История средиземноморья. пиратство в древности

Покорители моря

Примерно четыре тысячи лет тому назад на восточном берегу Средиземного моря поселились племена, которые древние греки называли финикийцами, а их страну — Финикией. Предполагают, что Финикия означает «пурпурная». Финикийцы добывали из морских моллюсков яркую краску — пурпур, которую использовали для окраски тканей. Пурпур считался цветом царей.

За финикийцами закрепилась слава лучших мореплавателей Древнего мира. Они умели строить прочные корабли, которым были не страшны штормы и бури. В трюмах этих кораблей находились прикованные рабы-гребцы. Финикийские корабли плавали по всему Средиземному морю, выходили даже в Атлантический океан, достигая северного побережья Европы. Финикийцы первыми в мире совершили примерно в 600 году до н. э. морское путешествие вокруг всей Африки. Искусство мореплавания финикийцы использовали не только для добрых целей. Среди них были и морские разбойники, пираты, грабившие чужие корабли.

Финикийцы изобрели таран, который крепился к носу военного корабля и предназначался для пробивания вражеских судов.

Древний Египет

Древний Египет был развитым центром судостроения, чему можно найти массу подтверждений в виде рисунков того времени с изображениями кораблей. Современные исследователи имеют массу доказательств того, что в те времена в Египте совершались торговые, военные и другие путешествия по воде.

Исторические данные указывают на такие основные типы судов в Древнем Египте:

  1. Торговые суда. Имели паруса и возможность управления веслами. Для весел не предусматривались упоры и ими гребли просто с борта, как на каноэ.
  2. Мореходные судна. Более крупная конструкция, способна была выдерживать сильный шторм, вмещала в себя около 80 тонн багажа.
  3. Военный. Имел вытянутый корпус, высокую прочность, впереди его размещалось рулевое весло. Здесь были оборудованы специальные площадки для лучников и воинов.

В целом, в этот период кораблестроение было уже достаточно развито, так как присутствовали не только боевые, но и торговые и даже морские судна.

Назначение кораблей

Суда требовались египтянам не только для перевозки камня, статуй, но и для облегчения снабжения войск провиантом. Поэтому существовали как пассажирские корабли, так и грузовые баржи, на которых доставляли древесину и камень.

Бронзовая статуэтка кошки с котятами. 66-30 гг. до н. э. Бруклинский музей, Нью-Йорк (США)

Постепенно начинало развиваться морское судоходство. Так, при фараоне Сахуре (2487-2475 гг. до н. э.) флот использовали для захвата Финикии, откуда были привезены несметные богатства и рабы.

Кроме того, Сахур снарядил морскую экспедицию в страну Пунт, где удалось добыть мирру, серебро, золото и древесину. Следующим известным путешествием в Пунт стала экспедиция, которую отправила царица Хатшепсут в 1517 г. до н. э. Для этого понадобилось укрепить суда, которые до сих пор не сталкивались с морскими волнами и ветрами. С этой целью использовали толстый трос, протянутый между носом и кормой, с накинутой на корму петлей. Изменилась и форма паруса. На смену узкому пришел низкий и широкий. Для закрепления весел появились уключины.

Модель прогулочной лодки, которую использовала знать для ловли рыбы. XII династия. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

После Хатшепсут две экспедиции в Пунт снарядил ее преемник Тутмос III, а фараон Рамзес III стал последним, кто отправил торговые корабли к берегам Пунта. Экспедиция Хатшепсут — первая, детали которой нам известны во всех подробностях. Поэтому именно ей принадлежит первое место в морской истории Египта.

В эпоху Нового царства флот стали применять и в военных целях. Так, в 1600 г. до н. э. корабли активно использовали для вытеснения гиксосов, которые владели Египтом и создали столицу в дельте Нила.

При Тутмосе III (1479-1425 гг. до н. э.), который вел активные завоевательные войны, речной транспорт активно служил для быстрой переброски войск и доставки провианта. Кроме того, Тутмос III ввел должность главы кораблей повелителя двух земель.

Храмовый флот также был реорганизован. Из числа жрецов назначались начальники кораблей Амона и Птаха.

При Рамзесе III (1185-1153 гг. до н. э.) произошла одна из крупнейших морских битв — битва с народами моря. Корабли этого времени уже сильно отличались от лодок времен Хатшепсут. Это были боевые суда. Их нос украшала голова льва. От вражеских стрел моряков укрывал высокий фальшборт, а мачта завершалась смотровой площадкой.

Около 1181 г. до н. э. народы моря вторглись на территорию Египта. Второе нападение произошло в 1178 г. до н. э., в результате чего противник был разгромлен. Остатки народов осели в окрестностях Газа.

Навигация по Нилу

Нил был главной артерией, преследовавшей экономические интересы и интересы безопасности в Египте и Нубии . Лодки использовались для торговли, перевозки всех видов продуктов питания, они возили чиновников для землеустройства после каждого разлива Нила, таможенных и налоговых поступлений, строительных материалов для строительства пирамид и храмов, а также перевозки солдат. Они были необходимы для проведения государственных праздников и имели большое культовое значение. Владение лодкой было желанной целью для всех в Египте, насколько они могли себе это позволить. Вероятно, не было цивилизации, которая больше зависела бы от транспорта по воде.

Джонки в древнем Китае

В старинных легендах говорится, что первый плот изобрёл, наряду с другими важными вещами, легендарный император Китая Фу Си, который правил в третьем тысячелетии до н. э. и якобы имел божественную природу. И так сложилось, что прототипом здешних древних кораблей была не выдолбленная лодка, а плот. В южной части Китая произрастал бамбук — отличный материал для плотов, кроме того, для их создания применяли овечьи и козьи шкуры.

Первый дошедший до нас рисунок китайского боевого корабля был обнаружен на вазе из бронзы, датированной IV веком до н. э. Если говорить конкретней, на вазе нарисовано двухэтажное судно: на первом этаже находятся гребцы, а на втором — воины с топориками и мечами. Также на верхнем этаже можно разглядеть развевающиеся флаги. Возле этого изображения имеется подпись, говорящая о том, что судно относится к так называемому Периоду Сражающихся царств (463–221 года до н. э.).

Другое схожее изображение относят к периоду 202–209 гг. до н. э. Но здесь на нарисованном судне явно больше лучников, а ещё некий воин стучит в барабан, чего нет на более ранней вазе.

Один из самых популярных кораблей Китая — джонка. По мнению исследователей, джонки появились ещё за 1000 лет до н. э. Древняя военная джонка обладала немного опущенным, по сравнению с другими судами тех времён, прямоугольным носом и широкой кормой, которая, наоборот, была  сильно приподнята. А роль киля на подобных суднах выполнял весьма  внушительных размеров руль. Паруса для джонок (как правило, здесь было три или пять мачт) делались из циновок и закреплялись на реях из бамбука. Вся эта конструкция напоминала веер, и при необходимости паруса можно было быстро свернуть в свиток.

Массивная циновка из тростника, применяемая для изготовления парусов джонки, конечно, значительно уменьшала возможную скорость движения судна по реке или морю. Но зато она позволяла выдерживать сильнейшие ветры. Позже на смену циновке пришли ткани, и это увеличило скорость китайских джонок. На многих судах имелись дополнительные мачты, на которые  поднимались, если это имело смысл, дополнительные паруса. Джонка также оснащалась большим числом лебёдок и механизмов, которые облегчали управление всеми имеющимися парусами, даже весьма малочисленная команда корабля могла справиться с этой задачей.

Библейские времена

Уже в библейские времена кораблестроение было очень развито, что подтверждается многими документами и письменами тех времен, в частности, Библией. В этой книге не раз указывается на то, как многие герои повествований отправлялись в другие земли на суднах.

В эти времена преобладали парусники – прочные деревянные корабли, которые были оборудованы прочными парусами, использовавшими силу ветра для перемещения. Древнеримские суда также были в этом плане достаточно похожи.

Главными судостроителями библейских времен были племена финикийцев, которые жили на берегу Средиземного моря и вели с его помощью многие свои промыслы. История судостроения здесь очень богата и насыщена открытиями, смелыми подвигами и длительными путешествиями в далекие страны.

Что касается главных героев библейских историй – евреев, то они боялись путешествовать по морю, считали это дело очень опасным и избегали его. Только в крайней необходимости отправлялись люди по морю. Для своих же задач использовались рыбачьи небольшие лодки и барки. Самый крупный и первый по величине в Библии корабль тот, который соорудил Ной для спасения от потопа.

Транспорт

Египетский пейзаж часто считается суровым и очень трудным для путешествия, за исключением нескольких миль, которые окружают долину Нила. По этой причине использование кораблей в качестве средства связи и транспорта оказалось очень эффективным

Таким образом египтяне использовали свой флот для первой и самой важной цели. Они отправляли солдат в районы по всему Египту, чья работа заключалась в подавлении восстаний или отражении нападений

Это очень очевидно в использовании кораблей для перевозки продовольствия и припасов к фортам, которые стояли на юге недалеко от Нубии. Эти форты часто располагались в труднодоступных местах, и поэтому, чтобы прокормить себя, они в значительной степени полагались на пайки, которые получали из таких городов, как Фивы и Карнак. Эта цель всегда использовалась египтянами с самого начала их цивилизации до времен Нового царства, когда они пополняли запасы своих войск, базирующихся в регионе Леванта, через море.

Пирамиды Древнего Египта история 5 класс

пирамиды,

Предполагают, что пирамиды строились для погребения фараонов. Строительство происходило при жизни царя и продолжалось до самой смерти. Полагалось, что через пирамиду-усыпальницу, умерший фараон находит путь в иной мир, так как верхняя часть пирамиды символизировала «жизнь», а нижняя — «смерть».

Благоприятный климат давал возможность уделять сельскохозяйственным угодьям немного времени, поэтому в «свободное» время жителей страны определяли на дополнительные работы: строительство храмов, гробниц фараонов, ирригационных систем и т.д.

Предполагается, что каменные блоки для пирамид вырубали из скал медными орудиями и с помощью специальных приспособлений перетаскивали на берег Нила, грузили на лодки и доставляли к месту строительства пирамиды, преодолевая большие расстояния.

Стены гробниц расписывали иероглифами и картинами из жизни фараонов. Пирамиды имели множество комнат с проходами-лабиринтами, где можно было легко заблудиться. Вместе с фараонами в пирамиду-усыпальницу замуровывали любимые вещи царя, еду, одежду, украшения, домашних животных. Все это могло пригодиться фараону в загробной жизни, так считали древние египтяне.

  • Пирамидв Джосера — самая первая пирамида Древнего Египта.
  • Большая пирамида Хеопса прославилась самыми большими размерами.
  • Пирамида Хефрена (Хафры) — вторая по размерам пирамида, основание храма имело форму квадрата со стороной 4, 5 м. Перед пирамидой располагалась пристань, куда причаливали ладьи, проплывающие каналами Нила.
  • Пирамида Микерина (Менкаура) имеет небольшие размеры и сравнительно «молодой» возраст в сравнении со всеми пирамидами на плато Гиза.

Известные древние корабли

Сегодня известно много разновидностей древних кораблей, которые создал человек. Средневековые суда сооружались с применением каравельной обшивки встык или вгладь. Для них было характерно заострение носа и кормы. При таком типе конструкции удавалось увеличить внутренний объем судна. Конструкция встык позволяла делать судно водонепроницаемым.

Более совершенными судами владели ирландцы. В качестве примера следует привести Куррах. Такие конструкции оснащались деревянными рамами и имели плетеный корпус, покрытый шкурой. Такие суда имели съемные мачты с простыми парусами. Впоследствии в 13-15 веках большой популярностью стал пользоваться Гукор.

К 1000 году нашей эры появились известные суда викингов, которые назывались драккарами и кноррами. Они могли совершить путешествие в Средиземное море. На таких судах присутствовали изображения грозных существ – змей, драконов и прочих фигур.

В Китае небольшие модели кораблей с рулевыми веслами были созданы в 475-221 годах до нашей эры

В период правления династии Хань военно-морской флот был важной частью армии. Штурвалы, которые находились в кормовой стойке, начали появляться на моделях китайских кораблей в первом веке нашей эры

Технологии в Китае развивались настолько стремительно, что уже к началу Средневековья были придуманы водонепроницаемые отсеки.

В первом веке нашей эры жители Нусантаранского архипелага изготовили большие корабли, которые назывались K’un-lun po. Их длина превышала 50 метров. Такие конструкции обладали высотой 4-7 метров. Они были способны перемещать 700-1000 человек и 260 тонн груза. Суда оснащали 4-7 мачтами и могли перемещаться против ветра с применением наклонных парусов.

По мнению историков, во времена своего расцвета империя Мали создала крупный военно-морской флот. Его возглавлял император Манса Муса. Это датируется периодом с конца тринадцатого по начало четырнадцатого веков. В некоторых арабских источниках описывается путешествие флота Мали в Новый Свет. Оно датируется 1311 годом.

До эпохи Возрождения навигационные технологии были относительно простыми. Однако это не стало препятствием к тому, что некоторые цивилизации превратились в настоящие морские державы. В качестве примеров стоит привести Геную и Венецию. Викинги пользовались своими судами для исследования Северной Америки и торговли в Балтийском море.

В конце четырнадцатого века на кораблях начали появляться башни. Они располагались на корме и на носу. Впоследствии вместо башен стали использовать кубрики. В качестве примера стоит привести каракк Христофора Колумба.

В пятнадцатом веке в Японии придумали один из первых железных корпусов. Конструкция получила название «Атака-буне», что буквально переводится как «железный корабль». В период с пятнадцатого по семнадцатый века в Японии лидирующие позиции занимали прибрежные флоты, которые вмещали несколько сотен судов, включая Атака-буне. В Корее в первой половине пятнадцатого века был придуман «Корабль-черепаха», или «Geobukseon». Он считается первым бронированным судном в мире.

После Колумба было создано множество торговых путей и кораблей. Как следствие, европейские исследования существенно ускорились. В 1498 году Васко да Гама добрался до Индии. Тем самым он продемонстрировал, что из Атлантического океана можно попасть в Индийский. Аналогичные исследования стали проводить Франция, Голландия, Англия. Они занимались открытием испанских и португальских маршрутов в Тихий океан.

В начале восемнадцатого века французский военно-морской флот начал создавать новый тип судна. Он вошел в историю как линейный корабль, оснащенный 74 орудиями. Эта конструкция стала базой каждого военного флота Европы. По длине такие корабли достигали 56 метров. Для сооружения каждого из них требовалось использовать 40 километров веревок и 2800 дубов. При этом на борту помещалась команда из 800 солдат и моряков.

В девятнадцатом веке Королевский флот запретил работорговлю. Целью этого ограничения было подавление пиратства. В то же время появилось такое быстроходное судно, как Клипер. Оно представляло собой очень быстрый корабль. Именно это судно стало основой серийного производства, а впоследствии было трансформировано в парусную конструкцию, которая принимала участие в открытии Панамского и Суэцкого каналов.

Дромоны

“Началом конца” эры многоярусных гребных кораблей можно считать 31
год до нашей эры. Во время битвы при Акциуме флот Антония и Клеопатры, состоявший
из пентер и трирем, потерпел поражение от Октавиана. Кораблей с обеих сторон было
примерно поровну, но воинов и гребцов у Октавиана — втрое меньше. Его флот состоял
из одних только бирем — слабых, но укомплектованных гораздо более опытными матросами.

Биремы стоили недорого, но три столетия спустя у Рима не стало средств и на них.
А вскоре прекратила свое существование и сама Западная Римская Империя. Византия
же в 5—6 веках вовсе не нуждалась в военном флоте, ввиду отсутствия на Средиземном
море иностранных кораблей.

Вплоть до 8 века франки не плавали даже по рекам — да и не имели такой возможности.
По свидетельству римских историков, германцы и галлы не чистили русла рек от древесных
стволов. Реки, за исключением наиболее крупных, неизбежно запруживались, широко
разливались и мелели. Берега их заболачивались. Легионы Цезаря перешли Темзу на
месте современного Лондона вброд!

Дромон.

Отношение
византийцев к флоту изменилось, когда в седьмом веке к Средиземному морю прорвались
арабы. Для отражения угрозы греки начали строить дромоны — “быстрые корабли”.

Византийский дромон представлял собой облегченную версию римской биремы. По своему
времени это действительно был очень быстрый корабль. Греки убрали башню, заменили
“ворон” обычным абордажным трапом, а громоздкий “выстрел” — трубой для метания
“греческого огня”. Дромоны даже не
имели сплошной палубы, ее сменили узкие помосты для воинов.

В результате снятия вооружения водоизмещение корабля было уменьшено
почти в полтора раза — всего до 100 с небольшим тонн. Зато количество гребцов
возросло до сотни человек. Половина из них могла участвовать в абордажном бою.
Кроме того, на борту могло быть около 40 стрелков и матросов.

По римским меркам дромоны, конечно же, были очень слабыми кораблями.
Но для решения стоявших перед византийским ВМФ задач сила дромонов оказалась
вполне достаточной. Для того, чтобы разгромить ладейный флот Игоря, потребовалось
всего 15 таких кораблей. Хотя, конечно же, упоминаемая греческими хрониками
численность флота руссов — 1000 ладей! — преувеличена в несколько раз.

“Греческий огонь” был далеко не единственной причиной успеха
византийцев. Дромоны слишком трудно было взять на абордаж с ладей. Тем более
были обречены на провал попытки славян пробить борта дромонов топорами и
ручными таранами.

Славянская
боевая ладья.

Важным
нововведением византийского времени стали косые треугольные паруса, позволявшие
лучше использовать боковой ветер, чем римский артемон. На Средиземное море такие
паруса попали при посредничестве арабов, но народы северной Европы считали их
изобретением византийцев и именовали “латинскими”.

Знаменитые морские сражения

Пока морские сражения не часто упоминаются, поскольку в Древнем Египте не было различия между флотом и армией, мы время от времени собираем некоторую информацию о сражениях, которые велись с использованием кораблей.

Осада Авариса

Одним из таких примеров является то, когда Яхмос вел осаду гиксосского города Аварис в конце 17-го и начале 17-го века. 18-я династия. Один из рассказов об осаде принадлежит солдату и матросу, сражавшемуся в осаде, по имени Яхмос, сын Ибаны. В своих отчетах он сообщает, как находился на корабле под названием Северный, на котором он плыл с египетской армией в сторону Авариса. После битвы они осадили город и окружили его. Осада Авариса должна была быть комбинированной атакой с моря и суши, поскольку Яхмос, сын Ибаны, утверждал, что «сражался в канале против Пезедку из Авариса».

Война против народов моря

Эта война, пожалуй, самая известная египетская война, в которой сильно задействованы военно-морские силы империи, и первая из когда-либо хорошо задокументированных. Во время правления Рамсеса III, которое длилось с 1182 г. до 1151 г. до н. Э., Возникла новая угроза, бросившая вызов египтянам другим способом, чем они привыкли. Новые люди назвали Народы моря прибывали в Левантийский регион и разрушали его города. Эти люди загадочного происхождения уже уничтожили некогда могущественных хеттов, и вскоре стало очевидно, что следующим будет Египет со всеми его богатствами. Рамсес III подготовил могучий флот и планировал дать отпор народам моря в Ниле. В рассказе о храмовом рельефе Мединат Хабу Рамизес говорится: «Я подготовил устье реки, как прочную стену, с военными кораблями, галерами и легкими судами. Они были полностью оснащены как на носу, так и на корме храбрыми бойцами, несущими оружие, и пехотой. из всего выбора Египта «.

В этом рельефе он изображает врага с его высокие корабли все они падали в Нил и были пронзены стрелами, выпущенными с египетских кораблей. В то же время Рамзес утверждает, что заманил врага недалеко от берега Нила, где выпустил на него сотни тысяч стрел. Египтяне на своих быстрых и маневренных речных судах побеждали морские суда народа моря, которые египтяне изображают плохо оборудованными для дальнего боя.

Абу Раваш

Король Ден Солнечный корабль

Деревянная погребальная лодка, которая, как считается, когда-то принадлежала королю Первой династии Дену, была обнаружена в Абу Роаш, на месте пирамиды сына Хуфу, Джедефре. Лодка, раскопанная в северной части Мастабы номер шесть (захоронение с плоской крышей) на месте археологических раскопок, состоит из одиннадцати больших деревянных досок, достигающих шести метров в высоту и 1,5 метра в ширину.Две лодки были обнаружены на Абу Раваш холм М. (2 лодки или корабля)

Джедефре Солнечный корабль

В комплексе Джедефре Эмиль Чассинат между 1900 и 1902 годами обнаружил остатки погребального поселения и лодочную яму. Яма для солнечной лодки расположена на восточной стороне пирамиды. Это ров длиной 35 метров, вырезанный из живого известняка. Он предназначен для королевской лодки. Здесь были найдены прекрасные головы, вырезанные по подобию Джедефре.

Время в пути

Продолжительность поездки зависела от силы ветра, направления ветра, скорости течения, ночных остановок, а также конструкции и состояния лодок. Сезон плавания по Нилу составлял 10 месяцев. Судоходство прекратилось с конца декабря до середины февраля. Ночью вообще не было движения из-за трудностей навигации (отмели, бегемоты). Путешествие из Кантира в западной дельте (недалеко от Авариса ) до Фив заняло 21–24 дня. Дистанция составила 649 км. Путешествие из Мемфиса на севере в Фивы заняло под парусами около 13 дней. От Фив до Элефантины прошло около 221 км за 4 дня.

В Красном море Etmal была достигнута под парусами около 24 нм. Крейсерская скорость в Средиземном море при хороших условиях составляла 4-6 узлов. Время в пути от дельты Нила до Библа заняло около 12-13 дней.

Скандинавские драккары и снеккары

Военные судна викингов — снеккары и драккары — появились значительно позже, чем судна, описанные выше, примерно в VIII веке н. э. Но они действительно достойны упоминания. Викинги были очень продвинутыми мореплавателями своего времени и даже смогли побывать в Америке гораздо раньше Колумба (сегодня это считается достоверным фактом).

Длинные и изящные драккары отличал небольшой вес, что означало лёгкость при гребле. Если возникала необходимость, их даже можно было перенести вручную, «волоком». Драккары идеально подходили для заплыва с моря в неглубокие реки, к тому же они могли тихо и незаметно причалить к любым пологим берегам, что давало возможность викингам застать противников врасплох. Как правило, драккары делались из ясеня, их длина составляла от 35 до 60 метров, а ширина — до 6 метров. На самых больших таких кораблях могли находиться до 70 гребцов (например, на такое количество гребцов был рассчитан драккар «Великий Змей», построенный по приказу правителя Олафа I Трюггвассона в 1000 году). Во многих случаях по бортам располагались ещё и достаточно объёмные щиты. Другая особенность драккаров заключалась в том, что вёсла вдевались не в уключины, а продевались в особые «гребные люки». Развивали драккары скорость до 12 узлов, что для тех времён было отличным показателем.

Снеккары имели практически аналогичное строение, но были меньше по габаритам (и размер команды тоже был меньше — до шестидесяти человек). Это, кстати, позволяло снеккарам развивать ещё более высокую скорость.

Древний Рим и Византия

Рим и Византия – могучие державы, которые славились своими шикарными суднами. Они отправлялись в далекие странствия и успешно преодолевали большие расстояния.

Основным новшеством этого времени были так называемые римские галеры и византийские дромоны. В их конструкции использовалось не только дерево, но также металл и ткани, медные элементы, не подверженные коррозии от взаимодействия с водой.

Корабли имели несколько этажей и целую армию гребцов, которым приходилось орудовать огромными веслами в сотни килограмм. Их построение проводилось не интуитивно, а с использованием многих наук и конкретных прикладных знаний.

Древнегреческие корабли

Многие уверены, что корабли придумал один из древних греков. Так как страна разбросана по морю, именно этот вид транспорта был главным источником перемещения для греков. Такие суда подразумевают преимущественное использование весел для быстрого перемещения суден по воде. При этом суда, которые использовались в качестве торговых кораблей, обладали парусами.

Транспортные средства, которые применялись для военных целей, назывались Пентеконтор. К наиболее известным военным кораблям древних греков относились Триремы и Бирема. Они использовали множество весел, которые применялись для перемещения судов вперед.

Классификация

По парусному вооружению

  • Корабль (фрегат) — это судно, несущее три мачты, на всех — прямые паруса, а на бизани дополнительно косой парус.
  • Барк — три мачты, первые две — прямые паруса, третья — косые.
  • Бриг — две мачты, обе с прямыми парусами, но на бизани дополнительно косой парус.
  • Шхуна (сюда же относятся баркетины, бригантины и т.д.) — это судно, у которой не менее, чем две мачты несут косые паруса.
  • Полуторамачтовые суда (кечи, иолы и т.д.) — суда, у которых грот- и бизань мачта практически соединены друг с другом.
  • Одномачтовые суда (тендеры и т.д.) — как следует из названия — суда с одной мачтой.

По типу парусов

По типу парусного вооружения выделяют следующие типы судов:

  1. Суда с прямым парусным вооружением — имеют прямые паруса на всех мачтах;
  2. Суда со смешанным парусным вооружением — имеют как прямые, так и косые паруса на мачтах;
  3. Суда с косым парусным вооружением — имеют косые паруса на всех мачтах.

Разделение — условно, так как возможны сочетания прямых и косых парусов у всех типов.

По форме корпуса или носа

Эта классификация использовалась в переходный период 16-17 веков, и ко времени века парусов являлась анохранизмом, однако использовалась, в том числе и англичанами.

  • Флейт — это парусный корабль с тремя мачтами и двумя ярусами парусов, у которого борта завалены вовнутрь (сделано это было намеренно, так как в голландских портах пошлину платили исходя из ширины палубы судна).
  • Куттер (катер) — малое одно- или двухмачтовое судно с прямым носом (от слова cut — резать)
  • Клипер — корабль с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (анг. clip) обводами корпуса.

Поэтому все эти гукоры, паташи, тьялки, шебеки и т.д. — это либо местные названия, либо корабли по форме корпуса или носа.

По назначению или использованию

Линейный корабль — это трехмачтовое военное судно с прямым парусным вооружением, несущее не менее 40-50 орудий. Обычно его орудия располагались на двух или трех деках (палубах), расположенных друг над другом. На нижнем деке размещали самые тяжелые, крупнокалиберные орудия, на верхнем — легкие пушки.

Фрегат — трехмачтовое военное судно с прямым парусным вооружением с одной батарейной палубой. Обычно фрегат это корабль, предназначенный для дальней разведки или крейсерских действий, вооруженный довольно большим количеством мелких пушек (иногда до 48) с экипажем не менее 200 человек.

Шлюп — в британском Королевском Флоте XVIII — середины XIX вв. Предназначался для разведывательной, дозорной и посыльной службы. Британские шлюпы эпохи паруса отличались друг от друга размерами, числом мачт, парусным вооружением, артиллерией и численностью команд. Аналоги трехмачтовых шлюпов с корабельным вооружением на верхней палубе во французском флоте назывались «корветами». Подобные корабли, захваченные британцами в ходе англо-французских войн, именовались в английском флоте так же, как и во французском — корветами.

Авизо — малый корабль, предназначенный для разведывательной или почтовой службы.

Пакетбот — корабль предназначенный для почтовой службы, разница его с авизо в том, что пакетботы совершали регулярные рейсы, скажем из Данцига в Петербург и обратно.

Брандер — корабль, нагруженный легкогорючими либо взрывчатыми веществами, используемый для поджога и уничтожения вражеских кораблей.

Корабль Эгейского моря

Из-за довольно высоких стоек-опор вёсла входили в воду под углом, близким к нормали, что снижало их эффективность. Спустя несколько столетий этот недостаток был устранён на пентеконторах — одноярусных гребных суднах, приводимых в движение пятью десятками вёсел — по 25 с каждой стороны при общей длине корабля 28-33 метров и ширине 4 метра.

Корабль Эгейского моря (Крит)

Пентеконторы были в основном беспалубными (греч.афракта – без ограждения), то есть открытыми судами. Однако иногда строились и палубные пентеконторы (катафракта). Наличие палубы защищало гребцов от солнца и от метательных снарядов противника, а также увеличивало грузопассажирскую вместимость корабля. На палубе можно было перевозить припасы, коней, боевые колесницы и воинов, которые первоначально и сидели на вёслах. Сходя на берег, они вели войну. Для уничтожения неприятельских судов на пентеконторах появляется таран.

Скорость судна составляла около 9.5 узлов (17.5 км/ч). Увеличение её требовало увеличения количества гребцов, что на одноярусном корабле привело бы к удлинению корабля на 1 метр. В связи с этим греческие и финикийские кораблестроители приняли изящное решение: если корабль нельзя удлинить, значит его необходимо сделать выше и разместить второй ярус гребцов над первым. Так появилась бирема (конец VIII в. до н.э.).

Древний Рим и Византия

Рим и Византия – могучие державы, которые славились своими шикарными суднами. Они отправлялись в далекие странствия и успешно преодолевали большие расстояния.

Основным новшеством этого времени были так называемые римские галеры и византийские дромоны. В их конструкции использовалось не только дерево, но также металл и ткани, медные элементы, не подверженные коррозии от взаимодействия с водой.

Корабли имели несколько этажей и целую армию гребцов, которым приходилось орудовать огромными веслами в сотни килограмм. Их построение проводилось не интуитивно, а с использованием многих наук и конкретных прикладных знаний.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: