Становление, расцвет и упадок экономики древних римлян

Природные условия Италии

Римляне основали свою цивилизацию на крупнейшем в Европе Апеннинском полуострове, который с древности называют Италией. Из всех мест на карте мира этот полуостров самый запоминающийся, так как по своей форме напоминает сапог.

Географическое положение Италии

Италию омывают сразу пять морей: Адриатическое, Средиземное, Ионическое, Лигурийское и Тирренское. В отличие от Греции, здесь мало удобных гаваней, поэтому древние римляне не связывали свою жизнь с морем. На суше от остальной Европы полуостров отделен высокими горами Альпами. Они преграждают дорогу холодным ветрам, дующим с севера. Помимо гористой местности, здесь множество плодородных долин и равнин, удобных для жизни человека.

Климат Италии теплый и мягкий. В древности здесь не было суровой зимы и засушливого лета. Итальянские долины отличались плодородными почвами, у подножия Апеннин проистекало множество рек, холмистую и гористую местность покрывали густые леса. Природа Италии снабжала жителей полуострова полезными ископаемыми: строительным камнем, медью, железом, мрамором, глиной, золотом и серебром. Но их было значительно меньше чем в Греции.

Население Древнейшей Италии

В древности Апеннинский полуостров населяли многочисленные племена: лигуры, латины, умбры, сабины и многие другие. Они пришли в Италию еще во 2 тысячелетии до нашей эры. Большая часть этих племен были родственны между собой, говорили на похожем языке, их стали называть италики.

Помимо италиков на территории полуострова проживало таинственное племя этрусков, происхождение которых историки не могут разгадать до сих пор. В последствии римский народ, произошедший от племени латинов, основал город Рим и завоевал все этрусские города. Римляне покорили не только этрусков, но и родственные италийские народы. В I веке до н.э. в результате смешения и взаимообогащения племен, римляне окончательно оформились в единый народ, с собственным языком, религией, культурой.

«Восхитительная» жизнь

Сельское хозяйство в Древнем Риме было не только необходимостью, но и идеализировалось социальной элитой как образ жизни. Цицерон считал земледелие лучшим из всех римских занятий. В своем трактате О обязанностях он заявил, что «из всех занятий, обеспечивающих прибыль, нет ничего лучше земледелия, ни одного более прибыльного, ни одного более восхитительного, ни одного более подходящего для свободного человека». Когда один из его клиентов был высмеян в суде за то, что он предпочитал сельский образ жизни, Цицерон защищал деревенскую жизнь как «учитель экономики, промышленности и справедливости» (parsimonia, diligentia, iustitia). Катон, Колумелла, Варрон и Палладий написали справочники по сельскохозяйственной практике.

В своем трактате De Agricultura («О земледелии», 2 век до н.э.) Катон писал, что на лучших фермах был виноград, а затем орошаемый сад, плантация ивы, оливковый сад, луг, зерновые земли, лесные деревья, виноградник, натренированный на деревьях, и, наконец, желудевые леса. Хотя Рим полагался на ресурсы своих многочисленных провинций, приобретенных в результате завоеваний и войн, богатые римляне освоили земли в Италии, чтобы выращивать различные культуры. «Люди, живущие в городе Риме, составляли огромный рынок для закупки продуктов питания, произведенных на итальянских фермах».

Владение землей было доминирующим фактором, отличавшим аристократию от простого человека, и чем больше земли было Роман владел, тем важнее он был бы в городе. Солдаты часто получали землю от командира, которому они служили. Хотя фермы зависели от рабского труда, на фермах нанимали свободных людей и граждан, чтобы следить за рабами и обеспечивать бесперебойную работу ферм.

3.2 Применение новейших технологий.

Технологии в 
Древнем Риме были далеки от уровня
Европы в эпоху Промышленной Революции.
Тем не менее, по меркам тех времен, у римлян
существовало огромное множество технических
нововведений. Самыми важными открытиями
римлян являлись изобретение бетона и
так называемого «римского свода».
Несмотря на то, что римские строения были
на редкость красивы, они могли выполнять
одновременно несколько полезных и важных
для города функций. В качестве примера
можно привести акведук Пон-дю-Гар, самый
большой водопровод в Европе, построенный
римлянами. Пон-дю-Гар не только обеспечивал
горожан водой для питья, купания и развлечений
у фонтанов, но и служил в качестве ирригационной
системы для сельского хозяйства, а также
обеспечивал необходимую энергию для
работы мельниц. Гидроресурсы для получения
энергии использовалась римлянами повсеместно
уже в раннюю эпоху Империи.

    Технические
новшества влияли на уровень экономического
благосостояния римлян. Естественно, в 
лучшем положении находились представители 
элиты — сенаторы и всадники, но перепадало
и простому люду. Бесплатная раздача 
пищи населению проводилась на регулярной
основе. Кроме того, римское государство
обеспечивало всех своих жителей коммунальными
услугами и даже развлечениями. 

Легенда об основании Рима

После падения Трои в Лаций приплыли троянцы с Энеем. Их принял местный царь Латин. Эней женился на дочери Латина по имени Лавиния. После смерти Латина Эней стал царем над латинами и троянцами. Сын Энея Асканий-Юл построил город Алба-Лонгу после смерти отца и стал в нем царем. Позднее здесь воцарился Нумитор, но он был свергнут старшим братом Амулием, а его дочь Рея Сильвия стала весталкой. Весталки должны были давать обет безбрачия, за нарушение которого их заживо погребали. Рея Сильвия не смогла сдержать обет и вскоре у нее от бога Марса родилось два сына-близнеца: Ромул и Рем. Тогда Амулий решил избавиться от них и приказал бросить их в Тибр, но братьям удалось спастись — волна выбросила их на берег, где их подобрала и вскормила волчица. Позже детей нашел пастух, у которого близнецы жили до совершеннолетия. Когда Ромул и Рем выросли и узнали о своем происхождении, то они наказали Амулия и восстановили в правах своего деда. Вскоре они основали новый город, который в честь старшего брата назвали Римом (Roma). Но между братьями возникла ссора, во время которой Ромул убил Рема, а город назвал своим именем.

Подобную трактовку легенды мы можем видеть у Плутарха, Дионисия Галикарнасского и Тита Ливия. В легенде нет исторического зерна. Легендарные сведения дают нам очень мало для изучения истории города. По мнению Белкина М.В., данная легенда включает в себя два пласта: с одной стороны, распространенный у многих народов миф, получивший литературную обработку, о таинственном происхождении и чудесном спасении героя, вскормленного каким-либо животным, с другой — фольклорные мотивы, объясняющие происхождение названий самого города, холмов, на которых был расположен Рим, различных праздников и обрядов. И в том и в другом случае, вероятно, действовал один герой-основатель города. Удвоение героя могло произойти тогда, когда два пласта объединились в одну легенду, но полного отождествления героев не получилось. Так возникла легенда о близнецах-Ромуле и Реме. В конце легенды один из героев должен был погибнуть — эта участь выпала Рему — так как по представлению римлян, и эпонимом, т.е. тем, кто дал свое имя городу, и носителем царской власти мог быть только один человек. Это мнение можно подтвердить при помощи археологических данных: найдено этруское надгробие V в. до н.э. с изображением волчицы кормящей одного ребенка. Хотя на известной бронзовой скульптурной группе Капитолийская волчица, которая сейчас находится в Риме в Капитолийском музее, мы можем видеть двух младенцев, но статуи Ромула и Рема были отлиты в XVI веке, предположительно мастером Антонио дель Поллайоло. Из вышесказанного мы видим, что версия о двух близнецах сложилась несколько позже. Ковалев С.И. считает, что легенда получила официальное признание в I в. н.э. в связи с желанием доказать божественное происхождение рода Юлиев, из которого вышла первая династия римских императоров. Этим объясняется роль, которую играет в легенде Асканий-Юл.

Этруское надгробие 5-ый век до н.э.

Капитолийская волчица. Lupa Capitolina. XII век. Капитолийские музеи, Рим

Вопросы и задания к документу[править | править код]

Народная культура — это явление далеко не современное. Она возникла в далеком прошлом, а в наши дни мы наблюдаем самые устойчивые ее проявления. Интерес к народной культуре сегодня неслучаен. Это связано с поиском корней нашей духовности и ментальности, а также необходимостью приобщиться в эпоху глобализации к основам народности. Именно в недрах народной культуры скрыта суть народного духа и культурной идентичности народа, которая питает коллективное самосознание и влияет на современную культуру.

Проявляется народная культура в самых разных формах и видах. Примеры народной культуры – это народные сказки, народные былины, легенды, народные игры, поговорки, народный танец, декоративно-прикладное искусство, народные поверья, традиционные обряды, народные блюда, народный костюм и многое другое. Мы с детства привыкли слушать русские народные песни, видеть исконные проявления русских народных обычаев, надевать элементы народного костюма (сарафан, рубаха-косоворотка и др.), посещать русскую крестьянскую избу. Это связано с тем, что народная культура отражает этнические особенности, т.е. культуру нации, этноса.

Проиллюстрируйте названные особенности собственными примерами известных вам произведений народной культуры.

Субъектом народной культуры может выступать одна конкретная личность, группа из нескольких людей и весь народ, принадлежащий к той или иной культуре.

Существует мнение. что в современном обществе народная культура занимает весьма скромное место, что времена фольклора прошли. Согласитесь с этой позицией или опровергните её.

На этот вопрос можно ответить и «да» и «нет». Если да, то это связано прежде всего с глобализацией, мы сталкиваемся со всевозможными другими культурами, течениями и информационное поле наполнено огромным количеством информации о самых разных направлениями, поэтому на этом фоне фольклор просто «утонул» и кажется малозаметным. Можно ответить и нет, так как количество представителей фольклора осталось практический тем же, как и в другие времена, просто не было возможности сталкиваться с другими течениями других культур, направлений.

Когда и почему ввели новую систему летоисчисления?

Система отсчета лет, которая сейчас состоит из периода до нашей эры и нашей эры, имеет религиозные корни и связана непосредственно с Иисусом Христом. Во времена первых христиан праздник Рождества стоял далеко не на первом месте, поэтому точная дата рождения Христа была никому достоверно неизвестна.

Интересно:   Почему сливочное масло желтое, если молоко белое?

Лента времени

В 323-337 годах нашей эры императором Римской империи был Константин I. Именно при нем христианство стало официальной религией государства. Так как на тот момент существовало немало ответвлений данной религии, возникало много спорных моментов.

Появилась необходимость прийти к общему мнению в плане того, когда отмечать важнейшие христианские праздники, как проводить те или иные обряды и т.п. На первом месте оказался день празднования Пасхи.

В 325 году состоялся первый всехристианский церковный съезд в г. Никея (современная Турция). Во главе собора стоял сам император. Основная цель съезда заключалась как раз в решении всех споров. Присутствующие утвердили основные догматы христианской веры, в частности – празднование Пасхи ежегодно в 1-е воскресенье после весеннего равноденствия и последующего за ним первого полнолуния.

Вместе с этим составили и Пасхалии – рассчитали, на какие дни будет припадать Пасха в последующие года. Все это непосредственно связано с темой изменения летоисчисления. В дальнейшем к теме Пасхалий возвращались неоднократно, чтобы откорректировать или дополнить таблицы.

Фреска “Первый Вселенский (Никейский) собор”

Спустя 200 лет после Никейского съезда, в 525-м году, папа римский Иоанн I решил в очередной раз заняться этим вопросом. Он поручил римскому аббату Дионисию Малому, у которого уже был подобный опыт, работу над Пасхалиями.

Дионисий с заданием справился, однако обнаружил, что в писаниях все еще используется эра Диоклетиана. Продолжать летоисчисление по данной системе, с учетом антихристианских настроев императора, сторонника язычества, было бы неразумно.

Другие методы также оказались неподходящими, поскольку требовалась исключительно христианская система. Поэтому Дионисий Малый предложил вести счет лет совершенно иначе – от даты рождения Иисуса Христа. Проблема была только в том, что ее никто не знал.

Интересно:   Можно ли китайскими или японскими иероглифами записать русское имя?

Аббат решил вычислить эту дату самостоятельно. Как именно он это сделал, неизвестно. В распоряжении Дионисия было лишь множество евангельских писаний, где, тем не менее, точных сведений тоже никто не называл. Единственная конкретная информация – воскрешение 25 марта в праздник Пасхи, воскресенье.

На основании этого Дионисий рассчитал, что Христос родился примерно в 284 году по меркам эры Диоклетиана. Именно этот год монах принял в качестве первого года жизни Христа и, соответственно, первым годом новой эры. А все, что было ранее, теперь относится к периоду до нашей эры.

Восточное полушарие в 1-й год нашей эры

Так появился новый метод летоисчисления, хотя сам Дионисий проводил расчеты только для Пасхалий. В то же время, вся Римская империя продолжала жить в своей традиционной эре. Впервые наработки монаха для нового отсчета лет были использованы в начале 8 века.

Англосаксонский богослов Беда Достопочтенный датировал различные события в своих трудах, ссылаясь именно на отсчет от Рождества Христова. В официальных документах этим летоисчислением начали пользоваться в 742 году. А уже в 9 веке оно окончательно утвердилось в документах политического и юридического типа на территории Европы.

Официальное распространение метода деления времени на нашу эру и до нашей эры произошло в 8 веке. Использовать его в своих трудах начал богослов Беда Достопочтенный, хотя изобрел счет лет от Рождества Христова монах Дионисий Малый еще в 6 веке. Он же и определил самостоятельно дату рождения Христа. В России на новое летоисчисление перешли в 1699 году после указа Петра I.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кризис и падение римской республики

Завоевав обширные территории, одержав победу над серьезными противниками, Римская республика постепенно накапливала в своих руках все большую власть и богатство, пока сама не ступила в период смут и кризиса, вызванного несколькими причинами. В результате победоносных войн Рима все больше и больше рабов вливались в страну, свободные плебеи и крестьяне не могли конкурировать с поступающей массой рабов, росло их всеобщее недовольство. Народные трибуны, братья Тиберий и Гай Гракхи попытались решить проблему, проведя реформу землепользования, которая бы с одной стороны ограничила владения богатых римлян, а излишки их земель позволяла распределить среди бедных плебеев. Однако их инициатива наткнулась на сопротивление консервативных кругов Сената, в результате Тиберий Гракх был убит политическими противниками, его брат Гай покончил жизнь самоубийством.

Братья Тиберий и Гай Гракхи.

Все это привело к началу гражданской войны в Риме, патриции и плебеи столкнулись между собой. Порядок удалось восстановить Луцию Корнелию Сулле, еще одному выдающемуся римскому полководцу, который перед тем победил войска понтийского царя Митридиада Евпатора. Для наведения порядка Сулла установил в Риме настоящую диктатуру, безжалостно расправляясь с неугодными и несогласными гражданами с помощью своих проскрипционных списков. (Проскрипция – в древнем Риме означало нахождение вне закона, гражданин, попавший в проскрипционный список Суллы, подлежал немедленному уничтожению, а его имущество конфискации, за укрывательство «гражданина вне закона» – также казнь и конфискация имущества).

По сути это был уже конец, агония Римской республики. Окончательно же ее развалил и превратил в империю молодой и амбициозный римский полководец Гай Юлий Цезарь. В молодости Цезарь едва не погиб во время террора Суллы, лишь заступничество влиятельных родственников убедило Суллу не включать Цезаря в проскрипционные списки. После ряда победоносных войн в Галии (современной Франции) и покорения галльских племен авторитет Цезаря, победителя галлов вырос образно говоря «до небес». И вот он уже вступает в схватку со своим политическим противником и некогда союзником Помпеем, преданные ему войска переходят Рубикон (небольшую речку в Италии) и идут на Рим. «Жребий брошен», легендарная фраза Цезаря, означавшая его намерение захватить власть в Риме. Так пала Римская республика, и началась Римская империя.

Христианство в Римской империи

На первых порах римляне считали христиан одной из многочисленных еврейских сект, но когда новая религия стала набирать все большую популярность, а сами христиане появились и в самом Риме, это несколько озаботило римских императоров. Особенно возмущал римлян (в особенности римскую знать) категорический отказ христиан воздавать божественные почести императору, что согласно христианскому учению являлось идолопоклонством.

В результате уже упомянутый нами римский император Нерон помимо своей страсти к актерскому искусству приобрел еще одну страсть – к преследованию христиан и кормлению ими голодных львов на арене Колизея. Формальным поводом к преследованию носителей новой веры стал грандиозный пожар в Риме, который будто бы устроили христиане (на самом же деле пожар, скорее всего, был устроен по приказу самого Нерона).

Впоследствии периоды гонений на христиан сменялись периодами относительного спокойствия, некоторые римские императоры относились к христианам вполне благосклонно. Например, император Александр Север симпатизировал христианам, и некоторые историки даже подозревают, что он был тайным христианином, правда во времена его правления Римская империя еще не была готова стать христианской.

Последнее великое гонение на христиан в римском государстве произошли в эпоху правления императора Диоклетиана, причем что интересно – впервые годы своего правления он относился к христианам вполне терпимо, более того, даже некоторые близкие родственники самого императора приняли христианство и священники уже подумывали об обращение в христианство и самого императора. Но вдруг императора будто подменили, и в христианах он увидел своих злейших врагов. По всей империи христиан предписывалось преследовать, через пытки принуждать к отречению, в случае отказа убивать. Что послужило причиной такой резкой перемены и столь внезапной ненависти императора к христианам, к сожалению, не известно.

Самая темная ночь перед расцветом, так стало и с христианами, самое жесткое гонение императора Диоклетиана стало также и последним, впоследствии на троне воцарился император Константин, не только отменил все гонения на христиан, но и сделал христианство новой государственной религией Римской империи.

Как считали время в древности.

Первобытные земледельцы знали, что через равные промежутки времени наступает весна, а за ней — лето. Они считали, сколько проходит времени от одного сбора урожая до другого, от одного лета до другого лета. Это был год. Древние славяне называли одинаково и лето, и год. Следы такого счёта времени даже сохраняются в нашем языке. Мы говорим «мне одиннадцать лет», а не «одиннадцать зим».

С ежегодными изменениями в природе древние земледельцы связывали и свои праздники. Один праздник был весной — земледельцы отмечали весеннее пробуждение природы. Сейчас этому древнему празднику соответствует у верующих пасха. Другой праздник был зимой — тогда, когда начинает увеличиваться день, — земледельцы праздновали рождение Солнца. Верующие называют этот праздник рождеством.

С появлением у людей письменности они стали записывать, в какие годы происходили различные события

Они считали, сколько прошло лет от какого-нибудь особенно важного события, например от основания главного города. В разных странах вели счёт от разных событий

Это было очень неудобно.

Искусство Древнего Рима

Скульптурный портрет и мозаика

Свой расцвет римское искусство пережило в 1−2 веках н. э. Два его важнейших проявления — скульптурный портрет и мозаика. Скульптурный портрет менялся в разные периоды. Во времена Августа и его преемников скульпторы уделяли меньше внимания индивидуальным чертам человека. Материалом служили мрамор и бронза.

Во времена Флавиев скульптурный портрет изменился. Теперь мастера уделяли больше внимания индивидуальным чертам лица человека, не маскируя его недостатков.

Основными заказчиками скульптурных портретов были члены императорского дома. Кроме них портреты заказывали и частные лица — полководцы, ростовщики, разбогатевшие вольноотпущенники. У портретов из мрамора зрачки, губы и предположительно волосы раскрашивались. В зрачки статуй из бронзы помещались драгоценные камни.

Активнее, чем раньше создавались портреты женщин. Благодаря этому сохранились изображения представительниц императорского рода, а также знатных римлянок.

Портрет неизвестной римлянки. 80−90-е гг. (Wikimedia.Commons)

Особую роль в женском портрете имели причёска и пластический декор, которые должны были подчеркнуть красоту изображённой женщины. Первоначально женский портрет также был идеализированным. Затем, при Флавиях, скульпторы придерживались принципов реализма. Так, знаменитый ватиканский портрет пожилой женщины не маскирует признаков старости — отёчность, редеющие волосы, морщины.

Вторым видом искусства, в котором римляне превзошли греков, была мозаика. Она составлялась из обработанных камней или цветных стёкол. Размер кубика был всего сантиметр. Мозаики помещали на полу и стенах общественных зданий и частных домов. Композиция включала идущий по краям орнамент и эмблему.

Эмблема — центральная фигурная композиция мозаики, окружённая орнаментом

Сюжеты мозаик:

  • натюрморты;

  • бытовые сцены;

  • другие страны;

  • мифология.

Среди мозаик есть знаменитая Злитенская (2-й век н. э.), изображающая гладиаторов, а также Гладиаторская (4-й век н. э.) из Виллы Боргезе.

Театральные маски. Римская мозаика. (Wikimedia.Commons)

Знаменитая мозаика, посвященная битве при Иссе, с убегающим Дарием и идущим в атаку Александром, украшала пол богатого жителя города Помпеи. Она была создана на основе картины одного из греческих мастеров.

Древнеримская архитектура

В период империи архитектура отличается монументальными постройками и инновациями. Мастера активно использовали для украшения стен цветной мрамор.

Октавиан Август ещё жил в частном доме. Но его преемники уже строили для себя дворцы в пределах Рима и за городом. Они отличались усложнением планов, наличием нескольких этажей, обилием декора.

Кроме дворцов строились величественные общественные здания. Например, перестроенный большой цирк позволял вмещать более 300 тыс. зрителей. Созданные в 210-е годы термы Каракаллы позже стали считаться одним из чудес Древнего Рима.

Здания содержали скульптурный декор и рельефы, основной которого могли быть сюжеты из греческой мифологии, собственной истории Рима или же просто растительные узоры.

Остатки большого цирка в Риме. (Wikimedia.Commons)

Большинство простых жителей Рима и некоторых городов Италии должны были ютиться в многоэтажных инсулах. Этот тип постройки появляется в эпоху Поздней Республики. В 1-м веке н. э. отмечают усложнение планов жилых домов. Инсула не обязательно была жильём бедняков — люди побогаче могли позволить себе благоустроенные квартиры.

Произведения римского искусства поражают воображение. Хотя история Древнего Рима подошла к концу, многие из его достижений сохранились и стали одной из основ европейской культуры Нового времени, а затем и России.

Как считать века нашей и до нашей эры? Как ведётся счёт лет нашей эры и до нашей эры?

Существует простой способ определить век нашей или до нашей эры, зная дату. Например, если это 1961 год, то убираем две последние цифры — остается 19 — и прибавляем единичку. Получается 20, т.е. 1961 год — это 20 век (или XX в римской записи). Если это 525 год, то снова убираем две последние цифры и прибавляем единичку

Значит это 6 (VI) век — и неважно, в какую сторону — до нашей или нашей эры

А если это 70 год нашей/до нашей эры? Ведь если убрать две цифры, то ничего не остается! Все так же — раз ничего не осталось, то считаем, что у нас ноль — к нему и прибавляем единичку. Таким образом получается, что все года до 99 года нашей или до нашей эры — это 1 (I) век нашей или до нашей эры (или от/до Рождества Христова). 100 год — это уже 2 век — или II век римскими цифрами.

А как ведется счет лет нашей эры и до нашей эры? Например, если сейчас 2017 год, а древняя Римская республика была основана в 509 году до нашей эры, значит от этого события до наших дней прошло 2526 лет (2017 + 509 = 2526).

Счет в рамках нашей эры ведется, наоборот, т.е. даты вычитаются — например если событие, ну, допустим, Бородинская битва, произошло в 1812 году, а сейчас 2018 — то 2018-1812 = 206. Т.е. в 2018 году отмечается 206-летие Бородинской битвы.

И в завершение: возможно, вам будет интересно узнать, как и почему века и тысячелетия пишутся римскими цифрами.

Общее представление об экономике Древнего Рима

Древний Рим был одним из главных государственных образований человечества эпохи Древности. Рим был основан 21 апреля 753 года до нашей эры. С того времени и до 509 года до н. э. существовало Римское царство. Вслед за этим и до 27 года до н. э. Рим имел государственно-политический строй в форме республики. После ее падения наступила эпоха Римской империи, которая закончилась в 476 году н. э. с падением Западной Римской империи.

Материальной основой существования и развития Древнего Рима, жизни народов, населяющих его земли, была экономика. Она опиралась, прежде всего, на систему отношений, построенных на основе рабовладения. А основными отраслями экономики Древнего Рима были:

  • сельское хозяйство;
  • скотоводство;
  • торговля;
  • финансы;
  • добыча металлов;
  • ремесленничество.

Экономическому развитию Древнего Рима на первых порах способствовали благоприятные географические и природно-климатические условия. В частности, Апеннинский полуостров отличался множеством плодородных земель и лугов. Кроме того, будущее экономическое могущество Рима обеспечивалось за счет завоеваний по итогам многочисленных войн.

Во времена Римского царства население преимущественно состояло из родов и племен. Поэтому собственность на землю в основном была коллективной (она принадлежала родственным общинам).

С традициями родовых отношений в Древнем Риме было порвано после проведения реформ царя Сервия Туллия (годы правления: с 578 до 535 гг. до н. э.). Им было инициировано проведение цензовой реформы. Она заключалась в замене родовых племен на территориальные. В результате все римское население было подразделено на пять разрядов по имущественному признаку, основу которого составлял земельный надел.

Сельское хозяйство в Древнем Риме носило преимущественно натуральный характер. В основном выращивали такие культуры, как пшеница, ячмень, бобы, горох, оливки. Сильно были развиты виноградарство и скотоводство. В развитии сельского хозяйства решающую роль играл труд рабов. Богатые римляне в основном приобретали землю, что считалось выгодным, престижным, почетным, а также давало политическое влияние.

Римляне занимались практически всеми видами ремесленной деятельности по обработке металла, камня, кожи, шерсти и т. д. Чаще всего в Риме встречалось гончарное ремесло, ткачество, производство керамики. Основой для развития ремесла было наличие большого числа полезных ископаемых (например, глина, строительный камень, железо, бронза, железная руда, медь). Ремеслами занимались в основном свободные мастера.

Значительное место в экономике Древнего Рима занимало строительство дорог, водопроводов, терм, акведуков, общественных зданий и т. п. А поскольку товарность производства возрастала, быстрое развитие демонстрировала сфера торговли (как внутренней, так и внешней). Ее центром был Рим.

Практика ведения сельского хозяйства

Полевого музея в Чикаго

В V веке до нашей эры фермы в Риме были небольшими и принадлежали семье. Однако греки этого периода начали использовать севооборот и имели большие поместья. Контакты Рима с Карфагеном, Грецией и эллинистическим Востоком в 3-м и 2-м веках улучшили сельскохозяйственные методы Рима. Римское сельское хозяйство достигло своего пика производительности и эффективности в период поздней республики и начала империи.

Размеры ферм в Риме можно разделить на три категории. Небольшие хозяйства были от 18–108 югера. (Один iugerum был равен примерно 0,65 акра или четверти гектара). Средние фермы были от 80–500 югеров. Крупные поместья (так называемые латифундии ) составляли более 500 югеров.

В конце республиканской эпохи число латифундий увеличивалось. Состоятельные римляне покупали землю у крестьян-фермеров, которые больше не могли зарабатывать на жизнь. Начиная с 200 г. до н.э., Пунические войны вызвали крестьян-фермеров воевать на более длительные периоды времени. Теперь это оспаривается; некоторые ученые теперь полагают, что крупномасштабное сельское хозяйство не доминировало в сельском хозяйстве Италии до I века до нашей эры.

Коровы давали молоко, а волы и мулы выполняли тяжелую работу на ферме. Овцы и козы занимались производством сыра и ценились за их шкуры. Лошади не использовались широко в сельском хозяйстве, их выращивали богатые для скачек или войны. Производство сахара было сосредоточено на пчеловодстве, и некоторые римляне выращивали улиток как предмет роскоши.

У римлян было четыре системы управления фермой: непосредственная работа хозяина и его семьи; арендное хозяйство или издольство, при котором владелец и арендатор делят продукцию фермы; принудительный труд рабов, принадлежавший аристократам и контролируемый рабовладельцами; и другие договоренности, при которых ферма сдавалась в аренду арендатору.

Катон Старший (также известный как «Катон Цензор») был политиком и государственным деятелем в середине и поздней Римской республике и описал свое видение ферма 100 югера в агрокультуре. Он утверждал, что на такой ферме должны быть «бригадир, жена бригадира, десять рабочих, один погонщик, один погонщик ослов, один человек, отвечающий за ивовую рощу, один свинопас, всего шестнадцать человек; два вола, два осла для повозки. работа, один осел для мельничной работы «. Он также сказал, что такая ферма должна иметь «три полностью оборудованных пресса, емкости для хранения, в которых можно хранить пять винтажей, составляющих восемьсот каллеев, двадцать емкостей для хранения отходов от прессов для вина, двадцать — для зерна, отдельные крышки для банок, шесть покрытые волокном половина амфор, четыре покрытые волокном амфоры, две воронки, три сетчатых фильтра, три фильтра для окунания цветка, десять банок для винного сока..

«Это Важно отметить, что описание Катона не указывает на большинство ферм начала 2 века до нашей эры. Сельское хозяйство — это политический документ, призванный продемонстрировать характер Катона, а также практическое руководство

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕМ РИМЕ.

Успехи Древнего Рима в умножении материального богатства основывались на рабском труде. Главной сферой применения рабского труда в Древнем Риме было земледелие, что и наложило отпечаток на характер экономической мысли, которая в основном решала аграрные проблемы.

Для римских патрициев занятия коммерцией, ремеслом, производством, кроме занятий, связанных с землей, земледелием, считались делом недостойным

Основное внимание привлекали вопросы практики хозяйственной деятельности, организации управления земельной латифундией

Катон. В III в. до н. э. возвысилось Римское государство, в котором наряду с крупными латифундиями существовали рабовладельческие хозяйства, тесно связанные с рынком. Защитником последних выступал Катон. Основной его труд – «Земледелие» . Катон – военачальник, квестор, консул в Испании, талантливый оратор и наблюдательный историк; он досконально знал сельское хозяйство.

Взгляды Катона: 1)из всех видов хозяйственной деятельности выше всего ставил занятие, связанное с сельским хозяйством;

2) рассматривал прибыль как избыток над стоимо-стью, которую он ошибочно сводил к издержкам производства;

3) был против применения наемного труда, он стремился обеспечить доход за счет рабов и уделял много внимания организации их труда;

4) требовал предельной загрузки и регламентации рабочего дня рабов. Опасаясь согласия в их среде, Катон требовал поддерживать между ними ссоры и изнурять их трудом.

» Однако рабский труд в земледелии был малопроизводителен, и Катон выступил впоследствии за пастбищное хозяйство, а затем стал оправдывать торговлю и ростовщичество.

Гракхи (Тиберий и Гай). Во вв. до н. э. в Римском государстве начал развиваться экономический и политический кризис. Попытку приостановить его предприняли братья Гракхи, выдвинувшие проект аграрной реформы.

Они требовали:

1) ограничить крупное землевладение;

2) упрочить положение разорявшихся крестьян.

Но в своей борьбе против крупных рабовладельцев Гракхи погибли.

Варрон. Укрепить латифундии стремился Варрон – ученый, агроном, археолог и историк. Учитывая рост товарного сельского хозяйства, Варрон поставил своей задачей обосновать получение в стране устойчивых урожаев и доказывал необходимость союза между земледелием и животноводством.

Варрон высказывался за максимальную эксплуатацию рабов (основной его труд – трактат «О сельском хозяйстве»).

Колумелла. В связи с усилением кризиса рабовладельческих латифундий возникает критика жестокого обращения с рабами.

Взгляды Колумеллы: 1)указывал на отсутствие разумной твердости к рабам;

2) высказывал необходимость стремления к ведению интенсивного хозяйства путем использования научных достижений своего времени;

3) призывал производить товары для рынка, а не довольствоваться потреблением товаров, произведенных в собственном хозяйстве;

4) отстаивал необходимость повышения производительности труда рабов и разделения труда между ними.

Заключение

В Древней Греции и Древнем Риме сначала было патриархальное рабство, но с развитием производства, земледелия, товарно-денежных отношений оно уступило место так называемому классическому рабству, для которого характерна высокая степень эксплуатации рабов., стремление получить от своего труда максимальную пользу. В отличие от патриархальных рабов, для которых признавались определенные права человеческой личности, рабы классического типа были лишены всех прав, считались живым орудием труда. 

В древнем обществе основой производства был рабский труд. Другой характерной чертой античной экономики является наличие полисной собственности на землю, которая представляла собой некое сочетание коммунальной и частной собственности.   

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: