Гладиаторы

Гопломах

Гопломах — греческое название, обозначающее тяжеловооружённого бойца. Возможно, такой тип гладиаторского вооружения появился в I–II веках н. э. вместо более раннего самнита. Гопломах сражался в тяжёлом вооружении, которое включало закрытый шлем с широкими полями и высоким гребнем, наручь из бронзовых пластин или стёганой ткани на правой руке, высокие бронзовые поножи и набедренники из мягкой ткани на обеих ногах. В бою гопломах прикрывался небольшим бронзовым щитом круглой формы и старался поразить своего противника копьём. Возможно, в качестве дополнительного оружия он также имел меч или кинжал.

Бронзовая статуэтка гопломаха. Античное собрание, Берлин

Основными противниками гопломахов выступали вооружённые сходным образом мурмиллоны или фракийцы. Копьё позволяло гопломаху поразить своего противника на дистанции, превышавшей длину вражеского оружия. С другой стороны, небольшие размеры щита не обеспечивали ему надёжной защиты в обороне и в ближнем бою. Он также не мог теснить своего противника большим щитом, как это делал мурмиллон. В схватке гопломах должен был придерживаться агрессивной, наступательной тактики, навязывая своему противнику темп и дистанцию боя.

Щит гопломаха

На изображениях гладиаторов гопломах, как правило, вооружён бронзовым щитом круглой формы, напоминающим щиты греческих гоплитов или македонских фалангитов эллинистической эпохи. Несколько таких щитов было найдено при раскопках, и сегодня они хранятся в музеях и ряде частных коллекций.

Изображённый на этой фотографии экземпляр щита из гладиаторской школы в Помпеях имеет диаметр 37 см и весит 1,6 кг. Он представляет собой бронзовую облицовку, крепившуюся на не сохранившейся деревянной основе. Лицевая поверхность щита и обод украшены чеканными узорами в форме нескольких гирлянд серебряных листьев. В центре находится круглая серебряная пластина с изображением лица Горгоны Медузы. Роскошь украшений отнюдь не обязательно свидетельствует, что перед нами экземпляр, предназначенный лишь для демонстрации.

Небольшие размеры щита совершенно не сковывают движения воина, однако при этом ограничивают предоставляемую им защитную функцию. Гладиатор, вооружённый таким щитом, неизбежно проигрывал в ближнем бою и потому должен был держать своего противника на расстоянии.

Поножи гопломаха и фракийца

Секуторы, мурмиллоны и провокаторы, использовавшие большой прямоугольный щит, как правило, носили лишь одну короткую поножь на левой ноге, которая выставлялась вперёд в боевой стойке. Гопломахи и фракийцы, вооружавшиеся щитами небольшого размера, должны были компенсировать его недостаточные защитные свойства при помощи дополнительных элементов снаряжения, прежде всего набедренников и поножей. На рельефах и изображениях они обычно носят пару поножей на обеих ногах, причём их длина достигает примерно середины бёдер.

Этим изображениям соответствуют 10 бронзовых поножей, найденных при раскопках гладиаторской школы в Помпеях. Их длина варьировалась от 48 до 58 см. Верхняя часть поножей делалась в форме широкого раструба, слегка выгнутого наружу. Диаметр свидетельствует о том, что поножи носились поверх толстой обвязки из простёганной ткани. На ноге они закреплялись при помощи ремня, пропущенного через три пары колец. Все поножи были роскошно украшены чеканным рельефом, символическими изображениями и гравированным орнаментом.

Фракиец

Фракийцы стали выступать в гладиаторских состязаниях по крайней мере начиная с I века до н. э., когда римляне впервые столкнулись с ними в ходе войн на Балканском полуострове. Со временем сложился характерный для фракийцев комплекс вооружения, который включал закрытый шлем с широкими полями, наручь для правой руки и пару высоких поножей. В левой руке фракийцы держали небольшой прямоугольный, реже круглый, щит, в правой — меч с кривым лезвием.

На арене гладиаторы-фракийцы обычно сражались с мурмиллонами или гопломахами, имевшими сходное с их собственным вооружение тяжёлого типа. Вооружённый менее громоздким щитом, фракиец обладал более высокой подвижностью в сравнении с мурмиллоном и мог навязывать ему темп и тактику боя. В отличие от гопломаха, державшего своего противника на длинной дистанции, фракиец стремился сойтись с ним грудь в грудь. В тесной схватке кривой клинок позволял ему обманывать противника, очень быстро менять направление атаки, а также подрезать слабо защищённые обратные части рук и ног.

Хитрость и коварство фракийцев неоднократно отмечались в литературных памятниках. Их знаменитым сторонником был император Калигула, правивший в 37–41 годах.

Шлем фракийца

Шлем гладиатора-фракийца легко идентифицируется на основе большого количества имеющихся изображений. Конструктивно он схож с шлемом мурмиллона и представляет собой наголовье с широкими полями и большими нащёчниками, полностью закрывающими лицо владельца. Для обзора и дыхания в верхней части нащёчников имелись большие отверстия, снаружи закрытые подвешенной на шарнирах или штифтах ажурной решёткой. Поверхность шлемов покрывалась чеканными изображениями и гравировкой на мифологические сюжеты.


Фрагмент украшения гребня шлема гладиатора-фракийца, выполненный в виде грифона

Отличительной особенностью шлемов фракийцев являлся высокий плоский гребень, украшенный головой грифона. Украшением шлема также являлись перья, визуально увеличивавшие рост воина и придававшие ему нарядный вид.

Щит фракийца

Гладиаторы-фракийцы вооружались прямоугольным, реже круглым, щитом (parma
), имевшим меньший размер, чем у их противников. Конструктивно он был устроен также, как и большой щит секуторов, провокаторов и мурмиллонов, и состоял из нескольких слоёв деревянных планок, проклеенных перпендикулярно по отношению друг к другу. Снаружи щит обклеивался холстом, затем кожей, и, наконец, богато расписывался. Варианты украшений можно наблюдать на примере многочисленных мозаик римского времени. Такой щит предоставлял хорошую защиту верхней части корпуса бойца.

Недостаточную защиту нижней части живота и бёдер приходилось компенсировать широким поясом и набедренниками. Благодаря небольшому весу своего щита фракиец неизменно превосходил своего тяжеловооружённого противника в подвижности и мог навязывать ему время и дистанцию боя.

Меч фракийца (сика)

Гладиаторы-фракийцы вооружались кривым мечом (sica
), который вёл происхождение от однолезвийных изогнутых клинков, распространённых в течение III–II веков до н. э. на севере Балканского полуострова. Длина оригинальных находок этого оружия колеблется в пределах 40–50 см, ширина — 4 см. Прямая рукоять сики была вытянута из клинка и с обеих сторон обложена деревянными щечками. Вогнутое лезвие сики обладало прекрасными режущими свойствами.

При раскопках римского лагеря Обераден в Германии был обнаружен деревянный меч с клинком изогнутой формы. Длина клинка — 30 см, эфес и рукоять имеют характерную римскую форму. Наиболее вероятно, что деревянный меч являлся тренировочным оружием и был потерян при эвакуации лагеря в 8 году до н. э.

Поножи фракийца

Гопломахи и фракийцы использовали одинаковые поножи, о которых подробнее рассказывается в разделе, посвящённом гопломаху.

Арены для гладиаторских боев[править]

Колизей (от лат. colosseus — громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев — амфитеатр, одна из самых больших арен, памятник архитектуры Древнего Рима. Строительство велось на протяжении 8 лет, в 72 — 80 годах как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Находиться в Риме, и считался главной ареной для гладиаторских боев.

Амфитеатр Марка Антония Гордиана в Тисдре (Эль-Джем, Тунис) — второй по величине амфитеатр после Колизея;

Арена ди Верона — ныне превращена в оперную площадку под открытым небом, один из символов Вероны.

Амфитеатр Пулы в Хорватии. По некоторым данным, этот амфитеатр один из наиболее сохранившихся до наших дней после Колизея.

Амфитеатр в Помпеях — древнейший известный амфитеатр.

Мурмиллон

Мурмиллон — тип тяжеловооружённого гладиатора, который в I веке н. э. пришёл на смену более раннему галлу. Защитное вооружение мурмиллона включало большой прямоугольный щит, закрытый шлем с высоким султаном из перьев и стилизованным изображением рыбы на гребне, наручи на правой руке, поножи на левой ноге. В бою мурмиллон сражался коротким прямым мечом. Такое же снаряжение носили и секуторы, которые отличались от мурмиллонов лишь другим типом шлема.

Основным противником мурмиллонов были столь же тяжеловооружённые фракийцы и гопломахи. По словам Квинтилиана, им также приходилось сражаться с легковооружёнными ретиариями, но изобразительные источники эту информацию не подтверждают.


Часть рельефа с погребального склепа Гая Лузия Сторакса (25 – 50 годы н.э.) с изображением поединка гладиаторов. В центре изображены два мурмиллона, по сторонам — двое фракийцев

Тяжёлое снаряжение, общий вес которого составлял 15–18 кг, требовало от бойца развитых мышц рук и плеч, просто необходимых, чтобы сражаться тяжёлым щитом и мечом. Победа в бою и сама жизнь мурмиллона зависели от его выносливости, поскольку сражаться ему приходилось с врагами, снаряжение которых было лучше приспособлено для нападения, чем его собственное. С другой стороны, большой щит давал ему значительные преимущества в обороне.

Знаменитым сторонником мурмиллонов являлся император Домициан (81–96 гг.).

Шлем мурмиллона

Гладиаторские шлемы (galea
) известны по большому числу изображений и археологических находок. Большинство последних было сделано при раскопках гладиаторской школы в Помпеях. Они подразделяются на два больших типа — с полями и без полей. Каждый из них, в свою, очередь, делится ещё на два подтипа.

Принадлежавшие мурмиллонам шлемы легко идентифицируются на основе большого количества рельефных и мозаичных изображений. Эти шлемы имеют широкие поля, горизонтальные и почти плоские по всему периметру в ранних моделях и поднимающиеся спереди в виде арки — в более поздних. Сверху купол шлема украшен массивным коробчатым гребнем, в который вставлялся пышный султан из перьев или конской гривы. К нижней части обода шлема с боков на шарнирах подвешивалась пара больших нащёчников, закрывавших не только скулы, но также и лицо его владельца. Спереди нащёчники смыкались друг с другом, образуя закрытое забрало. Их нижняя часть была выгнута вперёд для защиты горла. Для обзора в нащёчниках имелись большие отверстия, закрывавшиеся снаружи пластинами-решётками.

Все гладиаторские шлемы изготовлены из бронзы толщиной 1–1,5 мм. Поверхность шлемов обильно украшалась чеканными изображениями и гравировкой. Часть поверхности шлема могла покрываться позолотой или серебром или лудилась оловом для его имитации. Вес шлема варьируется от 3,8 до 5 кг, что примерно в два раза выше веса солдатского шлема. Правда, легионерам приходилось носить свой шлем на протяжении всего дня, а гладиатор надевал его лишь перед боем, который продолжался 10–15 минут.

Отбор и подготовка гладиаторов[править]

Хотя официально гладиаторов в Риме презирали, удачливого гладиатора ждало немалое вознаграждение: он становился народным любимцем; кроме того, его ожидало богатство в виде ценных призов и денежных подарков. Редкий боец, которому удавалось уцелеть в проведенных поединках, мог получить от императора заветный деревянный меч (rudis), означавший почетную отставку. Порой в гладиаторы записывались и свободнорожденные, мечтавшие о славе бойца-чемпиона. Известно, что соответствующую подготовку проходили и некоторые императоры, один из них, полубезумный Коммод, даже выходил на арену. Но все же по большей части это были рабы, преступники и пленные, которых записывали в гладиаторы против их воли. Школы гладиаторов принадлежали государству или частным лицам. Главный управляющий такого заведения назывался «ланиста». В распоряжении ланисты находился немалый штат учителей фехтования, оружейников, поваров, врачей, а сверх того похоронная команда

При выборе местоположения школы принимался во внимание климат, бойцы соблюдали диету, подготовка и распорядок отличались суровостью. В сохранившейся лучше всех прочих гладиаторской школе в Помпеях были обнаружены несколько захороненных скелетов в кандалах, а в помещении для стражи найдены колодки и оковы.

Так же, когда новый раб входил на арену, его ждал нелегкий «испытательный срок». Раба ждали суровые тренировки и обучение фехтованию. Не все  доживали до присяги гладиатора, которая состоялось через определенное время. Рабы показывали, чему они научились в бою. Обычно дрались на смерть. Воины одержавшие ничью или победу — «проходили», и давали присягу ланисте и людусу, тем самым, официально становясь гладиатором.

Общее представление[править]

Практически каждый гладиатор – это раб, который проходил тщательную подготовку, получал высококалорийный рацион и своевременную медицинскую помощь. На них тратили крупные суммы, и поэтому старались обращаться бережно, не травмируя и не убивая зря.

Если гладиаторы Рима (Спартак и прочие высокооплачиваемые) погибали в борьбе, потери спонсора были огромны, особенно по сравнению с выжившими бойцами. Поэтому билеты на шоу, где бой велся до смерти, были очень дорогими — спонсоры пытались хоть как-то оправдать свои расходы.

Примечательно, что некоторые гладиаторы древнего Рима не были рабами, а являлись добровольцами, работающими за деньги. Главным стимулом был первый платеж, получаемый добровольцем после принятия присяги гладиаторов. Присяга означала, что владелец получал все права на жизнь гладиатора, а гладиатор автоматически переходил в статус раба (движимого имущества).

Иногда проводились бои, в которых участвовали и мужчины, и женщины, часто превращающиеся в оргии. 

Загадочный колесничий

Эсседарий – это колесничий. Слово происходит от essedum – так называлась кельтская двухколесная колесница, применявшаяся кельтами в том числе и на войне. Упоминания о гладиаторах-колесничниках есть в различных документах, самое известное, пожалуй, в книге Артемидора Далдианского «Онейрокритика», то есть попросту в соннике:

Труд Артемидора считается ценным историческим источником, т.к. в нем упомянуты многие реально существовавшие (и хорошо нам известные) гладиаторы – ретиарий, секутор, фракиец, димахер, провокатор… Значит, должен существовать и колесничник-эсседарий. Но только где он?

Ни одного (!) изображения гладиаторов, сражавшихся на колесницах, к настоящему времени не обнаружено.

Чисто теоретически его существование можно объяснить. Известно, что римляне привозили из покоренных стран много пленных, которых заставляли сражаться между собой на арене. Много классов гладиаторов произошло от таких вот бедолаг, они и назывались-то по национальному признаку – фракиец, галл…

Есть версия, что колесничих привез и заставил драться на арене с Галльской войны Юлий Цезарь. Но почему тогда нет изображений колесничих? Хотя… Изображений, однозначно демонстрирующих таких гладиаторов, как – они тоже были особым типом бойцов – также нет.

Гладиатор есть, а изображений его нет, такая вот ситуёвина…))) Хотя нет, вру. Одно-единственное изображение колесничного бойца есть, но там он сражается со… Львом.

Соответственно, это венатор, а не гладиатор. Венаторы, бойцы против зверей, к гладиаторам не относились, они стояли на ступенечку ниже в тогдашней иерархии «рабов арены».

Между тем колесничих очень любят показывать в различных фильмах:

Там они обычно вооружаются луком и стрелами, как и реальные колесничные бойцы. К слову, такой класс бойцов арены, как сагиттарий, т.е. лучник, тоже был, но популярностью не пользовался. Римляне вообще относились к луку пренебрежительно, они предпочитали ближний бой или дротики…

В любом случае, эсседарии из любого фильма – есть вольное допущение режиссера. Как они на самом деле выглядели и как сражались, нам неизвестно.

Другие термины

  • Венатор
    (venator, буквально — «охотник») — артист древнеримского цирка, аналогично бестиарию, специализировался на травле зверей. Однако венатор не был собственно гладиатором, потому что не дрался с зверями, а лишь осуществлял с ними рискованные трюки, аналогично современному укротителю.
  • Грегари
    (gregarius) — гладиатор начинающий (от одного года обучения). Буквально — «стадный». Название происходит из того, что перед поединками опытных гладиаторов часто проводили групповые битвы начинающих.
  • Едитор
    (editor) — лицо, устраивавашее гладиаторские бои за свой счет. Аналог современного спонсора или продюсера . Также назывался «мунерарием» (munerarius).
  • Ланиста
    (lanista) — владелец гладиаторской школы. Он покупал рабов для своей школы, учил их, и отдавал в аренду едитору, который устраивал игры. Профессия ланисты считалась весьма прибыльной, но на общественном градации он числился наравне с leno (владельцем публичного дома, «сутенером ») как «торговец человеческим мясом».
  • Лорарий
    (lorarius) — служитель цирка, который подгонял неопытных гладиаторов или животных на арене. Само слово lorarius происходит от lorum («кожаный ремень», «кнут»). Кроме того, в обязанности лорариив принадлежало уборка арены: они относили убитых и раненых гладиаторов, устраняли следы крови, засыпая их песком.
  • Рудиарий
    (rudiarius) — гладиатор, отпущен. на свободу. Освобождение могло быть наградой за необычную доблесть, проявленную на арене (так, согласно некоторым данным, Спартак был рудиарием). Название происходит от «рудиса» (rudis) — деревянного меча, который вручали уволенным гладиаторам. Часто рудиарии оставались гладиаторами, в этом случае они пользовались популярностью публики. Те рудиарии, которые оставляли бои, могли стать тренерами или судьями на арене.
  • Тиро
    (tiro) — гладиатор, который впервые выходит на арену.
  • Тритон
    (triton) — ученик школы гладиаторов (до 1-2 лет обучения).
  • Ветеран
    (veteranus) — гладиатор, который провёл несколько боев на арене.

Были характерной чертой древнеримского образа жизни. Их основными участниками выступали профессиональные бойцы, обученные сражаться друг с другом различными видами оружия. Снаряжение гладиаторов отличалось разнообразием и первоначально соответствовало особенностям вооружения различных противников римлян.

Со временем сформировалось несколько основных типов гладиаторского вооружения. Предлагаем познакомиться с ними поближе в новом интерактивном спецпроекте Warspot.

Чтобы получить подробные сведения об экипировке того или иного воина, наведите курсор на название гладиатора и щёлкните по нему
. Кроме того, под иллюстрацией находится дополнительная информация о тех деталях снаряжения, которые использовались гладиаторами всех типов.

Одна из версий

К. Носов и М. Юнкельманн предположили, что эсседариями являются гладиаторы, на которых как раз иконографический источник есть, а письменного – нет. Некоторые барельефы демонстрируют нам бойцов, не лезущих ни в какие другие классификации. Вот, например, один из них:

По их версии, это как раз и есть эсседарии – по исключающему принципу, ибо их снаряжение категорически не соответствует снаряжению остальных типов гладиаторов. У них овальные скутумы, короткие мечи или кинжалы, глухие округлые шлемы (!), как у секуторов, но нет ни наручей , ни поножей, ни корпусного доспеха. Сие есть загадка, поскольку поножи, хотя бы стеганые, были почти у всех типов гладиаторов, и уж точно у секутора. Более того: размеры и число поножей (один-два) находились в прямой зависимости от типа щита и типа шлема. Подробнее об этом будет в статье «Снаряжение гладиаторов», а пока прошу поверить на слово…))

В общем, глухой шлем с маленькими отверстиями для глаз, овальный щит, а главное, отсутствующие при всем при этом поножи – это нонсенс. Так быть не должно, но так есть. И нам остается только гадать, что сие значит – не то перед нами некий экспериментальный тип бойцов (изредка, но встречалось), или это попросту вольность резчика. Почему Носов и Юнкельман сочли их спешенными эсседариями, я, честно говоря, сам не очень понимаю. Но за что купил, за то и продаю ))

Да, эсседарии, судя по отсутствию изображений с колесницами, должны были сражаться пешими. Возможно, на своих «бричках» они только красиво выезжали на арену, а поединок затем вели пешком.

Но так это или нет? Неизвестно.

Загадка…

  • Об авторе

Нина Кузнецова

Главный редактор , youtesla.ru

Более 30 лет я занимаюсь наукой и технологиями. Товарищи советовали мне делиться самым интересным на просторах интернета. Изучение нового и неопознанного это моя жизнь, узнавайте самое интересное со мной.

История[править]

Секутор (слева) и ретиарий.

Гладиаторы — это вооруженные бойцы, поединки которых, как правило до смертельного исхода, являлись средством увеселения публики. В римских источниках говорится, что нередко происходившее на арене кровопролитие бывало столь велико, что поединки приходилось останавливать, чтобы посыпать площадку, сделавшуюся скользкой от крови, свежим песком. Поединок гладиаторов, возможно, восходит к раннему европейскому обычаю человеческих жертвоприношений на могиле знатных покойников. Вероятно, римляне переняли эту традицию у своих соседей-этрусков, которые давали обреченным на заклание людям оружие и заставляли их сражаться возле могилы. Первый известный нам поединок гладиаторов в Риме был устроен в 264 до н.э. на похоронах Децима Брута Юния Перы — таким образом его сыновья «почтили прах отца». Тогда сражались лишь три пары гладиаторов, однако к началу 2 в. до н.э. не редкостью становится сотня пар. По мере того, как популярность этого зрелища возрастала, поединки гладиаторов перестали ограничиваться одними только похоронами, их стали устраивать по случаю государственных торжеств, а также по другим поводам.

В республиканскую эпоху политические деятели нередко устраивали поединки с множеством участников. Были и такие, что использовали отряды гладиаторов в качестве телохранителей или персональной армии, которую они применяли для давления на противников.

Чтобы вновь пробудить интерес публики, были введены новые облачения и доспехи гладиаторов, изобретались неслыханные виды поединков. Часто людей выставляли против диких животных, при Домициане карлики бились с женщинами. Некоторые императоры в связи с ростом влияния христианства попытались сократить число участников поединков или даже свести сражение к его имитации.

Указом императора Константина (326 н.э.) гладиаторские поединки были запрещены, однако почти сто лет спустя (404 н.э.) вышел указ Гонория аналогичного содержания, так что можно предполагать, что поединки продолжались вопреки всем указам. Гладиаторские поединки пользовались популярностью по всей Римской империи. Помимо римского Колизея, знаменитые руины амфитеатров имеются в Поццуоли, Помпеях, Пестуме, Капуе и Вероне. Вне Италии известны амфитеатры в Ниме и Арле (ныне они используются для корриды), в Эль-Джеме в Тунисе и др.

Зрелище[править]

Кадр из фильма Гладиатор.

О том, что состоятся поединки гладиаторов, публику извещали за несколько дней. В сообщениях указывалось имя устроителя, число пар гладиаторов и их вооружение. Иногда сообщалось, что для защиты от солнца над ареной будет натянут навес или же что для охлаждения воздуха будет разбрызгиваться вода. Бой начинался с показательного поединка тупыми мечами, чтобы гладиаторы могли разогреться. Труба подавала сигнал к настоящему сражению, как правило, со смертельным исходом. Более двух гладиаторов одновременно выставляли нечасто. Зрители предпочитали поединки. В большинстве случаев бойцы сражались в одинаковом вооружении, но не меньшей популярностью пользовались поединки ретиария с тяжеловооруженным соперником. Гладиатора, из трусости уклонявшегося от боя, выгоняли на арену бичами и раскаленным железом. Обычно сражение завершалось нанесением смертельного удара, но раненный гладиатор мог просить о пощаде, поднимая палец вверх. В таком случае устроитель обращался к зрителям, которые голосовали за смерть бойца, делая некий жест большим пальцем (pollice verso, обычно переводят как «обращая большой палец вниз»), либо, ценя отвагу побежденного, соглашались пощадить его (вероятно, в этом случае они махали платками). Павшего прижигали раскаленным железом, чтобы убедиться в том, что он умер, а не притворяется, после чего тело крючьями стаскивали с арены.

Жест пальцем[править]

В случае, если раненый гладиатор оставался в живых, его участь решалась публикой. В зависимости от мнения толпы, победитель должен был добить лежащего или оставить его в живых, если тот заслужил жизнь доблестным сопротивлением. В играх, проводившихся в самом Риме, решающим было мнение императора. Толпа «голосовала» при помощи жестов, которые со временем менялись. Хотя распространено мнение, что «поднятый палец» означал «Жизнь», а опущенный — «Смерть» (в таком виде жесты используются сейчас для одобрения и осуждения), на большинстве античных игр вне зависимости от направления оттопыренный палец означал «смерть», символизируя движением добивающий меч, а «Жизнь» обозначал просто спрятанный большой палец в кулак. Не последнюю роль играли и крики с пожеланиями. Так же многие исследователи приходят к выводу, что император, указывая на смерть, не опускал палец вниз, а выставлял в бок и согнув руку, касался им шеи. Дело в том, что победивший гладиатор опускал поверженного на колени и в случае смертного приговора вонзал клинок глубоко вертикально вниз в шею, за ключицей, пронзая сердце. Таким образом император буквально указывал куда нужно наносить удар.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: