Музыка античности: какой она была?

Фалес Милетский

Фалес Милетский

Фалес Милетский — греческий философ-досократик из города Милет (Малая Азия) и один из Семи Мудрецов Греции. Многие мыслители, особенно Аристотель, считали его первым философом в греческой традиции. Бертран Рассел писал, что с Фалеса началась западная философия. Фалес предпринял попытку объяснить природные явления, отбросив мифологические представления.

В математике он использовал основы геометрии для решения таких задач, как вычисление высоты пирамид и расстояния от корабля до берега. Считается, что он первым применил в геометрии дедуктивный метод и вывел четыре следствия из Теоремы Фалеса. В результате он прославился как первый настоящий математик и первый отдельный представитель науки, кому принадлежит математическое открытие. Также Фалес был первым, кто начал изучать электричество.

Аполлон

Аполлон Бельведерский. ВатиканФото: ru.wikipedia.org

У древних греков существовало неразрывное единение слова, музыки и танца, поэтому музы часто «взаимопересекающиеся». А руководил музами, естественно, бог по имени Аполлон, сын Зевса. Его рождение провозгласили лебеди, воспев его нелебединой песней. То есть уже было давным-давно известно, что лебеди сначала поют лебединую (то есть последнюю) песню, затем — умирают. А те лебеди и не подумали умирать, они спели «нелебединую» лебединую песню, и родился Аполлон.

У Аполлона было много функций и много эпитетов, один из важнейших — руководитель муз: Музагет или Мусагет. Священным деревом муз считался лавр, отсюда лавровый венок, которым награждали победителей. У Игоря Стравинского есть балет «Аполлон Мусагет», сюжет — о рождении Аполлона и его первом знакомстве с музами.

Имя Аполлон плавно перешло в космическую эру (серия американских космических кораблей), стало смешливо-нарицательным для «красивого мужчины», часто упоминается в литературе:

История возникновения

Зарождение риторики приходится на период Афинской демократии, когда каждый гражданин, при обращении к суду, был обязан самостоятельно строить обвинение или защиту, при этом его способность выражать мысли, объяснять и убеждать суд, напрямую влияла на результат. Именно эти условия способствовали развитию античной риторики.

Создателями античной риторики были софисты, представители философского течения, утверждающие, что, обладая риторическим талантом, вполне можно манипулировать сознанием толпы, не будучи обремененным морально-этическими устоями. Другими словами, умение убеждать – это удобный инструмент управления массами и, при желании и соответствующем умении, группу людей можно убедить практически в чем угодно.

Именно тогда был сформирован принцип построения ораторских выступлений. Речь должна быть цельной, иметь четкие границы (начало и конец повествования). Кроме того, основная часть выступления подразделяется на 2 части: изложение событий и спор. Именно спор в софистике вызывает больше всего вопросов, поскольку часто является логической уловкой, умышленно ложным рассуждением.

Позже Сократ стал ярым противником софистов, доказывая, что в споре необходимо оперировать истинными понятиями и предоставлять необходимые логические доказательства, обеспечивающие истинную победу. Именно он стал основоположником высокой риторики.

Огромный вклад в развитие красноречия и систематизации уже имеющихся знаний в этой области внес учитель Александра Македонского, Аристотель, написавший знаменитый, состоящий из трех книг, трактат «Риторика». Именно ему принадлежит разработка «риторического канона». Пять этапов пути – от задумки речи до воплощения, которое и является вершиной ораторского искусства:

  1. изобретение;
  2. расположение;
  3. словесное выражение;
  4. запоминание;
  5. произнесение.

И вывел основные законы риторики, которые звучат так:

  • Вид ораторской речи являет собой единство этоса, логоса и пафоса.
  • Все ораторские речи разделяются на 3 вида: судебные, совещательные, эпидейктические. Роль речей определяется государством и его целями.
  • Всякий вид ораторской речи имеет собственное отношение ко времени и действительности.

Эти основополагающие понятия являются и сегодня актуальными для любого оратора при публичных выступлениях. Раздел риторики, античное учение о стиле, сформированное Аристотелем, утверждает, что речь должна быть красивой, отличаться от обыденной разговорной речи при этом стиль не должен быть, как слишком высоким и сложным для восприятия, так и неоправданно низким, искусственно упрощенным и грубым.

Истоки

античного театраЭпидавр

Древние греки ценили силу устного слова, и это был их основной метод общения и повествования. Бан и Бан пишут: «Для греков устное слово было живым и бесконечно предпочтительным, чем мертвые символы письменного языка». Сократ сам считал, что как только что-то записано, оно теряет способность к изменению и росту. По этим причинам, среди многих других, в Греции процветало устное рассказывание историй.

Греческая трагедия в том виде, в каком мы ее знаем, была создана в Афинах примерно в 532 году до нашей эры, когда Феспис был самым ранним из известных актеров.. Будучи победителем первого театрального конкурса, проведенного в Афинах, он был экзархоном, или лидером дифирамбов, представленных в Аттике и ее окрестностях, особенно в сельской Дионисии. Ко времени Фесписа дифирамб ушел далеко от своих культовых корней. Под влиянием героического эпоса, дорической хоровой лирики и нововведений поэта Ариона он стал повествовательным, балладоподобным жанром

Из-за этого Фесписа часто называют «отцом трагедии»; однако его важность оспаривается, и Феспис иногда упоминается как 16-е место в хронологическом порядке греческих трагиков; государственному деятелю Солону, например, приписывают создание стихов, в которых персонажи говорят собственным голосом, а устные исполнения эпосов Гомера рапсодом были популярны на фестивалях до 534 г. до н.э

Таким образом, истинный вклад Тесписа в драму в лучшем случае неясен, но его имени дали более продолжительную жизнь в английском языке как общий термин для исполнителя, то есть «актер».

Драматические представления были важны для афинян — это стало ясно из создания конкурса трагедий и праздника в Городе Дионисии. Возможно, это было организовано для того, чтобы укрепить лояльность среди племен Аттики (недавно созданной Клисфеном ). Фестиваль был создан примерно в 508 году до нашей эры. Хотя не существует драматических текстов шестого века до нашей эры, мы знаем имена трех конкурентов, помимо Фесписа: Херила, Пратинаса и Фриниха. Каждому приписывают различные инновации в этой области.

О Фринихе кое-что известно. Он выиграл свое первое соревнование между 511 г. и 508 г. до н.э. Он создавал трагедии на темы и сюжеты, которые позже использовались в золотой век, такие как Данаиды, Финикийские женщины и Алкестида. Он был первым известным нам поэтом, использовавшим историческую тему — его «Падение Милета», написанное в 493–494 годах, повествовало о судьбе города Милета после его завоевания персами. Геродот сообщает, что «афиняне выразили свою глубокую скорбь по поводу взятия Милета разными способами, но особенно в этом: когда Фриних написал пьесу под названием« Падение Милета »и поставил ее, весь театр заплакал; они оштрафовали. Фриниху тысячу драхм за то, что он напомнил о бедствии, которое так коснулось их лично и навсегда запретило исполнение этой пьесы ». Считается также, что он первым использовал женские персонажи (но не исполнительницы женского пола).

До эллинистического периода все трагедии были уникальными пьесами, написанными в честь Диониса и сыгранными только один раз., так что сегодня у нас в основном есть пьесы, которые все еще достаточно хорошо помнят, чтобы их можно было повторить, когда повторение старых трагедий стало модным (случайности выживания, а также субъективные вкусы эллинистических библиотекарей позже в греческой истории также сыграли роль в том, что сохранилось с этого периода).

Рим

О развитии музыкального искусства в Древнем Риме судить несколько труднее, чем о характере музыки в Древней Греции. Но музыкальная жизнь была чрезвычайно интенсивной, она также сопровождала любые проявления человеческой жизни — от возвышенных до самых обыденных.

Известен случай с Юлием Цезарем, который увидел во сне пастуха, играющего на свирели. Неожиданно к пастуху присоединились воинские трубачи. Цезарь проснулся и произнес знаменитое: «Жребий брошен!» (то есть он решил перейти Рубикон).

Известный многим император Нерон выступал как певец. Безжалостный и жестокий властитель Рима сильно нервничал перед своими музыкальными выступлениями. А когда астрологи предсказали Нерону, что он будет низвергнут, тот ответил: «Прокормимся ремеслом», — имея в виду игру на кифаре.

Кифара на краснофигурной амфоре так называемого Берлинского художника (V в. до н.э.). Сосуд хранится в Метрополитен-музее (Нью-Йорк)Фото: ru.wikipedia.org

Наступала новая эпоха — эра христианства. Наступала и новая эпоха в музыке, о чем можно прочитать в следующий раз.

Главная группа симфонического оркестра

Во всем мире очень популярны струнные инструменты. Названия их такие:

  • скрипка;
  • альт;
  • виолончель;
  • контрабас.

Эти инструменты составляют струнную группу симфонического оркестра. Самый популярный из них – скрипка. Именно она привлекает множество детей, желающих обучаться музыке. Это логично, потому что скрипок в оркестре больше, чем других инструментов. Поэтому искусство нуждается в специалистах соответствующего профиля.

Струнные инструменты, названия которых здесь перечислены, формировались параллельно. Они развивались в двух направлениях.

  1. Внешний вид и физико-акустические свойства.
  2. Музыкальные возможности: исполнение мелодии или баса, техническая подвижность.

Гиганты смычка

Некоторые музыкальные инструменты струнной группы ставят на специальный шпиль. Это касается виолончели и контрабаса. Они – наиболее крупные инструменты струнной группы. На виолончели играют сидя. Инструмент ставят на пол, располагая его между колен. Виолончель имеет низкий диапазон. Мелодии, написанные для этого инструмента, звучат обычно в басовом регистре. Виолончель имеет очень красивый, нежный и бархатистый тембр (окраску звука).

Контрабас – самый крупный струнный инструмент. В оркестре он часто дублирует партию виолончели. Контрабас практически не развивался в качестве сольного инструмента. Массивность корпуса мешает его подвижности. Играют на контрабасе стоя.

Металлофоны

Эти инструменты не так давно послужили выделять в отдельную группу. Главными причинами этого стали состав и предназначение металлофонов. Знаете ли вы, что они приобрели особую популярность в советское время?

На улице можно было увидеть семью, несущую в руках коробку с ксилофоном или другим представителем данной группы. Эти люди готовились преподнести подарок своим детям или друзьям. Такой сувенир считался ценным даром, ведь металлофоны отлично развивают у ребёнка слух и чувство ритма, не забывая о внимательности, аккуратности и терпении.

Сегодня категория представлена всего несколькими инструментами – это оркестровые тарелки, русские народные колокольчики, ксилофоны, маримбы и вибрафоны. Как и десятки лет назад, такие инструменты очень нравятся подрастающему поколению и считаются незаменимой игрушкой для воспитания чуткой и уравновешенной личности.

Лучшие из лучших

Один из наиболее выдающихся гитаристов-виртуозов XX века проявил себя именно в роке. Его имя – Джимми Хендрикс. Как многие джазмены и рокеры, он был самоучкой. Негативную роль в жизни Хендрикса сыграли алкоголь и наркотики.

Выдающийся современный гитарист-виртуоз – Эрик Клэптон. Известными музыкантами являются также:

  • Чак Берри;
  • Джимми Пейдж (Led Zeppelin);
  • Кит Ричардс (The Rolling Stones);
  • Кирк Хэммет (Metallica);
  • Курт Кобейн (Nirvana).

Один из самых популярных гитаристов ХХ века – Джордж Харрисон из «Битлз». Он играл не только на своем инструменте, но и на индийском ситаре. Его учителем был Рави Шанкар. Ситар – национальный индийский струнно-щипковый инструмент. Харрисон был не только гитаристом-виртуозом, но и талантливым композитором. Он является автором некоторых хитов «Битлз». Харрисон стал кавалером Ордена Британской империи. Его именем названа малая планета.

Аристотель о политике

Высочайшей целью нравственной деятельности человека является создание государства. Согласно этой идее, ячейкой общества и государственности является отдельная семья. Супруги состоят между собой в союзе, который основан на нравственности. Руководит им мужчина, но женщина в семье тоже имеет свободу в своих действиях. Мужчина должен в большей степени иметь власть над детьми, чем над своей супругой.

Согласно Аристотелю, рабство — это нормальное явление. Каждый грек может иметь рабов из варварских племен. Ведь они — существа высшей природы. Рабы находятся в полном подчинении своего господина.

Несколько семей образуют общину. А когда общины соединяются между собой — появляется государство. Оно должно обеспечивать счастливую жизнь для каждого, стремиться делать граждан добродетельными. Государство должно стремиться к совершенному устройству жизни.

В своем трактате «Политика» ученый приводит несколько разновидностей форм государственного правления: монархия (государством правит одно лицо), аристократия (правят несколько человек) и демократия (источником власти является народ).

Смерть

После смерти Александра Македонского в Афинах возрастают бунты против македонского господства, а самого Аристотеля, как бывшего учителя Александра, обвиняют в безбожии. Философ покидает Афины, так как предполагал возможность повторения судьбы Сократа – отравление ядом. Произнесенная им фраза «хочу избавить афинян от нового преступления против философии» стала знаменитой цитатой.

Памятник Аристотелю в Миезе / Carole Raddato, Википедия

Мыслитель переезжает в город Халкис на острове Эвбей. Чтобы показать Аристотелю свою поддержку, за ним следует огромное число его учеников. Но философ не прожил на чужбине слишком долго. Через 2 месяца после переселения он умирает на 62 году жизни от тяжелой болезни желудка, которая в последнее время мучила его.

После смерти наставника его школу «Ликей» возглавил преданный ученик Теофраст, который развил учение Аристотеля о ботанике, музыке, истории философии. Он позаботился и о сохранении трудов мыслителя.

Эволюция музыкальных инструментов

Каждый этап эволюции человека находил свое отражения и в музыкальной культуре. Век за веком музыка становится разнообразнее, сложнее, совершеннее с технической точки зрения. Развитие музыки проявляется в появлении новых музыкальных инструментов, более виртуозных, удобных, мелодичных.Многие существовавшие ранее музыкальные инструменты остались погребены в анналах истории. Другие же со временем усовершенствуются, становясь основоположниками целых семейств инструментов. Важную роль в развитии мировой музыкальной культуры сыграли такие инструменты как орган, клавесин, фортепиано, флейта и многие другие.

Самым современным на сегодняшний день типом музыкальных инструментов считаются электронные. Они создаются с использованием новейших достижений электроники и техники и способны производить кардинально новое, необычное звучание. Электромузыкальные инструменты – это целое явление в современной музыкальной культуре, породившее отдельные направления музыки, и очередное подтверждение тезису параллельности развития культуры в целом и музыки в частности.

Струнные инструменты (хордофоны)

Следующим важнейшим типом орудий музыкантов являются струнные. Внутренняя классификация этой группы гораздо более обширна, чем в любой другой. Выделяют, в первую очередь, смычковые и щипковые инструменты. Запомните, что и те, и другие имеют одинаковый принцип действия: музыкальные звуки создаются благодаря движению туго натянутых струн. Они представляют собой гибкие металлические «стержни» различной длины, а для их изготовления применяют сплав нескольких материалов.

Группа смычковых включается в себя разнообразие участников симфонического оркестра – скрипку и виолончель, альт и контрабас, а также национальный гудок, по внешнему виду напоминающий традиционную балалайку.

Как вы могли заметить, смычковые инструменты сильно отличаются друг от друга: казалось бы, достаточно сложно отнести к одной группе маленькую скрипочку, на которой может играть хоть шестилетний ребёнок, и огромный контрабас, звучащий низко и даже грубо. Тем не менее, функционируют они одинаково и являются всего лишь разновидностями одного типа музыки.

Щипковые представлены классической гитарой вместе с гуслями и балалайкой, домрой и лютней, кобзой и бандурой, банджо и даже арфой. Удивительно, но этот изысканный хордофон тоже функционирует на основе колебания струн. Она является частым участником оркестров. Играть на ней не легче, чем на любом другом представителе группы, поэтому профессионалу такого дела требуется длительное и качественное обучение.

Фортепиано и пианино

Первое фортепиано собрал мастер по изготовлению клавесинов итальянец Бартоломео Кристофори в 1709 году. На сегодняшний день различают несколько разновидностей фортепиано. Это инструменты с горизонтальным расположением струн внутри корпуса, к которым относятся рояль и четырехугольное фортепиано, и инструменты с вертикальным расположением струн внутри корпуса, к которым относятся пианино, пиано-лира, пиано-буфет и другие модификации инструмента.

Таким образом, бесконечный спор, как правильно называть инструмент – фортепиано или пианино – не имеет смысла ввиду того, что это две разновидности музыкальных инструментов, хотя и похожие визуально. И там, и там 88 клавиш, в обоих случаях действуют одинаковые методики обучения.

Очень желательно первые шаги на музыкальном поприще делать под руководством преподавателя. Во-первых, вам могут понадобиться советы или услуги профессионала по настройке музыкального инструмента. Проверить, насколько точно настроен инструмент, можно с помощью приложения Pano Tuner, разрешив приложению доступ к микрофону. Так выглядит интерфейс приложения:

Уточним, что по умолчанию любой тюнер для музыкальных инструментов предустановлен на частоту 440 Гц, что соответствует ноте «ля» 1-й октавы. Нотно-клавишное соответствие вам знакомо еще с первого урока, поэтому, нажав любую клавишу, вы без труда поймете, та ли это нота, а зеленое поле над латинским обозначением ноты даст понять, находится ли отклонение звука в пределах допустимой нормы или инструменту нужна серьезная перенастройка. Напомним еще раз, как расположены ноты на клавиатуре фортепиано:

И вторая причина, по которой первоначальное освоение музыкального инструмента стоит начинать под личным контролем преподавателя. При всем обилии музыкальных материалов в Интернете, вам не смогут, как говорят профессионалы, заочно «поставить руку» так, чтобы вы играли правильно и при этом не уставали.

Самоконтроль тут тоже вряд ли помощник, потому что начинающий пианист не всегда адекватно воспринимает, что именно он должен контролировать

Более того, далеко не все видеоуроки на YouTube, даже весьма хорошо подготовленные, уделяют постановке рук должное внимание. Или хотя бы напоминают, что кисти рук должны быть примерно в таком положении, в каком удобно держать, но не сжимать яблоко

Если попасть к преподавателю даже на урок онлайн не представляется возможным, изучите заранее советы по правильной посадке и постановке рук, которые дает автор книги «Еще раз о фортепиано» . Для наглядности можно изучить специальный урок, посвященный посадке за инструмент и постановке рук. Интересно, что он идет в курсе обучения вторым, но если вы изучите его первым, думается, автор не обидится:

После этого приступайте к самостоятельным занятиям по урокам, найденным в Интернете. Учитывая, что вы уже практически завершили наш курс по основам теории музыки, вы можете взяться за урок, который сразу предлагает начать с построения аккордов. И вы с этим справитесь:

Кроме того, можно рекомендовать для самостоятельного ознакомления «Самоучитель игры на пианино», с помощью которого вы сможете адаптировать полученные знания по теории музыки применительно к этому музыкальному инструменту . Многое вам уже известно, т.к. мы начали постепенное знакомство с клавишными инструментами еще на 1-м уроке. А если вы затрудняетесь с выбором, на каком именно материале вам отрабатывать свое музыкальное мастерство, можем посоветовать «Современные зарубежные хиты в легком переложении для фортепиано» .

Тем, кому некуда ставить дома фортепиано или кто хотел бы освоить какой-то более современный вариант клавишного звучания, предлагаем начать учиться играть на синтезаторе.

Архимед

Архимед

Архимед Сиракузский был греческим математиком, физиком, инженером, изобретателем и астрономом. Хотя о его жизни известно немного, он запомнился как ведущий ученый классического периода античности. Среди его достижений в области физики — открытие гидростатики, статики и объяснение принципа рычага. Ему приписывается создание новаторских механизмов, включая вечный двигатель и винтовой насос. Современные исследования доказали, что изобретенные Архимедом машины способны поднимать из-под воды потопленные корабли и поджигать судна при помощи вогнутых зеркал.

Архимед также был величайшим математиком времен античности и даже всей истории. Он использовал метод последовательных элиминаций для высчитывания площади под аркой параболы путем суммирования бесконечных рядов и назвал поразительно точное значение числа Пи, открыл формулу расчета объема поверхностей вращения. Но математические труды Архимеда, в отличие от его изобретений, в период античности были малоизвестны. Их читали и цитировали математики их Александрии, но полное их описание, составленное Исидором Милетским, появилось лишь в 530 году. Также в VI веке Евтоций написал комментарии к работам Архимеда, которые завоевали популярность у читателей. Несколько копий рукописей Архимеда пережили Средние Века и стали источниками вдохновения для ученых эпохи Ренессанса.

История щипковых инструментов

Играют на них сидя. Инструмент кладут на колени. Струны защипывают пальцами или специальной палочкой. Прообразом таких инструментов был охотничий лук. Первобытные люди, натягивая тетиву, слышали тихий, приятный звук. Его высота была связана с толщиной веревки.

Струнные щипковые инструменты – одни из самых давних. Они были известны еще в Древней Греции. Бог Аполлон на античных скульптурах держит в руках кифару. Позже в средиземноморском регионе получил распространение инструмент под названием бузуки. В Средней Азии его аналог называли зурной. А в США очень популярен инструмент банджо. Он является неизменным атрибутом музыки в стиле кантри.

Струнные щипковые инструменты очень популярны среди специалистов и дилетантов. Играть на них можно научиться самостоятельно. Пожалуй, самым любимым и востребованным инструментом является гитара. Она появилась в Испании. Существует мнение, что гитару в эту страну завезли мавры. Позже инструмент распространился и в других европейских регионах. В Россию гитару привезли итальянцы. Произошло это в XVIII веке.

Классификация музыкальных инструментов

Классифицировать музыкальные инструменты люди пытались с древности. Этому посвятили часть своих работ философы античности Платон и Аристоксен, их восточные «коллеги» аль-Фараби и Абдулгадир Мараги и даже отцы церкви — например, Исидор Севильский. Но начало систематическому описанию инструментов было положено лишь в 1500-1600 годах немецкими теоретиками музыки, такими как Себастьян Вирдунг, Мартин Агрикола и Михаэль Преториус.

Ничего удивительного в этом нет. Главная трудность заключалась в выборе критерия, согласно которому инструмент следует определять в ту или иную группу классификации. Что взять за основу: источник звука, материал инструмента, способ звукоизвлечения? Как вообще можно сравнивать деревянное, духовое и мембранное?

И только в начале XX века Эрихом Морицем фон Хорнбостелем и Куртом Заксом была разработана классификация инструментов, которая используется в современном музыкальном мире. Система Хорнбостеля — Закса разделяет все инструменты по двум признакам: источнику звука и способу его извлечения.

Инструментоведение — отрасль музыковедения, которая занимается изучением музыкальных инструментов, их конструкции, тембровых и акустических свойств, а также классификацией их типов и видов

Согласно систематике Хорнбостеля — Закса, все многообразие музыкальных инструментов, хоть и относительно условно, изначально делилось всего на четыре основные группы.

Первая группа — это идиофоны (Autophones) — инструменты самозвучащие, то есть те, которые целиком или частично изготовлены из материала, способного звучать. Они могут быть:

  • щипковыми (например, варган);
  • фрикционными — из них звук извлекается смычком (краатспилль, стеклянная гармоника и т. п.);
  • ударными — к ним относятся практически все, за исключением барабанов (колокола, ксилофон, кастаньеты и т. д.);
  • духовыми (Эолова арфа).

Вторая группа — мембранофоны (Membranophones) — делятся на следующие виды мембранных инструментов:

  • ударные — звук возникает от удара о мембрану рукой или палочкой (барабан, литавры);
  • щипковые — мембрана получает и усиливает звук от струны, которую защипывает музыкант (анандалахари);
  • фрикционные — звук извлекается при трении о мембрану (бугай);
  • поющие мембраны, или мирлитоны — мембрана изменяет возникающий звук (казу, гребень).

Третью группу составляют аэрофоны, или духовые инструменты (Aerophones), в которых источником звука является вибрирующий столб воздуха. Они делятся на:

  • флейтовые, в которых звук образуется в результате рассекания потока воздуха о грань инструмента (флейта);
  • язычковые, где звук издает вибрирующий язычок (зурна, гобой, кларнет, фагот);
  • мундштучные, в которых звук возникает за счет колебания губ исполнителя (труба).

Последнюю, четвертую, группу представляют хордофоны, или струнные (Chordophones), в которых источник звука — одна или несколько струн. Они делятся на следующие виды:

  • простые (цитры) — инструменты данной группы состоят из струн и механизма натяжения, резонатор может быть отдельной частью или вообще отсутствовать;
  • составные — резонатор неотделим от инструмента;
  • хордофоны без классификации.

С 1940 года была добавлена пятая группа — электрофоны, то есть инструменты, в которых так или иначе задействуются электрические или электронные устройства. Их разделяют на электронные (синтезаторы, сэмплеры и т. д.) и электромеханические (электрогитара, электроскрипка, электропиано).

Настройка фортепиано

Баян

Музыкальный инструмент, похожий на аккордеон, только с кнопками вместо клавиш с правой стороны, называется баяном. Разнообразие моделей достаточно велико: правая сторона может иметь от 3 до 6 рядов кнопок, левая – 5-6 рядов кнопок. Получить общее представление об игре на инструменте можно, посмотрев обучающее видео с YouTube:

Немало полезного можно почерпнуть из книги «Самоучитель игры на баяне» . Там есть основы нотной грамоты применительно к данному инструменту и мелодии для самостоятельного разучивания. А мы продолжим знакомиться с наиболее массово востребованными музыкальными инструментами.

Архитектура

греческом языкелатинскими буквамиДелосе

Большинство древнегреческих городов лежали на холмах или рядом с ними., поэтому места для сидения обычно встраивались на склоне холма, создавая естественную смотровую площадку, известную как театрон (буквально «место наблюдения»). В городах без подходящих холмов насыпали насыпи земли. У подножия холма находилось плоское, обычно круглое пространство для выступлений со средним диаметром 78 футов, известное как оркестр (буквально «танцевальное место»), где хор обычно выступало от 12 до 15 человек. играет в стихах в сопровождении музыки. Часто имелись высокие арочные входы, называемые parodoi или eisodoi, через которые актеры и члены хора входили и выходили из оркестра. В некоторых театрах позади оркестра находился фон или живописная стена, известная как skené. Термин «театр» со временем стал обозначать всю область театра, оркестра и скена.

Дельфах

Театрон

Театрон был зоной отдыха, встроенной в холм, чтобы создать естественное пространство для просмотра. Первые сиденья в греческих театрах (кроме сидения на земле) были деревянными, но примерно в 499 г. до н.э. практика инкрустации каменных блоков в сторону холма для создания постоянных, устойчивых сидений стала более распространенной. Они назывались «проэдриями» и предназначались для священников и нескольких наиболее уважаемых граждан.

Скене

После 465 г. до н.э. драматурги начали использовать задник или живописную стену, названную skênê (от которой происходит слово «сцена »), которая висела или стояла за оркестром, а также служила местом, где актеры могли менять свои костюмы. После 425 г. до н.э. каменная стена для сцен, называемая параскенией, стала обычным дополнением к скене. Параскения представляла собой длинную стену с выступающими сторонами, в которой могли быть дверные проемы для входов и выходов. Сразу за параскенией находился проскенион («перед сценой»), который похож на современный авансцену. Верхний этаж назывался эпискенион. В некоторых театрах также есть возвышенное место для выступления в оркестре, называемое логейоном. К концу V века до нашей эры, примерно во время Пелопоннесской войны, скенэ был двухэтажным.

Смерть персонажа всегда звучала за skênê, поскольку считалось неуместным показывать убийство на виду у публики. И наоборот, есть научные аргументы в пользу того, что смерть в греческой трагедии изображалась за сценой в первую очередь из-за драматических соображений, а не из ханжества или чувствительности аудитории.

Храм поблизости, особенно в правой части сцены, — это почти всегда часть греческого театрального комплекса. Это могло оправдать, как транспозицию, повторение фронтона с более поздней каменной сценой.

Оркестр

Оркестр представлял собой круглый кусок земли внизу театра, где выступали хор хор и артисты. Первоначально греческий театр не был приподнят, но позже для удобства просмотра был оборудован приподнятой сценой. Такая практика стала обычным явлением после появления «Новой комедии», в которой драматически изображались отдельные персонажи. Корифей был главным участником хора, который мог войти в историю как персонаж, способный взаимодействовать с персонажами пьесы. Спектакли часто начинались утром и продолжались до вечера.

Акустика

Театры были построены в большом масштабе, чтобы вместить большое количество людей на сцене и в аудитории — до четырнадцати тысяч. Физико-математические науки сыграли значительную роль в строительстве этих театров, так как их проектировщики должны были создать в них акустику, чтобы голоса актеров были слышны по всему театру, включая самый верхний ряд. мест. Понимание греков акустики очень выгодно отличается от современного уровня техники.

Сценические элементы

В греческом театре обычно использовалось несколько сценических элементов:

  • механ, кран, производивший впечатление летающего актера ( так, deus ex machina )
  • ekkyklêma, колесная платформа, часто используемая для демонстрации мертвых персонажей аудитории
  • pinakes, изображения развешиваются для создания декораций
  • тиромата, более сложные изображения встроены в сцену второго уровня (3-й уровень от земли)
  • фаллический реквизит использовался для пьес сатиров, символизируя плодородие в честь Дионис.

Архитектура древнегреческого театра

Орхестра

В Древней Греции театр располагался на открытом пространстве. Он представлял собой круглую площадку (орхестру) и места зрителей, расположенные полукругом на склоне холма.

Изначально орхестра представляла собой место, где приносилось жертвоприношение Дионису. Впервые она появилась у склонов Акрополя в Афинах. На ней танцевали и пели дифирамбы в честь Диониса. В центре орхестры стоял жертвенник. На его ступенях играл флейтист-авлет или стоял актер-протагонист, отвечающий хору. Жертвенник оставался на своем месте и позднее, когда уже о культе Диониса не было речи, как дань традиции.

Места для зрителей ‒ театрон

Сначала люди просто сидели на склонах холма. Позднее для них были построены сиденья: деревянные, потом каменные. Они располагались полукругом вокруг орхестры. Внизу находились места для знати, почетных граждан и жрецов. Они могли быть с каменными спинками и балдахинами для удобства. Выше находились места для “среднего класса” и наверху для бедноты. Продольные проходы (пароды) делили места на сектора и на верхние и нижние места.

Скена

В V веке до н.э. позади орхестры появляется скена. Первоначально это палатка для переодевания актеров. Позднее скена представляет собой архитектурную конструкцию, примыкающую к орхестре и изображающую храм или дворец. Она представляет собой сценический задник. По бокам к скене пристраиваются проскении для улучшения акустики. В них хранился актерский реквизит, а также они использовались в качестве декораций. Греки использовали расписные декорации и механические машины в своих пьесах. Весь театр был построен таким образом, что в нем сохранялась отличная слышимость так, что на самых высоких местах люди слышали реплики актеров.

Древнегреческий театр был уникальным явлением, оказавшим огромное влияние на мировую культуру. Основные принципы античного театра используются и сейчас в драматургии. Тогда и в наше время, театр служил подобием зеркала, в котором общество могло разглядеть свои проблемы и недостатки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: