Российские продукты, которые хотят все
После 2014 года сфера продовольственной безопасности России начала разворачиваться в обратном направлении – вместо наращивания импорта продовольствия, основную роль отдали российским аграриям. С успешностью политики импортозамещения можно долго спорить, но Россия уже давно поставляет на рынки разных стран некоторые виды продовольствия – прежде всего, пшеницу (в Египет, Турцию, Бангладеш и другие страны), рыбу и морепродукты, масложировую продукцию, крахмал, табак, овощи, сахар и многое другое.
Конечно, нельзя утверждать, что с продовольственной безопасностью проблем нет – до сих пор Россия экспортирует сельскохозяйственное сырье, а за границей закупает больше продуктов с добавленной стоимостью. Но внешняя торговля разворачивается в сторону Азии и Ближнего Востока – например, растет экспорт в Турцию и Китай. Однако все же 2/3 поставок продовольствия за границу – это пшеница, рыба и подсолнечное масло.
Тем интереснее будет взглянуть на те российские продукты, которые уже нашли себе рынки сбыта за границей:
кондитерская продукция. Больше всего экспортирует российское подразделение холдинга «Mars», но также популярна продукция фабрик «Славянка» и «Рот Фронт». Больше всего сладостей уходит в Китай (около половины), на втором месте Германия;
мясная продукция
Россия входит в пятерку крупнейших производителей свинины в мире, что было особенно важно в период вспышки АЧС в некоторых странах мира. Кроме того, активно идет экспорт мяса птицы в страны СНГ, Китай, Египет и страны Африки;
лавровый лист
Идет на экспорт в Китай, Канаду, США, Германию, ОАЭ и другие страны;
рыбные продукты. Из них сейчас формируется основа экспорта в США;
молочная продукция. Из-за сокращенного срока годности идет на экспорт в ближайшие страны – Белоруссию и Казахстан.
Многие российские бренды известны по всему миру – например, водка «Пять озер», «Русский стандарт» или «Белуга»; кондитерские изделия «Бабаевский» или «Красный октябрь», «Невский кондитер» и многих других компаний.
Кстати, с экспортом, в том числе продуктов питания, может помочь государство. В России работает Российский экспортный центр, у которого есть программа по продвижению российских брендов за границу. РЭЦ покроет часть расходов на маркетинг, доставку и даже участие в выставках, поэтому в перспективе российские продовольственные компании будут представлены за границей более широко.
Малолитражки с берегов Днепра
Ощутимую лепту в дело обеспечения советских людей индивидуальным транспортом внес и Запорожский автомобилестроительный завод. В 1961 году на нем был налажен выпуск малолитражного автомобиля ЗАЗ-965, получившего в народе ироничное название «горбатый «Запорожец»». Любопытно, что его конструкция была разработана специалистами столичного автозавода, выпускавшего «Москвичи», и там же планировалось наладить его серийный выпуск, но за отсутствием необходимых производственных мощностей уже готовый проект они передали коллегам с берегов Днепра.
В 1966 году из ворот предприятия вышла обновленная и кардинально отличавшаяся от своего предшественника модель, известная как «Запорожец-966», а в последующие десятилетия появлялись все новые и новые разработки. Их характерной особенностью было воздушное охлаждение двигателя, расположенного в задней части кузова. За все время производства, охватившее период 1961-1994 гг., было выпущено почти 3,5 миллиона машин.
Автопроизводители покидают российский рынок
Надо отметить, что пока ни один из игроков массового сегмента не заявил об окончательном уходе, однако деятельность приостановили или временно свернули многие.
-
Audi приостановила деятельность в России 25 февраля: прекратились поставки, на российский рынок успели поступить те машины, которые на тот момент уже прошли таможню.
-
BMW
сообщили об уходе с российского рынка 1 марта: были прекращены поставки, а также остановлена работа завода «Автотор» в Калининграде. Причем из-за нарушения логистики бренд приостановил и работу зарубежных своих предприятий. -
Rolls-Royce, хотя Россия была крупнейшим рынком сбыта марки в Европе.
-
Infiniti, Lamborghini, Porsche — дилерские центры продолжают торговать машинами, которые были оплачены Россией ранее.
-
Jaguar Land Rover, Ferrari, Mercedes-Benz, Ford, Nissan, Honda, Toyota
(из-за нарушения логистики). -
Volkswagen AG — прекращено производство Volkswagen и Skoda на заводах в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.
-
Один из немногих китайских брендов, который покинул Россию – Changan. Компания прекратила производство на заводе «Юнисон» в Беларуси, где собирались и кроссоверы для поставок в России.
Однако многие производители автомобилей, в основном китайские и корейские бренды, продолжают деятельность в России:
-
Зато корейские автопроизводители Hyundai и Kia уходить с российского рынка не планируют: машины этих брендов в России пользуются высоким спросом. А за февраль этого года Kia реализовала 15 001 автомобиль, хотя это и меньше на 9% по сравнению с февралем 2021 года.
-
Mazda также пока остается на российском рынке: сборка моделей Mazda6, CX-5 и CX-9 продолжается во Владивостоке.
-
Концерн Stellantis продолжает работу завода в Калуге: там собираются коммерческие автомобили Peugeot, Citroen и Opel и легковые автомобили Citroen C4 Sedan и Peugeot 408.
-
Другие китайские марки (Chery и EXEED) хоть временно прекратили закупку автомобилей для России в феврале из-за нестабильности рубля, все-таки возобновили производство и на российском рынке остались. В России Chery торгует кроссоверами Tiggo 8 Pro, Tiggo 8, Tiggo 7 Pro и Tiggo 4. По данным АЕБ, в феврале было продано 2907 машин этой марки (+45%).
-
Еще один китайский бренд Dongfeng (не самый популярный на российском авторынке) продолжает продажи: даже увеличил стоимость своей единственной модели в России (кроссовера DFM 580) на 200 тыс. рублей.
-
Также прекращать поставки не стала китайская марка GAC Motor: в планах у компании в 2023 году завести на российский авторынок кроссовер GS8 второго поколения, помимо уже присутствующих в России внедорожников GS5 и GS8 и минивэна GN8.
-
Не собираются прекращать сотрудничество с Россией и Geely, и Haval. За февраль бренд Geely реализовал на 82% больше машин на российском рынке, чем за аналогичный период 2021 года, (2188 шт.).
Продажи китайских автомобилей и так росли последние несколько лет.
Рис. 17. Продажи китайских машин с 2018 по 2021 гг.
К тому же, продажи всех китайских брендов, которые присутствуют на российском авторынке, возросли в первые два месяца этого года. Лишь продажи Changan упали на 12%. В общей сложности за первые два месяца года реализация китайских авто выросла на 72% (в 2022 – 17 545, в 2021 — 10 203).
Рис. 18. Продажи популярных китайских марок в январе-феврале двух последних лет
Скорее всего, в 2022 году Китай займет еще большую долю российского авторынка.
Автомобилестроение
Замечание 1
Автомобилестроение одна из отраслей промышленности, которая занимается выпуском безрельсового транспорта, преимущественно с двигателями внутреннего сгорания.
Данная отрасль является крупным потребителем продукции цветной и черной металлургии.
Как отрасль данной направление машиностроения зародилось в 19 веке в Германии и Франции, чуть позднее оно стало развиваться в Англии, США, Италии, Канаде, России и др.
По мере развития автомобилестроения, из него вытеснялась деревообрабатывающая составляющая, так как деревянные кузовные изделия заменялись металлическими.
В 1950 году активно начало развиваться автомобилестроение в Японии, где в эти же годы была применена система Кайдзен, известная так же как метод Тойоты. К 1970 годам в ней широко стали применяться автоматизированные станки с ЧПУ, а также с промышленными роботами-манипуляторами. К тому же для повышения производительности труда, начали применяться логистика и специальная система поставок комплектующих.
К 1980 годам Япония обрела звание мирового лидера в автомобилестроении.
Замечание 2
При поддержке некоторых западноевропейских стран, постсоциалистические страны начали модернизацию своего автомобилестроения, и благодаря этому в 2009 году звание лидера перешло к КНР.
Многие мелкие производители объединялись в крупные концерны и зачастую размещали свои площадки в странах третьего мира, прежде всего в Китае.
Огромную популярность приобрели такие конкурсы как автомобиль года, проводимые в разных странах. Так же был произведен конкурс автомобиль века, в котором победу одержал Ford T.
С 1980 годов в автомобилестроении наметилась тенденция внедрения продукции электронной промышленностью, представленной системами управления двигателями, коробками передач и трансмиссией и многим другим.
В 21 веке самыми значимыми направлениями стали развитие экологических и экономических показателей, повышению безопасности, улучшение ходовых качеств и тд.
Так же в 21 веке появилась тенденция создания гибридных и полностью электрических автомобилей, особенно она проявилась в США и Китае.
Замечание 3
К 2025 году Китай намерен занять лидирующие позиции в мире по выпуску гибридных и электрических автомобилей.
Но все не может быть всегда хорошо, одной из наиболее важных проблем на сегодняшний день является утилизация автомобилей, вышедших из строя. Чтобы как-то решить эту проблему во многих странах от производителей требуют полную информацию о затраченных материалах. Для данного контроля была создана программа IMDS в которую на сегодняшний день входят более 20 стран мира.
Место России в мировой экономике
Российская экономика играет важную роль в мировом хозяйстве. Она является одним из ключевых поставщиков энергоресурсов, оказывает влияние на геополитику, решения, принимаемые международными организациями. При укреплении цен на нефть российская экономика испытывает стабилизацию и рост. Рейтинговые агентства подтверждают, что в 2020 году внутренний спрос в России начал расти. Так же усилилась фискальная поддержка национального хозяйства.
Несмотря на то, что в первой половине года ВВП упал почти на 8%, в третьем квартале отмечался рост деловой активности. Прогнозируется, что ВВП вернется на уровень, характерный до начала пандемии, к 2022 году. Торговый баланс, скорее всего, останется отрицательным, так как ОПЕК ввел ограничения на экспорт нефти.
Место России в мировом хозяйстве ограничено сырьевым рынком. К сожалению, в других отраслях на не может конкурировать на равных с крупными экономиками. Факторами, определяющими положение российской экономики в мире, являются:
- Процесс глобализации.
- Движение капитала и денежных потоков.
- Внешние и внутренние экономические связи.
- Технологические и технические изменения в производстве.
- Изменение в квалификации и подготовке кадров.
Экономика России, хоть и считается рыночной, сильно подчинена государственному регулированию. Это мешает стремительному развитию экономических отношений, как внутри страны, так и за ее пределами. Особые проблемы испытывает малый и средний бизнес, который нуждается в финансовой и законодательной поддержке государства. Чтобы успешно конкурировать на международном уровне, российской экономике необходима модернизация, инвестиции в перерабатывающую промышленность. Россия отстает в сфере финансов и фондовых рынков, теряя возможность получения доходов. В стране плохо развита отрасль услуг, которая в других странах приносит существенный доход.
Проблемы отрасли
Распад Советского Союза крайне негативно сказался на экономике и народном хозяйстве всех государств, которые ранее его составляли. Не стало исключением в данном случае и российское автомобилестроение. Уже в первую половину 90-х годов производство упало практически вдвое по сравнению с 1989 годом.
Причиной столь масштабного кризиса отрасли стал разрыв традиционных связей и производственных цепочек между бывшими советскими республиками. Также сыграли свою роль утрата рынков сбыта, падение уровня жизни населения, развал промышленного и сельскохозяйственного производства в целом.
Основной текущей проблемой современного отечественного автомобилестроения является низкий уровень вложений со стороны государства и частных инвесторов в развитие отрасли. По этой причине в значительной мере наблюдается техническая отсталость и небольшой объем современных промышленных мощностей. Это обстоятельство не позволяет конкурировать российскому легковому автопрому с автомобилями зарубежных производителей ни на внешних рынках, ни даже на отечественном. Последнее обстоятельство вынуждает Правительство РФ использовать жесткие протекционистские меры (к примеру, заградительные пошлины на иномарки) для поддержания искусственной конкурентоспособности отечественного автопрома внутри России, что также не идет ему на пользу в конечном итоге.
Кроме этого, устаревшее оборудование и производственные мощности, а также сложности, связанные с административными барьерами, порождают значительные издержки и удорожание производства автомобилей. Это означает, что в условиях кризиса и низкой покупательной способности населения страны уровень спроса остается не настолько высоким, сколько необходимо для кардинальной модернизации автопрома.
Следует отметить, что данные проблемы во многом касаются лишь производства легковых автомобилей. Грузовое автомобилестроение более развито и экономически устойчиво. Это связано, во-первых, с тем, что продукция соответствующих заводов используется для нужд армии и иных силовых ведомств. Во-вторых, грузовые автомобили и спецтехника с успехом экспортируются во многие страны мира, где они пользуются большим спросом.
Автомобили, ставшие эмблемами эпохи
Среди легковых машин, выпускавшихся в те годы, наибольшую известность получил легендарный советский автомобиль «Победа», сходивший с конвейера Горьковского автозавода под индексом М-20. Его разработка стала новым словом не только в отечественном, но и в зарубежном автомобилестроении.
Дело в том, что «Победа» была первым в мире образцом крупносерийно выпускавшихся легковых автомобилей с несущим кузовом, не имеющим выступающих элементов, таких как фары, подножки и крылья со всеми их рудиментами
Важной отличительной чертой данной конструкции являлось также отсутствие рамы, функцию которой выполнял сам кузов. Горьковским заводом «Победы» выпускались в период 1946-1958 гг., и их количество на дорогах страны тогда достигло почти четверти миллиона единиц
Отмечается, что 50-е годы в целом явились необычайно продуктивным периодом в деятельности конструкторов и дизайнеров Горьковского автомобильного завода. На Всемирной выставке, проходившей в 1958 году в Брюсселе, три их разработки были удостоены высшей награды — Гран-при. Это были легковые автомобили: «Волга» ГАЗ-21, пришедшая на смену «Победе», «Чайка» ГАЗ-13 и грузовик ГАЗ-52. Позднее славу заводу принесли памятные всем машины «Волга» ГАЗ-24.
Что знают все – электроника и бытовая техника
Казалось бы, Россия и точная электроника – понятия несовместимые, по крайней мере, из потребительской электроники в стране не производится почти ничего. Частично это так и есть, большая часть компьютерной техники приходит в Россию из Китая, но собственное производство все же есть. Например, это разработка и производство процессоров «Байкал» и «Эльбрус», а также другие производства.
Например, в России есть несколько крупных предприятий, которые производят разного рода электронику:
- НПО «ЦТС» – контрактное производство электроники в Калининграде. Там выпускают 2% от мирового объема производства телевизионных приставок для цифрового ТВ (большая часть приставок «Триколор» в домах россиян произведена именно там);
- «Резонит» – контрактный производитель печатных плат, включая монтаж элементов. Производство постоянно расширяется, уже есть 3 площадки и строится четвертая;
- А-Контракт – проектирует и изготавливает печатные платы любого вида, включая монтаж компонентов и установку в корпус устройства;
- СтарЛайн – очень известный производитель систем сигнализации, недавно тоже занялся контрактным производством и построил производственный комплекс полного цикла в Ленинградской области;
- «Промсвязь» из Екатеринбурга – тоже контрактное производство, там готовы произвести даже кабели и шлейфы, выполняют токарные и фрезерные работы;
- «Орбита I» – принадлежащее шведской компании производство в Калининградской области, есть и автоматическая печать плат, и нестандартная ручная сборка.
По сути, эти производители готовы освоить выпуск практически чего угодно – они работают как контрактные производители. Например, один из заводов – «Телебалт» в Калининграде – производит телевизоры ведущих мировых брендов, недавно там начали выпускать телевизоры Xiaomi (которая изначально китайская компания, но производство в России оказалось выгоднее).
Xiaomi Mi TV 4S
Но есть и менее известные компании, продукцией которых пользуются клиенты по всей России. Например, не самая популярная отрасль кухонной техники насчитывает сразу несколько крупных предприятий:
- ELIKOR – производит кухонные вытяжки по итальянским технологиям. Ассортимент насчитывает уже сотни моделей, а каждый год предприятие в Калуге выпускает до 500 тысяч вытяжек (вероятно, закрывая этим объемом практически весь рынок);
- Darina – известный бренд кухонных плит и встроенной техники. Принадлежит это все компании «Газпром бытовые системы», а завод в Пермском крае построила немецкая фирма;
- Пензенское ПО ЭВТ – производит технику под брендами De luxe и Electronicsdeluxe. Производство серьезное – там и сварочное, и литейное, и пластмассовое производства, обработка стекла и штамповка деталей;
- мотозавод «Аксион» в Ижевске – кроме автокомпонентов и медицинского оборудования выпускает бытовую технику, включая фены, блендеры, кофемолки, сушилки и т.д. Непосредственно на заводе разработали свои модели мясорубок и соковыжималок, которые отличаются высоким качеством;
- «Лысьва» – производство газовых и электроплит более чем 50 моделей. Инновационных моделей нет, но большинство ассортимента – проверенная временем техника за умеренные деньги;
- Алтайский приборостроительный завод «Ротор» из Барнаула – кроме продукции для ОПК выпускает мясорубки, сушилки, товары для автомобилистов, и т.д. под брендами «Ротор» и «Катунь»;
- Златоустовский машиностроительный завод – выпускает не только стрелковое оружие, но и плиты под брендом «Мечта». Работает в бюджетном сегменте, плитами занимается с 1967 года.
И это лишь очень небольшая часть того, что производится в России из техники. По сути, любой габаритный и тяжелый предмет техники будет производиться внутри России – иначе его будет просто невыгодно ввозить из-за высоких таможенных пошлин. Возможно, именно такая политика сделала возможным развитие российского производства бытовой техники.
Лёгкая промышленность
Данная отрасль занимается производством товаров народного потребления, на её долю приходится более 40% непродовольственных товаров этой группы. Лёгкая промышленность создаёт полный цикл изделий от добычи первичного сырья до сбыта готового продукта.
Факторы размещения производств:
- сырьевой;
- населенческий;
- трудовые ресурсы.
Комплекс включает следующие подотрасли:
- швейную – производит одежду, швейные изделия бытового и технического применения из всех видов тканей, меха и кожи;
- кожевенную – производит механическую, физико-химическую выделку кожи животных и морских млекопитающих;
- меховую – занимается переработкой пушно-мехового и овчинного сырья, изготавливает шубные и меховые изделия;
- обувную – относится к традиционным ремеслам, производит различного вида обувь;
- галантерейную – производство товаров широкого спектра массового потребления небольшого размера (украшения для человека, интерьера, одежды, домашнего обихода);
- текстильную:
- хлопчатобумажная – связывает прядильное, крутильнонитковое, ткацкое, красильно-отделочное производства;
- шерстяная – занимается первичное переработкой шерсти, производит ткани и валяльно-войлочные изделия;
- шёлковая – основным поставщиком шёлка являются страны Азии, здесь находится 90% тутового шёлка и все его остальные виды;
- льняная – традиционно русское производство, включает в себя изготовление из льна-долгунца и заготовок льноволокон тарных, технических и бытовых изделий;
- пенько-джутовая – занимается изготовлением текстильных и канатных материалов, в качестве сырья используется джута (натуральное текстильное волокно, получаемое из растений семейства Мальвовые) и пеньки (грубое лубяное волокно, которое изготавливают из стеблей конопли);
- трикотажная – занимается изготовлением верхнего, бельевого, чулочно-носочного трикотажа, медицинских, перчатных изделий и технического полотна;
- валяльно-войлочная – изделия получают посредствам переплетения нитей в виде войлоков, которые получаются сцеплением и переплетением свободных волокон шерсти, производство делят на ручное и механическое;
- сетевязальная – производит орудия лова, нитку, шнурки, широкий спектр сетематериалов.
С чего все начиналось?
Начало истории автопрома СССР было положено в 1924 году выпуском первого советского грузовика АМО-Ф-15. Его прообразом являлся итальянский автомобиль FIAT 15 Ter. Местом создания этого родоначальника отечественной автомобильной индустрии стал московский завод «АМО», основанный в 1916 году, а в советское время переименованный и получивший вначале имя Сталина (1933), а затем Лихачева (1956) – его первого директора, занимавшего эту должность с 1927 года.
Чуть позже, в 1930-1932 гг., это начинание получило дальнейшее развитие строительством в Нижнем Новгороде еще одного завода по выпуску автомобилей. Он был рассчитан на производство как легковых, так и грузовых машин, выпускаемых по лицензии американской кампании Ford Motors. С конвейеров этих первых двух предприятий, созданных в рамках общегосударственной программы индустриализации, сошли многие легендарные советские автомобили, и именно они стали основой дальнейшего развития этой важнейшей отрасли промышленности.
В последующие годы к этим крупнейшим в стране автопредприятиям прибавились еще несколько автозаводов: КИМ (Москва), ЯГАЗ (Ярославль) и ГЗА (Нижний Новгород). Сейчас это кажется невероятным, но в 1938 году автопром СССР занимал первое (!) место в Европе и второе в мире (уступив лишь США) по производству грузовиков. В предвоенные годы их было выпущено более миллиона единиц, что позволило в необходимом объеме оснастить подвижным составом Красную армию и предприятия народного хозяйства. Создание многочисленного и в достаточной степени оснащенного автопарка позволило стране добиться успехов в реализации программ довоенных пятилеток.
Инвестиционная привлекательность машиностроения России
Инвестиционная привлекательность предприятий машиностроения России является очень низкой. Это связано с резким снижением темпа развития во время кризисов, моральным и физическим износом оборудования, отсутствием перспективных научных разработок. Все представленные факторы негативно влияют на развитие экономики всей страны, которая пребывает в тесной взаимосвязи с машиностроением.
На сегодняшний день Россия занимает 30 место в мире по числу поданных заявок на патенты и 31 место по расходам на научно-исследовательские работы. Поэтому она находится позади многих стран мира.
Машиностроение в большой степени зависит от экономической конъюнктуры рынка. При снижении инвестиционной способности компаний, покупающих производимое отраслью оборудование, снижается производственные возможности всей промышленности. Поэтому данная отрасль сильно зависима от чередования периодов экономического роста и кризисов.
Приоритетные направления развития отечественного машиностроения
Перспективы развития и размещения машиностроения в отечественном производственном комплексе определяются решением следующих задач:
- преимущественное развитие отраслей, которые характеризуются большой наукоемкостью (автомобилестроение);
- устранение монополий. На данный момент они составляют 80% от всех существующих производств России;
- увеличение количества высокоразвитых производств по выпуску нефтяного оборудования, различных станков, микроавтобусов;
- налаживание старых и открытие новых экономических и технологических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
- стимулирование инвестиционной привлекательности отечественных предприятий;
- государственная поддержка предприятий, которые имеют огромные перспективы развития.
Металлургическая промышленность
Металлургия – ключевая сфера тяжелой индустрии, которая снабжает остальные области конструкционными материалами. Она представляет собой процесс от добычи руды до выпуска готового продукта. Металлургию подразделяют на черную и цветную.
Распределение черной металлургии определяют три причины:
- Сочетание на одной территории каменного угля и железа.
- Направления грузоперевозок необходимого сырья.
- Переориентация от крупных комбинатов к мини-заводам, имеющих свободное размещение.
Лидеры по добыче и экспорту железной руды: КНР, Бразилия, Австралия, Российская Федерация, Украина, Индия, ЮАР. По выплавке стали — Япония, Россия, США, Китай, Украина, Германия.
В XXI веке увеличилось число развивающихся стран в производстве черных металлов. Это вызвано необходимостью их индустриализации и переносом в эти страны «грязных производств». Однако выпуск и экспорт высококачественной стали по-прежнему принадлежит развитым странам: Япония, Германия, страны Бенилюкс, Франция, Италия, Англия и Южная Корея.
Территориальная организация предприятий цветной металлургии определяется следующими факторами:
- Сырьевой — характерен для металлургии тяжелых металлов, которые отличаются низким содержанием металла в руде.
- Энергетический — важен для энергоемкой металлургии легких металлов из богатой руды.
- Потребительский -играет роль при использовании вторичного сырья.
- Транспортный — обеспечивает доставку сырья.
Цветная металлургия особенно развита в государствах, богатых запасами руд цветных металлов: РФ, КНР, США, Канада, Австралия, Бразилия. А в Японии и странах Европы — на привозном сырье.
Сегодня цветная металлургия процветает и в развивающихся странах. Они изготавливают уже 80% меди и более 33% алюминия. Главными потребителями по-прежнему считаются европейские страны, США и Япония.
Главная проблема металлургической индустрии — большие объемы жидких, твердых и парообразных отходов, которые негативно влияют на все компоненты природы.
Способы решения:
- природоохранные технологии: оборотное водоснабжение, малоотходное производство, методы химической очистки;
- переход от доменного производства к электрометаллургии;
- использование вторсырья.
Проблемы отечественного машиностроения
Можно выделить следующие проблемы машиностроения, которые присущи в отечественной промышленности:
- недостаточные темпы развития ведущих отраслей или в некоторых случаях даже их спад;
- простои многих производственных линий, что вызвано разными причинами;
- неправильная организация технологических связей;
- из-за низкого контроля качества 20-30% производимой продукции нуждается в ремонте спустя год эксплуатации;
- необходимость обеспечения ускоренного роста производственных мощностей станкостроения, приборостроения и электроники;
- в мировом хозяйстве отечественное оборудование не занимает ведущих позиций из-за низкого качества;
- недостаточные темпы обновления оборудования, что приводит к выпуску морально устаревшей продукции;
- раньше большинство предприятий были ориентированы на обеспечение потребностей оборонной отрасли;
- необходимость перепрофилирования крупных заводов;
- потребность в устранении диспозиций для уравновешивания развития всех сфер машиностроения.
Проблемы машиностроительного комплекса
Как и любая отрасль народного хозяйства, машиностроительный комплекс имеет свою плюсы и недостатки. С одной стороны он ускоряет научно-технический прогресс, но с другой оказывает негативное влияние на экологическое состояние окружающей среды. Рассмотрим основные проблемы машиностроительного комплекса России:
- На многих заводах, которые занимаются производством товаров машиностроительного комплекса, не установлено оборудование для очистки от вредных веществ. Следовательно, токсичные отходы производства попадают прямо в атмосферу. По подсчетам специалистов примерно 32% загрязнений приходится на машиностроительные предприятия.
- Еще одна немаловажная проблема – сокращение роста продукции отечественного производства. Данная тенденция начала наблюдаться еще в 90-х годах ХХ столетия, когда на российские рынки активно начала поступать продукция из зарубежья. Раньше техника и оборудование стоили гораздо меньше, а по качеству практически не уступали иностранным аналогам, а некоторые изделия даже превосходили их. С того времени импортный товар все активнее внедряется в российскую экономику.
- Тотальный износ основных фондов предприятий. Многие заводы до сих пор продолжают работать с оборудованием, возраст которого более 20 лет. По мнению специалистов его доля составляет не менее 40%.
- Незначительная доля инвестиций в машиностроительный комплекс. Примерно ¾ всех капиталовложений – это собственные деньги предприятий и лишь оставшаяся часть – это привлеченные деньги.
За многие годы российские инженеры научились создавать уникальные системы, комплексы, машины, оборудование. Теперь важная задача – свести к минимуму загрязнение окружающей среды отходами машиностроительной отрасли, а также ускорить темпы развития технического прогресса.