Сословно-классовая структура римского общества в vi–iii вв. до н.э

Поздний римский и византийский периоды

статус патриция все еще имели определенную степень престижа во времена начала Римской империи, и римские императоры обычно массово возводили своих сторонников в касты патрициев. Этот престиж постепенно падал, и к концу кризиса 3 века статус патриция, как его называли в республике, перестал иметь значение в повседневной жизни. Император Константин Великий (годы правления 306–337) вновь ввел этот термин в качестве высшего почетного титула империи, не привязанного к какой-либо конкретной административной должности и с самого начала ограниченного очень небольшое количество держателей. Историк Зосим утверждает, что во времена Константина обладатели титула были даже выше преторианских префектов.

. В конце Западной Римской империи титул использовался редко. и сохранил свой высокий престиж, будучи награжденным, особенно в V веке, могущественным magistri militum, господствовавшим в государстве, таким как Стилихон, Констанций III, Флавий Аэций, Приходит Бонифакий и Рицимер. Восточный император Зенон (годы правления 474–491) предоставил его Одоакру, чтобы узаконить его правление в Италии после свержения мятежного magister militum Ореста и его сын Ромул Августул в 476. В Восточной Империи Феодосий II (годы правления 408–450) запретил евнухам владеть им, хотя это ограничение было перевернут к 6 веку. При Юстиниане I (годы правления 527–565) титул разрастался и, как следствие, был несколько обесценен, поскольку император открыл его для всех тех, кто выше illustris ранга, т. Е. Большинства Сенат.

В VIII веке титул был понижен в судебном постановлении о старшинстве после magistros и anthypatos. Тем не менее, он оставался одним из высших в имперской иерархии до 11 века, будучи присужденным наиболее важным стратегам (провинциальным губернаторам и генералам) Империи. В придворной иерархии евнух patrikioi имел более высокий приоритет, опережая даже anthypatoi-Latn. Согласно Kletorologion конца IX века, знаками достоинства были таблички с надписью из слоновой кости. В течение 11 века достоинство патрикиев последовало за судьбой других титулов: широко присуждались, теряли свой статус и исчезли в комнатенском периоде в начале XII века. Титул prōtopatrikios (πρωτοπατρίκιος, «первый патриций») также засвидетельствован на Востоке с 367 по 711 год, возможно, относящийся к высшему должностному лицу и главе патрицианского ордена (такси). Женский вариант patrikia (πατρικία) обозначал супругов patrikioi; его не следует путать с титулом zostē patrikia («опоясанная патрикия»), который был уникальным достоинством, которым обладали фрейлины императрицы.

Патриций титул иногда использовался в Западной Европе после распада Римской империи; например, Папа Стефан II пожаловал франкскому правителю Пипину Короткому титул «Патриций римский». Возрождение патрициев в средневековых итальянских городах-государствах, а также к северу от Альп описано в патрицианстве.

Значения слова плебс. Что такое плебс?

Плебс — (лат. plere наполнять) пришлое население Древнего Рима, первоначально не пользовались политическими правами в отличие от патрициев. Поэтому первоначально не имея никаких прав, плебеи со временем добились права избирать в сенат так называемых плебейских трибунов, которые имели право вето на решения патрицианских магистратов. Изначально их решения были законом только среди плебеев, но в течение долгой борьбы права патрициев и плебеев были уравнены. С этого времени патриции и плебеи перестали быть различными классами-сословиями.

ПЛЕБС, Plebs, римское мещанство, образовавшееся из переселенных в Рим латинян, побежденных при Тулле Гостилии и Анке Марции. ПЛЕБЕИ, ПЛЕБС (лат. plebs — простой народ, толпа) В Древнем Риме первоначально свободное население, не входившее в родовую общину и не имевшее прав на пользование общинной землей. ПЛЕБЕИ, ПЛЕБС (лат. plebejus, от plebs — простой народ) -в Древнем Риме — одно из сословий свободного населения. Восстания рабов в середине II в. до н. э. Аграрное движение римского плебса Первое восстание рабов в Сицилии. Внешний блеск -и военное могущество Римской державы прикрывали собой глубокие и непримиримые противоречия.

Они были учреждены по родовому признаку и отображали объединение трёх этнических компонентов: латинов, сабинов и этрусков. Полноправные члены римской общины постепенно превратились в привилегированную часть общества. Они назывались патрициями и первоначально только они составляли «Римский народ». Но и бедные, и богатые плебеи перед патрициями были одинаково бесправны.

Значение слова Плебей по словарю Ушакова:ПЛЕБЕЙ плебея, м. (латин. 2. В языке буржуазно-дворянской среды — презрительное обозначение человека не аристократического происхождения, вышедшего из трудового народа, из низших сословий (устар.).

Борьба плебеев за гражданские и политические права

Борьба патрициев и плебеев состояла из трех этапов:

  • от реформ царя Сервия Туллия (середина VI века до н. э.) до учреждения плебейского трибуната (494 год до н. э.);
  • с 494 года до н.э. до плебисцита Гая Канулея (445 год до н. э.);
  • от движения Марка Манлия (385 год до н. э.) до плебисцита Квинта Гортензия (287 год до н. э.).

Реформы Сервия Туллия включили плебеев в состав римского войска. Однако командные должности находились в руках патрициев. Также плебеи платили трибут, от которого освобождались патриции.

Определение 2

Трибут – это военный налог.

Плебеи не собирались мириться с несправедливостью и в знак протеста в 494 году до н.э. удалились на Священную гору в 4,5 км от города (Первая сецессия). В условиях войны подобная «забастовка» рядового состава ставила государство в положение катастрофы, поэтому патриции пошли на уступки. Так плебеи добились учреждения должности плебейских трибунов, защищавших интересы плебеев, обладавших правом законодательной инициативы и правом приостановить любые решения патрицианских магистратов произнесением слова veto.

Однако попытки решения аграрного вопроса встречали сопротивление патрициев. Когда консул 486 года до н.э. Спурий Кассий предложил раздать плебеям завоеванные у герников земли, и перераспределить часть оккупированных патрициями земель из ager publicus, его поддержал сенат, однако затем автора обвинили в стремлении к тирании и сбросили с Тарпейской скалы, а закон так и не реализовали. Зато в 456 г. до н. э. плебейский трибун Луций Ицилий добился реализации закона о раздаче участков общественной земли малоимущим плебеям.

В 451 году до н.э. сенат под давлением плебеев санкционировал формирование комиссии из 10 человек (комиссия децемвиров) с для кодификации законов (патрицианские магистраты в судах допускали вопиющие злоупотребления произвольно толкуя нормы обычного права). Работа второй комиссии децемвиров, возглавляемой злейшим врагом плебеев Аппием Клавдием, спровоцировала в 449 году до н. э. Вторую сецессию. Патриции вновь пошли на уступки: плебеям было дано право апелляции (осужденный на смерть римлянин мог обратиться к народному собранию за защитой); были опубликованы Законы XII Таблиц. В Риме появились писаные законы, которые гарантировали право частной собственности.

В том же году консулы Марк Гораций Барбат и Луций Валерий Попликола провели законы Валерия – Горация, подтверждавшие неприкосновенность плебейского трибуна, право апелляции и признававшие легитимность решений плебейских собраний, которые стали обязательными для патрициев. В 445 году до н.э. закон трибуна Гая Канулея отменил запрещение браков между плебеями и патрициями, заложив этим основу объединения двух сословий. Из слияния элит патрициата и плебса в дальнейшем возникнет римская аристократия – нобилитет. Также плебеи добились права на занятие высших магистратур, однако сенаторы сумели снизить ее ранг, заменив консулов военными трибунами с консульской властью (444–367 годы до н. э.). В 443 году до н. э. сенатом была учреждена должность цензоров, которую исполняли только патриции. Они внесли граждан в цензовые списки и осуществляли контроль над финансами государства. В 409 году до н.э. плебеи приобрели доступ к квестуре.

В 385–384 годах до н.э. движение против долговой кабалы возглавил патриций, консуляр Марк Манлий Капитолийский. Как и Спурия Кассия, его обвинили в стремлении к царской власти и сбросили с Тарпейской скалы.

В 367 году до н.э. были приняты законы трибунов Луция Секстина Латерана и Гая Лициния Столона. Согласно им:

  • устанавливался земельный максимум, ограничивавший количество оккупированной земли 500 югерами на семью. Так плебеи получили доступ к государственному земельному фонду. Устанавливалась арендная плата в размере 10 % урожая зерновых или 20 % – с масличных плантаций и виноградников;
  • частично решался долговой вопрос: из суммы долга вычитались выплаченные проценты, а оставшаяся часть погашалась равными долями в течение трех лет. Ссудный процент был снижен;
  • консулярный трибунат заменялся консулатом, причем один из консулов должен был быть плебеем.

Законы Лициния – Секстина нанесли мощный удар по привилегиям патрициев. Вскоре плебеи в борьбе за права добились новых успехов. В 356 году до н.э. они были допущены к должности диктатора, в 351 году до н. э. – цензоров, а в 337 году до н. э. – преторов.

Возникновение нобилитета

Уравнение прав патрициев и плебеев повлекло за собою новую группировку партий. По мере того, как падали сословные перегородки, все большее и большее значение стали получать имущественные различия, на которых основано было деление граждан на пять классов с разною степенью их участия в центуриатных комициях. Богатые патриции и плебеи стали сближаться между собою, родниться посредством браков, поддерживать друг друга. Избрание магистратов в центуриатных комициях зависело лишь от них, и только они могли брать на себя безвозмездное отправление трудных и ответственных должностей консула, претора и т. п. Вот почему все должности, а с ними и места в сенате сделались достоянием определенного числа фамилий, образовавших из себя новую аристократию нобилей, т.е. именитых людей, иначе нобилитет (nobiles). Это уже не была родовая знать, освященная в глазах народа религиозными преданиями: это была знать служебная, все значение которой, кроме богатства, держалось на занятии государственных должностей.

В течение некоторого и притом довольно продолжительного времени (до середины II в.) новая знать пользовалась большим авторитетом в народной массе и направляла всю внутреннюю и внешнюю политику государства. Это был правящий класс Рима, при котором, впрочем, и народ имел свою долю влияния на ход дела. Главным органом нового правящего класса сделался сенат, уже и раньше занимавший в республике первенствующее место.

От уравнения прав между патрициями и плебеями (366) до начала новых гражданских смут (133) прошло около двух с половиною веков, в течение которых Рим превратился из главы латинского союза в мировую державу.

Собственно говоря, трибутные комиции стали так называться позднее, а сначала их называли «concilia plebis».

Новейшие ученые признают, что рассказы о Кориолане и Спурии Кассии имеют совершенно легендарный характер.

На рассказы о Спурии Мелии и Марке Манлии распространяется примечание к §§ 240–241. Тарпейская скала находилась в самом Риме.

Jugerum – римская поземельная мера, равная приблизительно 533 квадратных сажен.

Структура римского общества в VI веке до н. э.

Государство в Риме формируется в VI веке до н. э. в процессе разложения родового строя. Основные классы римского общества того периода:

  • привилегированные патриции;
  • не имеющие гражданских прав, но юридически свободные плебеи;
  • бесправные рабы.

В VI–III веках до н. э. рабский труд в производстве находит все большее применение. Источниками рабства являлись:

  • долговая кабала (до 326 года до н. э.);
  • порабощение военнопленных.

Экономика обеспечивала простое воспроизводство, работая на потребление в условиях натурального хозяйства, пока товарное производство было в зачаточном состоянии. Рабов было крайне мало, и эксплуатация их труда не достигала пределов. Раб не был «вещью» господина, а рабское состояние смягчалось существованием переходных категорий зависимости – института клиентелы или долговой кабалы. Поэтому в VI–III веках до н.э. не было восстаний рабов.

Определение 1

Клиенты — лично зависимые, однако политически бесправные люди.

Иноземцы, вольноотпущенники, обедневшие граждане, поступив под патронат покровителей из патрициев, вступали в род патрона, получали его имя и были обязаны работать на его полях, сопровождать в военных походах, на форуме, в деловых поездках и т. д. Имущество клиента в случае отсутствия завещания наследовалось патроном. За непочтительность к патрону клиента-вольноотпущенника его могли снова угнать в рабство. Патрон, в свою очередь, был обязан защищать клиентов от притеснений прочих знатных лиц и представлять клиента в суде. К III веку до н. э. многие клиенты избавились от личной зависимости, получили землю от государства и восполнили класс мелких свободных производителей.

Основные права римского гражданина:

  • право владеть имуществом;
  • право на вступление в законный брак;
  • вести дела под охраной законов;
  • право голосовать и быть избранным на должность.

Политическое бесправие плебеев обуславливалось тем, что они не принадлежали к патрицианской родовой организации (только некоторые из них входили в нее как клиенты). Плебеи занимались ремеслами, земледелием и торговлей. В процессе социальной дифференциации в их среде выделился зажиточный слой, стремившийся к равноправию с патрициями (прежде всего они желали быть допущенными к магистратурам и коллегиям жрецов). Основная плебейская масса добивалась решения земельного и долгового вопросов. Однако патриции не хотели поступиться даже толикой привилегий в пользу плебейства.

Патриции и плебеи в Древнем Риме

Нельзя сказать, что плебеи и патриции в Древнем Риме — это бедные и богатые, все было сложнее. Плебеев коренным образом не устраивали три вещи.

Во-первых, законы в Древнем Риме знали только патриции, они и толковали их в свою пользу. Плебеи хотели также владеть законами и иметь возможность защищать себя в суде.

Во-вторых, плебеи не имели доступа к государственным должностям. Они не могли проводить в жизнь выгодные им законы и налагать вето на решения, которые были им неугодны. Такие права были только у патрициев. Особенно это тяготило зажиточных плебеев, которые хотели участвовать в политике.

На невольничьих рынках продавали как мужчин, так и женщин

В-третьих, самые бедные плебеи часто попадали в рабство за долги. А долги получались у плебеев потому, что они уходили на войну защищать государство, за это время их поля никто не возделывал, и по возвращении грозила голодная смерть. Приходилось занимать деньги у ростовщиков, а когда расплатиться было нечем, ростовщик уводил такого плебея в рабство и надевал ему на шею колодку. Некоторых плебеев продавали за границу — за пределы Тибра, и о них забывали навсегда…

У ученых есть любопытная гипотеза… Поначалу имущественное положение человека в Древнем Риме определялось величиной участка земли у него в собственности и количеством крупных домашних животных.

Плебеи как правило были мелкими землевладельцами или торговцами, ремесленниками. То есть ни земли, ни скота у них почти не было, и это «оправдывало» их низкое положение. Свою ценность плебеи поняли тогда, когда в Риме ввели денежную монету и они увидели точный эквивалент своей значимости в деньгах…

Описание предмета: «История»

История – это наука, изучающая знание прошлого, основанное на свидетельствах, процесс развития природы и
общества, комплекс общественных наук, изучающий прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.

Литература

  1. И.Л. Аверченков. Стратегии конкурентной борьбы. Тренинги и кейсы. – СПб.: Речь, 2008. – 224 с.
  2. А.И. Китайгородский. Порядок и беспорядок в мире атомов. – М.: Наука, 1977. – 176 с.
  3. Из истории борьбы Маркса и Энгельса за пролетарскую партию. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. – 752 с.
  4. Е.А. Будилова. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке (вторая половина XIX — начало XX в.). – М.: Академия наук СССР, 1960. – 346 с.
  5. В.М. Сапега. Классовая борьба. Государство и капитал. – М.: Ленанд, 2005. – 208 с.
  6. В тылу врага. Борьба партизан и подпольщиков на оккупированной территории Ленинградской области 1941 г. – СпБ.: Лениздат, 1979. – 302 с.
  7. Т.И. Ойзерман. Главные философские направления. – М.: Мысль, 1984. – 302 с.
  8. И.Н. Ксенофонтов. Мир, которого хотели и который ненавидели. – М.: Издательство политической литературы, 1991. – 416 с.
  9. Куринной И.И. Борец о борьбе. Философия и практика борьбы великой империи. – М.: , 2009. – 352 с.
  10. А.Ф. Окулов. Борьба В. И. Ленина против философии реформизма и ревизионизма. – М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1959. – 420 с.
  11. О.И. Слуцкий. Свобода и главное заблуждение человека. – М.: Зебра Е, 2011. – 832 с.
  12. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. – М.: , 2008. – 396 с.
  13. О.И. Слуцкий. Свобода и главное заблуждение человека. – М.: Зебра Е, 2011. – 832 с.
  14. Теоретические аспекты техники и тактики спортивной борьбы. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 176 с.
  15. И.П. Филевич. Борьба Польши и Литвы-Руси за Галицко-Владимирское наследие. – М.: Ленанд, 2015. – 248 с.
  16. Ленин В.И. Маркс. Энгельс. Марксизм. – М.: Партиздат, 1932. – 220 с.
  17. Ф.И. Успенский. История крестовых походов. – М.: Белый город, 2018. – 312 с.

Образцы работ

Тема и предмет Тип и объем работы
психологические особенности соревновательной деятельности
Психология
Реферат10 стр.
Основные направления и методы валютного контроля и пути их совершенствования в РФГосударственное и муниципальное управление Диплом102 стр.
Основные направления и методы валютного контроля и пути их совершенствования в РФГосударственное и муниципальное управление Диплом155 стр.
Психологическая нагрузка в спортивной деятельности
Психология
Диплом65 стр.

Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

[email protected]

+7 911 822-56-12 с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание! Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы

Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Рождение Римской республики

После свержения власти царей управление Римом перешло в руки двух консулов. Их регулярно избирали сроком на 1 год, чтобы они не привыкали к власти и не злоупотребляли ей. Они руководили Сенатом и Народным собранием, возглавляли войска в случае войны. После окончания срока правления, консулы становились членами Сената.

Консулом в Древнем Риме мог быть назначен только гражданин из числа патрициев.

Запоминаем новые слова!

Консул – высшая выборная должность в Древнем Риме в эпоху республики.

Плебеи – потомки переселенцев из завоеванных Римом поселений, лишенные политических прав и всяческих привилегий.

Патриции – правящий класс в Древнем Риме, представители наиболее знатных и богатых родов.

Патриции и плебеи

Патриции участвовали в управлении Римом, владели общинными землями и большими богатствами. Они занимали высокое положение в обществе и презрительно относились к плебеям. Плебеи в Риме не могли принимать участие в религиозных обрядах, занимать руководящие должности, голосовать в Народном собрании и входить в состав Сената. Большинство из них были бедняками, трудились на земле или занимались ремеслом и торговлей.

После долгой борьбы патрициев и плебеев, последние добились права избирать своих должностных лиц – народных трибунов. Избранные из числа плебеев, народные трибуны посещали собрание Сената и могли высказываться против того или иного решения консулов, наложив на него запрет – вето (в переводе с латинского «вето» — запрещаю).

Помимо патрициев и плебеев в Римской Республики проживали рабы. Это была абсолютно бесправная категория населения Древнего Рима. Рабов захватывали в результате военных набегов, а также ими становились плебеи, попавшие за долги в долговое рабство.

На протяжении долгих веков, борьба патрициев и плебеев не прекращалась. Плебеи много раз уходили из своего города в самый разгар войны, чтобы доказать патрициям, что они незаменимы. Наконец, в IV веке до нашей эры, плебеи добились некоторого равенства с патрициями:

  • был принят закон, об избрании одного консула из числа патрициев, а другого из числа плебеев;
  • были разрешены браки между патрициями и плебеями;
  • был введен запрет на продажу плебеев в долговое рабство.

Примирение между двумя враждующими слоями римского общества способствовало укреплению Римской республики.

ПЛЕБС это:

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф., 1907.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.

см.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007.

собир.м.лат. plēbs народная масса, простой народ; толпа).
В Др. Риме: часть народа, которая не находилась в рабстве и была свободной, но не пользовалась политическими правами наравне с патрициями.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998.

Синонимы

  • ПЛЕБЕЙ
  • ПЛЕБЕЙСКИЙ

Смотреть что такое «ПЛЕБС» в других словарях:

  • плебс — а; м. собир. 1. = Плебейство (1 зн.); плебеи. 2. Устар. Выходцы из низших слоёв сословий; простолюдины. / Разг. сниж. О беднейших слоях общества. * * * плебс в Древнем Риме то же, что плебеи. * * * ПЛЕБС ПЛЕБС, в Др. Риме то же, что… … Энциклопедический словарь

  • плебс — См. чернь… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. плебс толпа, чернь; плебей, плебейство, отребье, быдло, простонародье, черный народ Словарь русских синони … Словарь синонимов

  • ПЛЕБС — ПЛЕБС, плебса, мн. нет, собир., муж. (лат. plebs). 1. В древнем Риме простой народ, плебеи. Римский плебс. 2. В языке буржуазно дворянской среды низшие социальные классы (устар.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • Плебс — Плебс, плебеи (лат. plere  наполнять)  пришлое население Древнего Рима, первоначально не пользовались политическими правами в отличие от патрициев, то есть «потомков отцов». Рим пополнялся народом в результате завоеваний соседних… … Википедия

  • ПЛЕБС — в Др. Риме то же, что плебеи … Большой Энциклопедический словарь

  • плебс — плебс, а … Русское словесное ударение

  • Плебс — м. 1. Сословие свободного не находящегося в рабстве населения, не пользовавшееся политическими и гражданскими правами (в Древнем Риме); плебеи. 2. то же, что плебей 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ПЛЕБС — (от лат. ptebs простой народ, простолюдин, чернь) англ. plebs; нем. Plebs. 1. В Древнем Риме преобладающая масса свободного населения, первоначально не пользовавшаяся полит, правами в противоположность патрициям.2. В Европе в средние века и позже … Энциклопедия социологии

  • плебс — плебс, а … Русский орфографический словарь

  • плебс — іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови

Книги

  • Римская история в лицах, Лев Остерман. Издание 1997 года. Сохранность отличная. Лица… Личности… Личины… Такова история Рима в своеобразном изложении Льва Остермана: автор анализирует деяния ярких, необычных личностей — политиков,… Подробнее Купить за 1100 руб
  • Римская история в лицах. В 3 книгах. Книга 2. Гражданская война, Остерман Лев Абрамович. Лица… Личности… Личины… Такова история Рима в своеобразном изложении Льва Остермана: автор анализирует деяния ярких, необычных личностей — политиков, поэтов, полководцев, -… Подробнее Купить за 438 руб
  • Римская история в лицах. В 3-х книгах. Книга 1. Республика, Остерман Лев Абрамович. Лица… Личности… Личины… Такова история Рима в своеобразном изложении Льва Остермана: автор анализирует деяния ярких, необычных личностей — политиков, поэтов, полководцев, -… Подробнее Купить за 438 руб

dic.academic.ru

Версии происхождения деления патрициев и плебеев

1 теория – Б.Г. Нибура: патриции — это коренное полноправное население Рима, а плебеи — пришлое или завоеванное население. Патриции – коренные жители и у них есть родовая организация, поскольку имеют родовую организацию, следовательно, и гражданские права. Плебеи – пришлые и ни того, ни другого у них нет.

2 теория – Э. Майер (экономическая теория): патриции — богатые, а плебеи — бедные или патриции – крупные землевладельцы, а плебеи — зависимые от них крестьяне.

3 теория – Э.Целер (этническая теория): патриции — это один этнос, а плебеи другой. Была отвергнута.

4 теория – Фюстель де Куланж (этническо-религиозная теория): у патрициев и плебеев были разные культы и боги. Возможным критерием разделения являются социальные и экономические различия. В соответствии с данной теорией, патриции и плебеи являются этнически однородными и коренными гражданами Рима.

5 теория – С.И. Ковалев (комплексная теория): причина разделения в этническом, переселенческом и экономическом плане.

Важным фактором общественных отношений в римской общине была клиентела или патронат. Клиентела была известна многим народам и в Риме носила наследственный характер.

Плебеи Древнего Рима

Римская империя развивалась на протяжении всей своей истории, увеличивая территорию и население путем завоеваний. Конечно, никто не приравнивает исконных жителей империи к населению, пришедшему с завоеванных территорий. В соответствии с этим критерием римское население делилось на патрициев и чумных.

Слово «благородный» не сразу стало титулом знати — первоначально этим титулом называли всех жителей Рима, вернее, всех тех, кто происходил из первобытных римских племен. Даже само слово «аристократ» означает «потомок отца».

Новоприбывших называли священниками. Название происходит от латинского prelle, что означает «наполнение». Эти люди «заполнили» Рим, предположительно к неудовольствию местных жителей, которые смотрели на них недобрым взглядом. Священники назывались жрецами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: