Храмы и святыни
Римские храмы были одними из самых разнообразных архитектурных сооружений древней эпохи и основывались на этрусской модели. Римские храмы были уникальными, но на них оказали огромное влияние греки и этруски. Храмы, как правило, подчеркивали фасадную часть, имея высокие подиумы со ступенями. Храмы также имели глубокие колоннадные портики перед целлой или внутренним помещением. Большинство храмов были построены из бетона и кирпича, но позже они были отделаны дорогим камнем и мрамором. У римлян были отдельные храмы для каждого бога, но если в одном храме приходилось поклоняться нескольким богам, у каждого из богов была своя собственная икона и целла.
Типы священства
Римские духовенства были очень многочисленны и разнообразны и не были связаны друг с другом иерархическими связями, чтобы составлять единое целое. Есть три типа
- В отдельном Духовенстве : эти священники, индивидуально взимаемое с отбыванием почитания определенных божеств, как правило, носили титул flamines . Термин sacerdos или sacerdotes, однако, использовался для официального обозначения священников, принадлежащих к различным культам, если не чисто римского происхождения, по крайней мере, рано принятым Римом: так мы встречаем священников Альбани, Кабенсес, Каениненсес, Ланувини, Лаурентеса Лавинатеса, Лаурентини, Suciniani, Tasculani . В женском, она была использована для обозначения некоторых жриц культов, принадлежащих к Ritus graecus, такие, как publicae Cereris Romani Quiritium Populi Духовенство, в священствах Bonae DEAE, в вирусных священствах Matris Деум Magnae XV . Есть sacerdotes среднего ранга, такие как bidental sacerdotes, Сакердос virginum Vestalium, sacerdotes Sacrae Urbisi .
- В содалитах : эти братства, посвященные определенная культю, он более точно сохранили примитивный тип родовых объединений. Официальные содалиты были те из Luperci, в Arvales Brothers, в Saliens, в Titii ; позже, при Империи, была создана содальная, члены которой носили титул Августейских содалов, чтобы увековечить культ народа Джулии .
- в колледжи, созданные государством, чтобы исправить религиозные традиции и руководство органа государственной власти при исполнении обязанностей государства по отношению к богам. Они были скорее столпами богословов, чем настоящими религиозными братствами. Священнические коллегии римского государства были следующие: понтификов, авгуров, фети, децемвиров, затем киндецемвиров, эпулонов .
Мы можем, подобно Джону Шейду, различать два типа священников: некоторые из них представляют собой разновидности воплощений божественности — самый прекрасный пример — это главные фламины ; другие, более многочисленные, такие как понтификы и авгуры, вмешиваются в обряды и в религиозную легитимацию публичных действий. Джон Шейд называет первых «статуями священников», а вторых — «мастерами священного».
Священнические братства
Помимо отдельных священников и колледжей, существовали культовые ассоциации. Так называемые sodales или содалиты были священнической ассоциации, которые в основном были организованы как кооперативы. Они культивировали старые культы и обряды, за которые государственные священники не несли ответственности и которые часто казались непонятными даже современникам. В эпоху империи Августейлы, приверженные имперскому культу, возникли как новые культовые ассоциации . Существовали и такие культовые объединения за пределами столицы, на которые не распространялись государственные ограничения.
Fetials
→ Основная статья: фетиалы
Fetiales (fetiales) несли ответственность за религиозные церемонии, связанные с внешними отношениями Рима, в частности за договоры и объявления войны. В ходе республики они потеряли свое значение.
Салье
→ Основная статья: Салье
Они исполняли танцы в полном бунтарском снаряжении в замороженных культовых актах, значение которых уже не было полностью понято даже в древности. В этом контексте стоит Salierlied, одно из старейших свидетельств древнего Рима. Они исполняли танцы для богов войны. Даже в имперскую эпоху патрицианский секс был обязательным условием приема в группу.
Fratres Arvales
→ Основная статья: Fratres arvales
Они провели церемониальные обходы в честь Деа Диа и Марса, как предполагает их культовая песня carmen arvale . В имперскую эпоху существовала сильная близость к имперскому культу .
Sodales titii
→ Основная статья: Sodales titii
Священство Содалов Титиев якобы восходит к Титу Татиусу, который основал его для культивирования сабинских культов. Его возобновил Август, который сам стал его членом.
Luperci
→ Основная статья: Луперси
Луперси сыграли особую роль на фестивале Луперкалии 15 февраля. Они состояли из двух колледжей, фабиани и квинтиани, в каждом по 12 человек. Имена указывают на изначально языческие культы, о которых заботились патрицианские семьи Фабье и Квинктье. Они приносили в жертву козлов и собак в Луперкалии, мазали себя кровью принесенных в жертву животных, а затем танцевали полуголыми вокруг Палатинского холма. Марк Антоний основал третий колледж, juliani, в честь Цезаря . Значение танца и ритуала остается неясным. Вероятно, изначально это был обряд в честь Марса, символом которого был волк и чье благосклонность нужно было купить, чтобы защитить стада от волков.
Жрецы. Древний Рим
Древний Рим
Римские жрецы избирались через жреческие коллегии, которых было несколько: понтифики, фециалы, фламины, луперки, салии, арвалы, авгуры, весталки и др.
Понтифики следили за календарем, астрологией (благоприятные и неблагоприятные дни), праздниками, религией и др. Фициалы являлись послами римской общины в ее сношениях с соседями, они объявляли войну и заключали мир, хранили договоры с другими общинами и т. д. Авгуры были гадателями, они должны были давать сведения о благоприятных или неблагопрятных знамениях. «Весталки» — жрицы, которым вменялось поддерживать неугасимый огонь в храме Весты. «Фламины» — это жрецы, служившие отдельным богам (Юпитеру, Марсу и т. д.). «Сами» отвечали за образность в культе Марса и Квирина. «Арвалы» ведали образностью в культе земледельческих богов. «Луперки» — жрецы скотьего бога Фавна.
Жреческие должности были пожизненными и иногда совмещались с другими светскими должностями, например, Юлий Цезарь в 37 лет был избран верховным понтификом.
Сильно распространенной была та часть римской трансовой культуры, которая была связана с гаданиями и предсказываниями! Гадали по полету птиц («ауспиции»), по тому как куры клевали) зерно, по виду молнии, по внутренностям жертвенного животного («гаруспиции»), по различным небесным знамениям.
Древний Рим
С начала времен люди пытаются найти себя. За шесть веков до нашей эры древнегреческий мыслитель Фалес из Милета сказал: Я знаю, как трезвонят завирухи, Я знаю летопись далеких лет, Я знаю, что они бывают глухи,
Я знаю, кто работает, кто нет,
Я знаю — проведут тебя простухи, Я знаю , как на мед садятся, мухи, |
|
Крещение
Среди православных таинств и обрядов очень популярно крещение. Даже светские люди хотят покрестить детей. Ребенка можно крестить после того, как пройдет сорок дней от рождения. Чтобы провести обряд, достаточно присутствия крестных родителей. Как правило, их выбирают из самых близких людей. Крестных нужно выбирать очень внимательно, ведь они обязаны духовно воспитывать крестника и поддерживать его по жизни. Сейчас правила не настолько суровы, если раньше нельзя было матери присутствовать на крещении, то теперь это правило действует лишь на сорок дней от рождения ребенка.
Во время крещения ребенок должен быть одет в новую крестильную рубашку и находиться на руках одного из крестных. Последние во время обряда молятся и крестятся вместе со священником. Божий слуга три раза проносит малыша вокруг купели, а также трижды окунает его в купель. Во время крещения срезается прядь волос с головы дитя, которая символизирует покорность Богу. Мальчиков под конец обряда заносят за алтарь, а вот девочек прислоняют к лику Богородицы.
В народе считается, что если человек прошел обряд крещения, то ему во всех начинаниях будет обеспечена помощь Бога. Спаситель убережет от грехов и бед, а также даст второе рождение.
Особенности культуры Древнего Рима
Важной особенностью культуры Древнего Рима является то, что она складывалась из других культур. В неё вошли этрусские, греческие и римские традиции и черты, свойственные культуре народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой ступени развития
Как и греки, римляне не мыслили жизнь вне гражданской общины, служить которой – долг и благо, вне свободы и независимости, вне связи с богами и полубогами. Не имея своей развитой мифологии, римляне почти полностью переняли ее у греков, назвав богов своими именами: Зевса — Юпитером, Афродиту — Венерой, Ареса — Марсом, Диониса — Вакхом и т.д. При этом религия была тесно связана как в дохристианском Риме, так и после провозглашения христианства основной религией.
Некоторые особенности древнеримской культуры
Другой особенностью был практический характер древнеримской культуры. Он прослеживается во всём – в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразности порядка, скрупулезности римского права (тесно связанного с религией), учитывавшего все жизненные явления, тяготении к точным историческим фактам. Научные и философские идеи, литература и искусство — все переосмысливалось с точки зрения «Рим – центр Мира». Безусловной заслугой древнеримской культуры явилось стремление установить приоритет закона над властью. Только в Риме возникла целостная система государственности и законности – знаменитое римское право. Древнеримская культура отличалась большей прагматичностью и целесообразностью по сравнению с древнегреческой.
Елеопомазание
Чтобы стало понятнее, о чем речь, давайте рассмотрим самые популярные обряды. Тот, кто хоть раз бывал в церкви на утренней службе в церкви, видел его или даже участвовал в этом обряде. Священник во время обряда делает крестообразные движения на лбу верующего елеем (освященным маслом). Называется это действие елеопомазанием. Он означает Божью милость, которая изливается на человека. Некоторые православные праздники и обряды к нам пришли еще с ветхозаветных времени и елеопомазание относится к одним из них. Еще Моисей завещал совершать помазание маслом Аарона и его потомков, служителей Иерусалимского храма. В Новом Завете апостол Иаков в соборном послании упоминает исцеляющее действие елея и говорит, что этот обряд очень важен.
Похожие термины:
-
комплекс религиозно-мифологических верований, сложившихся у автохтонных обитателей какой-либо территории в результате адаптации вероучительных представлений официально принятой религии к этн
-
квазирелигриозная лояльность, объединяющая индивидов в светском по своей сути обществе.
-
religion and politics), отношения между духовной и светской властью и распространение религ. принципов или убеждений на полит. жизнь. Эти отношения часто приводили к конфликтам. Вера признается осн. источни
-
В условиях новых законов о свободе совести меняются отношения между государственным телевидением и религиозными организациями. Телевидение должно предоставлять одинаковые возможности для изло
-
(англ. public religion) — проявление религиозности индивидов и групп в мотивах и действиях их повседневной жизни и общественных отношений. Понятие П. р. не имеет единого толкования, употребляется преимуще
-
по Т. Лукману, религия не должна трактоваться узко, как поведение по отправлению церковных обрядов, она латентно (невидимо) создает значения, которые объективируются в культуре, воспроизводя тем с
-
религия, возникшая у какого-либо народа в историческом прошлом и исповедуемая из поколения в поколение до настоящего времени на основной территории проживания этого народа, являясь для него наиб
-
Природна релігія. Natural religion Согласно Л. Фейербаху (L. Feuerbach) – обожествление природы, сопровождаемое чувством зависимости от нее. Говорить о Е. р. исследователям дает основание факт общения людей с я
-
вероисповедание, наделенное привилегированным положением в каком-либо государстве согласно его основным законодательным актам (указам правителей, конституции и т. п.) и имеющее значение официал
-
религия, не имеющая длительного существования в историческом прошлом какого-либо народа и исповедуемая ограниченными группами населения на основной территории проживания этого народа. Нетрадиц
-
(religion, sociologie de la). Согласно классическому определению Эмиля Дюркгейма, религия является «целостной системой верований и практик, относящихся к сакральным вещам, т. е. обособленным, запретным; веров
-
African new religions). Подсчитано, что с 1930-х гг. в Африке, к Ю. от Сахары, возникло до 7 тыс. новых религ. движений, объединивших ок. 32 млн. приверженцев. Большинство из них сочетают элементы африканской традици
-
African traditional religions). Тесно связаны с опред. этнич. группами, более 700 из к-рых проживают к Ю. от Сахары. Хотя их религ. верования отличаются друг от друга в отношении тотемов и культов, существуют и нек-ры
-
Концепция религии венчает развитие Дюркгеймовской идеи коллективного сознания как «высшей формы психической жизни» или «сознания общества». Идея сверхъестественного и идея бога не являются обяз
-
ethical religions). Религии, основанные на этическом обращении “великого учителя” (подобно Будде или Конфуцию), а не на вере в сверхъестественные силы.
-
англ. philosophy of religion; нем. Religionsphilosophie. 1. В широком смысле — совокупность философских установок по отношению к религии, концептуализации ее природы и функций, а также философских обоснований существов
-
JAPANESE RELIGIONS) См.: Мировые религии.
-
перевод религии на положение частного дела граждан. П. р. состоит в превращении религиозного поведения из обязанности перед организациями религиозными и поддерживающими их властями в вопрос внут
-
возникли в первобытном об-ве. К их числу относят магию, фетишизм, тотемизм, анимизм. Магия представляет собой совокупность верований и специфич. (колдовских) обрядов, с помощью к-рых первобытные люд
-
func-tional(ist) theory of religion) — теоретические оценки религии, объясняющие ее происхождение, а также сохранение с точки зрения ее вклада в общество (см. также Функция; Функционалистское объяснение). Самая вл
Религиозные обряды в мире
В наше время люди продолжают выполнять религиозные обряды для того, чтобы получить защиту высших сил. Не все понимают, что они проводят некоторый ритуал. Некоторые действия изменились и упростились, но есть и то, что осталось неизменным. Как уже говорилось, люди с давних времен крестятся и считают, что это действие их приближает к богу и защищает от злых сил. Есть и многие другие действия, которые до сих пор практикуются.
Женщина в церкви
Современное общество гуманное, поэтому некоторые ритуалы уже давно не практикуются. Например, речь идет о жертвоприношениях, которые практиковались в много столетий назад. Сейчас остались те действия, которые не осуждаются обществом. Рекомендуется подробнее изучить обряды, которые практикуются по сей день.
История и структура коллегии авгуров
Авгуры в Древнем Риме – особые жрецы, обязанностью которых было получать и толковать божественные знамения касательно успеха или неудачи серьезных государственных дел. Время возникновения коллегии авгуров является легендарным – его относят еще ко временам Ромула. По сведениям Тита Ливия, четкую организацию коллегия авгуров получила при царе Нуме Помпилии.
Должность авгура считалась государственной, почетной и пожизненной. Численный состав коллегии неоднократно изменялся. Считается, что изначально авгуров было двое, затем (вероятно, при Нуме Помпилии) их стало четверо – все из числа патрициев. В 300 году до н.э. авгуров стало девять, причем пятеро из них в обязательном порядке выдвигались из числа плебеев. Сулла довел численность коллегии до 15, а Гай Юлий Цезарь – до 16 человек.
Изначально авгуры назначались царем; после установления республики они сами подыскивали подходящих кандидатов для пополнения своих рядов. С 154 года до н.э. коллегия могла только предлагать кандидатуры (три на 1 место), окончательный выбор из которых делал народ (закон трибуна Домиция Агенобарба). В имперский период авгуры назначались императорами.
Внешними атрибутами авгуров были изогнутый жезл и трабея (короткий этрусский плащ с пурпурными полосами). Их влияние постепенно уступало влиянию коллегии понтификов (то есть жрецов, осуществлявших общий надзор за соблюдением религиозных норм в Риме). В последние годы республики их роль уже была почти формальной. Окончательно авгуры исчезли после распространения христианства.
Виды обрядов
Каждый верующий знает, что церковные обряды делятся на несколько категорий:
- Богослужебные обряды. Они входят в обычный порядок церковной литургической жизни. Сюда относится вынос святой плащаницы во время Великой пятницы, освещение хлебного кваса (артоса) во время Пасхальной седмицы, круглогодичное освещение воды, церковный обряд помазания елеем, который совершается на утрене, и прочие.
- Житейские обряды. Эти православные обряды применяются во время освещения жилища, разных продуктов типа саженцев и семян. Они также применяются для освящения благих начинаний вроде путешествия, начала поста или строительства дома. Кстати, в эту категорию входят обряды по усопшему, кои включают очень много обрядово-ритуальных действий.
- Символические обряды. Сюда относятся православные религиозные обряды, которые выражают определенные идеи, и являются символом единения Бога и человека. Ярким примером является крестное знамение. Что это? Так называется православные религиозный обряд, который символизирует память о страданиях, перенесенных Спасителем, он же служит хорошей охраной от действия демонических сил.
Соборование
Православные праздники и обряды часто путают между собой, так случилось и с таинством соборования. Мало того, что эти понятия путают между собой, так в заблуждение еще вводятся люди тем, что в обоих случаях используется елей. Разница в том, что во время соборования призывается Божья благодать, а вот во втором обряд имеет только символический характер.
Кстати, таинство соборования всегда считалось наиболее сложным действием, ведь совершать его должны по церковным канонам семь священников. Только в крайних случаях допускается ситуация, когда таинство совершает один иерей. Помазание делается семь раз, во время них читаются отрывки из Евангелия. В частности, звучат главы из Послания апостолов и особые молитвы, которые предназначены именно для этого случая. А вот обряд миропомазания заключается лишь в том, что священник благословляет и наносит крест на лоб верующего человека.
Республика: Сенат, комиции и еще сотни органов власти
Главное — не допустить возвращения монархии. Разберемся в принципах древнеримской республики и выясним, кто ею управлял.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Петр Мазаев
Историк, культурный антрополог, педагог, глава направления гуманитарных наук школы Le Sallay International Academy
В 510 году до нашей эры появляется Римская республика.
Республика (res publica — общее дело) — форма правления, в которой люди совместно решают, что является для них приоритетом.
️ Главная задача Римской республики — не допустить возрождения монархии.
Царскую власть олицетворяли два символа
️корона
️фасции (секира, обернутая прутьями)
Пользование этими предметами, а также попытки захватить единоличную власть жестоко карались. Именно поэтому спустя несколько веков был убит Цезарь, который явно показывал свою готовность к царской власти.
Обвинение в претензии на царскую власть было настолько серьезным, что часто использовалось в политической борьбе и иногда даже доводило до убийства. Очень популярных политиков также подозревали в стремлении к царской власти и убивали.
️ Поэтому вся государственная структура республики была направлена на предотвращение любых попыток захватить власть.
Государственное устройство республики можно описать как систему сдержек и противовесов, причем намного более сложную, чем аналогичные современные системы, например, в США.
У каждого из участников политического процесса был дублер, который мог в любой момент занять его должность.
Все органы надзирали друг за другом, причем надзирающий орган не имел исполнительной власти и мог только накладывать запреты.
Поэтому государственный аппарат Рима отличался невероятной бюрократической сложностью.
В основе государственной системы — магистраты, выборные должности. Они были очень почетными, но, в отличие от Греции, не оплачивались.
Во главе государства находился Сенат — главный орган, занимавшийся финансами, вопросами войны и мира и распределением земель. Члены Сената часто избирались из бывших магистратов, как патрициев, так и плебеев.
Во главе исполнительной власти — два консула (один контролировал другого), которых избирали на год. Они возглавляли войска и осуществляли общее управление Римом.
У консулов были помощники — преторы.
Помощники преторов — квесторы, они занимались делами города.
Также существовали цензоры, которые распределяли людей по группам и классам.
️ Отдельно стояли жрецы и Верховный жрец.
Казалось бы, всех этих должностей достаточно для управления государством, но в Риме также существовала сложная система народных собраний.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Римская система предполагала активное участие граждан в политической борьбе.
Поэтому в Римской республике было три народных собрания.
️ Куриантые комиции. Занимались религиозными вопросами, в составе — только патриции.
️ Центуриатные комиции. Занимались вопросами войны, в составе — патриции и плебеи.
Трибунатные комиции. Народное собрание плебеев, на которых избирали трибунов — представителей народа, которые могли участвовать в заседаниях Сената и любых комиций и магистратов.
У трибунов было право вето, то есть они могли запретить любое действие. Но в Риме можно было ветировать вето, поэтому трибунов всегда было четное количество, чтобы один мог ветировать другого.
Вся политическая история республики — это история борьбы плебеев за свои права.
Вопросы, которые пытались решить плебеи
️ Долговое рабство
️ Отсутствие записанных законов
️ Недопущение к различным должностям
️ Возможность пользоваться ager publicus — общей землей
️ Главный метод политической борьбы плебеев: во время начала войны они уходили из города и садились на священный холм Авентин. Так как они составляли большую часть римской армии, патрициям приходилось с ними договариваться.
Таким образом, в течение 5–4 веков до нашей эры плебеи добились
Снижения процентной ставки по долгам.
Возможности быть квесторами, а затем и преторами, цензорами и даже консулами.
Доступа к общей земле и выделения отдельных кусков земли.
Коллегия из 10 мужей записала все законы Рима, которые были вывешены по всему городу. Было создано римское право.
Обряды, связанные с завершением жизни
Не менее важны православные обряды погребения и прочие связанные с этим действием. В православии этому моменту отводится особенное значение, ведь душа расстается с плотью и переходит в вечность. Сильно углубляться не будем, остановимся на самых важных моментах.
Среди обрядов православной церкви отдельное место занимает отпевание. Так называется заупокойное богослужение, которое совершается над умершим только один раз. Например, ту же панихиду или поминание можно проводить несколько раз. Смысл отпевания в пении (прочтении) определенных богослужебных текстов
Важно понимать, что порядок в православном обряде погребения или отпевания разнится в зависимости от того, в отношении кого происходит обряд: монах, мирской человек, младенец или священник. Отпевание проводят для того, чтобы Господь отпустил грехи умершему человеку и подарил покой душе, которая уже ушла из тела
Среди православных таинств и обрядов выделяют еще и панихиду. Она отличается от отпевания тем, что гораздо короче. Как правило, панихиду проводят на третий, девятый и сороковой день после кончины. Панихида являет собой молитвенное пение, оттого ее и путают с отпеванием. Проводить панихиду можно и в годину кончины, день рождения усопшего, тезоименитство.
Следующим обрядом православных христиан, о котором мало кто знает, является лития. Это тоже один из видов заупокойного богослужения. Обряд много короче, чем панихида, но тоже проходит в соответствии с правилами.
Основные обряды в иудаизме
Молитва – распространенный ритуал в иудаизме, причем верующие обязан трижды в день молиться. Верующие должны ежедневно благодарить Бога за то, что у них есть в жизни.
В иудаизме люди должны носить цицит и развешивать мезузу. Это обязательные атрибуты, без которых не обходится ни один верующий человек. Мезуза представляет собой пергамент, где присутствуют строки из Второзакония. Цицит – это кисточки из ниток, которые крепятся под верхнюю одежду.
Обряд капорес выполняется перед судным днем – мужчина должен покрутить над своей головой три раза петуха, произнеся молитву. Птицу принято резать, а мясо подавать в ночь судного дня.
Религиозные ритуалы, древние обряды и обычаи присутствуют в каждом вероисповедании. Сейчас люди сами могут решать, выполнять им определенные действия или нет. Если человек верит в то, что ритуалы помогут ему в жизни, тогда можно их проводить в соответствии с рекомендациями.
Суеверия в римской религии
Суеверия играли большую роль в древнеримских отношениях между богами и людьми. Римляне верили в разные предзнаменования удачи или неудачи. Например, они думали, что поднятие брошенной подковы принесет им удачу. Считалось, что женщинам повезет, если они будут причесываться копьем мертвого мужчины (чем позднее умерли, тем лучше). Слова «Bona Salus» обычно использовались римлянами как благословение, когда кто-то чихал.
Также было много признаков неудач. Например, римляне считали ворон плохим предзнаменованием. Считалось, что входить в дом левой ногой — это плохо для удачи. Также было неудачей иметь корову на крыше дома. Падение змеи с крыши во двор было неудачей, а проникновение в дом черной кошки или расколотая балка потолка считались предзнаменованием стихийного бедствия.
Заключение
Как видите, необходимо знать все таинства и обряды православной церкви, если вы действительно хотите приобщиться к Богу. Воцерковленные люди, естественно, в курсе всего, но это не значит, что они с этими знаниями родились. Каждый, кто приходит в церковь может рассчитывать на подробное разъяснение. В церковь прийти никогда не поздно, двери храма всегда открыты перед каждым человеком.
Нет определенного времени, когда стоит обратиться к Богу. Некоторые приходят к этому под конец жизни, а другие — в самом начале. Господь одинаково любит всех людей и не делит их на хороших и плохих. Человек, пришедший в храм, готов не только покаяться, но и работать над своей душой.
Не стоит осуждать верующих, ведь они заботятся не только о теле, но и о душе. Порой только через Бога можно осознать все свои ошибки и грехи и искупить их. Конечно, есть фанатики, но их все-таки меньшинство
Важно также приучать детей к церкви с раннего возраста. Так у малышей сложится правильное представление о Боге, а церковь для них не будет каким-то особенным местом
Сейчас строится очень много воскресных школ, что обещает распространение веры среди населения.
Мы живем не при Советах, а потому стоит мыслить шире, а не шаблонами. Это тогда всем говорили, что вера — опиум для народа, забывая о концовке изречения. А вот вы должны о ней помнить.