Детские и Юношеские годы
Отто Юльевич Шмидт родился в 1891 году 18 сентября в семье мелкого торгового служащего. Его отец по происхождению был потомком немцев-колонистов, прибывших в Латвию. Мать же происходила от латышских крестьян.
В семье Отто говорили на трёх языках, в числе которых латышский, немецкий и русский
Последнему мальчик уделял особое внимание, считая себя русским
Семья переезжает в Одессу и там мальчик сразу же сумел отличиться – переплыл в шестилетнем возрасте реку в Могилёве, за что и был упомянут в одной из статей газеты города. С самого детства Отто отличала особая активность и деятельность. Рано у него проявились и интеллектуальные способности, но семья в силу бедности не могла позволить себе обучение мальчика. Тогда сделать Отто первый шаг на пути его блистательной карьеры помог его дедушка со стороны матери, проспонсировавший обучение мальчика в гимназии. Он оправдал возложенные на него ожидания, проявив остроту ума и особую сообразительность, за что и был награждён золотой медалью по завершению школы.
После окончания гимназии Отто поступил в университет на факультет физико-математики. Уже во время учёбы он начал свою исследовательскую деятельность.
Будучи ещё юношей он уже ставил перед собой серьёзные задачи и цели. Одной из них был список литературы к прочтению, внушительность которого сразу отвергала возможность его осилить. Тогда Отто Юльевич сократил список, но вместе с ним и время сна, чтобы прочитать все книги.
Дерзость Невельского
Теперь на очереди встал вопрос о заселении и освоении нижнего Приамурья. Однако в политических кругах опасались спешки из-за риска столкновений с китайцами. Было принято решение ограничиться основанием зимовья на юго-западном берегу Охотского моря.
29 июня 1850 г. на берегу залива Счастья было основано Петровское зимовье. Невельской понимал, что этого мало для утверждения России в Приамурье. Тогда на мысе Куэгда он основал Николаевский пост и «в присутствии собравшихся из окрестных деревень гиляков и при салюте из фальконета и ружей поднял русский военный флаг».
Поступком Невельского были недовольны в Петербурге. У него состоялся серьезный разговор с императором по приезде в Петербург. Николай I отчитал капитана за самовольство и положил перед ним приказ о разжаловании в матросы. Однако тут же разорвал документ, подошел к столу, взял заранее приготовленный крест св. Владимира, поцеловал Невельского и вдел ему крест в петлицу.
Муравьеву Николай I сказал, что находит поступок Невельского молодецким, благородным и добавил: «Где раз поднят русский флаг, там он уже спускаться не должен».
Примечания
- ↑ . www.npacific.ru. Дата обращения: 14 июля 2021.
- . debri-dv.com. Дата обращения: 24 января 2016.
- Буссе Н.В. Занятие части о-ва Сахалина и зимовка в Императорской гавани // Морской сборник. — 1859. — № 10. — С. 391—413.
- Бошняк Н. К. Письмо в редакцию Морского Сборника // Морской сборник. — 1860. — № 2. — С. 197—198.
- Буссе Н.В. Замечания на статью г-на Бошняка «Занятие острова Сахалина и зимовка в Императорской гавани» // Морской сборник. — 1860. — № 7. — С. 52—54.
- Могила на плане Новодевичьего кладбища (№ 62) // Отдел IV // Весь Петербург на 1914 год, адресная и справочная книга г. С.-Петербурга / Ред. А. П. Шашковский. — СПб.: Товарищество А. С. Суворина – «Новое время», 1914. — ISBN 5-94030-052-9.
- . Дата обращения: 3 июля 2011.
- Невельской Г.И. Подвиги русских морских офицеров на крайнем Востоке России 1849-55 г. Приамурский и Приуссурийский край / Изданы детьми адмирала Невельского. — 2-е изд.. — СПб., 1898. — 437 с.
- К.Б. Рецензия на посмертные записки адмирала Невельского] // Морской сборник ). — 1878. — Март (т. CLXV, № 3). — С. 6.
- ↑
- ↑ , с. 152.
- Согласно указанным в книге координатам располагалось в местности на расстоянии около 15 км к северу от села Арги-Паги в Тымовском городском округе.
- , с. 9.
- . Дата обращения: 2 августа 2019.
- ↑ , с. 115.
- , с. 376.
- , с. 192.
- . Дата обращения: 20 сентября 2013.
- Высочайшие награды // Морской сборник. — 1853. — Декабрь (т. X, № 12). — С. 128.
- Касаткина С. В. Усадьба Рогозиниха и её владельцы Невельские // Усадьбы Заволжья. — М.: «Планета», 2012. — С. 208—221. — 240 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903162-30-7.
- ↑
- . www.shipspotting.com. Дата обращения: 14 июля 2021.
- . Дата обращения: 31 января 2010.
- . Дата обращения: 27 мая 2018.
- . Sudostroenie.info (27 июля 2016). Дата обращения: 6 декабря 2016.
- . kostromatravel.ru. Дата обращения: 13 февраля 2019.
- . Дата обращения: 25 мая 2012.
- . Дата обращения: 25 августа 2017.
- В.Князев. Пресс-служба УВД края. Малолетние разрушители памятника Невельскому подозреваются ещё и в убийстве /Тихоокеанская звезда, 19 июня 1996 года.
- . amurmedia.ru. Дата обращения: 14 июля 2021.
- . nevmuseum.ru. Дата обращения: 31 января 2022.
- . vestiirk.ru. Дата обращения: 14 июля 2021.
- Березовский Н. Ю. и др. Российский императорский флот. 1696-1917. — Москва: Русский мир, 1996. — С. 167-168. — 272 с. — ISBN 5-85810-010-4.
- Книга была переиздана в издательстве НПП «Кама» в 1996 году.
Семейная жизнь и память
Если рассматривать портрет адмирала, становится очевидным, что это благородный и мужественный человек с умным взглядом, в котором читается удивительный интеллект. Семья его включала прежде всего супругу, уже упомянутую Екатерину Ивановну, которая пережила мужа всего на три года. Были у Невельского и дети: дочери Екатерина, Ольга, Мария, Александра и сын Николай. Старшая дочь Екатерина прожила всего год, остальные девушки повзрослели и вышли замуж, подарив адмиралу внуков. Однако из-за того, что у единственного сына детей не было, фамилия прекратила свое существование.
Известно, что последние годы жизни бывший полярник проводил в своей родовой усадьбе, расположенной в непосредственной близости от Кинешмы, где и работал над написанием своей книги. Антон Павлович Чехов в своих воспоминаниях описывал Невельского как человека образованного, энергичного, фанатично преданного своей идее. Все эти качества помогли ему в ходе экспедиций.
Имя адмирала навсегда вписано в историю русской географической науки. В честь него названы:
- залив;
- город и гора на Сахалине;
- участок Татарского пролива.
Памятники исследователю находятся в нескольких городах: Солигаличе, Хабаровске, Николаевске-на-Амуре, Владивостоке. Кроме того, о нем снята лента «Залив счастья». Ознакомиться с материалами по экспедиции Невельского сейчас можно в краеведческом музее города Южный Сахалинск.
Капитан Невельской
В 1846 году молодой капитан Невельской подаёт рапорт о переводе на транспортное судно «Байкал», отправлявшееся из Кронштадта на далёкую Камчатку. Начальству, да и близким друзьям Невельского, такой шаг был непонятен. Успешная карьера морского офицера приносилась в жертву нелепым, как им казалось, прожектам. Ну кому, скажите на милость, интересен Дальний Восток — медвежий угол империи? Разве там можно сделать карьеру? Тем не менее, рапорт Невельского был удовлетворён.
В девятнадцатом веке эпоха Великих географических открытий ещё не была закончена. Невельской, как говорится, «заболел» с юности географическими загадками. Особенно привлекал его малоисследованный в то время европейцами Дальний Восток.
Новая экспедиция
Особый Комитет, председателем которого теперь был назначен цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II), рассмотрел амурский вопрос заново и решил: Николаевский пост, самовольно выставленный Невельским, сохранить в виде лавки Российско-Американской компании, но в дальнейшем никаких новых мест не занимать. Однако иностранным судам, которые обнаружили бы намерение занять какой либо пункт около устья Амура, объявлять, что без согласия российского и китайского правительств такие действия недопустимы.
Николаевский пост, основанный Невельским. Ныне — Николаевск-на-Амуре, фото конца XIX века. (wikipedia.org)
12 февраля 1851 г. император подписал постановление Особого Комитета об учреждении Амурской экспедиции. Начальником ее назначался капитан 1 ранга Невельской. Предприятие из исследовательского превратилось во внешнеполитическое.
Правительствующий Сенат уведомил китайское правительство о намерении России наблюдать за устьем Амура. Однако Невельскому «не давалось ни прав, ни средств предпринимать какие-либо меры для надлежащего водворения в этом крае». Ему придавались дополнительные силы (до 60 человек матросов, два офицера и доктор). Однако финансирование и снабжение экспедиции вновь возлагалось на Российско-Американскую компанию.
Весной 1851 года Невельской вернулся в Петровское и в дальнейшем не покидал берегов Амура вплоть до 1855 года. За два года он с подчиненными подробно исследовал Амурский край, описал берега, составил карты и собрал ценный материал.
Зимой 1852 года Дмитрий Орлов доказал, что Хинганский хребет, который согласно Нерчинскому договору был принят за границу России и Китая, от истока реки Уды направляется не к северо-востоку, как ошибочно до этого времени полагали и как обозначалось на всех картах, а к юго-западу. Это впоследствии стало одним из формальных поводов к пересмотру договора. «Согласно точному смыслу Нерчинского трактата весь Нижнеамурский и Уссурийский бассейны до моря принадлежат России, а не Китаю», — писал Невельской.
Памятник Невельскому в Хабаровске, 1987 г. (wikipedia.org)
Кроме того, южнее Амура были обнаружены стихийные русские поселения, хотя до этого считалось, что русского населения в этих местах нет. При этом китайской администрации обнаружено не было. Помимо исследований Невельской и его подчиненные устанавливали в крае российскую власть, разрешали споры между местными жителями, обеспечивали их защиту от иностранных мореплавателей, обращали аборигенов в христианство.
Экономика. По рельсам Транссиба
Как известно, приобрести территорию еще не значит ее удержать. Во второй половине XIX столетия Дальний Восток во многом оправдывал свое название, оставаясь «дальним» для остальной России. Отправляясь к берегам Тихого океана, путешественники сухопутному маршруту продолжали предпочитать морской в виду экономии времени. Сам же Дальний Восток казался населению европейской России краем неосвоенным и необжитым, «диким» и «некультурным».
Сергей Юльевич Витте – автор проекта Транссибирской железнодорожной магистрали
Если территория не развивается, рано или поздно туда приходит другая сила. Это прекрасно понимал Сергей Юльевич Витте — один из самых видных министров императорской России. Именно с его именем связывается новый шаг в деле освоения Дальнего Востока.
Витте полагал, что борьба между ведущими державами должна была происходить не на полях сражений, а в сфере экономики. Проще говоря, «завоевание» территории выражалось в ее заселении, облагораживании земель, создании рабочих мест и инфраструктуры.
Сегодня железные дороги, безусловно, не утратившие в целом своей значимости, могут показаться чем-то устаревшим. И все же в конце XIX столетия им уделялось принципиальное значение. Железные дороги позволяли преодолеть гигантский разрыв между европейской и дальневосточной Россией. Их синонимом были прогресс, мощь и скорость.
В 1891 году по инициативе Витте был положен первый рельс Транссибирской железнодорожной магистрали — одного из самых грандиозных проектов своего времени. Нанеся серьезный удар по финансам государства, Транссиб стал в итоге тем «швом», что стянул разрозненные части империи. С этого момента представления о тихоокеанских пределах России перестали быть чем-то неопределенным, а в сознании людей постепенно закреплялось новое понятие — «наш Дальний Восток».
Истории
Колчак Александр Васильевич
русский морской адмирал, полярный исследователь, одна из ключевых фигур Белого движения гражданской войны в России
Нильс Юэль
датский адмирал
Хуан Себастьян дель Кано (Элькано)
исп
Хуберт Шмундт
немецкий военно-морской деятель, адмирал
Фредерик Карл Шерман
американский адмирал периода Второй мировой войны, командовал авианосцем «Лексингтон» в начальный период войны на Тихом океане, позже авианосными соединениями американского флота
Вальтер Фридрих Шелленберг
начальник политической разведки службы безопасности
Маркиз Франсуа Луи Русилье де Шато-Рено
французский дворянин, маршал и вице-адмирал
Самуил Гдальевич Чудновский
чекист, известный своим участием в расстреле Верховного Правителя России адмирала А
Русификация Приамурья
В начале 1853 года в политике России на Дальнем Востоке произошли изменения. Причиной этому послужили перестановки в правительстве и международная обстановка. Было учтено и то, что Китай никак не отреагировал на появление российских моряков в устье Амура. Фактически была дана установка на подчинение этого края России. Амурская экспедиция стала уже не предприятием Российско-Американской компании, а полномочным органом России на Дальнем Востоке.
Территории, отошедшие России по Пекинскому и Айгунскому договорам. (wikipedia.org)
Невельской, которому вскоре было присвоено адмиральское звание, получил право действовать на правах губернатора. Был существенно расширен и штат экспедиции. В течение лета 1853 года были основаны новые посты: Александровский (ныне город Александровск-Сахалинский) и Ильинский (ныне поселок Ильинское) — на побережье Сахалина; в бухте Де-Кастри (ныне поселок Де-Кастри) и Константиновкий (ныне город Советская Гавань), а также Мариинский (ныне село Мариинское) на правом берегу Амура, в северо-восточной части озера Большое Кизи.
В 1854 и 1855 годах были организованы походы из верховьев Амура к его устью на множестве судов, доказавшие судоходность реки на всем ее протяжении. Помимо прочего, эти сплавы принесли к устью дополнительные людские силы, средства и вооружение.
Сам Муравьев участвовал в этих экспедициях, лично посетил устроенные Невельским посты и некоторые бухты. К середине 1850-х устье Амура, Сахалин и другие дальневосточные территории в основном были де-факто закреплены за Россией. Экспедиция во многом опиралась на лояльность и даже помощь местного населения. Начиная с 1855 года русские поселения стали появляться уже десятками в год. Фактически, миссия экспедиции на этом была исчерпана: началось масштабное освоение Россией Дальнего Востока.
В конце 1855 года Невельской покинул амурские берега. Вступивший в 1855 году на престол император Александр II поручил Муравьеву вступить в переговоры с правительством Китая об Амуре и об уточнении границ. Начавшиеся в 1857 году переговоры были оформлены сначала Айгунским договором (1858), а затем Пекинским (1860). В результате Приамурье и Уссурийский край были признаны владениями России.
Память
Внешние изображения |
---|
19 сентября 2013 года Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации (Росвоенцентр) учредил памятную медаль «Адмирал Г. И. Невельской» (приказ № 20 Росвоенцентра от 19.09.2013).
Суда в честь Невельского
Судно «Геннадий Невельской» на верфи в Хельсинки
В 1952 году буксир-толкач проекта 10А Советского Дунайского пароходства был назван «Адмирал Невельской».
В 1997 году Яхта «Адмирал Невельской», длиной 13,6 метров, была найдена на острове Родригес через два года после крушения. Формально яхта принадлежит Морскому Университету во Владивостоке. В 2010 году правительство России официально передало яхту во владение Почётному послу Бернарду Эрику Тифис Дегтяренко. Университет Адмирала Невельского зарегистрировал яхту в Морском музее Маврикия
Важно подчеркнуть, что это одна из самых дорогих яхт в мире в своей категории, включая её историческую важность, её стоимость достигает более нескольких миллионов долларов.
Имя Г. И. Невельского носил пассажирский теплоход (проект 860) Амурского речного пароходства. В 1970-е и 1980-е годы на этом судне совершался популярный речной круиз Благовещенск — Николаевск-на-Амуре (и обратно).
Имя Невельского носит борт VQ-BAX авиакомпании «Аэрофлот» модели Airbus A320-214.
С 25.07.2011 г
БДК-98 проекта Тихоокеанского флота России носит имя «Адмирал Невельской».
В 2015—2017 годах на судостроительном заводе в Хельсинки построено для компании «Совкомфлот» судно снабжения ледового класса «Геннадий Невельской» (проект Р-71014).
Места в честь Невельского
Хабаровск, набережная Адмирала Невельского
- 4 ноября 1923 года открыт Солигаличский краеведческий музей им. Г. И. Невельского.
- Именем Невельского названы залив и пролив на Дальнем Востоке, город Невельск Сахалинской области
- Улицы имени Невельского в городах Казань, Хабаровск, Владивосток, Находка, Южно-Сахалинск, Холмск (и других городах Сахалинской области), Новосибирске, поселке Врангель и ряде других мест.
- Горы Невельского в Холмском районе и на границе Тымовского и Смирныховского районов Сахалинской области.
- Имя Невельского носит Морской государственный университет Владивостока.
- Имя Невельского носит Мореходное училище Холмска.
- С 2007 года в г. Иваново действует Иваново-Вознесенский морского кадетский корпус имени адмирала Г. И. Невельского.
- Зал имени Г. И. Невельского в Сахалинской областной универсальной научной библиотеке.
- Проезд Невельского — проезд в районе Лефортово Юго-Восточного административного округа Москвы.
- Имя Геннадия Невельского носит международный аэропорт Хабаровска.
Памятники
- Во Владивостоке в 1897 году ему был поставлен памятник (скульптор Р. Р. Бах, архитектор — морской инженер А. Н. Антипов).
- В Музее землеведения МГУ (на 24 этаже Главного здания) установлен бюст Г. И. Невельского.
- Памятники в Николаевске-на-Амуре как основателю города.
- До середины 1990-х годов в Хабаровске находился памятник Г. И. Невельскому. Ночью с 17 на 18 мая 1996 года памятник в Центральном парке культуры и отдыха Хабаровска был разрушен несовершеннолетними. Скульптура была демонтирована на реконструкцию и не восстановлена. В настоящее время ведётся сбор средств на создание нового памятника.
- В Невельске установлена бронзовая скульптура в полный рост российского адмирала в сквере им. Г.И. Невельского. Открытие памятника состоялось 12 августа 1996 г. в честь 50-летия со дня присвоения городу имени Геннадия Ивановича Невельского (скульптор Клара Михайловна Багдасарова (Москва)).
- 16 июля 2008 года, в г. Иркутске, на стене Крестовоздвиженского храма (место венчания Геннадия Невельского и Екатерины Ельчаниновой) была установлена мемориальная доска. Идея установки принадлежит иркутскому поэту и члену Совета ветеранов флота г. Иркутска Геннадию Гайде.
- Памятник в городе Корсакове Сахалинской области. Открыт в июле 2013 года.
- Памятник в Южно-Сахалинске открыт 25.10.2013 г. (угол проспектов Мира и Коммунистического).
- Памятник в Заволжском районе (Ивановская область) вблизи бывшего имения Рогозиниха семьи Невельских. Открыт 29 июня 2013 года.
- памятник в Солигаличе.
В литературе
- «Остров Сахалин» Чехов А. П.
- Николай Задорнов — Тетралогия: «Далёкий край», 1949; «К океану», 1950 (в 1969 доработан автором и вышел под названием «Первое открытие»); «Капитан Невельской». В 2-х кн., 1956—58; «Война за океан». В 3-х кн., 1963.
- Н. П. Петроченков — поэма «Невельской» (1953)
- Андрей Геласимов «Роза ветров» 2018.
Служба на флоте
После завершения образования молодой лейтенант начал служить на корабле «Беллона» под командованием Самуила Мофета, опытного офицера. Последующая служба проходила на различных судах:
- «Аврора».
- «Князь Варшавский».
- «Ингреманладн».
Невельской в этот период полностью состоялся как офицер, получил массу новых знаний и опыта, который в дальнейшей пригодился ему в экспедициях. Став вахтенным офицером, Геннадий Иванович несколько лет был фактическим попечителем молодого князя Константина Николаевича. Исследователи предполагают, что особую милость офицер снискал тем, что однажды спас цесаревича от смерти. В дальнейшем добросовестное выполнение своих обязанностей и дружба с князем стали причиной того, что самостоятельные решения, принятые Невельским на Амуре, император Николай Первый не только не осудил или покарал, но и одобрил.
Решение об экспедиции на Амур принималось в самых высоких инстанциях
В 1846 г. Невельской получает чин капитан-лейтенанта. В том же году он делает первый шаг к исполнению своей заветной мечты – подает прошение о назначении командиром на двухмачтовое парусное судно «Байкал». Транспорт отправлялся из Санкт-Петербурга на Камчатку с партией казенного груза для Петропавловского гарнизона.
Сиденснер в книге 1913 года «Адмирал Геннадий Иванович Невельской» пишет:
Двухмачтовое судно «Байкал» Сибирской военной флотилии. Геннадий Иванович Невельской в 1849-м пересек на нем два океана и исследовал Амурский лиман
Примерно в это же время Невельской познакомился с другим энтузиастом Амурского дела генерал-майором Н. Н. Муравьевым, только что назначенным генерал-губернатором Восточной Сибири
В личной беседе Невельской поделился своими мыслями о том, как важно для России приобрести устье Амура. Капитан просил генерал-губернатора после сдачи груза в Петропавловске разрешить ему плыть в Амурский лиманСеверная часть Татарского пролива между проливом Невельского и Охотским морем, куда впадают воды Амура
Устье Амура представляет собой классический однорукавный эстуарий и опресняет Амурский лиман, исследовать берега и промерить глубины. Муравьев нашел в Невельском единомышленника, однако не спешил покровительствовать капитану, ибо в то время российские власти, не желая портить отношения с соседним Китаем, придерживались в отношении Амура консервативных позиций. Начальник Главного Морского Штаба князь Меншиков так отвечал на просьбу Невельского:
Невельской очень постарался, чтобы строящийся в ГельсингфорсеШведское название Хельсинки, которое официально употреблялось в России до 1926 года морское судно было завершено как можно скорее. В итоге вместо намеченного в смете конца августа новенький корабль сошел со стапелей 10 июля. Князь Меншиков остался доволен быстрой постройкой судна, и Невельской вновь просил разрешения провести опись юго-восточного побережья Охотского моря с заходом в устье Амура, куда «транспорт могло занести ветрами и течениями».
Пользуясь поддержкой генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева, министра внутренних дел Перовского и генерал-адмирала Константина Николаевича Романова, Невельской получил указание от непосредственного начальника – князя Меншикова – «осмотреть юго-восточный берег Охотского моря между теми местами, которые были определены или усмотрены прежними мореплавателями». Несмотря на все старания, Невельской так и не добился разрешения произвести опись Амурского лимана.
С сентября 1848 по май 1849 капитан-лейтенант Невельской плывет на паруснике «Байкал» из Кронштадта через Атлантику мимо южноамериканского мыса Горн, затем пересекает Тихий океан, заходит на Сандвичевы островаТак в XIX веке называли Гавайи. 12 мая 1849 года «Байкал» достиг Петропавловского портаНыне Петропавловск-Камчатский. В общей сложности переход на Дальний Восток парусного судна через половину земного шара занимал тогда 9 месяцев.
Во время плавания из Петербурга на Дальний Восток «Байкал» вставал на якорь в Копенгагене, Рио-Жанейро, Вальпараисо, Гонолулу
В Петропавловске неутомимый исследователь получил частное письмо от генерал-губернатора Муравьева «с копией проекта инструкции, представленной на Высочайшее воззрение, но не получившей еще утверждения». Обращаясь к Государю Императору, Муравьев предлагал поручить капитану Невельскому:
- обследовать северную часть Амурского лимана и устье реки Амур;
- войти в саму реку, где она течет в определенных своих берегах;
- выяснить, есть ли при устье или близ него в самой реке места, где бы можно было защитить вход в нее;
- описать берег реки Амур и ее лимана в географическом и статистическом отношениях;
- определить является ли Сахалин островом и если да, то исследовать пролив, отделяющий Сахалин от материка.
Таким образом, у Невельского не было на руках ничего, кроме предложения Муравьева, которое тот отправил Императору и которое могло быть и не одобрено. Тем не менее морской офицер, рискуя званием и карьерой, вне Высочайших повелений по сдаче груза вышел из Петропавловска на «Байкале» к устью Амура для описи берегов, признававшихся китайскими.
Перед выходом в море Геннадий Иванович собрал в каюте всех офицеров и разъяснил им сущность амурского вопроса и его непреходящее значение для России.
Амурская экспедиция
Геннадий Иванович планировал тщательно изучить устья реки Амур, но, прежде всего, он хотел воплотить в жизнь свою давнишнюю мечту – доказать, что Сахалин является островом, а устье Амура имеет прямую связь с океаном.
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
Рис. 2. Остров Сахалин.
Летом 1849 года «Байкал» взял прямой курс на Сахалин. Уже с первых дней морского похода Невельской понял, что район Охотского моря придется заново наносить на карту – старые были крайне неточными.
В ходе Амурской экспедиции опытным мореплавателем был сделан ряд важнейших открытий:
- Привел доказательства, что Сахалин – это остров, а не полуостров, как считалось ранее.
- Предоставил самые тщательные описания северных земель Сахалина, Сахалинского залива и устья Амура.
- Установил, что Амур является доступной водной артерией для прохождения крупных кораблей.
В 1850 году мореплаватель был вновь откомандирован в дальневосточный регион, но с четким предписанием не заходить в устье Амура. Однако Геннадий Иванович, ставя интересы Российской империи превыше всего, нарушил данное предписание: он основал в устье Амура Николаевский пост, который впоследствии вырос в город Николаевск-на Амуре, и тем самым провозгласил императорскую власть в этих землях.
Рис. 3. Николаевский пост.
Самовольный поступок Невельского вызвал крайний протест в правительстве, которое требовало разжалование офицера в простые матросы. Но Николай I, узнав о подвигах мореплавателя, не только не наказал его, но пожаловал ему звание контр-адмирала.
По окончании экспедиции в 1855 году, Невельской возвратился в Санкт-Петербург, и уже более не участвовал в морских походах. Он вплотную занялся подведением итогов и классификацие большого объема информации, собранной им во время экспедиции. В 1874 году прославленному мореплавателю был присвоен чин адмирала. Скончался Невельской спустя два года, 17 апреля 1876 года в Санкт-Петербурге.
Что мы узнали?
При изучении темы «Геннадий Иванович Невельской» мы познакомились с биографией известного российского мореплавателя и исследователя дальневосточных земель. Мы узнали, как проходила Амурская экспедиция под его командованием, каковы были открытия Невельского Геннадия Ивановича, и какое значение они имели для укрепления Российской империи.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Краткая биография
Генна́дий Ива́нович Невельско́й (5 декабря 1813 года, Дракино, Костромской губернии — 29 апреля 1876 года, Санкт-Петербург) — российский адмирал (1874 год), исследователь Дальнего Востока, основатель города Николаевска-на-Амуре. Доказал, что устье Амура доступно для входа морских судов и что Сахалин — остров.
Геннадий Иванович Невельской родился в усадьбе Дракино(58°53′27″ с. ш. 42°21′42″ в. д., близ Солигалича. Отец: Иван Алексеевич Невельской (1774—1823) — потомственный морской офицер, из старинного костромского дворянского рода. Мать: Феодосья Тимофеевна (1787—1854) — принадлежала к старинному дворянскому роду Полозовых; известна тем, что подвергалась судебному преследованию за негуманное отношение к крепостным крестьянам.
В Морском корпусе
8 апреля 1829 года Геннадий Невельской поступил в Морской кадетский корпус. Начальником Морского корпуса был в то время знаменитый мореплаватель адмирал И. Ф. Крузенштерн, с именем которого связано первое российское кругосветное плавание. Среди кадетов тех времён особенной популярностью пользовалось не столько военное, сколько исследовательское, географическое направление обучения. Кадеты и гардемарины были воодушевлены знаменитыми морскими походами русских моряков. У всех на устах было открытие Антарктиды Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым, походы Ф. П. Врангеля, М. Н. Станюковича, Ф. П. Литке и других. Не случайно поэтому многие одноклассники Невельского впоследствии стали знаменитыми мореплавателями, исследователями, географами.
Ещё в Морском корпусе Невельской увлёкся географией Дальнего Востока. Не вполне однозначные сведения, приводимые в книгах и на картах, Геннадий Невельской подвергал сомнению. Им овладела жажда собственных географических исследований. 7 января 1831 года произведён в гардемарины.
В 1832 году Невельской в числе лучших окончил Морской кадетский корпус. 21 декабря 1832 года получил чин мичмана и в числе избранных стал слушателем только что созданного Офицерского класса (прообраз будущей Военно-морской академии). В 1836 году мичман Невельской успешно сдал экзамены за курс офицерского класса и 28 марта ему был присвоен чин лейтенанта флота.
Первые годы службы на флоте
По окончании Офицерского класса лейтенант Невельской был назначен в эскадру адмирала Федора Петровича Литке офицером на корабль «Беллона» под командованием опытного морского офицера Самуила Ивановича Мофета. Затем служил на кораблях «Князь Варшавский» («Константин»), «Аврора» и «Ингерманланд». В эти годы он, как отлично подготовленный морской офицер, состоял вахтенным офицером при Его Высочестве Великом князе Константине Николаевиче. Цесаревич Константин, сын императора Николая I, в возрасте 9 лет был назначен генерал-адмиралом и определён под попечительство адмирала Литке. Фактическим попечителем юного Великого князя на многие годы стал Геннадий Невельской. Впоследствии это обстоятельство, возможно, послужило тому, что самовольства Невельского при освоении Амура были не только прощены, но одобрены императором Николаем I. Историк А. И. Алексеев предполагает, что Невельской в какой-то момент спас жизнь цесаревичу.
В годы службы Невельского в эскадре Литке, эта эскадра в дальних плаваниях участия не принимала, в основном плавала в пределах Европы. 15 июля 1846 года Невельской получил чин капитан-лейтенанта. Годом спустя он напросился на должность командира строившегося транспортного судна «Байкал», которое должно было отправиться на Камчатку с грузом.
Амурская экспедиция (1849—1855)
Назначение на «Байкал» и направление на Дальний Восток Невельской рассматривал как возможность исполнить свой замысел: доказать, что в устье реки Амур можно войти из океана, и что Сахалин — остров.
Заручившись поддержкой губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьёва и начальника главного морского штаба князя Меншикова, Невельской, без Высочайшего разрешения, летом 1849 года достиг устья Амура и обнаружил пролив между материком и островом Сахалин.Ему удалось открыть ряд новых, неизвестных прежде территорий и войти в низовья Амура. 6 декабря 1849 года ему был присвоен чин капитана 2 ранга, а уже 8 февраля 1850 года — капитана 1 ранга. В 1850 году Невельской был вновь направлен на Дальний Восток, однако с предписанием «не касаться устья Амура». Но, заботясь уже не столько о географических открытиях, сколько об интересах Российского государства, Невельской, вопреки предписанию, основал в устье Амура т. н. Николаевский пост (ныне город Николаевск-на-Амуре), подняв там российский флаг и объявив о суверенитете России над этими землями.
Открытие Даурии
Возглавляемый Поярковым отряд казаков совершил сплав по реке Лене. Они держали путь к устью реки Учура, однако передвигаться им пришлось против сильного течения, отнимавшего много времени и сил. Существенным препятствием стали и многочисленные пороги, из-за которых казакам приходилось перетаскивать тяжелые суда по суше. Дальнейшее передвижение по воде стало невозможным, когда выпал первый снег.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
- 1. Ерофей Хабаров
- 2. Афанасий Никитин
- 3. Семен Дежнев
- 4. Невельской Геннадий Иванович
Василий Поярков решил оставить часть людей на зимовку, а сам в сопровождении 90 казаков отправился дальше. Добравшись до места назначения, он был поражен богатством местных племен, которые занимались земледелием, скотоводством, охотой.
Рис. 2. Племена Даурии.
Желая продемонстрировать свое превосходство, Поярков захватил в плен самых значимых представителей племени. К слову сказать, Василий Данилович обладал весьма крутым нравом, и не гнушался применять силу для достижения своих целей. Таким способом он быстро получил нужную информацию.
В общей сложности экспедиция Пояркова длилась три года. За это время первопроходец сумел сделать немало полезного для Российской империи:
- создал точные географические карты с нанесением новых рек равнин;
- собрал полную информацию о различных племенах Даурии: их координаты, особенности быта, уровень богатства;
- открыл Амурско-Зейское плато;
- собрал ценные сведения об Охотском море и Сахалине;
- стал первым русским, кто смог спуститься вниз по Амуру.
Рис. 3. Географические карты Пояркова.