Иерархия общества
Перед вступлением в Мессенскую войну социально-экономическая структура Спарты находилась в состоянии первобытно-общинных отношений, когда вся власть сосредоточена в руках родовой аристократии. После разгрома Мессении и установления там своих порядков численность подвластного спартанскому полису населения значительно увеличилась, поэтому общественный строй остро нуждался в коренных изменениях.
Земледелие составляло основу экономической жизни Спарты. Полноправным членам спартанской общины — спартиатам — полагался участок земли — клер, за который нельзя было выручить деньги. Институт частной собственности отсутствовал. Сами спартанцы не занимались хозяйственной деятельностью, а всецело были поглощены военным делом. В спартанском демосе не было деления на крестьян, ремесленников, торговцев.
В связи с тем, что клер переходил старшему сыну, остальным детям доставались лишь выморочные наделы. Тот, кто оставался ни с чем, переходил в разряд безземельных неполноправных граждан — гипомейонов, которые не допускались к народным собраниям и сисситиям (трапезам равных).
Функцию бесплатной рабочей силы выполняли илоты — представители побежденных народов. Они обрабатывали земельные угодья, принадлежавшие спартиатам, а также участвовали в военных походах. Предоставив илотам хозяйственную самостоятельность, полноправные граждане Спарты внимательно следили за тем, чтобы рабы не бунтовали и не пытались вырваться из-под влияния народа-победителя. Свое господство над угнетенным населением спартанцы поддерживали с помощью всевозможных мер устрашения.
Остроумие
В дополнение к силе и доблести в бою, в Спарте высоко ценили краткость и остроумие.
Даже сегодня мы используем фразы “лаконичный ум” или “лаконичная мысль”. Слово “лаконичный” происходит из слова “Лакония” – регион, где находилась Древняя Спарта.
Если вы смотрели фильм Снайдера, то слышали некоторые примеры лаконичного остроумия. Например, когда персидский царь сказал, что он закроет стрелами Солнце, царь Леонид ответил: “Тогда мы будем сражаться в тени.”
Пожалуй, самый брутальный случай произошел, когда Король Филипп II Македонский (отец Александра Македонского) развернул огромную кампанию с целью покорить Грецию. Чтобы подчинить спартанцев, он прислал им сообщение: “Если я приведу свою армию в ваши земли, я уничтожу ваши фермы, убью ваших людей и сожгу ваш город”. Спартанцы ответили одним словом: “Если”.
Конечно, такой хардкор – это круто, но дело в том, что в Спарте лаконичность и остроумие отчаянно тренировались с ранних лет. Детям задавали вопросы, и если ответы не устраивали наставников, детей наказывали.
Эфоры
Самые могущественные представители власти выбирались раз в 8 лет. Всего на этот период их выбиралось 5 человек. Чтобы отдать честь и прославить в веках эфоров, апеллы называли календарный год в честь каждого из них. Они контролировали все виды деятельности и всех представителей власти.
Во время военных действий двое эфоров сопровождали царя, чтобы не дать ему возможности нажиться на военных делах или, что намного хуже, проявить свою трусость на поле боя. Часто эти люди превращались в диктаторов, так как отсутствие письменных законов не могло ограничить их желаний. Они даже могли изгнать царя, чтобы не выполнять его приказы. Для этого они время от времени проводили предсказания жрецов. Если правление царя устраивало эфоров, то предзнаменование чаще всего оказывалось хорошим, а если нет, то предсказание приводило к быстрому изгнанию или убийству царя.
Особенности семейной жизни в Спарте
Как рассказывает история Древней Спарты, семейная жизнь также подпадала под око закона Ликурга. Мужчина мог жениться только после 16 лет, но с семьей он проводил мало времени. Основную часть жизни занимала не семья, а воинская служба. Дети родителям не принадлежали. С 7 лет их забирали из семей и воспитывали в них боевой дух: плохо кормили, выдавали один хитон на год, а после окончания школы юноши должны были пройти своеобразный экзамен – порку палками, во время которого не разрешалось ни кричать, ни просить о помощи. Особенностью спартанского брачно-семейного права является развод. Правда, только мужчина мог попросить старейшин разорвать семейные узы. Это происходило в двух случаях: если женщина изменяла супругу или была бесплодна.
Государственное устройство
История Спарты указывает на то, что создание управленческой лестницы также принадлежит Ликургу. Многие историки называют воинов малограмотными. Несмотря на это, государственная форма их державы была намного более продвинутая в сравнении с другими.
Во главе находилось 2 царя, это были представители отдельных династий, к которым подданные проявляли уважение. Владыки совместно управляли действующим войском, однако на сражения отправлялся только один монарх — архегат. Обязанностью второго из них — басилея — являлось:
- управление мирной жизнью города;
- обеспечение провизией в достаточном количестве всего тыла;
- подготовка оружейных запасов в случае необходимости подкрепления армии.
Правители были членами собрания старейшин — герусии, на котором интересующие проблемы государственной важности обсуждались совместно. Цари, представляющие враждующие семейства, с течением времени на фоне постоянных ссор утратили доверие подданных
Их обязанности преобразовались в представительную монархию, реальная же власть находилась у эфоров. Тем не менее спартанские цари всегда оставались в почете и получали определенные доходы от населения в виде:
- благотворительных денег;
- жертвенной пищи;
- земельных налогов.
Семейная жизнь
История древней Спарты гласит, что законами Ликурга контролировались и личные отношения. По обычаю, в 16 лет мужчина имел право жениться, но со своей семьей он не проживал постоянно. Основное его назначение состояло в несении воинской службы. Рождающиеся дети не принадлежали своим родителям. В возрасте 7 лет они изымались из семьи и воспитывались в специальных казармах. Воспитание боевого духа буквально зашкаливало:
- плохое питание;
- выдача одного хитона на протяжении года;
- по окончании школы сдача экзамена на выносливость.
Стоит отметить, что своеобразная проверка представляла собой порку, при которой кричать разрешалось, но нельзя было просить о пощаде.
Семейная жизнь
История древней Спарты гласит, что законами Ликурга контролировались и личные отношения. По обычаю, в 16 лет мужчина имел право жениться, но со своей семьей он не проживал постоянно. Основное его назначение состояло в несении воинской службы. Рождающиеся дети не принадлежали своим родителям. В возрасте 7 лет они изымались из семьи и воспитывались в специальных казармах. Воспитание боевого духа буквально зашкаливало:
- плохое питание;
- выдача одного хитона на протяжении года;
- по окончании школы сдача экзамена на выносливость.
Стоит отметить, что своеобразная проверка представляла собой порку, при которой кричать разрешалось, но нельзя было просить о пощаде.
Народные собрания (апеллы)
В состав собраний входили мужчины, которым исполнилось 30 лет, и рожденных в аристократических семьях. На собрании выбирали эфоров, кто из царей отправится в военный поход, кто займет престол, если не было престолонаследника. Также окончательное решение по лишению гражданства изменников принималось здесь. Они же принимали решение о присвоении человеку гражданства, если тот изъявлял такое желание. Правда, мудрость не позволила участникам апеллы договориться о методах голосования, ведь, чаще всего, прав оказывался тот, кто громче крикнет или подговорит других для отстаивания своего мнения.
Замкнутый круг развития не имеет
Ликург создал государство, в котором солдаты могли воспроизводить только солдат. Все, что не касалось воинского долга, отсекалось законами общества. Да, государство было сильным, оно могло защитить себя от врагов. Однако не ущербным ли было общество, отказавшееся от главного, от того, что дала человеку природа, — от разума? Оно также отказалось от чувств. Народ подчинялся государственным законам, которые были больше похожи на казенный военный устав. Люди отринули науки, искусства, а ведь именно творчество развивает человека, воспитывает его личность, совершенствует разум, возвышает душу, приближает творенье Божьих рук к его Создателю. Поэтому спартанский образ жизни был обречен уже с самого начала.
Крах системы
Постепенно полисная древнегреческая система, которую так долго строили эллины, начала приходить в упадок. В своих докладах историки называют главные причины ее краха:
- слабость и несовершенство политического устройства;
- сложности в обеспечении внутреннего гражданского единства;
- регулярное восстание рабов и несогласных с действующей властью;
- значительные различия и борьба между социальными слоями.
Однако вся европейская культура, существующая в наше время, сформировалась именно на базе античных достижений. Без знания и понимания древнегреческой истории сложно понять все последующие периоды становления мирового сообщества, искусства, архитектуры, художественных стилей, театральных жанров и даже многих научных терминов. Высокий уровень культуры, многообразие ее направлений, уникальные идеи и шедевры способствовали тому, что античная Греция признана сокровищницей всей мировой цивилизации.
Возможно, вам также будет интересно:
- история ареопага в Древней Греции;
- переворот 18 брюмера;
- польская интервенция;
- Адрианопольский мирный договор.
Закат Спарты
Во втором веке до н.э. Спарта вошла в состав Римской империи и превратилась в провинциальный город. В дальнейшем Спарту по очереди захватывали готы, герулы и вестготы. Окончательно древняя Спарта пришла в упадок после IV Крестового похода.
После захвата Эллады римлянами только Афины и Спарта из всех древнегреческих полисов (областей) получили определенную независимость от Рима. Так древняя слава Спарты сослужила ей последнюю службу. Закат Спарты произошел тихо и постепенно.
В Спарте впервые появились: конституционное правительство, понятие республики, военная дисциплина. Вместе с тем, Спартанскому обществу были присущи жестокость и узость мышления.
Литература:
- Андреев Ю.В. Архаическая Спарта. Искусство и политика / Ю.В. Андреев. — СПб.: Нестор-История, 2008. — 342 с.
- Зайков А.В. — Общество древней Спарты: основные категории социальной структуры / А.В. Зайков. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. — 196 с.
- Печатнова Л.Г. Спарта. Миф и реальность / Л.Г. Печатнова. — М.: Вече, 2013. — 384 с.
Государственное устройство
Древняя история Спарты начинается с XI века до н. э. возникновением одноименного города в Лаконии (южная область Пелопоннеса). Территория сначала была освоена ахейцами, а в X веке до н. э. завоевана дорийцами (древнегреческие племена).
Законодателем государственного устройства Спарты считается царь Ликург (9 век до н. э.), превративший ее из военной демократии в рабовладельческую республику. Аристократическое государство устанавливало строгие правила существования жителей, ограничивало развитие частной собственности. Аристократия должна была осваивать только спорт и военное искусство, а простой народ и рабы – земледелие, торговлю, ремесла.
Основной упор делался на армию. Путем успешных военных действий Спарта закрепила свое превосходство в Пелопоннесе.
Возглавляли страну сразу два правителя (архагеты). Высшими органами власти являлись:
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
- Апелла (народное собрание): состояло из мужчин старше 30 лет с полным гражданством; при помощи голосования принималось или отвергалось какое-то решение;
- Коллегия эфоров: состояла из 5 аристократов выбранных народным собранием; занималась судопроизводством;
- Герусия (совет старейшин): состояла из 28 полноправных граждан старше 60 лет и двух царей; решали вопросы внешней и внутренней политики, контролировали госслужащих.
Рис. 1. Территория Древней Спарты.
↑ Экономика
Спарте принадлежали две наиболее плодородные региона – Лакония и Мессения. Здесь преобладало пашенное земледелие, оливки, виноградники, садовые культуры. Это являлось преимуществом Лакедемонии перед греческими полисами. Самый основной продукт питания хлеб выращивался, а не привозился.
Среди зерновых культур преобладал ячмень, продукт переработки которого использовался как основной в пищевом рационе жителей Спарты.
Богатые лакедемоняне использовали муку из пшеницы в качестве дополнения к основному рациону в общественных трапезах. Среди основного населения более распространена была дикая пшеница – полба.
Древняя Спарта фото
Воинам требовалось полноценное питание, поэтому скотоводство было развито в Спарте на высоком уровне. Для пищи выращивались козы и свиньи, а в качестве тягловых животных использовали быков, мулов, ослов. Лошадей предпочитали для формирования конных военных отрядов.
Спарта это государство воин. Ему требуется, прежде всего, не украшения, а вооружение. Роскошные излишества заменялись практичностью. Например, вместо расписной, нарядной керамики, основная задача которой восхищать, достигает совершенства ремесло по изготовлению сосудов которые можно использовать в длительных походах.
Используя богатые железные рудники, в Спарте изготавливалась самая прочная «лаконская сталь”.
Обязательным элементом военного вооружения спартанца был медный щит
Истории известно множество примеров, когда политиканство, властные амбиции разрушали самую прочную экономику и уничтожали государственность, не смотря на всю ее военную мощь. Древнее античное государство Спарта наглядный тому пример.
Физическое воспитание в Афинах. Палестры и палестрика
В Афинах имелась целая система различных школ: мусические — где мальчиков 7—15 лет обучали чтению, письму, счету, музыке и пению; палестры (от слова «пале» — борьба) — где мальчики 12—16 лет овладевали бегом, борьбой, прыжками, метаниями копья и диска, гимнастическими упражнениями, плаванием.
Палестры имели открытые площадки, беговые дорожки, гимнастические залы, бассейны. Занятия в мусической школе и палестре проходили параллельно. Названные типы школ были частными. Мальчики жили дома с родителями.
Юноши наиболее знатных родителей, достигшие 16-летнего возраста, имели возможность продолжить образование в государственных школах — гимназиях, где значительная часть времени отводилась физическим упражнениям, а остальное — беседам с философами, выдающимися государственными мужами, посещению театров, различных собраний, судов.
Военно-физическое воспитание свободнорожденных юношей после 18 лет завершалось в эфебии своеобразной трехлетней военной службой, когда юноши жили в лагерях, овладевая искусством военного дела.
В конечном счете каждый афинянин становился воином, но воспитание его было не столь однонаправленным, как в Спарте. Согласно законам Афин, основную заботу о воспитании детей должны были проявлять родители.
Девочки не получали такого физического воспитания, как в Спарте, а обучались в основном умению вести домашнее хозяйство.
Необходимость самообороны полисов и удержания в повиновении подвластных слоев населения были главными причинами создания античной гимнастики. Она включала в себя три части (раздела): игры, палестрику и орхестрику.
Игры для детей 1—7 лет проводились под наблюдением родителей или воспитателей: это были упражнения с мячом, обручем, с элементами бега, метание копья и диска и другие физические упражнения, развивающие ловкость.
Прыгун в длину перед приземлением с альтерами в руках; перед ним педатриб (судья) с розгами (археологическая находка из Аттики, VI в. до н.э.)
В палестрику входили: пентатлон (бег на 1 стадий, прыжки в длину с альтерами (гантелями) в руках, метание копья, метание диска, борьба), кулачный бой, плавание, верховая езда, рукопашный бой, стрельба из лука, панкратион (соединение борьбы с кулачным боем), езда на колеснице и др.
Бег включал в себя различные его разновидности: бег на 1 стадий (стадий не имел строго определенной длины, так как отмерялся судьями ступнями — 600 ступней) — около 190 м, бег на 2 стадия, бег на несколько стадий, бег на 24 стадия (самая длинная дистанция), бег с оружием, бег с факелами. По свидетельству древнегреческого писателя Лукиана, бегуны состязались на глубоком песке, «…где трудно прочно стоять и нелегко упереться ногами, так как они вязнут в мягкой почве».
Прыжки выполнялись через рвы и другие препятствия с альтерами в руках, которые символизировали оружие. Прыжок, по мнению большинства историков, представлял собой 5-кратный мно-госкок с двух ног.
Метание копья и диска имело прямую связь с военным делом. Метание копья производилось в цель, а диска — на дальность. Причем метание диска выполнялось так, что снаряд летел в вертикальной плоскости, поскольку способ этого движения был полностью заимствован из военного дела. В армии диск был боевым снарядом. Диски весом от 1,7 до 4,5 кг, диаметром от 14 до 21 см изготовлялись из камня, а позже — из металла.
Борьба была распространена в двух вариантах: в первом победа присуждалась тому, кто, устояв на ногах, трижды бросал соперника на землю, во втором борьба проходила в различных положениях до тех пор, пока один из соперников оказывался на спине.
Орхестрика сформировалась из ритуальных танцев, тесно связанных с древними обрядами посвящения. К ней относились игры с мячом для развития ловкости, акробатические упражнения, обрядовые, театральные и боевые танцы. Эти движения использовались при совершении культовых обрядов и во время публичных зрелищ, они применялись как вводные и дополнительные к основным при занятиях палестрикой.
Спартанский социализм
Ради поддержания единства гражданского коллектива и исключения раскольнических настроений в Спарте активно внедрялась идеология мужского и военного братства.
По словам Плутарха, Ликург «приучал сограждан к тому, чтобы они не хотели и не умели жить врозь, но, подобно пчелам, находились в нерасторжимой связи с обществом, все были тесно сплочены вокруг своего руководителя и целиком принадлежали отечеству, почти что вовсе забывая о себе в порыве воодушевления и любви к славе».
Всякое покушение на принципы спартанского коллективизма пресекалось «сознательными» спартанцами, активистами, блюстителями чистоты спартанской жизни. Лучшим способом утверждения государственной идеологии и пресечения любых попыток быть непохожим на других представлялось резкое сокращение сферы частной жизни. Семья и дом должны были отойти для человека на задний план и не входить в противоречие с духом коллективизма.
Ничто из того, что происходило в Спарте, не подлежало разглашению — на эту «засекреченность» спартанского государства указывает Фукидид. Для существования спартанского государства было характерно желание отгородиться от всего мира, отделить себя глухой стеной культурной и хозяйственной самоизоляции.
Ощущение жизни в «осажденном лагере» неизбежно выливалось в чувство собственного превосходства, тогда как «потусторонний» мир воспринимался как потенциальный источник «тлетворного влияния», распущенности.
Социальное разделение
Население Древней Спарты делились на:
- Аристократию (спартанцы или спартиаты): гомеи – полноправные граждане; парфении (низшие гомеи) – дети незамужних спартанок;
- Простой народ: гипомейоны – граждане частично лишенные прав из-за утраты состояния или здоровья; мофаки – люди низкого происхождения, но получившие спартанское образование; периэки – бесправное, но свободное население;
- Зависимое население: илоты – государственные рабы, жители захваченных земель; эпейнакты – илоты, освобожденные от рабства за женитьбу на спартанских вдовах; эриктеры – илоты, прислуживающие аристократам в армии.
Рис. 2. Илоты в Спарте.
В Спарте была довольно специфическая система воспитания, направленная на физическое развитие и выносливость (отсюда неподтвержденные сведения о том, что слабых детей сбрасывали в пропасть). С 7 до 20 лет дети свободных граждан обучались в военных школах-интернатах, считаясь собственностью государства. Им прививали бездумную преданность стране.
Народные собрания (апеллы)
В состав собраний входили мужчины, которым исполнилось 30 лет, и рожденных в аристократических семьях. На собрании выбирали эфоров, кто из царей отправится в военный поход, кто займет престол, если не было престолонаследника. Также окончательное решение по лишению гражданства изменников принималось здесь. Они же принимали решение о присвоении человеку гражданства, если тот изъявлял такое желание. Правда, мудрость не позволила участникам апеллы договориться о методах голосования, ведь, чаще всего, прав оказывался тот, кто громче крикнет или подговорит других для отстаивания своего мнения.
Ремесла[править]
Спартиаты желали добиться экономической независимости («автаркии»), поэтому в архаичную эпоху в Лакедемоне развивалось немало промыслов.
Занятия спартанских ремесленников с потребностями данного полиса. Имелось военное производство. Так, изготовлялась пурпурная краска так как этим цветом окрашивалась военная форма спартанцев. Плиний писал, что Лакония была для Европы тем, чем был Тир для Азии, «где собиралась эта драгоценная улитка» — из которой выделяли пурпурный краситель.
Лаконские товары и изделия («лаконский котон», «лакайна» /вид чаши/, «лаконские кожи», «лаконские сандалии», «лаконская черепица» и др., Плутарх хвалит их кресла и столы) славились своим качеством. Несмотря на низкую художественную ценность, они хорошо выполняли свои утилитарные функции. Аналогично можно говорить о лаконской стали:
В Лаконике находились железные рудники, одни из наиболее богатых в Элладе, а «лаконская сталь» была в ней наилучшей. Лаконика обеспечивала себя предметами кузнечного производства.
Известно и о медном производстве в Спарте.
Ксенофонт сообщает, что в армии Спарты присутствуют ремесленники. Известно о постройках укреплений спартанским войском во время походов.
Вместе с тем, с VII в. до н. э. происходило постепенное ухудшение лаконской художественной традиции. Исчезли терракотовые маски, золото, янтарь, слоновая кость.
Критий — глава Тридцати тиранов — характеризует «лаконский котон» как сосуд, незаменимый в походе из-за его практических качеств.
Наряду с коринфским и сицилийским методами черепичного покрытия кровли широко применялась и лаконская архитектурная терракота, отличавшаяся особым типом солен и калиптер.
Существенное развитие достигло кораблестроение. Лаконские верфи, о которых дважды упоминает Ксенофонт, находились в Гитионе. Помимо военных кораблей, строились и мелкие суда, нужные для рыбноловства и добычи пурпура. Эту суда фигурируют в рассказе об осаде афинянами спартанского отряда на о. Сфактерия.
Межвоенный период
В промежутке между первым и вторым этапом Пелопонесской войны афиняне провели военную экспедицию на Сицилию. В Афинах было немало сторонников активных военных действий. Они агитировали за следующие военные действия:
- морской поход, с целью захвата Силиции;
- разворот наступления на запад;
- завоевание Карфагена и всей Северной Африки.
Вскоре подвернулся и повод – один из сицилийских городов обратился за помощью против города Сиракузы. Афиняне снарядили мощный флот. Когда он подошёл к острову, то испугал даже горожан, просивших о помощи. Все поняли, что афиняне прибыли не помогать, а завоёвывать. Все отступились от них. Афины остались один на один с Сиракузами, которым оказывали помощь сторонники Спарты. Афинский флот потерпел под Сиракузами страшное поражение.
Долой науки!
Спартанцы изучали грамоту только ради потребностей жизни. Юношам давали лишь самые азы, чтобы они могли прочесть приказ и расписаться под ним.
Все же остальные виды образования были выдворены из страны; выдворяли не только науки, но и людей, которые ими занимались. Ликург ввел ксеноласию — изгнание иноземцев, чтобы те, приезжая в Спарту, не научили местных граждан чему-либо дурному. Отсутствие гостеприимства в Спарте было самым известным явлением в древнем мире. Если пользоваться современной терминологией, в Спарте был установлен «железный занавес».
Спартанский командир времен «мидийских войн»Спартанский гоплит
Аскетизм как принцип жизни
Жизненный уклад государства подлежал жесткому контролю и соблюдению порядка во всем. О его аскетизме и в настоящее время ходят легенды. Девочки воспитывались в атмосфере, где их готовили в качестве жен и будущих матерей для бойцов. Спартанцы же во время сражений всегда использовали только темно-красные хитоны, которые при ранении скрывали кровопотерю. Между помощью от рук медика и смертью на поле боя выбор воина оставался за последним.
Суровое воспитание прослеживалось в сдержанности, выносливости и неиссякаемой силе духа. Известно, что при рождении отбирались только сильные малыши. Слабые же дети сбрасывались со скалы, считалось, что им нет места в обществе. Однако эта легенда имеет противоречивые отзывы со стороны ученых.
Законы Ликурга
Право Древней Спарты неразрывно повязано с именем Ликурга – древнеспартанского общественного деятеля. О его жизни известно мало, а вот о его законах говорят до сих пор, потому что именно на них был построен правовой институт Спарты. Законы были в форме ретр – коротких форм правовых изречений, передававшихся из уст в уста. Они заучивались на память. Существовало 4 ретры: 1 большая и три малых. Одна из малых ретр запрещала издавать законы в письменной форме. Это делалось для того, чтобы правящая аристократия не ограничивала свои возможности рамками текста закона, а всегда могла повернуть формулировку документа в свою сторону. Ретры Ликурга строго ограничивали и контролировали все сферы жизни спартанцев.
Политическое устройство Спартанского полиса
Спартанское политическое устройство по сравнению с Афинами было более архаичным. Формально общину спартиатов возглавляли два царя-военачальника, при этом одна царская династия была ахейская, другая – дорийской, что и определяло характер диархии в Спарте. Функции царей были ограничены. Это были военачальники, а в мирные годы они осуществляли некоторые жреческие и судебные обязанности.
Оба царя входили пожизненно в состав герусии, готовившей спартанские законы и одновременно являвшейся высшим военным советом и верховным судебным органом.
Определение 3
Геруссия – это спартанский совет старейшин, состоящий из 30 членов и 28 выборных старцев, не моложе 60 лет.
В спартанской общине верховным государственным органом была апелла.
Определение 4
Апелла – это народное собрание полноправных спартиатов.
В отличие от экклесии (афинского народного собрания), апелла не имела права законодательной инициативы и могла только утверждать или отклонять подготовленные геруссией решения: специальная комиссия по шуму и крикам определяла, «за» или «против» проголосовало народное собрание.
Эфорат был еще одним органом государственного устройства в Спарте. Коллегия, состоящая 5 эфоров, изначально возникла как орган контроля за деятельностью герусии и царей и вскоре стала дополнительным верховным органом власти спартанской олигархии. Эфоры избирались по одному от каждого спартанского поселения сроком на один год. Они имели высшую контрольную власть, право привлекать к ответственности спартиатов, включая царей и геронтов, наблюдали за соблюдением законов и правил спартанского образа жизни. Также эфоры руководили внешней и внутренней политикой Спарта и террористическими мероприятиями против илотов.
Этот архаический государственный строй получил название Ликургова по имени легендарного Ликурга, установившего его. Однако сейчас исследователи считают, что этот строй устанавливался не сразу, а постепенно.
Реформы Ликурга сделали Спарту единым военным лагерем, что было необходимо с учетом потенциальной опасности мятежей илотов. Важным принципом, лежащим в основе «Ликургова строя», был принцип равенства граждан спартанской общины, в соответствии с которым складывалась «община равных». Была разработана система мер для сведения к минимуму любых возможностей личного обогащения спартиатов и имущественного неравенства. Поэтому из денежного обращения были изъяты все серебряные и золотые монеты и роль денежного эквивалента выполняли железные прутья, давно вышедшие в Греции из употребления. Ремесло и торговля считались позорящими спартиата занятиями. Сделки по продаже земли были под запретом, на ней трудились исключительно илоты. Все спартиаты носили одинаковую одежду, пользовались одинаковой утварью ели одинаковую пищу на общественных трапезах-сисситиях.
Это способствовало консолидации спартанского гражданского коллектива. Спартанская фаланга не знала равных на полях битв. Уже в VI веке до н. э. Спарта, подчинив Коринф, Мегары и другие крупные полисы Греции, в стала во главе Пелопоннесского союза.
Герусия и народные собрания
Управление государства было особенным. Герусия состояла из 28 мужчин возрастом старше 60 лет. В их обязанности входило обсуждение государственных проблем. В отдельные периоды старейшины наделялись правом наложения вето на указы царя и пользовались этим.
Постепенно такой законодательный орган утратил силу воздействия на политическую систему, плотно занявшись судебной практикой. Совет занимался определением уголовных дел, вел обсуждения относительно наказания для виновного, выносил приговоры. С особой жестокостью наказывались изменники родины.
Имели свою силу и апеллы, так назывались народные собрания. Они состояли из мужчин старше 30 лет, которые были выходцами из аристократических семей. Характерной чертой являлось то, что на подобных собраниях избирались эфоры, при отсутствии престолонаследника решался вопрос о том, какой из царей останется на месте, а какой отправится на сражение. Здесь же принимались окончательные решения относительно изменников, которых лишали гражданства.
Особенности быта
К VIII веку Спарта постепенно захватила Мессению и установила контроль за большей частью Пелопоннеса. В стране все больше укреплялся “культ войны” и образ храброго воина, как главного героя. Тогда же страной правил Ликург — один из самых известных правителей. Он закрепил главный принцип Спарты как “общества равных”.
Роскошь и деньги были запрещены, поэтому и обычные граждане, и аристократы жили в простых домах, ходили в простой одежде, обходились простой пищей. Они не могли похвастаться ни ценной красивой мебелью, ни драгоценной посудой — все предметы роскоши запрещались законом, как и ввоз в Спарту чужеземных изделий. Местным ремесленникам разрешалось производить только самые необходимые вещи.
Обычные монеты были запрещены, деньгами служили металлические пруты. Чтобы что-то купить, необходимо было брать с собой несколько килограммов прутьев, и это в случае незначительных покупок. Идея в том, что любые крупные сделки невозможно провести так, чтобы это было незамедлительно, а значит, никто не сможет воровать деньги или утаить роскошь.