Горлатная шапка: почему головной убор русских бояр чаще носили в руках, а не на голове

Фуражка и бескозырка

Фуражка царских времен Фуражка как головной убор появилась в начале 19 века, в среде армейских фуражиров. Эти люди были ответственны за корм для лошадей, продовольствие для армейских частей. Они носили так называемые фуражные шапки в виде колпака из сукна, который перегибался пополам и чем-то напоминал пилотку в современных войсках. Однако с течением времени покрой и этой вещи стал меняться, ее начали активно приспосабливать под существующие реалии и делать максимально удобной для человека. На фуражке появилась тулья, околыш, и затем, в 1811 году, ее ввели во все армейские и флотские части в качестве будничного головного убора.

Интересно: Как празднуют Новый год в мире — описание, фото и видео

Бояре на Руси

По упоминаниям в исторических документах стало известно, что первые бояре на Руси появились еще в Х веке, а боярство, как полноценное сословие, было сформировано уже к началу XI века. Так кто такие бояре?

По определению, бояре – это феодалы, принадлежащие к высшим слоям общества, аристократы. То есть люди, особо приближенные к князю (царю). Но прежде всего это потомки родоплеменной знати, владеющей значительными земельными территориями, а зачастую даже содержащие собственную воинскую дружину, что во времена феодальной раздробленности придавало им дополнительный вес в глазах князя.

Вплоть до конца XII века звание «боярин» было жалованным (наградным) и являлось высшим чином при дворе, позже его стали передавать по наследству.

О тканях формы ВМФ

Вплоть до 80-х годов XX столетия военная повседневная рабочая форма для военнослужащих ВМФ России шилась из облегченной парусины, легко поддававшейся очистке от самых трудно выводимых пятен. Черноморский флот был облачен в белые рабочие одежды, остальные – чаще всего в голубые. Немного позже расцветка формы изменилась на синий/темно-синий, а материалом стала преимущественно хлопчатобумажная ткань. Новая форма шьется в самых разных ателье, с использованием всяческих и не всегда добротных материй. Новая (утвержденная на настоящий момент) форменная одежда может быть любых расцветок в диапазоне от оттенков чёрной и синего.

Головные уборы

Особое внимание уделялось головным уборам. По ним, как и по национальным русским костюмам, можно было отличить знать от бедняков, а также определить, откуда родом владелец

Основу головных уборов мужчин составляла шапка. Русские крестьяне носили валяные колпакообразные (из сукна или войлока), а также более низкие с меховым околышем. Среди других национальных головных уборов были:

  1. Треуха – шапка, подбитая мехом.
  2. Тафья – небольшие головные уборы, которые были расшиты жемчугом. Носили только бояре и знать.
  3. Мурмолка – национальная шапка с зауженным кверху краем.
  4. Горлатная – высокая меховая шапка, которую в праздничные дни носили бояре. Делалась из горлышек пушных зверей.

Разнообразию девичьих национальных головных уборов не было предела. Они носили:

  1. Полотенце (ширинка, наметка) – узкая холстина, у которой края завязывались сзади.
  2. Круг (обруч) – делался из коры деревьев или картона и обшивался тканью.
  3. Лента (золотнуха, повязка) – почти как полотенце, только делалась из дорогой ткани, парчи.
  4. Венец (коруна, челка, рефедь, ряска). Праздничное национальное украшение головы, которое декорировали бусинами, перьями.
  5. Платок (косинка, фатка). Обычно был недомотканным, завязывался сзади.

После замужества голову уже нужно было закрывать. Так, сначала русские женщины носили кичку молодухи. С рождением малыша ее меняли на рогатую кичку – это высокий лопатообразный головной убор или повойник. Изделие символизировало плодородие. Одной из разновидностей кички была сорока. Отличие состояло в том, что лоб она прикрывала больше, а бока, наоборот, открывала. Расшивался этот национальный головной убор бисером, перьями, лентами и искусственными цветами. Чтобы не показывать волосы, на кичку надевали убрус – платок.

ТреухаТафьяМурмолкаГорлатнаяПолотенцеКичка рогатаяКокошникПовойник

Бояре введенные и путные

Так называемые введенные бояре относились к категории феодалов, которые не могли похвастаться своей родовитостью и богатством, но тем не менее принятые (введенные) в круг избранных. Находились они при дворе для постоянной помощи князю в управлении отдельными ведомствами, составляющими дворцовую администрацию. Этот чин относился к думным, то есть его владельцы получали право принимать участие в закрытых собраниях, устраиваемых Боярской думой.

Путные бояре (дворцовые чиновники) по своему социальному статусу находились ниже бояр, которым позволялось участвовать в думских заседаниях. При княжеском дворе они занимали административные или же хозяйственные должности (постельного, конюшего, сокольничего и так далее). За исправную службу им жаловались вотчины, которые в дальнейшем могли передаваться по наследству.

На весь период, пока боярин занимал какую-либо должность, а иногда и пожизненно, ему полагалось кормление (полное содержание за счет населения).

Княжеская дружина и боярство

Началось все с дружины. У любого князя было свое регулярное войско, разделенное на старшую и младшую дружину. В старшую входили люди своего круга, приближенные и советники, чье мнение играло не последнюю роль в выборе политического курса. Уже тогда старших дружинников называли боярами. Правда, в самом начале своего появления, бояре были в большей степени все-таки воинами, чем политиками.

Старшие дружинники — княжеские мужи, воеводы и бояре, это фактически древнерусские дворяне. Проследить их высокое положение довольно просто: до нас дошли документы, в которых вира за убитого дружинника во много раз превосходит плату за убийство холопа или челядина.

Княжеская дружина была богатой. Некоторые из дружинников, порой, бывали богаче самого князя. Это были так называемые свободные воеводы, которые входили в состав старшей дружины, но при этом имели собственное войско.

Уже тогда дружинников называли боярами. Правда между ними все-таки существовала разница: бояре делились на лучших (великих) и «боярцев». Таким уничижительным термином в летописях называли тех бояр, кто либо имел низкородное происхождение, либо совершал дурные деяния.

Позже выделился отдельный класс лучших людей среди земского населения. Их тоже назвали боярами, правда, земскими, а не княжескими, как дружинниками. В летописях земских бояр также называли городскими старейшинами.

Какое место занимает в современной моде

После войны шапка-буденовка стала популярной деталью детской одежды. Теплые шлемы, укрывающие голову и шею, носили мальчики дошкольного и младшего школьного возраста. Головные уборы непременно украшались красной звездой. В XXI веке милитаристский стиль одежды стал одним из трендов. Стилизованные военные головные уборы с удовольствием носят не только представители мужского пола, но и юные девушки. Связанная из теплой шерсти буденовка смотрится стильно и модно. Часто шапки украшают норвежским орнаментом, вязаными узорами, кусочками меха. Предпочтение отдается вязаным вариантам шлема с невысоким верхом, имитацией назатыльника и удлиненными ушами.

Также военная амуниция прошлых лет занимает почетное место на полках антикварных магазинов. Изделия, бывшие свидетелями великих событий, привлекают не только историков, ими интересуются люди, почитающие традиции, культуру своего народа, революционное и военное прошлое. Буденовки являются экспонатами частных коллекций, украшением интерьера и оригинальным подарком. Красноармейский шлем со звездой – самый популярный сувенир, покупаемый иностранными туристами в России.

Военный путь

Поступив на обмундирование армии Семена Буденного, головной убор стал называться буденовкой. Новое имя прижилось, стало нарицательным и вошло в словари русского языка. Правда, в дивизии Василия Чапаева и армии Михаила Фрунзе буденовка называлась по-своему – фрунзевкой.

Летом 1922 года появился облегченный вариант колпака из светло-серого хлопчатобумажного полотна. Через несколько лет это шлем был вытеснен фуражками и пилотками, а зимние буденовки остались, приняв округлую форму. В милиции модификации буденовки существовали до 40-х годов.

Серые шлемы чекистов были отмечены краповыми звездами. Пройдя лихие годы Гражданской войны, буденовка сохранилась в Красной армии вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Совместно с названием головного убора, бытовали его шутливые прозвища:

  • «громоотвод» или «умоотвод» – из-за вытянутого вверх подобно антенне острого шпиля;
  • «здравствуй-прощай» – модель легкого шлема с двумя козырьками (надо лбом и в затылочной части).

На Дальнем Востоке часто острую вершину шапки сравнивали с камчатскими вулканами. «Кипит наш разум возмущенный», – шутили командиры над солдатами, приговаривая, что из суконного шпиля входит пар при пении «Интернациоанала».

История флотского платья

История формы ВМФ берет свое начало со времен Петра Великого. По приказу могучего управленца-императора в 1696 году Боярской думой было принято решение о создании первого в Российском государстве военно-морского флота. 30 октября традиционно считается днем основания Российского флота.

С его созданием Петр I ввел для матроса и представителя нижних чинов униформу, созданную из предметов морской одежды голландских служащих флота, а именно серой или зеленой куртки, изготовленной из грубой шерсти, коротких зеленых штанов, чулок и шляпы с широкими полями. Обувью для служащих флота служили кожаные туфли. Этот комплект заменялся также повседневным рабочим костюмом. Он включал в себя просторную рубаху, парусиновые штаны, треуголку и камзол. В него были облачены матросы во время средиземноморского похода Ушакова.

Рабочая роба, включавшая в себя комплект из серых парусиновых брюк и рубахи, надевался при любых корабельных работах, поверх ее надевалась форменная белая рубаха с лазурным воротничком. Такой костюм был утвержден как форма для лиц рядового состава летом 1874 года.

Парадная форма для офицеров и мичманов ВМФ

Существует несколько типов парадной формы для разных погодных/климатических условий. Головным убором в комплекте парадного образца служит белая/черная фуражка (летняя либо зимняя/шерстяная) или же шапка-ушанка, пошитая из черного меха (полковники, высшие офицеры и капитаны первого ранга носят каракулевую шапку с козырьком).

Обязательным элементом любого типа парадной формы офицера и мичмана является черный галстук, с золотистой закрепкой. Также в комплекте имеется шерстяная тужурка: черная (парадная) либо белая (летняя). Черные шерстяные брюки, белая рубашка и золотистый пояс – основа любой парадной формы.

Обувь – черные или белые ботинки/сапоги либо полуботинки/полусапоги. Также может присутствовать белое кашне или съемный воротник (в зависимости от погодных условий). В качестве верхней одежды – черное пальто из шерстяной ткани. На нем носятся нашивные погоны, так же как и на тужурках. На рубашках – съемные. Зимняя парадная форма предусматривает теплые черные перчатки. Также разрешается ношение демисезонных плаща или куртки, белых перчаток.

LiveInternetLiveInternet

Воскресенье, 19 Сентября 2010 г. 12:41 + в цитатник ell_BAGIRA

все записи автора Согласно традиции, мужчины на Руси при входе в церковь снимали шапки и складывали их у входа, а по окончанию службы разбирали их обратно. Тот, кто опоздал, приходил ужек шапочному разбору , и с тех пор это выражение закрепилось в значении «прийти куда-либо слишком поздно, когда всё уже кончилось». А выражение«шапочное знакомство» , означающее поверхностное и беглое знакомство с кем-либо, тоже связано со старым обычаем. Когда встречались знакомые или приятели, они в знак приветствия приподнимали шляпы, и только друзья пожимали друг другу руки. Обычай прикрывать волосы пришёл к нам из глубокой древности. Именно тогда родилась идея, что волосы являются вместилищем магической жизненной силы. На Руси шапка больше, чем какой-либо другой предмет одежды, свидетельствовала о принадлежности человека к тому или иному сословию. Возможно, в те времена и появилась поговорка«По Сеньке и шапка» . Известная пословица «По Сеньке и шапка» впервые зафиксирована в русской письменности еще в XVII в., У Сеньки из пословицы был богатый выбор головных уборов, но имущественные возможности позволяли ему носить войлочный колпак и шапку из овчины. Богаче одевался боярин: он носил зимой соболью шапку, а под ней теплый колпак, летом — пуховую шляпу, а дома отдыхал в нарядно расшитой тафейке. Словошапка возникло в русском языке из французского заимствования шап, игапа, хотя, высказывается предположение и о тюркском происхождении этого слова. В текстах XVII в. наряду с распространенным шапка употреблялись еще шап, шапа, которые можно считать исторически первоначальными для шапка (шап + к + а с первоначальным уменьшительным значением, которое вскоре исчезает): «Явил новгородец Ануфреи Артемьев сын 110 шап муских»; «Михаила шапки мне не отдал начюи де здеся са мною, так де и шап твою отдам». Примеры эти взяты из исторических источников XVII в. Все русские мужские шапки делились на нескольких видов. «У простых граждан летом шапки из белого войлока, а зимою из сукна, подбитые мехом», — отмечал Олеарий. Эти шапки и назывались колпак, хотя само название появилось только в XVII в., до этого шапки были валяные и назывались валёнками. Знатность рода бояр в старой Руси можно было легко установить по высоте их меховых «горлатных» (горлатными они назывались потому, что мех для них брался с горла убитого зверя) шапок. Чем знатней и сановней был вельможа, тем выше вздымалась над его головой такая шапка. Простой народ не имел права (да и средств) на ношение этих роскошных шапок из куньего, бобрового или собольего меха. Отсюда и родились пословицы: «По Сеньке и шапка» или «По Ерёме и колпак», то есть: каждому честь по заслугам.

Рубрики: история

Метки: русь шапка древняя русь «по сеньке и шапка» «шапочное знакомство» «шапочный разбор» культура древней руси традиции древней руси

Нравится Поделиться

Нравится

  • 11 Запись понравилась
  • Процитировали
  • Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • Сохранить в ссылки

Формирование отдельного класса

В период государственной раздробленности XII-XV вв., с ослаблением княжеской власти, усилилась экономическая мощь бояр. Фактически, теперь бояре сами могли править собственными землями и проводить собственный политический курс.

Так, в Новгороде и Пскове был установлена настоящая боярская республика. Князей приглашали, и точно так же могли в любой момент выгнать из города. Все важные решения принимались боярским советом. Такое огромное влияние бояр на политику просто не позволяло княжеской власти окрепнуть.

В борьбе с боярами-вотчинниками (держателями собственных вотчин, т.е. земель) князья опирались на служилых бояр – свою дружину.

Со второй половины XIV в. княжеская власть начинает постепенно укрепляться. Это приводит к появлению так называемых «путных» бояр – управителей дворцового хозяйства. Они же становятся управителями отдельных территорий, отданных им «в кормление». Таких бояр называют воеводами.

C XV в., по мере централизации власти, бояре начинают утрачивать свои прежние права. Теперь боярин становится высшим чином «среди служилых людей по отечеству». Стать боярином теперь можно только по рождению, в самом крайнем и редком случае – по заслугам. Боярство дает право участвовать в заседаниях Боярской Думы и быть приближенным советником князя.

Когда в конце XV в. на Руси складывается централизованное государство, привилегии бояр-вотчинников урезаются, а власть подавляет любые попытки противодействия централизации. Самым сильным ударом по боярству стала опричнина Ивана Грозного.

В XVII в. состав боярской думы изменился. Древние знатные рода вымерли, многие потеряли прежнюю власть и богатство. Это начало размывать границы между боярством и дворянством. В итоге боярами («баринами», «барами») стали называть всех помещиков. Но звание боярина было отменено только при Петре I, уже в XVIII в.

Дорогой предмет гардероба

Вероятнее всего, горлатная шапка была заимствована из восточных стран (например, Персии), с которыми Российское государство поддерживало торговые отношения. По внешнему виду она значительно отличалась от традиционных русских головных уборов. Высокая, цилиндрической формы, размером примерно «в локоть» (чуть менее 50 см) шапка изготавливалась из горлышек пушных животных: лис, куниц и соболей. Отсюда ее название. Верх, а точнее макушка горлатной шапки был отделан бархатом или парчой, а иногда его и вовсе украшали дорогими кистями из золотых, серебряных или жемчужных нитей. Спереди на шапке делали прореху, с одной стороны от которой нашивали петли с изображением фигуры (часто – змеи или львиной головы), а с другой – золотые пуговицы. Любопытно, что похожая конструкция отличает и казачьи шапки-кубанки, но они уступают горлатной шапке по размеру и богатству отделки. В письменных источниках XVII века горлатную шапку порой именовали «черевьей» – это значило, что вопреки традициям ее сшили из меха, взятого с брюшка животного.

В боярских и княжеских домах горлатные шапки занимали почетное место. Их надевали на так называемые болванцы, на заказ расписанные иконописцами. Подобные деревянные держатели становились важным украшением интерьера и предметом гордости хозяина дома. Выглядели они как настоящие произведения искусства и выполняли действительно важную функцию, поскольку горлатные шапки бояре надевали только по особому случаю: в Думу, на прием к царю или на праздничное мероприятие. В остальное время шапка находилась на болванце и прекрасно держала форму. Были у представителей знати и другие, более простые головные уборы. Комнатные, столовые, панихидные, спальные и ездовые шапки не нуждались в отдельном месте для хранения и чаще использовались владельцами в повседневной жизни.

Причины отказа от буденовки в армии

Молодому советскому государству было необходимо создать такое обмундирование, которое бы отличалось от царской формы и мундиров иностранных армий. Головной убор был разработан тщательно и отвечал этим требованиям, но мягкая суконная поверхность, в отличие от каски, не защищала голову солдат в окопах. Жаркими летними месяцами шлем сжимал голову, вызывая болезненные ощущения. Во время движения буденовка часто опускалась на глаза, вызывая неудобства. Военные действия во время Финской войны показали, что суконные шапки плохо сохраняют тепло. Поэтому приказом Наркома обороны летом 1940 года буденовку сменила шапка-ушанка. Однако во многих воинских частях, спецшколах и партизанских отрядах в первые годы войны буденовку продолжали носить.

Обувь

В разных частях огромной страны национальная обувь называлась по-разному: обувок, обутка, обуй, обуя или обуща. Из истории русского народного костюма известно, что славяне сначала носили подошву из кожи, загнутую кверху и зафиксированную на лодыжках ремешком или лыком. Прародители современных ботинок назывались курпами, поршнями или опанками. Примерно в одно время с ними появились лапти – легкие национальные тапочки, сплетенные из лыка, вязи, ракиты, бересты. Надевали их на работу, и лишь самые бедные люди ходили в изделиях постоянно, даже зимой. С лаптями носили обертки, которые закреплялись привязками. Другие названия национальной обуви: онучи, портянки, обмотки, калоши, завои.

Летом носили курпы, поршни и чеботы, сшитые из цельного куска кожи, которые нередко были на каблуках, обитых подковками. В холодное время года на ноги надевали коты (башмаки), сапоги, ощетни (из кожи с щетиной) и валенки. Сапоги (ичиги) были достаточно распространенной обувью. Изготавливали их цельными (вытяжными), либо выворотными (с пришивными голенищами) из кожи. Для большинства русских крестьян они являлись праздничной обувью, их оберегали и даже передавали по наследству.

У мужчин и женщин обувь различалась лишь оформлением, фасон оставался неизменным. Для детей изделия делали такими же, как для взрослых. Женские праздничные национальные сапоги расшивали бисером, кружевом и обережной вышивкой.

ВаленкиЛаптиПоршни

Кика копытообразная

По внешнему виду изделие напоминает копыто или подкову. Налобную часть изготавливали из твердого материала и обтягивали богато украшенной тканью. Очелье крепили поверх основной шапочки с помощью лент, завязанных вокруг головы.

Считалось, что головной убор, подобно подкове, защищает от дурного глаза и несчастий. Аксессуар на торжественные мероприятия надевали все замужние дамы.

Сорока тульская

Оправдывая свое название, «птичий» убор делился на боковые части (крылья) и заднюю (хвост). Второй представлял собой многочисленные плиссированные ленточки, нашитые по кругу. В результате деталь изделия напоминала хвост павлина.

С аксессуаром соединяли яркие розетки, которые крепили сзади на поневу. Подобные вариации изделия дамы носили лишь в праздничные дни.

Сборник (самшура, моршень)

Головной убор был частью повседневного костюма. Низкий моршень по внешнему виду напоминал чепец. Высокий вариант аксессуара надевали на торжественные мероприятия, поскольку выглядел он богато и внушительно.

Для изготовления повседневной модели использовали дешевую материю, поверх накидывали платок. Сборник пожилой женщины было сложно отличить от простого чепца из черной ткани. Праздничные модели самшуры декорировали лентами и покрывали драгоценными камнями.

Кокошник псковский (шишак)

Аксессуар был часть свадебного наряда. Имел традиционную форму вытянутого треугольника, для украшения использовали шишки. Собственно, эти видоизмененные побеги, символизирующие плодородие, и дали название изделию.

Шишки нашивали на переднюю часть убора и украшали с помощью жемчуга. Поверх аксессуара накидывали белоснежный платок, вышитый золотыми нитями. По нижней кромке изделия пропускали сеточку из жемчуга.

Стоимость кокошника в те времена могла достигать семи тысяч рублей серебром, поэтому его хранили как семейную реликвию и передавали от матери к дочери.

Тверской «каблучок»

Был в моде на протяжении всего девятнадцатого века. Оригинальная разновидность кокошника. Надевали его исключительно на торжественные мероприятия. Для пошива аксессуара брали дорогие ткани: бархат или шелк. Изделие украшали драгоценными камнями.

Под «каблучок», напоминающий колпак небольшого размера, крепили поднизь из жемчуга. Она полностью покрывала волосы, поскольку сам головной убор «прятал» лишь макушку. Изделие пользовалось большой популярностью в Тверской губернии и стало его визитной карточкой.

Меховые шапки

В холодное время года барышни облачались в бархатные шапки с меховой оторочкой. Верхняя часть была выполнена из тканевой материи или клееной бумаги. Аксессуар шили в форме конуса, цилиндра или круга. Для украшения убора применяли камни, вышивку и речной жемчуг.

Шапки были очень высокими, чтобы в них не гулял ветер, внутри делали подкладку из атласа или легкой меховушки. Дамы очень бережно относились к аксессуару. Некоторые историки утверждают, что по завершении зимы дочери царя сдавали шапки на хранение в Мастерскую палату. Их размещали на болванках и накрывали чехлами.

Для изготовления зимнего головного убора брали мех лисицы, бобра или соболя. Молодые барышни предпочитали изделия с оторочкой из зайца или белки.

Треух

Женский головной убор позаимствованный у мужчин. Верх изделия покрывали материей, лобная часть опушалась. Чаще всего для этой цели использовали соболиный мех. В качестве декора применяли кружева или речной жемчуг.

Каптур

Еще один головной убор, предназначенный для холодного времени года. Наибольшей популярностью пользовался у женщин, потерявших мужей. Он прекрасно защищал от лютых морозов. По внешнему виду аксессуар напоминал цилиндр, отороченный мехом. Шапка полностью покрывала голову и лицо с двух сторон.

Для пошива аксессуара брали мех бобра, простолюдинам приходилось довольствоваться изделием из овчины. Сверху обязательно надевали повязку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: