Популярно о феодах, феодальных титулах, наследниках и наследницах (часть 1)

Что делали крепостные крестьяне. Как жили крепостные

О существовании на Руси крепостного права известно каждому еще со школьной скамьи, но истинная картина жизни крепостных обсуждается не так часто, хотя эта часть истории и культуры народа весьма интересна.

Инструкция

1

Жизнь и быт крепостных крестьян различались по мере того, как укреплялось в стране крепостное право. В период его становления (XI-XV вв.) зависимость крестьян от помещиков выражалась в уплате дани, выполнении работ по требованию помещика, но оставляла достаточно возможностей для вполне приемлемой жизни крестьянина и его семьи. Начиная с XVI века, положение крепостных становилось все более тяжелым.

2

К XVIII веку они уже мало чем отличались от рабов. Работа на помещика занимала шесть дней в неделю, лишь ночью и в один оставшийся день крестьянин мог обработать свой участок земли, чем и кормил свою семью. Поэтому за столом крепостных ожидал весьма скудный набор продуктов, бывали и голодные времена.

3

По большим праздникам устраивались народные гуляния. Этим ограничивались развлечения и отдых крепостных. Дети крестьян в большинстве случаев образования получить не могли, и в будущем их ожидала судьба родителей. Одаренных детей забирали на обучение, они в дальнейшем составляли крепостные театры, становились музыкантами, художниками, но отношение к крепостным было одинаковым, какую бы работу для хозяина они не выполняли. Они обязаны были выполнять любое требование хозяина. Их имущество, и даже дети были в полном распоряжении помещиков.

4

Все свободы, которые на первых порах оставались у крепостных, были утрачены. Причем инициатива их отмены исходила от государства. В конце XVI века крепостных лишили возможности перехода к другому помещику, которая предоставлялась раз в год на Юрьев день. В XVIII веке помещикам разрешили за проступки ссылать крестьян на каторгу без суда, установили запрет на подачу жалоб крестьянами на своего хозяина.

5

С этого времени положение крепостных приблизилось к положению скота. Их наказывали за любую провинность. Помещик мог продать, разлучить с семьей, избить, да и убить своего крепостного. В некоторых господских усадьбах творились ужасы, с трудом поддающиеся осмыслению современного человека. Так, в усадьбе Дарьи Салтыковой хозяйка истязала и убивала самыми изощренными способами сотни крепостных. Это был один из немногих случаев, когда под угрозой восстания власть вынуждена была привлечь помещицу к ответственности. Но такие показательные судебные процессы не изменили общего хода ситуации. Жизнь крепостного крестьянина оставалась бесправным существованием, наполненным изнурительным трудом и постоянным страхом за свою жизнь и жизнь своей семьи.

Как обстоял вопрос наследования феода у женщин

С вассалами-мужчинами вопрос о наследстве рассмотрен выше. А как же обстояли дела, если звание и право пользования феодом унаследовала дочь или жена слуги?

До определенного времени представительницы прекрасного пола не могли давать присягу, становиться вассалами и получать во владение феод. Но время не стояло на месте, и постепенно женский пол получил такое право.

Женщина-вассал не могла выйти замуж без разрешения господина. В некоторых странах, даже был такой обычай, когда сеньор показывал двух или трех рыцарей, между которыми девушка должна была выбрать. И это была ее единственная возможность.

Если вассал был не согласен с господином, не исполнял его волю, происходило отречение от сеньора. Подданный терял земли и все свои права.

Если наследовал феод малолетний ребенок вассала, то сеньор брал над ним опекунство до 18 лет. В этом случае, после совершеннолетия, наследник обязан был присягнуть на службу к господину и продолжить работать на его благо.

Сюзеренитет — вассалитет, феодальная иерархия

Передача земли (инвеститура) от сеньора к вассалу сопровождалась специальной церемонией, называемой оммаж. Она была символическим закреплением вассальной поземельной зависимости. Во время оммажа вассал вкладывал свои соединенные ладони в ладони сеньора. Он давал клятву верно служить сеньору и признавал себя «его человеком». В ответ сеньор гарантировал свое покровительство.

Вассал обязан был участвовать в военных походах на стороне сеньора, он также мог служить при дворе господина, занимаясь административной либо судебной деятельностью. Военная служба обычно длилась 30–40 дней в году. Когда сеньор попадал в плен, выходила замуж его старшая дочь либо его старший сын посвящался в рыцари, вассал оказывал финансовую помощь.

Получив земельное владение, феодал, в свою очередь, мог передать его часть другому вассалу, становясь по отношению к нему сеньором. Поэтому результатом развития феодальных отношений стала лестничная структура общества землевладельцев. На верхней ступени этой лестницы находился монарх, который раздавал земли своим вассалам, находившимся на ступеньку ниже сюзерена-­короля. Они, в свою очередь, раздавали земли прочим феодалам, находившимся на более низкой ступени феодальной лестницы. Феодальная лестница заканчивалась ступенью «однощитных» рыцарей, которые уже не могли позволить себе иметь вассала в силу недостаточного количества земли. Такая иерархическая лестница существовала в каждом феодальном государстве Западной Европы.

Переход от бенефиция к феоду ознаменовал также внутриполитические изменения в странах Западной Европы. Была сформирована устойчивая лестница последовательного господства-­подчинения, основанная на поземельной (феод) и личной (оммаж) зависимости одного феодала от другого. Каждый вассал находился в зависимости только от своего сеньора, а сеньору своего сеньора он уже не подчинялся. Поэтому многие крупные феодалы ощущали свою независимость от верховной власти. Более того, если вассал считал, что сеньор защищает его недостаточно хорошо, то он мог выступить против него с оружием. В начале Высокого средневековья это привело к тому, что феодалы стали вести между собой вой­ны. В результате в государствах появились независимые крупные владения отдельных феодалов. Начался период феодальной раздробленности.

↑ Особенности вассалов

Первоначально право пользование феодом было пожизненным, со смертью вассала земля возвращалась владельцу. Со временем сеньоры вынуждены были предоставить вассалам право передачи собственности сыновьям, которые обязывались приносить в свою очередь клятву верности сюзерену.

асто крупные вассалы получали от сюзерена иммунитетную грамоту (обычно налоговую, судебную либо административную). Подобные документы давали право самостоятельно вершить суд на подвластных землях, собирать налоги в свою пользу, принимать независимые управленческие решения.

Получив в пользование обширные территории, вассал сам мог стать сюзереном, даруя право пользования землей своим вассалам. Таким образом в государстве выстраивалась феодальная лестница с королем на вершине и мелкими рыцарями в основании.

Строение иерархической лестницы феодальных времен

Высшую ступеньку лестницы занимал король. Его называли верховным сюзереном или первым сеньором. Непосредственными вассалами короля считались представители знатных и богатых семей:

  • герцоги и графы;
  • архиепископы и епископы;
  • аббаты.

На следующей ступени находились вассалы вышестоящих представителей — бароны, которым, в свой черед, подчинялись рыцари. Вся эта «лесенка» поддерживалась трудом ремесленников и крестьян, обеспечивающих страну продуктами питания и одеждой.

При внимательном рассмотрении этой иерархической конструкции становится ясно, кто такой сеньор в Средние века — это имеющий в собственности поместья и своих вассалов.

История появления вассалов

Еще задолго до Средневековья, в европейских странах и Азии, стали появляться особые взаимоотношения между людьми состоятельными и не очень. Почти любому сеньору или господину, который имел богатства, земли, и поместья, можно было дать присягу и стать его подданным. Также были вассалы короля.

Что означало это слово? По сути, это был слуга. Человек, который становился вассалом богатого сеньора, должен был ему прислуживать. У него обязательно появлялись какие-то обязанности, он должен был сопровождать господина в сражениях, поездках и боях. Если господину угрожала опасность, вассал обязан был прикрыть его, а если нужно, даже умереть за него.

Между подданными и их сеньорами складывалась особая форма доверительных, дружеских отношений, при которых господин всячески покровительствовал своему слуге. И если было нужно, оказывал какую-либо услугу или помощь.

Обязанности

Что такое вассал обязывался делать? После получения в пользование поместья, слуга обещал заботиться о нем, своевременно ремонтировать. Нельзя ему было сокращать площадь поместья. Нужно было защищать от воров и бережно относиться к имуществу господина, не претендовать на то, что слуге не полагается.

Сеньоры и вассалы должны были проявлять взаимное уважение, не оскорблять и не покушаться на жизнь друг друга.

Одно время подданные должны были скидываться деньгами на каждое день рождения дочери господина. Конечно же, было много несогласных, ведь у разных господ были разные запросы в финансовом и материальном плане. Одни довольствовались небольшими суммами, другие требовали с вассалов больших денег, которые были не у всех. Со временем подданные отстояли свое право скидываться для дочерей господ лишь единожды.

Вассал имел право отвергнуть сеньора и порвать с ним договор, если тот соблазнил его дочь или, например, жену. В этом случае поместье все равно оставалось в пользовании слуги.

Черты феодализма в России

На Руси феодальные отношения долгое время сохранялись во взаимоотношениях дворян и крестьян. Изначально, подобно тому, как это происходило в Европе, удельные князья собирали дань с земель, которыми владели, а значит, и защищали их жителей от внешних врагов.

Начиная с XV века, вместе с развитием и укреплением государственности, все более ужесточалось и закрепощение крестьян, они все больше теряли в правах и зависели от своего барина. В Судебнике (так назывался свод законов) 1497 года было установлено ограничение в смене места жительства и ухода от одного хозяина к другому. Чтобы поселиться в другом месте, крестьянин должен был заплатить специальный денежный сбор за каждого члена семьи. Чуть позже и такая возможность была отменена.

На протяжении нескольких веков те люди, кому «посчастливилось» родиться простыми крестьянами были фактически собственностью своих господ. Такие отношения просуществовали очень долго, до 1862 года, когда император Александр II отменил крепостное право специальным указом.

Оброк

Оброк – это форма повинности крестьян, состоявшая в выплате помещику дани деньгами или продуктами. Оброк делился на:

  • денежный;
  • натуральный;
  • отдельные виды работ.

Крестьяне должны были отдавать часть своего урожая помещику. Размер оброка зависел от размера крестьянского надела. Впоследствии оброк принял форму постоянного денежного платежа, но существовал и более тяжелый натуральный оброк, который платился различными продуктами. Помещики придумывали различные поводы для сбора нового оброка: хлеб на Рождество, яйца на Пасху и пр.; также выплачивалась часть урожая – десятый сноп, девятой ведро винограда и т.д. При такой повинности крестьянин не мог, например, убирать с поля снопы, пока помещик не определит размер оброка, вследствие чего мог портиться урожай.

Замечание 3

Денежный оброк мог заменяться натуральным, но это имел право решать только помещик.

Существовали и другие обязательства, которые подразумевали повинности личного характера. Ими могли быть поголовные платежи, сборы со двора, с дыма, раскладочный сбор и пр. Помещик мог распоряжаться всей собственностью крестьянина, а также им самим: решение о женитьбе крестьянина принимал хозяин.

Итак, барщина носила двоякий характер. С одной стороны, помещики использовали крепостных как бесплатную рабочую силу, что приводило к угнетению последних, не оставляя времени на обработку своей земли. С другой стороны, барщина не была очень выгодна, ибо крестьяне не были заинтересованы в результатах своего труда и не особо старались работать на землях помещика. К тому же, на помещика ложились обязанности по кормлению крестьян, что было тоже затратно. Оброк был более легкой формой повинности для крестьян, однако, его размер также не был законодательно определен. Однако самую большую форму эксплуатации крестьян представляли прочие виды повинностей, в которых ярко проявлялись самые некрасивые формы крепостничества, и крестьянин был фактической собственностью хозяина.

Денежный оброк

Денежный оброк – повинность, которая была возложена на крестьян феодалами, суть которой полегала в денежных платежах в пользу феодала.

Крестьяне, у которых были ресурсы, должны были продавать их на рынках и ярмарках, а часть вырученных денег отдавать феодалам. В средневековье уже был достаточно большой процент избыточного продукта, что дало возможность вести торговлю меж поселениями, городами, а также государствами. Нужно сказать, что денежная система в средневековье была недостаточно развитой, поскольку крестьяне больше предпочитали не торговать, а обмениваться продуктами питания. Поэтому денежный оброк начал набирать обороты уже в позднее средневековье.

К другим повинностям можно отнести обязанности печь хлеб в хозяйстве феодала, ухаживать за его поместьем. Во Франции, например, крестьяне должны были давить виноград на пользу феодала.

Крестьяне в средневековой Европе не были полностью зависимыми от феодалов, как крестьяне в Восточной Европе, они не были рабами. Крестьянам даже разрешалось переходить с одной земли на другую, служить то у одного феодала, то у другого.

Крестьяне составляли около 90-95 % всего населения Европы, однако они не играли никакой политической роли в этом регионе. Вся власть принадлежала тем остальным 5-ти %. Положение крестьян было значительно хуже, нежели мещан, которым разрешалось заниматься ремеслом. Крестьянами не было разрешено объединяться в цехи, это считалось очень благородной работой, и чтобы стать мастером нужны были годы обучения и деньги.

При необходимости крестьяне должны были взять в руки оружие и служить в армии, играть роль ополчения, которое бросалось в бой первым и особо не ценилось. В остальных же случаях крестьянам было строго запрещено владеть железным оружием, нарушение этого закона жестоко каралось судом феодала.

Как вывод, можно сказать, что крестьяне были основной категорией населения средневековой Европы, около 95%. На них была возложена задача (повинности): работать в пользу феодала, а также отдавать ему часть своего урожая и денег. Речь идет о четырех формах таких повинностей: барщина, натуральный и денежный оброк и другие повинности.

Повинность вассала

За свои привилегии феодалы несли повинность и были обязаны по первому требованию короля:

  • явиться ко двору;
  • привести своих людей для формирования армии.

Из таких незначительных отрядов за небольшой промежуток времени можно было собрать значительное войско. На этом обязанности вассалов не заканчивались. Им вменялось платить налоги в казну, стоять на страже границ государства.

У вельмож имелась своя иерархия, которая отражала степень власти и милости короля.

Иерархия феодалов короля:

  • герцог — сильный и влиятельный вельможа;
  • граф — наделен меньшей власти, нежели герцог;
  • барон.

Рыцари пользовались уважением и с честью представляли свои фамилии, но в качестве имущества у них были лишь лошади и доспехи. Каждый рыцарь мечтал о милости короля и заветных наделах, которые он мог получить в награду после успешной военной компании.

В обязанности слуги входила повинность — обязательное несение военной службы в количестве 40 дней в году.

А также слуга был обязан оказывать материальную помощь своему сеньору, сохранять с ним тесную связь и присутствовать в его совете.

Барщина

В XI в. на Руси уже существует барщина, которая в XVI веке стала одним из главных видов феодальных повинностей, что было обусловлено организацией феодалами своих хозяйств за счет захваченных крестьянских земель.

Замечание 1

Этот вид повинности представлял собой принудительный труд зависимого крестьянина на земле своего хозяина. Размер барщины определялся продолжительностью отработанного времени или объемом работ.

Появление барщины было обусловлено экономическими условиями, когда в руках одного человека сосредотачивались многие земли, а у других ее было мало, в результате чего, эти факторы объединяются, и со временем свободный труд оказывается заменен зависимым. Поначалу барщина существовала в форме просто повинности с правом свободного отказа, которую крестьянин выполнял добровольно, и которая не была необходимым условием для пользования чужой землей (за это крестьянин мог отдавать лишь часть урожая).

В XVII в. размеры барщины все еще определялись старыми традициями заключения порядных записей между помещиком и крестьянином, несмотря на усиление крепостничества в виде введения «урочных лет». Прежние права оставались и у черносошных крестьян.

Значительно же изменили экономические отношения между помещиком и крестьянином указы из Соборного Уложения, отменяющие урочные лета и вводящие бессрочных сыск беглых крестьян, что фактически прикрепило их к помещику и земле.

В начале XVIII в. все еще не существовало закона, который четко определял бы размеры барщины. Законом предусматривалось лишь количество земли помещика, на которой можно было работать. В правление Петра I помещики свободно пользуются крестьянским трудом в любое время, тем самым, не давая крестьянину времени и возможности обрабатывать его собственную землю. В течение XVIII в. положение крестьян становится все более тяжелым.

Некоторые изменения в определении размеров барщины произошли в царствование Павла I. Он в 1797 году издает Манифест о трехдневной барщине, по которому барщина должна ограничиваться тремя днями в неделю. Кроме того, запрещалось принуждать крестьян к работе в воскресные дни.

После отмены крепостного права в 1861 году барщина сохранялась некоторое время как повинность временнобязанных крестьян. Ее размер должен был быть определен по договору крестьянина и помещика. Кроме того, некоторым крестьянам или сельским обществам разрешалось переходить с барщины на оброк. Замена барщины оброком была выгодна и одним, и другим, так как отдавать деньги или часть урожая было проще, нежели тратить время на обработку помещичьей земли. Выбор – барщина или оброк – делал помещик.

Замечание 2

Такая форма отношений была ликвидирована в 1883 году после указа о переводе крестьян на обязательный выкуп

Натуральный оброк

Натуральный оброк – это особый вид повинностей, при котором крестьяне, жившие на земле феодала, должны были отдавать часть продуктов в пользу феодала. Крестьяне в обязательном порядке были обязаны проносить феодалу часть всего зернового урожая, а также и все остальное, что они выращивали на своей земле – овощи, фрукты. Кроме этого они должны были делиться продуктами животноводства – яйцами, птицей. Но и на этом феодалы не остановились, они также отбирали у крестьян сено, ремесленные изделия, дрова и другое.

Это интересно: 3609,По следам египетского прошлого

Заключение

То ли феудал типе оф манкинд, то ли форе фуртер прогрессивный Девелопмент оф манкинд. Она открывала новые перспективы для жизни: в отличие от рабовладельческого общества, рабочие были лично более независимы, и у нее были стимулы к повышению производительности. В результате появились предпосылки для развития науки и техники.

Развития западной цивилизации, перспективы развития феодальных отношений зависят от ряда факторов:

  • Ресурсы доступности
  • Геополитическая ситуация
  • Демографическая ситуация

Ультиматумы, и ряд других факторов, влияющих на развитие общества. Например, результатом относительно большей ресурсной обеспеченности Запада стало то, что там сформировалась более свободная форма хозяйствования и постепенно возобладали демократические тенденции.

Ведь если производственные отношения не возродят развитие науки, то и развитие не произойдет. Если в обществе нет экономических отношений, способствующих созданию системы ценностей, поощряющих религию, например, богатства, то этого не произойдет. Наглядным примером является процесс развития Католической церкви: первоначально церковь там имела значительное влияние, но в связи с развитием частной собственности возникла необходимость ее реформации (уменьшение ее влияния, поощрение богатства).

В настоящее время необходимо признать благоприятное влияние Запада на развитие человечества, благодаря его способности ускорять экономическое, а следовательно, и государственное развитие.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: