Виды оркестров, исполняющих инструментальную и симфоническую музыку

Основные группы, их роль и возможности

Основу духового оркестра составляет группа инструментов, существующая под общим названием «саксгорны». Они названы так по имени А. Сакса, изобретшего их в 40-х годах XIX века. Саксгорны явились усовершенствованным типом инструментов, носивших название бюглей (бюгельгорнов). В настоящее время у нас в СССР эта группа обычно именуется основной медной группой. В нее входят: а) инструменты высокой тесситуры — саксгорн-сопранино, саксгорн-сопрано (корнеты); б) инструменты среднего регистра — альты, теноры, баритоны; в) инструменты низкого регистра — саксгорн-бас и саксгорн-контрабас.

Две другие группы оркестра составляют деревянные духовые и ударные инструменты. Группа саксгорнов собственно, и образует малый медный состав духового оркестра. С присоединением к этой группе деревянных духовых, а также валторн, труб, тромбонов и ударных образуют малый смешанный и большой смешанный составы.

В целом группа саксгорнов с характерными для этих инструментов конической трубкой и широкой мензурой обладают достаточно большим, сильным звуком и богатыми техническими возможностями. Это особенно относится к корнетам, инструментам большой технической подвижности и яркого, выразительного звучания. Им в первую очередь поручается основной мелодический материал произведения.

Инструменты среднего регистра — альты, теноры, баритоны — выполняют в духовом оркестре две важные задачи. Во-первых, они заполняют гармоническую «середину», то есть исполняют основные голоса гармонии, в самых разнообразных видах изложения (в виде выдержанных звуков, фигурации, повторяющихся нот и т.п.). Во-вторых, они взаимодействуют с другими группами оркестра, в первую очередь с корнетом (одно из обычных сочетаний — исполнение темы корнетами и тенорами в октаву), а также с басами, которым нередко «помогает» баритон.

Непосредственно к этой группе примыкают медные инструменты, типичные для симфонического оркестра, — валторны, трубы, тромбоны (по принятой в СССР терминологии духового оркестра — так называемые «характерные медные»).

Важным дополнением к основному медному составу духового оркестра является группа деревянных духовых инструментов. Это — флейты, кларнеты с их основными разновидностями, а в большом составе также гобои, фаготы, саксофоны. Введение в оркестр деревянных инструментов (флейты, кларнетов) позволяет существенно расширить его диапазон: например, мелодия (а также гармония), исполняемая корнетами, трубами и тенорами, может быть удвоена в одну или две октавы вверх. Кроме этого, значение деревянных духовых состоит в том, что они, как писал М. И. Глинка, «служат преимущественно для колорита оркестра», то есть способствуют красочности, яркости его звучания (Глинка, правда, имел в виду симфонический оркестр, но ясно, что это его определение применимо и к оркестру духовому).

Наконец, нужно подчеркнуть особо важное значение ударной группы в духовом оркестре. При весьма своеобразной специфики духового оркестра и прежде всего большой плотности, массивности звучания, а также частых случаях игры на открытом воздухе, в походе, при значительном преобладании в репертуаре музыки маршевой и танцевальной, организующая роль ритма ударных особенно важна

Поэтому духовому оркестру, в сравнении с симфоническим, свойственно несколько форсированное, подчеркнутое звучание ударной группы (когда мы слышим доносящиеся издали звуки духового оркестра, то прежде всего воспринимаем именно ритмические удары большого барабана, а затем начинаем слышать все остальные голоса).

Симфонический оркестр – дружная семья

У замечательного русского поэта Юрия Давыдовича Левитанского есть стихотворение, которое называется «Музыка»:

поэт Юрий Левитанский

«Музыка»

Есть в музыке такая неземная,

как бы не здесь рождённая печаль,

которую ни скрипка, ни рояль

до основанья вычерпать не могут.

И арфы сладкозвучная струна

или органа трепетные трубы

для той печали слишком, что ли, грубы,

для той безмерной скорби неземной.

17 стр., 8274 слов

Духовые оркестры в России: история и современность

… оркестра не требуется никакой аппаратуры. Современный духовой оркестр, в отличие от военного, обрел нынешний вид сравнительно недавно. Основные инструменты духового оркестра … сочинений, так как оригинальных сочинений для этого состава практически не существовало. Один из немногих известных случаев применения духовых оркестров … «Марш Фанагорийского полка» построен на теме из оперы Моцарта «Свадьба …

Но вот они сошлись, соединясь,

в могучее сообщество оркестра….

Оркестр — самый могущественный, самый волшебный музыкальный «

Самый маленький оркестр состоит из 15 человек. А самый большой?.. На торжественных церемониях под открытым небом иногда собиралось до 1000 музыкантов из нескольких оркестров.

Инструменты в оркестре распределяются по своим семьям:

  1. Семья струнно — смычковых инструментов;

  2. Семья деревянных духовых инструментов;

  3. Семья медных духовых инструментов;

  4. Семья ударных инструментов;

  5. « Гости»

Кто такие «гости»? Это инструменты, которые иногда добавляют в оркестр сверх обычного состава. Они могут происходить из разных семей: струнные щипковые — арфа, гитара, мандолина, фортепиано, клавесин. Язычковые -орган, аккордеон, баян.

Каждую семью в оркестре музыканты называют «оркестровыми группами», в которых в оркестровой партитуре инструменты записываются в определённом порядке: от высоких инструментов к низким.

Примечания и ссылки

  1. , стр.  1053.
  2. , стр.  1054.
  3. , стр.  1055.
  4. ↑ и , стр.  1056.
  5. , стр.  1059.
  6. , стр.  1060.
  7. , стр.  1062.
  8. , стр.  1063.
  9. ↑ и , стр.  1065.
  10. , стр.  1066.
  11. , стр.  1067.
  12. , стр.  1070.
  13. ↑ и , стр.  1071.
  14. ↑ и , стр.  1072.
  15. ↑ и , стр.  1073.
  16. ↑ и , стр.  1074.
  17. , стр.  1077.
  18. , стр.  1076.
  19. ↑ и , стр.  1078.
  20. , стр.  1079.
  21. ↑ и , стр.  1080.
  22. ↑ и , стр.  1081.
  23. ↑ и , стр.  1082.
  24. ↑ и , стр.  1083.
  25. ↑ и , стр.  1084.
  26. , стр.  1085.
  27. ↑ и , стр.  1086.
  28. ↑ и , стр.  1087.
  29. , стр.  1088.
  30. ↑ и , стр.  1089.
  31. ↑ и , стр.  1091.
  32. , стр.  1092.
  33. ↑ и , стр.  1093.
  34. ↑ и , стр.  1094.
  35. ↑ и , стр.  1095.
  36. ↑ и , стр.  1096.
  37. , стр.  1097.
  38. , стр.  1100.
  39. , стр.  1101.
  40. ↑ и , стр.  1102.
  41. ↑ и , стр.  1103.
  42. ↑ и , стр.  1104.
  43. ↑ и , стр.  1105.
  44. ↑ и , стр.  1129.
  45. ↑ и , стр.  1130.
  46. , стр.  1137.
  47. (in) Иоахим Браун, Арнольд Клотинс и Мартин Бойко, , в Grove Music Online (по состоянию на 12 марта 2021 г. )
  48. ↑ и , стр.  1139.
  49. , стр.  1140.
  50. , стр.  1141.
  51. ↑ и , стр.  1142.
  52. ↑ и , стр.  1144.
  53. , стр.  1145.
  54. ↑ и , стр.  1147.
  55. ↑ и , стр.  1146.
  56. , стр.  1148.
  57. ↑ и , стр.  1149.
  58. , стр.  1150.
  59. , стр.  1151.
  60. , стр.  1152.
  61. ↑ и , стр.  1156.
  62. ↑ и , стр.  1157.
  63. ↑ и , стр.  1158.
  64. , стр.  1162.

Статья частично или полностью взята из статьи «  Список классических музыкальных образований  » (см. Список авторов ) .

Группа саксгорнов:

  1. инструменты высокой тесситуры: саксгорн-сопранино (корнет in Es), саксгорн-сопрано (корнет inB);
  2. инструменты среднего регистра: альт, тенор, баритон;
  3. инструменты низкого регистра: саксгорн-бас и саксгорн-контрабас (туба Es, Bb)

Две другие группы оркестра составляют деревянные духовые и ударные инструменты.

Группа саксгорнов собственно, и образует малый медный состав духового оркестра. С присоединением к этой группе деревянных духовых, а также валторн, труб, тромбонов и ударных — образуют малый смешанный и большой смешанный составы.

В целом группа саксгорнов с характерными для этих инструментов конической трубкой и широкой мензурой обладают достаточно большим, сильным звуком и богатыми техническими возможностями. Это особенно относится к корнетам, инструментам большой технической подвижности и яркого, выразительного звучания. Им в первую очередь поручается основной мелодический материал произведения. 

Инструменты среднего регистра (альты, теноры, баритоны) выполняют в духовом оркестре две важные задачи:

  • Во-первых, они заполняют гармоническую «середину», то есть исполняют основные голоса гармонии, в самых разнообразных видах изложения (в виде выдержанных звуков, фигурации, повторяющихся нот и т.п.).
  • Во-вторых, они взаимодействуют с другими группами оркестра, в первую очередь с корнетом (одно из обычных сочетаний — это исполнение темы корнетами и тенорами в октаву), а также с басами, которым нередко «помогает» баритон.

Описание

Достаточно древний, как и некоторые описанные выше, инструмент – литавры. Они были достаточно распространены во многих странах: Греции, Африке, у скифов. В отличие от прочих инструментов с кожей, литавры обладают звуком определенной высоты.

Тарелки представляют собой большие металлические круглые пластины. В центре они немного выпуклые – в этом месте закреплены ремни, чтобы исполнитель мог держать их в руках. Играют на них стоя – так лучше всего распространяется звук в воздухе. В состав симфонического оркестра обычно входит одна пара тарелок.

Ксилофон представляет собой достаточно оригинальное приспособление. В качестве звучащего тела используются брусочки из дерева разных размеров. Следует сказать, что ксилофон часто входит в состав русского народного оркестра. Звук, который издают деревянные брусочки, острый, щелкающий, «сухой». Иногда они навевают и мрачное настроение, создавая гротескные, причудливые образы. Оркестр народных инструментов, состав которого может включать в себя не только ксилофон, чаще всего выступает в музыкальных произведениях с особой сюжетной линией – как правило, в сказках или былинных эпизодах.

Большой смешанный духовой оркестр

Высшей формой духового оркестра является большой смешанный духовой оркестр, которому доступно исполнение произведений значительной сложности.

Такой состав характеризуется, прежде всего, введением тромбонов, трех или четырех (для противопоставления тромбонов «мягкой» группе саксгорнов), тремя партиями труб, четырьмя партиями валторн.

Кроме того, большой оркестр обладает значительно более полной группой деревянных духовых, которая состоит из трех флейт (двух полных и пикколо), двух гобоев (с заменой второго гобоя английским рожком или с самостоятельной его партией), большой группы кларнетов с их разновидностями (кларнет «ля», «до» и бас-кларнет), двух фаготов (иногда с контрафаготом) и саксофонов.

В большом оркестре басовые инструменты — тубы, могут заменяться сузафонами или геликонами (их строй, принципы игры, аппликатура те же, что и у тубы), и иногда добавляется контрабас или бас-гитара.

Ударная группа уплотняется литаврами (обычно тремя):

  • большая
  • средняя
  • малая

Ясно, что большой оркестр по сравнению с малым обладает значительно большими красочными и динамическими возможностями. Для него типично применение более разнообразных приемов игры — широкое использование технических возможностей деревянных, применение «закрытых» звуков (сурдин) в медной группе, самые различные тембровые и гармонические соединения инструментов.

В большом оркестре особенно целесообразно противопоставление труб и корнетов, а также широкое использование приемов divisi (дублирование общей партии) у кларнетов и корнетов, причем разделение каждой группы может доводиться до 4–5 голосов.

Естественно, что большой смешанный оркестр значительно превосходит малые составы по количеству музыкантов (если малый медный оркестр составляет 10–12 человек, малый смешанный 25–30 человек, то в большой смешанный входит 40-50 музыкантов и более).

Духовой оркестр. Краткий очерк.И. ГубаревСоветский композитор, 1963

Деревянные духовые инструменты

Прямо перед дирижером в два ряда располагается группа деревянных духовых:

  • флейты и гобои – в первом ряду;
  • кларнеты и фаготы – во втором.

Деревянные духовые инструменты симфонического оркестра представляют собой трубки различного устройства, формы и величины, издающие музыкальные звуки в результате колебания заключенного в них столба воздуха. Эти трубки создаются из особых сортов дерева, отсюда и название этой группы (в наши дни часто применяются и другие материалы – металл, пластик, различные сплавы и даже стекло).

Они снабжены клапанным механизмом, регулирующим высоту и силу звучания. Извлечение звука у флейты происходит путем вдувания воздуха непосредственно в отверстие трубки, у остальных – с помощью особого приспособления, так называемого язычка, или трости.

Уступая смычковым в тембровой насыщенности, динамических свойствах и разнообразии приемов игры, духовые обладают специфическими качествами – силой, компактностью звучания, яркими красочными оттенками.

Флейта

Является самым подвижным инструментом группы деревянных. Флейте поручается исполнение быстрых, «извилистых» мелодических линий, легких и грациозно-блестящих пассажей. В нижнем регистре флейта звучит матово, «гнусаво». В верхнем – звук ее становится свистящим, холодным, почти бестембровым.

Флейта часто выступает как солирующий инструмент (сюита «Арлезианка» Бизе, сюита из балета «Дафнис и Хлоя» Равеля, «Симфонические метаморфозы» Хиндемита, прелюд Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна» и другие).

Существуют разновидности флейты: малая, или пикколо (ее тембр – резкий, пронзительный, диапазон захватывает самую верхнюю область звукоряда), альтовая и басовая.

Гобой

Инструмент симфонического оркестра, обладающий несколько «гнусавым», а в верхнем регистре – резким тембром, подвижной техникой, хотя во многом уступающей флейте. Звучание гобоя очень характерно и отличается особой эмоциональной выразительностью.

Развернутые соло гобоя встречаются довольно часто (начало II части Четвертой симфонии Чайковского, средний эпизод поэмы Р. Штрауса «Дон Жуан», медленная часть симфонии Бизе и другие).

Разновидность гобоя – английский рожок, или альтовый гобой. По размеру он крупнее обычного гобоя, его диапазон более низкий, а тембр более густой. Мастерски использовал английский рожок Сибелиус в поэме «Туонельский лебедь».

Кларнет

Обладает огромным диапазоном. Звук у него светлый, сочный, в низком регистре – густой, в верхнем – ясный, серебристый. В подвижности кларнет успешно соревнуется с флейтой. Кларнет – единственный представитель деревянной группы, которому доступно усиление и ослабление силы звука.

Кларнету Чайковский поручил проникновенный рассказ Франчески в фантазии «Франческа да Римини». Великолепное соло кларнета звучит в начале медленной части Второго концерта для фортепиано Рахманинова.

Из разновидностей кларнета следует упомянуть малый кларнет с его острым, крикливым тембром и басовый кларнет, звучащий мрачно и таинственно…

Фагот

Самый крупный по величине инструмент в группе деревянных духовых. Технические возможности фагота довольно значительны. Тембр разнообразен: то «гнусавый», «ворчливый», то насмешливый, то печальный.

Из многочисленных соло фагота вспомним начальную тему из II части сюиты Римского-Корсакова «Шехеразада», один из эпизодов I части Седьмой симфонии Шостаковича, основную тему скерцо Дюка «Ученик чародея».

Разновидность фагота – контрафагот – по диапазону самый низкий инструмент оркестра. Тембр его мрачный и тусклый. Солирует контрафагот крайне редко, обычно он удваивает партию фаготов и контрабасов.

Саксофон

Инструмент занимает промежуточное положение между деревянными и медными группами. Изобретенный Саксом в 50-х годах XIX века, саксофон стал неизменным участником джазовых и эстрадных ансамблей, нередко используется и как инструмент симфонического оркестра.

Тембр у него сочный, бархатистый, немного пряный. Выразительно звучит соло саксофона в сюите «Арлезианка» Бизе, пьесе «Старый замок» из «Картинок с выставки» Мусоргского — Равеля, в I части «Симфонических танцев» Рахманинова.

Джазовый оркестр

Еще оркестр такого вида назывался джаз-бэнд.

В его состав входят такие музыкальные инструменты: саксофон, фортепиано, банджо, гитара, ударные, трубы, тромбоны, контрабас, кларнеты.

Вообще, джаз – это направление в музыке, которое сложилось под влиянием африканских ритмов и фольклора, а также европейской гармонии.

Впервые джаз появился на юге США в начале XX столетия. И вскоре распространился во всех странах мира. На родине это музыкальное направление развивалось и дополнялось новыми характерными особенностями, которые появлялись в том или другом регионе.

Одно время в Америке термины «джаз» и «популярная музыка» имели одинаковое смысловое значение.

Джазовые оркестры стали активно формироваться уже в 1920-х годах. И таковыми они оставались аж до 40-х.

В эти музыкальные группы участники поступали, как правило, еще в подростковом возрасте, исполняя свою конкретную партию – заученную или по нотам.

Вершиной славы джазовых оркестров считаются 1930-е годы. Руководителями известнейших на то время джазовых оркестров были: Арти Шоу, Гленн Миллер, и другие. Их музыкальные произведения звучали на то время повсюду: на радио, в танцевальных клубах и так далее.

В настоящее время также очень популярны джазовые оркестры и мелодии, написанные в стиле «джаз».

И хотя видов музыкальных оркестров существует большее количество, в статье рассмотрены основные из них.

Соединенные Штаты

  • Симфонический оркестр Атланты, основан в 1945 г.
  • Балтиморский симфонический оркестр, основанный в 1916 году, дирижер Марин Олсоп
  • Бостонский филармонический оркестр, основанный в 1979 году, дирижер Бенджамин Зандер.
  • Бостонский симфонический оркестр, основанный в 1881 году, дирижер Андрис Нельсонс.
  • Филармонический оркестр Буффало, основанный в 1937 году.
  • Чикагский симфонический оркестр, основанный в 1891 году, дирижер Риккардо Мути.
  • Симфонический оркестр Цинциннати, основанный в 1895 году, дирижер Луи Лангре.
  • Кливлендский оркестр, основанный в 1918 году, дирижер Франц Вельзер-Мёст
  • Симфонический оркестр Далласа, основанный в 1900 году, музыкальный руководитель Яап ван Цведен
  • Колорадский симфонический оркестр ( Денвер ), основан в 1921 году.
  • Детройтский симфонический оркестр, основан в 1914 году, должность музыкального руководителя Леонарда Слаткина.
  • Хьюстонский симфонический оркестр, основанный в 1913 году, дирижер Ханс Граф
  • Симфонический оркестр Индианаполиса, основанный в 1930 году, под управлением Марио Вензаго
  • Филармонический оркестр Лос-Анджелеса, основанный в 1919 году, дирижер Густаво Дудамель.
  • Луисвильский оркестр, основанный в 1937 году.
  • Симфонический оркестр Миннесоты ( Миннеаполис ), основанный в 1903 году, дирижер Осмо Вянскя
  • Американский симфонический оркестр, основанный в 1962 году Леопольдом Стоковски
  • Бруклинский филармонический оркестр ( Нью-Йорк ), основанный в 1954 году, дирижер Майкл Кристи.
  • Нью-Йоркский филармонический оркестр, основанный в 1842 году, дирижер Яап ван Цведен.
  • Луизиана филармонии  (в) ( New Orleans ), основанная в 1936 году, исполнительный Карлос Мигель Прието  (еп)
  • Филадельфийский оркестр, основанный в 1900 году, дирижер Янник Незе-Сеген.
  • Питтсбургский симфонический оркестр, основанный в 1895 году, дирижер Манфред Хонек.
  • Рочестерский филармонический оркестр, основанный в 1922 году.
  • Симфонический оркестр Сент-Луиса, основанный в 1881 году, под управлением Дэвида Робертсона.
  • Симфонический оркестр Юты ( Солт-Лейк-Сити ), основан в 1940 г.
  • Симфонический оркестр Сан-Диего, основанный в 1902 году.
  • Симфонический оркестр Сан-Франциско, основанный в 1911 году, дирижер Майкл Тилсон Томас
  • Сиэтлский симфонический оркестр, основанный в 1903 году.
  • Национальный симфонический оркестр ( Вашингтон ), основанный в 1931 году, дирижер Кристоф Эшенбах .

Фаланги Бостона, Чикаго, Кливленда, Нью-Йорка и Филадельфии, считающиеся лучшими в Америке, обозначены как Большая пятерка ( Le Monde du22 августа 2008 г.)

Ансамбль танца Виктора Елисеева

Создание ансамбля пришлось на 3 июля 1973 года. Руководителем коллектива стал подполковник Борис Салмин, благодаря деятельности которого уже через 3 месяца, ансамбль песен и танца гастролировал по всей территории России.

А с 1985 года руководителем коллектива признан генерал-майор внутренней службы Виктор Елисеев.

В 2005 году, ансамбль получил грант Президента России.

За время своего существования, участники коллектива подготовили 39 концертных программ и дали около 8 тысяч концертов, которые посетило более 25 млн. зрителей.

В составе ансамбля присутствует хор (70 человек), оркестр (40 человек) и балет.

Кроме того, в 2000 году при ансамбле Виктора Елисеева создан и детский ансамбль
, который включает в себя 250 детей.

Австрия

  • Венский филармонический оркестр ( Wiener Philharmoniker ), основанный в 1842 году (с 1933 года дирижируют только приглашенные дирижеры, такие как Ганс Рихтер, Артур Никиш, Франц Шмидт, Вилли Босковский )
  • Венский симфонический оркестр ( Wiener Symphoniker ), основанный в 1900 году, дирижер Филипп Жордан
  • Брукнерский оркестр Линца ( Bruckner Orchester Linz ), основанный в 1903 году
  • Зальцбургский оркестр Моцартеум, основанный в 1922 году.
  • Симфонический оркестр Венского радио ( Radio-Symphonieorchester Wien ), основанный в 1945 году.
  • Венский ( Вена ) Симфонический оркестр радио ( Radio-Symphonieorchester Wien ), основанный в 1969 году, дирижер Бертран де Билли, затем Корнелиус Майстер

Медные духовые инструменты

Валторна. Название этого инструмента происходит от немецкого слова Waldhorn (вальдхорн) – лесной рог. Предками инструмента были охотничьи рога, в которые трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты.

Валторна имеет закруглённую форму в виде скрученной в несколько витков трёхметровой трубки, завершающейся широким раструбом. Более мягкий по звучанию, чем трубы, тембр валторны позволяет исполнять музыку не только героического, но и напевного, лирического характера.

Труба один из самых древних медных духовых инструментов, который использовался во многих странах. Её звучание поддерживало отвагу воинов в бою, открывало торжественные церемонии.

13 стр., 6450 слов

Знакомство с симфоническим оркестром

… звука. Число других инструментов в большом симфоническом оркестре может меняться. Изменяется количество струнных инструментов, однако и оно не может быть произвольным: это повредило бы красоте звучания всего оркестра. Если уменьшается …

Её яркий, мужественный, чуть резковатый тембр часто используется во многих музыкальных эпизодах героического характера.

Тромбон отличается мощным звуком, легко пронизывающим звучание всего оркестра. Его название с итальянского языка можно перевести как «большая труба». Во время игры музыкант выдвигает трубку – кулису , изменяя таким образом высоту звука. Тембр тромбона в среднем и высоком регистре – яркий, мужественный, а на низких нотах – мрачный и даже зловещий.

Туба самый низкий инструмент медной духовой группы. Тембр её суровый, плотный по звучанию. В оркестре туба обычно исполняет басовую партию.

Характеристика[править]

Cимфонический оркестр состоит из инструментов, история которых неразрывно связана с историей музыки Западной Европы

Музыка, которая пишется в ркуаасчёте на симфонический оркестр (также называемая «симфонической»), как правило, принимает во внимание стиль (жанровую специфику, музыкальный язык, вплоть до ограничений, налагаемых конструктивными особенностями данного инструмента), сложившийся в рамках европейской музыкальной культуры.. Основу симфонического оркестра составляют четыре группы инструментов: струнные смычковые, деревянные и медные духовые, ударные

В ряде случаев в состав оркестра включаются и другие инструменты (прежде всего, арфа, а также фортепиано, орган, челеста, клавесин).

Основу симфонического оркестра составляют четыре группы инструментов: струнные смычковые, деревянные и медные духовые, ударные. В ряде случаев в состав оркестра включаются и другие инструменты (прежде всего, арфа, а также фортепиано, орган, челеста, клавесин).

Оркестр полной величины, требуемый некоторыми масштабными произведениями XIX и XX веков, может включать в себя до 110 музыкантов. Оркестры малого состава могут состоять из не более чем пятидесяти исполнителей: такие коллективы или работают в малых городах, где существование полномасштабного оркестра экономически нецелесообразно, — или специализируются на исполнении более ранней музыки, рассчитанной на небольшие составы, и сочинений, предназначенных композиторами для более камерного музицирования, и могут называться камерными оркестрами. Иногда для обозначения размеров оркестра используется количество представленных в нём инструментов каждого семейства деревянных духовых: оркестр, в котором играют два флейтиста, два гобоиста и т. д., называют па́рным, оркестр с тремя флейтистами и т. д. — тройным.

Дополнительная группа

Арфа один из древнейших музыкальных инструментов, на котором играли в Древнем Египте, Древней Греции и Риме. У современной арфы 47 струн, которые натянуты на большую, украшенную резьбой металлическую раму треугольной формы с изящно изогнутой верхней частью. С помощью семи педалей для ног можно повышать на полутон или тон высоту отдельных струн. Нежное струнное звучание арфы используется композиторами для создания фантастических образов и изображения картин природы. Также игрой на арфе можно подражать звучанию других струнных инструментов.

Челеста клавишный инструмент, напоминающий маленькое пианино. При нажатии на клавиши, молоточки, расположенные внутри, издают нежное серебристое звучание в высоком регистре. Отсюда и название инструмента – челеста, которое в переводе с итальянского означает «небесная», «прозрачная».

Камерная музыка

Как только музыка вышла за пределы церкви, сразу же возникло большое количество новых музыкальных жанров. Музыка сопровождала ее любителей по жизни, она звучала не только в театре или на концерте, но и во время прогулки, охоты, пира и так далее. В XVIII веке очень популярным были увеселительные прогулки на небольших кораблях — ботах. Отсюда появился необычный музыкальный жанр – «музыка на воде». В теплую и солнечную погоду музыка звучала в парках, так появилась пленэрная музыка. Но наибольшее распространение получила камерная музыка, при исполнении которой участвовало небольшое количество музыкантов. Слово camera латинского происхождения и переводится как «комната, палата». Каждая партия камерного сочинения исполняется одним инструментом

В XVIII—XIX вв. камерная музыка звучит везде, в гостиных, салонах, небольших концертных залах. При императорских дворах даже существовали должности – камер-музыкантов. Со временем изменились социальные условия, однако, камерная музыка звучит и по сей день.

Как правило, камерное музицирование предполагает атмосферу, где слушатели и исполнители расположены близко относительно друг друга. В камерной музыке исполнители могут лично знать слушателей, прекрасно видят их, играют и исполняют музыку для конкретных людей.

Такая атмосфера придает свои особенности этой музыке, она проникается к слушателям своей тонкостью, изысканностью и доверительностью. Камерная музыка предназначена для узкого круга людей.

Камерная музыка глубоко проникает во внутренний мир человека, слушая такую музыку, человеку кажется, что она написана специально для него, возникает ощущение комфорта, стабильности, на душе становится тепло и уютно, вся мирская суета куда-то исчезает.

Различают множество форм и жанров камерной музыки. Сюда можно отнести сонаты, дуэты, трио, квартеты и так далее, всевозможные миниатюры, романсы. Концерты, кантаты, сюиты также могут быть камерной музыкой. А в XX веке стали проявлять произведения, которые так и назывались «камерная музыка».

Эта музыка может быть сочинена в различном стиле. Главная особенность этой музыки заключается в том, что она рассчитана на малое количество музыкантов.

Исполнители камерной музыки образуют камерный ансамбль в количестве от 2 до 10 человек.

Сегодня даже существуют камерные оркестры, как правило, это небольшой состав – 15 – 20 человек, струнного оркестра с добавление духовых инструментов.

Наиболее известными исполнителями камерной музыки являются Сергей Васильевич Рахманинов, Людвиг ван Бетховен, Иоганнес Брамс, Жорж Бизе, Иоганн Себастьян Бах.

Сегодня камерная музыка очень разная. Она может быть вокальной, сольной, инструментальной, ансамблевой, смешанной, оркестровой, хоровой и даже театральной. Поэтому многие музыкальные коллективы получают названия камерный. Например, камерный хор, камерный оркестр, музыкальный камерный театр и другие. Их выступление может проходить как в малых концертных залах, так и больших.

Эстеты, ценители или просто любители прекрасного обретут в камерной музыке душевное спокойствие и умиротворение.

Смотрите другие статьи этого раздела:

  • «Весёлое кладбище»
  • Queen
  • А ты танцуешь буги-вуги?
  • Антонио Вивальди. Венецианский скрипач
  • Армянский танец «Кочари»
  • Варган — инструмент единения с миром
  • Венская опера
  • Воздействие музыки на человека
  • Выбираем музыкальный инструмент для ребёнка
  • Застывшие узоры русского севера
  • Звуковой образ в музыкальных фонограммах
  • Игорь Фёдорович Стравинский и его балет «Петрушка»
  • Инструменты барочного оркестра
  • Искусство быть оратором.
  • История создания музыкального синтезатора
  • История театра «Ла Скала»
  • Как выбрать качественную акустическую систему, зная необходимые критерии выбора?
  • Как вырастить гения
  • Камерная музыка
  • Карлхайнц Штокхаузен и гностицизм
  • Колядки
  • Лезгинка
  • Магия музыки
  • Магия фламенко
  • Музыкальное развитие ребёнка
  • Музыкальное развитие
  • Мюзикл
  • Обзор инструментов виртуальной музыкальной студии Reason 5
  • Польза колыбельных песен
  • Проект »R4» в Париже
  • Развитие музыкальных способностей
  • Развитие творческого потенциала педагога
  • Роль музыки в кинематографе
  • Румба
  • Русская классическая музыка XVIII века
  • Самоучитель игры на гитаре
  • Свет на сцене
  • Светлый праздник Рождества!
  • Светомузыка
  • Синтезатор или цифровое пианино? Выбираем музыкальный инструмент.
  • Сказочная музыка
  • Советы для начинающих гитаристов
  • Современный танец
  • Специфика балетного искусства
  • Струны. Как часто их менять?
  • Танго
  • Танец живота
  • Танцы Индии
  • Топ-10 самых дорогих видов музыкальных инструментов в мире
  • Успешный ребёнок
  • Хип-хоп (hip-hop)
  • Хиропласт
  • ЧА-ЧА-ЧА
  • Шотландская волынка
  • Электронная музыка конца 20-го века
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: