Гладиатор Крикс
Соратник Спартака, уроженец Галлии, он также являлся одним из лидеров рабов, бежавших из школы ланистов в Капуе. Однако после первых успехов в сражениях с римскими легионами, часть восставших под предводительством Крикса, состоявшая из его соплеменников – галлов и германцев, отделилась от армии Спартака. Некоторые историки утверждают, что это был неправильный тактический ход, предусматривавший отвлечение части римских легионов; другие предполагают, что между двумя лидерами возникли определенные разногласия – Спартак хотел добраться до земель Галлии и распустить войско, в то время как Крикс, преследуя личные цели, намеревался разграбить Южную Италию. Так или иначе, это было началом конца.
Весной 72г. до н.э. консул Луций Геллио Публикола, посланный вслед за армией Крикса, в решающей битве у горы Гарган в Апулии, нанес ему поражение, уничтожив около 30тыс. непокорных рабов. Сам римский гладиатор, будучи раненым в грудь, опустившись на одно колено, дал легионеру возможность отсечь ему голову. По свидетельствам древнеримского историка Тита Ливия (59г. до н.э.-17гг. н.э.), экзекутором был сам претор Квинт Аррий – знаменитый политический деятель и военачальник, который после этого забрал голову Крикса в качестве трофея. Спартак почтил память о бывшем гладиаторе в манере римских аристократов – он устроил похоронные гладиаторские игры, в которых участвовало 300 римских военнопленных, вынужденных сражаться насмерть.
Стиль боя
Димачаэри были экипированы для рукопашного боя. Димахер использовал пару siccae (изогнутый ятаган) или гладиус и использовал боевой стиль, адаптированный как для атаки, так и для защиты с помощью своего оружия, а не щита, поскольку он не был вооружен им. Мало что еще известно об этом классе гладиаторов, но из-за сложности владения двумя мечами можно сделать вывод, что димачаери были амбидекстрицами или высококвалифицированными и опытными бойцами и, вероятно, были относительно возвышенными как класс гладиаторов. Димачаери идеально подходил бы для сражения с противниками в тяжелой броне, и они могли сражаться и с другими димачаери. Их также называют сражающимися против класса гладиаторов, называемого гопломах, который, согласно Юстус Липсиус, был предполагаемым вариантом Самнит.
Не все гладиаторы были рабами
Большая часть первых воинов была привезена в гладиаторские школы в цепях, однако к первому веку н. э. соотношение рабов и свободных людей очень изменилось. Крики и признание толпы, трепет и возбуждение привлекали в школы гладиаторов множество свободных людей, которые надеялись получить славу и деньги. Эти вольные птицы были чаще всего отчаявшимися людьми, которым нечего было терять, либо бывшими солдатами, обладавшими необходимой подготовкой и знаниями для боев на арене. Иногда к строю гладиаторов временно примыкали некоторые патриции и даже сенаторы, желающие показать свою военную подготовку.
Рабы-гладиаторы: как готовили воинов
Гладиаторы — римские бойцы-рабы, участвовавшие в поединках на радость публике в Римской империи на протяжении почти 700 лет.
Гладиаторами были рабы, военнопленные, либо преступники, а иногда и простые граждане. Эти товарищи, нестарые и хорошо развитые, попадали в школы гладиаторов, где они под руководством управляющего проходили военную подготовку. Гладиаторы занимались каждый день с тренерами и учителями, которые обучали их владению разнообразным оружием. Также к услугам гладиаторов были повара, врачи и гетеры.
Гладиаторы жили гораздо лучше обыкновенных рабов, однако это преимущество были ничем иным, как обычными инвестициями. Чем лучше жил гладиатор, тем лучше сражался, побеждал, следовательно, приносил большую прибыль.
Некоторые гладиаторы могли добиться освобождения от рабства, однако таких было мало. Эти бойцы получали рудис — деревянный меч, знак освобождения от рабства. Часто они становились платными тренерами в своих же людусах (школах гладиаторов).
Бои. (wikipedia.org)
Гладиаторские бои обычно заканчивались смертью одного из противников или поражением группы гладиаторов, если это был групповой поединок. Если же кто-то из проигравших оставался жив, то их участь решали зрители. Известный жест — большой палец вниз или вверх — решал судьбу поверженных. Однако считается, что жесты были иные: пальцы, сжатые в кулак, — жизнь, большой палец, отставленный в сторону, — смерть.
Римские гладиаторы делились на типы, и каждый из них был по-своему вооружен и использовался в разных боях. Часто гладиаторы были вооружены как представители одного из завоеванных Римом народов или, как некие выдуманные персонажи. Однако не смотря на все это, вооружение гладиаторов не отличалось разнообразием.
5 лучших фильмов про гладиаторов
Особенно значительное отражение эти игры нашли в кинематографе. Режиссеры и актеры с максимальной достоверностью воспроизводили на экране бои, насыщая их трагизмом и эмоциями.
-
«Гладиатор» — художественный фильм режиссёра Ридли Скотта (США, 2000). В центре сюжета знатный воин, генерал Максимус.
Став жертвой предательства, он оказывается на арене Колизея, где его ждет бой с давним врагом. - «Спартак: Кровь и Песок» — сериал режиссёра Стивена С. Де Найта (США, 2010). Сериал рассказывает зрителю о малоизвестных ранних годах жизни Спартака. Показана личная трагедия главного героя, его удивительное мужество и известность.
- «Падение Римской империи» — фильм режиссёра Энтони Манна (США, 1964). Перед зрителем предстает эпоха упадка государства. Угрозы нападения, кризисы, теряющие популярность бои гладиаторов, интриги — все вместе составляет увлекательное повествование.
- «Деметрий и гладиаторы» — фильм режиссёра Делмера Дэйвса (США, 1954). Невероятная история христианина, по стечению обстоятельств ставшего гладиатором. Выдержит ли его вера предстоящее испытание на арене?
- «Два гладиатора» — фильм режиссёра Марио Каяно (Италия, 1964). Неожиданное появление еще одного наследника трона ставит императора в затруднительное положение. Смертельный поединок решит, кто из них будет править.
Интерес к этой странице истории до сих пор не иссякает. Множество исследователей снова и снова изучают обнаруженные исторические источники, рассказывая о них миру.
Мысленно поднимитесь на арену Колизея, а лучше наяву купите билеты, закройте глаза. Прислушайтесь, почувствуйте себя участником событий, отзвучавших много веков назад. Слышите рев толпы, звуки шагов, музыку, заглушаемую звоном оружия? Таким был голос Вечного Города. Ave, Caesar, morituri te salutant!
Культура
Конечно, такое значительное явление не могло найти отражения в культуре. Многие деятели искусства вдохновлялись боями гладиаторов.
Картины
В 1872 году французский художник Жан-Леон Жером увековечил трагический момент на своем полотне «Pollice verso», что переводится с латыни как «поворот большого пальца».
Картина передает всю гамму эмоций — и ожидание победителя, и единогласный вердикт разгоряченной толпы, и обреченность побежденного, признающего свое поражение. Сейчас шедевр находится в музее искусств (phxart.org) города Финикс, штат Аризона.
Целый цикл посвятил воителям итальянский художник Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico).
Впечатляющий портрет «Гладиатор» создал в 2008 году Андрей Шишкин.
В музыке
Песня «Колизей», представленная слушателям в 2002 году, ярко рассказывает о судьбе пленника, который стал гладиатором. Автор текста Александр Елин смог подобрать очень выразительные слова, дающие возможность почувствовать переживания героя и атмосферу боев.
Венатор
Венаторы – это одни из самых загадочных гладиаторов, которые не просто сражались с дикими животными, а показывали настоящие цирковые шоу, засовывая голову в пасть льву, балансируя на спине разъярённого верблюда или жонглируя смертоносными кобрами и гадюками. По понятным причинам эти гладиаторы пользовались особой любовью у жителей Рима, ценящих превыше всего мужество, ловкость и интересные трюки. Лёгкое вооружение этих бойцов состояло, в основном из дротиков, которыми венаторы владели в совершенстве. Во время особо опасных сражений в ход шли эксклюзивные психологические способности венаторов, которые специально развивались этими бойцами. Известны случаи, когда венатор мог одним взглядом усмирить разъярённого леопарда или усыпить бдительность бешеного носорога. Некоторые из этих гладиаторов почитались римлянами за ведунов и шаманов, которые знают язык животных.
4 Коммод
Император Коммод запомнился как коррумпированный и безумный правитель, с которого начался упадок Римской империи. Никто его не принимал. Сам же Коммод провозглашал себя олицетворением Геракла и сражался в гладиаторских боях.
Участие в этих боях считалось недостойным знатных персон занятием, но Коммоду было все равно на общественное мнение. Каждый его выход на арену, которых было 735, фиксировался в архивах.
По словам современников Коммода, он умело обращался с оружием и был хорошим воином. В сражениях его противниками были не только люди, но и дикие звери.
Из всех боев император всегда выходил победителем: его соперники не могли себе позволить нанести вред правителю, а животным часто создавали условия, в которых они не могут принести вред.
При нем гладиаторские бои стали настолько кровавыми, что это ужаснуло даже любителей таких развлечений.
Они — не римляне, и это многое объясняет
Подготовка гладиаторов в корне отличалась от подготовки легионеров. Хотя бы потому, что последние действовали в тесном строю и самое главное было удержать строй, тут не до фехтовальных изысков и индивидуального героизма. Гладиаторы, напротив, были индивидуальными бойцами с довольно экзотическим оружием. Им мало было нанести противнику смертельную рану, нужно было сделать это максимально красиво и эффектно — публика жаждала зрелищ, наевших дармового хлеба.
«Договорные матчи» не практиковались, публика сразу бы раскусила подвох, но смертью заканчивался, по данным историков, примерно каждый десятый поединок. У опытных гладиаторов — и того реже. В том числе и потому, что гладиатор был ценным активом и расходовать его попусту ланиста (держатель гладиаторской школы) вряд ли был заинтересован.
Гладиаторы делились на виды по вооружению и манере боя. Один из видов назывался «фракиец», но выступать в этом амплуа мог уроженец любой страны,главное, чтобы он был обучен именно такой манере боя. Поэтому, когда выводят родину Спартака на востоке Балкан, исходя из того, что его именовали «фракийцем» — это неверно. Этнически он мог быть кем угодно,
Впрочем, вернемся к гладиаторам как таковым. В систему обучения входило не только владение оружием, отрабатываемое на специальных манекенах и в спаррингах, но и особая гимнастика, позволяющая нарабатывать гибкость и развивать мышечную массу. Гладиатор должен был хорошо смотреться на арене, это было частью шоу — для этого они занимались не только упражнениями с собственным весом, но и с утяжелителями, шлифуя мышцы и совершенствуя физическую форму.
«Курс молодого бойца» длился пару-тройку месяцев, во время которых гладиатор получал первичные навыки обращения с оружием, после чего его распределяли в тот или иной вид бойца. Фехтованию обучали бывшие гладиаторы, каждый мастер в своём деле. Потому что, с непривычки, например, ретиарий, вооружённый рыболовной сетью и трезубцем, мог и не справиться с задачей. Кроме того, тренеры преподавали гладиаторам наиболее эффектные приёмы, снискавшие популярность у публики. Не исключено, что были и уроки, скажем так, актёрского мастерства, для придания большей выразительности поведению гладиатора на арене. Обучение длилось один год.
Социальное положение гладиатора было сложным. С одной стороны — он был презренным человеком, будучи рабом (а если в гладиаторы шёл свободный — это усиливало позор), занимающимся кровавым ремеслом. С другой — толпа обожала отдельных гладиаторов, чья популярность может сравниться с современными звёздами Голливуда. Под влиянием настроения римлян император мог даровать гладиатору свободу, что подтверждалось вручением деревянного меча и специального головного убора, ставшего известным во времена Французской революции как «фригийский колпак». Впрочем, известны случаи, когда получивший свободу гладиатор возвращался на арену. А один из императоров, надеясь устроить грандиозные гладиаторские бои, обещал 100 000 сестерциев вышедшим «на пенсию» прославленным ветеранам арены, если они примут его предложение об участии.
Кроме тренеров за гладиаторами следили врачи, применявшие все тогдашние познания в медицины для исцеления ран и скорейшего возвращения бойца в строй. Высококлассного гладиатора окружала целая команда ассистентов и помощников, следящая за здоровьем, настроением, досугом и питанием бойца.
Спартак – гладиатор, восставший против Рима
На протяжении столетий это имя, ставшее легендарным, вдохновляло многих политических мыслителей, а образ Спартака многократно использовался в литературе и киноискусстве как символ угнетенных и восставших в борьбе за свободу. Однако ни один исторический документ не указывает на то, что целью поднятого им мятежа, известного как восстание Спартака, было стремление положить конец рабству в Римской республике.
Коронавирус: новая страховка покрывает до 2 000 000 руб. >>
Большинство подробностей из его жизни связано именно с этими событиями и мало что известно о его юности. Греческий биограф и эссеист Плутарх описывает Спартака как «фракийца из кочевого племени», ставшего римским наемником и сражавшегося в Македонии. Железная дисциплина, царившая в римских легионах, подвигла его к попытке побега. Как отмечал древнегреческий историк и философ Аппиано Александрийский, Спартак вскоре был схвачен, признан дезертиром и осужден по римскому военному праву на порабощение. Около 75г. до н.э. он был продан Лентуло Батиато – ланисту, владевшему школой гладиаторов в Капуе, где Спартак сражался на арене амфитеатра Капуано. Спустя несколько лет 70 невольников, недовольные условиями содержания, бежали из школы. Вооруженные прихваченными оттуда кухонными ножами и сельскохозяйственными орудиями, беглецы разбили посланную вдогонку группу римских солдат из местного гарнизона и укрылись на склонах Везувия.
Имевшийся предыдущий военный опыт и знание тактики легионеров обеспечило Спартаку лидерство и первые успехи в боевых столкновениях с регулярными войсками, отправленными Римом для усмирения восставших.
Весной 72г. до н.э. армия Спартака, насчитывавшая уже более 30 тыс. человек, двинулась на север, намереваясь перейти Альпы и покинуть полуостров. Встревоженный мятежом сенат выставил против него восемь легионов хорошо обученных солдат во главе с Лицинием Крассом, который заставил отступить разбитые войска Спартака на юг. По словам Плутарха, римский гладиатор заключил сделку с киликийскими пиратами, чтобы перевезти остатки своей армии на Сицилию, однако те предали его. Последняя битва, в которой Спартак потерпел поражение и был убит, по мнению того же Плутарха, произошла в 71г. до н э. около г. Петелия, в Калабрии.
Максимус – гладиатор или вымышленный герой
Фильм «Гладиатор» (2000 г.) американского кинорежиссера Ридли Скотта ознаменовал своим выходом на киноэкраны возрождение жанра «pepulum», столь популярного на рубеже 50-60-х годов прошлого века.
Однако достоверность фактов, изложенных в блокбастере, может ввести неискушенного в древнеримской истории зрителя в заблуждение. Поэтому хотелось бы отметить, что гладиатор Максимус – вымышленный герой. Его прообразом в киноленте, возможно, являлся Гай Юлий Вер Максимус (лат. – Gaius Julius Verus Maximus), сын римского императора Максиминуса Тракса (173-238гг.) и Цецилии Паолины.
-
Считалка про бутылки рома
-
Смешные афоризмы про туризм
-
Афоризмы ответы на ответы
-
Считалка на пол ребенка
- Смс с днем железнодорожника машинистам
Гладиатор Крикс
Соратник Спартака, уроженец Галлии, он также являлся одним из лидеров рабов, бежавших из школы ланистов в Капуе. Однако после первых успехов в сражениях с римскими легионами, часть восставших под предводительством Крикса, состоявшая из его соплеменников – галлов и германцев, отделилась от армии Спартака. Некоторые историки утверждают, что это был неправильный тактический ход, предусматривавший отвлечение части римских легионов; другие предполагают, что между двумя лидерами возникли определенные разногласия – Спартак хотел добраться до земель Галлии и распустить войско, в то время как Крикс, преследуя личные цели, намеревался разграбить Южную Италию. Так или иначе, это было началом конца.
Весной 72г. до н.э. консул Луций Геллио Публикола, посланный вслед за армией Крикса, в решающей битве у горы Гарган в Апулии, нанес ему поражение, уничтожив около 30тыс. непокорных рабов. Сам римский гладиатор, будучи раненым в грудь, опустившись на одно колено, дал легионеру возможность отсечь ему голову. По свидетельствам древнеримского историка Тита Ливия (59г. до н.э.-17гг. н.э.), экзекутором был сам претор Квинт Аррий – знаменитый политический деятель и военачальник, который после этого забрал голову Крикса в качестве трофея. Спартак почтил память о бывшем гладиаторе в манере римских аристократов – он устроил похоронные гладиаторские игры, в которых участвовало 300 римских военнопленных, вынужденных сражаться насмерть.
Гладиатричи – отважные женщины-гладиаторы Рима
О женщинах-гладиаторах (gladiatrice) известно немного – в мире существует всего лишь около десятка литературных фрагментов и найденный в Галикарнасе барельеф с эпиграммой, датируемый II веком н. э. и хранящийся сегодня в Британском музее.
Впервые о них упоминает в своих трудах древнеримский историк и писатель Публий Корнелий Тацит. Согласно его описанию считается, что первые схватки на аренах между женщинами восходят к 63г. до н.э. Во времена правления Нерона вольноотпущенник Патробиус устроил для императора необычные бои гладиаторов, в которых участвовали женщины. Роскошное действо было приурочено к визиту царя Армении Тиридата I.
Одним из доказательств существования женщин-гладиаторов Рима может служить античная бронзовая статуэтка, найденная в запасниках Гамбургского музея искусств археологом университета Гранады Альфонсо Маньясом. Согласно его заключению, в руках изваяния находится сика (sica) – короткий изогнутый кинжал, являвшийся распространенным оружием у фракийцев и даков. Как отмечает сам историк, «появление на арене обнаженных женщин-гладиаторов производило на толпу возбуждающий эффект. Наблюдение за женщинами в нетипичной для них роли стимулировало мужское воображение и либидо».
Согласно некоторым легендам, женский список гладиаторов могла бы возглавить Герардеска Манутиус – двадцативосьмилетняя беглая рабыня, примкнувшая к восстанию Спартака. Обольстительная черноволосая красавица и бывшая куртизанка, она быстро овладела приемами ведения боя и сражалась наравне с мужчинами. После разгрома армии Спартака, плененную Герардеску, как и остальных беглых рабов, ожидала казнь. Однако сам Лициний Красс помиловал женщину, предоставив ей возможность сражаться на арене как римские гладиаторы. По разным свидетельствам, она одержала победу в двух сотнях поединков. Смерть настигла Герардеску на арене в схватке против двух карликов, один из которых подкрался к гладиатриче сзади и заколол ее, вонзив трезубец в спину.