством. Многие из них изменили ход истории, что благотворно отразилось на эволюции человечества.
6. Александр Николаевич СКРЯБИН (1872 — 1915)
Александр Николаевич Скрябин — русский композитор и пианист, одна из ярчайших личностей русской и мировой музыкальной культуры
Самобытное и глубоко поэтичное творчество Скрябина выделялось новаторством даже на фоне рождения многих новых направлений в искусстве, связанных с изменениями в общественной жизни на рубеже 20-го века.
Родился в Москве, мать умерла рано, отец не мог уделять внимание сыну, так как служил послом в Персии. Скрябин воспитывался тетей и дедом, с детства проявил музыкальные способности
В начале учился в кадетском корпусе, брал частные уроки на фортепиано, после окончания корпуса поступил в Московскую консерваторию, его сокурсником был С.В.Рахманинов. После окончания консерватории Скрябин полностью посвятил себя музыке — как концертирующий пианист-композитр гастролировал в Европе и России, проводя большую часть времени за границей.
Пиком композиторского творчества Скрябина стали 1903-1908 годы, когда вышли Третья симфония («Божественная поэма»), симфоническая «Поэма экстаза», «Трагическая» и «Сатаническая» фортепианные поэмы, 4 и 5 сонаты и другие произведения. «Поэма экстаза», состоящая из нескольких тем-образов, сконцентрировала творческие идеи Срябина и является ярким его шедевром. В ней гармонично соединились любовь композитора к мощи большого оркестра и лирическое, воздушное звучание сольных инструментов. Воплощенная в «Поэме экстаза» колоссальная жизненная энергия, огненная страстность, волевая мощь производит неотразимое впечатление на слушателя и до сегодняшнего дня сохраняет силу своего воздействия.
Ещё одним шедевром Скрябина является «Прометей» («Поэма огня»), в которой автор полностью обновил свой гармонический язык, отступив от традиционной тональной системы, а также впервые в истории это произведение должна была сопровождать цветомузыка, но премьера, по техническим причинам, прошла без световых эфектов.
Последняя незаконченая «Мистерия» была замыслом Скрябина, мечтателя, романтика, философа, обратиться ко всему человечеству и вдохновить его на создание нового фантастического миропорядка, соединение Вселенского Духа с Материей.
Цитата А.Н.Скрябина: «Иду сказать им (людям) — чтобы они… ничего не ожидали от жизни кроме того, что сами могут себе создать… Иду сказать им, что горевать — не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его.»
Цитата о А.Н.Скрябине: «Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках. Но когда временное, преходящее находит свое выражение в творчестве большого художника, оно приобретает постоянное значение и делается непреходящим». Г. В. Плеханов
Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ (1906 — 1975)
Дмитрий Дмитриевич Шостакович — один из самых значимых и исполняемых композиторов в мире, его влияние на современную классическую музыку неизмеримо. Его творения — это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи тяжёлых событий 20-го века, где глубоко личное переплетается с трагедией человека и человечества, c судьбой родной страны.
Родился в Санкт-Петербурге, первые музыкальные уроки получил от матери, закончил Петербургскую консерваторию, при поступлении в которую её ректор Александр Глазунов сравнил его с Моцартом — так поразил он всех своей прекрасной музыкальной памятью, тонким слухом и композиторским даром. Уже в начале 20-х, к окончанию консерватории, Шостакович имел багаж собственных произведений и встал в число лучших композиторов страны. Мировая слава пришла к Шостаковичу после победы в 1-м Международном конкурсе Шопена в 1927 году.
До определённого периода, а именно до постановки оперы «Леди Макбет Мценского уезда», Шостакович творил как свободный художник — «авангардист», экспериментируя со стилями и жанрами. Жесткий разнос этой оперы, устроенный в 1936 году, и репрессии 1937 года положили начало последующей постоянной внутренней борьбы Шостаковича за стремление выразить свои взгляды своими средствами в условиях навязывания государством направлений в искусстве. В его жизни политика и творчество очень тесно переплетены, он был хвалим властью и ею же гоним, занимал высокие должности и снимался с них, награждался и был на грани ареста сам и его близкие.
Мягкий, интеллигентный, деликатный человек он нашел свою форму выражения творческих принципов в симфониях, где мог максимально открыто говорить правду о времени. Из всего обширного творчества Шостаковича во всех жанрах именно симфонии (15 работ) занимают центральное место, самыми драматически насышенными являются 5,7,8,10,15 симфонии, ставшие вершиной советской симфонической музыки. Совсем другой Шостакович открывается в камерной музыке.
Несмотря на то, что сам Шостакович был «домашним» композитором и практически не выезжал за рубеж, его гуманистическая по сути и истинно художественная по форме музыка быстро и широко распространялась в мире, исполнялась лучшими дирижерами. Величина таланта Шостаковича столь необъятна, что полное постижение этого уникального явления мирового искусства ещё впереди.
Цитата Д.Д.Шостаковича: «Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи.»
Чайковский Петр Ильич
Некоторые занимательные факты из жизни автора:
- Будущий композитор в пять лет уже отлично играл на фортепиано. В семь лет ребенок начал сочинять стихи.
- Родители великого русского композитора хотели, чтобы он был юристом. В 19 лет он поступает на службу В Министерство юстиции, но уходит оттуда. Свое призвание он чувствует в музыке и поступает в консерваторию в Санкт-Петербурге
- Великий русский композитор Чайковский еще подростком увлекается алкоголем и курит. Вредные привычки остались с ним на всю жизнь.
- Петр Ильич написал 10 опер, но 2 сжег.
- Только две недели в своей жизни Чайковский исполнял роль мужа. В 37 лет он женился на студентке Антонине Милюковой. Вскоре пара поняла, что совершила ошибку, они разошлись. Обстоятельства сложились так, что официально развестись они так и не смогли.
Любовь Николая
В личной жизни он был счастлив. Женился один раз и прожил в счастливом браке с супругой до конца жизни. Познакомилась пара в доме у Даргомыжского, где собиралась вся музыкальная элита. Будущая жена Римского-Корсакова, Надежда Николаевна Пургольд, была талантливой пианисткой.
В семье музыкантов родилось трое детей. Старший сын — Михаил. Он вырос и стал зоологом и лесоведом. Средняя — София, она стала оперной певицей. Младший — Андрей — музыковедом и доктором философских наук.
Произведения великого русского композитора :
- «Первая симфония»;
- «Снегурочка»;
- «Садко»;
- «Испанское каприччио»;
- «Сказка о царе Салтане»;
- «Моцарт и Сальери»;
- сюита «Шехеразада».
Детям – детская музыка
Во все времена композиторы придавали особое значение детской музыке. Она навевает воспоминания, связанные с самой прекрасной порой. Музыка с детства окружает нас. Она звучит дома, на праздниках, в садах, школах, в транспорте.
Очень важно, что именно слушают дети. Психологи и педагоги делают акцент на том, что прививать эстетическую культуру нужно начиная с дошкольного возраста
Давно доказано, что хорошая детская музыка развивает творческие и умственные способности ребенка. Детские произведения способствуют становлению личности ребенка и выбору профессии.
Детская музыка – это музыка с конкретными образами, с поэтичным и живым содержанием. У нее простые и четкие формы. В основе произведений лежат народные сказки, мир животных, картины природы, сюжеты из детской жизни.
Сергей Васильевич Рахманинов
Сергея Васильевича Рахманинова называли самым русским композитором. Но он был не только композитором, а еще талантливым пианистом и дирижером.
Рахманинов родился в Новгородской губернии, с четырех лет начал заниматься музыкой под руководством матери. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после 3-х лет обучения перевелся в Московскую консерваторию и окончил ее с большой золотой медалью.
Слава пришла к нему быстро, но не обошлось и без творческих кризисов. Провал «Первой симфонии» помог переосмыслить творчество и Рахманинов смог писать музыку, объединившим русскую церковную песенность, уходящий европейский романтизм, современные импрессионизм и неоклассцизм. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, среди которых 2 и 3 фортепианные концерты, Вторая симфония и его самое любимое произведение — поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра.
«Самое высокое качество всякого искусства — это его искренность», — считал Сергей Васильевич Рахманинов.
Александр Николаевич Скрябин
Александр Николаевич Скрябин творил на фоне трудных и горьких событий начала XX века. Пережил он и личную трагедию — его мать умерла рано, а отец служил послом в Персии и не мог уделять сыну достаточно времени и внимания. Отдушиной юного Александра Скрябина стала музыка.
Когда вышли Третья симфония («Божественная поэма»), симфоническая «Поэма экстаза», «Трагическая» и «Сатаническая» фортепианные поэмы, 4 и 5 сонаты и другие произведения, стало ясно, что в русской классической музыке появились новые шедевры.
Величайшей новаторской работой того времени стал «Прометей» («Поэма огня»), в которой Скрябин отступил от традиционной тональной системы.
«Иду сказать им (людям) — чтобы они… ничего не ожидали от жизни кроме того, что сами могут себе создать… Иду сказать им, что горевать — не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его», — говорил Александр Скрябин.
Композиторский дебют
Большая поддержка Чайковского, обладавшего высочайшим авторитетом в музыкальном мире, вдохновила Рахманинова на новые свершения. В это время появляется симфония «Утес», цикл «Музыкальные моменты», а также ряд романсов, среди которых «В молчании ночи тайной» и «Весенние воды». Смерть великого композитора так впечатлила Рахманинова, что он написал «Эллегическое трио», в котором гениально передал всю боль расставания со своим наставником.
Первые опусы композитора принесли ему широкую известность, но не прибавили богатства. Рахманинов вынужден был устроиться на работу в Мариинское женское училище. В 1897 году он один сезон отработал дирижером в частной русской опере С. Мамонтова и сумел поднять этот жанр на новую высоту. Вскоре Сергея Васильевича постигла новая неудача: премьера его Первой симфонии оказалась полностью провалена. Отчасти причина этого была связана с ошибочными действиями музыкантов, выступавших под управлением неопытного дирижера А. Глазунова. Внес свою лепту в фиаско и новаторский характер представленного музыкального материала. Этот провал настолько сильно повлиял на душевное состояние Рахманинова, что он на несколько лет прекратил писать музыку и даже вынужден был лечиться у психиатра. Впрочем, это не помешало ему заниматься другими делами. В 1899 году Сергей Васильевич выехал в первое международное турне как исполнитель, дав концерт в Лондоне. В это же время он неоднократно выступал вместе с Ф. Шаляпиным.
Иоганнес Брамс
Один из самых влиятельных композиторов эпохи романтизма, Иоганнес Брамс, родился 7 мая 1833 года в Гамбурге. Его отец был профессиональным музыкантом. Карьера его в Гамбурге складывалась весьма успешно. Мать Брамса была на семнадцать лет старше мужа. Сына она родила, когда ей было 44 года.
Брамс с самого раннего возраста демонстрировал удивительные музыкальные способности. Первоначально его обучал отец, но уроки фортепиано он брал у Отто Фридриха Виллибальда Косселдя, а затем у Эдуарда Марксена и Карла Марии фон Боклета. Финансовое положение семьи было нестабильным. Брамс довольно рано начал вносить свой вклад в семейный бюджет — он играл на пианино в портовых тавернах и борделях. Музыкальная репутация Брамса росла. В возрасте 19 лет он совершил первое концертное турне, в ходе которого познакомился со скрипачом Йозефом Иоахимом и композитором Францем Листом. Впрочем, отношения Брамса с Листом несколько испортились, когда Брамс уснул во время исполнения сонаты си минор Листа!
Брамс за чаем
Иоахим дал молодому Брамсу рекомендательное письмо к жившему в Дюссельдорфе Роберту Шуману. Шуман восторженно писал о появлении нового великолепного таланта в «Новой музыкальной газете». Брамс поселился в семье Шуманов. Он очень сблизился с женой композитора Кларой и его детьми. В 1854 году Шумана поместили в психиатрическую лечебницу. После его смерти Брамс принял на себя заботу о его семье, хотя характер его отношений с Кларой Шуман неясен. В 1859 году он какое-то время ухаживал за Агатой фон Зибольд, но так и не женился.
Хотя Брамс с юности пробовал себя в композиции, ранние свои сочинения уничтожил. Серьезную композиторскую карьеру он начал в конце 50-х годов XIX века. В 1862 году Брамс впервые посетил Вену, а год спустя постоянно поселился в этом городе. В 1865 году умерла мать композитора, и это событие послужило толчком для написания первого крупного произведения — «Немецкого реквиема». Реквием был впервые исполнен в 1868 году в Бремене.
Успех этого исполнения укрепил репутацию Брамса. Двадцать лет его сочинения пользовались огромной популярностью. Брамс написал четыре симфонии и множество камерных произведений. В 1890 году он решил отойти от сочинительства, но все же создал еще несколько трудов, в том числе четыре опуса специально для знаменитого кларнетиста Рихарда Мюльфельда: трио для кларнета и струнных, квинтет для кларнета и струнных и две сонаты для кларнета. Брамс умер в Вене 3 апреля 1897 года.
Интерьер дома Брамса, Вена
Развитие духовной музыки
Петровское время стало временем значительных перемен в русской музыке. Их суть состояла в том, что на смену унисонному пению, наиболее ярко представленного в знаменном распеве, пришло партесное, то есть музыка на несколько голосов – партий. Партесное пение, чьей родиной были Германия и Италия, было завезено в Россию из Польши через Малороссию и Белоруссию. «Крюковую» нотацию, которая не фиксировала высоту и длительность тона, заменила заимствованная пятилинейная нотация. Новый музыкальный стиль утверждался трудно. Старообрядцы видели в партесном пении отход от «ангелоподобного» пения, уклонение в «латинство».
Развитие русского музыкального искусства было связано с Н.П. Дилецким, приехавшим после учебы в Вильно в Москву. Он издал первый учебник музыки «Грамматику мусикийскую».
Пример 1
Созданная музыка В. Титова, Н. Дилецкого, Н. Калашникова поражает полифоническим звучанием, «борением» восьми, двенадцати, двадцати четырех и даже сорока восьми голосов, характерной для барокко эмоциональной напряженностью, контрастностью и праздничностью.
Александр Скрябин
Александр Скрябин – очень значимый музыкант в мировой культуре, русский пианист и популярный композитор. Появился на свет в 1872 году, ушел из жизни в 1915 году.
Его творчество отличалось глубокой поэтичностью и самобытностью. Оно считалось новаторским даже для начала XX века.
Период с 1903 по 1908 годы стал самым плодотворными в жизни композитора. Именно тогда были созданы «Сатаническая», «Трагическая» фортепианные поэмы, «Поэма экстаза», Третья симфония и многие другие его произведения.
«Прометей» – еще один шедевр композитора. Именно в этом творении он отступил от общепринятой тональной системы.
Гармонический язык Скрябина оказался полностью обновленным. Творчество композитора очень сильно повлияло на симфоническую и фортепьянную музыку XX века.
г
- Осип Габрилович (1878–1936)
- Варвара Гайгерова (1903–1944)
- Герман Галинин (1922–1966)
- Лусия Гарута (1902–1977), родился в настоящее время Латвия
- Александр Гаук (1893–1963)
- Валерий Гаврилин (1939–1999)
- Миша Геллер (1937–2007)
- Александр Глазунов (1865–1936)
- Рейнхольд Глиер (1875–1956), родился в наши дни Украина
- Михаил Глинка (1804–1857)
- Елена Гнесина (1874–1967), сестра Михаил Гнесин
- Михаил Гнесин (1883–1957), брат Елена Гнесина
- Александр Гедике (1877–1957)
- Александр Гольденвейзер (1875–1961)
- Александр Гольдштейн (родился в 1948 году)
- Николай Голованов (1891–1951)
- Борис Гольц (1913–1942)
- Евгений Голубев (1910–1988)
- Александр Градский (1949 г.р.)
- Александр Гречанинов (1864–1956)
- Александр Грибоедов (1795–1829)
- Юозас Груодис (1884–1948), родился в наши дни Литва
- София Губайдулина (родился в 1931 г.)
- Тофик Гулиев (1917–2000), родился в наши дни Азербайджан
- Евгений Гунст (1877–1950)
- Александр Гурилев (1803–1858), сын Лев
- Лев Гурилев (1770–1844)
Музыкальное детство композитора
Маленький Миша рано понял свое призвание. Он был влюблен в музыку с пеленок. И это неудивительно. Дом, где он рос, постоянно был наполнен ею, как свежим воздухом. К семье постоянно приезжали гости, которые музицировали. Миша часто слушал крепостной оркестр.
Позже он стал обучаться игре на скрипке и на фортепиано, но больше всего любил просто слушать музыку. Он закрывал глаза, она уносила его далеко за горизонты. Маленький Михаил называл ее своей душой. Учителя часто упрекали Глинку в рассеянности, особенно часто это происходило после музыкальных вечеров, которые проходили в отцовском доме.
9. Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (1891—1953)
Сергей Сергеевич Прокофьев — один из крупнейших русских композиторов 20-го века, пианист, дирижер.
Родился в Донецкой области, с детства приобщился к музыке. Прокофьева можно считать одним из немногих (если не единственным) русских музыкальных «вундеркиндов», с 5 лет занимался композированием, в 9 лет написал две оперы (конечно, эти произведения ещё незрелые, но показывают стремление к созиданию), в 13 лет сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н.А.Римский-Корсаков. Начало профессиональной карьеры вызвало бурю критики и непонимание его индивидуального принципиально антиромантического и крайне модернистского стиля, парадокс в том, что рушив академические каноны, структура его композиций оставалась верна классическим принципам и впоследствии стала сдерживающей силой модернистского всеотрицающего скептицизма. С самого начала карьеры Прокофьев много выступал и гастролировал. В 1918 году он выехал в международное турне, в том числе приезжал в СССР, окончательно вернулся на родину в 1936 году.
Страна изменилась и «свободное» творчество Прокофьева вынуждено уступило реалиям новых требований. Талант Прокофьева расцвел с новой силой — он пишет оперы, балеты, музыку к кинофильмам — острая, волевая, предельно точная музыка с новыми образами и идеями, заложила фундамент советской классической музыки и оперы. В 1948 году произошли почти одновременно три трагических события: по подозрению в шпионаже была арестована и сослана в лагеря его первая жена-испанка; вышло Постановление Полибюро ЦК ВКП(б) в котором Прокофьев, Шостакович и другие подверглись нападкам и обвинениям в «формализме» и вреде их музыки; произошло резкое ухудшение здоровья композитора, он удалился на дачу и практически не покидал её, но продолжал сочинять.
Одними из ярких произведений советского периода стали оперы «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке»; балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория «На страже мира»; музыка к фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный»; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.
Творчество Прокофьева поражает многогранностью и широтой тематики, самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие составили целую эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века и оказали мощное воздействие на многих советских и зарубежных композиторов.
Цитата С.С.Прокофьева:
«Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…»
«Я — проявление жизни, которая дает мне силы сопротивляться всему недуховному»
Цитата о С.С.Прокофьеве: «… все грани его музыки прекрасны. Но есть здесь одна совершенно необычная вещь. У нас у всех, видимо, бывают какие-то неудачи, сомнения, просто плохое настроение. И вот в такие минуты, даже если я не играю и не слушаю Прокофьева, а просто думаю о нем, я получаю невероятный заряд энергии, испытываю огромное желание жить, действовать» Е.Кисин
Интересный факт: Прокофьев очень любил шахматы, и обогатил игру своими идеями и достижениями, среди которых изобретённые им «девятерные» шахматы — доска 24х24 поля с расставленными на ней девятью комплектами фигур.
Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869)
А. Даргомыжский – один из крупнейших представителей русской классической музыки.
Родился в Белёвском уезде Тульской губернии в имении отца. В возрасте 4 лет переехал с семьёй в Петербург. Получил отличное домашнее образование. Музыке стал обучаться с 7 лет (фортепьяно, скрипка, пение). Начал сочинять музыку, но это не поощрялось педагогом. Повзрослев, выступал как пианист, стремился к сочинительству, но не хватало знаний.
Юноша вёл светский образ жизни, бывал в кругу поэтов, художников, музыкантов. Знакомство с Глинкой становится поворотным в его судьбе – молодые музыканты подружились, общие интересы сблизили их. Искренняя дружба продолжалась 22 года.
Он видел, как работал Глинка над «Иваном Сусаниным», присутствовал на репетициях оперы и твёрдо решил заняться сочинением музыки. Его привлекали образы простых людей, разнообразие человеческих характеров, он сострадал «униженным и оскорблённым», поэтому первой оперой стала «Эсмеральда» (1839) по роману Гюго «Собор Парижской богоматери». Но премьеры пришлось ждать почти 10 лет.
То же случилось и с кантатой «Торжество Вакха», переработанной в балет и поставленной почти через 20 лет. Но Даргомыжский не переставал сочинять, особенно удавались ему романсы.
В 1844 г. побывал в Германии, Австрии, Франции, в 50-х годах написал ряд романсов с обличительной направленностью: «Червяк», «Титулярный советник», «Старый капрал».
Умер 17 января 1869 г., не окончив оперу «Каменный гость». Её завершили Римский-Корсаков и Кюи.
Похоронен на Тихвинском кладбище Петербурга.
Глинка и Даргомыжский – великие русские композиторы. По силе таланта Даргомыжский мало уступал Глинке, но так получилось, что ему приходилось всегда быть «вторым».
Все новаторские идеи принадлежали Глинке, а Даргомыжский как бы шёл вслед за ним, хотя и у него есть некоторые достижения: он реформировал оперную форму, сделав главной вокально-речевую интонацию, усилил психологическую характеристику персонажей и др. Много лет занимался преподаванием.
Творческое наследие: 6 опер, 4 симфонических произведения, множество романсов и произведений для фортепьяно.
П. И. Чайковский (1840—1893 гг.)
Великий композитор, чье имя символизирует целую эпоху в истории мировой музыкальной культуры. Его жизнь — образец непрерывного, настойчивого труда. Плодотворную работу композитора Чайковский сочетал с деятельностью педагога-воспитателя, критика-публициста, дирижера. Его творчество глубоко национально: он создал галерею замечательных образов русских людей, запечатлел картины родной природы, воспел славное героическое прошлое России. Чуткий реалист-психолог, Чайковский с огромной эмоциональной силой и жизненной правдой отразил духовный мир своих современников.
Основная идея его творчества — протест и страстная борьба против темных сил жизни, воздвигающих препятствия на пути человека к счастью. Программные симфонические произведения «Ромео и Джульетта» (1869 г.) и «Буря» (по Шекспиру, 1873 г.), а также «Франческа да Римини» (по Данте, 1876 г.) наметили ту трагическую линию, которая выявилась особенно ярко в последние годы жизни композитора. К 1878 г. Чайковский закончил Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин» — гениальные произведения, которые ознаменовали расцвет его творчества и сыграли решающую роль в последующем развитии русской оперы и симфонии.
Поделиться ссылкой
Эпоха романтизма (1820-1900)
Эпоха романтизма, охватывавшая 1820-1900 годы нашей эры, была временем эмоциональной, выразительной музыки.
Композиторы теперь писали музыку, чтобы выразить такие чувства, как горе и любовь, с помощью экстремального динамического диапазона, сложных последовательностей аккордов, использования рубато и других музыкальных приемов.
В нем также развивались новые формы, такие как тональные поэмы, песни, ноктюрны и рапсодии, среди прочих.
Ниже приведены некоторые из известных композиторов эпохи романтизма:
- Vincenzo Bellini (1801-1835)
- Луи-Гектор Берлиоз (1803-1869)
- Иоганн Штраус I (1804-1849)
- Феликс Мендельсон (1809-1847)
- Фредерик Шопен (1810-1849)
- Роберт Шуман (1810-1856)
- Franz Liszt (1811-1886)
- Вильгельм Рихард Вагнер (1813-1883)
- Giuseppe Fortunino Frencesco Verdi (1813-1901)
- Charles François Gounod (1818-1893)
- Jacques Offenbach (1819-1880)
- Clara Wieck Schumann (1819-1896)
- Сезар Франк (1822-1890)
- Антон Джозеф Брукнер (1824-1896)
- Johann Strauss II (1825-1899)
- Иоганнес Брамс (1833-1897)
- Eduard Strauss (1835-1916)
- Жорж Бизе (1838-1875)
- Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)
- Петр Ильич Чайковский (1840-1893)
- Antonín Dvorak (1841-1904)
- Жюль Массне (1842-1912)
- Эдвард Хагеруп Григ (1843-1907)
- Gabriel-Urbain Fauré (1845-1924)
- Сэр Эдвард Уильям Элгар (1857-1934)
- Giacomo Puccini (1858-1924)
- Gustav Mahler (1860-1911)
- Клод Дебюсси (1862-1918)
- Рихард Штраус (1864-1949)
- Жан Сибелиус (1865-1957)
- Эрик Сати (1866-1925)
- Siegfried Wagner (1869-1930)
- Александр Николаевич Скрябин (1872-1915)
- Ральф Вон Уильямс (1872-1958)
- Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)
- Густав Теодор Хольст (1874-1934)