Диана — артемида

Артемида и Каллисто

Каллисто была дочерью Ликаона, короля Аркадии и нимфы по имени Найад. Она была одной из женщин охотниц, которые сопровождали Артемиду и она также рассматривалась как самый преданный служитель. Как спутница Артемиды, она приняла обет целомудрия и согласилась остаться девственницей. Так как она была красивая девица, Зевс возжелал ее. Однажды, когда она была отделена от компании Артемиды и других нимф, Зевс подошел к Каллисто, замаскированную под Артемиду, чтобы заманить ее в свои объятия. В результате этой встречи она забеременела от него и в последующем беременность была обнаружена спустя несколько месяцев, когда Каллисто купалась с Артемидой и ее свитой. Возмущенная на Каллисто за нарушение ее обета целомудрия, Артемида изгнала нимфу из группы. Позже Каллисто родила сына по имени Аркас в лесу, и именно тогда Артемида превратила ее в медведя в качестве наказания.

Диана и Каллисто (1580) — Джиллис Койне

Артемида как архетип

Артемида, богиня охоты и Луны, персонифицирует независимость женского духа. Как архетип, она дает женщине право преследовать свои собственные цели в избранной ею самой области. Архетип богини-девственницы выражается в ощущении нетронутости, самодостаточности, он определяет жизненную позицию «Я сама могу о себе позаботиться» и позволяет женщине действовать уверенно, независимо и самостоятельно. Женщина чувствует себя целостной, не испытывает потребности в мужчине-защитнике, преследует свои собственные интересы и выбирает область деятельности, не нуждаясь в мужском одобрении. Ее самоопределение и ощущение собственной значимости основываются скорее на том, кто она есть и что она делает, чем на том, замужем ли она и за кем.

Архетип Артемиды влечет женщину к безлюдным местам и дикой природе. Благодаря ему женщина приходит к согласию с собой и, когда скитается по пустынным лесам и горам, засыпает под луной и звездами или, вглядываясь вдаль, гуляет по пустынному взморью, переживая ощущение единства с бытием.

И в этом проявляется второе видение мира Артемиды — богини Луны. В лунном свете земной пейзаж выглядит размытым, прекрасным и таинственным. Усыпанное звездами небо и безбрежная панорама окружающего ландшафта притягивают взор. Соприкасаясь при свете Луны с Артемидой внутри себя, оставаясь один на один с природой, мы перестаем отделять себя от мира и сливаемся с бытием, растворяемся в нем. Оставаясь наедине с природой, женщина погружается в глубины своей души. Оказываясь среди первозданной природы, она видит ландшафт своей внутренней сущности. Глубочайшей ценностью такого переживания становится признание своего родства с миром. Женщины, которых Артемида влечет к природе, начинают иначе осознавать мир.

Приложения

Древние источники

  • Hésiode, Théogonie .
  • Аполлодор, Библиотека
  • Каллимах из Кирены, Гимны ( читайте в Wikisource )
  • Овидий, Полное собрание сочинений, Метаморфозы, Париж, Фирмен-Дидо,1850 г.( читайте в Wikisource )

Список используемой литературы

(В хронологическом порядке)
 : документ, использованный в качестве источника для написания данной статьи.

  • Луи Сешан и Пьер Левек, Великие божества Греции, Париж, Э. де Боккар,1966 г., 438  с. , гл. XVIII Artemis, стр. 353-365.
  • Пьер Грималь ( преф.  Шарль Пикар ), Словарь греческой и римской мифологии, Париж, Университетское издательство Франции,1991 г., 11- е  изд. , 574  с. ( ISBN  978-2-13-044446-6, OCLC   ).
  • Жан-Пьер Вернан, Смерть в глазах: фигуры Другого в Древней Греции: Artémis, Gorgo, Paris, Hachette Littératures, колл.  «Множественное число» ( п о  894)1998 г., 116  с. ( ISBN  978-2-01-278894-7, OCLC   ).
  • София Сули, греческая мифология, Михалис Тубис,2005 г.( ISBN   ).
  • Пьер Эллингер и Мириам Деннехи, Артемис, богиня всех опасностей, Париж, Ларусс, колл.  «Боги, мифы и герои»,2009 г., 255  с. ( ISBN  978-2-03-583940-4, OCLC  , уведомление BnF п о   )
  • Различные авторы, «  Artémis à Épidamne-Dyrrhachion. Перспектива. Международный круглый стол, Афины, 19-20 ноября 2010 г.  », Бюллетень эллинской корреспонденции, т.  134, п о  22010 г., стр.  383-489
  • Пилар Фернандес Уриэль, «  Le отношении d’Актеон  », Бюллетень Ассоциации Бюде, п о  1,2013, стр.  67-90 .
  • (en) Джин Шинода Болен  (en), « Артемида: неукротимый дух в каждой женщине», «Харпер» в мягкой обложке; 30-е издание (31 июля 2014 г.), (asin: B011T8C4OG).
  • Бернар Белин, Миф об Актеоне и Правдивая история Гилактора и Памфагоса, Париж, Le Cygne, 2015 ( ISBN  978-2-84924-417-3 ) .
  • Жан Одри, Огонь в индоевропейской традиции, Архе, Милан, 2016 г. ( ISBN  978-8872523438 ) .
  • (in) Стефани Линн Будин, Артемида, Рутледж, колл.  «Боги и герои древнего мира»,2016 г., 184  с. .
  • Мюриэль Сзак ( ил.  Оливия Сотрей), Le feuilleton d’Artémis, Bayard,2019 г.( ISBN  978-2747088497 ).

Радиоисточники

Пол Шуберт, «  Аполлон, Артемида и их рождение на Делосе  », Mythomaniac, Швейцарское радио ,8 ноября 2015 г.(по состоянию на 20 апреля 2020 г. )

Детство Артемиды

Установленная на колени Зевсу, когда ей было всего 3 года, она спрашивает его:

Зевс, гордый своей дочерью, дал ей то, о чем она просила, и предложил ей тридцать городов вместо одного, священные рощи и алтари, а также охрану дорог и портов.

После беседы со своим отцом Зевсом она прилетела на Крит, чтобы выбрать себе следующих: двадцати девятилетних нимф. Затем она направилась на остров Липари, где циклоп выковал ей лук, колчан и стрелы. Она отправилась на встречу с Паном, богом природы, который подарил ей шесть отважных собак и семь цинозурид (собак породы борзых). У подножия Парразия она поймала четырех огромных оленей с золотыми рогами, запряженных в ее колесницу; пятая лань была зарезервирована, по желанию Геры, для будущих испытаний Геракла . Она закончила свое путешествие, поселившись на горе Аркадия.

Детство

В отличие от своего близнеца, чьи юношеские подвиги изображены во многих источниках, детство Артемиды относительно недопредставлено (особенно в старых классических материалах). Однако один рассказ, изображающий этот период, сохранился в стихотворении Каллимаха (около 305 г. до н . Э. — 40 г. до н. Э.), который причудливо описывает беседу между богиней (тогда еще совсем маленькой девочкой) и Зевсом, ее доброжелательным отцом. Она произнесла ему следующие слова:

«Позвольте мне сохранить мою девственность Отец, навсегда: и дайте мне много имен, чтобы Феб (брат Аполлон) не мог соперничать со мной. Дайте мне стрелы и лук, позвольте носить тунику до колен подпоясав ее широкой лентой, чтобы я могла убивать диких зверей. Наделите обязанностью приносить свет, и дайте мне шестьдесят дочерей Океана для моей свиты, а ещё двадцать невинных нимф, которые будут приглядывать за моими охотничьими собаками и кормить их, если я не буду охотиться. Подари мне Отец горы всего мира и город, какой хочешь, чтобы меня знали в нем и почитали, как ни кого другого из всех богов».

Учитывая этиологический характер такого каталога желаний, нет ничего удивительного в том, что в этом списке отражены различные элементы мифов богини (от ее сексуального воздержания и ее ассоциации с девственными служанками, ее статусом божества природы (или охотника) и ее роль помощника в родах).

 

Артемида и Адонис

Адонис был сыном Теаса, царя Сирии и Мирры, дочери Теаса. Будучи удивительно красивым молодым человеком, Адонис считался богом красоты, а также был смертным любовником богини Афродиты. К сожалению, он умер во время охоты, когда на него напал дикий кабан, которого послала Артемида. Согласно версии мифа, Адонис был наказан Артемидой, потому что он был высокомерным и хвастался, что он был лучшим охотником, чем она. Есть и другая версия мифа. Ипполит был сыном Тесея, основателя города Афин. Он отказался почитать Афродиту и вместо этого стал преданным почитателем Артемиды, поклявшись ей в целомудрии. В качестве акта мести Афродита заставила Федру, жену Тесея и мачеху Ипполита, безумно влюбиться в него. Однако Ипполит отверг успехи Федры, и это заставило ее покончить жизнь самоубийством. Неправильно истолковав предсмертное письмо Федры, в котором содержались ложные обвинения против Ипполита, Тесей проклял своего сына до смерти или, по крайней мере, отправил его в изгнание, призывая своего отца Посейдона для исполнения проклятия. На пути в изгнание Ипполит был убит морским монстром, посланным Посейдоном по просьбе Афродиты. Так как Адонис был самым дорогим у Афродиты, а она была ответственна за смерть Ипполита, Артемида убила Адониса, чтобы отомстить за смерть Ипполита.

Смерть Адониса (1709) — Джузеппе Маццуоли

Артемида в Троянской войне

Артемида в эпической Илиаде Гомера играет незначительную роль в Троянской войне, которая велась против города Трои со стороны греков. Так, Аполлон, брат Артемиды, был бог — покровитель Трои и выступает за троянцев. Она также приняла сторону Трои. Известный эпизод в начале Троянской войны включает битву между королем Трои Агамемноном и Ахиллесом, величайшим греческим воином. Как раз перед осадой Трои, король Агамемнон, плывя на судне к городу, хвастался, что его охотничьи навыки лучше, чем у богини. Недовольная этим Артемида вызвала штиль на море и остановила плавание Агамемнона в Трою в качестве формы наказания. Пришел оракул и сказал Агамемнону, что единственный способ убедить Артемиду позволить им продолжить свое путешествие — принести в жертву его старшую дочь, Ифигению, богине. Сильно желавший войну с троянцами, Агамемнон солгал своей дочери о женитьбе на Ахиллесе и должным образом предложил её в жертву. Тем не менее, Артемида, являющаяся покровительницей и защитницей молодых девушек,заменила девочку на оленя на жертвенном алтаре и сделал Ифигению жрицей в ее святилище в Тавриде.

Артемида и Актеон

Актеон был сыном Аристея, незначительного бога и Автонои, дочери Кадма, основателя города Фивы. Актеон был охотником. Однажды, после утомительной охоты, Артемида купалась в водах весеннего Парфения среди леса на горе Китаерон. Актеон случайно бродил по лесу со своими собаками и наткнулся на богиню, увидев ее голой. Изумленный ее восхитительной красотой, он попытался навязать себя ей. Будучи девственной богиней, Артемида была возмущена его смелостью и превратила Актеона в оленя. Вскоре его заметили его собственные гончие, и они безжалостно преследовали его. Не зная, что олень был их собственным хозяином, яростные гончие загнали животное в угол и убили его, разорвав на части. В древнем искусстве, а также в изображениях эпохи Возрождения и пост-эпохи Возрождения, Актеон узнается по этому знаменательному мотиву, когда охотник становится объектом охоты.

Диана и Актеон (1559) — Тициан

Артемида и Алоады

Алоады — это собирательное название двух гигантов, а именно Отуса и Эфиальта. Они были сыновьями-близнецами Посейдона, бога семьи и смертного по имени Ифидемия. Оба брата были агрессивными охотниками. Алоады вынашивали план штурмовать Олимп, дом богов путем укладки трех горы, а именно Олимпос, Осса и Пелион, один поверх другого. Их основным мотивом было получить доступ к богиням Артемиде и Гере; Отус желал Артемиду, а Эфиальт желал Геру. Арес, греческий бог войны, пытался остановить их, но Ахтае удалось победить его. Впоследствии они заключили Ареса в бронзовую урну на острове Наксос. Артемида пришла на остров Наксос и попросила братьев — близнецов освободить Ареса и обещал себя Отусу. Не в силах принять единогласное решение, Отус и Эфиальт начали спорить, и тем временем Артемида превратилась в красивого оленя и помчалась между ними. Будучи охотниками, они оба бросают свои копья на оленя, но не попали в цель и вместо этого убили друг друга копьями.

Артемида как охотница — Скульптура в Лувре, Париж

Рождение Артемиды

Родителями Артемиды являются: сам повелитель  молний  Громовержец  Зевс  и титанида Лето. Дочь титанов Фебы и Кея.  Обычно с такой  родословной приключений в дородовом периоде не предвидится, но тут все оказалось не так просто.

Дело в том, что  на момент  зачатия правитель  Олимпа уже был  женат и не на ком ни будь, а на одной из самых  могущественных богинь греческого пантеона, златотронной Гере, которая славилась тем, что спуску не давала ни любовницам своего мужа, ни его  внебрачным детям.

Когда волоокая прознала про  эту, новую  интрижку, то спустила на титаниду всех  собак, точнее грозного Пифона, а вдобавок и вовсе прокляла, запретив ступать  ногой на материковую  землю. Попробуй-ка родить среди волн?  Приютом ей стал  дрейфующий тогда Делос.

Именно там Лето и родила двоих близнецов Аполлона и Артемиду. Притом первая свет увидела как раз  дочь и она  же выступила в роли акушерки, помогая родиться своему светоподобному Фебу. Именно из-за этого случая к Артемиде обращаются не реже чем к богине родов Илифии, а она, справедливости надо заметить, никому в помощи и не отказывает.

Гнев и месть Артемиды

Во многих мифических рассказах Артемида характеризуется как совершенно неумолимое и мстительное существо, посылая смерть любому смертному, который оскорбляет ее. Однако следует отметить, что многие из этих, казалось бы, бессердечных казней следуют хорошо сложившимся образцам в общей моральной структуре, представленной греческими песнопениями и текстами.

В общем мифе с ее братом-близнецом Аполлоном она убивает семь дочерей Ниобе, которые издевались над Лето, что у нее было всего двое детей, в то время как у самой Ниобе было семь сыновей и семь дочерей. Это обидело Лето, и она послала Аполлона и Артемиду убить всех четырнадцать детей Ниобе. Артемида хладнокровно убила дочерей за считанные секунды своим луком и стрелами, как и ее брат-близнец расправился с сыновьями.

Артемида также участвовала в убийстве великих братьев Алоадай. Узнав об их злых намерениях свергнуть богов, и что они похитили Ареса и удерживали его в заключении более года, она обманула гигантов посадив между ними оленя. Стремясь убить животное, они поразили друг друга своими копьями.

В мифе, где охотник Актаион случайно увидел ее обнаженной во время купания, она мгновенно превратила его в оленя, и охотник был съеден своими собственными собаками.

В другом мифе, где Ойнеус, царь Калидона, забыл отдать первые плоды в день ежегодного жертвоприношения, Артемида послала свирепого дикого кабана огромных размеров, чтобы уничтожить стада и город. Жители города начали отбиваться. С помощью богини Аталанты и лучших охотников из других стран, они смогли победить зверя и убить его. Артемида тщательно и целенаправленно спланировала раздор между лагерями, которые помогали охотиться на кабана. Они не могли договориться о доле гигантского зверя, и вскоре между ними вспыхнула ярость, которая привела к многочисленным жертвам.

Артемида также гневалась на Агамемнона, который убил ее священного оленя и хвалился лучшим охотником, нежели сама богиня. Поэтому Артемида остановила ветер, и войска возглавляемые Агамемноном застряли в Беотийской гавани. Агамемнон позже, по совету провидца Кальхаса, отдал Артемиде свою дочь Ифигению в качестве жертвы, тем самым восполнив свою глупость.

 

ИсторияПравить

Дочь Зевса и титаниды Лето, сестра-близнец Аполлона, внучка титанов Кея и Фебы. Родилась на острове Делос.

Когда ей было три года, она попросила отца исполнить ее желание(она мечтала о серебряном луке). Артемида держала страсть к охоте и хотела бродить по лесам вечно. Так как Артемида была любимой дочерью Зевса, и он гордился ею, Зевс исполнил ее желание. Он также принял обет на реке Стикс, что он никогда не будет заставлять ее выходить замуж или рожать детей.

Истории рассказывали, как Артемида защищала свою девственность от пытавшихся захватить ее в жены. Многие были наказаны за попытку увидеть ее обнаженной.

В Троянской войне вместе с Аполлоном воевала на стороне троянцев.

Ее прислужницами были 60 океанид и 20 амнийских нимф. Получила в подарок от бога Пана 12 псов.

Артемида — вечная дева, сопровождающие её охотницы также дают обет безбрачия, те же, кто не соблюдает его — строго караются.

Артемида – дева

Всем известно, что Артемида не знала мужчину и  жестоко  наказывала  даже тех, кто посмел увидеть её обнажённой. Тот  же Актеон имел несчастье наткнуться на купающуюся деву. И чем  это  закончилось?

Однажды, когда великан далеко заплыл в море, практически под самый горизонт, стреловержец начал подтрунивать над своей ничего не подозревающей сестрой, что, мол, она неспособна точно поражать  далёкие цели.

Заспорили. В качества мишени Феб предложил едва заметное нечто, что едва виднелось между морем и лучами заходящего солнца.

Агротера, не раздумывая, вскинула лук и поразила цель. И только потом узнала, что убила единственного из мужчин,  которого смогла полюбить. Наверное, тогда и стреловержец понял, что он таки натворил, так как воскресить  великана взялся его сын, тогда  ещё смертный, гениальный врач Асклепий. Но тут  уже вмешался сам Зевс и испепелил  лекаря Перуном.

Но напомним, это  была единственная любовь Артемиды, которая не имела продолжения. Богиня осталась  девственницей и именно  ей перед  замужеством  невесты приносили искупительные  жертвы.

Артемида и Хионе

Хионе была дочерью Дедалиона, сына Эосфора, Утренней Звезды. Она была смертной принцессой и выросла в красивую молодую женщину, желанную смертными и бессмертными, включая богов Аполлона и Гермеса. Гермес использовал свои магические силы, погрузил Хионе в глубокий сон и навязал ей себя. Впоследствии Аполлон посетил Хионе и, переодевшись в старуху, тоже переспал с ней. В результате той ночи Хионе родила двух полубожественных сыновей Автолика, сына Гермеса; и Филаммона, сына Аполлона. Смертная принцесса поняла, что именно ее безупречная красота привлекла к себе Гермеса и Аполлона и похвасталась, что она была прекраснее богинь, одной из которых была Артемида. Разъяренная смелостью Хионы, Артемида подняла лук и выпустила стрелу в язык Хионы, чтобы она больше не могла хвастаться своей красотой. Хиона умерла от раны в язык из-за потери крови.

Смерть Хионе (1622) — Никола Пуссен

Артемида защитница

Довольно интересны взаимоотношения Артемиды с ее мамой. Редко можно встретить в мифах, чтобы боги вступались  за своих  родителей. Чаще бывает, наоборот, так и норовят свергнуть и занять их место. Но это не про Агротеру.

Достаточно вспомнить Участь великана Тития, который попытался изнасиловать Лето в  Дельфах. Разъярённая Артемида застрелила его, едва увидев.

А Дочери Необии?

Глупая смертная решила  поддеть богиню, указывая на свое  более многочисленное потомство. В результате  Артемида с Аполлоном  вовсе оставили ее без  детей.

Но  что примечательно, богиня охоты приходит  на помощь не только близким, но и просто нуждающимся в помощи. Так  она спасла  от  насилия нимфу Арифузу, на честь которой  покусился речной  бог.

То есть укутала  бедняжку туманом и превратила в родник. Странное спасение – скажете вы. Ну а что еще оставалось? Убить  бога ради нимфы она не могла, как и защищать ее от него каждый  день.

Вообще, Артемида – это архетип феминистки. Она не признает превосходства мужчин  и впринципе не желает  заниматься  женскими  делами.

Так, даже воинственную  Палладу можно застать  за ткатским верстаком или с флейтой в руках,  но  только  не уроженку Делоса. Эта мыслить себя не может  без  азартной охоты и держит в руках  только  оружие.

Генеалогия и семья

Артемида — дочь Зевса и Лето (дочь титана Сеоса и титанида Фебе ).
Она сестра-близнец Аполлона (или просто его сестра, согласно посвященному ей гимну Гомера ), с которым у нее много общих черт .

Рождение Артемиды и Аполлона

Жертва ревности Геры, жены Зевса, Лето должен спрятаться, чтобы родить ему близнецов. Есть несколько версий о родах:

  • Гера, узнав о неверности своего мужа, прокляла Лето, запретив ему рожать на суше и на море.Лето, решив родить детей, нашла убежище на очень маленьком острове, где она родила Артемиду и Аполлона. В других версиях Гера просит все места отказать ей в убежище, забывая о маленьком острове Делос .
  • Посейдон, бог морей и океанов, создал бы жидкое хранилище над островом, чтобы лучше его защитить.
  • Гера запрещает Илифии, богине родов, помогать Лето, но Зевс послал Ирис просить ее помочь ему. Ирис предложила ему ожерелье из золота и янтаря, и Илити согласился.
  • Спустя 9 дней и 9 ночей первой из близнецов стала Артемида. Аполлодор Афинский сообщает, что, как только она родилась, она помогла своей матери принести Аполлона в мир. Эти трудные роды, длящиеся девять дней, объясняют название его ипостаси Ифигени «рожденная силой». Отношения с рождением ребенка основаны на гомологии между рождением и возникновением огня трением: «новый огонь уподобляется новорожденному ребенку». Таким образом, Артемида была бы древним женским божественным Огнем, как, кажется, доказывают различные аспекты его культа.

В результате этих испытаний и безусловной любви, связывающей их, дети Аполлон и Артемида будут полностью преданы своей матери.

Легенда гласит, что едва родившиеся близнецы убили бы дракона, который напал на них .

Родословная

Генеалогическое древо ниже основано на трудах греческого поэта Гесиода, а также на Библиотеке Аполлодора .

                Гайя          
 
                                   
           
        Уран                  
           
                                   
                               
Cronos   Рея   Генеральный директор   Phebe
       
                                     
             
        Зевс   Лето        
   
                               
            Артемида            

Артемида — богиня ночи

Еще  одна малоизвестная страничка с истории Артемиды  описывает  её истинную сущность. Артемида – богиня ночи. Её часто  отождествляют с мрачной Гекатой или богиней луны  Селеной. И ведь  причины есть.

Как  и Геката, Артемида носится везде со сворой собак, притом  делает  это не под взором Гелиоса, а под светом  десятка факелов. (Не знали,  да)? Оба  божества считаются хозяевами  природы и довольно сурово обходятся со смертными, вплоть  до того, что принимают  человеческие жертвоприношения.

Так, за неуважение к себе она вынудила царя Микен  Агамемнона положить на её  жертвенник собственную  дочь. Более  поздние  легенды утверждают, что Артемида не приняла эту  жертву, заменила  девушку козой, а ее саму отправила в Тавриду.

Но, скорее всего, это «христианское» продолжение сложились,  дабы хоть немного сгладить представление о жестокости  олимпийских богов. А вот Меланипа и Комефо  никто не спасал, а ведь  и они закончили свою  жизнь  на алтаре вечно юной богини.

Аполлон и Артемида дополняют  друг  друга. Первый олицетворяет  солнечный свет, а его сестра лунный. Именно  потому у Феба  лук  золотой, а у Агротеры серебряный.

Вместе с Селеной и Гекатой Артемида образуют известную  ночную триаду. Только  когда луна правит в небесах, а Геката в подземном мире, Артемида олицетворяет  нашу, земную  ночь.

Мифология и культура

Этимология имени Артемида (др.-греч. Ἄρτεμις) неясна, возможные варианты: «медвежья богиня», «владычица», «убийца». Микенск. a-ti-mi-te.

Дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Аполлона (Hes. Theog. 918), внучка титанов Кея и Фебы. Родилась на острове Делос.

Её прислужницами были 60 океанид и 20 амнисийских нимф. Получила в подарок от Пана 12 псов. Согласно Каллимаху, охотясь на зайцев, радуется виду их крови.

Классическая Артемида — вечная дева; сопровождающие её нимфы также дают обет безбрачия, те же, кто не соблюдает его — строго караются (как, например, Каллисто). Перед свадьбой богине Артемиде приносились искупительные жертвы. Во многих мифах она представляется мстительной и жестокой: убивает Актеона, детей Ниобы, приказывает Агамемнону принести ей в жертву его дочь Ифигению. Губительные функции Артемиды связаны с её архаическим прошлым — владычицы зверей на Крите. В древнейшей своей ипостаси не только охотница, но и медведица.

Такая Артемида, которой приносятся человеческие жертвы, во многом близка древним богиням-матерям, подобным Кибеле и Иштар; отсюда, возможно, и оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие богини. С ней нередко отождествлялись Илифия, пособница рожениц, Геката — богиня мрака и покровительница чародеев, Селена — олицетворение Луны. В художественных изображениях Селена отличается от Артемиды только более полным лицом, костюмом, и дугообразным покрывалом на голове. Артемида (в своей древней ипостаси), как и многие подобные ей богини, защищает женщин и детей, облегчает страдания умирающих, она ассоциируется одновременно и с рождением, и со смертью.

Любопытны и не совсем понятны связи Артемиды с медведями. В Брауроне, у восточного побережья Аттики, находился раскопанный сейчас храм Артемиды Брауронии. С одной стороны, в этот храм посвящались одежды умерших при родах женщин: это связано с функцией Артемиды как родовспомогательницы и не заключает в себе каких-либо неожиданностей. Но с этим же храмом был связан странный обычай: афинские девочки в возрасте от пяти до десяти лет поселялись на некоторое время в этом храме, назывались ἄρκτοι, «медведицами», и во время справлявшегося раз в четыре года праздника Брауроний осуществляли, одетые в выкрашенные шафраном одежды, какие-то церемонии в честь Артемиды. С этим обычаем сопоставляют аркадский миф о спутнице Артемиды Каллисто, превращенной ею в медведицу, и видят здесь следы древнего териоморфного, то есть «звериного» облика самой Артемиды.

Согласно Котте, Артемид было три: дочь Зевса и Персефоны, родила крылатого Эрота от Гермеса; дочь Зевса третьего и Лето; дочь Уписа и Главки, которую называют Упис.

По египетскому преданию, которое сообщил эллинам Эсхил, Артемида — дочь Деметры. Когда боги бежали в Египет, она превратилась в кошку.

Культ Артемиды был распространён повсеместно, но особенно славился её храм в Эфесе в Малой Азии, где почиталось изображение Артемиды «многогрудой». Эфесский храм, где находилась прославленная многогрудая статуя богини-покровительницы деторождения. Первый храм Артемиды сжёг в 356 до н. э., желая «прославиться», Герострат. Построенный на его месте второй храм был одним из семи чудес света. Артемида Эфесская являлась покровительницей амазонок.

Это интересно: 11,Аврелий Августин – основоположник христианской философии (кратко)

Культы

Божественный огонь

Несколько исследований показали, что Артемида могла быть древним божественным огнем, что подтверждают различные аспекты его поклонения. Этот огонь оправдывает определение phōsphóros, «несущий свет».

  • В Патрае во время ежегодного праздника Артемиды Лаприи дикие и домашние животные, птицы и фрукты были брошены в огонь большого костра.
  • Греческий обряд амфифона, подношения Артемиде Мунихии при свете факелов, напоминает о том, как огонь действует на диких зверей, которые он привлекает, но не дает им приблизиться.
  • В храме Артемиды Перасиа в Кастатсале в Киликии жрицы ходят босиком по раскаленным углям, не страдая.

Классический образ богини

В греческой традиции Артемида считается дочерью Зевса и богини Лето, а также сестрой-близнецом бога Солнца Аполлона. Согласно преданию, Гера, законная жена Зевса, подвергла свою соперницу Лето жестоким преследованиям, в том числе затруднив ей роды.

Спасаясь от гнева Геры, местом для разрешения от бремени Лето выбрала пустынный остров Делос, где помочь роженице было некому. Первой из близнецов родилась Артемида. Роды Аполлона были трудными и долгими, и новорожденная богиня помогала матери родить своего брата. Потому Артемида считается покровительницей материнства.

В трехлетнем возрасте девочка была перенесена на Олимп и представлена своему отцу, Зевсу, который посулил своей маленькой дочке все, что она пожелает. Артемида попросила лук со стрелами, свиту из нимф и короткую тунику, чтоб ничто не затрудняло ее бега, а также власть над лесами и горами.

К этим дарам Зевс прибавил свободу воли и право на вечную девственность. Так Артемида стала покровительницей охоты, женского целомудрия и плодородия. В поздней традиции она также считается богиней Луны.

При всей своей кажущейся невинности, Артемида – далеко не самая безобидная из греческих богинь. Согласно Гомеру, в Троянской войне Артемида воевала на стороне троянцев вместе с Аполлоном. Список мифологических жертв Артемиды довольно внушителен.

Многие мифы свидетельствуют о том, что богиня жестоко расправлялась со своими врагами и не прощала провинностей, насылая на обидчиков напасти в виде диких животных, или поражала их своими стрелами. Известен миф об охотнике Актеоне, который застал купающуюся Артемиду обнаженной.

Разгневанная богиня превратила его в оленя, после чего он был растерзан собственными охотничьими собаками. Царь Агамемнон, убивший лань Артемиды, был также жестоко наказан богиней. Она потребовала от него человеческой жертвы, причем этой жертвой должна была стать дочь Агамемнона, Ифигения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: