Дирижирование в хоре
Руководителем хора является хоровой дирижёр, он же хормейстер. Дирижёр хора управляет подопечным коллективом на всех этапах творческого процесса:
- при разучивании новых музыкальных произведений;
- на репетициях;
- наконец, при концертном исполнении произведений, входящих в репертуар коллектива.
Кроме того, хормейстер подбирает новых участников коллектива, прослушивает их, определяет их место в хоровом коллективе в зависимости от вокальных данных. В целом, хоровой дирижёр должен сочетать функции музыканта, организатора и педагога.
У главного хормейстера круг обязанностей шире. В частности, он работает с композиторами и драматургами в рамках создания новых произведений, принимает участие в разработке репертуарных планов учреждений культуры, контролирует работу хормейстеров и при необходимости оказывает им профессиональную помощь.
Опера
Опера является фундаментом вокальной музыки. Она синтезируется с хоровыми, инструментальными, танцевальными и театральными номерами и совмещает все аспекты воедино.
Считают, что отдаленной предшественницей оперы является трагедия Древней Греции. В ней шло чередование диалогов с пением (сольным и хоровым).
В 1597 году был написана первая опера «Дафна» итальянским композитором Якопо Пери.
В XVII веке, несмотря на то, что Италия хотела сделать этот жанр исключительно своим, опера стала популярная и в России. М. И. Глинка считается «отцом русской оперы». Прорывным являлось сочинение «Руслан и Людмила».
В XIX веке своими сочинениями прославились А. Даргомыжский («Русалка», «Каменный гость»), М. Мусоргский («Хованщина», «Борис Годунов»), П. И. Чайковский («Пиковая дама» и «Евгений Онегин»), Н. Римский-Корсаков («Садко», «Снегурочка»).
Традиции русской оперы в XX веке развивали многие композиторы, в том числе С. Рахманинов, И. Стравинский, Д. Шостакович, С. Прокофьев.
Музыка
Дебют коллектива состоялся в 1990-м, но истоки творчества глубже. Арт-группа образовалась под занавес 1980-х при хоральной синагоге в Москве. Поначалу в репертуар входили еврейские композиции и литургическая музыка. Через пару лет амбиции коллектива выросли, и солисты расширили жанровый репертуар популярными песнями и музыкой разных стран и эпох, оперными и рок-композициями.
По словам возглавившего коллектив Михаила Турецкого, для расширения круга слушателей в репертуар включили музыку последних 4-х столетий – от до шансона и поп-хитов советской эстрады.
Дебютные концерты «Хора Турецкого» состоялись при поддержке еврейской благотворительной организации «Джойнт» и прошли в Таллине, Кишиневе, Москве, Ленинграде и Киеве. Интерес к иудейской музыкальной традиции, замерший после 1917 года, вспыхнул с новой силой.
В 1991-92 «Хор Турецкого» отправился в гастрольные туры по Канаде, Франции, Великобритании, Америке и Израилю. В испанском Толедо ансамбль участвовал в фестивале, организованном к 500-летию еврейского изгнания, и вышел на сцену с мировыми звездами Исааком Штерном и .
В середине 1990-х «Хор Турецкого» разделился: одна половина осталась в российской столице, вторая перебралась в Майами, где музыканты работали по контракту. Репертуар второй половины расширился бродвейской классикой и джазовыми хитами.
В 1997 году вокалисты под руководством Турецкого присоединились к прощальному туру по стране и вместе с певцом дали свыше 100 концертов.
В 1999 году «Хор Турецкого» представил на суд зрителей репертуарный спектакль, названный «Вокальное шоу Михаила Турецкого». Премьера состоялась на подмостках руководимого Театра эстрады.
В 2002 году Михаил Турецкий получил звание «Заслуженного артиста РФ», а спустя 2 года хор дал первый концерт в концертном зале «Россия». В том же 2004-м на Национальной премии «Человек года» программу коллектива, названную «Десять голосов, которые потрясли мир», номинировали как «Культурное событие года».
В начале 2005-го «Хор Турецкого» отправился в турне по Америке и дал концерты на сценах концертных залов Сан-Франциско, Лос-Анджелеса, Бостона и Чикаго. В том же и следующем году вокалисты побывали в сотне городов России и СНГ с новой программой, получившей название «Рожденные петь».
В 2007 году «Хор Турецкого» стал лауреатом премии «Рекордъ-2007», которую присвоили ансамблю за альбом «Великая музыка». В сборник вошли классические композиции.
В 2010-2011 годах музыканты отправились в юбилейный гастрольный тур «20 лет: 10 голосов», а в 2012-м к 50-летнему юбилею руководителя коллектива в Кремлевском дворце состоялся концерт, в котором, кроме хора, участвовали звезды российского шоу-бизнеса. В том же году ансамбль подарил поклонникам песню «Улыбка Бога Радуга», на которую записали клип.
Весной 2014-го коллектив Турецкого представил меломанам шоу-программу, которую поставил хореограф . Ее назвали «Мужской взгляд на любовь». Чтобы увидеть выступление вживую, на стадионе СК «Олимпийский» собралось 19 тыс. зрителей, которые наблюдали за происходящим на сцене с интерактивных экранов.
На День Победы музыканты дали на Поклонной горе 2-часовой концерт, собрав 150 тыс. человек. В апреле 2016-го в Кремлевском дворце «Хор Турецкого» подарил поклонникам незабываемое шоу в честь 25-летнего юбилея коллектива, назвав его «С тобой и навсегда».
Классификация
Мужской
Базовая структура мужского хора следующая: партию верхних голосов исполняют тенора, а партию нижних – обладатели баса. Кроме того, каждая партия может дополнительно разделяться на первые и вторые голоса (соответственно тенора и басы). В этих рамках первые тенора или басы относятся к высоким (в границах своего диапазона), а вторые – к низким. Кроме того, хоровой коллектив данного типа может быть дополнен певцами, поющими фальцетом. В коллективе необязательно должен быть полный набор типовых голосов.
Примером состава такого хора может быть следующее сочетание: тенора, а также первые и вторые басы.
Женский
В женском хоре партия нижних голосов исполняется альтами, верхних – сопрано. Альты и сопрано также подразделяются на первые и вторые. Исполнение определённых произведений может потребовать, чтобы хор звучал на один голос (все диапазоны в унисон), на два, три, четыре голоса (в этом случае самостоятельные партии у первых и вторых альтов и сопрано). В некоторых ситуациях применяется разделение на большее количество голосов.
Детский
Детских хор в целом повторяет структуру, присущую взрослым коллективам. В нём звучат высокие детские голоса, называемые дискантами, а также более низкие голоса – альты. Такой хоровой коллектив может быть разделён и на большее количество голосов, например, состоять из дискантов, а также первых и вторых альтов. Это не предел, голосов может быть и больше. Кроме того, все голосовые диапазоны могут звучать в унисон, на один голос.
Смешанный
Все вышеописанные типы хоровых коллективов относятся к однородным. Но существуют и коллективы смешанного типа. В них используются мужские (нижние), а также женские (верхние) голоса. Иногда мужские голоса комбинируются с детскими. Этот тип хора может быть и неполного состава, к примеру, состоять из альтов, теноров и басов. В некоторых случаях смешанный коллектив может петь в унисон, но это случается довольно редко. Кроме того, в зависимости от исполняемого произведения его могут разделить более чем на четыре голоса.
Как подобрать репертуар
Подбор репертуара для хорового коллектива является важной задачей, решением которой обычно занимается руководитель хора
При подборе композиций хормейстер, как правило, руководствуется не только своими предпочтениями, но и принимает во внимание ожидания слушателей, учитывает их вкусы. Кроме того, на репертуар накладывает отпечаток тематика концерта и место исполнения произведений
В самом деле, совершенно неуместным покажется исполнение каких-либо нескромных песен в православном храме или исполнение произведения современного автора на фестивале, посвящённом итальянской музыке эпохи барокко.
Когда ограничения по репертуару отсутствуют, можно подобрать произведения для хора, относящиеся к различным жанрам. Это может быть хоровая классика, оперные сцены, народные песни, саундтреки кинофильмов и т.д. Следует отметить, что при исполнении современной музыки возникает проблема соблюдения авторских прав. В целом же, грамотно подобранный разнообразный репертуар при соответствующем уровне исполнения практически гарантирует успех концерта.
Состав
С течением времени состав арт-группы менялся, но неизменным оставался руководитель – Михаил Турецкий. Путь к лидеру прославленного коллектива он прошел после окончания в середине 1980-х института им. Гнесиных. Первыми подопечными Михаила стали дети – Турецкий руководил хором юных вокалистов. Затем возглавил хоровой коллектив театра Юрия Шерлинга.
В 1990-м Михаил Турецкий организовал в столичной хоральной синагоге мужской хор, который и трансформировался в прославленный коллектив.
Один из старейших и в тоже время самых молодых солистов арт-группы – Алекс Александров – присоединился к хору в 1990-м. Москвич в середине 1990-х окончил «Гнесинку». Александров прославился копированием голосов и . У вокалиста богатый драматический баритон.
В 1991 году к детищу Турецкого присоединился поэт, бас-профундо Евгений Кульмис, ранее руководивший детским хором. Евгений родился под Челябинском, начинал карьеру как пианист и тоже прошел путь от «Гнесинки» до работы в «Хоре Турецкого». Кульмис – автор текстов и русских вариантов переводов некоторых песен.
В 1991-92 к коллективу присоединились еще двое москвичей: драматический тенор Евгений Тулинов и тенор-альтино Михаил Кузнецов. Тулинов с Кузнецовым – Заслуженные артисты РФ с 2006 и 2007 годов соответственно. Оба – выпускники «Гнесинки».
В середине 1990-х к ансамблю примкнул лирический тенор из Минска Олег Бляхорчук, который играет на фортепиано, аккордеоне, мелодике, электро- и акустической гитарах. Пришел в коллектив из оркестра Михаила Финберга, где был солистом.
В 2003 году «Хор Турецкого» принял в свой состав еще двух столичных жителей: ранее исполнявшего русскую духовную музыку Бориса Горячева, обладающего лирическим баритоном, и Игоря Зверева (бас-кантанто).
В 2007 и 2009 годах арт-группа обогатилась баритональным тенором Константином Кабо и контратенором Вячеславом Фрешем. Оба – коренные москвичи.
Из покинувших состав коллектива меломанам запомнились Борис Воинов, работавший в «Хоре Турецкого» с дня образования по 1993 год, тенор Владислав Васильковский (иммигрировал в США в 1996 году) и оперный тенор Валентин Суходолец (ушел в 2009-м). С 1991-го по 1999-й в «Хоре Турецкого» пели тенор Марк Смирнов и бас Владимир Аранзон.
Ансамбль танца Виктора Елисеева
Создание ансамбля пришлось на 3 июля 1973 года. Руководителем коллектива стал подполковник Борис Салмин, благодаря деятельности которого уже через 3 месяца, ансамбль песен и танца гастролировал по всей территории России.
А с 1985 года руководителем коллектива признан генерал-майор внутренней службы Виктор Елисеев.
В 2005 году, ансамбль получил грант Президента России.
За время своего существования, участники коллектива подготовили 39 концертных программ и дали около 8 тысяч концертов, которые посетило более 25 млн. зрителей.
В составе ансамбля присутствует хор (70 человек), оркестр (40 человек) и балет.
Кроме того, в 2000 году при ансамбле Виктора Елисеева создан и детский ансамбль
, который включает в себя 250 детей.
Литература
- Анисимов А. И. Дирижер-хормейстер. Творческо-методические записки.— Л.: «Музыка», 1976.— 160 с. — dl.dropbox.com/u/4465795/anisimov.djvu
- Асафьев Б. В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина.— Л.: Музыка, 1980.— 216 с. — hor.by/2010/06/25/asafiev-about-choir-art/
- Виноградов К. Работа над дикцией в хоре.— М.: Музыка, 1967.
- Дмитревская К. Русская советская хоровая музыка. Вып. 1.— М.: Советский композитор, 1974. — dl.dropbox.com/u/4465795/Dmitrevskaya.djvu
- Дмитревский Г. Хороведение и управление хором.— Музгиз, 1957.
- Егоров, А. А. Теория и практика работы с хором / А. А. Егоров. – Л. ; М.: Госмузиздат, 1951.
- Живов, В. Л. Исполнительский анализ хорового произведения. — М.: Музыка, 1987. — hor.by/2010/12/zhivov-performing-analysis/
- Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика.— М.: Владос, 2003.
- Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры.— М.: Советский композитор, 1985.
- Казачков С. А. Дирижер хора — артист и педагог / Казан. гос. консерватория.— Казань, 1998.— 308 с.
- Казачков С. А. От урока к концерту.— Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1990.— 343 с. — dl.dropbox.com/u/4465795/Kazachkov.djvu
- Краснощеков В. Вопросы хороведения.— М.: Музыка, 1969. — dl.dropbox.com/u/4465795/horoved.djvu
- Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры.— М.: Музгиз, 1963.
- Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.— М.: Владос, 2003. ISBN 5-691-01077-8
- Памяти А. В. Свешникова. Сборник статей под ред. С. Калинина.— М.: Музыка, 1998.
- Памяти Н. М. Данилина. Письма, воспоминания, документы.— М.: Советский композитор, 1987.
- Пигров К. Руководство хором.— М.: Музыка, 1964.— 220 с. — dl.dropbox.com/u/4465795/pigrov.djvu
- Птица К. Мастера хорового искусства в Московской консерватории.— М.: Музыка, 1970.
- Работа с хором. Методика, опыт.— М.: Профиздат, 1972.— 208 с. — hor.by/2010/03/11/working-with-choir-1972/
- Сивизьянов А. Проблема мышечной свободы дирижера хора.— М.: Музыка, 1983.— 55 с. — hor.by/2010/03/11/sivizyanov-problema/
- Романовский Н. В. Хоровой словарь. — Л.: Музыка, 1980
- Соколов В. Работа с хором.— М.: Музыка, 1967.
- Чесноков П. Г. Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижёров. Изд. 3-е.— М., 1961. — horist.ru/biblioteka/hor_i_upravlenie_im/titul.shtml
- Шамина Л. В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом.— М.: Музыка, 1981.— 174 с. — dl.dropbox.com/u/4465795/shamina.djvu
- Садовников, В. И. Орфоэпия в пении. — М., 1958. — 80 с. — hor.by/2010/08/sadovnikov-orthoepy-in-singing/
Камерная музыка
Как только музыка вышла за пределы церкви, сразу же возникло большое количество новых музыкальных жанров. Музыка сопровождала ее любителей по жизни, она звучала не только в театре или на концерте, но и во время прогулки, охоты, пира и так далее. В XVIII веке очень популярным были увеселительные прогулки на небольших кораблях — ботах. Отсюда появился необычный музыкальный жанр – «музыка на воде». В теплую и солнечную погоду музыка звучала в парках, так появилась пленэрная музыка. Но наибольшее распространение получила камерная музыка, при исполнении которой участвовало небольшое количество музыкантов. Слово camera латинского происхождения и переводится как «комната, палата». Каждая партия камерного сочинения исполняется одним инструментом
В XVIII—XIX вв. камерная музыка звучит везде, в гостиных, салонах, небольших концертных залах. При императорских дворах даже существовали должности – камер-музыкантов. Со временем изменились социальные условия, однако, камерная музыка звучит и по сей день.
Как правило, камерное музицирование предполагает атмосферу, где слушатели и исполнители расположены близко относительно друг друга. В камерной музыке исполнители могут лично знать слушателей, прекрасно видят их, играют и исполняют музыку для конкретных людей.
Такая атмосфера придает свои особенности этой музыке, она проникается к слушателям своей тонкостью, изысканностью и доверительностью. Камерная музыка предназначена для узкого круга людей.
Камерная музыка глубоко проникает во внутренний мир человека, слушая такую музыку, человеку кажется, что она написана специально для него, возникает ощущение комфорта, стабильности, на душе становится тепло и уютно, вся мирская суета куда-то исчезает.
Различают множество форм и жанров камерной музыки. Сюда можно отнести сонаты, дуэты, трио, квартеты и так далее, всевозможные миниатюры, романсы. Концерты, кантаты, сюиты также могут быть камерной музыкой. А в XX веке стали проявлять произведения, которые так и назывались «камерная музыка».
Эта музыка может быть сочинена в различном стиле. Главная особенность этой музыки заключается в том, что она рассчитана на малое количество музыкантов.
Исполнители камерной музыки образуют камерный ансамбль в количестве от 2 до 10 человек.
Сегодня даже существуют камерные оркестры, как правило, это небольшой состав – 15 – 20 человек, струнного оркестра с добавление духовых инструментов.
Наиболее известными исполнителями камерной музыки являются Сергей Васильевич Рахманинов, Людвиг ван Бетховен, Иоганнес Брамс, Жорж Бизе, Иоганн Себастьян Бах.
Сегодня камерная музыка очень разная. Она может быть вокальной, сольной, инструментальной, ансамблевой, смешанной, оркестровой, хоровой и даже театральной. Поэтому многие музыкальные коллективы получают названия камерный. Например, камерный хор, камерный оркестр, музыкальный камерный театр и другие. Их выступление может проходить как в малых концертных залах, так и больших.
Эстеты, ценители или просто любители прекрасного обретут в камерной музыке душевное спокойствие и умиротворение.
Смотрите другие статьи этого раздела:
- «Весёлое кладбище»
- Queen
- А ты танцуешь буги-вуги?
- Антонио Вивальди. Венецианский скрипач
- Армянский танец «Кочари»
- Варган — инструмент единения с миром
- Венская опера
- Воздействие музыки на человека
- Выбираем музыкальный инструмент для ребёнка
- Застывшие узоры русского севера
- Звуковой образ в музыкальных фонограммах
- Игорь Фёдорович Стравинский и его балет «Петрушка»
- Инструменты барочного оркестра
- Искусство быть оратором.
- История создания музыкального синтезатора
- История театра «Ла Скала»
- Как выбрать качественную акустическую систему, зная необходимые критерии выбора?
- Как вырастить гения
- Камерная музыка
- Карлхайнц Штокхаузен и гностицизм
- Колядки
- Лезгинка
- Магия музыки
- Магия фламенко
- Музыкальное развитие ребёнка
- Музыкальное развитие
- Мюзикл
- Обзор инструментов виртуальной музыкальной студии Reason 5
- Польза колыбельных песен
- Проект »R4» в Париже
- Развитие музыкальных способностей
- Развитие творческого потенциала педагога
- Роль музыки в кинематографе
- Румба
- Русская классическая музыка XVIII века
- Самоучитель игры на гитаре
- Свет на сцене
- Светлый праздник Рождества!
- Светомузыка
- Синтезатор или цифровое пианино? Выбираем музыкальный инструмент.
- Сказочная музыка
- Советы для начинающих гитаристов
- Современный танец
- Специфика балетного искусства
- Струны. Как часто их менять?
- Танго
- Танец живота
- Танцы Индии
- Топ-10 самых дорогих видов музыкальных инструментов в мире
- Успешный ребёнок
- Хип-хоп (hip-hop)
- Хиропласт
- ЧА-ЧА-ЧА
- Шотландская волынка
- Электронная музыка конца 20-го века
Академический ансамбль танца «Березка»
Создание ансамбля припало на 1948 год, а инициатором его появления стала советская артистка и балетмейстер Надежда Надеждина.
Деятельность танцевального ансамбля направлена на предоставление зрителям возможности полюбоваться исполнением .
До 1959 года в коллектив входили только представительницы женского пола, но затем произошли кардинальные изменения, и в ансамбль было принято несколько молодых людей, благодаря чему зрители смогли познакомиться с рядом таких парных танцев, как «Топотуха», «Холостяки», «Узоры».
За всю свою концертную деятельность, коллектив «Берёзка» побывал практически в каждой стране, где их ожидал ошеломляющий успех.
Зарождение и развитие искусства хорового пения
Еще в древние времена человек использовал свой голос в качестве музыкального инструмента. Ведь этот инструмент всегда с собой. В виде песни древний человек мог проявить свои чувства. С развитием цивилизаций развивалось музыкальное творчество и народное пение. Первые упоминание об организованном певческом коллективе появились в Древнем Египте.
У древнего хора уже тогда был дирижер, который руководил исполнителями при помощи мимики и жестов. Участники хора были задействованы в различного вида мероприятиях, чаще религиозного или обрядового характера. Дальнейшее развитие хоровое творчество получило в Древней Греции. Тогда участниками хора могли стать только мужчины. Количество участников достигло 15 человек. Хор был задействован в постановках и пьесах и выступал уже на сцене.
Хор в Древней Греции
В дальнейшем хоровое искусство было тесно связано с церковной деятельностью. Тогда создавали хоры при церковных школах, участниками хоров становились мальчики в высокими голосами. Эти хоры принимали участие в церковных службах и пели в унисон. В эпоху Возрождения хоровое творчество стало частью светской музыки.
В современной музыке хоровое творчество занимает отдельную нишу. Хоры выступают в больших залах, на мероприятиях разного масштаба, участвуют в конкурсах и фестивалях.
В словаре Д.Н. Ушакова
ХОР, хора, мн. хоры и (·устар.) хоры, ·муж. (·греч. choros).1. В древнегреческой драме — Группа, выступавшая в представлении с пением или пляской (·ист. ).2. перен. О ком-чем-нибудь, постоянно пребывающем вместе, одной группой (·поэт. ). «Резвая дева роем в хоре богинь Аонид.» Пушкин. «На воздушном океане… тихо плавают в тумане хоры стройные светил.» Лермонтов.3. Группа, коллектив певцов, совместно выполняющих вокальную музыку. Женский хор. Мужской хор. Хор оперного театра. Церковный хор. «Твой хор горланит вздор.» Крылов. «Замолкли птичек хоры.» Крылов.| Оркестр (·устар. ). Хор музыкантов. Хор балалаечников.| перен., кого-чего. О большом количестве кого-чего-нибудь, заявляющего свое мнение, подающего свой голос (·книж. ). «Наследников сердитый хор заводит непристойный спор.» Пушкин. «Безумным вы меня прославили всем хором.» Грибоедов.4. Музыкальная пьеса, в которой каждая вокальная партия исполняется несколькими голосами; исполнение такой пьесы, пение на много голосов (муз.). Двухголосный хор (для двух вокальных партий). «Хор громких соловьев в густых лесах раздался.» Крылов.| перен. О голосах, словах, высказываниях множества людей (·книж. ). Хор голосов. Хор насмешек. «К чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный хор?» Лермонтов.5. твор. хором употр. также в знач. 1) все вместе, в хоровом исполнении. «Запойте хором, господа, нет нужды, что нескладно.» Пушкин. «Вдруг песня хором грянула, удалая, согласная.» Некрасов. 2) все сразу, одновременно или вместе, подобно хору. «И хором бабушки твердят: «как наши годы-то летят!» Пушкин. «Потерпи!» — соседи хором говорят.» Некрасов.