Защитник земли русской — илья муромец

Сын Ильи Муромца

Согласно былинам, у Муромца был сын – Сокольник, который родился от связи с некой чужестранкой. Сюжет народного фольклора описывает поединок отца и отпрыска. Побеждает Илья, который узнает в поверженном враге родственника. Помогает в этом перстень, который богатырь подарил матери Сокольника.

Муромец отказался убивать сына, но тот отказался мириться с родственником и попытался расправиться с Муромцем. Илья не прощает отпрыска и убивает юношу.

Илья Муромец, которого связывают с Илией Печерским, – мифическая личность, которая за восемь веков обросла легендами. Фольклористы, мифологи и культурологи работают над развенчанием некоторых из них, но столетия впитали в себя пласт народных преданий о русском воине, поэтому работа исследователей продолжается.

Илья Муромец и идолище поганое (былина)

Надвинулась на Киев-град беда великая: подступило к нему войско басурманское, войско хана татарского Идолища. Услыхал Идолище, что богатыря Ильи Муромца в Киеве нет — и осмелел. Позвал он писца, велел князю Владимиру письмо писать:«Выбирайся, князь, из своих хором. Иду я на Киев. Город возьму, церкви разрушу, а тебя в кухню сошлю. Будешь мне обеды варить».

Как написал, так и сделал. Напал Идолище на Киев, княжеские палаты занял, князя Владимира на кухню работать послал. Плачет Владимир, а бороться, с Идолищем не может: без богатырей у него своей силы нет.А Илья Муромец в родительском доме живёт. Почуял он издали, что беда стряслась над Киевом. Сел на своего добра коня и поехал проведать, не нужна ли его помощь родной земле.Приезжает Илья к Киеву. А навстречу ему нищий идёт, калика перехожая. Попросил его Илья:— Дай мне твоё платье нищее, а себе моё хорошее возьми!Удивился бедняк, согласился с радостью. Переоделся Илья в лохмотья бедные, идёт к палатам княжеским. Остановился под окном, кричит:— Подай, Владимир-князь, мне милостыньку!Князь Владимир из кухонного окошка выглянул.Не узнал Илью в лохмотьях. Пожаловался: — Не могу я ничего тебе дать, калика перехожая! Не по-прежнему живу я: служу Идолищу поганому, ему обеды варю.А Илья и шепчет князю тихонечко:— Погоди, князь, я тебя выручу! Не калика я перехожая, я—Илья Муромец!Обрадовался князь. А Илья в горницу к Идолищу идёт.— Пришёл я поглядеть на тебя, царь Идолище, каков ты есть.Усмехается Идолище.— Что ж, гляди. Я тебя не гоню.— Нерадостную весть несу я тебе, царь Идолище,— Илья говорит, —ведь Илья Муромец жив, здоров, завтра хочет в Киев вернуться.— А велик ли ростом ваш Илья? Много ли ест, пьёт? —Идолище спрашивает.Отвечает богатырь:— Ростом с меня будет, а ест хлеба —по ломтю в обед, пива пьёт —один стакан.— А я, —Идолище говорит, —хлеба ем по семи пудов, мяса —быка на обед, пива пью за один раз — полтора ведра.Рассмеялся Илья Муромец:— Что ж! У моего света-батюшки была корова прожорливая. Тоже много ела. Да под конец у неё пузо треснуло.Обиделся Идолище. Размахнулся, кинул свой кинжал в Илью —да не попал. А Илья бросил в него шапкой своей. И ударила та шапка Идолище прямо по маковке. Вылетел татарин из окна на улицу. Илья за ним выбежал. Начал бить-крушить силу вражескую. Прогнал татар вон из Киева. Приказал Владимир-князь звонить в большой колокол. И весёлый пир в честь Ильи созвал.

— КОНЕЦ —

Как доехать

Добраться в Муром можно на любом виде транспорта, исключая воздушный — аэропорта здесь нет. Удобнее всего ехать поездом, поскольку город является важным транспортным узлом на Горьковской железной дороге и через него проходят поезда по многим направлениям:

  1. Поезд. Железная дорога связывает Муром с Москвой, Санкт-Петербургом, Казанью, Чебоксарами, Омском, Ижевском, Барнаулом, Новосибирском и другими городами. Из столицы поезда отправляются с Казанского вокзала, поездка займёт 4,5–5 часов. Из Северной столицы получится доехать за 15 часов на Казанском поезде, отправляющемся с Московского вокзала.

    Железнодорожный вокзал Мурома напоминает сказочный терем

  2. Электричка. Пригородные электропоезда ходят из Нижнего Новгорода, Коврова, Арзамаса.
  3. Автобусное сообщение есть с Владимиром, Нижним Новгородом, Рязанью. Из столицы автобус отправляется от Щёлковского автовокзала, дорога займёт 6 часов. Остановка автобусов до Владимира находится поблизости от Курского вокзала, отправление почти каждые полчаса. А из Владимира много автобусов и маршрутных такси до места назначения.
  4. Автомобиль. Приверженцам автопутешествий следует двигаться по трассе М7 до Нижнего Новгорода. Оттуда есть два маршрута: через Гороховец или Павлово.
  5. На корабле. Пассажирский водный транспорт прекратил существование с распадом СССР, но ещё сохранились туристические теплоходы, отправляющиеся из Москвы и Нижнего Новгорода. Из Москвы круизные теплоходы отправляются примерно раз в неделю.

    К небольшому причалу на Оке швартуются и туристические теплоходы

Идолище в реальности

На самом деле богатырь Идолище Поганое – это не просто отрицательный персонаж, а, скорее, собирательный образ – образ врага, а именно татар. Не зря в былинах Идолище зовется и «некрещеным», и «нечестивым», и «идолом- скоропитом», и «проклятым татарином». Он предстает в сказаниях прожорливым и ненасытным. «Хлеба я кушаю по печи, и мяса я ем по целому стягу, и пива я пью по три яндовы» — так о себе говорит само Идолище.

Согласно былинам, Идолище Поганое, как и противники Руси того времени, является мусульманином. Этот факт подтверждают и тексты народных сказаний. Так в одной из былин говорится о том, что Идолище, захватив очередной город, запрещает колокольный звон и милостыню. А ведь именно милостыня, согласно православной вере, очищает от множества грехов.

На вероисповедание Идолища указывает и один из вариантов сражения все того же Ильи Муромца с врагом. Положительный герой спасает Киев только благодаря постройке в городе колокольни, которая, конечно, пришлась не по нраву Идолищу — представителю иного религиозного течения.

Калин-царь

Илья Муромец — один из самых любимых в народе богатырей, ведь он был из крестьян.
Его более всех уважали и почитали. Даже на картине В.М.Васнецова «Три богатыря» могучий герой изображен в центре как самый сильный. А вот князь не любил Илью. Однажды он три года держал богатыря в темнице, желая уморить голодом. Но дочь князя тайком носила Илье поесть. И когда на Киев напал Калин-царь, князь раскаялся в том, что уморил богатыря, а дочка призналась, что кормила героя и он жив. Илью выпустили, и он, не тая злобы перед лицом общей опасности, отправился на бой. Но другие богатыри, тоже обиженные князем, не захотели воевать за Владимира. Перебив почти всех врагов, Илья все же попал в плен. Но на помощь ему приходят другие богатыри, и вместе они побеждают врага.

Возможные исторические прототипы

Какими бы сказочными ни казались сюжеты былин об Илье Муромце, историки утверждают: это реально существовавший человек. Его мощи покоятся в Киево-Печерской лавре, но первоначально гробница находилась в приделе Софии Киевской – главного храма Киевской Руси. Обычно в этом соборе хоронили только князей, даже бояре не удостаивались такой чести, следовательно, заслуги Ильи Муромца были исключительными. Исследователи предполагают, что герой погиб в 1203 году во время набега войск половцев на Киев.

Другую версию предлагает историк А.Медынцева, попытавшаяся объяснить, почему эпическая традиция связала образ Ильи Муромца с князем Владимиром Святославичем, жившим намного раньше. Не отрицая связи былинного героя с реально существовавшим Ильей Муромцем, она указывает, что еще одним истоком образа мог стать тот же человек, который послужил прототипом Добрыни Никитича. Это был дядя князя Владимира – брат ключницы, простолюдин, сумевший стать сначала княжеским дружинником, а потом воеводой.

Этот человек сделал немало доброго для своего племянника: настоял, чтобы Святослав именно Владимира дал в князья новгородцам, после смерти Святослава помог Владимиру прийти к власти. Внедряя на Руси христианство, Владимир именно Добрыне поручил крещение Новгорода. После этого события Добрыня больше не упоминается в летописях, хотя о его смерти нигде не говорится. А.Медынцева предполагает, что этот человек, крестившись, получил имя Илья, а впоследствии его стала одним из истоков образа Ильи Муромца.

Образование

Какие подвиги совершил Илья Муромец? Первый бой Ильи Муромца

Былинные богатыри и их подвиги были для русского народа воплощением героизма. Ведь эти воины ставили защиту Отечества и людей на первое место. Во время крещения Руси и эпохи правления князя Владимира появился целый былинный цикл, главным героем которого стал богатырь Илья Муромец. Он был воплощением справедливости, опытности, мудрости, трезвости, надёжности, верности, мужества, силы и миролюбия. Прежде чем рассказать о том, какие подвиги совершил Илья Муромец, поведаем о чудесном исцелении богатыря.

Зачем придумали Идолище?

В битвах с противниками Русь не раз терпела тяжелые поражения. Однако отвратительный образ Идолища Поганого и его неминуемая гибель от рук храбрых богатырей способствовали поддержанию духа русских воинов и народа в целом.

Поначалу в былинах фигурировали имена печенегов и половцев, которые во времена создания былин и являлись активными противниками Руси. Как, например, половецкий князь Шарукан, названный в сказаниях Кудреваном или хан Тугоркан – Тугарин Змеевич. Однако впоследствии сказания не раз переделывались, и когда на Руси появились татары, главными отрицательными персонажами стали именно они. К примеру, как предполагают историки, прототипом Калин-царя стал татарский хан Менгу-Каан.

В связи с этим былины можно считать своеобразными учебниками истории в устной форме. Их передавали из поколения в поколения, пели на пирах и всевозможных празднествах.

« «Белые существа»: какую загадку альбиносов ученые до сих пор не могут разгадать

Былина (В пересказе А.Н. Нечаева)

Уехал как-то раз Илья Муромец далеко от Киева в чистое поле, в широкое раздолье. Настрелял там гусей, лебедей да серых уточек. Повстречался ему в пути старчище Иванище – калика перехожий1. Спрашивает Илья:
– Давно ли ты из Киева?
Недавно я был в Киеве. Там беду бедует князь Владимир со Апраксией. Богатырей в городе не случилось, и приехал Идолище поганое. Ростом как сенная копна, глазищи как чашищи, в плечах косая сажень2. Развалясь сидит в княжеских палатах, угощается, на князя с княгиней покрикивает: «То подай, да это принеси!» И оборонить их некому.
– Ох ты, старчище Иванище, – говорит Илья Муромец, – ведь ты дороднее да сильнее меня, только смелости да ухватки пет у тебя! Ты снимай платье каличье, поменяемся на время мы одёжею.
Наряжался Илья в платье каличье, пришёл в Киев на княжий двор и вскричал громким голосом:
– Подай, князь, милостыньку калике перехожему!
– Чего горлопанишь, нищехлибина3?! Зайди в столовую горницу. Мне охота с тобой перемолвиться! – закричал в окно Идолище поганое.
Вошёл богатырь в горницу, стал у притолоки. Князь и княгини не узнали его. А Идолище, развалясь, за столом сидит, усмехается.
– Видал ли ты, калика, богатыря Илюшку Муромца? Он ростом, дородством каков? Помногу ли ест и пьёт?
– Ростом, дородством Илья Муромец совсем как я. Хлеба ест он по калачику в день. Зелена вина, пива стоялого выпивает по чарочке в день, тем и сыт бывает.
– Какой же он богатырь? – засмеялся Идолище, ощерился. – Вот я богатырь – зараз съедаю жареного быка-трёхлетка, по бочке зелена вина выпиваю. Встречу Илейку, русского богатыря, на ладонь его положу, другой – прихлопну, и останется от него грязь да вода!
На ту похвальбу отвечает калика перехожий:
– У нашего попа тоже была свинья обжористая. Много ела, пила, покуда её не разорвало.
Не слюбились те речи Идолищу. Метнул он в него аршинный4 булатный нож, а Илья Муромец увёртлив был, уклонился от ножа.
Воткнулся нож в ободверину5, ободверина с треском в сени вылетела.
Тут Илья Муромец в лапоточках да в платье киличьем ухватил Идолища поганого, подымал его выше головы и бросал хвастуна-насильника о кирпичный пол. Столько Идолище и жив бывал. А могучему русскому богатырю славу поют веки-повеки.

1 Калики перехожие – странники.

2 В плечах косая сажень – широкие плечи.

3 Нищехлибина – презрительное обращение к нищему.

4 Аршинный – здесь: огромный. Аршин – старинная мера длины, равная примерно 72 см.

5 Ободверина – косяк, дверная колода.

Илия Печерский и русский богатырь

Былины наполняют русский народный эпос и увековечивают героические события или примечательные эпизоды национальной истории XI–XVI веков. Оттого в образах многих богатырей узнаются черты людей, которые действительно жили в средневековой Руси и принимали непосредственное участие в ее истории.

Илия Печерский – инок Киево-Печерского монастыря – жил в XII веке. Исследователи русского фольклора считают его прототипом Ильи Муромца. Доказательства жизни Илии сохранились, а вот Муромец, по версии ученых, – собирательный образ, некоторые особенности которого позаимствованы в том числе и у упомянутого священнослужителя.

Печерский родился в селе Карачарово в промежутке между 1150 и 1165 годами, считают ученые. Но гипотеза вызывает сомнения, потому что в истории населенный пункт впервые упоминается в XVII веке. Согласно другому мнению, Илия появился на свет в городе Карачев или поселке Моровск.

С юности Печерский обладал недюжинной силой и носил прозвище Чоботок: однажды богатырь отбился от врагов одним сапогом – чоботом.

Монашество Илия принял в Киево-Печерской лавре, но священнослужению посвятил не всю жизнь. Ученые доказывают это отсутствием упоминаний о житии преподобного. Считается, что Илия большую часть жизни посвятил ратному делу и решил стать монахом после того, как едва не погиб в бою.

Некоторые исследователи предполагают, что Печерский родился в Муроме, где после жили его потомки, носившие фамилию Гущины. Преемники Илии обладали невероятной силой. Например, одному из потомков, который жил в конце XIX века, даже запрещалось участвовать в кулачных боях.

Рядом с домом, где Илия жил в Муроме, стоит Троицкая церковь. Предание гласит, что мужчина построил здание сам. В ходе работы Печерский на плече носил стволы дуба-топляка, которые сплавлялись по реке.

Точной даты смерти Илии, как и ее причин, не сохранилось. Но существует гипотеза, что Печерский погиб 2 января 1203 года при нападении на Киев Рюрика Ростиславича. В Киево-Печерской лавре придерживаются мнения, что Илия не погиб на поле сражения, а был тяжело ранен копьем в грудь, но выжил. И последние годы жизни богатырь провел в служении Богу.

Мощи Илии хранятся в пещере Киево-Печерской лавры. Для исследователей, которые изучают жизнь святого воина, примечателен 1988 год. Ученые проводили экспертизу мумифицированных останков Печерского. Анализ показал, что останки принадлежат мужчине, умершему в XII столетии.

Характеристика антропометрических данных усопшего указывают на нетипичный для Средневековья рост – 177 см. У современников Илии средний рост составлял 165 см. Исследователи обнаружили признаки заболевания позвоночника, что указывает на связь с былинным Ильей Муромцем, который не мог ходить из-за проблем со спиной.

Череп монаха толще, чем у обычных людей. Запястья и ключицы превосходят по размерам примеры из анатомии.

Причиной смерти Печерского мог стать удар копьем или мечом в грудь. На левой руке сохранились следы характерной раны. Вероятно, Илия прикрывал грудь от острия оружия. Погиб Илия в возрасте 40–45 лет.

Работа советских ученых помогла снять часть вопросов, касающихся личности Печерского. Но по-прежнему остаются факты из биографии Илии, которые мифологизируются и обрастают новыми подробностями.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И ИДОЛИЩЕ ПОГАНОЕ

  Выехал однажды Илья Муромец в чистое поле; день был летний, длинный да жаркий; едет старый Илья, не торопится, отпустил на бурушке поводья шелковые.

  Встречает Илья по дороге калику перехожую, говорит ему:

  — Здравствуй, старчище-Иванище, откуда бредешь, куда путь держишь?

  — Иду я, брат Ильюшенька, ко святым местам, во святой град Иерусалим во Иордане-реке искупаться, ко гробу Христову приложиться, а был я только что в Царь-граде славном.

  — Все ли в Царь-граде по-прежнему, по-бывалому,— спрашивает Илья,— так же ли в церквах божьих звонят, такую ли же милостыню дают нищей братии — каликам перехожим?

  — Нет, Ильюшенька, пришли для Царь-града плохие времена; все в нем не по-прежнему; по-новому, да не по-хорошему. Завладел Царь-градом Идолище поганое; нет от него самому царю никакой воли, никому ни милостыни, ни пощады; святые образа из церквей повыносили, саблями порубили; не слыхать звону колокольного.

  Рассердился Илья на калику:

  — Как же ты, старчище-Иванище, за церкви божии не заступился, с Идолищем в бой не вышел! Силы у тебя вдвое больше, чем у меня самого, а трусости хоть отбавляй. Ну-ка, давай мне скорей твое платье каличье, шапку земли греческой да палицу в девяносто пуд. Пойду я с Идолищем переведаюсь, а ты сиди тут, коня моего стереги, пока не вернусь.

  Не смеет калика ослушаться Ильи; поменялись они платьем.

  Пошел Илья в Царь-град; каждый шаг по версте делает, земля под ним содрогается.

  Говорят татары в Царь-граде:

  — Что это за мужик-невежа сюда явился? Шумит, стучит без толку; наш Идолище даром что в две сажениростом, а шуму такого не делает.

  Подошел Илья к окну царских палат белокаменных, кричит громким голосом:

  — Великий царь Константин Боголюбович, подай мне ради Христа золотой милостыньки, пора мне уж перестать странствовать да о душе подумать.

  Пошатнулся терем от Ильева возгласа, хрустальные окна поразбивалися, сердце у татар в груди замерло.

  Узнал гостя царь Константин Боголюбович, обрадовался, а Идолище говорит:

  — Позови-ка, царь, этого калику сюда в палаты, посади за стол белодубовый, хочу я поговорить с ним; накормим его досыта, напоим допьяна.

  Посадили Илью за царский стол; сел с ним рядом Идолище поганое, стал его выспрашивать:

  — Скажи мне, калика перехожая, видал ли ты на Руси богатыря Илью Муромца, каков он из себя?

  — Как мне не знать Ильи; мы с ним братья крестовые; ростом он с меня и лицом на меня похож.

  Усмехнулся Идолище:

  — Не велик же ваш богатырь! А помногу ли Илья хлеба ест, зелена вина пьет?

  — Ест Илья по три калачика крупитчатых, зелена вина пьет на три пятачка медных.

  — Плох же ваш богатырь,— говорит Идолище,— такого богатыря я на ладонь посажу, а другой прикрою — так из него и дух вон выйдет; дуну на него, и унесет его ветер в чистое поле. Вот я — так по три хлеба сразу ем; по три ведра зелена вина пью; щей целой бочки едва на обед мне хватает.

  — Нашел чем хвастать! — отвечает Илья.— Вот у нашего батюшки была корова жирная; много она пила, ела, оттого и лопнула, как бы с тобой того же не случилось.

  Не понравились татарину эти речи; схватил он нож острый, да как пустит им в Илью; Илья сам отклонился, нож правой рукой отмахнул — попал нож в дубовую дверь; упала дверь с петель, придавила двенадцать татар, что стояли за нею; кого убило, кого ранило; стонут раненые, клянут свое Идолище.

  Тут Илья не стал долго раздумывать, хватил Идолище клюкой по голове раз-другой; свалился Идолище на пол, кричит не своим голосом.

  Взял его Илья за ноги, стал им помахивать, побивать им татар неверных, сам приговаривает:

  — Это ружье по мне: крепок татарин, не рвется, не разбивается.

  Перебил Илья в три часа всю силу татарскую; благодарит его царь Константин Боголюбович, не знает с радости, как Илью принять, чем употчевать! Просит его навсегда в Царь-граде жить остаться.

  — Будешь ты у нас, Илья Иванович, воеводою!

  Говорит Илья:

  — Добрый царь Константин Боголюбович! Служил я тебе всего три часа, а заслужил слово ласковое и хлеб-соль обильную — на том тебе великое спасибо. Жаль мне с тобой расставаться, да нельзя бросить своего товарища, поджидает он меня на дороге.

  Отпустил Илью Константин Боголюбович, насыпал ему на дорогу целую миску красного золота, а вторую — чистого серебра, а третью — скатного жемчуга.

  Взял Илья с радостью эти подарки, говорит:

  — Это я все заработал!

  Распрощался Илья с царем, поехал на поле, где поджидал его старчище Иванище; видит Илья: сидит калика еле жив; не мог с конем богатырским справиться; мыкал-мыкал бурушка калику перехожую, совсем измучил.

  Переменился Илья с каликой платьем, надел опять свои доспехи богатырские, назад в Киев поехал, говорит Иванищу на прощанье:

  — Смотри, вперед не трусь! Не выдавай христиан поганым татарам, выручай из беды несчастных — на то тебе и силу бог дал великую!

"Богатыри и Витязи Русской земли" составитель Н.И. Надеждин

Что посмотреть в разные сезоны

Выбор времени зависит от цели посещения и ваших возможностей. Монастыри и храмы открыты круглый год, поклониться святым местам можно в любой сезон. Но лучшее время для вояжа — с поздней весны до ранней осени.

  1. Летом хорошо гуляется по просторному Спасо-Преображенскому монастырю. Вокруг монастырских построек разбиты клумбы, есть пруды и вся территория утопает в зелени.

    Вокруг Спасо-Преображенского монастыря много зелени, разбиты клумбы и устроены искусственные водоёмы

  2. Прогуляйтесь по набережной, полюбуйтесь на вантовый мост, искупайтесь в Оке — городской пляж чистый, песчаный, можно купаться даже детям.

    Летним днём хорошо прогуляться по набережной Оки

  3. В конце июня проводится традиционный фестиваль «Звёзды над Окой». В этот день на набережной организованы зоны экстремального туризма, игры лазертэч, проводятся дог-шоу, концерты рок-групп. В завершение устраивается концерт с участием звёзд и фейерверк.

    Фестиваль «Звёзды над Окой» приурочен ко Дню молодёжи, в этот день на набережной проводится множество мероприятий

  4. Погуляйте в Окском парке, отдохните в тени вековых лип и вязов, осмотрите с высоты холма реку и открывающейся за ней вид. Кстати, в первую субботу июля Муром празднует День города.
  5. День семьи, любви и верности празднуется 8 июля. Муром принимает множество гостей со всей страны, желающих почтить память муромских святых и попросить у них семейного счастья.

    День семьи, любви и верности, основанный в память о Петре и Февронии — наиболее любимый горожанами и гостями праздник

  6. 4 августа — день бренда города, муромского калача. В программе: театрализованное представление, конкурсы, мастер-классы, хлебная ярмарка с дегустацией изделий муромских калачников.
  7. Сентябрь ещё одарит последним теплом, но в октябре уже чувствуется приближение зимы. Да и дожди не редкость, так что не забудьте взять зонт и запаситесь непромокаемой обувью. Наградой станет разноцветье осенней листвы, укрывающей скверы и парки. А от дождя легко спрятаться в одной из церквей или в музее.
  8. В начале сентября проводится необычный фестиваль «Россию строят мужики». В программе: мастер-классы по традиционным мужским ремёслам, выступление клубов исторической реконструкции и мужского фольклорного ансамбля.

    Идея фестиваля «Россию строят мужики» — роль отца в воспитании настоящего мужчины

  9. Если хотите увидеть настоящую русскую зиму, отправляйтесь в Муром. Она здесь снежная, с морозцем — средняя температура около -10 °С. Правда, нет летней зелени и разноцветья, да и скользкие тротуары портят впечатление, но это мелочи.
  10. Стоит приурочить поездку к празднованию Нового года. Здесь оно проходит ярко, интересно, весело и с выдумкой. Можно оценить фантазию и креативность создателей праздничных деревьев на аллее ёлок, поучаствовать в концерте с конкурсами и народных гуляниях на площади 1100-летия Мурома.

    Новый год в Муроме празднуется ярко и интересно

Илья не мог ходить по вине деда-язычника

Жизнь героя былин начинается неудачно: мальчик осознает, что не сможет ходить всю жизнь и будет прикован к кровати. Причину, по которой Илья Муромец родился с патологией, объясняет легенда, связанная с приходом христианства на территорию Руси.

Дед будущего богатыря оставался верен язычеству и не хотел принимать веру в единого Бога. В знак решительности предок Муромца разрубил топором икону. Тогда родственнику Ильи предрекли проклятие на мужской род – якобы мальчики в семье будут рождаться калеками.

Илья появился на свет через 10 лет после случившегося. Если верить легенде, то мальчик действительно стал жертвой необдуманного решения дедушки. Но фольклорная мысль идет дальше. 33 года недуга сделали Илью кротким и терпимым, поэтому высшие силы решили дать мужчине возможность послужить во славу христианской веры и наделили огромной для смертного силой.

Психиатры объясняют невозможность Муромца ходить явлением астазии-абазии (нарушение способностей стоять и ходить) при отсутствии органической патологии опорно-двигательного аппарата. Отклонения наблюдаются у лиц, страдающих от диссоциативных расстройств, ранее называемых истерией.

Преподобный Илья

Удивительно, но у Ильи Муромца был прототип — монах Киево-Печерской Лавры.
Исследовав его мощи, ученые пришли к выводу, что он и в самом деле долго страдал тяжелой болезнью позвоночника и не мог ходить. Но потом он выздоровел и стал богатырем. Около 40 лет — это тогда считалось уже старостью — он ушёл в монастырь и умер примерно в 45 лет. Монах Илья Муромец считается святым.

Настоящий Илья тоже был знаменит своей огромной физической силой, богатырским сложением и воинскими победами. Но князю Владимиру он не мог служить, потому что жил на 200 лет позже.

Илья Муромец — это и герой былин, и реальный герой Древней Руси.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

  • Победа над Соловьем-разбойником.
  • Царь Калин и битва за Русь.
  • Победа над Идолищем.

Дунай Иванович

Дунай Иванович убивает жену. Иллюстрация Николая Каразина. 1885 год

Краткая биография:

Ходят слухи, что когда-то Дунай служил литовскому королю, но его биография начинается со службы в Киеве. Владимир хочет жениться и отправляет Дуная с  в Литву, чтобы сосватать королевскую дочь Апраксу. Уговорив ее, они возвращаются домой, но тут случается странное: в поле им встречается богатырка, которая предлагает помериться силами. Дунай побеждает, и дома они с богатыркой играют пышную свадьбу. На свадебном пиру оба хвастаются: он — храбростью, она — меткостью. Гордый Дунай решает проучить жену и устраивает соревнование по меткости, которое в итоге проигрывает. Не простив жене унижения, Дунай разрезает ей живот и обнаруживает, что она беременна: внутри ребенок — «руки в серебре, ножки в золоте». Дунай с горя убивает себя — падает на нож, и из его крови протекает река.

Былины про богатыря

Про богатырей в Древней Руси слагались легенды и былины.
Былины — это героические песни, которые старички-сказители исполняли, наигрывая на гуслях. Это такой старинный струнный инструмент.

Про Илью Муромца есть много былин, и у каждой ещё несколько десятков вариантов. Эти произведения были очень популярны в древности. Особенно на Русском Севере, где сохранилось больше всего произведений, посвященных Илье Муромцу и его службе князю Владимиру. В южных областях Илья Муромец часто изображался казаком и никому не служил. Но неизменным оставались огромная сила Ильи и его роль защитника Русской земли от захватчиков.

Роковое ранение

Про первый бой Ильи Муромца вы уже знаете. Но о последнем ничего не известно, кроме того, что богатырь получил в нём ранение. Учёные, исследовавшие мощи Муромца, обнаружили на груди след от копья. Вероятно, он пытался перехватить его на лету, и это уменьшило глубину и силу удара. Полученная рана не зажила до конца и постоянно воспалялась, что привело к инфекции и последующей смерти Муромца.

Если рассматривать военную историю средних веков, то причина гибели Ильи представляется довольно правдоподобной. Ведь в то время хорошо вооружённого и сильного война, с которым довольно трудно было справиться в открытом бою, убивали на расстоянии с помощью стрелы или копья. Это помогало сохранить жизнь собственным воинам.

Дела былинного героя

Начало былинной «биографии» Ильи Муромца связано с весьма типичным для эпического героя мотивом запоздалого возмужания: 33 года герой сидит на печи, будучи не в состоянии двигать ни руками, ни ногами, но однажды, к нему являются три старца – «калики перехожие». В изданиях советских времен из былин «вырезалось» уточнение, кто были эти люди, но традиция намекает, что это Иисус Христос и два апостола. Старцы просят Илью принести им воды – и парализованный человек встает на ноги. Таким образом, даже исцеление героя оказывается связано с готовностью совершить пусть незначительное, но доброе дело.

Обретя богатырскую силу, Илья отправляется совершать подвиги. Примечательно, что ни Илья Муромец, ни другие русские богатыри никогда не совершают подвигов только ради личной славы, как это делают иногда герои западных рыцарских романов. Деяния русских витязей всегда общественно значимы. Таков самый известный подвиг Ильи Муромца – победа над Соловьем-разбойником, который убивал путников своим разбойничьим свистом. «Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей, тебе полно-тко вдовить да жен молодых», – говорит богатырь, убивая злодея.

Другой подвиг богатыря – победа над Идолищем, захватившим власть в Царьграде. Идолище – собирательный образ врагов-кочевников – печенегов или половцев. Это были языческие народы, и не случайно Идолище грозится «пустить на дым Божьи церкви». Побеждая этого врага, Илья Муромец выступает как защитник христианской веры.

Богатырь всегда предстает защитником простого народа. В «Илья Муромец и Калин-царь» Илья отказывается выходить на бой, обиженный несправедливостью князя Владимира, и только когда дочь князя просит богатыря сделать это ради бедных вдов и малых детей, он соглашается сражаться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: