Камерная музыка

Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт по праву считается гением. В 4 года он уже свободно играл на скрипке и клавесине, в 6 лет начал сочинять музыку, а в 7 уже умело импровизировал на клавесине, скрипке и органе, состязаясь с известными музыкантами. Уже в 14 лет Моцарт — признанный композитор, а в 15 лет — член музыкальных академий Болоньи и Вероны. От природы он обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Он создал поразительное количество произведений — 23 оперы, 18 сонат, 23 фортепианных концерта, 41 симфонию и многое другое. Композитор не хотел подражать, он пытался создать новую модель, отражающую новую индивидуальность музыки. Не случайно в Германии музыку Моцартаназывают «музыкой души», в своих произведениях композитор проявлял черты своей искренней, любящей натуры. Величайший мелодист особое значение придавал опере. Оперы Моцарта — эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Одно из самых узнаваемых произведений — «Турецкий марш»:

Франц Шуберт

Австрийский композитор Франц Шуберт — музыкальный гений, один из лучших песенных композиторов. Ему было всего 17, когда он написал свою первую песню. За один день он мог написать 8 песен. За свою творческую жизнь он создал более 600 композиций, на стихи более 100 великих поэтов, в том числе Гёте, Шиллера и Шекспира. Поэтому Франц Шуберт в 10-ке лучших. Хотя творчество Шуберта весьма многообразно, по использованию жанров, идей и перевоплощений, преобладающим и определяющим в его музыке является вокально-песенная лирика. До Шуберта песня считалась незначительным жанром, и именно он возвел ее в степень художественного совершенства. Более того, он соединил, казалось бы, не соединяемое, песню и камерно-симфоническую музыку, что дало начало новому направлению лирико-романтической симфонии. Вокально-песенная лирика — это мир простых и глубоких, тончайших и даже интимных человеческих переживаний, выраженный не словом, а звуком.Франц Шуберт прожил очень короткую жизнь, всего 31 год. Судьба произведений композитора не менее трагична, чем его жизнь. После смерти Шуберта осталось множество неизданных рукописей, хранившихся в книжных шкафах и ящиках родственников и друзей. Даже самые близкие люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали в основном лишь как короля песни. Некоторые произведения композитора вышли в свет лишь через полвека после его кончины. Одно из самых любимых и известных произведений Франца Шуберта — «Вечерняя серенада»:

Подробно о том, что такое камерная музыка

Сегодня мы поговорим о том, что такое камерная музыка. Он относится к произведениям, воплощенным небольшой группой исполнителей. В оркестровой музыке есть группа инструментов, которые играют единодушно. Если есть интерес, то в каждом месте только одна нота.

В XIX и XX веках движение уже не было рассчитано на то, чтобы быть «прекрасным для немногих». Таким образом, этот термин сохранил концепцию описания проекта, предназначенного для исполнения небольшой группой для небольшой аудитории.

«Камерная музыка» доклад

Комнатная музыка — это музыка, исполняемая небольшими группами музыкантов. В данной статье предпринята попытка детально разобраться в этом уникальном и своеобразном музыкальном явлении.

До нескольких столетий назад комнатной музыкой называлась вся музыка, не исполняемая в церквях и храмах.

Слово камера имеет латинское происхождение и переводится как «комната, помещение». Каждая часть проекта комнаты выполняется инструментом. В 18 и 19 веках камерная музыка исполнялась повсеместно — в гостиных, салонах и небольших концертных залах. В императорском дворе даже было место для комнатной музыки.

Однако он начал развиваться и постепенно вобрал в себя характеристики других видов. В результате к концу XX века она перестала быть музыкой для большого круга слушателей. Тех, кто играл в нее, стали называть комнатным набором. В его состав входят до десяти членов. В процессе развития комнатной музыки появились комнатные сервизы:.

  1. Струнный квартет. Наилучшим образом отразились в творчестве великого композитора Йозефа Гайдна. Солируют альт, скрипка и виолончель.
  2. Фортепианный квинтет. Это распространенное музыкальное явление, берущее начало в период романтизма и популярное до сих пор. Солируют фортепиано и струнный квартет.
  3. Фортепианное трио. Этот жанр исходит от трио-сонаты и является классическим вариантом фортепианного трио. Он утвердился в XVIII веке и отобразился в произведениях мангеймской школы. Солируют виолончель, скрипка и фортепиано.
  4. Солирующий инструмент. Духовой или струнный инструмент и фортепиано.
  5. Фортепианный дуэт. Солируют 2 фортепиано или одно, но в 4-ре руки.
  6. Струнный квартет. Солируют 2 скрипки, виолончель и альт.
  7. Фортепианный квартет. Солируют альт, скрипка, фортепиано и виолончель.
  8. Струнный квинтет. Солируют струнный квартет, виолончель или альт.

Особенности камерной музыки

Существует множество видов камерной музыки. Наиболее распространенными являются органические сонаты, романсы, оперы, вечера, префы и миниатюры.

Камерная музыка характеризуется вниманием к ритмическим, тональным и мелодическим деталям, равенством голосов и широким разнообразием тематики. Его основные характеристики — передача чувств и эмоций, лиричность и эмоциональность

Исполнители камерной музыки

Главным представителем этой современной формы музыки является артист SV. Рахманинов — самый русский композитор, которого так называли. Он писал произведения для своей страны, России и ее судьбы. Композитор был символистом. В его работах преобладают философские схемы, глубокие образы и символы. Чайковский, Римский-Корсаков и Прокофьев последовали примеру Рахманинова.

Другим ярким представителем камерной музыки является Людвиг ван Бетховен, важная фигура в западной классической музыке. Его работы широко известны во всем мире. За ним последовали такие композиторы, как Фердинанд Рис и Карл Черни. Несомненно, будут упомянуты классические Гайдн и Моцарт, Боккерини и Шуберт, Брамс, Дебюсси и Равель.

Современная камерная музыка весьма разнообразна. Он существует в сольной, вокальной, органической, смешанной, оркестровой, синтетической, хоровой и театральной формах. Камерные оркестры выступали в больших и малых концертных залах, привлекая любителей прекрасного и духовного.

Мы надеемся, что доклад «Камерная инструментальная музыка» будет полезен вам при подготовке к урокам. Вы также можете добавить свои собственные материалы по теме «камерная музыка», используя форму комментариев ниже.

МУЗЫКА

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее

Как вы уже знаете, жанр классической симфонии зародился в творчестве венских композиторов XVIII в.: Й. Гайдна, В. А. Моцарта, J1. Бетховена. Классическая симфония состоит из четырёх частей, где первая часть написана в форме сонатного аллегро, вторая — медленная лирическая, третья — менуэт или скерцо, четвёртая — финал, зачастую звучащий в форме рондо, с использованием песенно-танцевальных тем.

Если обратиться к дословному переводу греческого слова simphonia (со-звучание), то кроме этого значения есть и производное от него sympboniacus, что значит музыкант, музыкантский, концертный. Исследователи жанра «симфония» отмечают также смысловые «пересечения» слов:

СИМФОНИЯ

созвучание

ГАРМОНИЯ

соразмеренность

КОСМОС

порядок

Так или иначе, «симфония» — это представление композиторов об упорядоченном, гармонично звучащем Космосе, и творчество современных (отечественных и зарубежных) мэтров свидетельствует о неизменном интересе к данному жанру. С одной стороны, многие композиторы продолжают работать над развитием традиционных особенностей симфонии, многие композиторы ведут поиск нового содержания, форм, особенностей языка.

Композиторы обращаются в симфониях к сюжетам из истории Отечества, к религиозной тематике (вам известна концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» В. Кикты), к образам природы, к литературной классике (например, хоровая симфония-действо «Перезвоны», по мотивам произведений В. Шукшина, В. Гаврилина), к традициям русской народной культуры. Эти идеи воплощаются в разнообразных жанрах — симфония-концерт (с солирующими инструментами или голосами), симфония-сюита, симфония-действо, симфония-речитатив, джаз-симфония, вокальная симфония и др.

Л. Бернстайн

Художественное поле новых симфоний связано с красочностью, живописностью их музыкальной ткани. Синтез, взаимодействие различных видов искусства (драма, живопись, хореография, кинематограф и др.) в современных симфониях становятся приметой времени.

В. Гергиев

Ю. Башмет

  • Вспомните и спойте полюбившиеся вам темы классических симфоний — русских и зарубежных. Звучат ли эти симфонии сейчас? Обращаются ли к ним современные исполнители, интерпретаторы? Почему?

  • Послушайте фрагменты классических симфоний В. А. Моцарта, Л. Бетховена, П. Чайковского, В. Калинникова, С. Прокофьева. Какие образные сферы воплощены в них? Определите принципы симфонического развития.

  • Послушайте фрагменты симфоний современных отечественных композиторов. Соответствуют ли их жанры, программные названия, язык воплощённым в них образам? Что нового вносят современные композиторы в трактовку жанра «симфония»?

Камерный оркестр

Литература : Гинзбург Л., Rабей В., Московский камерный оркестр, в сб.: Мастерство музыканта-исполнителя, вып. 1, М., 1972; Rаабен Л., Камерные оркестры Ленинграда, в кн.: Музыка и жизнь. Музыка и музыканты Ленинграда, Л., 1972; Quittard H., L’orchestre des concerts de chambre au XVII-e siиcle, «ZIMG», Jahrg. XI, 1909-10; Rruniиres H., La musique de la chambre et de l’йcurie sous le rиgne de Franзois, 1-er, «L’annйe musicale», I, 1911; отд. изд., Р., 1912; Сuсue1 G., Etudes sur un orchestre au XVIII-e siиcle, P., 1913; Wellesz E., Die neue Instrumentation, Bd 1-2, В., 1928-29; Сarse A., The orchestra in the XVIIIth century, Camb., 1940, 1950; Rincherle M., L’orchestre de chambre, P., 1949; Paumgartner В., Das instrumentalen Ensemble, Z., 1966.

И. А. Барсова.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .

Смотреть что такое «Камерный оркестр» в других словарях:

КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР — небольшой оркестр, основу которого составляет струнная группа, дополняемая клавесином, духовными, ныне также ударными. В репертуаре преимущественно музыка 17 18 вв. (концерты с солирующими инструментами, кончерто гроссо, сюиты и др.), а также… … Большой Энциклопедический словарь

Камерный оркестр — Камерный оркестр небольшой коллектив (обычно, 4 12 человек), исполняющий камерную музыку. До появления симфонических оркестров (в XIX веке) были фактически единственным типом оркестрового коллектива (исключение здесь составляют некоторые… … Википедия

камерный оркестр — небольшой оркестр, основу которого составляет струнная группа, дополняемая клавесином, духовыми, ныне также ударными. В репертуаре преимущественно музыка XVII XVIII вв. (концерты с солирующими инструментами, кончерти гросси, сюиты и др.), а также … Энциклопедический словарь

Камерный оркестр — оркестр небольшого состава, часто с одним исполнителем на каждую партию; см. Оркестр … Большая советская энциклопедия

Камерный оркестр — (от позднелат. и итал. camera комната, палата) сокращенный симфонич. оркестр, состоящий из 15 30 исполнителей. Составы К. О. весьма различны. В основе К. О. небольшая группа струнных инструментов, к к рым добавляются деревянные духовые (до 8… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Камерный оркестр Грузинской ССР — Камерный оркестр Грузии камерный оркестр, созданный в 1968 г. по инициативе педагогов Тбилисской консерватории Марины Яшвили и Игоря Политковского (ставшего его первым руководителем). Наибольшей известности достиг под руководством выдающейся… … Википедия

Камерный оркестр «Kremlin» — Жанр классическая музыка Годы c 1991 Страна … Википедия

Камерный оркестр Юго-Западной Германии — (нем. Südwestdeutsches Kammerorchester Pforzheim, часто Пфорцхаймский камерный оркестр) немецкий камерный оркестр, базирующийся в Пфорцхайме. Основан в 1950 году дирижёром Фридрихом Тилегантом и состоял первоначально по большей… … Википедия

Камерный оркестр имени Сука — (чеш. Sukův komorní orchestr) чешский камерный оркестр, основанный в 1974 году скрипачом Йозефом Суком и названный в честь его деда, композитора Йозефа Сука. Оркестр выступает без дирижёра; Сук младший оставался его художественным… … Википедия

Камерный оркестр Европы — (англ. Chamber Orchestra of Europe; COE) академический музыкальный коллектив, основанный в 1981 г. и базирующийся в Лондоне. Среди 50 музыкантов оркестра представители 15 европейских стран. В разное время выступлениями и записями оркестра… … Википедия

Камерный оркестр сегодня

На сегодняшний день, даже после упразднения многих камерных коллективов, практически у каждого государства имеется свой камерный оркестр. В России такой коллектив называется «Виртуозы Москвы», он часто проявляет себя при государственных празднованиях и при выездах за границу.

Камерная музыка оставила огромный след в творчестве многих современных композиторов и исполнителей.

Отличным примером показывает себя рок-группа из Финляндии Apocalyptica. Эти музыканты играют по сути камерную музыку, соблюдая все традиции камерного оркестра: коллектив из 4 человек, трое из которых играют только на струнных. Огромную популярность приобрели из-за переигрывания известных композиций самых ярких метал-команд, в число которых входят Metallica, Rammstein, Slipknot и другие.

История

Выражение «камерная музыка» появляется в период барокко, композиции, которые оно охватывает, предназначены для исполнения в уединении интерьеров знати или богатых любителей. Со времен средневековья и во время Возрождения многие ансамбли струнных, деревянных духовых, медных, смешанных или консортных ансамблей формировались и игрались независимо от вокальной полифонии, но чаще всего следовали правилам написания для четырех голосов (сопрано, альт, тенор и бас). Эти композиции камеры затем противопоставляются работам кьезы, часовни, и, таким образом, появляются как выражение светской музыки. Окончательное название этим произведениям дают сонаты Джованни Легренци . В конце XVIII — го  века, струнный квартет является окончательным выражением композиции для любителей. Моцарт и Гайдн вводят формы, которые четко отделяют камерную музыку от оркестровых симфоний. На рубеже XX — го  века, Густав Малер и особенно Арнольд Шенберг, она оставила частные пространства, чтобы присоединиться к оркестру и новые территории.

Камерная музыка — сообщение доклад

Названия музыкального жанра происходит от латинского слова, переводимого как «комната». Это сразу указывает на его особенность – исполнение небольшими группами музыкантов в ограниченном пространстве.

Само наименование должно было подчеркнуть отличие от церковной музыки в то время, когда исполняемая в храмах была очень широко распространена.

При этом любая отдельная партия исполняется одним голосом или играется одним инструментом.

Камерная музыка включает в себя много жанров. Основными являются: оперы, миниатюры, романсы, прелюдии, инструментальные сонаты. Темы, свойственные камерной музыки очень разнообразны. Ей присущи стремление к детализации ритма и мелодии, а также равноправию в голосах. В целом же, ее характеризует эмоциональность и лирика.

В конце ХХ века произошло демократизация жанра, и произведения для него пишутся не для узкого круга любителей. В наше время музыкальный коллектив, исполняющий ее, именуется камерным ансамблем, который может насчитывать от 2 до 10 человек. Однако в отдельных случаях музыкантов может быть больше.

Существует несколько распространенных разновидностей подобного ансамбля. Фортепианный дуэт, при котором могут быть задействованы один или два музыканта (они могут играть в четыре руки на одном инструменте или каждый на своем). В наше время популярностью пользуется и струнное трио, состоящее из виолончели, а также альта и обычной скрипки.

То же трио может включать в себя и пианино с тем же составом, что и при предыдущем варианте, но альта в него не входит. Скрипка, виолончель и альт, дополненные фортепиано именуются фортепианным квартетом. То же пианино вместе со струнным квартетом дает фортепианный квинтет.

Камерную музыку писали многие известные композиторы. К числу них относится Равель, Дебюсси, Брамс, Шуман.

Существует также и такой поджанр как камерная опера. Наиболее известный ее пример – произведение  «Ариадна на Наксосе», написанная Шубертом.

Для камерных оркестров часто пишутся произведения в стиле инструментальных сонат и романсов.

Вариант 2

Сам термин «камерная музыка» происходит от латинского слова «camera», что означает «комната». Произведения камерной музыки поначалу исполнялись только в небольших помещениях (отсюда и название) перед не слишком большим количеством зрителей – в основном ценителей искусства.

Партии инструментов здесь пишутся и исполняются отдельно, в отличие от симфонической музыки. В ней все партии исполняются с помощью групп инструментов, а не по отдельности.

Состав инструментов в камерном ансамбле может быть максимально разнообразным. Всё зависит исключительно от фантазии композитора. Единственное ограничение – камерный оркестр не может состоять из более, чем 25 музыкантов.

Свои истоки данный вид музыки берёт, как считается, ещё в Средневековье – около 16 – 17 века. Тогда под понятием «камерная музыка» подразумевалась так называемая светская музыка (не театральная и не церковная). Исполняли её, как правило, либо в домашней обстановке, либо при дворе монарха.

Поскольку позднее камерную музыку начали исполнять и на публичных мероприятиях, термин несколько изменил своё значение.

Примерно с середины 1700х годов под понятием «камерная музыка» подразумеваются произведения, в которых каждый исполнитель имеет свою, отдельную, партию.

В своём первоначальном значении термин уже почти не употребляется, хотя всё ещё бытует мнение, что камерная музыка лучше всего воспринимается именно в небольших помещениях.

Классификация ансамблей, исполняющих камерную музыку:

  • Дуэты (2 участника)
  • Трио (3 участника)
  • Квартеты (4 участника)
  • Квинтеты (5 участников)
  • Секстеты (6 участников)
  • Септеты (7 участников)
  • Октеты (8 участников)
  • Нонеты (9 участников)
  • Дециметы (10 участников)

Вклад русских композиторов в развитие камерной музыки неоценим. Примерно в 70х годах 18 века появилась мода на камерное музицирование. Оно стало очень быстро завоёвывать известность и остаётся популярным по сей день, хотя и в несколько изменённом виде, приближенном к реалиям современного мира.

Хотя сейчас уже крайне сложно найти такой дом, в котором играют камерные ансамбли и собираются поклонники этого вида искусства, различные залы камерной музыки по всему миру до сих пор привлекают огромное количество посетителей, которое год от года отнюдь не уменьшается.

Не стоит также забывать и о различных фестивалях, на которых постоянно собираются как опытные, так и начинающие исполнители.

4, 7 класс. Кратко

Роберт Шуман

С не менее трагичной судьбой немецкий композитор Роберт Шуман — один из лучших композиторов романтической эры. Он создавал удивительную по красоте музыку. Чтобы получить представление о немецком романтизме XIX века, достаточно послушать «Карнавал» Роберта Шумана. Он смог вырваться из музыкальных традиций классической эры, создав свою интерпретацию романтического стиля. Роберт Шуман был одарен многими талантами, и даже долгое время не мог определиться между музыкой, поэзией, публицистикой и филологией (он был полиглотом и свободно переводил с английского, французского и итальянского). Он также был потрясающим пианистом. И все же главным призванием и страстью Шумана была музыка. В его поэтичной и глубоко-психологичной музыке музыке во многом отражается двойственность натуры композитора, порыв страсти и уход в мир грез, осознание пошлой действительности и стремление к идеалу. Один из шедевров Роберта Шумана, который просто обязан услышать каждый:

Ричард Вагнер

С именем великого Ричарда Вагнера чаще всего связывают его шедевры «Свадебный хор» или «Полет валькирий». Но он известен не только как композитор, но и как философ. Вагнер рассматривал свои музыкальные произведения как способ выражения определенной философской концепции. С Вагнера началась новая музыкальная эпоха опер. Композитор старался приблизить оперу к жизни, музыка для него — только средство. Ричард Вагнер — создатель музыкальной драмы, реформатор опер и искусства дирижирования, новатор гармонического и мелодического языка музыки, создатель новых форм музыкальной выразительности.Вагнер — автор самой длинной в мире сольной арии (14 минут 46 секунд) и самой длинной в мире классической оперы (5 часов и 15 минут). При жизни Ричард Вагнер считался противоречивым человеком, которого или обожали, или ненавидели. А зачастую и то, и другое вместе. Мистический символизм и антисемитизм сделали его любимым композитором Гитлера, но закрыли дорогу для его музыки в Израиль. Однако ни сторонники, ни противники композитора не отрицают его величия как композитора. С первых же нот замечательная музыка Ричарда Вагнера поглощает тебя без остатка, не оставляя места для споров и разногласий:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: