Истории различных видов транспорта

Революция в средствах связи

До 19 века единственной формой обмена информации между людьми была почта. Отправленные на дальние расстояния письма шли очень долго, ответа на некоторые из них приходилось ждать месяцы и даже годы. Но с появлением новых средств передачи данных люди получили возможность быстро обмениваться информацией, даже проживая в разных концах света.

Азбука Морзе

Великий французский физик Андре Ампер в 1820 году высказал предположение, что передавать информацию можно с помощью специальных телеграфных сигналов, основанных на использовании системы электросвязи. Идею Ампера в 1844 году воплотил в жизнь Самуэль Морзе, создавший телеграф и собственную систему кодировки – Азбуку Морзе.

Первая в мире телеграфная линия была проведена между Вашингтоном и Балтимором. Первое сообщение телеграфа было продиктовано самим изобретателем: «Чудны дела Твои, Господи». Благодаря своему аппарату американский ученый Самуэль Морзе быстро обрел славу и богатство. Радиограммы Морзе приходили в течение суток, в то время как отправка письма могла занимать недели, месяцы и даже годы.

Изобретение радио

В 1895 годуученые, проживающие на разных континентах – Александр Попов и Гульермо Маркони одновременно создали первое радио. Радио стало первым прибором беспроводной передачи информации, которая достигала слушателей посредством радиоволн. Российский изобретатель радио Попов создавал свой прибор исключительно для военно-морских целей, поэтому не спешил с оформлением патента на свое творение. Итальянский изобретатель радио Маркони подал заявку на получение патента в 1896 году, однако получил документ, закрепляющий его авторство лишь в 1897 году. До сих пор между историками и учеными ведутся споры — кто изобрел радио Попов или Маркони, однако независимо от авторства изобретения, оно произвело революцию в средствах связи. Теперь передавать информацию можно было в самые отдаленные уголки мира, отсутствие проводов позволило включить в информационный поток парусные суда, пароходы, поезда и самолеты.

Возникновение телефонной связи

В 1876 году в головы двух американских ученых одновременно пришла идея о создании телефонного аппарата. В один и тот же день Элаиш Грей и Александр Белл обнародовали описание новых удивительно похожих между собой приборов. Александр Белл опередил Элаиша Грея всего на два часа, из-за чего именно Беллу присвоили первенство в создании телефона.

Первый телефон стали называть «говорящим телеграфом». Вместо звонка он издавал свист. Устройство работало на расстоянии не более 200 метров, сильно искажало голос говорящих. Спустя год Белл усовершенствовал свой аппарат, а в 1878 году российский изобретатель Махальский сконструировал угольный микрофон для телефона. Усовершенствованный телефон Александра Белла прославил ученого и сделал его одним из самых богатых изобретателей в истории.

Изобретение телеграфа, радио и телефона произвели информационную революцию в обществе. Теперь люди, жившие на разных континентах, могли свободно общаться друг с другом.

Лампа накаливания

В 1806 году англичанин Хамфри Дэви продемонстрировал мощную электрическую лампу, создав ослепительную электрическую искру между двумя угольными стержнями. Это устройство, известное как «дуговая лампа», было непрактичным для большинства применений. На протяжении всего 19-го века ученым было известно, что электричество, когда оно проходит через некоторые материалы, нагревает их и делает их светящимися. Проблема заключалась в том, что вскоре материал либо загорался, либо растворялся в луже. Одним из способов остановить пожар было предотвращение контакта материалов с кислородом. Вакуумную лампу запатентовал американец Дж. У. Старр в 1845 году. Некоторые историки утверждают , что было более 20 изобретателей ламп накаливания до версии Эдисона, но нет никаких сомнений в том, что он вместе со своей командой, особенно Фрэнсис Аптон, был удостоен патента в 1880 году и сделал первую «коммерчески успешную» лампочку с помощью Японских бамбуковых горелок в виде нитей. Лампочка оказала огромное влияние на промышленную революцию, потому что она позволяла рабочим работать дольше в ночное время и в темных местах, что улучшало производительность. Это стимулировало индустрию освещения, которая быстро распространилась по городам и поселкам по всему миру .

Одна из ранних лампочек накаливания Томаса Эдисона

Орудия убийства, медицина и искусство

Утверждение, что война есть двигатель прогресса, и в этом веке нашло своё подтверждение. Выше уже упоминались морские монстры — броненосцы и летательные аппараты, используемые в целях разведки и бомбардировки. Не отставали от них и наземные войска.

Рост уничтожающей мощи вооружения

Среди средств убийства особо стоит выделить три изобретения, качественно изменивших войну и превративших её в откровенную бойню:

  1. Открытие новых взрывчатых веществ: пироксилина (1845) швейцарцем Шенбейном, нитроглицерина (1846) итальянцем Собреро, динамита (1887) шведом Альфредом Нобелем и пироколлодия (1890) Д. И. Менделеевым. Это в сотни раз увеличило поражающую и разрушительную мощь артиллерии и сапёрного дела.
  2. Создание череды модификаций огнестрельного оружия, приведших к появлению пистолетов кольт, наган и маузер и винтовок типа трёхлинейки Мосина или магазинного винчестера. Рождение пулемёта (сначала картечницы Гатлинга, а затем и знаменитого «максима»).
  3. Усовершенствование артиллерии от гладкоствольного орудия, которое заряжается с дула, до нарезного ствола с зарядкой через игольчатый казённик и, как следствие, увеличившаяся в разы дальность и точность стрельбы.

https://youtube.com/watch?v=Ec3eoRvXuNk

Открытия в медицине

Но там, где кому-то потребно людей убивать, всегда найдутся и те, кто придёт им на помощь. Использование на практике новых видов вооружения дало необыкновенный толчок к развитию полевой военной хирургии. В 1842 году появляется анестезия. В 1853 стараниями доктора-изобретателя Чарльза Праваза — шприц. В Японии синтезируется эпинефрин (синтетический адреналин).

«Остановись, мгновенье, ты…»

И именно XIX в. подарил людям то, чем они живут и постят друг другу в начале века теперешнего. В 1839 году были созданы первые фотографии. Луи Дагер, Уильям Тальбот и Жозеф Ньепс нашли способ закрепления изображения на стеклянной пластине. Этот продукт стал известен под названием дагерротип. Уже через год Тальбот патентует способ создания негатива и переведения его в позитив на хлоросеребряной бумаге. Ряд последовательных открытий, получение фотоматериалов и изобретение плёнки в 1887 году значительно упростили процесс фотографирования, сделали его доступным и быстрым.

Настала очередь застывшему изображению ожить. Материально-техническая база была готова. Изобретатели экспериментировали с системами, которые могли бы создать возможность анимированной записи, пока в 1895 году не добились этого. Братья Люмьер в результате непростого и очень трудоёмкого процесса сумели сделать несколько роликов по 15—20 сек., на которых отснятые персонажи двигались, раскланивались и разговаривали.

Сегодня без фото и кинематографии человек не может представить себе современной жизни, а дальнейшее развитие технологий привело к тому, что ими можно заниматься и без специальной подготовки.

Как взрослеют новинки

Когда изобретение начинает пользоваться спросом и «давать навар», оно по праву именуется уже техническим новшеством, то есть изобретением, завоевавшим реальное право на жизнь. До этого этапа — любое, даже самое яркое и перспективное на вид изобретение — всего лишь пресловутый «кот в мешке», за дальнейшую судьбу которого никто не поручится. Замечено, что если счастливое стечение обстоятельств и приводит изредка к изобретению, то на следующую ступень — к новшеству — почти никогда. Немудрено, ведь переход «изобретение — новшество» самый трудоемкий и дорогой этап в жизни новинки. Он растягивается, как правило, на несколько лет, а то и десятилетий.

Например, хлопкоуборочную машину и гирокомпас «доводили» более пятидесяти лет, телевизор и застежку «молния» — свыше двадцати лет, а шариковую ручку и часы с самозаводом — «всего» шесть лет. Сплошь и рядом такая доработка связана с решением неожиданных и вполне самостоятельных проблем. Например, выпуск транзисторов потребовал получения сверхчистых веществ, производство управляемых ракет — невиданных ранее жаропрочных сплавов. По некоторым данным самый короткий временной лаг (время превращения изобретения в новшество) имеют механические изобретения. Далее следуют химия, фармацевтика и лишь потом — электроника.

По некоторым данным более половины научно-исследовательских тем, разрабатываемых крупной компанией, оказываются бесперспективными и закрываются. Затем из каждых десяти новинок, прошедших научные, конструкторские, инженерные разработки, добрая половина капитулирует перед производственными и рыночными испытаниями, а из остальных только две дают ощутимый коммерческий успех. Любопытен и такой показатель: фактическая стоимость инженерно-конструкторских разработок неизменно оказывается выше сметной в несколько раз! При этом сроки разработок обычно затягиваются в среднем в полтора раза. Очевидно, что ввиду столь высокой стоимости превращение идей в реальные вещи не терпит расхлябанности и требует умелого руководства, целенаправленности, научного прогнозирования.

Этап коммерческого прощупывания и общественного опробования технически вполне сложившегося новшества называют иногда инкубационным периодом. Ускоренная реализация новинок связана, в первую очередь, как раз с сокращением этого периода.

Немалым стимулом — увы служит и военная обстановка. Именно ей обязаны мы появлением в обиходе не только самолетов и радаров, но и пищевых консервов и даже растворимого кофе, рецептура которого, разработанная немецким химиком Ю. Либихом еще в XIX веке, пребывала втуне вплоть до второй мировой войны.

Одним словом, из огромного потока внешне вполне грамотных и обоснованных предложений в портфель конструктора после долгих мытарств попадают лишь немногие. Например, в Министерстве обороны США из каждых двух десятков тщательно отобранных для опробования научных идей только пять доходят до углубленных разработок и всего лишь одна-две — до рабочего проектирования. В итоге в вооруженных силах применяют максимум одну идею из двадцати.

Судьбу отдельных изобретений решают, в конечном счете, не мнения и действия отдельных лиц, а общая ситуация, детальный анализ которой еще в начале прошлого XX столетия был практически недоступен не только одиночкам, но и целым коллективам, пытавшимся прогнозировать будущее. Теперь многие оригинальные и перспективные, с чисто технической точки зрения, предложения тихо «режутся» по ряду параметров, о самом существовании которых часто не подозревает не только автор изобретения, но и люди, всячески ему содействующие.

Государственные комиссии и официальные эксперты, дающие в свое время зеленый свет недозрелой новинке, так или иначе игнорировали системный подход и допустили в итоге решающую ошибку. С другой стороны, даже гениальные технические находки «консервировались», надолго исчезали из виду

Японские системотехники и патентоведы были, по-видимому, первыми, кто понял важность и организовал регулярный пересмотр отвергнутых и забытых изобретений

Применение

Кто изобрел паровую машину, уже известно. Осталось узнать, где их применяли. До середины ХХ века паровые машины применяли в промышленности. Также их использовали для железнодорожного и парового транспорта.

Заводы, которые эксплуатировали паровые двигатели:

  • сахарные;
  • спичечные;
  • бумажные фабрики;
  • текстильные;
  • пищевые предприятия (в отдельных случаях).

Паровые турбины также относятся к данному оборудованию. С их помощью до сих пор работают генераторы электроэнергии. Около 80% мировой электроэнергии вырабатывается с применением паровых турбин.

В свое время были созданы различные виды транспорта, работающие на паровом двигателе. Некоторые не прижились из-за нерешенных проблем, а другие продолжают работать и в наши дни.

Транспорт с паровым двигателем:

  • автомобиль;
  • трактор;
  • экскаватор;
  • самолет;
  • локомотив;
  • судно;
  • тягач.

Такова история изобретения паровых машин. Кратко можно рассмотреть удачный пример о гоночном автомобиле Серполле, созданном в 1902 году. На нем был установлен мировой рекорд по скорости, который составил 120 км в час на суше. Именно поэтому паровые авто были конкурентоспособными по отношению к электрическим и бензиновым аналогам.

Так, в США в 1900 году больше всего было выпущено паровых машин. Они встречались на дорогах до тридцатых годов ХХ века.

Большая часть подобного транспорта стала непопулярной после появления двигателя внутреннего сгорания, чей КПД значительно выше. Такие машины были более экономичными, при этом легкими и скоростными.

Послевоенные годы и золотая эпоха авиации

Развитие ВВС в послевоенные годы проходило под знаком холодной войны. В это время было создано большое количество новой техники, сформировались принципиально новые подходы к ее разработке, появились новые направления. Первые послевоенные годы ознаменовались переходом от поршневой к реактивной авиации. В 1946 году создаются первые реактивные самолеты − истребители МиГ-9 и Як-15. За ними следует целый ряд новой реактивной техники − истребители МиГ-15, Ла-15, Як-23, бомбардировщики Ил-28, Ту-14. Вырастает количество авиационных КБ и НИИ, и в целом увеличивается доля научной составляющей в авиастроении. 

С появлением первых ядерных бомб ставится задача по созданию тяжелых бомбардировщиков, выпускаются такие стратегические и дальние бомбардировщики, как М-4/3М, Ту-95, Ту-16. В начале 1950-х годов появляются первые серийные вертолеты для военных целей. После завершения войны многие заводы переориентируются на гражданскую технику, причем нередко пассажирские самолеты разрабатываются на основе военных. 

В период правления Н.С. Хрущева упор делается на развитие ракетного вооружения, что приводит к сокращению производства бомбардировщиков. Многие авиационные КБ и заводы переводятся на ракетную тематику, что не могло не сказаться на новых разработках в авиации. Тем не менее в 1950-е годы создается целый ряд самолетов нового поколения: МиГ-21, Су-7, Су-9, Як-28.     

Фото: wikimedia.org

1960-е годы ознаменовались появлением большого количества принципиально новой техники: самолеты вертикального взлета и посадки Як-36 и Як-38, истребитель с крылом изменяемой стреловидности МиГ-23, гигант Ан-22 «Антей», самолеты-амфибии ОКБ Г.М. Бериева. Основу советских военно-воздушных сил и ВВС стран восточного блока тогда составляли истребители-бомбардировщики МиГ-27, МиГ-23, МиГ-25, Су-17.

1970-80-е годы принято считать золотой эпохой в истории отечественной авиации. В это время создаются военные самолеты и вертолеты, которые до сих пор применяются во многих странах. Продолжая удерживать паритет между войсками НАТО и военными силами стран − участниц Варшавского договора, Советский Союз создает новые поколения военной авиатехники: бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25 и его модификации, истребители МиГ-31, МиГ-29, Су-27, стратегический бомбардировщик Ту-160, сверхтяжелый транспортник Ан-124. В эти годы СССР производит больше военных самолетов, чем США, Великобритания и Франция, вместе взятые.

Изобретение весел

Самым первым движителем кораблей в мире стал длинный шест, который лодочники и плотогоны использовали для отталкивания от дна на мелководье. Впоследствии было установлено, что от воды на дне тоже можно было отталкиваться шестом. Вода отличается достаточной плотностью, а потому сопротивление, которое возникало при обтекании шеста, подталкивало корабль вперед.

Чтобы дополнительно увеличить силу сопротивления воды, к концу шеста прикрепили дощечку. Она представляла собой лопасть. Таким образом, весло стало самым первым судовым движителем. Весла бывают одно- и двухлопастными. С древних времен сооружение практически не претерпело значительных изменений.

Стимпанк как веяние эпохи паровых машин

Говоря о паровых машинах, хочется упомянуть о популярном направлении – стимпанке. Термин состоит из двух английских слов — «пар» и «протест». Стимпанк — это вид научной фантастики, которая повествует о второй половине XIX века в викторианской Англии. Данный период в истории часто упоминается как Эпоха пара.

Все произведения имеют одну отличительную особенность – они повествуют о жизни второй половины XIX века, стиль повествования при этом напоминает роман Герберта Уэллса «Машина времени». В сюжетах описываются городские пейзажи, общественные строения, техника. Особое место уделяется дирижаблям, старинным машинам, причудливым изобретениям. Все металлические детали крепились при помощи клепок, поскольку сварку еще не применяли.

Термин «стимпанк» возник в 1987 году. Его популярность связана с появлением романа «Разностная машина». Написан он был в 1990 году Уильямом Гибсоном и Брюсом Стерлингом.

В начале XXI века в этом направлении было выпущено несколько известных кинофильмов:

  • «Машина времени»;
  • «Лига выдающихся джентльменов»;
  • «Ван Хельсинг».

К предтечам стимпанка можно отнести произведения Жюля Верна и Григория Адамова. Интерес к этому направлению время от времени проявляется во всех сферах жизни – от кинематографа до повседневной одежды.

Изобретения первой половины XIX века

Видным изобретателем начала XIX в. стал американец Роберт Фултон. В 1800–1807 годах он создал подводную лодку и первый пароход, который имел практическое применение на реке Гудзон.

Рис. 1. Изобретения XIX века.

В 1803 году русский физик Василий Петров изобрел электрическую дуговую сварку. В Российской империи были в 19 веке свои изобретатели, но из-за общей отсталости аграрной страны и ее огромных размеров технические новшества внедрялись медленно.

В Англии главным среди изобретений первой четверти XIX века следует считать паровоз-локомотив Джорджа Стефенсона, который в 1814 году уже применялся на практике. Он же разработал европейскую ширину колеи в 1435 мм. В 1825 году открылась первая в мире железнодорожная линия общественного пользования между городами Дарлингтон и Стоктон. Поезда на ней разгонялись до 39 км/ч, а некоторые из разработанных Стефенсоном паровозов использовались до конца XIX века.

В 1820-е годы были сделаны следующие изобретения: электромотор, электромагнит, газовая плита и спички. В 1830-е были изобретены реле, телеграф Шиллинга, шрифт Брайля, лампа накаливания. В 1838–1839 годах появились азбука Морзе, фотография и современный велосипед.

В 1840-е годы были изобретены: анестезия, минеральное удобрение суперфосфат, копёр и английская булавка. К 1850 году в ведущих странах шло бурное строительство железных дорог и пароходов.

Рис. 2. Изобретения XIX века в Европе.

Основные вехи развития пароходов в России

Далее развитие судостроения стало расти постепенно, эпоха ознаменовалась новым освоением речных путей сообщения, вначале это коснулось волжского региона. В 1816 г. на реке Каме стал курсировать пароход «Пожва» между Пожвой и Ярославлем, он был построен на чугунно-литейном заводе в городе Пожва, который принадлежал В.А. Всеволжскому.

Модель одного из первых пароходов

Продолжал строить пароходы и Берд, в 1820 году он пустил пароход «Волга» по реке Молога, судно курсировало затем на Волге до середины века, его модернизировали, улучшали машины и корпус и корабль исправно служил на великой русской реке.

В 1823 году эстафету подхватил Днепр, пароход «Пчёлка» построил в своём имении губернатор Новороссии Михаи́л Семёнович Воронцов, корабль преодолел Херсонские пороги и регулярно совершал рейсы по маршруту Херсон-Николаев.

Затем в деле пароходства в России наступает сезон затишья. Это случилось потому, что на всех реках ходили суда на конной тяге, работали бурлаки, традиционная технология перемещения грузов по водному пути побеждала и уничтожала стремление к новому. Но коммерческие интересы бизнеса всё больше требовали ускорения движения и увеличения перевозки объёмов грузов, а это можно было сделать только при условии включения в грузоперевозки судов на паровой тяге. Купцы и промышленники были готовы к тому, чтобы создавать речной флот, тормозом оказалось общественное мнение, люди считали пароходство несерьёзным занятием, в том числе и чиновники, от которых зависело движение по пути созидания.

Изменилось положение через четверть века. К середине 19 столетия судостроительная отрасль стала расти стремительными темпами. Исторические данные свидетельствуют о том, что к 1850 году по русским рекам ходили уже около полтораста пароходов. К этому времени стали открываться акционерные общества и верфи на Волге, на Каме, в Северо-Двинском регионе, в Сибири. Этот факт способствовал активной промышленной деятельности и росту городов по Волге и в Сибири, освоению природных богатств этих земель и увеличению народонаселения на окраинах России.

Таким образом, появление первого парохода в Америке на реке Гудзон можно считать событием мирового масштаба и позитивным моментом для нового витка развития мировой цивилизации.

Нужны ли нам кулибины!

И все же не следует думать, что изобретатели-одиночки, сыграв свою величественную и драматическую роль, могут спокойно сойти со сцены. Рассмотрение нескольких десятков крупнейших изобретений нашего века показывает, что каждое второе (!) из них сделано единолично. К числу таких изобретений относятся, например, один из первых типов реактивного двигателя, автоматическая коробка передач, кондиционирование воздуха, целлофан и бакелит.

Такая статистика вызывает изумление, учитывая мощь современных лабораторий, с одной стороны, и скромные средства пытливых одиночек — с другой. Но ведь изобретательство —тончайший творческий процесс, основные механизмы которого по-прежнему не ясны.

Специальные психологические тесты показали, например, что подлинным бичом коллективного творчества служит подсознательная склонность людей разделять уже сложившиеся представления и непроизвольно подстраиваться под мнение большинства. Поэтому важным эвристическим преимуществом изобретателей-«анахоретов» служат смелость воображения и оригинальность мышления, то есть именно те качества, которые заметно притупляются при групповой работе над изобретением. Характерно также, что изобретатели обычно отнюдь не молоды, а скорее люди зрелого возраста. Так, по данным Лемини, авторам свыше полутысячи крупных изобретений в среднем 37 лет. Возраст, по утверждениям психологов, соответствующий максимальной творческой активности.

Немалое значение имеют и другие факторы. Например, ставка на скорейшую прибыль не позволяет расчетливому предпринимателю бесконечно возиться с «гадкими утятами», которым нужны еще годы и годы, чтобы превратиться в «лебедей». С другой стороны, «сумасшедшая идея», доведенная все же дотошным изобретателем-отшельником «до ума», охотно покупается солидной компанией и, несмотря на большие затраты, внедряется в конце концов в промышленность с немалой прибылью.

Так было, например, с ксерокопированием, изобретенным Ч. Карлсоном и выпестованным в течение нескольких лет мощной «Галоид корпорейшн». Аналогичным путем были введены в обиход синтетическое волокно, телевидение, замороженные пищевые продукты, персональные компьютеры и ряд других крупнейших новшеств

Наконец, важно и то, что независимые изобретатели, по крайней мере, наиболее удачливые из них, давно перестали быть неотесанными ремесленниками или фанатичными дилетантами. Многие из них — признанные специалисты в своей области, хотя и предпочитают гоняться за «жар-птицей» в одиночку, в лучших традициях героев Уэллса и Беляева

Не секрет, однако, что наряду с довольно ограниченной когортой по-настоящему талантливых изобретателей, этих истинных героев технического прогресса, всегда были и не исчезли в наше время многочисленные маньяки, просто шарлатаны, пытавшиеся — иногда не без успеха — околпачить публику, погреть руки на дутых «изобретениях». Характерно, что при всем многообразии и изощренности подобных типов отличительной их чертой являлась как раз подчеркнуто узколобая постановка задачи, сочетающаяся к тому же со скрытым или явным дилетантством.

Первый военно-морской поход

Восточнославянские племена, являющиеся предками братских по крови и культуре великорусских, украинских и белорусских народов, в древности расселились на огромных просторах Восточной Европы, между Балтийским и Черным морями.


Первый военно-морской поход древних славян

Византийские писатели уделяли большое внимание славянам, среди которых выделили антов как наиболее многочисленное и сильное славянское племя. Письменные и археологические источники указывают на то, что анты VI в

уже имели личную собственность, строили города, развивали сельское хозяйство. И в своем социальном развитии, и в области культуры анты стояли на высоком уровне.

Владея долгое время морским побережьем от Дуная до Дона, восточные славяне — анты приобрели значительный опыт мореплавания.

Суровые условия жизни, постоянная борьба с многочисленными врагами — готами, аварами, Византией — развили у славян прекрасные боевые качества. По общему свидетельству византийских писателей, это были сильные и мужественные люди, легко переносившие трудности и невзгоды, жару и холод, грозные в нападении и мужественные в защите. Гордые сознанием независимости, славяне упорно защищали свои дома и семьи.

Византийские авторы особо отмечают умение славян воевать на воде — на реках, озерах и морях.

В IV-VII вв. Славянские народы с севера и северо-востока наступают на Византию, перемещаясь в пределах империи «Ромеи» несколькими потоками. Славяне совершают длительные и трудные плавания по Черному, Средиземному, Адриатическому, Эгейскому морям. Вероятно, наиболее активное участие в этих морских походах принимали анты, атаковавшие Византию со стороны Черного и Дуная.


Походы славян в море

О жизни славян, особенно восточных, в VII-VIII вв. сохранилось очень мало информации. Между тем именно в этот период произошли важные изменения в социальной и политической жизни славянских народов. Вместо хрупких племенных союзов образовалось несколько крупных славянских государств: Болгария, Сербия, Чехия, Моравия, Польша. К концу VIII — началу IX в. следует также включить возникновение Восточно-славянского государства Руси с центром в Киеве на Днепре.

Русский медвежонок 2022 4-5 класс задания и ответы

  1. Простую задачу конкурса «Русский медвежонок» можно решить за одну минуту, а задачу посложнее — _«
    за полтору минуту
    за полтора минута
    за полторы минуты
    за полторе минуте
    за полтор минут.
    Кулответ: за полторы минуты
  2. Что может запрещать этот знак?
    вынос собак
    выход собак
    выгул собак
    выпас собак
    выезд собак
    Кулответ: выгул собак
  3. Найдите лишнее по смыслу :
    чашка
    кружка
    стакан
    бокал
    тарелка
    Кулответ: тарелка
  4. В каком слове приставка не такая, как в остальных?
    подножный
    подвижный
    поддельный
    подпольный
    подсудный
    Кулответ: подвижный
  5. У нас много _ . С каким из этих продолжений получится осмысленная фраза?
    вкусов этого вкуса
    запахов этого запаха
    звуков этого звука
    касаний этого касания
    цветов этого цвета
    Кулответ: цветов этого цвета
  6. Какое из этих утверждений означает совсем не то, что остальные?
    Лежу на диване
    Лежу на кровати
    Лежу на песке
    Лежу на солнышке
    Лежу на травке
    Кулответ: Лежу на солнышке
  7. Портниха, ткачиха, повариха — названия женщин по профессии.
    Для какого из слов однокоренное название мужчины соответствующей профессии устроено не так, как остальные?
    для портниха
    для ткачиха
    для повариха
    для всех этих слов названия мужчин по профессии однотипны
    у этих профессий нет специальных названий для мужчин
    Кулответ: для портниха
  8. В какой паре слова соотносятся между собой по смыслу не так, как в остальных четырёх парах?
    бубенцы — бубенчики
    вагоны — вагончики
    коридоры — коридорчики
    счёты — счётчики
    огурцы — огурчики
    Кулответ: счётчики
  9. Если самец — селезень, то кто самка?
    селезёнка
    селезниха
    утка
    цесарка
    селезень — это камень, у него не может быть самки.
    Кулответ: утка
  10. Для работы ему нужна особая печь, наковальня и молот. Это ____
    гончар
    кузнец
    мельник
    пекарь
    печник
    Кулответ: кузнец
  11. В семье Осьминогов ужасная драма:
    За завтраком ссорятся Папа и Мама,
    А бедные Детки стоят на пороге
    И просят родителей взять себя в ноги.
    Боря прочитал это стихотворение Ренаты Мухи и решил переделать для осьминогов и другие выражения. Какое выражение оказалось и так существующим?
    положа ногу на сердце
    ноги отваливаются
    сидеть сложа ноги
    ноги в боки
    всплеснуть ногами
    Кулответ: ноги отваливаются
  12. Стометровка, сторублёвка, … Какое слово естественно добавить к этому списку?
    столетник
    столик
    столица
    стопа
    сторож
    Кулответ: столетник
  13. Какое имя сказочного героя не связано по происхождению с глаголом?
    Айболит
    Пилюлькин
    Незнайка
    Щелкунчик
    Несмеяна
    Кулответ: Пилюлькин
  14. Противень — это _____________
    металлический лист с загнутыми краями для приготовления пищи
    неприятный человек
    дом напротив
    вид слизня
    полоса встречного движения на загородном шоссе
    Кулответ: металлический лист с загнутыми краями для приготовления пищи
  15. У поэта Саши Чёрного есть стихотворение «Живая азбука», включающее в
    себя двустишия, каждая строка которых начинается на одну и ту же букву, например:
    «Астра в садике цветёт —
    «Аист, вам пора в поход!»
    Какого из следующих двустиший на самом деле нет в «Азбуке» Саши Чёрного?
    Гусь шагает, как солдат. Груша зреет — Гриша рад.
    Дятел в дуб всё тук да тук . Дуб скрипит: «Что там за стук?»
    Кот боится наших пчёл. Книгу Коленька прочёл.
    Ослик влез в чертополох. Обезьянки ищут блох.
    Пчёлка трудится весь день, Петушку и клюнуть лень.
    Кулответ: Кот боится наших пчёл. Книгу Коленька прочёл.
  16. Миша, гуляя по городку йиндржихув-Градец в Южной Чехии (Jiпdfichuv Hradec, Jihocesky kraj),
    увидел надписи на окне булочной и стал выбирать, что бы ему съесть .
    Что ему не подойдёт, потому что это напиток?
    kolac
    chleЫcek
    rohlfk
    bulka
    kava
    Кулответ: kava

Цветная фотография

Если раньше всё происходящее стремилось попасть на бумагу, то теперь вся жизнь направлена на получение фотографии. Поэтому без этого изобретения, ставшего частью маленькой, но насыщенной истории фотографии, мы бы не увидели такой “реальности”. Сергей Михайлович Прокудин-Горский разработал особую фотокамеру и представил своё детище миру в 1902 году. Эта камера была способна делать три снимка одного и того же изображения, каждый из которых пропускался сквозь три совершенно разных световых фильтра: красный, зеленый и синий. А патент, полученный изобретателем в 1905 году, можно без преувеличения считать началом эры цветной фотографии в России. Это изобретение становится намного качественнее наработок зарубежных химиков, что является важным фактом ввиду массового интереса к фотографии по всему миру.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: