Флот петра i

Строительство флота Петра I

Первые суда появились в 1696 г. Петр I в спешке строил галеры и галеасы в Воронеже для войны с Турцией. В итоге на Черном море выстроить большой флот так и не удалось. Царь заключил с Османской империей мир. Но назревала война со Швецией. Весь свой опыт Петр Великий направил на создание Балтийского флота.

До 1708 г. русские занимались строительством исключительно гребных суден. Именно они помогли Петру I выиграть Северную войну. Гребной флот отлично себя чувствовал в Ладожском и Чудском озерах. А также он хорошо себя проявил в мелководных и шхерных районах Балтийского моря.

Состав галерного флота Петра I:

  • прамы;
  • галиоты;
  • полугалеры;
  • скампавеи;
  • карбасы;
  • бригантины;
  • большие лодки.

С корабельным флотом было больше трудностей, чем с галерным. Для создания судов необходимы были знания. Мастеров кораблестроения в России не было. Сказывался дефицит не только опыта, но и стройматериала. Из-за спешки использовалась сырая древесина. Допускались серьезные ошибки при проектировании.

Первые корабли обладали малой мореходностью. Были неуправляемы при свежем ветре. Но со временем Петру I удалось исправить недостатки. Возможно, ему в этом помогли иностранные специалисты. Царь регулярно расширял базу судостроения. К 1725 г. в России уже работало 25 верфей.

Память Гангутского сражения

В память побед при Гангуте и при Гренгаме (одержанных в разные годы в один и тот же день – день памяти святого Пантелеимона) была построена в Санкт-Петербурге Пантелеймоновская церковь.

Ее фасады украшают мраморные таблички с разными фрагментами Гангутского сражения.

В рамках празднования 200-летия Гангутского сражения в 1914 г. была выпущена медаль «В память 200-летия морского сражения при Гангуте».

5 августа 2007 года в Петергофе прошёл праздник, посвящённый победам русского флота в Северной войне 1700-1721 годов. Он назывался «День Гангута и Гренгама».

Теперь вы знаете, чем интересно Гангутское сражение, и почему оно так важно для нашей истории. Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Краткая история Российского военно-морского флота

Благодаря наличию флота, русские моряки тоже внесли значительный вклад в географические открытия. Так, в 1740 году был основан Петропавловск-Камчатский, к чему приложили усилия В. Беринг и А. Чириков. Спустя год ими же был открыт пролив, через который они достигли западного побережья континента Северной Америки.

У мореплавателей Беринга и Чирикова эстафету географических открытий, имеющих огромное значение для страны, науки и экономики, подхватили такие русские мореплаватели как Путятин Е.В., Беллинсгаузен Ф.Ф., Лазарев М.П., Головнин В.М.

Уже во второй половине 18 века Российский военно-морской флот настолько окреп и возрос, что занимал 3-е в мире место по количеству боевых кораблей. Мастерство и тактика боевого поведения на море постоянно совершенствовалась, и благодаря этому русские моряки одерживали победы в морских сражениях. Подвиги адмиралов Ф.Ф. Ушакова, П.С. Нахимова, Г.А. Спиридова, Д.Н. Сенявина, В.И. Истомина, Г.И. Бутакова, С.О. Маркова и В.А. Корнилова вошли в историю военно-морского флота, как яркие, блестящие действия талантливых флотоводцев.

Внешняя политика России стала более активной. В 1770 году Российский военно-морской флот добился господства в Эгейском море, усилиями эскадры адмирала Спиридова, разбившего турецкую флотилию.

В следующем году были завоеваны побережье Керченского пролива и крепости Керчь и Ени-Кале.

Вскоре была сформирована и Дунайская военная флотилия. А в 1773 году в Черное море гордо вышла Азовская флотилия.

В 1774 году закончилась, длившаяся шесть лет русско-турецкая война. Победа осталась за Российской империей, и по её условиям к России отошла часть береговой линии Черного моря между реками Днестр и Южный Буг, а главное – все побережье Азовского моря. Независимым государством под российским протекторатом был объявлен Крым. А в 1783 году он стал частью России.

В 1783 году из специально основанного пятью годами ранее порта Херсон, на воду был спущен первый корабль Черноморского флота.

К началу 19 века Российский военно-морской флот являлся третьим в мире по величине. Состоял он из Балтийского, Черноморского флотов, Беломорской, Каспийской и Охотской флотилий. Впереди по величине были Великобритания и Франция.

В 1802 году для управления было создано Министерство морских сил, которое немного позже переименовали в Морское министерство.

Первый военный пароход был построен в 1826 году. Назывался он Ижора, и имел на вооружении восемь пушек, обладая мощностью в 100 лошадиных сил.

Первый параход-фрегат был построен в 1836 году. На его вооружении было уже 28 пушек. Мощность его была 240 лошадиных сил, водоизмещение – 1320 тонн, и назывался этот параход-фрегат Богатырь.

В промежутке между 1803 и 1855 годами более сорока дальних путешествий, в том числе и кругосветных, были совершены русскими мореплавателями. Благодаря их стойкости происходило освоение океанов, тихоокеанского региона, а также освоение Дальнего Востока.

Показал свои геройские корни флот и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Советские военные суда били фашистов на море, а также на суше и в небе, надежно прикрывая фронтовые фланги.

Отличились и воины морских пехотных частей, и морские летчики, и моряки-подводники.

В годы Великой Отечественной войны боевыми действиями на морях руководили адмиралы А.Г. Головко, С.Г. Горшков, И.С. Исаков, Ф.С. Октябрьский, И.С. Исаков, И.С. Юмашев, Л.А. Владимирский и Н.Г. Кузнецов.

860 г.

Морской поход на КонстантинопольЭтот поход был ответом на грубое нарушение Византией договора о дружественных отношениях “между Русью и Грека”. Поводом для похода послужили истязание русских послов и купцов в Константинополе и нападение на рыбаков и промысловиков у о. Березань и на Белобережье (Тендровская коса). Русские воины на 360 лодьях проникли в Босфор, высадились на берег и в течение недели (18 – 25.6) осаждали столицу Византии. Положение Константинополя было очень серьезным, так как русские заняли городские предместья. Императору Византии Михаилу III пришлось вступить в переговоры, в результате которых был заключен договор “мира и любви” и получен выкуп 48 тыс. гривен золотом. Так были восстановлены попранные интересы Руси на Черном море.

Быть конкурентными

В условиях, когда Россию окружали сильные противники – Польша, Швеция, Турция, Персия, Крымское ханство, многочисленные кочевники Востока, страна нуждалась в мощной боеспособной армии. Да, в победоносной русско-польской войне (1654-1667 гг.) российская армия заставила с собой считаться, но на рубеже XVII-XVIII веков ее конкурентоспособность стала снижаться.

Публицист Валентин Жаронкин пишет, что в стране попросту не было средств, чтобы содержать регулярную армию. Россия испытывала дефицит практически во всем: в элементарных военных, юридических, технических знаниях, в инженерных кадрах, квалифицированных военачальниках, современном вооружении.

В 1630-х годах уже была попытка создать регулярную армию по западным образцам, однако оказалось некому воплотить эту идею в жизнь. Даже во второй половине XVII века русские регулярные полки учились по устаревшим западным уставам – где, к примеру, процесс заряжания мушкета был разбит на целых 94 приема. На Западе в это время такой же мушкет учили заряжать в 12 «темпов». По свидетельству русского изобретателя Ивана Посошкова, в бою русские солдаты больше надеялись на бердыш.

На западе мысль об экономической и военной отсталости России висела в воздухе. Даже такой далекий от политики человек, как немецкий ученый Иоганн Готфрид Лейбниц в 1670 году заметил, что будущее России – это стать колонией Швеции.

Петр, часто общавшийся с иностранными послами, все это прекрасно знал, и поэтому реорганизация армии для него стала самой насущной потребностью. И начал он свои военные реформы с того, что значительно увеличил расходы на содержание вооруженных сил. Если его предшественник Федор Алексеевич тратил из казны 46% на военные нужды, то при Петре расходы возросли до 80%. Петр готовился к затяжным войнам. Неслучайно из 43 лет петровского царствования 26 пришлись на войны с Турцией и Швецией.

Гангутское сражение

Серьёзной проблемой для России оставался действовавший на Балтике шведский флот. Хотя он и ослабел за время войны, но всё равно превосходил по классу российский. Шведским линейным кораблям и фрегатам Россия могла противопоставить преимущественно парусно-гребные суда, в первую очередь галеры.

«Пётр I намеревался завершить Северную войну в 1714 году, одержав на море победу, сопоставимую с Полтавской. Для этого он заключил соглашение с Данией, пообещавшей прислать ему на помощь свой флот, чтобы разгромить противника на море и высадиться в Швеции. Однако Дания его подвела, и свой флот не предоставила», — рассказал в интервью RT доктор исторических наук, профессор СПбГУ Павел Кротов.

Галера петровского времени на вечной стоянке в Воронеже РИА Новости Михаил Кухтарев

По словам историка, убедившись, что рассчитывать на помощь датчан не стоит, Пётр I решил действовать на море сам.

Летом 1714 года российский флот, состоявший почти из ста парусно-гребных судов, сосредоточился у полуострова Гангут (современный Ханко). Наряду с морскими экипажами на кораблях находился 15-тысячный десант пехоты, которым планировалось усилить российский корпус, действовавший в Финляндии. Формально флотом командовал адмирал Фёдор Апраксин, однако на кораблях эскадры под псевдонимом Пётр Михайлов (шаутбенахт) находился сам Пётр I.

Путь русскому флоту преградили шведские корабли: 15 линейных, три фрегата, два бомбардирских судна и 9 галер под командованием адмирала Густава Ваттранга.

Российское командование стало готовить в одном из самых узких мест полуострова Гангут деревянный настил для перетаскивания части галер по суше. Заметившие угрозу окружения шведы разделили свой отряд: одна часть их кораблей осталась на месте, а другая выдвинулась к северному побережью полуострова.

Разделение сил шведов оказалось на руку российским морякам. Надобность в перетаскивании галер по суше отпала. Воспользовавшись штилем, обездвижившим шведские парусные корабли, состоявший из галер авангард российского флота двинулся в обход эскадры противника на вёслах вне досягаемости её орудий. Так 7 августа 1714 года началось морское сражение.

Алексей Боголюбов «Сражение при Гангуте»

«Пётр I разделил галеры на три отряда, поставив каждому из них особые задачи. Выделение в средний отряд 11 галер, которые должны были атаковать флагманский и самый мощный корабль шведских позиций «Элефант», позволило создать перевес в силах на этом направлении. В отрядах левого и правого крыла Пётр I сосредоточил непропорционально многочисленные по сравнению с центром боевого порядка отряды пехоты, что должно было обеспечить эффективный и быстрый захват шведских галер путём абордажа, начиная со стоящих крайними и постепенно продвигаясь к середине боевого построения шведов», — пишет Павел Кротов в своей книге «Гангутская баталия 1714 года».

По словам историка, такая тактика позволяла российским морякам создавать перевес при атаке на каждое конкретное судно противника, а шведам не давала возможности эффективно применять артиллерию, так как они рисковали попасть по своим же.

В западной историографии утверждается, что шведы отбили две атаки российского флота, и лишь в ходе третьего наступления корабли Петра I смогли прорваться к позициям неприятеля. Однако Павел Кротов указывает на то, что в документах можно найти свидетельства лишь об одной атаке. А несколько наступлений, по его мнению, были придуманы шведами, чтобы представить действия своего флота в более выгодном свете.

План Петра сработал, и абордаж, в котором монарх участвовал лично, удался. Десять шведских кораблей, включая флагманский, были захвачены, остальные отступили.

Первые победы русского флота.

Нaстoящyю пpоверку боем молодой флот, созданный усилиями народа и Петра I, прошел в ходе морских противостояний Северной войны 1700 — 1721 годов, где Россия билась со Швецией за право выйти к Балтике.

Впервые морские силы двух государств столкнулись у мыса Гангут. Командующий Федор Апраксин умело расположил корабли, что позволило с первых же часов боя захватить стратегическое преимущество. Многие историки сходятся во мнении, что именно победа у Гангута стала первой большой победой российского флота.

К весне 1714 года южная и почти вся центральная часть Финляндии была занята русскими войсками. Чтобы окончательно решить вопрос о выходе России к Балтийскому морю, которое контролировалось шведами, требовалось нанести поражение шведскому флоту.

В 14 часов 27 июля (7 августа) русский авангард в составе 23 кораблей атаковал отряд Эреншельда, построившего свои корабли по вогнутой линии, оба фланга которой упирались в острова. Две первые атаки шведам удалось отбить огнём корабельных орудий. Третья атака была предпринята против фланговых кораблей шведского отряда, что не позволило противнику использовать преимущество в артиллерии. Вскоре они были взяты на абордаж и захвачены. Пётр I лично участвовал в абордажной атаке, показав морякам пример мужества и героизма. После упорного боя сдался шведский флагман — прам «Элефант». Были захвачены все 10 кораблей отряда Эреншельда. Гангутское сражение было одним из последних крупных сражений в истории флота, в котором решающую роль сыграл абордажный бой. За этот бой Пётр I был произведён в вице — адмиралы.

Спустя 6 лет в этот же день 27 июля (7 августа) 1720 года произошло пoследнее моpское срaжение Северной войны y берегов острова Гренгам, в котором победу также одержал русский флот. Шведская эскадра, поддержанная Англией, на рассвете неожиданно сблизилась с русскими кораблями, и начала массированный обстрел из 156 орудий. Командующий Миxаил Голицин отвел свои галеры на мелководье, где более маневренные русские корабли сумели сжечь 4 шведских фрегата. После поражения у Гренгама Швеция окончательно утратила свое превосходство на Балтике, а сама победа России приблизила подписание в 1721 году выгодного для нее Ништадтского мира. Победа при Гренгаме укрепила положение русского флота в восточной части Балтики и разрушила надежды Швеции одолеть Россию на морских просторах. В честь победы при Гренгаме была выбита медаль с надписью «Прилежание и храбрость превосходят силу».

Памятуя о подвиге героев морского сражения при мысе Гангут, первой крупной победе в истории русского регулярного флота, в 1735-1739 гг. в Санкт-Петербурге была построена церковь святого Пантелеймона. Она также явилась памятником героям битвы за остров Гренгам, произошедшей в 1720 году, причем в тот же день – 27 июля, день памяти святого Пантелеймона.

Спустя 200 лет, в 1914 году, в честь юбилея победы в Гангутском сражении, согласно инициативе Императорского Российского военно-исторического общества, фасад строения был украшен мраморными мемориальными плитами, где благодарные потомки увековечили в камне имена всех участников сражений при мысе Гангут и острове Гренгам.

Анна Карпова, пресс-секретарь КГИАМЗ,
член Союза журналистов России

Беломорская флотилия

Создание Беломорской флотилии оказалось почти случайным событием, хоть и напрашивалось уже давно – Петру I просто хотелось продолжить обучение корабельному делу, и углубить свои навыки судостроителя, для чего речные и озерные верфи уже не годились. Само собой, он для этого поехал на Соломбальскую верфь, и там под руководством русских и голландских корабельных мастеров принял участие в постройке военной флотилии, которую в 1694 году сформировали уже вполне официально, и назвали Беломорской. Состояла она первое время из парусных и парусно-гребных фрегатов, а также нескольких яхт, экипажи набирались из местных поморов вкупе с иностранными наемниками. Уже в 1701 году ей пришлось принять настоящее боевое крещение, дав бой шведской эскадре. На протяжении всей Северной войны Беломорская флотилия останется самой небольшой, но в то же время одной из самых активных и успешных в России, чем подтвердит правильность своего создания. Численность флотилии и далее оставалась относительно малой, но по ряду причин ее боеспособность всегда оставалась высокой, даже с учетом того, что практически все матросы и офицеры были представлены русскими – в первую очередь, поморами. Саму флотилию прозвали «любимой игрушкой князя Невского», так как он фактически шефствовал над ней, но на этом его участие в деятельности морских защитников Архангельска заканчивались

На протяжении всей эпохи дерева и паруса Беломорская флотилия будет оставаться хоть и важной, но явно второстепенной частью военно-морских сил империи, и лишь в начале XX века начнет приобретать все больший вес – но это уже будут совершенно другие времена, корабли и люди

Главные проблемы российского флота

Многие английские суда XVIII века сохранились до наших дней. Что же произошло с флотом Петра I? Черноморские корабли были сожжены в 1711 г., поэтому судить об их качестве не приходится. Более долговечным оказался Балтийский флот. Он оставался дееспособным до конца жизни первого русского императора.

К гребной флотилии никаких претензий нет. Она получилась сильной, маневренной. Благодаря этим судам Россия и выиграла войну со Швецией. Что касается корабельной флотилии, то здесь Петра I подвело отсутствие опыта и знаний. При строительстве кораблей вместо сухой древесины использовали сырую. Пропитка уступала по качеству специальным смолам, используемым англичанами.

В Архангельске было построено 7 кораблей. Остальные крупные суда Петр I купил. Известно, что в период с 1712 по 1714 г. царь приобрел 16 экземпляров. Но долго они не прослужили, будучи уничтоженными в боях.

После себя Петр Великий оставил:

  • 36 линейных кораблей;
  • 12 фрегатов;
  • 2 шнявы.

Это хорошее наследство для развитого государства XVIII века. Но уже к 1731 г. дееспособными оставались лишь 8 кораблей. Остальные же не могли выходить в океан. К 1742 г. в России не осталось ни одного экземпляра времен Петра. Получается, что великий и непобедимый флот имел небольшой срок годности – всего 5-10 лет.

Хотя Петру I и приписали образ создателя флотилии, на самом деле он был ее разрушителем. Царь уничтожил русские корабли хорошего качества. Взамен потратил огромные суммы на неумелое строительство судов западного образца. В результате действий Петра Великого Россия на целый век осталась без кораблей.

Строительство флота на Балтийском море

Особое значение для дальнейшей истории России имел построенный в рамках военной реформы Петра I балтийский флот. В 1702–1704 годах шло строительство галер на реках Луга и Сясь вблизи театра боевых действий Северной войны со Швецией.

В 1703 году был основан Санкт-Петербург, и он же стал главной базой балтийского флота до 1723 года, то есть до переноса в Кронштадт. В 1721 году война со Швецией завершилась подписанием Ништадтского мирного договора, и новые базы военно-морского флота разместились в портовых городах на присоединённых территориях — Выборг, Ревель, Рига.

На момент смерти императора Петра I, то есть к началу 1725 года, русский флот состоял из 130 парусных судов. В это число входили:

  • линейные корабли — 36;
  • фрегаты — 9;
  • брандеры — 5;
  • шнявы — 3;
  • вспомогательные суда — 77.

Помимо этого, был создан и гребной флот в составе 396 судов, в том числе:

  • галер и скампавей — 253.
  • бригантин — 143.

Высшим органом управления флотом стала созданная в 1718 году Адмиралтейств-коллегия. В 1720 году был составлен морской устав. Первым адмиралом флота стал Фёдор Апраксин. Первые военные победы русского флота относятся к 1714 и 1720 годам, разгром шведов под Гангутом и Гренгамом.

Судоверфи к концу царствования Петра I были в следующих городах: Воронеж, Казань, Архангельск, Олонец, Астрахань, Санкт-Петербург. Всего в Российской империи было 24 верфи. Офицеры военно-морского флота набирались из числа дворян, а матросы, наоборот, из простонародья, как и рекруты. Служба была пожизненной. Местом обучения офицеров стала Навигационная школа основанная в Москве в 1701 году.

Рис. 3. Гангутская битва.

Что мы узнали?

Кратко о рождении российского военно-морского флота можно сказать, что это было важным событием в эпоху петровских реформ. К 1725 году русский флот был сильнейшим на Балтийском море. Интересную информацию для детей об этом событии можно оформить в виде доклада или реферата.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

«Морским судам быть»

Еще будучи совсем юным Петр I стал автором двух примечательных находок. Первой из них стала «астролябия» — астрономический прибор, с чьей помощью моряки могли определять свое положение по звездам. Любопытно, что узнать о его предназначении юный царь смог с помощью бывшего при дворе голландца — Франца Тиммермана. «Ученый муж» и показал Петру как правильно обращаться с находкой.

Второе открытие сыграло куда более значимую роль. В одном из амбаров села Измайлово под Москвой юный Петр обнаружил неведомое судно. Ответ на вопрос вновь лежал в устах Тиммермана. То был иностранный ботик, с чьей помощью можно было ходить по морским волнам. Именно этому судну, нареченному впоследствии «Святым Николаем», суждено было стать «дедушкой русского флота».

Хотя в конце XVII столетия Россия уже имела выход к мировому океану, ей не удавалось в полной мере стать частью общей экономической системы. Все же морской путь к европейским странам лежал через Белое море, сковывавшееся льдом на несколько месяцев в году. Поэтому даже с Англией — «владычицей морей», морской путь к которой стал использоваться еще во времена Ивана Грозного, торговые и дипломатические отношения были весьма ограниченными.

Петр прекрасно понимал: для успешного развития России нужен был выход к «теплым морям». А для завоевания их берегов и укрепления на них нельзя было обойтись без помощи флота. Тем более, что на Балтике к тому моменту прочные позиции заняла Швеция, тогда как акваторию Черного моря контролировала Османская империя. Поэтому в 1696 году, 30 октября (ныне отмечается как «день моряка-надводника») боярская дума по инициативе царя постановила: «Морским судам быть».

Годом позже Петр I отправился «инкогнито» в Великое посольство. Главной целью путешествия стал поиск союзников в предстоящей борьбе за морское пространство

Хотя не менее важно для Петра было привлечь в Россию мастеров для создания флота. А заодно самому познакомиться с морским делом.

Начинания Петра дали о себе знать. Победа в Северной войне (1700–1721), триумфы русского флота над шведами при Гангуте (1714) и Гренгаме (1720) позволили России укрепиться на берегах Балтики и войти в число ведущих европейских держав. Но куда любопытнее оказались не достижения, а наследие, оставленное первым русским императором.

Важно понимать, что флот, созданный при Петре, — это не просто корабли и суда. Флот — это целая система, выразившаяся в создании Морской академии, готовившей будущих офицеров; организации Адмиралтейства, занимавшегося военно-морскими вопросами; принятии «Морского устава», ставшего основой для матросов и флотоводцев.. Благодаря деяниям Петра морская тема со временем стала закрепляться в умах соотечественников

Ее отголоски звучали в победах при Чесме (1770) и Синопе (1853), в трудах Ушакова и Лазарева. Наконец, успехи в морском деле подталкивали новых «ученых мужей» к постоянным спорам о континентальной или морской сущности России.

Благодаря деяниям Петра морская тема со временем стала закрепляться в умах соотечественников. Ее отголоски звучали в победах при Чесме (1770) и Синопе (1853), в трудах Ушакова и Лазарева. Наконец, успехи в морском деле подталкивали новых «ученых мужей» к постоянным спорам о континентальной или морской сущности России.

907 г.

Морской поход Киевского князя Олега в ВизантиюЛетопись рассказывает, как “иде Олег на Грекы”, взяв с собой союзников – “множество Варяг, и Словен, и Чюдь, и Кривичи, и Мерю, и Деревляни, и Радимичи, и Поляны, и Северо, и Вятичи, и Хорваты, и Дулебы, и Тиверцы” – и “на конях и на кораблях” “приде к Царюграду”. Когда греки преградили путь по Босфору, Олег повелел поставить лодьи на катки и, подняв паруса, с попутным ветром перебросить их в б. Золотой Рог, откуда Константинополь был более уязвим. Напуганные появлением войска у столицы, византийцы вынуждены были заключить мир. Из текста договора, заключенного с Византией 2.9 911, известно, что в походе участвовало 2000 лодей, “а в корабли по 40 мужь”. Договор обеспечивал русским беспрепятственное плавание на Черном море и через проливы, а также предоставлял Киевской Руси право беспошлинной торговли с Византией в Константинополе.

Итоги битвы

«Гангутское сражение уступало по масштабам битвам, происходившим между флотами ведущих военно-морских держав той эпохи, таких как Великобритания, Франция или Испания, но это была первая морская победа российского флота, сыгравшая важную роль в дальнейшем развитии событий Северной войны», — рассказал в беседе с RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.

По словам Павла Кротова, по итогам Гангутского сражения Россия получила сразу несколько важных преимуществ.

Также по теме


«Россию должны бояться и уважать»: 295 лет назад Пётр I стал императором

2 ноября 1721 года в Санкт-Петербурге Пётр I принял императорский титул, а Россия была провозглашена империей. Что привело к этим…

«Во-первых, российский флот освободил себе дорогу к побережью Швеции, во-вторых, шведы потеряли убитыми и пленными почти тысячу человек, а это было по меркам того времени очень много, в-третьих, победа имела идеологическое значение, укрепив боевой дух российских моряков и заставив говорить об их успехах европейские средства массовой информации», — отметил эксперт.

По случаю победы в Гангутском сражении в Санкт-Петербурге были организованы празднества. Российские войска проходили под триумфальной аркой, на которой был изображён орёл, сидевший на спине у слона (намёк на российский герб и название шведского флагмана «Элефант»). Также арка была украшена надписью: «Русский орёл мух не ловит».

Карл XII в 1714 году вернулся в Швецию и лично руководил войсками в ходе кампаний в Германии и Норвегии, однако смог добиться лишь ситуативных успехов. В декабре 1718 года он был убит при осаде крепости Фредрикстен, став последним европейским монархом, погибшим на поле боя.

В последние месяцы жизни Карла и в начале правления новой королевы Ульрики Элеоноры между Россией и Швецией прошли безрезультатные мирные переговоры в ходе так называемого Аландского конгресса.

Чтобы изменить позицию Швеции, Пётр I, воспользовавшись свободой действий на Балтийском море, приказал в 1719 — 1720 годах осуществить серию десантов на шведское побережье. Царь требовал не трогать мирное население и церкви, но уничтожать укрепления и промышленные предприятия.

Весной 1721 года между Россией и Швецией начались мирные переговоры, закончившиеся подписанием Ништадтского договора. Согласно его положениям, России отошли Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия и часть Карелии.

«Гангутское сражение было не просто демонстрацией возможностей российских моряков. Оно существенно повлияло на весь исход Северной войны и стало большим шагом к становлению Российской империи», — подытожил Павел Кротов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: