Сени и порог в доме
Первое с чем сталкивался гость, зайдя в дом — это сени. Это своего рода зона между отапливаемым помещением и улицей. Весь холод задерживался в сенях и не поступал в основное помещение. Сени использовались славянами в хозяйственных целях. В этом помещении держали коромысло и другие вещи. В сенях располагался чулан. Это помещение, которое отделялось от сеней перегородкой. В нем располагался ларь с мукой, яйца и другие продукты.
Отапливаемое помещение и сени отделяли дверь и высокий порог. Такой порог делался для того, чтобы холодному воздуху было сложнее проникать в теплое помещение. Кроме этого, существовала традиции, согласно которой гость, входя в помещение, должен был кланяться, приветствую хозяев и домового. Высокий порог как раз «принуждал» гостей преклоняться, входя в основную часть дома. Так как вход без преклонения обеспечивал удар головы об косяк. С приходом на Русь христианства поклон домовому и хозяевам дополнился осенением себя крестным знамением и поклоном иконам в красном углу.
Современные стили
Следующий этап развития дизайна – промышленная революция. Она началась, когда английские техники придумали паровой двигатель (вторая половина XVIII века). Родился новый класс богатых людей – промышленники. Им стали доступными произведения искусства. А так как ценность таких предметов им была не очень понятна, предпочтение отдавалось более дешёвым аналогам – репликам живописи, скульптуры. Поменялось и отношение к жизни.
На первое место вышло удобство. Сначала создавалось оно, а потом ему придавался эстетичный внешний вид. Так как нового ничего не было, дизайнеры пробовали смешивать уже имеющиеся стили и создавать нужный продукт. Это время эклектики и национального романтизма.
Эклектика – главный стиль переходного периодаИсточник blog.postel-deluxe.ru
Чуть позже на свет появился очень дорогой арт-деко. В нем было собрано все лучшее, что уже было из разных исторических эпох, поэтому в одном интерьере иногда можно найти мотивы египетской культуры, элементы ампира, рококо.
Визитная карточка направления – большие зеркала в массивной тяжёлой оправе, чёткие линии, наличие изгибов, обилие роскошного декора. В качестве основного лейтмотива выступает принт с изображением животных или растений, абстрактных геометрических фигур. В комнате много изящных статуэток, выполненных из металла или камня.
Арт-деко во всей своей красе на фото аутентичного особняка, принадлежащего Жаку Эмилю РульманнИсточник pinimg.com
Результат игры от противного – стиль модерн (последние десятилетия XIX). Он полная противоположность традиционным классическим канонам. Посудите сами, главный принцип построения интерьера – отсутствие симметрии во всем, отсутствие прямых линий и углов, только плавные линии, волны, круги, эллипсы. Присутствует большая любовь к витражам и к большому количеству тканей. Они используются для пошива штор, накидок на мебель, наволочек для подушек, скатертей. Сегодня модерн выбирает тот, кто ведёт активный образ жизни, тот, кому нравятся плавные обтекаемые формы и мебель с закруглёнными углами.
Технический прогресс сильно изменил стиль жизни современного человека. Появилось большое количество вещей, в создании которых участвовали инженеры, архитекторы, художники. Промышленность штамповала их в большом количестве, заметно снижалась их стоимость, но полностью утрачивалась эксклюзивность. Поэтому возникла потребность в создании интерьерных стилей, в которые подобные вещи хорошо вписывались.
Деконструктивизм – совершенно новый взгляд на украшение интерьераИсточник architecturaldigest.com
Стили XX века – конструктивизм, деконструктивизм, поп-арт, гламур, хай-тек, минимализм. Их основателями считали художников, архитекторов и инженеров, которые провозглашали полный отказ от существующих норм и канонов в пользу поиска чего-то нового и необычного. Большую роль в становлении современных стилей сыграла немецкая школа Бауха́ус.
Видео описание
В этом видео рассказывается об истории, основных понятиях и видах дизайна:
Говоря об истории дизайна, нельзя упомянуть ещё одну группу стилей, не относящихся к какому-то одному историческому промежутку. Это направления, отражающие национальный колорит разных народов. Кода мир стал доступным для путешествий, многие смогли увидеть, насколько самобытной является культура Индии, Японии, Китая, Африки, России. Тот, кто влюбляется сегодня в какую-нибудь одну страну, у себя дома пытается воссоздавать её атмосферу. И это тоже происходит с использованием основных принципов этнического дизайна.
Видео описание
Наглядно о принципах создания этнических интерьеров смотрите в этом видео:
Коротко о главном
Начиная с доисторических эпох, человек стремился украсить своё жилье. Для этого он всегда использовал то, что может произвести своими руками или при помощи механических приспособлений.
Смена стилей имеет хронологический порядок. Их история начинается с Древнего Мира (египетский стиль, стиль Древнего Рима, Византии и Греции). Затем наступает эпоха Средневековья, приходят романское и готическое направление.
Внешнее и внутреннее убранство русской избы
В русской избе была всего одна комната, которую хозяева делили на несколько частей. Обязательной частью избы был печной угол, который отделялся занавеской. Также отделялись зоны отдыха для мужчин и женщин. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света и самым главным среди них был восточный (красный), где семья организовывала иконостас
Именно на иконы гости должны были обратить внимание сразу же после входа в избу
Крыльцо
Архитектуре крыльца владельцы избы всегда уделяли больше внимания. Она была тщательно продумана, а художественный вкус, многовековые традиции и изобретательность были главными составляющими в строительстве. Именно крыльцо соединяло избу с улицей и открывалось всем гостям и прохожим. По традиции вечерами на крыльце собиралась вся семья и соседи, где они пели песни и танцевали.
Сени
Сени — это помещение, которое строилось для того, чтобы отделить жилую зону от улицы и сохранить тепло в доме. Для разделения сеней и отапливаемой зоны строился высокий порог, который предотвращал проникновение холодного воздуха в дом. Также сени использовались для хранения необходимых вещей и продуктов питания.
Русская печь
Вокруг печи вращался весь быт русской избы. Печь использовали не только для приготовления еды и обогрева, но еще на ней спали и в ней мылись. В стенах печи устанавливали ниши для различной утвари. В традиционной русской избе печь была главным элементом дома, ее размещали в основной зоне, справа или слева от входа.
С древних времен с печью было связано много поверий. Люди верили в то, что на печке обитает домовой. Также с дома никогда не выносили мусор, как правило, его сжигали в печи, считая, что так вся энергия остается в доме и это способствует увеличению достатка в семье.
Печной угол
Печной угол или как его еще называют «бабий кут» — это важное пространство в женской судьбе, которое выполняло целый ряд функций. Он был отделен занавеской, иногда деревянной перегородкой
Угол служил для хранения всей кухонной утвари. В печном углу хозяйки стирали и сушили вещи, готовили еду, лечили детей и гадали. Девушки ждали жениха в день свадьбы. Здесь женщины рожали детей и кормили их, скрываясь за занавеской от посторонних глаз.
В те времена почти каждая женщина занималась рукоделием, поэтому самым удобным местом для уединения был именно печной угол. Сюда категорически нельзя было заходить мужчинам, даже из своей семьи, а уж тем более, большим оскорблением для всех владельцев дома считался приход за занавеску в печной угол чужого мужчины.
Мужской угол (коник)
Мужской угол всегда находился справа от входа. В этом месте стояла широкая скамья, которая с обеих сторон ограждалась деревянными досками. Доски вырезались в форме конской головы, поэтому мужской угол и получил свое второе название — коник. Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты и другие предметы, которые необходимы для строительства и других мужских работ.
В конике мужчины ремонтировали обувь и кухонную утварь, а также плели корзины из лозы. На скамью в мужском углу могли присаживаться все гости, которые ненадолго приходили к хозяевам. А самое главное — здесь мужчина спал и отдыхал.
Красный угол
Красный угол считается священным, самым светлым и важным местом в русской избе. Угол всегда держали в полной чистоте, здесь обязательно висели иконы и вышитые рушники (полотенца). Самыми главными иконами считались иконы Богородицы и Спасителя. Под иконами и рушниками всегда хранили свежеиспечённый хлеб. В красном углу обязательно ставили большой стол и принимали пищу.
Приехав сегодня в какую-либо русскую деревню, вы заметите, что большое количество домов очень похожи. Именно они и являются конечным результатом развития традиционной русской избы, но несмотря на их схожесть, каждый дом всё равно остается уникальным из-за своего индивидуального оформления.
Ар-деко
Ар-деко возник во Франции в 20-е годы XX века. Этот стиль можно читать как книгу: многообразие светильников расскажет, как распространялось электричество, этнический орнамент напомнит, что прошлый век — время путешествий, декор из металла расскажет о периоде индустриализации, а абстрактные и геометрические формы — о новых веяниях в искусстве.
Характерные черты:
- Ар-деко — эталон гламура и шика, поэтому в этом стиле часто встречается глянец, полировка и лак.
- Большое разнообразие форм, всевозможные зигзаги и полосы, солнечные лучи, ступени, трапеции, рамки и контуры — всё это может гармонично сочетаться в одном интерьере.
- Цветовая палитра состоит из оттенков серого, чёрного, коричневого и бордового. Яркие цвета — зелёный, красный, золотистый — допустимы, но только в глубоких тонах.
- Для меблировки интерьера в стиле ар-деко часто используют буфеты и тумбы — лаконичные и чёткие, но не резные.
- Свет представлен множеством разнообразных светильников. Приумножают его зеркала разной формы. Собственно, зеркало в виде солнца — символ этого стиля.
- Декорировать пространство можно вазами, постерами, статуэтками и картинами. Экзотические растения и пальмы дополнят атмосферу духом авантюризма.
Тематика картин
Первое помещение, куда попадают гости — это прихожая, или холл. Это помещение задает тон всем остальным, поэтому не стоит выбирать картины броских тонов и резких линий. Для прихожей оптимальны небольшие картины в стиле минимализма.
Картины в гостиной должны создавать спокойную и домашнюю атмосферу. Это может быть пейзаж, натюрморт или портрет
Достаточно нескольких полотен, которые вписывались бы в интерьер и привлекали внимание. Здесь можно размещать симметричные и асимметричные композиции
На Востоке считается, что изображенные в столовой плоды с яствами способствуют изобилию. Поэтому для столовой и кухни удачным будет натюрморт или цветочные букеты. Картина не должна быть большой и желательно выполнена в сочные и ярких цветах.
Для создания легкой романтической обстановки в спальне прекрасно подойдут портреты и картины с изображениями неба, облаков, птиц, животных, природной дали. Главное — избегайте резких линий и темных тонов в картинах
В детской комнате картины должны быть добрыми, красочными и познавательными. Идеальным вариантом являются иллюстрации к любимым сказкам, мультикам. Желательно, чтобы обои при этом оставались нейтральными и однотонными, и не нужно перегружать стены большим количеством картин.
Исторические стили
Давно замечено, что история интерьера и формирование стилей в точности повторяет историю человеческой культуры. Её развитие приводило к усложнению традиций и обычаев. На все это обязательно накладывался религиозный отпечаток. Поэтому со временем жилье становилось не просто центром домашнего тепла и уюта, его старались украшать, приближать к эталону эстетических потребностей владельцев.
Трудно сказать, когда официально начитается история возникновения дизайна. Можно и первобытных людей назвать декораторами. Наскальные рисунки, оставшиеся от них, говорят о наличии сильной тяги к украшательству жилого пространства у пещерных людей. Правители Древнего Египта не жалели средств на создание роскошных дворцов и могил. Но от них мало, что осталось.
Дворцы Древнего Египта украшались с небывалой роскошьюИсточник vipdivani.ru
Самой древней современной цивилизацией по праву считается Китай. Когда европейские нации ещё только формировались, здесь уже были богатые традиции, обычаи и своя письменность. Страна жила очень изолированно ото всего остального мира на протяжении десятки веков. Это объясняет, почему её культура смогла остаться самобытной. Она не влияла на формирование западного мира. Поэтому следов китайской цивилизации в нем очень мало.
Впервые вопрос о функциональности предметов и их эстетической составляющей был поднят в период античности. Памятники архитектуры этого времени наглядно демонстрируют наличие чёткого стиля, приверженность которому прослеживалась во всем: в строительстве храмов, общественных зданий, домов богатых людей и простых рядовых граждан. Все эти здания возводились по принципу строгой симметрии. Выдерживались правильные геометрические пропорции, строго соблюдалось соотношение малого и большого. Они оба составляли единое целое: большое было его частью, а малое частью большого.
Древний Рим интерьерИсточник yandex.net
Поэтому внутри любого строения пространство разделялось следующим образом: в центре одно большое помещение, вся остальная площадь делилась на равные квадраты меньшего размера. Они обязательно были одинаковыми. Подобное построение долгие века оставалось эталоном архитектурного искусства.
Античные философы постоянно полемизировали, они искали равновесие между украшательством и практичностью. Эти споры и дали толчок официальному рождению дизайна интерьера. Больше всего подобная проблема интересовала Сократа. В воспоминаниях его учеников Платона и Ксенофонта есть упоминания латинского слова «design». В то время оно использовалось для обозначения рисунка, замысла, чертежа, проекта будущего строения. Это значит, что именно античный философ является теоретиком отрасли, которая отвечает за эстетическую составляющую потребительской части жизни человечества.
Реконструкция древнеримской виллыИсточник b2.3ddd.ru
К стилям Древнего мира, кроме стиля Древнего Египта, Римма и Византии можно отнести стиль Древней Греции. Он базируется на античности, но в нем присутствует ярко выраженный национальный колорит.
Лавки в избе
В русской избе стояли подвижные и неподвижные лавки, а уже с 19 века начали появляться стулья. Вдоль стен дома владельцы устанавливали неподвижные лавки, которые крепились с помощью поставок или ножек с резными элементами. Подстава могла быть плоской или сужаться к середине, в её декоре часто присутствовали резные узоры и традиционные орнаменты.
Также в каждом доме были передвижные лавки. Такие скамьи имели по четыре ножки или устанавливались на глухие доски. Спинки часто делали так, чтобы их можно было перекинуть на противоположный край лавки, а для украшения использовали резной декор. Скамью всегда делали более длинной чем стол, а также часто покрывали плотной тканью.
Английский стиль
Это дизайнерское направление отличается солидностью, благородством и утончённым аристократизмом.
Характерные черты:
- Добротная мягкая мебель с каретной стяжкой. Яркий пример — диван Честерфилд, визитная карточка английского стиля.
- Стены украшают деревянными панелями и молдингами.
- Частые атрибуты этого направления — камин и библиотека.
- Потолок либо светлый, украшенный элементами лепнины, либо деревянный с перекрёстными балками. Обязательная черта — массивная люстра в классическом стиле.
- В качестве напольного покрытия используют паркет. Поверх него обычно кладут светлый ковёр восточного происхождения.
- Цветовая гамма этого стиля отличается тёмно-коричневыми оттенками с примесью терракоты или охры. Выгодно подчеркнуть статусность интерьера помогут глубокие зелёные или бордовые тона.
- В английском стиле приемлем лёгкий полумрак. Источниками света служат настольные светильники и торшеры с тканевым абажуром.
- В декоре можно использовать портреты, фотографии, картины, старинные книги, подсвечники и канделябры.
Отделка: способы и материалы
Для отделки помещений используют только дорогие, натуральные материалы: камень, дерево, текстиль. Для стилизации комнаты простой штукатуркой ограничиться не получится. Сказочные интерьеры потребуют крупных вложений. Конечно, можно использовать искусственные аналоги, но тогда обстановка в большей степени будет походить на осовремененную классическую. Венценосные особы не терпели имитаций и подделок. Также стоит учесть, что в интерьерах присутствует множество живописных и скульптурных элементов. Если статуэтки можно приобрести в обычных магазинах, то для росписи стен или их оформления с помощью барельефов или горельефов придется приглашать профессионального художника или скульптора. Нарисовать простенький орнамент по шаблонам можно и самому, но изысканные сюжеты с изображением множества людей или божественных существ, обывателю осилить будет трудно.
Стены
Для отделки стен рекомендуют прибегнуть к декоративной росписи. Ее рисунок должен стать продолжением потолочной лепнины и мягко очерчивать крупные элементы: картины, зеркала, бра. Также можно использовать дорогие тканевые обои с витиеватым орнаментом на гладкой, шелковой поверхности. Стоит учесть, что такое покрытие считается великолепным «пылесборником», поэтому пылесосить его придется регулярно. Однако обои подойдут только для малых комнат (детская, спальня, рабочий кабинет). В столовой, гостиной или просторном холле стены украшают расписными или деревянными вставками, которые чередуются с пилястрами или колоннами, отделывают фактурной венецианской штукатуркой и декорируют зеркальными панно, состоящими из ромбовидных фрагментов.
Пол
В аутентичных интерьерах пол облицовывают камнем. Отшлифованный мрамор или гранит со сложным рисунком прослужит не один десяток лет и выдержит испытание бальными танцами. Однако, в современных дворцовых интерьерах все чаще используют наливной пол. По прочности он не уступает камню, а на поверхность можно нанести любую картинку по желанию заказчика. Иногда полы покрывают дорогим штучным паркетом, фрагменты которого опять же складываются в оригинальный рисунок. Центр изображения совпадает с серединой комнаты.
Потолок
Потолочное пространство обильно украшают лепниной, кессонами, декоративной росписью, розетками, карнизами, молдингами и отдельными фрагментами флористических орнаментов. Для отделки поверхности выбирают белую штукатурку. Именно на светлом фоне многочисленные декоративные элементы будут выделяться. Если в отделке стен используются позолоченные детали, то такое же покрытие украшает поверхность лепных фрагментов потолка. Натяжное полотно используют только в современных вариациях стиля. Для аутентичной обстановки покрытие не годится вовсе. Хотя полотно имеет приятный глянцевый блеск и позволяет воспроизвести любой понравившийся узор. Гипсовую лепнину можно изготовить самостоятельно, если запастись молдами — специальными формами для отливки отдельных фрагментов.
Преимущества картин в интерьере
На сегодняшний день известно более десятка разнообразных способов оригинально украсить комнату. Для этого используется трафаретная роспись, поделки из папье-маше, изготовление сувенирной продукции.
Но именно современные картины для интерьера занимают особое место среди остальных вариантов, благодаря наличию нескольких преимуществ:
- Картины достаточно мобильны, что позволяет владельцам периодически обновлять ассортимент в своей галерее.
- При помощи рамочных картин можно скрыть небольшие строительные дефекты, трещины, пятна на стене.
- Новинка в дизайнерской среде – модульные картины – позволяют составлять настоящие сюжетные композиции на стенах.
- Картины в интерьере комнаты создают приятный дизайн и стильный декор.
- Оптимальное сочетание красок, которые использует художник.
- Владельцам квартир нет необходимости самостоятельно заниматься оформлением интерьера – достаточно лишь правильно выбрать художественный стиль, методику написания (маслом на холсте, пастелью, карандашом).
Современное художественное искусство не стоит на месте, постоянно меняя методики, комбинируя техники рисования. Даже рамы для картин сегодня – это яркий пример декоративного украшения интерьера.
Картины с оптимально подобранными красками положительно влияют на психологический настрой человека, его работоспособность, глубину и продолжительность сна.
История создания русской избы
До 10 века русские избы строили только из дерева. Фундаментом будущего жилья служили бревна деревьев, которые частично углубляли в землю для обеспечения большей надежности и долговечности сооружения. Затем достраивалось основание избы. В основании дверей и окон не было. Вместо дверей были отверстия высотою до 1 метра. В помещении располагался каменный очаг, но поскольку дымоход также отсутствовал, весь дым уходил через входное отверстие. Изначально полы в помещении были земляные, но со временем их стали укладывать деревянными досками. Постепенно избы совершенствовались и в итоге появился тот вид русской избы, который знаком многим: с окнами, дверью и русской печкой.
Анри Матисс
Матисс работал в разных художественных направлениях: от импрессионизма до коллажа. Однако известность он приобрёл за изобретение собственного течения в живописи — фовизма.
«Танец», 1910 год. Изображение: Анри Матисс / Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург / Wikimedia Commons
При жизни Матисс был востребован не только как живописец, но и как график — он создал множество книжных иллюстраций, обложек и постеров. Одна из самых известных его работ — оформление подарочного издания «Одиссеи». Оригиналы книг до сих пор встречаются в продаже на Ebay и других маркетплейсах.
Обложка «Одиссеи» Гомера, 1935 год. Изображение: Анри Матисс / The Limited Editions Club, New York / Национальная галерея Австралии, Канберра
Иллюстрация к «Одиссее» Гомера, Анри Матисс, 1935 год. Изображение: Анри Матисс / The Limited Editions Club, New York / Национальная галерея Австралии, Канберра
Также Матисс занимался рекламными постерами и обложками журналов. Его отличительной чертой был узнаваемый леттеринг.
Объединяющие элементы разных изображений
Если планируется размещение на стене группы изображений, то либо их стиль, либо оформление выступает в качестве связующего звена.
Для черно-белых постеров или фотографий характерно использование монохромных цветов. Черные рамки могут объединить разное цветовое наполнение сюжета, но стоит учитывать, что черный цвет подчеркивает и усиливает контрастность красок.
Белые рамки всех фотографий или постеров хорошо выделяются на контрастном окрасе стены и смягчают яркость сюжета. Стоит быть осторожными, чтобы бледное изображение в светлой раме не слилось с белой стеной помещения.
Деревянные рамки с натуральным цветом и фактурой, разных оттенков, форм и размеров прекрасно подходят для создания единых композиций. Природные материалы очень ценны для сканди интерьера, поэтому они являются беспроигрышным вариантом.
Цветные мотивирующей надписи на белом фоне можно обрамить цветными рамками. Это придаст яркости и цветовых акцентов в интерьере. Разноцветные рамы подходят под не слишком насыщенные композиции с точки зрения детализации и цвета.
Заключение
Дворцовый стиль предшествовал классическому направлению. Оно переняло многие черты королевских интерьеров, но в более легких формах. Дворцовый стиль просуществовал несколько столетий. Даже спустя время он продолжает жить в памятниках архитектуры и дизайна. Посмотреть на сохранившиеся образцы русской дворцовой роскоши и богатства можно в Санкт-Петербурге в Мраморном, Зимнем, Таврическом, Мариинском или Летнем дворце Петра I. Самым ярким образчиком стиля на его исторической родине можно считать Версаль. Одна из основных резиденций французских королей, по красоте внутреннего убранства она может поспорить только с Лувром и Тюильри. К сожалению, последний дворец был разрушен французскими коммунарами. Долгое время пепелище с остовом здания было «бельмом» в центре Парижа, пока парламент не решил снести руины.