Алёша попович

Краткое содержание

«Из славного Ростова красна города» выехали два богатыря: Алеша Попович и Яким Иванович. Вскоре им повстречался большой камень, который лежал на распутье трех дорог – «Первая дорога в Муром лежит, Другая дорога – в Чернигов-град. Третья – ко городу ко Киеву». Молодцы решили отправиться в Киев, «ко ласковому князю Владимиру».

Князь приветливо встретил молодых богатырей и пригласил их присоединиться к пиршеству. Алеша Попович был немало удивлен появлением Тугарина Змеевича: его несли на носилках двенадцать могучих богатырей, а после усадили в самое большое место. Тугарин принялся есть, проглатывая целиком ковригу хлеба и запивая за раз огромным кубком вина. Возмутила богатыря и наглое поведение прожорливого гостя, который в открытую целовал красавицу-княгиню Апраксеевну и насмехался над Владимиром. Алеша Попович сравнил Тугарина со старой отцовской собакой, которая подавилась костью и издохла – ту же участь предвещал молодой богатырь и Змеевичу.

Помрачнел Тугарин, услышав столь нелестное сравнение, но промолчал: повара вынесли «яства сахарные», и он продолжил объедаться. Глядя на это, Алеша Попович вновь сравнил Змеевича со старой отцовской коровой, которая треснула после выпитого чана браги. Услышав это оскорбление, Тугарин «выдернул кинжалище булатное, Бросил в Алешу Поповича». Богатырь увернулся от ножа, который на лету поймал Яким.

Алеша Попович вызвал Тугарина Змеевича на честный бой. Все гости, что пировали в княжеском дворце, сделали ставки на победу Тугарина, «а за Алешу подписывал владыка черниговский». Алеша увидел, как коварный Змеевич «поднялся на бумажных крыльях по поднебесью летать». Он принялся усердно молиться Богу, чтобы тот послал грозовые тучи, и дождь намочил бумажные крылья врага. Господь услышал молитвы богатыря, и Змеевич, лишившись своих крыльев, был повержен на землю.

Разгневанный Тугарин принялся грозить Алеше Поповичу страшной смертью. Но молодой богатырь изловчился и отрубил проклятому Змеевичу голову – «и пала голова на сыру землю, как пивной котел». Алеша привязал свой трофей к седлу, и привез его «в Киев-град на княженецкий двор». На радостях князь Владимир пригласил Алешу жить в Киеве и служить ему верой и правдой. А княгиня Апраксеевна, узнав о смерти друга милого, залилась горючими слезами.

И что в итоге?

Алёша Попович — сумел отрубить голову Тугарину Змею, привёз трофей в Киев и остался там жить.

Тугарин Змей — повержен Алёшей.

Заключение

Былинный герой не побоялся постоять за правду-матушку, и победа оказалась на его стороне. При помощи своей недюжинной силы и веры он одолел могучего противника, заслужив почет и славу.

После ознакомления с кратким пересказом былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» рекомендуем прочесть её в полной версии.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Персонажи, играющие главную роль фильмах[править]

  • Тихон — дядька (или наставник) Алёши. Заботливый и слегка ворчливый. В некоторых случаях находчив, но трусоват. Любит Алёшу как своё дитя. Он поумнее своего воспитанника и поэтому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут. Недолюбливает Юлия. Сожитель Бабки после эпизода. В мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица» проявил себя находчивым, найдя возможность для Князя бежать из темницы. В фильме «Три богатыря. Ход конём» мы узнаем, что Тихон шулер в картах; с помощью своих навыков он обыграл Дуба.
  • Князь Киевский — былинный князь. Он довольно жаден, хитёр и при этом трусоват. Обладает великолепной реакцией. В каждом мультфильме, кроме «Алёши Поповича», события разворачиваются вокруг него, так как в первой части это его первое появление. Его имя не упоминается. Во втором фильме: не хотел, чтобы Забава вышла замуж по любви, но поневоле продал её купцу Колывану за 40 тысяч долга. В конце фильма он согласился на её брак с юным гонцом Елисеем и оженил их. В третьем фильме: вместе с летописцем Алёнушкой князь путешествовал до Царьграда за казной, которую таки возвратил. Во время плавания до города подрабатывал на корабле викинга разносчиком. Когда пришлось вместе с Ильёй отражать атаку солдат Василевса, наносил им немалый урон своей вилкой. С 4-й части: он влипает в истории со своим «спутником по беде» — Юлием, относясь к нему как к брату.
  • Жёны богатырейЛюбава (жена Алёши), Алёнушка (жена Ильи) и Настасья Филипповна (жена Добрыни). Это не только верные жёны главных героев, но при случае и боевые подруги. Они дружны между собою и выручают нередко своих супругов из больших бед. Алёнушка умна, рассудительна, феминистка, отважная и находчивая девушка. Летописец еженедельного издательства «Новая береста», дополнительно составляющая летопись «Будни русских героев». Благодаря профессиональным привычкам нередко выручает себя из беды. Именно Алёнушка освободила Бурушку и вышла за Илью замуж. Настасья сильна и властна, и вообще настоящая русская женщина. Хозяйственная, но очень ревнивая, так как негативно относится к его постоянным уездам из дома на службу и подвиги. То и дело угрожает Добрыне переездом к маме. В седьмом фильме крепко поссорилась с ним и едва не вышла замуж за Морского царя. Любава же любит порою порыдать, но в целом она проворная и боевая.
  • Гай Юлий Цезарь (просто Юлий) — антропоморфный конь Алёши Поповича, который умеет говорить. Родной город — Новгород. Там он жил при храме, в котором прочёл много книг, а потому назвал себя в честь «римского полководца и императора». Потом был угнан цыганами. Его прообразами стали Сивка-Бурка и «Конёк-Горбунок», также очень заметно влияние Осла из мультфильма «Шрек». Был куплен Тихоном за золото, рубашку, сапоги и меч хотя и недолюбливает его. Трус и пацифист. Иногда он возит на себе Алёшу Поповича, а иногда это делает осёл Моисей, но Алёша может заставить его проехать с собой. Один из самых смешных сказочных персонажей. Является «спутником по беде» Князя и относится к нему по-братски.
  • Змей Горыныч — один из главных героев. Врёт, не задумываясь о последствиях. Немного глуповатый, но весёлый и гостеприимный. В отличие от сказок, в мультфильме является положительным героем, хоть и вызывает часто подозрения. Второй должник Колывана. У каждой из его голов один голос (то есть в разных интонациях). Голова слева (от второго лица) говорит тонким голосом, центральная — басом, а голова справа имеет голос средней тональности. Горыныч — лучший друг Добрыни. Летать не умел, но научился в конце второго фильма. Страдает растроением личности. Если в былинах и в игре про Добрыню Никитича, тот бился со Змеем, то в мультфильме Добрыня доверяет ему, как себе. Ещё Горыныч является мастером восточных единоборств, так как в четвёртом фильме он служил священным драконом в Китае.
  • Капитолина Никитична — бабушка Любавы. Ворчлива, но сильна и умна. Изначально недолюбливает Алёшу и в первом фильме называет его «непутёвым». Сожительница Тихона после эпизода.

Александр Попович, Тимофей Золотой Пояс и 70 неизвестных богатырей

Был на службе у владимирского великого князя Всеволода по прозвищу Большое Гнездо смелый ратный муж («храбр») Александр, прозванием Попович. Наверное, он и был сыном священника. После смерти Всеволода в 1212 году он участвовал в княжеской междоусобице на стороне Константина, старшего сына Всеволода. Константин потерпел вначале поражение от младшего брата Юрия и согласился быть удельным князем ростовским.

Тверская летопись рассказывает, как во время той войны Александр Попович побил на речке Ишне много бояр и дружинников князя Юрия. «А кости их собраны в большие могилы, которые и ныне есть на реке Ишне». Затем Александр Попович упомянут в связи со сражением между Константином и Юрием на реке Гзе (Узе). Там погиб храбрый воин князя Юрия – Юрята – «о чём сильно горевал великий князь Юрий», добавляет летопись.

Из рассказа о битве на Гзе мы узнаём имена товарищей Александра Поповича. Это его слуга Тороп (имя, означающее «быстрый, расторопный»), а также другой богатырь – Тимоня Золотой Пояс.

В 1216 году Константин выступил в очередной усобице против Юрия на стороне новгородского князя Мстислава по прозвищу Удатной (удалой). Этот Мстислав, сын князя Мстислава Ростиславича по прозвищу Храбрый, был известным всей Руси авантюристом. Мстислав и Константин разбили Юрия в печально знаменитой Липицкой битве между новгородцами и суздальцами 21 апреля 1216 года. В этом братоубийственном сражении погибло множество храбрых русских воинов. После этого Константин утвердился на троне во Владимире.

В 1218 году Константин умер. Опасаясь мести со стороны бояр Юрия Всеволодовича, снова утвердившегося во Владимире, Александр Попович решил уйти служить в Киев к великому князю Мстиславу Романовичу. Ушёл он не один. Согласно той же Тверской летописи, Александр Попович послал Торопа к знакомым ему богатырям – созвать их на совет.

Богатыри собрались в укреплении, созданном Александром Поповичем у Гремячего Ключа на реке Гзе, передаёт летопись. «Собравшись здесь, богатыри решили, что если они будут служить князьям в разных княжествах, то они поневоле перебьют друг друга, потому что между князьями на Руси постоянные раздоры и частые сражения. И приняли они решение служить одному великому князю в матери всех городов – Киеве. А был тогда в Киеве князем храбрый Мстислав, сын Романа Смоленского… Били челом все эти богатыри великому князю Мстиславу Романовичу, и князь великий очень гордился и хвалился ими».

Скорее всего, витязи, ушедшие из Владимира в Киев вместе с Александром Поповичем и Тимоней Златым Поясом, и были теми самыми семьюдесятью богатырями. А всех их вместе получается – семьдесят два.

Гибель за землю Русскую

В 1223 году в Киев к князю Мстиславу Романовичу пришли послы от половцев с известием, что пришёл страшный народ – татары, и убивает, пленит, разоряет их. Половцы призвали русских князей придти к ним на помощь. Иначе, прозорливо указывали они, татары отнимут земли по очереди, сперва у половцев, потом и у русских.

Согласно летописи, князь Мстислав Романович похвалялся: «Пока я в Киеве – татарской сабле не махать по эту сторону Яика, Понтийского моря и Дуная!» Многие князья Южной Руси откликнулись на его зов. Самым сильным из них был уже знакомый нам Мстислав Удатной, который в 1219 году сумел захватить галицкий престол. Но, как сообщает та же летопись, между двумя Мстиславами «была сильная распря». Из-за этого русские дружины действовали несогласованно, что и предопределило их поражение на Калке.

«И было сражение гибельным, грехов наших ради, и были побеждены русские князья, и не бывало такого от начала Русской земли». Подводя его печальные итоги, летопись скупо сообщает и о гибели Александра Поповича вместе с семьюдесятью другими богатырями, без упоминания подробностей. Что же, богатыри Суздальской Руси, до той поры отличавшиеся лишь в битвах русских князей между собой, нашли себе достойное упокоение в сражении за землю Русскую с иноплеменниками.

АЛЁША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН

Худ. В. Кульков Славных русских богатырей в то время в Киеве не случилося. На пир съехались, сошлись князья с бояра­ми, и все сидят невеселы, нерадостны, буйны головы по­весили, утопили очи в дубовый пол. В ту пору, в то времечко с шумом-грохотом двери на пяту размахивал и вошёл в палату столовую Тугарин-собачище. Росту Тугарин страшенного, голова у него, как пивной котёл, глазища, как чашища, в плечах — косая сажень. Образам Тугарин не молился, с князьями, с боярами не здоровался. А князь Владимир со Апраксией ему низко кланялись, брали его под руки, посадили за стол во боль­шой угол на скамью дубовую, раззолоченную, дорогим пу­шистым ковром покрытую. Расселся-развалился на почёт­ном месте Тугарин, сидит во весь широкий рот ухмыляется, над князьями, боярами насмехается, над Владимиром-князем изгаляется. Ендовами пьёт зелено вино, запивает медами стоялыми.


Худ. В. Кульков

Принесли на столы гусей-лебедей да серых утушек печёных, варёных, жареных. По ковриге хлеба за щеку Тугарин клал, по белому лебедю зараз глотал.

Глядел Алёша из-за столба запечного на Тугарина-нахалища да вымолвил: «У моего родителя, попа ростов­ского, была корова-обжориста: по целой лохани пойло пила, покуда обжористу корову не разорвало!»


Худ. В. Кульков И вот сели на добрых коней и поехали в чистое поле, в широкое раздолье. Они бились там рубились до вечера, красна солнышка до заката, никоторый никоторого не ранили. У Тугарина конь на крыльях огненных был. Взвил­ся, поднялся Тугарин на крылатом коне под оболоки и ладится время улучить, чтобы кречетом сверху на Алёшу ударить-упасть. Алёша стал просить, приговаривать: «Поды­мись, накатись, туча тёмная! Ты пролейся, туча, частым дождичком, залей, затуши у Тугарина коня крылья огнен­ные!» И откуда ни возьмись — нанесло тучу тёмную. Про­лилась туча частым дождичком, залила-потушила крылья огненные, и спускался Тугарин на коне из поднебесья на сыру землю.

Тут Алёшенька Попович-млад закричал зычным голосом, как в трубу заиграл: «Оглянись-ко назад, басурман! Там ведь русские могучие богатыри стоят. На подмогу мне они приехали!»

БЫЛИННЫЕ СЮЖЕТЫ

Несмотря на свою известность, Алёша Попович выступает в качестве главного героя всего в двух былинных сюжетах. Зато в той или иной степени упоминается в более чем 50 сказаниях.

Алёша Попович и Тугарин Змей. Приехал Алёша со своим слугой Екимом Ивановичем ко двору киевского князя Владимира. Не захотел он сесть ни возле правителя, ни супротив него, а выбрал себе место на печке муравленой. По сю пору явился на пир Тугарин Змей. Расселся между князем Владимиром и княгиней Апраксией — в три горла ест, в три горла пьет. А Алёша над ним насмешничает-потешается — с дурной коровой да собакой дворовой сравнивает. Разобиделся Тугарин, покинул палаты, сел на коня своего с бумажными крыльями да и улетел. Вышел вслед за ним во двор и Алёша, помолился Божьей Матери и Иисусу Христу. Внезапно полил дождь, намокли крылья у Тугаринова коня, да и упало чудо на сыру землю. Тут богатырь изловчился, под его конем схоронился да срубил Тугарину буйну голову. А за то князь Владимир оставил Алёшу в Киеве на службе, в чести и довольстве.

Алёша Попович и сестра Збродовичей. На пиру у князя Владимира все веселы, пьют, едят да хвастают. Поднялся Алёша Попович, начал похваляться, что, мол, видел он Елену Збродовну в одной рубашечке. Засомневались Збродовичи, проверять пошли. Ан и правда — открыла Елена окошечко в одной рубашке, начала звать друга милого Алёшу.

Порешили братья наказать сестру, но та по совету Алёши попросила отвезти ее в поле и там срубить ей буйну голову. Как бы кончилось все — неведомо, только позабыли братья плаху липовую. А пока ездили за ней, освободил Алёша девицу милую, увез в Киев-град да законным путем повенчался.

  • Сочинение на тему земноводные по биологии

      

  • Математика в профессии программиста сочинение

      

  • Россия глазами пушкина сочинение

      

  • Искусство не имеет границ сочинение

      

  • Сочинение о связи лексики и грамматики

Рассказал для детей А. Нечаев


Худ. В. Кульков В славном городе во Ростове, у соборного попа отца Аевонтия в утешенье да на радость родителям росло чадо единое—любимый сын Алёшенька. Парень рос, матерел не по дням, а по часам, будто тесто на опаре подымался, силой-крепостью наливался. На улицу он стал побегивать, с ребятами в игры поигры­вать. Во всех ребячьих забавах-проказах заводилой-атаманом был: смелый, весёлый, отчаянный — буйная удалая головушка!

Иной раз соседи и жаловались: «Удержу в шалостях не знает! Уймите, пристрожьте сынка!»

А родители души в сыне не чаяли и в ответ говорили так: «Лихостью-строгостью ничего не поделаешь, а вот вырастет, возмужает он, и все шалости-проказы как рукой снимутся!»

Так и рос Алёша Попович-млад. И стал он на возрасте. На резвом коне поезживал, научился и мечом владеть. А потом пришёл к родителю, в ноги отцу кланялся и стал просить прощеньица-благословеньица: «Благослови меня, родитель-батюшка, ехать в стольный Киев-град, послужить князю Владимиру, на заставах богатырских стоять, от вра­гов нашу землю оборонять».


Худ. В. Кульков

«Не чаяли мы с матерью, что ты покинешь нас, что покоить нашу старость будет не­кому, но на роду, видно, так на­писано: тебе ратным делом труждатися. То доброе дело, а на добрые дела прими наше благо­словенье родительское, на худые дела не благословляем тебя!»

Тут пошёл Алёша на широкий двор, заходил во конюшню стоя­лую, выводил коня богатырского и принялся коня заседлывать. Сперва накладывал потнички, на потнички клал войлочки, а на войлочки седёлышко черкесское, туго-натуго подпруги шелковы затягивал, золотые пряжки застё­гивал, а у пряжек шпенёчки бу­латные. Всё не ради красы-басы, а ради крепости богатырской: как ведь шёлк не трётся, булат не гнётся, красное золото не ржавеет, богатырь сидит на коне, не стареет.


Худ. В. Кульков И только видели удала добра молодца, как на коня са­дился, да не видели, как он со двора укатился. Только пыльная курева поднялась.

Долго ли, коротко ли путь продолжался, много ли, мало ли времени длилась дорога, и приехал Алёша Попо­вич со своим паробком Евдокимушкой в стольный Киев-град. Заезжали не дорогой, не воротами, а скакали через стены городовые, мимо башни наугольной на широкий на княжий двор. Тут соскакивал Алёша со добра коня, он входил в палаты княженецкие, крест клал по-писаному, а поклоны вёл по-учёному: на все на четыре стороны низко кланялся, а князю Владимиру да княгине Апраксии во особицу.

В ту пору у князя Владимира заводился почестей пир, и приказал он своим отрокам-слугам верным посадить Алёшу у запечного столба.

Образ богатыря — былинного героя

(Иллюстрация богатырь-воин Алёша Попович)

На знаменитой картине художника Васнецова «Богатыри» (прим. фрагмент на первом изображении), написанной в начале XIX века, он представлен как юноша-воин, по возрасту он значительно младше, чем остальные богатыри, с немного лукавой и загадочной улыбкой. В качестве оружия он имеет лук и колчан стрел, а подле седла привязаны гусли, что свидетельствует о его веселом нраве и о лиричности его характера.

В былинах отмечалась даже в первую очередь не его сила как воина (иногда даже подчеркивалась как некая слабость его хромота), а его удаль, ловкость, смекалка, хитроумие, хваткость и находчивость. Алеша также бесстрашен и силен, как и другие русские богатыри, но в своих сражениях с врагами он старается победить их не силой и мощью, а умом, хитростью и откровенно безрассудной отвагой.

В целом образу этого богатыря свойственная некая двойственность, ведь наряду с его положительными сторонами, также русский народ награждал его и не весьма лестными чертами характера, такими как хвастливость и кичливость своими подвигами, лукавость и изворотливость, способность на злые и иногда коварные шутки, которые порицались и осуждались его более старшими товарищами по ратному делу. Также слабыми сторонами характера это былинного персонажа являются зависть и горделивость. Однако, не смотря на все свои недостатки, это глубоко верующий и богомольный человек (наверное, сказывалось воспитание отца священнослужителя).

Русские богатыри.

Видное место в нашем эпосе занимает богатырь Алеша Попович. К нему русский народ не относился с таким сочувствием, как к богатырям Илье Муромцу и Добрыне Никитичу. Былины часто изображают Алешу Поповича не в лучшем виде, нередко в них он называется «Алёшкой». И богатыри относятся к нему со снисхождением.

Так, когда стояли они на богатырской заставе и проглядели заезжего богатыря-врага, а на утро Илья Муромец предложил желающему ехать нагонять врага, Алёша вызвался первый. Он заявил, что «удалее всех». Богатыри стали отговаривать его от поездки: у него «глаза завидущие», у него «руки загребущие», они видели, что он хвастается своей удалью. И действительно, Алеша вернулся разбитый – он едет на коне, шатается. Хвастовство и самонадеянность поставили Алёшу в неловкое положение. В таком же положении очутился Алёша в былине о его неудавшейся попытке жениться на Настасье Микулишне.

Какую характеристику мы можем дать Алеше Поповичу?

Есть в характере Алёши хорошие черты. Это – смелость, удальство. В песнях его постоянно сопровождает эпитет «смелый». У него есть желание победить врага. Он благочестив. Богатырь Алеша побеждает в боях не столько силой и храбростью, сколько хитростью и обманом. Такими путями он два раза убил своего главного врага, змея Тугарина (как мифическое существо, змей, убитый Алёшей, потом оживает): один раз Алеша притворился, что не слышит издали, что говорит змей, а когда тот подошел близко, внезапно ударил его; другой раз он заставил змея оглянуться – какая такая сила несметная стоит за ним (по словам Алёши), а в это время отрубил ему голову.

Но Алёша – не прямой человек: он всегда склонен к обману. Ему ничего не стоило обмануть Добрыню, его жену, князя Владимира.

Алёша склонен и к господству над другими людьми, в нем есть и властолюбие: пользуясь умственной простотой своего названного братца Якима Ивановича, он обратил его почти в слугу своего – тот и шатры в поле раскидывает и коня на водопой водит.

Но тут Алёша раз чуть не попал в беду: позарившись на цветное платье убитого им Тугарина, он снял это платье с врага и одел на себя. А Яким Иванович принял его за змея, напустился на него и избил его.

В русском эпосе Алеша Попович – третий по значению русский богатырь. Силы ему природа меньше дала, чем Илье или Добрыне, но он отважен и храбр, а главное, смекалист, хитёр. Эти качества на Руси тоже ценились высоко. Особенно, когда с помощью этих качеств удавалось победить врага.

Отрицательные черты, которые были свойственны Алёше, не превратили его в негативный образ. Да Алёша порой беспечен, легкомыслен, но он жизнелюбив, безусловно, любит свою Родину, нетерпим к её недругам, самоотвержен.

БОЙ С БАСУРМАНСКОЙ РАТЬЮ ПОД КИЕВОМ


Худ. В. Кульков Повернул Алёша коня вещего и поехал в Киев-град. Настигает, догоняет он дружину малую — русских вершни­ков. Спрашивают дружинники: «Ты куда правишь путь, дородный добрый молодец, и как тебя по имени зовут, величают по отчине?» Отвечает богатырь дружинникам: «Я —Алёша Попович. Бился-ратился вот во чистом поле с нахвальщиком Туга­рином, отсёк ему буйну голову да вот и еду в стольный Киев-град».

Едет Алёша с дружинниками, и видят они: возле самого города Киева рать-сила стоит басурманская. Окружили, обложили стены городовые со всех четырёх сторон. И столько силы той неверной нагнано, что от крику басур­манского, от ржания конского да от скрипу от тележного, шум стоит, будто гром гремит, и унывает сердце челове­ческое. Возле войска по чисту полю разъезжает басурман­ский наездник-богатырь, громким голосом орёт, похваляет­ся: «Киев-город мы с лица земли сотрём, все дома да божьи церкви огнём спалим, головнёй покатим, горожан всех по­вырубим, бояр да князя Владимира во полон возьмём и за­ставим у нас в орде в пастухах ходить, кобылиц доить!»

Как увидели несметную силу басурманскую да услы­шали хвастливые речи наездника-нахвальщика Алёшины попутчики-дружинники, придержали ретивых коней,посмурнели, замешкались. А Алёша Попович горяч-напорист был. Где силой взять нельзя, он там наскоком брал.


Худ. В. Кульков

Закричал он громким голосом: «Уж ты гой-еси, дружина хоробрая! Двум смертям не бывать, а одной не миновать. Краше буйну голову нам в бою сложить, чем славному стольному городу Киеву позор пережить! Мы напустимся на рать-силу несметную, освободим от напасти великий Киев-град, и за­слуга наша не забудется, прой­дёт, прокатится про нас слава громкая: услышит про нас и ста­рый казак Илья Муромец, сын Иванович. За храбрость нашу он нам поклонится: то ли не почёт, не слава нам!»

Князь Владимир про победу узнал и на радости пир-столованье заводил, да не позвал на пир Алёшу Поповича. Обиделся Алёша на князя Владимира, повернул своего коня верного и поехал в Ростов-город, к своему родителю — соборному попу ростовскому Левонтию.

Описание

Алёша Попович — сын ростовского попа Ле(в)онтия (редко Фёдора). По некоторым утверждениям Алёша Попович родом из Пирятина (Полтавская область). По историческим данным, он часто бывал на Пирятинских ярмарках, помогал людям и имел богатырскую силу. В один из своих приездов в Пирятин Тарас Шевченко написал думу об Алёше Поповиче. Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.), а мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Иногда он хитрит и готов обмануть даже своего названного брата Добрыню Никитича, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образ Алёши Поповича отражает определённую противоречивость и двойственность.

Рождение Алёши Поповича было чудесным, напоминающим рождение Вольги: оно сопровождается громом; «Алёшенька Чудородыч млад», едва родившись, просит у матери благословенья погулять по белу свету, не пеленать его пеленами, но кольчугою; он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Вольги, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Вольги. Женой Алёши Поповича в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Алёна, Алёнушка (Еленой зовется и жена Вольги). Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька) — Елена и Алёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара, подобная Волос-Велес — Волосыня или Елс — Елесиха.

«Матримониальная» неудача Алёши Поповича повторяется и в былинах о неудачном сватовстве Алёши Поповича к жене Добрыни Никитича Настасье Никулишне во время отсутствия её мужа (Алёша Попович распространяет ложный слух о гибели Добрыни) и в одном из вариантов былины об Алёше и сестре Збродовичей, где братья отсекли Алёше Поповичу голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого сюжета Алёше Поповичу грозит опасность, как и сестре Збродовичей Настасье Збродичне, которой братья собираются отсечь голову). Когда сестра должна вот-вот расстаться с жизнью, Алёша Попович просит не губить её и отдать её ему в жёны.

Одним из наиболее архаичных сюжетов, связанных с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой Алёши Поповича с Тугариным происходит нередко у воды (Сафаст-река). Одолев Тугарина, Алёша Попович рассёк его труп, разметал по чистому полю (аналогично действиям Индры в отношении поверженного Вритры). Сходным вариантом сюжета о бое Алёши Поповича с Тугарином является былина «Алёша убивает Скима-зверя», где противник Алёши Поповича многим напоминает Тугарина. Существует и еще одна версия, что когда Тугарин — воевода половецкого хана Котяна, ограбил Ростов, Алеша был послом ростовского князя к киевскому. Во время пира Тугарин похвалялся награбленной добычей в Ростове. Алеша в гневе подошел к князю киевскому Мстиславу и со словами «негоже, князь, с врагами земли русской пировать» убил Тугарина.

Экранизации

Кроме знаменитой серии мультфильмов студии «Мельница», можно посмотреть еще и ряд фильмов, где присутствует Алеша Попович. Первый — киносказка «Илья Муромец» — вышел еще во времена СССР. Эта лента стала первым советским фильмом, выпущенным для широкого экрана. Фильм снят на основе былинных сюжетов и сказок Пушкина, а роль Алеши Поповича там исполнил актер Сергей Столяров. 

Сергей Столяров в роли Алеши Поповича

Много позже, в 2010 году, вышел фильм «Приключения в Тридесятом царстве» с Алексеем Шутовым в роли Алеши. Там современные дети, фанаты компьютерных игр, отправившись на морской берег, попадают в сказку. Фильм получил в основном отрицательные отзывы зрителей и низкий рейтинг. 

Антон Пампушный в роли Алеши Поповича

Вышедший через год фильм «Реальная сказка» оценили уже заметно выше. Это альтернативная сказочная история, где персонажи сказок переселились в современный мир и живут среди людей. Кощей стал олигархом, богатыри теперь работают его охранниками, леший превратился в бомжа, а Иван-дурак — в ВДВшника. Роль Алеши Поповича в фильме исполняет Антон Пампушный.

Биография

Отец Алеши — Леонтий Ростовский, поп. Как главный герой Алеша Попович присутствует в двух былинах — «Алеша Попович и Тугарин» и «Алеша Попович и сестра Збродовичей». Герой мелькает и в полусотне других текстов, но отнюдь не всегда представляется положительным персонажем. Например, в былине «Добрыня на свадьбе своей жены» роль Алеши откровенно отрицательная.


Алеша Попович и Добрыня Никитич

В былинах часто указывается на недостатки героя, его хромоту, слабость и т.д. Сильные стороны Алеши — хитроумие и находчивость, натиск и удаль. Герой умеет играть на гуслях. При этом Алеша отнюдь не ведет себя честно, даже по отношению к «своим». Богатырь Добрыня Никитич — названный брат героя, тем не менее, Алеша посягает на его жену Настасью. Решив взять эту женщину в жены, герой распространяет ложный слух о том, что Добрыня погиб.

Алеша — обладатель неоднозначного и противоречивого характера. Герой склонен к злым и шуткам, Алеше свойственны хвастливость, кичливость, увертливость и лукавство. Герой часто бывает порицаем собственными товарищами-богатырями, которые относятся к нему с осуждением. Основным занятием Алеши, как и возможного исторического прототипа героя, стала военная служба у князя.


Алеша Попович и Елена

С образом Алеши связан ряд легенд. Когда герой рождается, гремит гром. Младенцем Алеша просит завернуть себя в кольчугу, а не в пеленки, и сразу же требует, чтобы мать благословила героя, потому что тому не терпится погулять по белу свету. Едва родившись, герой уже умеет ездить верхом и орудовать саблей и копьем, проявляет ловкость и хитрость, склонен ко всевозможным проделкам и шуткам.

В былине «Алёша Попович и сестра Збродовичей» рассказывается о том, как Алеша находит себе жену Елену (Аленушку) и подвергается опасности со стороны братьев той. В одном из вариантов этого сюжета герою даже отрубают голову.


Алеша Попович и Тугарин Змей

Поединок со злым богатырем Тугарином — наиболее архаичный сюжет из тех, где упоминается Алеша Попович. Этот бой происходит то ли в Киеве, то ли по дороге туда. Тугарин закидывает героя угрозами — грозит, что проглотит живьем, огнем спалит, задушит дымом и т.д. Часто сцена поединка разворачивается у воды, а Алеша, после победы над Тугарином, разрубает труп и раскидывает по чисту полю. Победа над Тугарином стала главным подвигом Алеши.

ОБРАЗ БОГАТЫРЯ

Алёша Попович столь же необычен в своем характере, сколь и Добрыня Никитич. Все-таки в большинстве своем удалые молодцы славились недюжинной мощью, а невежеством, как Добрыня. Так что уж говорить о тех чертах, которые приписывают Алексею Леонтьевичу…

Этот богатырь не только не имеет какой-либо особой силы — напротив, в некоторых былинах говорится о том, что он хром, а оттого слаб. Зато Алёша хитер, сметлив, находчив. Можно ли это считать качествами, достойными восхваления? Сложно судить.

В своем увлечении прекрасным полом Алёша Попович не гнушается и откровенной, неприглядной ложью. Пока крестный брат его Добрыня Никитич совершает ратные подвиги, он рассказывает жене его Настасье Микулишне, что видел в поле труп Добрыни. Этим он пытается склонить красну девицу к замужеству.

Алёша лукав, кичлив и хвастлив, а в шутках его больше коварства, чем безобидного смеха. Другие богатыри то и дело порицают его за это.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: