Крымский период
Под влиянием калмыков, которые двигались с востока, в XVII веке ногайцы перекочевали на границу Крымского ханства. В 1728 году они поселились в северном Причерноморье, признав над собой юрисдикцию Османской империи.
Большое влияние они оказывали и на события, происходившие в то время на территории нашей страны. Отечественные военные и историки узнали название ногайцев в 1783 году, когда они подняли крупное восстание на Кубани. Это стало ответом на присоединение Крыма к Российской империи и насильственному переселению ногайцев на Урал по решению царских властей.
Ногайцы попытались взять Ейск, но русские пушки оказались для них серьезной преградой. 1 октября объединенные части Кубанского корпуса под командованием Суворова переправились через реку Кубань, напав на лагерь повстанцев. В решающем сражении русская армия одержала убедительную победу. По оценкам отечественных архивных источников, в результате погибли от 5 до 10 тысяч ногайских воинов. Современные общественные ногайские организации утверждают о десятках тысяч погибших, среди которых было много женщин и детей. Некоторые из них заявляют, что это был акт геноцида.
В результате этого восстания национальность ногайцев понесла значительные потери. Это сказалось на всем этносе, а их политическая самостоятельность после этого была окончательно утрачена.
По оценкам современных исследователей, до середины XIX века на территорию Османской империи перешли около 700 тысяч ногайцев.
Традиции
Раньше у народа существовала кровная месть, которая исчезла до революции. Родовая помощь заменилась на соседскую в 19 веке. До сих пор распространен обычай гостеприимства, ногайцы очень радушно встречают гостей, угощают самыми лучшими блюдами, спать укладывают на лучшем месте. Считается что, если в доме нет комнаты для гостей, это плохой дом. Первое, чем угощают гостя, это ногайский чай.
Важное место занимает рождение ребенка. Первые 40 дней после рождения младенца очень значимы, в этот период происходит этап его «очеловечивания»
До 40-го дня ребенку дают имя, укладывают впервые в колыбель, сбривают волосы, снимают старую одежду, одевают в специальную рубашку (ийт коьйлек). Младенец, которому больше 40 дней называется «кыркынан шыккан бала».
Обряды, проводимые во время родов, открывают цикл жизни человека. К ним относятся:
- обрезание пуповины;
- захоронение последа;
- обмывание новорожденного;
- кормление;
- наречение именем;
- перерезание пут при вставании ребенка на ноги.
Тело младенца считается сырым, чтобы оно поскорее затвердело, 40 дней ребенка купают в подсоленной воде. Обряд сбривания волос должен проводить дедушка ребенка со стороны матери «нагаш атасы». Он не приходит сам, ему привозят новорожденного домой. Родители дарят мужчине рубашку, он преподносит ребенку в виде дара бычка или барана. Первые волосы называются карын шаш, что переводится как «утробные волосы». Ногайцы верят, если их не сбрить, ребенок будет постоянно болеть, у него будет дурной глаз, его проклятия будут сбываться. Сбритые волосы мальчика заворачивают в платочек или кусок ткани, привязывают к хвосту лошади. Это сделает ребенка сильным, быстрым, выносливым как лошадь. Волосы девочки хранят дома в сундуке, чтобы она была хранительницей домашнего очага, трудолюбивой, хозяйственной. В народе про мальчиков, которые не оправдывают ожидания, говорят: «Его утробные волосы дома оставили наверно».
Первая рубашка ребенка называется «собачья», шьется из подола нательной рубахи свекра матери новорожденного или почтенного старца, чтобы младенец принял их мудрость, был долгожителем. Во время проведения обряда снятия старой рубашки пекут три хлеба, с отверстиями посередине. Один дают собаке, остальные детям. Первую рубашку снимают и продевают через отверстие в хлебе, который привязывается собаке на шею. Дети гоняют ее, чтобы она унесла все плохое в младенце. Детей после обряда угощают сладостями, чаем. У ногайцев считается неприличным ругать, ласкать, кормить детей на людях, особенно при старших родственниках.
Ежегодно перед Пасхой, в пятницу, дети идут на высокий холм Майтобе, на праздник Тепреш. В это день красят яйца, скатывают их с горки. Яйца у народа ассоциируются с новой жизнью, источником мироздания, широко применяются по сей день как символ плодородия.
Свадьба — важное событие у народа. Жену для парня выбирал семейный совет во главе с отцом
Мнение у жениха никто не спрашивал, все вопросы решали старшие братья, мужчины по отцовской линии. Избранницу выбирали очень тщательно, оценивали материальный статус, внешность, воспитание, хозяйственность.
Когда невеста выбрана, проводится сватовство. В дом приезжают мужчины во главе с почтенным старцем, знающим все традиции, обряды. Даже если жених семье и девушке на нравился, принимали его всегда с почестями. Сразу ответ давать не принято, сваты должны прийти еще один-два раза. В это время семья невесты узнает о женихе, оценивает его. Если родители согласны, они дают ответ, назначают день свадьбы, размер калыма. Примечательно, что дату свадьбы назначают с помощью астрологов. Калым у ногайцев большой, помимо него жених должен еще заплатить сверху деньгами. По причине отсутствия больших средств, иногда невесту воруют, чтобы ее родня снизила размер калыма.
Невеста вместе с матерью готовят приданое, шьют одежду для членов своей будущей семьи. Времени и сил на это уходит немало. После помолвки проводят малую свадьбу, во время которой жених передает калым, невеста дарит подарки родне мужа. Гостей угощают, невеста прощается со своим девичьим нарядом — красным платком. Ей уже приготовлен свадебный наряд, белый платок, который она носит после замужества. Перед свадьбой невеста приходила в дом будущих родственников, что означало приглашение на торжество.
Свадьба проводится осенью или весной. На торжестве не только пьют и едят, устраивают скачки, различные состязания, танцы. Молодожены танцуют свой первый танец — лезгинку. Гости во время танца дарят молодым подарки, деньги. Это считается первым капиталом их новой семьи, заработанным совместно.
Социальные традиции
Кавказцы ― открытые, очень эмоциональные и темпераментные люди. В разговоре они часто повышают голос, но не из-за агрессии, а из-за желания выделить интонацией фразу или слово. Общепринятые дистанции общения (на расстояние вытянутой руки) здесь не соблюдаются: после пятиминутного знакомства собеседник может приблизиться вплотную, приобнять, похлопать по плечу.
Одной из самых известных культурных традиций народов Кавказа считается гостеприимство. Любого путника здешние жители принимают как дорогого гостя, а если ему нужна защита, он может попросить ее у любой семьи, и ему не откажут. Гостям стараются предоставить лучшее помещение в доме и лучшую еду. Единственным случаем, когда путнику могут отказать в ночлеге ― если в доме в этот момент отсутствует мужчина.
Самый старший в семье мужчина считается ее главой и пользуется наивысшим авторитетом. Он принимает все важные для семейства решения и несет моральную ответственность за поступки каждого из его членов, а они, в свою очередь, обязаны подчиняться главе рода беспрекословно. В этой национальной традиции Кавказа соединились многовековой патриархальный уклад жизни, и глубокое уважение к старшим по возрасту. Известный феномен кавказского долголетия, вполне возможно, объясняется тем, что в этом регионе возраст и мудрость считаются достойными почтения, а это, безусловно, продлевает жизнь.
Отношение к женщинам на Кавказе по-джентльменски уважительное: на ней держится дом, она ответственна за воспитание детей и привитие им культурных и духовных ценностей. Тем не менее, женщины здесь ведут себя более сдержанно, чем мужчины. Видимо, сказывается обычай быть «кроткой женой-хозяйкой», которая в прежние времена не должна была даже садиться за один стол с мужчинами, а при их входе в дом почтительно вставать.
Семейные традиции
Главная ценность кавказских народов ― семья. Типичный в прошлом ее вариант ― раннее материнство и многодетность ― сегодня наблюдается намного реже, как и жесткий патриархат. Однако основные традиции и обычаи, касающиеся брака, рождения детей и проводов в последний путь сохранились.
Свадебные обряды Кавказа интересны и очень многочисленны. Количество гостей, приглашенных на свадьбу, может достигать нескольких сотен человек, а в небольшой деревне может включать все взрослое население: отказ от приглашения на свадьбу на Кавказе расценивается как оскорбление. Главный на свадьбе ― «кавор» (крестный отец). Он руководит процессом бракосочетания в церкви и ЗАГСе, а также свадебным застольем, которое обычно продолжается два дня.
Свадьба на Кавказе начинается со сватовства, далее устраивается помолвка и назначается день бракосочетания. В день свадьбы жених и его друзья на нескольких авто приезжают в дом невесты. Впереди едет гонец, под громкую музыку оповещающий всех о свадьбе. В это время невесту в закрытой комнате одевают в свадебный наряд, и следят, чтобы представители жениха не украли туфлю невесты, иначе «похитителю» придется выплатить вознаграждение. А кавору придется раскошелиться в любом случае: чтобы вывести невесту из отчего дома, ему нужно заплатить выкуп.
В некоторых кавказских странах есть аутентичные свадебные ритуалы. В Грузии, перед тем как войти в дом невесты, жених выпускает в воздух голубя, а невесте при выходе из дома на голову высыпают рис и изюм, как пожелание новой семье достатка и благополучия. В Азербайджане жениха и невесту при выходе из дома обводят вокруг костра, который символизирует домашний очаг, впереди несут зеркало и зажженные свечи.
Следующий, самый важный этап свадьбы ― венчание. Это обряд, во время которого церковь призывает Господа благословить новую семью. После венчания гости едут в дом жениха, где по кавказской традиции новобрачных встречает свекровь с лавашом и медом (во многих странах Европы это хлеб и соль), затем всех гостей приглашают за стол. На свадебном банкете, который сопровождается живой музыкой и часто продолжается до утра, обязательно должен быть тамада ― человек, который предлагает тосты и ведет программу.
В старину на Кавказе одним из основных достоинств невесты была ее непорочность. Как свидетельство чистоты и невинности невесты, после брачной ночи в дом приносили красное яблоко. Если же девушка до свадьбы не сохранила девственность, она становилась изгоем, а замужество могло быть объявлено недействительным. Сегодня такой обычай утратил актуальность.
На Кавказе всегда с нетерпением ждут появления в молодой семье ребенка, считая логическим продолжением бракосочетания получение потомства. По церковным канонам, мать и ее новорожденное дитя первые 40 дней не имеют право посещать храм. Затем родители приносят ребенка в церковь, чтобы получить Божье благословение.
Дома проводят обряд «Деревянная колыбель» ― посвящение ребенка в члены семьи. Мать мужа или несколько самых старших в роду женщин пеленают малыша и укладывают его в богато украшенную колыбель (бешик). Церемония завершается смотринами, затем вся семья и приглашенные гости садятся за праздничный стол.
Следующий, связанный с детьми кавказский обряд, называется «атаматик». Его проводят, когда у ребенка прорезывается первый зуб. Голову малыша с пожеланиями счастливой жизни посыпают сладостями. В старину для этого использовали кчехаш, сладкую кашу из злаков, сейчас кчехаш заменили конфеты.
Некоторые традиции и обычаи народов северного Кавказа касаются только мальчиков. Так, младший сын обязан оставаться в доме родителей даже после того, как завел свою семью. Он ухаживает за родителями в старости, ему обычно по наследству достается отцовский дом. Еще один традиционный ритуал (он соблюдается в основном в Чечне) касается достижения мальчиками совершеннолетия. В этот день будущему джигиту дарят особый головной убор ― папаху, который считается главным атрибутом одежды мужчины, символом его чести и достоинства. Когда юноша надевает папаху, он считается взрослым и способным отвечать за свои поступки.
Особенности формирования кубанского казачества
Начиная с XVIII века в царской России стала проводиться политика, направленная на усиление охраны приграничных территорий. Для создания безопасной зоны, в определённые регионы заселялись представители казачества. Зачастую им создавались привлекательные условия для ведения хозяйственной деятельности.
Защищая свои новые угодья, казаки параллельно охраняли и границы «государства российского».
Основные исторические факты, затрагивающие формирование Кубанского казачьего войска, относятся к трём временным периодам:
- 1696 год – образовано самое старейшее звено, входящее в Кавказское линейное казачье войско – Хопёрский полк;
- 1792 год – переселение на Кубань Черноморских казаков;
- 1860 год – император Александр II издал Указ, согласно которому была обозначена Кубанская область. Территориально она располагалась на правом берегу реки Кубань. Черноморское казачье войско получило название Кубанское казачье войско.
Кубанское казачество полиморфно. Исторические перипетии способствовали вхождению в его состав представителей разных казачьих групп.
Территориальное расположение мест поселения Кубанского казачества способствовало формированию стиля одежды воинов.
Язык
Ногайский язык относится к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи.
В силу широкого географического расселения народа в ногайском языке исторически выделились 4 диалекта: караногайский (Дагестан, Чеченская Республика), собственно ногайский или кумский (Ставропольский край), акногайский или кубанский (Карачаево-Черкесия), карагашский (Астраханская область).
По происхождению и классификации ногайским (кыпчакско-ногайским) является степной (северный, ногайский) диалект крымскотатарского языка. Некоторые специалисты считают также диалектами ногайского языка говоры юртовских и алабугатских татар, в то время как другие специалисты считают их диалектами татарского языка, подвергшимися влиянию ногайского языка.
Вместе с каракалпакским и казахским языками, а также степным диалектом крымскотатарского языка и кыпчакскими диалектами узбекского языка составляет кыпчакско-ногайскую подгруппу кыпчакской группы тюркских языков. Все кыпчакско-ногайские языки и диалекты (другие обозначения — ногайские, арало-каспийские, канглы, южно-кыпчакские, восточно-кыпчакские, дештийско-сибирские) достаточно близки между собой, чтобы считаться наречиями одного языка.
Литературный язык создан на основе караногайского диалекта и ногайского говора.
Обычай шестой
У одного из самых высокогорных народов Кавказа балкарцев есть замечательная традиция. Во время праздничного застолья, на столе помимо прочих угощений обязательно должна стоять буза – традиционный балкарский напиток.
Готовится он из слегка забродившего проса и имеет кисломолочный вкус. Этот очень вкусный, слабоалкогольный напиток, еще называют «жидким хлебом». Называют так бузу из-за содержащихся в ней питательных веществ, способных утолить голод. Этот напиток балкарцы считают одним из секретов долголетия.
Кстати сказать, слово «бузить» происходит именно отсюда. Бузит тот, кто выпил слишком много бузы.
Современные модели
Вернемся в настоящее. Стоит отметить, что в отличие от многих других народностей, чеченцы чтут традиции и активно соблюдают их по сей день. Молодежь зачастую наряжается в национальный костюм только на праздники, в остальное время предпочитают современную моду. Но мужчины не отказываются носить папахи даже с деловым костюмом.
И сейчас пожилые чеченцы носят черкеску и бешмет. Женщины не отказываются от длинных платьев, покрывают голову.
Чеченские дизайнеры, желая соединить прошлое и настоящее в культуре, создают одежду, ориентируясь на особенности национальных костюмов. Например, модные коллекции включают кавказские рубашки с воротником типа “стойка” на одной пуговице.
Аксессуары и украшения также в тренде. Это подвески, обувь, пояса, головные уборы. Часто свадебные костюмы выступают адаптированными вариантами национальных торжественных нарядов прошлых веков.
Жилище
В Черкесии ногайцы давно живут в домах. Дворы окружают плетневым, каменным забором, обмазанным глиной. Дом (уьй) строят из сырцовых кирпичей. Стены снаружи и внутри белят известью, мелом. Крышу в основном делают из черепицы. В жилище есть комната для гостей, помещение для приготовления пищи, где вся семья проводит основную часть времени. Все дома стоят к улице боком, у многих окна выходят только во двор. Вместо старинных очагов многие установили плиты. Раньше спали на глинобитных лежанках, покрытых кошмами. Встречаются они и сейчас у караногайцев. Сегодня убранство в домах современное. В аулах есть электричество, радио.
Кочевые ногайцы жили в кибитках. В центре жилища был очаг, вокруг него стелили кошмы для сидения. В глубине кибитки располагалось спальное место (тер). Справа от входа складывали вещи, домашнюю утварь, слева устанавливали изгородь, куда помещали молодняк. Сбрую и одежду развешивали на стены. У богатых ногайцев была кровать, на которой укладывали гостей. Кибиточное селение называлось «куп» и состояло из нескольких групп кибиток. В одном селении было 40-60 таких жилищ. Расставляли их по окружности, внутри круга между ними размещали скот. Раз в месяц народ менял свое место жительство, перевозя с собой жилища со всем имуществом.
Еще один тип жилища кочевых ногайцев, юрта, была двух типов: разборная (терме) и неразборная (отав). Остов жилища делали из деревянных складных решеток, скрепляли наверху купольными жердями из дерева, в центре они сходились в ободок. Сверху на него крепилось навершие решетчатого типа, которое служило окном и дымоходом. Дверь состояла из створок, открывавшихся наружу. Зимой ее утепляли кусками войлока. Каркас юрты снаружи обтягивали войлоком, внутри в зимний период утепляли циновкой, зажиточные использовали ковры. При плохой погоде дымоход закрывали куском войлока (серпик). На пол стелили войлок, ковры. Очаг располагался в центре жилища, на нем готовили пищу, обогревали юрту в холода. На очаге стоял треножник из железа — важный атрибут жизни кочевников. Богатые ногайцы покрывали юрту белым войлоком в несколько слоев, украшали красными лентами, тесьмой.
Стояли юрты ногайцев рядами, каждый ряд — выходцы из одной семьи. В самом центре стояла юрта старшего из родственников, он был главой всего квартала. Внутри жилища место женщины с восточной стороны, там же располагалась провизия, посуда, вещи. На северной стороне было почетное место, обложенное подушками. Здесь спал и сидел глава семьи. У ногайцев существовало многоженство, старшей всегда прислуживали остальные жены. Справа от мужа сидят мужчины, слева — все жены по старшинству.
Слайды и текст этой презентации
Ногайская национальная одежда
Национальная одежда – богатое историческое и этнокультурное наследие ногайского народа. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она даёт представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях,
культурных связях, географии расселения народа.
Национальный костюм ногайцев складывался в течение многих веков. Он характеризовался чертами типичными как для кочевого, так и для оседлого образа жизни народа.
Одежду у ногайцев шили вручную женщины. Богатые женщины украшали одежду дорогими вышивками, носили золотые, серебряные украшения. Бедняки носили одежду из грубого сукна и дешевых тканей.
Мужчины одевали нательную рубаху, которая доходила до колен и заправлялась шаровары. Шли ее ситца или бязи. Штаны заправлялись в сапоги. Они были широкие, удобные для езды на лошади. Поясом служил шнурок. Он был узким с металлической пряжкой и ременными подвесками с гравированными чернью или золотом металлическими пластинами. На поясе висел нож или кинжал в сафяновых ножнах. На рубаху ногайцы надевали куртку-безрукавку. Существовал и кафтан без подкладки. Богатые ногайцы носили бешмет. Принадлежность легкого верхнего до колен. В 19 веке с ростом товарно-денежных отношений появились рубахи-косоворотки, пиджаки, брюки. Верхнюю мужскую одежду дополняла длинная бурка из тонкого войлока с широкими плехами. Зимой поверх легкой одежды надевали шубу из разных шкур. Разнообразными были и головные уборы. Общей для всех возрастных групп являлась зимняя шапка. «У причерноморских ногайцев было 3 головных убора: для сна, обрядная шапка и шапка-ушанка. Носили также баранью шапку с верхом». В дождливую и снежную ногайцы надевали башлык. Его шили в виде капюшона с острым верхом и двумя длинными «крыльями». Разнообразной была и мужская обувь. Самой распространенной были «ыдырык». Они шились из кожи крупного рогатого скота. Носили также баъпишь с чулками (мыес). В ходу были также красные или черные сапоги с загнутыми носом. Из войлока изготовляли «уюкъ» и «шорап». Мужскую одежду дополняло оружие (савыт) и воинские доспехи.
Женский костюм по покрою аналогичен мужскому. Штаны по своему покрою были близки мужским. Они доходили до щиколоток, где суживались. Поверх штанов носили рубаху. На нательную рубаху надевали короткий шелковый кафтан, который плотно облегал фигуру. Зимой носили меховые шубы. Принадлежностью верхней женской одежды был передник. Женщины никогда не ходили с открытой головой. Традиционные женские головные уборы были разнообразны. Иногда женщины надевали чалму. Девичий головной убор подразделялся на уборы «такъыя», «кундыз боърк» и «ока боърк». После свадьбы в знак замужества девушка надевала белый платок (тастар). Во время свадьбы на тастар надевали «келиншек сылауш». Это была накидка в форме косынки с опускающимся концом. Спереди на нее нашивали кораллы (маржан), бисер (ынжы), монеты (акъша). На висках свисали серебряные подвески, кисточки. Основным материалом для изготовления женской обуви служили шерсть и кожа. Из войлока делали узорные чулки (уюкъ). Из сафьяна шили сапоги с прямым или концом. Так же носили на каблуках со звонками (конъыра)
Большое внимание уделялось украшения. Они в большинстве были серебряные
Нагрудные украшения (тостуъйме) состояли из 8-20 парных застежек пришитых параллельно. Так же пользовались поясом «кемар». Украшение являлись обычные бусы, кольца, браслеты (блезик), головные украшения.
Кусак – серебрянный женский пояс
Кускуйрук – нагрудные женские серебряные украшения
Тастар –белый национальный платок (на картинке по середине)
Ямышы –бурка
Происхождение названия
Но что значит слово “ногайцы”? Его неразрывно связывают со знаменитым политическим деятелем Золотой Орды, Ногаем. Именно ему принадлежит заслуга группировки своих соплеменников, благодаря чему выявились некоторые этносы и, в первую очередь, ногайцы, названные в честь “прародителя”.
В XIII веке, когда жил Ногай, основная часть монгольского населения приняла сторону его противника, Токтая. Именно поэтому Ногай сплотил кипчакские, половецкие, узо-печенежские и родственные им племена. Смешение общин стало основой для появления нового народа — ногайцев.
Ногайская княжна
Это подтверждает в своей книге «Ногайцы» историк Р. Х. Керейтов:
По мнению А. Ф. Вельтмана, российского археолога и лингвиста, происхождение названия народа может иметь и другое направление. В своей книге «Маги и Мидийские каганы XIII века» он отмечает, что в переводе с монгольского “ногай” значит “пёс” или “волк”. Потому нельзя исключать, что название племени появилось в очень древние времена и связывалось с мифическим прародителем, принимавшим облик зверя.
Культура
Исторически бесцеремонный народ, ногайцы разделяют культурные элементы с другими кочевыми турецкими народами . Турецкие ногайцы утратили свою культурную специфику, приспособившись к своей стране проживания.
Большинство ногайцев — мусульмане- сунниты .
Язык
Ногайцы являются языком тюркским . Помимо территорий, где сегодня живут ногайцы, он все еще используется в некоторых исторически оккупированных ими районах, таких как Крым, Добруджа, а также в деревнях в Анатолии . Двумя основными диалектами ногайцев являются караногайский диалект, встречающийся в Дагестане и Чечне, и кубанский диалект, встречающийся в Карачаево-Черкесии; есть еще такие диалекты, как астраханский (ру) .
Nogaïes Молодых девушки в традиционных костюмах в начале XX — го века.
Алфавит, используемый между XVIII — го века в 1928 году на основе арабского алфавита, и 1928 по 1938 год на латинице . Кириллица используется с 1938 года.
Традиционное жилье
Традиционное место обитания ногайцев — юрта, которую перевозили в арабе во время отгонного скота; ногайцы жили группами от десяти до двухсот семей, и все их юрты составляли аулы . Другие источники видят в араабе место обитания ногайцев.
Сейчас кавказские ногайцы живут больше в кирпичных домах.
Традиционный костюм
Традиционная одежда ногайцев связана с их кочевым образом жизни: сапоги были очень высокими, а брюки свободными для удобства всадника. Определенные предметы очень присутствуют в повседневном костюме, например, бехмет (ру) ( нательный костюм с высоким воротником) и бахлык (капюшон), шаровары, тулуп (ру) (шуба с открытой шубой).
В наши дни традиционная одежда уже не используется, а ногайцы одеваются в европейском стиле. Пожилые люди иногда носят определенную одежду, напоминающую национальный костюм, например, папаха для мужчин или шаль для женщин.