Дунай иванович

История богатырей на Руси

Наверное, каждый из нас в школе или по телевизору слышал истории о могучих и непобедимых героях. Их подвиги вдохновляют, вселяют надежду и заставляют гордиться собственным народом, его силой, самоотдачей и мудростью.

Многие историки делят русских богатырей на старших и младших. Если следовать эпосу и былинам, то можно четко провести границу между старославянскими полубогами и уже христианскими героями. Русские древние богатыри — это всесильный Святогор, могучий Верни-Гора, Микула Селянинович, Дунай и другие.

Они отличаются своей безудержной природной мощью. Эти богатыри — олицетворение обожествленных сил природы и ее непобедимости. В более поздних источниках им придают несколько негативный окрас. Они становятся героями, которые не могут и не хотят применить собственную силу во благо. Чаще всего это просто разрушители, хвастающиеся мощью перед другими богатырями и простым людом.

Это было сделано для того, чтобы подтолкнуть людей к новому миру — христианскому. На смену богатырям-разрушителям приходят богатыри-созидатели, защитники русской православной земли. Это Добрыня Никитич, Никита Кожемяка, Пересвет и многие-многие другие. Нельзя не вспомнить и подвиги русского богатыря Ильи Муромца. Это излюбленный образ для многих писателей и художников. Излечившись от тяжелой болезни, витязь пошел защищать собственную землю, а после удалился в монахи.

Дюк Степанович

Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.

Дюк Степанович

  • Как зовут сестру Несси и где она обитает? 8 интересных фактов о мифологии
  • Кто такие гении
  • Кем был Гермафродит

История создания персонажа

Сейчас сложно судить об историческом прототипе героя. Накал страстей и трагическая развязка в его судьбе характерна для западноевропейских рыцарских романов. Имя Дунай было распространено на Руси, поэтому нельзя исключать вероятность, что былины об этом богатыре навеяны воспоминаниями о подвигах реального человека.

Связывают происхождение персонажа с воеводой князя Владимиром Васильковичем. Так, согласно киевским летописям, он ведет дружину против ляхов. Сам Владимир считается идеалом князя по всем характеристикам: и по внешности, и по душевным качествам. В огромном количестве песен в его честь не раз упоминаются и близкие дружинники, воеводы, Дунай в том числе.

Связь былинного персонажа с воеводой подтверждается еще тем, что они оба, так или иначе, имеют дело с литовским королем. Исследователи предполагают, что в эпосе некоторые реальные ситуации дополнились сказочными. Например, совпадение имени витязя и названия реки обусловило прибавление в конце былины эпизода с самоубийством. Так, пролившаяся кровь дала начало реке.

Есть суждения о связи былины, в которой этот персонаж сватает для Владимира Апраксу у литовского князя, и реального исторического эпизода. Так, в 980 году Владимир просил руки дочери князя Полоцка Рогволода. Ему ответили отказом, поэтому, рассердившись, киевский князь напал на Полоцк и убил Рогволода и сыновей его, а дочь Рогнеду насильно взял в жены.

Алеша Попович и его подвиги

На картине Васнецова этот юноша изображен с луком и стрелами, а возле седла можно увидеть гусли, что говорит о его веселом нраве. Иногда он безрассуден, как любой молодой парень, а иногда хитер и мудр, как бывалый воин. Как и многие богатыри земли Русской, это, скорее, собирательный образ. Но есть у данного персонажа и реальный прототип.

По некоторым данным, это сын ростовского православного попа Леонтия. Но земляком его считают и жители (Украина). Местные предания гласят, что он частенько посещал здешние ярмарки и помогал людям.

По другой версии, это ростовский известный богатырь Александр. Он жил в 12-13 веке и был видным историческим деятелем. Часто его образ переплетается с другим, не менее заметным персонажем былин, Вольгой Святославичем.

Славные подвиги русских богатырей будут неполными без сказаний о том, как Алеша сошелся в бою с самим Тугарином. Этот половецкий хан — реальное историческое лицо Тугоркан. И в некоторых былинах Алеша Попович дрался с ним несколько раз. Также этот богатырь заслужил славу в многочисленных междоусобных войнах того времени. И погиб в знаменитой битве при Калке (1223 год).

Святогор

Святогор представлен в образе богатыря-великана. Этот персонаж относится к достаточно древнему периоду русского былинного эпоса. Святогор настолько огромен, что его тяжесть не может выносить мать Земля. Когда Святогор едет, то земля сотрясается, лес колышется, реки изливаются, потому он не ездит на святую Русь, а живет в Святых горах.

Святогор является героем былины о Микуле Селяниновиче, который предлагает Святогору поднять суму, в которой находится вся тяга земли. По одной из версий Святогор так и не смог поднять сумы и при попытках ее поднять умер, по другой версии Микула Селянинович открывает Святогору секрет сумы.

Дрогой эпизод появления Святогора связан с богатырём Ильей Муромцем. Святогор и Илья находят гроб который оказался мал для Ильи, но в пору Святогору, Святогор лег в него, и крышка гробы захлопнулась, выйти из него богатырь так и не смог. Однако он смог через дыхание передать Илье часть своей богатырской силы.

Вольга Святославич

Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ. Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.

Вольга Всеславьевич (Андрей Рябушкин, 1895)

Герои эпоса

Основным действующим лицом в былинах, сказках и мифах является человек. При этом эпические герои олицетворяют собой народ. То, с чем им приходится сталкиваться в жизни, это не что иное, как судьба государства и общества.

Эпические герои лишены каких бы то ни было эгоистических черт. Кроме того, они внутренне и внешне связаны с общенародным делом.


Эпические герои — это люди, вовсе не лишенные личной психологии. Однако ее основа обязательно является общенародной. Это обстоятельство и делает участника описанных в произведениях событий героем эпоса. Причем он может быть не только победителем, но и побежденным, не только сильным, но и бессильным. Но он обязательно станет эпическим героем, если будет находиться в единстве с общенародной жизнью.

Самые известные русские богатыри и их подвиги

Наша история хранит немало известных имен. Наверное, каждый знает фразу: «А и славные, а и сильные богатыри на земле Русской». Хотя наш народ в большинстве своем не воинственный, предпочитает трудиться на земле, но из его среды издревле выходили могучие герои и защитники Отечества. Это Святогор, Микула Селянинович, Дунай Иванович, Пересвет, Садко и многие-многие другие. Эти богатыри проливали собственную кровь за родную землю и становились на защиту мирных людей в самое смутное время.

Именно о них складывались былины и песни. При этом, с течением времени, они много раз переписывались. В них добавлялись новые и новые факты и подробности. Даже характер героев претерпевал значительные изменения.

Особенно повлияло на сей процесс принятие Это разделило нашу историю, привело к отрицанию и осуждению всего старого. Поэтому в образах более древних богатырей теперь можно увидеть негативные черты. Речь идет о Святогоре, Пересвете, Дунае Ивановиче.

На смену им пришли богатыри нового поколения. И практически все они служили князьям, а не народу. Самые известные богатыри земли Русской — это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Именно их восхваляли в песнях и былинах. Они красуются на известнейшей картине Васнецова. Именно их больше всего знают дети, благодаря многочисленным мультфильмам и сказкам. Что же они совершили? И почему их изображают всегда вместе?

По заверениям многих историков, эти три известнейших русских богатыря никогда не встречались. Согласно некоторым данным, Добрыня жил в 15 веке, Илья — в 12-м, а Алеша, самый молодой из героев, — в 13 веке.

Виктор Михайлович изобразил их всех вместе как символ непобедимости и несокрушимости русского народа. Подвиги 3 богатырей были совершены в разное время, но историки сходятся во мнении, что большая их часть вполне реальна. Например, тот же Соловей-Разбойник, война с печенегами, татарский князь Тугарин имели место быть на самом деле. А значит, логично предположить, что и великие деяния тоже совершались.

Результаты сопоставления вариантов былины (таблицы)

Песня является контаминацией сюжета с былиной о Добрыне и Змее. В тексте В.Ф.Миллера «Здунай Иванович» мать просит сына не ехать в кабак, но он едет, нарушая запрет. В кабаке молодец вспоминает материнские слова и проливает вино. Былина с подобным содержанием единична, с женитьбой Дуная она не связана. Названные былинные сюжеты не могут быть отнесены к богатырю Дунаю, его имя упоминается в них случайно. Подобные примеры мы рассматриваем как подтверждение широкого распространения и популярности образа Дуная среди сказителей. На закате эпического творчества Дунай уже прочно занял своё место рядом с самыми любимыми богатырями русского народа. В былине «Недалеко от Киева» на богатырской заставе из 33 богатырей, после Ильи и Добрыни, называется Здунай Иванович в роли писаря . В числе русских богатырей упоминается Дунай в былинах «Камское побоище» и «Илья и Мамай».

Мы считаем, что основным сюжетом былины является добывание жены богатырём Дунаем. В полном виде биография Дуная сложилась поздно. Из-за недостаточности сведений о нем были привлечены другие тексты (былины «Бой Добрыни с Дунаем» и «Молодец и королевична»), по своему происхождению более поздние.

В сознании исследователей и читателей остаётся вся информация, связанная с богатырём Дунаем. Однако при этом нет чёткого понимания, какая часть былины является творческой импровизацией лишь одного сказителя, какие мотивы могут классифицироваться как устойчиво сохраняющиеся повсеместно, а какие встречаются только в определённом географическом регионе. Выявить устойчивую былинную традицию можно после детального сопоставления вариантов былины. Этой задаче посвящена третья глава нашей диссертации.

Прежде, чем перейти к исследованию каждой записи былины, мы обобщили и систематизировали все имеющиеся у нас сведения о её вариантах. Нами были изучены 109 опубликованных записей былины о богатыре Дунае и 2 записи из архива МГУ. Исследование сюжета былины проводилось с учётом ряда факторов. Прежде всего, учитывалось, что текст былины был записан в разное время. Самый ранний вариант, относящийся ко второй половине XVIII в., опубликован в сборнике Кирши Данилова. Основное количество записей было собрано исследователями в XIX в. Мы рассмотрели 60 опубликованных в сборниках вариантов былины, относящихся к этому периоду, включая и записи начала XX в. Записи, произведённые после Октябрьской революции вплоть до 1975г., мы отнесли к XX в. Нами было рассмотрено 50 вариантов былины этого периода.

Помимо изучения материала с точки зрения временного фактора, мы использовали в исследовании вариантов былины географический метод. Первые рассмотренные нами варианты были зафиксированы в Сибири. Остальные записи сделаны на территории двух бывших российских губерний: Олонецкой и Архангельской, которые соответствуют ныне Восточному и Западному Русскому Северу. Мы сохранили в исследовании старые названия, что сочли удобным для сравнительно-исторического анализа. 2 варианта было записано в Сибири, из Олонецкой губернии проанализировано 42 записи былины и рассмотрено 67 записей, сделанных в Архангельской губернии.

Сказителями являются в основном мужчины, поскольку былины исполнялись на промыслах во время долгого ожидания улова, либо зимой во время починки снастей. Женщинам петь во время посиделок часто запрещали родственники мужа. В XIX веке в Олонецкой губернии среди сказителей было 4 женщины и 11 мужчин. В XX веке увеличилось число женщин-сказительниц — 6, но мужчин осталось по-прежнему больше — 10. Такая же ситуация характерна для Архангельской губернии: в XIX веке пели былины 7 сказительниц и 22 сказителя, а в XX веке поддерживали традицию былинного творчества 11 женщин и 16 мужчин-сказителей.

Мы проанализировали 60 полных вариантов былины (в Олонецкой губернии в XIX в. сделано 16 записей, в XX в. — 10; в Архангельской губернии в XIX в. — 25 записей, в XX в. — 9). Зафиксировано только начало песни: Олонецкая губерния, XIX в. — 5 вариантов, XX в. — 6; Архангельская губерния, XIX в. — 11 вариантов, XX в. — 18. Единичны случаи исполнения былины, начинающейся со спора супругов о меткости на пиру у князя:

Олонецкая губерния, XIX в. — 2 сказителя, XX в. — 4; Архангельская губерния, XIX в. — 1 сказитель, XX в. — 2. В поле нашего внимания были все записи, включая те случаи, когда от одного сказителя записывали дважды. Нам представляется важным такой подход, так как сказитель с течением времени мог вспомнить лучше текст или изменить его, что может помочь выявить соотношение традиционного и индивидуального

Мы учитывали все варианты былины, поскольку, на наш взгляд, очень важно понимать ареал бытования данного сюжета и степень сохранности былиной традиции

Никита Кожемяка

Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем. Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур.

На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.

Сочинение про Савелия

Николай Алексеевич Некрасов написал великолепное произведение «Кому на Руси жить хорошо». Основным действующим лицом литературной работы является витязь Савелий. Писатель показывает главного героя, когда тому исполняется очень много лет. К тому времени когда читатели начинают сталкиваться с действующим лицом ему стукнул уже 107 год. Глядя на такие прожитые годы, трудно сказать, каким был персонаж в своей юности. Однако вопреки своему большому возрасту, можно легко догадаться, какая осанка была у Савелия в подростковом возрасте.

Он был отважным главным действующем лицом, который ничего и никогда не боялся. Когда он был юн, он странствовал по своей лесной глуши и произносил одни и те же слова постоянно, он твердил что лес весь его, и он один его хозяин. Но однажды от него отвернулась фортуна, он наткнулся на медведицу и в безжалостной схватке с нею, сорвал собственную спину, но у него всё же получилось вырвать победу у жестокого зверя.

Савелий пожилой мужчина довольно мощной комплекции, выглядел он сильно заросшим и не знавшим уже много лет стрижки. Вопреки всем собственным успехам, за весь свой жизненный путь и всё то что он дал своему семейству, его не слишком уважали и почитали. Поскольку он очень много лет пробыл в ссылке, так как был обвинён в нарушении закона. Его семейство обладала всеми его деньгами, которые у него получилось собрать за долгое время. Но прошли года и деньги, которые были у него на руках в конце концов иссякли. Между тем родные люди, с которыми он жил, начали понимать, что он стал безобидным человеком.

Сынок Савелия не уважал его и нередко его ругал. Но и самому герою не нравился собственный родимый отпрыск, то и дело он его упрекал и выставлял из собственных покоев, в этом виновато было время, которое он прожил в ссылке. Он никогда не был вместе с собственными родными, поскольку большое количество лет прожил в заточении, все это вместе сделало из него дурную личность с трудным нравом. Он никогда не отказывался от сказанных слов и нередко сам рассказывал, что его по жизни почти всегда били, но вопреки всему этому он подымался и не прекращал свой путь.

Только одной молодой особе, мог верить Савелий — Матрёне, она была великодушной и вежливой. И еще не могла представить то, что он когда-то прожил большую часть жизни в ссылке. А оказался он там потому, что совершил преступное деяние, он был соучастником в физическом устранении человека.

Микула Селянинович

Микула Селянинович – это известный былинный богатырь-пахарь. Образ этого богатыря олицетворяет крестьянскую силу.

Микула Селянинович является героем следующих русских былин:

  • «Вольга и Микула Селянинович»
  • «Святогор и Микула Селянинович»

По сюжету одной из былин он встречает богатыря Святогора, предлагает поднять ему свою суму, с этой задачей Святогор не справился. Сам же Микула с легкостью поднял свою суму, объяснив это тем, что в ней находится «вся тягость земная», «весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля».

Согласно былинам у Микулы было две дочери богатырки-воительницы: Василиса Микулишна ставшая женой Ставра Годиновича и Настасья Микулишна, ставшая женой Добрыни Никитича.

Великий Святогор

Это один из известнейших и загадочных богатырей. Перед его славой меркнут даже победы русского богатыря Ильи Муромца. Его имя полностью отвечает внешности. Обычно его представляют могучим великаном.

Можно сказать, что достоверных былин об этом герое достаточно немного. И все они связаны со смертью. Однако Святогор прощается с жизнью не в неравном бою с многочисленными врагами, а в споре с непреодолимой и неведомой силой.

Одна из легенд гласит, что богатырь нашел «суму переметную». Герой попытался переместить ее, но погиб, так и не сдвинув вещь с места. Как оказалось, в этой сумке заключена была вся «тяжесть земная».

Еще одна легенда рассказывает о путешествии Святогора с Ильей Муромцем. Здесь показывается смена «поколений» богатырей. Однажды друзья находят пустой гроб. Пророчество на нем гласило: кому суждено судьбой, тот в него и ляжет. Илье он оказался велик. А когда Святогор лег в гроб, его накрыло крышкой, и он так и не смог вырваться. Несмотря на всю мощь исполина, дерево не поддалось ему. Главный подвиг Святогора-богатыря заключается в том, что он передал всю свою силу Илье Муромцу.

Характеристика 3

Николай Алексеевич Некрасов является автором произведения «Кому на Руси жить хорошо». Главным героем произведения является богатырь Савелий.

Автор представляет главного персонажа, когда тому исполняется уже большое количество лет. На тот момент когда читатель начинает знакомиться с персонажем ему приходится уже 107 лет. Смотря на такую длительную продолжительность жизни, сложно представить, каким был герой в своей молодости. Но несмотря на свой большой возраст, всё равно, можно представить, какое телосложение имел Савелий в своей молодости

Это был бесстрашный главный герой, который ничего в своей жизни, никогда и ничего не боялся. Когда он был молод, он путешествовал по своему лесу и повторял одну и ту же фразу из раза в раз, он говорил что лес, принадлежит полностью ему и он единственный его владелец. Но в один прекрасный день от него отвернулась его судьба, он наступил на медведицу и в жестоком бою с нею, сорвал свою спину, но ему всё же удалось победить безжалостное животное.

Он человек достаточно сильного телосложения, но несмотря на всё это, выглядел он очень обросшим и не знавшим уже много лет стрижки. Несмотря на все свои достижения, за всю свою жизнь и всё то что он сделал для собственной семьи, его не особо любили. Ведь половину своей жизни он провел на каторге, потому что был обвинён в одном из преступлений. Его семья пользовалась всеми средствами, которые ему удалось накопить за все эти года. Но прошло время и все эти деньги, которые были у него на руках рано или поздно закончились. В это время родственники, с которыми он проживал, начали осознавать, что это человек, который не принесет им никакого вреда.

Сын Савелия не любил его и часто его обзывал. Но и сам главный персонаж не любил своего родного сына, довольно часто он его ругал и выгонял из своей комнаты, на всё это сказалось время, которое он провел на каторге. Он никогда не был близок со своей семьёй, ведь много лет проведённые в заключении сделали его злым человеком со сложным характером. Он никогда не отступал, от принятых решений и даже часто сам говорил, что его по жизни очень часто избивали, но несмотря на всё это, он всегда поднимался с колен и продолжал свой путь вперёд.

Единственная девушка, которой мог доверять Савелий это Матрёна, она была доброй и воспитанной. И даже не могла поверить в то, что он когда-то провёл свою жизнь на каторге. А попал он туда, потому что совершил преступление, он был участником убийство одного человека.

Святогор (богатырь-великан)

Великан и богатырь, обладавший недюжинной силой. Огромный и могучий, рожденный в горах Святых. При его ходьбе леса содрогались и реки разливались. Часть своей силы Святогор в писаниях русского эпоса передал Илье Муромцу. Вскоре после этого и умер.

Реального прототипа образа Святогора, нет. Он являет собой символ огромной первобытной силы, которой так и не нашлось применения.

Подробнее >>

5. Дунай Иванович

Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический. Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай.

Nnm.me

Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.

6. Михайло Потык

Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле.

F-picture.ne

Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.

Судьба Дуная Ивановича в былинах[править]

Дунай и Добрыня отправляются в Литву, чтобы сосватать королевскую дочь Апраксу за князя Владимира. Выбор Дуная в качестве свата обычно мотивируется тем, что этот богатырь в прошлом служил Литовскому королю. Дунай сперва является к прежнему своему господину один. Разгневанный чем-то король заключает его в погреба глубокие, но тут приходит на помощь остававшийся при конях Добрыня, который побивает литовскую дружину. Король отпускает Апраксу с богатырями в Киев. Другой сюжет обычно служит продолжением: оказывается, у литовского короля есть и вторая дочь, сестра Апраксы Настасья, с которой у Дуная в прошлом была тайная любовь. Когда Дунай попал из-за этой связи в беду, Настасья выкупила его у палачей и отпустила в Киев

Когда русские богатыри приехали за Апраксой, Настасья была уязвлена невниманием к ней Дуная. На обратном пути богатыри обнаруживают чей-то богатырский след

Дунай отправляется на розыски и встречает богатыря, с которым вступает в бой. Победив его, он вынимает нож для окончательного удара и узнаёт в противнике Настасью. Она напоминает ему о прошлом, и Дунай вновь поддаётся страсти, зовёт Настасью в Киев, чтобы пожениться. В Киеве — двойная свадьба: Владимира с Апраксой и Дуная с Настасьей. На пиру Дунай хвастает своей храбростью, а Настасья — меткостью в стрельбе из лука. Дунай воспринимает это как вызов, устраивается проверка, и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Дунай не в силах признать превосходство жены и приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые» (Рыбн. 9).
Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.

Дунай Иванович

Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический.

Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай.

ДунаДунай Ивановичй Иванович

Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.

Михаил Лермонтов стихотворение «Два великана»

В шапке золота литого Старый русский великан Поджидал к себе другого Из далеких чуждых стран.

За горами, за долами Уж гремел об нем рассказ; И померяться главами Захотелось им хоть раз.

И пришел с грозой военной Трехнедельный удалец, И рукою дерзновенной Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою Русский витязь отвечал: Посмотрел — тряхнул главою. Ахнул дерзкий — и упал!

Но упал он в дальнем море На неведомый гранит, Там, где буря на просторе Над пучиною шумит.

«Два великана» — стихотворение Лермонтова написаное в 1832 году, в аллегорической форме изображает поражение Наполеона в войне с Россией.

В своем произведении Лермонтов противопоставил спокойную уверенность «старого русского великана» самонадеянной дерзости «трехнедельного удальца» из «чуждых стран».

Стихотворение ориентировано на фольклор, в частности на солдатскую песню; это сказывается и в лексике, и в особой «простоте» стиховой и синтаксической организации поэтической речи.

В. Г. Белинский(знаменитый литературный критик) В. Г. Белинский упомянул стихотворение среди произведений Лермонтова, которые «. драгоценны для почитателей его таланта, ибо он . на них не мог не наложить печати своего духа, и в них нельзя не увидеть его мощного, крепкого таланта».

Дунай Иванович

Дунай Иванович является популярным богатырским образом русского эпоса. Дунай Иванович является главным героем трех русских былин:

  • «Дунай Иванович и королевна»
  • «Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем»
  • «Дунай Иванович — сват»

По былинному сюжету Добрыня и Дунай Иванович отправляются к литовскому царю для того, чтоб сосватать его дочь за князя Владимира. Первый на переговоры пошел Дунай, которого король заточил в подземелье. Ему на подмогу приходит Добрыня. Затем король отпускает Апраксию с богатырями в Киев.

У литовского царя была и другая дочь, по имени Настасья, с которой у Дуная в прошлом были любовные отношения. По дороге в Киев, богатыри обнаруживают, что за ними следит некий богатырь. Дунай вступает с ним в бой, в ходе, которого выясняется, что его соперником является Настасья. Дунай предлагает ей уехать вместе с ним в Киев и жениться.

В Киеве состоялась двойная свадьбы князя Владимира с Апраксией и Дуная Ивановича с Настасьей. На пиру Дунай хвастает своей храбростью, а Настасья — меткостью в стрельбе из лука. Они утраивают соревнование, Настасья три раза прострелила серебряное кольцо на голове у Дуная. Дунай не мог допустить, что жена лучше его в стрельбе. И теперь Дунай должен прострелить серебряное кольцо, лежавшее на голове у Настасьи. Он промахивается и убивает свою жену, затем он узнает, что в ее чреве был младенец. От горя он бросается на свою саблю и тоже умирает.

Илья Муромец

Это, пожалуй, самый известный и почитаемый богатырь на Руси. Он воплощает все положительные черты Подтвержденных сведений о нем весьма мало, но достоверно известно, что его причислили к лику

Детство и юношество этот человек провел практически без движения, так как страдал серьезной паралитической болезнью. Однако в возрасте 30 лет Илья был исцелен и полностью встал на ноги. Этот факт подтвердили и многие серьезные ученые, которые проводили исследование останков святого. Поэтому и подвиги русского богатыря Ильи Муромца начинаются в довольно зрелом возрасте.

Этот персонаж стал наиболее известен всем взрослым и детям благодаря былине, которая повествует о его битве с Соловьем-Разбойником. Сей преступник контролировал один из основных путей в Киев — столицу древней Руси. Правивший в то время князь Мстислав поручил дружиннику Илье Муромцу сопровождать очередной торговый обоз. Встретившись с разбойником, богатырь победил его и очистил дорогу. Данный факт подтвержден документально.

Кроме этой, известны и другие победы русского богатыря Ильи Муромца. Былины рассказывают о битве витязя с Идолищем Поганым. Так, возможно, называли насильника-кочевника. Также существует история о борьбе с Бабой-Горынкой и собственным сыном.

На склоне лет Илья, получив тяжелое ранение и устав от такой ратной жизни, удалился в монастырь. Но и там не смог найти он покоя. Исследователи отмечают, что богатырь-монах погиб в бою в возрасте 40-55 лет.

Личностные качества

В описании Савелия Некрасов подчеркивает силу, мужественность, богатырское телосложение. Герой появляется в тексте уже будучи глубоким старцем, однако даже в этом возрасте он невольно вызывает уважение. Никому не придет в голову назвать его дряхлым, немощным, беспомощным. Седая грива волос и огромная борода, согнутая дугой спина под гнетом прожитых лет не смогли лишить облик персонажа фольклорной выразительности.

Поэт не описывал то, как он выглядел в молодости, поэтому читатель может только догадываться, что, вероятнее всего, он напоминал былинных богатырей, могучих и отважных

То, каким ремеслом занимался этот герой, также не указывается, но это и не важно, поскольку образ во многом собирателен. Некрасову пришлось наделять Савелия общими чертами, присущими лучшим представителям крестьянского сословия.

Особенности образа:

  • Подлинная реалистичность. Автор не пытается каким-то образом придать персонажу романтизма. Он описывает его просто, жестко, правдиво. Савелий — убийца, он жестоко разобрался с немцем, придав его страшной смерти. По собственной невнимательности он стал невольной причиной гибели правнука. Но при этом, несмотря на обилие нелицеприятных деталей, он вызывает сострадание. Это сильный, волевой и честный человек, который горделиво переносит все жизненные испытания.
  • Глубокая религиозность. Это качество, согласно концепции Некрасова, — одна из самых сильных сторон русского крестьянства. Именно в общении с богом эти люди находят в себе силы работать, терпеть, не сдаваться, не покоряться.
  • Жизнелюбие, чувство юмора. Дед очень остроумен, любит подшучивать над домашними. Его речь наполнена пословицами, строками из песен, поговорками, народными афоризмами, поэтому звучит по-особенному, лирично и проникновенно.
  • Сила духа. Жизненные испытания не сломили старика. Будучи на каторге, он нашел в себе силы подумать о будущем и даже скопил денег, чтобы вернуться к близким людям не с пустыми руками.

Интересные факты

  • Некалендарное имя «Дунай», вероятно, долгое время употреблялось на Руси. В Галицко-волынской летописи под 1281, 1282 и 1287 гг. есть упоминания о воеводе князя Владимира Васильковича Дунае. Под 1606 г. упоминается крестьянин Дунай Самсонов (Арзамас).
  • Художник Константин Васильев дважды обращался к сюжету «Смерть Дуная».
  • Широко распространенное употребление в песнях и былинах термина Дунай вполне объясняется выявляемым современной археологией широким расселением в Восточной Европе в VIII—X веках разрозненных групп дунайских славян (см. Великая Моравия), принёсших в восточнославянскую среду яркий образ и культ Дуная, представления о Дунае как земле изобилия, земле предков, пограничной реке. Образ реки Дунай вошёл в мифологию и обряды в жизни восточных славян. Дунай часто появляется в песнях и свадебных оплакиваниях. В. Ягич считал, что фольклор о Дунае по своему происхождению связан с настоящей рекой Дунай. Одновременно с этим в восточнославянские языки вошли новые лексемы. Так восточнославянский термин «князь», заменивший предыдущий термин «каган», согласуется с лингвистическими исследованиями А. С. Львова о первоначальном заимствовании из диалекта моравско-паннонских славян.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: