Платье с подолом А-силуэта
Изучая, какие платья стройнят фигуру, можно и нужно возвращаться к истории моды. Ведь многие идеи черпают именно из прошлого. И платья с подолом А-силуэта относятся к этой категории.
Они прекрасно узнаваемы по старым фильмам. Преимущественно всплеск популярности такого фасона выпадает на 50-е годы ХХ века. Однако нельзя говорить о том, что он переживал полное забытье. Сегодня им тоже вдохновляются многие известные дизайнеры.
Наряд прекрасно узнаваем: крой сравнительно лаконичен и прост. Он уже кверху и шире книзу, за счет чего удается сделать фигуру максимально пропорциональной и женственной:
- Скрадывается большой рост, если дама хочет выглядеть более нежной и беззащитной. Если женщина во всех смыслах выдающаяся — и формами, и ростом, тогда стоит отдавать предпочтение платьям с подолом А-силуэта короткой либо средней длины.
- Талия кажется уже, что особенно ценно, когда фактически она почти отсутствует. Чтобы приблизиться к идеалу — очертаниям гитары, лучше купить модель с узкой кокеткой и пышной юбкой. Плюс тонкий поясок сделает свою работу, подчеркнув линию талии.
- Зрительно тяжелый низ кажется не таким массивным. Так что, если живот и бедра широкие, можно смело брать наряд А-фасона. При полных ногах выручат фасоны длинных платьев с таким покроем.
- Лишняя худоба не так бросается в глаза. Не секрет, пока одни дамы безуспешно худеют, другие страдают, что не могут набрать вес. И именно А-силуэт считается спасением для худеньких девушек. Фигура выглядит мягче, очертания более плавные.
Кстати, подобное платье в пол — вещь must have в гардеробе будущей мамочки. Она может не переживать, что на ее животик будут нацелены все взгляды. В наряде ей будет очень комфортно, а еще он невольно придает размеренность и плавность движениям.
Штаны, передник, нарукавник
К нижней одежде татарок относились штаны с широким шагом «ыштан», состоящие из трех частей – две штанины с клиньями, вставкой, причем, достаточно широкой между ними.
Такой элемент одежды, как передник или алъяпкыч имеет чисто практичный функционал, хотя в некоторых местностях бытовал как праздничный элемент. Его шили и из домотканого, чаще всего пестрядинного полотна, украшенного бранным и многоремизным ткачеством (причем подобные образцы характерны не только для тюркских народов, но и для соседей финно-угров и славян).
Передники, сшитые из фабричных тканей, украшали обычно растительной вышивкой тамбурным швом полихромными нитями. Соответственно в среде зажиточных татар, подобный предмет одежды был не в ходу.
Продолжая о сельском комплексе, нужно упомянуть о нарукавниках җиңсә, используемые во время весенне-летних полевых работ.
Продолжение следует. Вторая часть будет посвящена верхней одежде татарок
Дина Гатина-Шафикова
Оставляйте реакции
Почему это важно?
История татарской одежды
За многовековую историю этноса национальный костюм менялся не один раз, отражая черты территории, на которой они проживали и особенности уклада. Татарскую национальную одежду не спутаешь с другой. Но между тем на ее дизайн оказали влияние близко живущие народы. В основном башкиры, удмурты и марийцы.
Так, например, сибирские подгруппы использовали меха, изготавливая вещи. Они украшали ими безрукавки и головные уборы. Такой особенности не встретишь у народов, проживающих на юге нашей страны, в Астраханской области. Здесь больше преобладали легкие одежды в виде длинных рубах, закрывающих от палящего солнца и тюбетеек.
Большое количество украшений, однако, любили все татары. Тяжелые ожерелья, серьги и застежки, отделанные драгоценностями, встречаются повсеместно.
У людей любой национальности существуют народные костюмы. Их особенности складывались с течением времени, в процессе исторических изменений. С каждой эпохой появляются новшества, отражающие ее суть. У татар это некоторые виды украшений, головные уборы и изю. Для чего они были сделаны, какой несли смысл? Казалось бы, одевайся по моде и все? Это культурные традиции, передающиеся через поколения, именно они обуславливают уникальность данной этнической группы, хранят ее историю.
Национальная татарская обувь
В женском наряде татар весь образ является единым целым, в него входит не только одежда и аксессуары, но и обувь. Женская обувь как один из обязательных атрибутов народного костюма татар во все времена имела большое сходство с мужской. Отличия заключались лишь в особенностях декоративного оформления, высоте каблука и размере голенища. В татарском национальном костюме принято различать нижнюю и верхнюю обувь. Первая представляет собой чулки «оек», которые изготавливались из сукна, холстины, войлока или шерсти. Верхняя обувь была выполнена из кожи, лыка, валяного материала или меха. Кожаная обувь пользовалась наибольшей популярностью у зажиточных горожан и средних слоев населения. Выделяют несколько типов кожаной обуви у татар:
- высокие сапожки из мягкой кожи (юфти, хрома или сафьяна) с мягкой подошвой, представлена в двух вариантах – однотонные черные и узорные ичиги, выполненные в технике кожаной мозаики из разноцветных кусочков кожи, скрепленных отделочными шелковыми нитями;
- сапоги с высоким голенищем и твердой подошвой – из сыромятной (коровьей, конской, козьей) кожи;
- сапожки из кожаных калош и белого шерстяного суконного голенища («сарык ката»);
- «кэвеги, «ката» — низкая обувь в виде калош из толстой кожи на твердой подошве с острыми, поднятыми вверх, или же тупыми носами;
- «башмак ката» — вариант предыдущего вида, отличающийся отделочной бахромой и наличием каблуков.
В сельской местности широко применялась лыковая обувь. Она хорошо подходила для полевых и хозяйственных работ. Выделяют следующие типы лыковой обуви:
лапти «чабата» — носились поверх суконных или холщовых чулок и закреплялись оборами.
Зимой татарские женщины носили войлочную обувь, отделанную мехом, напоминающую обычные валенки.
Татарский танец: костюм
Татарские национальные танцы имеют интересную многовековую историю. Они удивительным образом сочетают в себе неповторимую грацию, утонченность и решительность.
Народные танцы Татарстана подчеркивают смелость и гордость людей этого региона. В целом они являются настоящими театральными зарисовками, рассказывающими о значительных событиях, которые в изобилии присутствовали в истории татарского народа.
Все татарские танцы обязательно исполняются в национальных костюмах. Большая часть таких нарядов шьются из ткани насыщенных восточных оттенков. Головные уборы имеют неповторимый и богатый орнамент, по которому в древности определяли социальное положение человека.
Основополагающим признаком национальной татарской одежды является ее трапециевидная форма. Татары носят туникообразные рубахи, длинные широкие штаны и распашную верхнюю одежду, имеющую приталенную спинку. При этом женская рубаха отличается от мужской лишь длиной, она может доходить до самых щиколоток.
Мужские штаны нередко изготавливаются из полосатой ткани, а женские – из однотонной. Неотъемлемой частью национального костюма считается пояс. Он может быть украшен различными декоративными элементами или ручной вышивкой.
Женский костюм зачастую отделывается мехом, позументом, оригинальной строчкой. Поверх рубахи татарки надевают камзол, который в зависимости от отделки может служить как домашней так и праздничной одеждой. Самым популярным женским головным убором считается калфак. Его надевают со специальной повязкой ука-чачак, конусообразный конец которой отбрасывается назад.
Национальная татарская обувь – это сапожки ичиги. Их шьют из мягкой кожи, сафьяна, хрома и юфти. Отличительной особенностью женского варианта таких сапог является оригинальная мозаичная техника, с помощью которой декорировали обувь.
Сегодня под выражением национальный татарский костюм для танцев подразумевают собирательный образ, который отражает довольно широкий спектр одежды различных подгрупп татар. Обязательными элементами одежды жителей Татарстана в любые времена были украшения, причем их используют и мужчины, и женщины. Конечно, украшения прекрасной половины человечества всегда отличались большим разнообразием, так как согласно старинной мусульманской традиции о богатстве и достатке мужчины судят по внешнему убранству его женщин.
Степень рукотворности костюма зависит от многих слагаемых: вышивки, элементов декора, ювелирного искусства. Огромную роль в оформлении национального костюма играют элементы золотого шитья, которыми украшают платья, рубахи, платки, камзолы и головные уборы.
dancedb.ru
Женский костюм
Широкую рубаху кольмэк с ромбовидными ластовицами шили из домотканого сукна. К концу XIX в. у нее появились воротник-стойка, кокетка и манжеты, которые, как и подол, стали обшивать кружевом и оборками. Нагрудный разрез казанские татарки оформляли особо красочным украшением изу. Под кольмэк обязательно надевали нательные шаровары (богатые женщины — шелковые), собранные у щиколоток шнурками.
Верхнюю распашную одежду татарок — платье антер турецкого фасона, в талию, шили из тяжелой шелковой ткани, на подкладке. Узкие рукава антера украшали бархатные нарукавники капак, шитые золотом. Глубокий вырез закрывал нагрудник кокслюк, украшенный монетками или вышивкой. У девушек эта одежда была длиной до колен, у женщин среднего возраста — ниже колен, у старых — в пол. Зимой под платье надевали стеганый на вате чехол зубун. По покрою это была копия антера, но с короткими рукавами. Популярны были шелковые платья—халаты. Распашные камзолы-куртки марка шили из черного бархата и обшивали позументом, а приталенный кафтанчик тун — из шелка и атласа. Зимний марка обрамляли беличьим мехом, а тун имел ватную подстежку.
Головные уборы и украшения. Самыми распространенными головными уборами татарок были шапочки-колпаки калфаки. Женщины носили вязаные; девушки — бархатные и шелковые, их богато расшивали золотой гладью, жемчугом, бисером, бахромой, позолоченными монетами. Мишари украшали серебряными монетами шапочки кашпау. У них, как и у касимовских татарок были популярны полотенчатые покрывала тастары. Покрывала казанских татарок, расшитые тамбурной вышивкой с цветочными орнаментами, назывались эрпэк. Татарки-кряшенки носили своеобразные покрывала сурэкэ, а косы под ними укладывали на темени, как русские женщины. Типичная прическа татарок — две косы с пробором посередине. У горно-прибрежных крымчанок популярностью пользовались турецкие фески тарбуш. Украшениями татарских женщин были нагрудные застежки яка—чалбыры, перевязи хаситэ, подвески к косам чулпы, серьги алка и массивные браслеты; у крымчанок — налобные повязки. Мишари и кряшены в украшениях широко использовали монеты.
Девушка в голубом кольмэке, платье-халате и бархатном калфаке; мужчина в узорчатых казанских сапожках ичигах
Красота требует жертв
Большая часть декоративной косметики была привозной. Дорогие белила закупали в Китае и Средней Азии (свинцовые и китайские белила); разводили их или в чистой воде или с добавлением розового масла. Наносили полностью на лицо и на шею. Щеки румянили настоем из различных трав или в более дешевом варианте могли использовать смоченный водой покупной лист бумаги, окрашенный в красный цвет.
Природные и густые брови (как модно в настоящее время) у татарок были не в почете. Красивыми считались тонкие, полукруглые. Для придания нужной формы их выщипывали. Для этого использовали специальные щипчики в виде пинцета. После выщипывания их окрашивали в черный цвет усьмой (травянистое двулетнее растение из семейства горчичных высотой около метра). Причем, при использовании этого красителя было небольшой жжение, а брови сначала окрашивались в ярко-зеленый цвет, потом синели и только после темнели до практически черного цвета.
К началу ХХ все чаще татарки начинают окрашивать брови, как и многие современные девушки и женщины покупными, фабричными карандашами. Однако, зачастую, могли использовать и обычные писчие (наиболее жирные и мягкие).
Веки и ресницы окрашивали сурьмой (сульфин сурьмы, черный камень, растолченный в порошок и разведенный маслом), хранившийся в специальной небольшой металлической емкости с крышечкой — «сурьмовнице», к которой была прикреплена палочка, доходящая до дна. Именно этой палочкой зачерпывалась сурьма, которой закрашивалось межресничное пространство, сами ресницы и веко.
Татарский национальный костюм
Каждая нация, стараясь выделиться от другой, придумывала свои, несомненно, уникальные и присущие только ей обычаи и традиции. Встречают, как вы знаете по одежке, поэтому «национальный костюм» как нельзя, кстати, должен олицетворять весь дух народа.
История татарского костюма
За богатую многовековую историю татар образ национального костюма постоянно менялся, отражая черты той или иной подгруппы татарского народа.
Правда, не только сами татары влияли на это изменение, естественно и серьезные события, влияющие как на государственный уклад татар, так и на территорию их проживания, вносили свою лепту.
Однако можно выделить несколько групп и факторов, оказавших наибольшее влияние. Среди них поволжские татары, а так же соседствующие восточные народы и, конечно же, религия – ислам.
Основу этой частицы составляют ыштан — шаровары и кулмэк – рубаха-платье, а так же чекмень, бешмет и казакин. Все это разновидности кафтанов, имеющих различные рукава и воротники, они, как правило, шились из легких тканей.
Поверх рубахи обычно надевался халат или кафтан, кстати, само слово халат имеет арабские корни и очевидное сходство со словом хильгат – элемент арабской одежды. Также татары часто использовали чобу – легкую верхнюю одежду без подкладки длиной немного ниже колен, которая обычно изготавливалась из конопляных и льняных тканей. Женщины же зачастую использовали фартуки и жилеты.
Кстати, верхняя распашная одежда татар не имеет застежек, поэтому обязательным атрибутом является пояс. Пояс мог шиться из ткани или вязаться из шерсти. Но не только это отличает татарских костюм от других. Издревле одежда татар отличалась своей трапециевидной формой, большим размером, а так же необычайной яркостью и большим количеством самых разнообразных украшений.
Женский костюм
Оформляя свой костюм, татары могли использовать меха таких животных, как соболя, куницы, бобра и черно-бурой лисицы. Естественно, если сравнивать мужской и женский костюм, то можно сказать, что женщины носили массивные нагрудные, наручные и накостные украшения, а так же отличались наиболее сложными головными уборами.
Самым популярным женским убором татарок считается калфак. Калфак закреплялся на голове девушки с помощью специальной ленты – повязки – ука-чачак, имеющей конец конусообразной формы с кисточками. Обычно этот конец девушки откидывали набок или назад. Следует так же отметить, что между возрастом женщины и видом головного убора прослеживалась некая зависимость.
Так, например, калфак замужней женщины был более сложной формы и имел больше цветов, а так же головной убор должен был прикрывать не только голову, но и шею, плечи и даже спину замужней татарки.
Мужской костюм
Головные уборы мужчин достаточно просты и делились в основном на выходные (верхние) и домашние (нижние). К нижним или домашним относится тюбетейка (т?б?т?й) – это совсем небольшая шапочка, которую надевали на макушку, а поверх нее носили чалму, меховые и матерчатые шапки – бурек и войлочные шляпы. В мужских уборах так же имелись отличия.
Вот, например, молодежь носила тюбетейки с вышивками ярких цветов, а взрослые мужчины предпочитали более скромные цвета. Со временем форма тюбетейки менялась, появились тюбетейки с плоским верхом и твердым околышем, которые сохранились и в наше время. Сейчас любой желающий может привезти из Казани тюбетейку и подарить в качестве сувенира своим друзьям или родственникам.
Исконно татары носили кожаные сапоги и туфли, носы которых были загнуты вверх. Причем городские жители носили мягкие сапоги – ичиги, а сельчане и бедные слои носили чабата, внешне похожие на лапти. Даже сейчас многие люди используют красивые и удобные ичиги дома в качестве домашней обуви.
Несомненно, использование все больше и больше образов, связанных с традиционными костюмами, мы даем возможность нашей памяти сохранять наши исконные национальные традиции.
Особенности и разновидности татарского национального костюма
Основу традиционного женского костюма татар составляет нижняя и верхняя одежда. Нижняя одежда включает три главных элемента – рубашку («кулмэк»), нагрудник («кукрэкча») и штаны («ыштан»).
Рубаха могла служить и нательной одеждой, и платьем. Как правило, она имела туникообразный крой и длину до самых щиколоток. В середине 19 века сформировалось три вида рубах в татарском женском костюме – с цельнокроеной основой, с укороченной основой и пришитым к ней подолом и с отрезной конструкцией из остова, широкого подола и отдельно пришитого волана. Женские рубахи выполнялись из домотканого полотна или покупных тканей и украшались разноцветными шелковыми и атласными лентами, кружевами, тесьмой, кистями и вышивкой.
Нагрудник представляет собой важный элемент народного татарского костюма в виде куска мягкой ткани прямоугольной или трапецевидной формы. Он прикреплялся при помощи одной или нескольких лямок-тесемок, пришитых к основанию материала, на шее или спине и надевался под рубаху. Такой своеобразный старинный аналог современного бюстгальтера. Наличие нагрудника в традиционном женском татарском костюме объясняется его историческим предназначением – скрыть слишком глубокий вырез рубахи и спрятать грудь кормящей женщины от недоброго взгляда. Он также украшался вышивкой, которая в древние времена имела не только декоративное, но и защитно-сакральной значение.
Еще одним неотъемлемым элементом нижней одежды татарки являлись широкие штаны, сшитые по типу мужского кроя, из двух штанин, без боковых швов с прямоугольной вставкой или клиньями между ними, обычно из однотонной, темно-красной или синей ткани.
Верхняя одежда в народном костюме татар подразделялась на домашнюю и выходную. Среди домашних видов наибольшее распространение получили камзолы. Их шили очень длиннополыми или короткими до бедер, с рукавами или без них, с высокими бортами или глубоким вырезом, с запахом или без него. Края бортов, подола и проймы рукавов камзолов украшали полосками позумента, галуна, птичьими перьями или мехом, а саму ткань расшивали узорами из золотых и серебряных нитей, аппликациями и монетами.
Современную женскую одежду можно подобрать на WildBerries https://www.wildberries.ru/catalog/zhenshchinam/odezhda/verhnyaya-odezhda.
Выходная верхняя одежда в женском комплекте встречалась таких видов:
- «жилен» — удлиненный наряд с длинным рукавом из плиса, бархата или кашемира ярких расцветок;
- «чоба» — одежда из льняных тканей без подклада и без ворота, с треугольным вырезом;
- «бешмет» — демисезонный и зимний элемент гардероба из хлопчатобумажной или шелковой ткани на вате;
- «тун» — расклешенная шуба из овчины или лисьего меха ниже колен с длинными рукавами и застежкой на кожаных пуговицах или крючках.
Современный татарский национальный костюм чаще всего представляет собой закрытое платье А-силуэта с широкими рукавами, украшенными воланами и воротником-стойкой. Рубашка и камзол встречаются гораздо реже. Головной убор почти не изменился. Применяется народный костюм в настоящее время в случаях традиционных национальных праздников и обрядов, для народных танцев. Расцветки используются яркие и разнообразные, с большим количеством вышивки.
Гендерные разновидности
Каждый представитель нации имел собственный наряд, отличающийся характерными элементами.
Женский
Национальное одеяние состоит из сорочки, нижнего нагрудника и штанов. Этот наряд идеален для любой ситуации. В начале двадцатого века для барышень шили элегантные платья. К изделию прикрепляли нижний нагрудник. Его фиксировали на плечах или шеи с помощью тонких бретелек. Повязку в обязательном порядке декорировали узором.
Некоторые татарские девушки в повседневной жизни постоянно носили фартук. Кто-то сочетал его с праздничным нарядом, другие надевали только с рабочими вещами.
Из верхней одежды большим спросом пользовались камзолы и бишметы. Первый это короткая и приталенная жилетка, второй представляет собой длинное пальто с зауженной спинкой. Бишмет часто декорировали мехом, вместо традиционной пуговицы использовали застежку из серебра. Она одновременно служила украшением одеяния.
В качестве головного убора незамужние барышни носили шапку или калфак. Женщины в браке обязаны были прятать волосы и закрывать спину. Их головной убор включал в себя волосник и покрывало.
Детский
Татарская национальная одежда для малышей практически ничем не отличалась от взрослых моделей. Однако их наряды содержали больше ярких элементов:
Костюм для мальчиков включал в себя удлиненную сорочку с широкими рукавами. Чтобы одеяние не вызвало дискомфорта использовали манжеты. Обязательный элемент костюма – камзол, расшитый разными орнаментами
Штаны чаще всего были широкими и выполнены из контрастной материи, чтобы не отвлекать внимание от сорочки. На ноги надевали сапоги
В теплый период использовали легкие тапки или туфли.
Костюм для девочек – это многоярусное платье, закрывающее шею, плечи и рукава. Голову украшает национальный убор, с которого спадает легкая вуаль, полностью закрывающая спину. Платье выполнено в ярких расцветках и декорировано оригинальным орнаментом.
Мужской
Национальная одежда татар состоит из широкой рубахи, оснащенной ластовицами под мышками и рукавами-регланами. Сорочка удлиненная, а штаны отличаются просторностью. Выделяют два типа мужского одеяния, каждый из которых имеет характерную деталь.
- Приталенное или с прямой спиной. К подобным вещам относят камзол (жакет), бишмет (пальто из плотной материи) и чобу (легкая верхняя одежда).
- Ко второму типу относят чикмень, джилян и тулуп. Первый представляет собой демисезонное одеяние. Джилян – это халат с маленьким воротником, его можно носить в любое время года. Тулуп – зимняя одежда из меха.
Обязательной деталью мужского костюма является пояс. Ранее состоятельные парни носили ремень из шелка, украшенный бахромой из серебряных и золотистых нитей. |
Описание
Чтобы разобраться в нюансах нарядов жителей Татарстана, стоит детально его изучить.
Цвета и оттенки
Расцветка имеет огромное значение при пошиве одежды. Причем это не дань модным тенденциям. Татарский национальный костюм «говорит» о положении человека в обществе и его вероисповедании. Также расцветка одеяния помогает определить семейный статус и возраст. Причем оттенки четко распределены между кочевыми и земледельческими народностями.
В восемнадцатом веке особое значение уделяли красному цвету. Он символизирует принадлежность хозяина к знатному роду и его финансовую состоятельность. Однако в следующем столетии оттенок потерял свою значимость. Вещи подобной расцветки стали надевать на торжественные мероприятия.
У большинства татар белый оттенок считается символом траура или старости. Одежду подобных цветов выбирали женщины преклонного возраста и люди, собирающиеся на похороны.
В наш дни татарский костюм наполнен яркими и сочными оттенками. Часто в мужских и женских вещах встречается сиреневый, изумрудный или синий цвет. Они гармонично сочетаются с орнаментом и контрастной отделкой. Для вышивки обычно выбирают золотистые или серебристые нити, которые придают вещам индивидуальность и престижность.
Ткань и орнаменты
Ранее для изготовления нарядов выбирали преимущественно бархат. Для украшения подола и краев одеяния использовали мех. Часто шерсть животных брали для декорирования головных уборов. Со временем вещи становились легче, татары стали выбирать иные материи. Наибольшим спросом пользовались хлопок, шерсть и шёлк.
Для пошива камзола брали парчу, которую покрывали мелким орнаментом. Современные наряды чаще всего создают из шёлка и атласа, поскольку материя отличается легкостью и приятна на ощупь. К тому же ткань великолепно передает глубину оттенков и визуально делает образ богаче. |
Для вышивки обычно выбирали растительный орнамент, который объединял в себе несуществующие цветы, листья и плоды. Основная часть узоров была асимметричной. Условно все орнаменты делили на три категории:
- Степные (маки, незабудки, гвоздики).
- Луговые (васильки, ромашки, колокольчики).
- Садовые (астры, пионы, розы, ирисы).
Также для украшения нарядов использовали виноградную лозу, пальмовые листья. Геометрические узоры отодвигали на втором плане, в приоритете у татар были сердечки, волны и т.д. Характерная черта орнамента – полихромность (использование разных оттенков).
Элементы
По украшениям девушки судили о благосостоянии ее семьи. Мужчина также считались большим любителям аксессуаров. Чаще всего они надевали массивные перстни. Главное украшение девушек – накосник. Его готовили из разного материала.
Практически все татарские барышни носили серьги. Уши прокалывали в раннем детстве (в три или четыре года). Подобное украшение не снимали с юных лет и до самой старости.
Уделяли внимание и аксессуарам для шеи, правда, в большинстве случае их применяли не в эстетических, а практических целях. С помощью украшений девушки скрывали глубокий вырез на сорочке
Еще один оригинальный аксессуар татар – перевязь. Эта лента, которую носили перекидывая через плечо. У мусульманских барышень на перевязи были небольшие кармашки, куда складывали тексты из Корана.
Крой и декоративные швы
Отличительная черта национального костюма татар – трапециевидная форма. Народ носил широкие рубахи, напоминающие тунику и объемную верхнюю одежду. В классической сорочке отсутствовали плечевые швы, ее изготавливали из прямого сукна. Некоторые татары носили рубахи с воротником-стойкой.
Для оформления тканей использовали ряд декоративных швов:
- Вразброс. С помощью толстых нитей выполняли узор в виде полос. Чаще всего использовали для декорирования шарфов и поясов.
- Кипрская ткань. Волокна накладывали на основные нити, полностью перекрывая их. Распознать орнамент можно по характерным зазорам, напоминающие маленькие ступеньки.
- Досочный. Нити повторяются на лицевой и изнаночной стороне. Шов напоминает декоративную вышивку.
Немного истории
Татарский наряд сформировался в восемнадцатом веке, но позже в первоначальную модель было внесено ряд коррективов. Одеяние не раз подвергалось изменениям, но основные элементы остались нетронутыми.
Характерные черты костюма во многом зависели от региона и вероисповедания. Самое значительное влияние на формирование народной одежды оказали поволжские татары и мусульманство.
У крымского этноса наряд существенно отличался
Именно они ввели в моду широкие юбки, акцентирующие внимание на аппетитных бедрах татарок. В других регионах женщины предпочитали носить платья в форме клина
Жители Татарстана верили, что человеческая душа покидает тело через дырки и отверстия в одежде
Поэтому они с особым вниманием относились к мельчайшим прорехам и старались их быстрей залатать
Татары считали, что спасение жизни возможно только при наличии волшебного оберега. Для этого края одежды обрабатывали, используя уникальный орнамент. Ранее в качестве узора использовали стрелы, но впоследствии их сменили замысловатые завитки.
Одеяние декорировали в определенных местах. Например, зона в области таза считалась интимной и секретной, по этой причине ее никогда не оформляли узором. Грудь воспринималась иначе, ведь она помогает девушкам вскармливать малышей. Данную область обильно украшали орнаментом. |
Традиционный наряд татар представляет собой шаровары и рубаху-платье. Сверху накидывали кафтан или халат. Также костюм дополняли легкой одеждой изо льна или конопли, она не имела подкладки и называлась чоба. Женщины обычно надевали жилетки или фартуки.
Отличительная черта костюма татар – обильное количество украшений и использование материй ярких расцветок.
Национальная татарская обувь
Представители народа носили чулки, пошитые из сукна или шерсти. Самая древняя модель – это тула оек. Для их изготовления использовали домотканое сукно белоснежного оттенка. Чулки носили с обувью из лыка или кожи.
Национальная обужа татар – сапожки читек. Их шили из мягких материалов: сафьяна или хрома. Отличительная способность модели – гибкая подошва. Кожаную обувь могли себе позволить только зажиточные татары. Сапоги носили на протяжении всего года.
Ичиги черного цвета использовали парни и девушки, только у вторых они были немного короче и без отворотов. Для торжественных мероприятий выбирали екаюлы читек, их украшали с использованием традиционной техники кожаной мозаики, которой в совершенстве владели татары.
При выходе из помещения на сапоги надевали калоши. На праздничные мероприятия из кафа татары доставали туфли. Дамы выбирали обувь на небольшом каблучке, с чуть приподнятым носком.
Рабочие люди предпочитали носить лапти, поскольку они были легкими и комфортными.