Культурное наследие как проблема государственного уровня
Термин «культурное наследие» появился относительно недавно. Данный термин активно употребляется в документах российского и международного законодательства. Но его распространение отмечается не только в специализированной сфере, но и в повседневном общении
Этот факт свидетельствует о том, что сегодня общество осознало всю важность проблемы сохранения культурного наследия. Сегодня формируется системный подход к мировой культуре, культурным ценностям и охране окружающей среды
В рамках проблемы культурного наследия поднимаются многочисленные дискуссии, имеющие в своей основе несколько идейно-теоретических направлений. Одно из таких идейно-теоретических течений предполагает «классикасистое» отношение к наследию, что воплощается в постоянном поддержании и освоении культурного опыта прошлых поколений. Любые научные исследования, профессиональные изучения культуры прошлого, обстоятельные описания прошлых достижений достойны признания в научном мире и на международной арене, посредством чего и обретается смысл достигнутого. Всевозможные премии и награды, грамоты и дипломы исследователей культурного наследия служат зримым подтверждением непрекращающегося процесса усвоения прошлого.
Охрана и освоение культурного наследия – это задача входит в число приоритетных задач государственной политики всех культурно развитых стран. На государственном уровне создаются и поддерживаются музеи, библиотеки, архивы, финансируются частные проекты, направленные на сохранение и транслирование культурного наследия. Также государством организовываются всевозможные зоны охраны культурного наследия, культурные мероприятия, народные праздники, выставки и прочее посредством деятельности различных общественных организаций. Самой известной и значительной такой организаций является ЮНЕСКО.
Таким образом, ценности и смыслы прошлого и все то, что оставлено нам прошлыми поколениями, органически включено в новую культуру. И уже в новой культуре путем переосмысления, трансформирования рождается что-то новое, значимое, но сугубо национальное и уникальное
Самое важное и ценное из этого в дальнейшем также обретет бессмертность и будет передаваться от эпохи к эпохе, и, возможно, выйдет за рамки национального достояния, что будет забыто
Географические особенности горы Народная
Высота Уральских гор в среднем составляет 1300—1400 м. Высшая точка хребта находится на границе Югры и Коми. Один из старейших горных хребтов мира проходит в основном по землям России и Казахстана. Россияне могут посетить достопримечательность на территории нескольких регионов: Архангельской, Свердловской, Оренбургской и Челябинской областей, Пермского края, Республики Башкортостан и др.
По мнению ряда исследователей, возраст горных пород достигает 600 млн лет. Повышенной сейсмической активностью регион не отличается. На протяжении более чем 100 лет какое-либо движение земной коры не фиксировалось. Поэтому для туристов Народная и ее окрестности считаются безопасным местом. Отправляясь сюда, путешественники могут не опасаться стать свидетелем извержения вулкана.
Тем не менее, последнее известное землетрясение, случившееся в этих местах в далеком 1914 году, было довольно мощным — его магнитуда составила 7 баллов. Правда такие явления наблюдаются даже в считающемся полностью безопасным Центральном федеральном округе. Так, в 1977 году жители столицы пережили 4-балльное землетрясение, а на верхних этажах основного здания МГУ амплитуда колебаний достигала 7 баллов.
Местный климат отличается суровостью. Зимы здесь продолжительные и довольно холодные, особенно учитывая присущие региону сильные ветра и снегопады. Средняя температура в зимний период составляет -20 °С, однако нередко отметка термометра опускается гораздо ниже. Лето короткое и прохладное. В основном температура составляет +10—15 °С. Поэтому планирующим восхождение на гору даже в летний период нужно приготовить теплую одежду и дождевики.
Озеро Бублик в окрестностях горы Народная
Пришлые народы
Среди пришлых народов можно выделить несколько групп. Это выходцы с Ближнего Востока и Средней Азии, например, пакистанцы, афганцы, персы, турки, узбеки, туркмены, уйгуры, казахи, киргизы, арабы, ассирийцы, курды.
Вторая группа — это люди, приехавшие сюда жить со всей России: манси, ханты, марийцы, мордва и даже мордва-мокша, ненцы, татары, крымские татары, крымчаки, тувинцы, буряты, калмыки, карелы, коми, коми-пермяки, чуваши, шорцы, эвенки и эвенки-ламуты, якуты (их больше всего в Ставрополье – 43 человека, и совсем нет в Ингушетии), секульпы (редкая северная народность), алеуты, камчадалы, юкагиры, коряки (девять человек живут на Ставрополье и один – в Дагестане) и даже кереки. Есть представитель народности кеты с берегов Енисея.
В Ставрополье живет довольно большая диаспора немцев — 5288 человек. Так же немцы живут в Дагестане, Осетии и в Чечне.
Есть на Северном Кавказе и приехавшие из стран СНГ. Больше всего украинцев в Ставропольском крае – 30 373. В республиках самая крупная диаспора находится в Северной Осетии — тут украинцев в 2010 году было чуть больше трех тысяч. В связи с последними событиями их может оказаться больше.
Азербайджанцы расселились по всему региону. Больше всего их в Дагестане — 130 919, в Ставрополье — 17 800, в Осетии — 2857, в Чечне — 696, в Кабардино-Балкарии — 2 063, в Карачаево-Черкесии — 976 человек.
Армяне тоже распространились по Северному Кавказу. В Ставрополье их живет 161 324, в Северной Осетии 16235, в Кабардино-Балкарии 5002 человек и в Дагестане 4997.
Живут на Северном Кавказе молдаване, в общей сложности около полутора тысяч человек.
Также на Северном Кавказе есть и гости из далеких стран. Это сербы и хорваты, словенцы и словаки, румыны, финны, французы, британцы, американцы, испанцы, итальянцы, индийцы, кубинцы, японцы, вьетнамцы, китайцы и даже монголы. Но их, конечно, мало — всего по несколько человек.
« «Вдовья часть»: как Анна Иоанновна облегчила жизнь русских женщин
Отдых на горе Народная
Туристов здесь немного из-за удаленности вершины от населенных пунктов. На Народную невозможно приехать на выходные, чтобы к понедельнику вернуться обратно в мегаполис на работу. В межсезонье, когда идут дожди и земля размякает, добраться до горы становится особенно трудно. Поэтому в этих местах практически не встречаются лыжники и другие любители традиционных видов спорта.
Это место наилучшим образом подходит для ценителей первозданной природы. Восхождение на гору лучше планировать на июль или август с длительностью в неделю, когда царит сравнительно теплая и относительно сухая погода. Остановиться в окрестностях Народной негде. Поскольку путешествие занимает в среднем неделю или полторы, с собой нужно брать палатки, в которых можно отдохнуть после длительных прогулок по горным вершинам.
Городская жизнь
Сейчас количество городских жителей неустанно растет. Большинство людей живет в Улан-Баторе. Здесь же сосредоточены главные культурные центры, университеты, бизнес-представительства, рабочие места.
На первый взгляд это современный мегаполис с высотками, бизнес-центрами, новенькими типовыми офисами, торговыми центрами. Однако в черте города можно запросто встретить целые районы, которые заполнены юртами, где проживают такие же городские жители.
Облик города довольно старый, в планировании дорог и строительстве домов Монголии помогал еще Советский Союз. Но и здесь есть своя изюминка – посреди серых улиц встречаются разноцветные фасады буддийских храмов с позолоченной крышей, придающие городу неповторимый азиатский колорит.
Главный бич столицы – сильная загрязненность воздуха. Такая ситуация складывается из-за того, что в холода жители юрт и частных домов отапливают жилища с помощью угля, дров. Но из-за того, что город заключен в тиски невысоких холмов, воздух застаивается, и весь смог держится над ним серым облаком.
Обстановку еще больше усугубляют производства тяжелой, пищевой, легкой промышленности, а также многочисленные машины, которыми стремятся обзавестись все уважающие себя горожане. И хотя около четверти из них – гибридные «Тойота Приус», выброс в воздух от двухсот тысяч машин колоссальный.
Помимо столицы есть также два довольно крупных города – Дархан и Эрдэнэт. Жизнь в них куда более размеренная, но здесь есть все для комфортной городской жизни.
Встречи в горах
Возможно, что именно таинственные жители гор и подземелий встречаются иногда альпинистам на большой высоте. И хотя многие объясняют подобные видения игрой страдающего от недостатка кислорода разума, всё же прослеживается некая схожесть событий в описанных ситуациях.
Вполне вероятно, что из-за особенностей состава воздуха в горах люди начинают по-другому воспринимать мир, и видеть представителей параллельных измерений. Некоторые же из специалистов придерживаются того мнения, что странные «тени» это призраки погибших в горах альпинистов, которые умерли от холода и голода. Но всё же не исключён тот вариант, что на контакт с людьми выходили представители подземных цивилизаций, хотя бы потомки той же чуди.
Аталычество
Вызывает большой интерес традиция аталычества – ребенка с ранних лет отдавали на воспитание в приемную семью. С рождением детей в семье кандидаты на роль аталыка выстраивались в очередь. И чем богаче оказывалась семья, тем длиннее была очередь. По истечении какого-то времени воспитанник возвращался в родительский дом.
По традиции кабардинцев помимо сыновей на воспитание отдавались и дочери. В доме своей воспитательницы они учились всему тому, что могло понадобиться для успешного ведения хозяйства. Потом они возвращались к родителям. С наступлением времени замужества выкуп за невесту отдавали аталыку. Привязанность к приемным родителям сохранялась на всю жизнь.
Праздник Наурыз
Наурыз – праздник весны. Он пришел в современный мир еще со времен язычества и идолопоклонения. В Казахстане этот праздник отмечают три дня – с 21 марта – день весеннего равноденствия по 23 марта. Считается, что именно в этих числах весна побеждает зиму и вступает в силу, принося с собой тепло и солнце. Начиная с этих дат, перелетные птицы возвращаются в свои гнезда, просыпаются дикие звери после зимней спячки, насекомые вылезают из-под земли. Этот праздник является символом новой жизни и обновления природы. Наурыз в Казахстане еще называют вторым Новым годом.
Традиционно священным в Наурыз считается число «семь». Казахи готовят особый суп – «наурыз-коже» из семи ингредиентов и насыпают его в семь мисок, которыми угощают семь аксакалов – мудрых старцев. Считается, что если наесться этим блюдом досыта, то следующий год принесет с собой достаток и богатство. В этот день ходят в гости в семь домов и встречают у себя семь гостей. Это символизирует дружбу и гостеприимство народа.
Традиции Наурыза в Казахстане соблюдаются и в современности. Традиционно играют в «тогуз кумалак» — интеллектуальная игра на логику для взрослых и детей. «Казакша курез» — национальная борьба — увеселительное представление среди спортсменов. «Алтыбакан» — традиционное катание на больших качелях. Также устраиваются конные скачки и выставки лошадей.
Семейные традиции в Казахстане
Семья – одна из важнейших составляющих жизни. Любовь и уважение в семье – одна из основ мировоззрения. Казахи очень трепетно относятся к семейным узам и своему роду. Есть огромное количество правил, на основе которых строится принцип семейной принадлежности.
Семейные традиции в Казахстане – одни из самых соблюдаемых. У этого народа принято вести родословную до седьмого колена. Это правило называется «жети ата» — «семь отцов». Таким образом, они стараются не забывать своих прародителей, чтить их память и уважать свое наследие. Также это помогает отслеживать кровные связи и не допускать близкородственных браков. «Адат» – это запрет на брак между людьми, которые имели общих родственников до седьмого колена. С практической точки зрения это снижает частоту генетических заболеваний и поддерживает здоровье нации.
Есть четкая градация родственных уз. Считается, что дети, рожденные от сына, более близки, так как, выходя замуж, девушка становится частью семьи мужа и ее дети считаются ближе его семье, чем ее. Ребенок сына его родителям становится внуком, а ребенок дочери – племянником. Так, продолжение рода и передача наследства происходит сугубо по мужской линии.
Уважение к родителям – важная часть семейных взаимоотношений. К старшим членам семьи принято обращаться на «Вы». Особого уважения, по мнению казахов, заслуживает мать и ее семья. Так говориться: «Почитай мать и семью ее за молоко ее, что тебя взрастило».
Народная мудрость
- «В какой народ попадёшь, такую шапку и наденешь». Смысл данной пословицы заключается в том, что необходимо придерживаться традиций и обычаев народа, в котором ты живёшь. Нужно уважать людей среди которых ты находишься.
- «В чужой монастырь со своим уставом не ходи». В данной пословице говорится о том, что нельзя навязывать свои традиции. У каждого народа они свои и их нужно уважать.
- «Во всяком дворе свое поверье». В этой пословице говорится о том, что у каждой семьи есть свои собственные традиции и поверья.
- «Какова сторона, таков и обычай». Наши мудрые предки говорили о том, что у каждого народа свои обычаи, которые делают его особенным.
- «Недолго той земле стоять, где начнут уставы ломать». Смысл данной пословицы заключается в том, что государство держится на своих уставах и традициях. Единство любого народа заканчивается тогда, когда начинает забываться его история и прошлое.
- «У каждого времени свои обычаи». В этой пословице говорится о том, что в каждой эпохе свои традиции и обычаи, которых необходимо придерживаться.
- «Между воронами и сорока по-вороньи каркает».
- «В Тулу со своим самоваром не ездят». Смысл данной пословицы заключается в том, что не нужно заниматься бесполезным трудом и нарушать чьи-либо традиции.
- «Традиция закона старше». Наши предки чтили и хранили свои традиции, поэтому с уважением отзывались о них и помнили, что обычаи даже старше законов.
- «И те же люди, да не те нравы». В этой пословице говорится о том, что у каждого народа свои традиции и свои нравы.
Необычные традиции и обычаи народов Казахстана
Некоторые обычаи и традиции народов Казахстана для жителей других стран кажутся удивительными и даже абсурдными, однако они формировались веками и некоторые из них занимают важное место современном быту казахов. Правило четырех подносов – «табак карту»
Согласно этому правилу на празднике сервируется несколько подносов с мясом, каждый из которых предназначен для гостей согласно их возрасту, статусу и близости родства
Правило четырех подносов – «табак карту». Согласно этому правилу на празднике сервируется несколько подносов с мясом, каждый из которых предназначен для гостей согласно их возрасту, статусу и близости родства.
«Кара шанырак» — эта древняя традиция, которой сейчас не придерживаются. Согласно этой традиции старший сын, рожденный в семье, отдавался на воспитание родителям отца. Считалось, что он переймет у них мудрость и жизненный опыт. Младший же сын оставался с родителями и обязан был жить с ними всю жизнь. Он должен был ухаживать за ними, помогать по хозяйству. Желание ребенка при этом не учитывалось.
«Тыйым» — запреты. В Казахстане существуют запреты, казалось бы, на самые обычные вещи. Например, непринято дарить острые столовые предметы и собаку. Считается, что это приведет к раздору и несчастьям. Запрещается свистеть в доме – не будет достатка в семье. Нельзя переходить дорогу перед старшими людьми. Казахи считают, что это обрезает век пожилого человека. Нельзя после ужина оставлять еду на столе. Считается, что духи и демоны устроят пиршество. Нельзя оставлять открытыми сундуки, шкафы, полки – демоны заберутся в жилище.
На самом деле для многих запретов есть практическое объяснение. Большинство из них направлено на воспитание в человеке чувства уважения к старшим или поддержание дома в чистоте и порядке. Культура и традиции Казахстана – это неисчерпаемый кладезь мудрости, который бережно хранят и оберегают. А жители этого государства – одни из самых патриотичных в мире.
Обычай третий. Карачаево-Черкесия
У Карачаевцев есть своеобразный ритуал представления ребенка родственникам и знакомым. Обрядом Бешикке Салгъан (укладывание в колыбель) малыша официально вводят в семью. Это очень важный день для ребенка, его семьи, друзей и знакомых. На обряд приглашают самых старших женщин рода, они контролируют весь процесс. Родители в ритуале не участвуют, чтобы не обидеть недоверием старших.
Обряд по традиции проходит в доме свекрови. Она в знак уважения предлагает матери невесты перепеленать ребенка, та же в свою очередь тоже в знак уважения отказывается в ее пользу. Ребенка укладывают в колыбель на подушки, шитые золотом и туго пеленают, затем убаюкивают колыбельными песнями.
В это время в доме идут приготовления к празднику. Женщины пекут национальные хычины, а мужчины всецело заняты жертвенным бараном. Тушу разделывают на 24 части, каждой из которых свое предназначение. Самый старший мужчине рода является тамадой на празднестве. Ему предназначается лопатка. Старшим женщинам рода мясо бедра, остальное мясо подают гостям, каждый из которых берет соответствующую своему возрасту часть.
Заканчивается посвящение застольем, национальными танцами и конкурсами.
Эвенки
Самоназвание — эвэнк, эвэн. Главными отраслями хозяйства были охота на копытных, пушного зверя, сезонное рыболовство и транспортное таежное оленеводство, обусловившие полукочевой образ жизни.
Зимнюю одежду шили из шкур оленя, летнюю — из ровдуги или ткани. Мужской и женский костюм включал распашной кафтан с двумя широкими складками сзади, завязками на груди и глубоким вырезом без воротника, нагрудник с завязками сзади, пояс с ножнами, штаны-натазники, ноговицы. Обувь — унты.
Ели мясо диких животных и рыбу. Предпочитали вареное мясо с бульоном, обжаренные на рожнах мясо и рыбу, толченое вяленое мясо, заваренное кипятком и смешанное с голубикой, копченое — с брусникой, густой мясной суп с кровью, колбасу с жиром, кровяную колбасу, суп из сушеного мяса, заправленный мукой или рисом с толченой черемухой, мороженую рыбу, вареную рыбу, растертую с сырой икрой.
Эвенки
Эвенки — самая многочисленная и наиболее широко расселённая часть жителей Таймыра из числа так называемых малых народностей северной Сибири.
Эвенки обитают на огромной территории — от левобережья Енисея на западе до Охотского побережья и Сахалина на востоке, от заполярных районов на севере до Амура, северных районов Монголии и Маньчжурии на юге. До революции их называли тунгусами. В переводе с монгольского — «иной народ» (или «чужой народ»).
Эвенков делят на две большие части: охотники-оленеводы и эвенки-коневоды и скотоводы.
«Идущие поперёк хребтов» — название древних тунгусов. Эвенки первыми приручили оленя. Умение оседлать оленей, а также использовать их для перевозки вьюков под грузовое седло отличает эвенков от большинства других северных оленеводов. Это позволяет им неограниченно передвигаться по горной тайге в бесснежное и малоснежное время. Эвенки — обитатели тайги, в основном горной, раскинувшейся среди многочисленных хребтов. Основной формой хозяйственной деятельности была охота.
Их предки полагали, что мир состоит из трёх миров. В верхнем ярусе — солнце, луна, звёзды. Солнце имеет облик женщины, от него зависит смена времён года. Среди звёзд эвенки выделяли Полярную звезду. Большую и Малую Медведицу, Млечный путь считали «следами» космической охоты. На втором ярусе — стойбища, посёлки — всё, что мы видим на земле. Нижний мир — земля умерших.
Численность эвенков на Таймыре — около 300 человек.
Фото: taimyr-museum.ru/evenki
Приполярный Урал: сказания коми
Сказания о маленьком народце сохранились и у многих народов Севера. Например, коми также рассказывают о маленьких людях, умеющих творить чудеса и предсказывать будущее.
По преданиям коми, сначала человечки не понимали их языка, но потом научились понимать людей. Они же и передали людям знание о работе с металлами, а также показали, как ковать железо. Колдовство чуди было настолько сильным, что они даже могли управлять светилами – Солнцем и Луной.
Жрецы народа чуди назывались панами. Эти маги были обладателями тайных знаний и несметных сокровищ, которые добывались в рудниках. Сокровища жрецов были надёжно укрыты в священных местах и защищены сильнейшими заклятиями. До сих пор те, кто рискнёт к ним приблизится, либо погибает, либо сходит с ума. Может, именно с запретными зонами кладов и связаны случаи странных умопомешательств в Таганае? Древние предания гласят, что сокровища панов охраняются особыми слугами: огарками. Эти хранители из народа чуди некогда были похоронены заживо вместе с богатствами, и вид оживших слуг пана настолько ужасен, что разум человека просто не выдерживает.
На месте бывшего поселения чуди в Приполярном Урале у реки Мерзавки находят древние камни, с высеченными на них загадочными знаками. В 1975 году группа студентов-историков начала поиски клада под этими старинными валунами. В одной из рукописей XV века молодые люди нашли заклинание, которое надо было употребить в подобном случае. Однако, кроме двух древних серебряных медальонов они ничего не нашли, а вскоре одного из студентов-кладоискателей задрал медведь, и местные жители поговаривали, что это проклятие пана настигло осмелившихся посягнуть на его сокровища.
Народные традиции
Традиции и обычаи могут многое рассказать о жизненном укладе, характере народа.
- На Руси важным элементом здоровой жизни была баня. Ее строили на берегу водоема, топили по субботам. Летом заготавливали веники — березовые, дубовые, можжевеловые. В бане парили детей и взрослых, обязательно посещали перед венчанием. Парилка была излюбленным средством против болезней. Обычно парились долго, по несколько раз бросались в озеро, реку, снег или обливались холодной водой.
- Обычаи встречи гостей не очень изменились. Дорогих гостей встречают хлебом и солью, усаживают на почетное место. Стол покрывают красивой скатертью, подают лучшие блюда.
Круглый хлеб — каравай — пекла хозяйка. В семьях хранились рецепты каравая. Сверху каравай украшался фигурками цветов, колосьев, гроздьев ягод.
Рис. 1. Русский каравай.
Свадьба
Обычаи кабардинцев включают много интересных обрядов. Одним из самых ярких является свадьба. С решением вступить в брак кабардинцы не торопятся, подходя к этому делу очень серьезно. Зачастую между выбором будущей супруги и днем бракосочетания проходит несколько месяцев и даже лет. Свадебную церемонию предваряют следующие ритуалы:
Есть несколько обычаев, которые неукоснительно соблюдаются. Жениха сажают за стол с другими мужчинами, после этого выключают свет и стараются стянуть с него головной убор. Жених должен не позволить этого. Для невесты на полу расстилают шкуру барана, ставят на нее невесту, а потом резко пытаются выдернуть шкуру из-под ног девушки. Задача новобрачной – сохранить равновесие. После всех испытаний наступает черед танцев и осыпание молодоженов пшеном и монетами.
Постепенно обычаи утрачиваются, и теперь самая красивая свадьба кабардинцев не включает в себя полный набор обрядов. Современная интерпретация традиций сводится зачастую только к распространенным элементам – традиционным нарядам, музыке, пению, напутственным словам. Изменилось место празднования. Если раньше это был дом, то теперь часто торжество отмечают в кафе/ресторане. Девушка вправе просто вернуться к родителям, если она не желает брака.
Традиции и праздники
Монголы традиционно суеверны. В стране, кроме буддизма, развит также и шаманизм. Самым уязвимым звеном в семье здесь считаются дети, а потому родители всячески защищают их от злых духов.
Для защиты используются различные обряды — например, детям даются специальные имена, мальчиков одевают в одежду девочек, а лоб маленьких детей мажут сажей или углем. Считается, что это позволит обмануть духов, и они не тронут ребенка.
Самый первый и важный праздник в жизни ребенка — это первая стрижка. На него приглашаются все родственники, каждый из которых тоже участвует в стрижке, а также дарит малышу подарок. Если ребенок будет монахом, то его стригут наголо.
На этом празднике обязательно должны присутствовать молочные блюда, которые у кочевых народов особенно любимы и почитаемы, а проводит торжество специально выбранный для этого человек.
Также большую роль играют в Монголии обо — места культа в виде груды камней, украшенные флажками разных цветов. Проезжающий мимо монгол останавливается, делая подношение обо, чтобы дорога была удачной.
Самый главный праздник в жизни монголов — это, пожалуй, Надом. На него собирается огромное количество людей, ведь здесь проводятся крупные соревнования по борьбе, стрельбе из лука и скачкам на лошадях.
Из семейных же праздников наиболее популярен и любим Цаган Сар — Монгольский новый год. Родственники ходят в гости друг к другу, обмениваясь подарками и буузами — традиционной монгольской едой.
Примеры из жизни
- Одной из самых важных традиций, передаваемых из поколения в поколение, является традиция праздновать Новый год. А как же она появилась? Наши предки, подобно множеству других народов, праздновали начало нового года весной. Начиная с марта месяца, природа пробуждалась от сна, и это время символизировалось с началом нового жизненного этапа. Год делился на две половины: летнюю пору и зимнюю. После принятия христианства в Русь пришёл византийский календарь, и празднование начала нового года было назначено на определённый день – 1 марта. Так продолжалось вплоть до ХV века, в котором дату празднества приурочили к началу сбора урожая и перенесли на сентябрь месяц. И только во времена правления Петра I появился нынешний праздник Новый год, который был приказано отмечать 1 января, как и в других европейских странах. Царь-реформатор в своём указе объяснил, как русскому народу необходимо праздновать: украшать в своём доме ели, дарить подарки, ходить в гости и поздравлять друг друга, жечь праздничные костры и запускать фейерверки. В первое время наступление нового года праздновали дважды в год: по старой привычке 1 марта и по новому указу 1 января. Традиция украшать ёлку в Россию пришла из Германии, там хвойные деревья стали наряжать ещё в VIII веке. Хвойное дерево являлось там символом победы над дубом Одина. По легенде на месте срубленного дерева верховного скандинавского бога проросла пихта, которая со временем стала заменяться сосной или елью во время торжеств. После смерти Петра I традиция украшать новогоднее дерево в России исчезла и возродилась в 20 годах ХIХ века, но лишь до 1918 года, когда новая власть стала уничтожать любые традиции, представляющие связь с царским режимом. На целых семнадцать лет в России забыли о новогодней ёлке, и всё вернулось на свои места только в 1935 году, а спустя четырнадцать лет в честь праздника даже сделали нерабочий день.
- В нашей семье есть традиция праздновать первый снег. Она появилась после моего рождения. Мама с папой мечтали о своей семье, в которой будут свои порядки и устои. Поэтому им хотелось создать собственную семейную традицию, которая будет передаваться из поколения в поколение. Они долго думали, решали, но ничего достойного на ум не приходило. Затем родилась я, появились новые заботы, и былые мысли их покинули. Первый год с младенцем на руках пролетел не заметно, а когда мне исполнился годик, жизнь стала совсем другой. Меня начал интересовать окружающий мир, мама и папа еле успевали мне всё показать и обо всём рассказать. Однажды, выйдя в очередной день на прогулку, я заметила, что что-то холодное упало мне на щёку. Родители рассказывают, что я очень смешно начала вертеться и пытаться рассмотреть, что же там падает с неба. Я долго не могла понять, что это. Ведь это же не дождь, а что ж тогда? В то время пока я пыталась разобраться, снег падал и падал. Спустя недолгое время вся земля уже была покрыта белым слоем, а я всё не могла понять, что происходит. После утренней прогулки мы зашли домой, но все мои мысли были заняты только непонятным уличным происшествием. После дневного сна я подскочила и, не дожидаясь, полдника собралась на улицу. Когда мы вышли, детскому изумлению не было видно конца. Всё вокруг стало сказочным, словно кто-то раскидал вату на деревья, дороги, дома. Моей радости не было предела. Мы играли, прыгали в сугробы, лепили снежки и даже небольшого снеговика. По возвращению домой, папа решил устроить праздничный ужин в честь первого снега и поставил в духовку пирог, пока мама развешивала сушиться мокрые вещи. Пирог в неумелых руках, конечно же, сгорел, и мы отметили чаем с покупными пирожными, но ощущение праздника осталось надолго. С тех пор у нас в семье появилась своя традиция – праздновать первый выпавший снег. Уже много лет, когда я вижу первые снежинки, в моей душе появляется неповторимое ощущение волшебства и праздника, за что я безмерно благодарна своим родителям.
Жизнь
Семейный уклад
Избегание затрагивало отношения родителей и детей, по большей части отца. Мужчине запрещалось в присутствии посторонних брать ребенка на руки, использовать нежные слова, называть по имени, играть, ласкаться, целовать. Поскольку на мать ложились обязательства ухода за малышом, избегание касалось ее в меньшей степени. Однако по традиции во время первых выносов люльки в общую гостиную женщина не глядела на дитя, не подходила к нему. Матери запрещалось прилюдно оплакивать ребенка, если тот погибал. Строгое избегание, вкупе с необходимостью создания крепких межродовых и межплеменных взаимоотношений, породило традицию аталычества. В раннем возрасте одного или нескольких детей из семьи отдавали на воспитание к равной или чуть менее знатной семье своего или чужого народа. Аталыки полностью обеспечивали воспитанников, давали им образование, жизненные навыки. С наступлением совершеннолетия юношей и девушек возвращали, снабдив оружием, конем, нарядами. Родные семьи богато одаривали аталыков, часто калым за девушку направлялся воспитателям.
Занятия
Традиционными занятиями кабардинцев выступали земледелие и скотоводство. Сеяли пшеницу, ячмень, просто, кукурузу. Занимались садоводством, огородничеством, пчеловодством. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, применяли отгонную технологию. В качестве тягловых животных использовали буйволов. Кабардинцы прославились, как отменные коневоды, выведшие знаменитую верхово-упряжную кабардинскую породу. Кони отличались необыкновенной выносливостью, работоспособностью, бесстрашием, стойкостью к болезням, что делало их незаменимыми в дальних походах, перегонах, сражениях. Являясь аборигенной породой, кабардинская лошадь отлично сохраняла равновесие в горной местности, на скалистых, скользких тропах, спусках, подъемах.
Численность населения и места проживания
Начиная с основания советского союза, адыгейцы стали считаться отдельным народом вместе с кабардинцами и черкесами. Согласно результатам переписи населения 2010 года, на территории Российской Федерации проживает около 123 тысяч человек, которые считают себя адыгейцами. Из этого числа примерно 110 тысяч проживают на территории одноименной Республики Адыгея, а остальные 13 тысяч – в Краснодарском крае (преимущественно в прибрежном районе Черного моря).
Геноцид черкесов во времена Великой Отечественной войны привел значительной миграции данного народа за границу Советского Союза. На сегодняшний день в различных странах проживает весьма значительное количество представителей данного этноса. Среди самых известных государств:
- Турция – примерно 3 миллиона человек.
- Сирия – около 60 тысяч адыгейцев.
- Иордания – 40 тысяч жителей.
- Германия – 30 тысяч людей.
Это были основные данные по численности адыгейцев во всем мире. Также в США, Израиле, Болгарии и Югославии проживает по разным оценкам от двух до трех тысяч адыгейцев, хотя официальные данные могут довольно сильно разниться с реальностью. Несмотря на тот факт, что большая часть представителей древнего народа живет в Турции, жители Адыгейской Республики очень сильно гордятся своими корнями и чтут традиции и обычаи своих предков.