Интересные мифы и легенды разных народов

Научная мифология и массовое сознание[править]

Научная мифология создает свою картину мира, решая тем самым мировоззренческие проблемы человечества.

Точное знание в настоящее время непосредственно формирует массовое сознание. Л. Мэмфорд в своей работе «Миф машины» пишет о том, что любой социальный и научно-технический прогресс неизбежно связан с изменениями в тех областях массового сознания, которые обычно относят к области мифологии и религии: ритуалы, табу и обычаи. Также научно-техническая революция породила новую форму мифологии в массовом сознании. Популярность научных знаний привела к появлению научной мифологии рекламного характера.

Сказания Древней Греции подчеркивают высшие человеческие ценности

Вы можете научить детей правильному поведению и нравственному мышлению с помощью сказаний греческой мифологии.

Иметь дело с ревностью и эмоциональным шантажом? Прочитайте им историю Геракла и богини Геры. Изо всех сил пытаешься справиться с соперничеством между братьями и сестрами? Попросите детей прочитать историю Арахны и Афины.

Греческая мифология сейчас так же увлекательна, как и тысячи лет назад. Однако мифология гораздо больше, чем просто сборник привлекательных историй. Большинство из них можно описать как психологические аллегории, которые имеют дело со сложными, тонкими и повторяющимися проблемами человеческого существования.

Легенда о леди Годиве

Леди Годива была прекрасной женой графа Леофрика, могущественного магната Англии. Однажды она пошла на рынок, где услышала о чём говорят местные фермеры. Они жаловались на то, что от них требуют слишком больше налоги. Горожанам нужно было платить за всё: окна в доме, еду, навоз лошадей и ещё много другое. Леди Годива не смогла пройти мимо и вступила с ними в разговор, чтобы узнать побольше о чём они говорят.

Годива выслушала все жалобы горожан, после чего согласилась с тем, что это слишком несправедливые и изнурительные налоги. Благородная леди пообещала им, что убедит своего мужа избавить их от столь огромной тяжести, после чего отправилась домой, оставив за собой лица удивленных фермеров.

Целый год она спорила со своим мужем, чтобы тот изменил налоги, но ей никак не удавалось его убедить. Она предлагала другие способы изъятия налогов, и даже сама написала письмо для короля, но граф Леофрик так и оставался упрямым и не хотел исполнять её просьбы.

Но всё начало меняться одним летним вечером, когда их споры достигли точки кипения. Леофрик сказал своей жене, что не может просто так отменить налоги, ведь что о нём подумает король. На это Годива ответила, что его не должно так сильно волновать мнение других.

В итоге взбешенный Леофрик сказал Годиве, что если благополучие жителей волнует её сильнее, чем мнения других, то пусть докажет это, пройдя по городу голой. Он поклялся что отменит налоги, если она это сделает.

Леофрик ни за что не верил, что его жена пойдет на такое. Но она была на много умнее и расчетливее, чем он думал. На следующий день, как только взошло солнце и запели петушки, леди Годива отправилась в город, чтобы поговорить с горожанами. Она настойчиво просила их всех закрыть все окна и двери и не смотреть на неё, пока она проезжает по городу. Горожане поклялись, что исполнят её просьбу.

Когда леди ехала обнаженной верхом на коне, в городе не было ни ярмарки, ни играющих детей, ни даже лающих собак. Она гордо держала голову вверх, ходя по тихому городу, потому что жители сдержали своё слово. А вот любопытный мальчик, по имени Том, все же решил взглянуть через маленькое отверстие, чтобы увидеть леди, после чего мгновенно ослеп.

После того как леди Годива закончила поездку, её муж был вынужден написать королю о своем плане изменить налоги.

Наука и псевдонаука: что это такое

Прежде чем разбираться, чем псевдонаука отличается от истинной науки, давайте кратко дадим определение этим понятиям.

В отличие от науки псевдонаука представляет собой учение, которое выставляется его последователями как научное, но не является таковым.

Некоторые учёные проводят различие между псевдонаукой и лженаукой. Так, псевдонаучными теориями считаются безобидные заблуждения, которые даже не стоят внимания. А вот к лженаукам относят опасные для человека и общества идеи, с которыми наука активно борется.

Среди самых опасных лженаучных учений можно назвать антивакцинаторство и ВИЧ-диссидентство. Они основываются на ложных убеждениях, что вирусов не существует, а все заболевания такого типа — это лишь заговор фармацевтических компаний. Результаты — вспышки кори в Украине и Европе, смерть более 350 тысяч жителей ЮАР, не получивших своевременное лечение от ВИЧ.

Есть ещё один интересный термин — паранаука. Она намного древнее научных знаний и рационального подхода. Паранауку можно назвать протонаукой, из которой развились как все современные научные дисциплины, так и различные иррациональные учения. Самые популярные и дожившие до наших дней псевдонауки — это астрология, хиромантия, нумерология, физиогномика и многое другое.

Паранаука порождает учения, которые не проверяются научными методами

Мифология Эллады

Рассмотрим виды мифов Древней Греции. Исследователи выделяют три периода в развитии мифотворчества Эллады, информация о которых представлена в таблице.

Периодизация греческой мифологии

Период

Особенности

Доолимпийский

Мир населяли демоны и существа, обладающие могучей силой, нередко сверхъестественными навыками. Силы природы обожествляются, четкой картины мира пока нет, есть фетишизм и анимизм

Олимпийский

Появляется четко сформированный пантеон богов, во главе которого находится Зевс-громовержец, а каждому божеству присваиваются определенные функции. Появляются герои, которые нередко вступают в схватку с чудовищами и одолевают их

Поздний героический

На смену богам приходят обычные люди – герои, которые совершают подвиги и прославляют свое имя.

Появление олимпийских мифов связано прежде всего с тем, что человек уже сумел подчинил себе природу, поэтому то или иное явление объяснялось уже не волей некоего мистического демона, а действием человекоподобного бога, который, хотя и обладал бессмертием и силой, но выглядел как обычный человек. Именно в этот период появляется знаменитый цикл о 12 подвигах Геракла и о странствиях хитроумного Одиссея.

Качественная динамика знания: миф, преднаука, наука.

Важную роль, особенно на ранних этапах истории человечества, играли мифологические знания. Его особенность в том, что он является фантастическим отражением действительности, бессознательно-художественной переработкой природы и общества через воображение людей. В рамках мифологии были выработаны определенные знания о природе, космосе, самом человеке, условиях его существования, формах общения и т.д. Мифологическое мышление — это не просто безудержная игра воображения, а своего рода моделирование мира, которое позволяет зафиксировать и передать опыт поколений. Таким образом, Леви-Стросс указал на конкретность и метафоричность мифологического мышления, его способность к обобщению, классификации и логическому анализу. Для мифологического мышления характерно слияние с эмоциональной сферой, нечеткое разделение объекта и предмета познания, объекта и знака, вещи и слова, происхождения и сущности явлений и так далее. Объяснение природных и социальных явлений, как и мира в целом, было сведено к рассказам об их происхождении и формировании (генетицизм).

Проводится различие между древнеегипетской, вавилоно-шумерской и древнеиндийской донаукой.

Особенности преднауки: цель — служение практике; отсутствие понятийного аппарата; практическая значимость знаний; авторитет субъекта — носителя знаний. Если на донаучном этапе первичные идеальные объекты и их отношения выводились непосредственно из практики, и только потом в рамках созданной системы знаний формировались новые идеальные объекты, то теперь познание идет следующим путем. В научном методе исходные идеальные объекты уже не берутся из практики, а заимствуются из ранее сформированных систем знаний и используются как строительный материал при формировании нового знания.

Как своеобразная форма знания — специфический тип духовного производства и социального института — наука возникла в Европе в Новое время, в XVI — XVII веках в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации знаний на философию и науку, которые были объединены ранее

Первой и самой важной причиной возникновения науки является формирование субъектно-объектных отношений между человеком и природой, между человеком и окружающей его средой. В основном это связано с переходом человечества от собирательской к производящей экономике

Второй причиной возникновения науки является усложнение познавательной деятельности человека. «Когнитивная», поисковая деятельность характерна и для животных, но в результате усложнения профессионально-практической деятельности человека, овладения человеком различными видами преобразующей деятельности наблюдаются глубокие изменения в структуре психики человека, структуре его мозга, изменения в морфологии его тела.

Науке как таковой предшествует преднаука (доклассическая стадия), из которой возникают элементы (пресуппозиции) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на древнем Востоке, в Греции и Риме.

Формирование преднауки на Древнем Востоке. Возникновению феномена науки предшествовал длительный, продолжавшийся многие тысячелетия этап накопления простейших, донаучных форм знания. Возникновение древних восточных цивилизаций (Месопотамия, Египет, Индия, Китай), выразившееся в появлении государств, городов, письменности и т.д., способствовало накоплению значительных запасов медицинских, астрономических, математических, сельскохозяйственных, гидравлических и строительных знаний. Потребности навигации (морского дела) стимулировали развитие астрономических наблюдений, потребности лечения людей и животных — древней медицины и ветеринарии, потребности торговли, мореплавания, восстановления земель после разливов рек — развитие математических знаний и так далее.

Мифология — исторический тип мировоззрения

На ранних этапах истории знания об окружающей действительности служили ориентиром в повседневной жизни и первоисточником формирования мировоззрения. Первобытное эмпирическое знание тесно переплеталось с мифологическими и религиозными представлениями. Эти идеи были фантастическим отражением действительности, выражением бессилия человека перед стихийными силами природы и иллюзорным преодолением этого бессилия.  

Мировоззрение — всегда целостный результат всего многокомпонентного духовного развития данной эпохи. Мифология — это своеобразное проявление мировоззрения древнего общества. Поскольку он содержит идеи сверхъестественного, он содержит элементы религии. В мифологии также отражены нравственные взгляды и эстетическое отношение человека к действительности. Образы мифологии в различных интерпретациях часто использовались искусством.    

Понтианак

Понтианак-одно из мифических существ из Азии. Согласно легендам, Понтианак-это женщина, умершая во время родов. По некоторым версиям, это беременные женщины, которые умерли, не успев родить. Таким образом, понтианаки описываются как сердитые женские духи.

Изображения Понтианака обычно представляют собой бледную длинноволосую женщину, одетую в белое. Она также вампир, который питается людьми. В малазийском фольклоре понтианаки имеют длинные когти, которыми они вспарывают внутренние органы мужчин.

Другое малазийское поверье состоит в том, что понтианак находит свою добычу, обнюхивая ее одежду. Вот почему некоторые отказываются оставлять свою одежду на улице ночью.

Формирование мифологического сознания

Чем отличается мифологическое сознание:

  • оно всегда дает готовые ответы, в отличие от рационального мышления, которое ставит проблемные вопросы

  • оно предполагает воспроизведение эмоционально-чувственных образов

  • в нем нет противоречий — все сюжеты ясны

Мифы объясняли происхождение мира (этот тип называли «космогоническими»). Например, были версии, что мир появился из одного огромного яйца. Антропологические мифы рассказывали о создании человека, эсхатологические мифы — о конце света, календарные мифы — о смене временных циклов, героические мифы — о вымышленных личностях, спасавших мир. Распространенными были мифы о животных, которые обладали человеческими чертами. Так, мифологическое сознание помогало создать более цельную картину мира и уменьшить незнание о нем, тем самым задавая особые правила. Возникали различные ритуалы и традиции для того, чтобы установить контакт с мифическими персонажами и задобрить их.

Посейдон

Брат Зевса, повелитель моря, рек, озер и океанов. Он олицетворял мужество, бурный нрав, вспыльчивый характер и неземную силу. Будучи покровителем мореплавателей он мог накликать голод, переворачивать и топить корабли и вершить судьбы рыбаков в открытых водах. Посейдон тесно связан с землетрясениями и извержениями вулканов.

Брат Посейдона и Зевса, которому подчинялся весь подземный мир, царство мертвых. Единственный кто не жил на Олимпе, но по праву считался олимпийским богом. Все умершие отправлялись к Аиду. Хоть люди и боялись даже произносить имя Аида, в древней мифологии он представлен холодным, непоколебимым и безразличным богом, чье решение должно беспрекословно выполняться. В его темное царство с демонами и тенями умерших, куда не проникают солнечные лучи, можно только войти. Обратной дороги нет.

Миф о юном Фаэтоне

Это история о том, насколько губительными могут быть неразумные желания человека.

Фаэтон, в древнегреческой мифологии, был сыном солнечного бога Гелиоса и нимфы Климены. Мальчик очень гордился и хвастался тем, что он полубог, но никто в это не верил. Другие ровесники стали смеяться над ним, говоря что мать его обманывает. Поэтому Фаэтон твердо решил, что должен всем доказать свою правоту. Поговорив об этом с мамой, он решил отправиться во дворец своего отца, Гелиоса.

Фаэтон преодолел множество препятствий и трудностей на своём пути и всё же смог добраться до ярко-сияющего дворца Гелиоса. Когда бог Гелиос увидел Фаэтона, то очень обрадовался и пригласил его в свой роскошный дворец. Между ними начался интересный разговор, в котором Фаэтон рассказал о множество насмешек в свою сторону, так как никто не верит в то что он сын Бога солнца. Тронут этими рассказами, Бог Гелиос твердо подтвердил, что он действительно его отец.

Обрадовавшись что увидел сына, бог Гелиос пообещал выполнить одно любое его желание. Улсышав это, Фаэтон сказал, что очень мечтает прокатиться по небу на его золотой колеснице.

Гелиос настойчиво пытался убедить сына отказаться от этого желания, так как это очень опасно. Но он не смог переубедить его и был вынужден сдержать своё обещание. Гелиос привез Фаэтона к колеснице и предупредил его, что нужно держать эту горящую колесницу посередине между землёй и небесами, чтобы ни одно из них не сгорело.

Фаэтон с нетерпением вскочил на колесницу, и к утру огненные кони тут же устремились к небу. Но испугавшись от невероятной высоты и страшного небесного скорпиона, Фаэтон выронил вожжи.

Никем не управляемые кони слишком сильно приблизились к земле. Зажглись множество полей, лесов и городов. Из-за огромного и страшного пожара погибали звери и люди. Богиня земли, Гея, не смогла остановить пожар и попросила бога Зевса о помощи. Тот, разгневавшись, поразил колесницу своими молниями, и вызвал дождь, который потушил весь огонь.

Jl FilpoC / Wikimedia

Юный Фаэтон разбился вместе с колесницей. После гибели он превратился в звезду, которая ярко светит людям с неба. А плачущих возле его могилы сестёр и маму, боги превратили в деревья, а их слёзы в янтарь. Бог Гелиос долго горевал из-за смерти своего сына, и многие дни солнце не всходило над землёй.

Зомби

Когда люди говорят о Нежити, они часто имеют в виду зомби. Зомби-популярные мотивы в литературе ужасов, научной фантастики и фэнтези. Однако не многие люди знают, откуда берутся эти существа.

В гаитянском фольклоре зомби-это нежить, которая была возвращена к жизни с помощью вуду. Таким образом, зомби-это продукт некромантии. Зомби безмозглые, и у них нет свободной воли. Они просто рабы ведьмы.

В современной литературе зомби являются результатом научных случайностей, а не магии. Радиация, болезни и лабораторные неудачи часто приводят к зомби — апокалипсису. Примером этого может служить корейский фильм «Живой» на Netflix.

Хотя многие не верят в зомби, некоторые считают, что все же лучше быть готовым. Фактически, Центры по контролю и профилактике заболеваний в США даже имеют страницу для готовности к зомби на своем веб-сайте!

Лепреконы

Лепреконы-мифические существа из ирландского фольклора. Это карликовые бородатые люди. На большинстве изображений они изображены в зеленом костюме и шляпе. Они часто озорные существа, которые предпочитают золото и другие украшения. В современных историях люди ассоциировали лепреконов с радугой. Согласно легендам, лепреконы прячут свои горшки с золотом на конце радуги.

Эти существа предпочитают одиночество. Однако в некоторых историях лепреконы похищают людей. В истории короля Ольстера три лепрекона тащат короля, пока он спит. Они чуть не утопили его. Однако король просыпается и одерживает верх. Захваченные в плен лепреконы исполняют его три желания в обмен на свободу.

Что такое мифология в философии – черты мифа в философии

Общественное сознание первобытного человека выстраивалось на мифологических рассказах. Среди философских черт мифа можно выделить:

  • Объединение реального мира и фантастических образов. В мифах отсутствуют логика, обоснования. Люди верили им без объяснений;
  • Эмоционально насыщенные рассказы. Большинство мифов могут затронуть душу читателя, заставить его переживать события вместе с героями, сопереживать;
  • Магический аспект. Наличие фантастики, героических персонажей, сверхъестественных сил позволяет человеку заручиться их поддержкой;
  • Наглядная, образная форма. Отсутствие объяснений реальности, логических гипотез и абстрактных высказываний заменяют чувства, ассоциативные фрагменты, наглядные образы;
  • Коллективность. Первобытные мифы относились к коллективному творчеству, построенному на работе группы. 

Как отличить науку от псевдонауки: действенный алгоритм

Даже самые рациональные учёные попадаются в ловушки псевдонаучных знаний. Как этого избежать? Ориентироваться на два простых правила:

  1. Проводить верификацию
  2. Подвергать идею фальсификации

Любую научную теорию надо очень внимательно изучать

Верификация научной теории

Верифицировать теорию — это значит использовать научный метод при её проверке. Он состоит из нескольких шагов:

  • проверить, есть ли описание теории с экспериментальными данными;
  • проводились ли проверки теории другими учёными и совпадают ли результаты;
  • можно ли повторить результаты исследований или это недоказуемо;
  • делаются ли научные предсказания на основе этой теории;
  • насколько она гибкая и может ли изменяться.

Если вы нашли невероятную теорию, но её поддерживает всего один учёный, стоит задуматься. Скорее всего это полёт фантазии и псевдонаучная идея, а не реальный прорыв.

Фальсификация

Австрийский философ Карл Поппер предложил использовать принцип фальсифицируемости гипотезы, который в дальнейшем развили учёные Томас Кун, Пол Фейерабенд, Имре Лакатос и другие. Этот принцип говорит следующее: чтобы научную теорию признали верной, надо найти условия, при которых она перестаёт работать.

Так, закон гравитации верен лишь потому, что любое тело, которое мы подбрасываем вверх, неизменно падает на землю. Но если однажды будет доказано, что есть предметы, которые не реагируют на притяжение Земли, теорию смогут пересмотреть.

А вот псевдонаучные идеи нельзя оспорить и подвергнуть фальсификации. Они всегда верны несмотря ни на что. И это главный признак лженауки.

Если нет времени углубляться в изучение документов, подтверждающих теорию, можно обращать внимание на такие дополнительные подсказки:

  1. Источники, на которых базируется теория. Наука смотрит на достижения последних лет. А псевдонаука всегда оперирует древними и недоступными знаниями.
  2. Термины, которые используются в теории. Если это «аура», «энергетическое воздействие», «паранормальные явления» и другие термины, непроверяемые научно, перед вами скорее всего лжетеория.
  3. Сенсационное заявление. Если теория заявляет об открытии, которое противоречит всем достижениям науки или отвергает их, то вряд ли оно будет истинным.
  4. Обвинения в преследованиях. Авторы теории говорят, что их разработки преследуются правительством, фармкомпаниями или конкурентами? Скорее всего к науке они не имеют никакого отношения.
  5. Кто автор данной теории. Проверяйте личность человека, чью теорию вы рассматриваете. Если это учёный с мировым именем, то кредит доверия к нему выше, чем к вчерашнему студенту, который не отличался во время учёбы.

Сколько людей — столько теорий и лжетеорий. Будьте внимательны!

Примеры научных мифов[править]

Вечный двигательправить

Миф: Можно создать двигатель, позволяющий получать полезную работу бо́льшую, чем количество сообщённой ему энергии.

Опровержение: Согласно закону сохранения энергии, все попытки создать вечный двигатель первого рода обречены на провал, и согласно Второму началу термодинамики, все попытки создать вечный двигатель второго рода обречены на провал.

БАКправить

Миф: Ускорение частиц на БАКе может вызвать появление чёрной дыры, антиматерии и машины времени, которые разрастутся и уничтожат Землю.

Опровержение:
Эксперимент безопасен. Аргументами являются проверенные законы физики, экспериментальные данные ядерной физики и астрофизические данные (столкновения частиц с ещё большей энергией происходит в космосе, однако это не приводит к мифическим последствиям).

Обратное закручивание воды при стокеправить

Миф:
В Южном полушарии вода закручивается в сливное отверстие в ином направлении, чем в Северном, под действием силы Кориолиса.

Опровержение:
На стоковых воронках сила Кориолиса не может проявиться так чтобы это увидел наблюдатель. Большую роль играет то с какой стороны заливают воду. Если слева — вода будет закручена по часовой стрелке, если справа — против часовой стрелки. Отстоявшаяся вода при вертикально вынимаемой пробке будет стекать без образования воронки на её поверхности.

Цена человеческой жизни

Итак, первое к чему мы пришли – бессмысленность самой жизни, эволюции и прогресса в свете научного мировоззрения. Вторая и существенная проблема – отсутствие ценности человеческой жизни.

Если человек только сгусток клеток, высокоорганизованная материя, пучок волокон, мышц и, в конечном счете, мозга, то почему бы не контролировать его и не программировать его мысли, как описывает это Оруэлл в романе «1984». Вспомним известного психолога Б.Ф. Скиннера** и его теории о том, что человек практически ничем не отличается от собаки Павлова, которую можно запрограммировать. Если Бога нет и эти теории верны, то никакого нравственного возражения против обращения с людьми, как с подопытными животными быть не может.

Однажды Фредерик Бантинг и Чарльз Бест купили 19 собак. У одной части животных они удалили поджелудочную железу, чтобы спровоцировать диабет. У других собак они вызвали атрофию железы, которую затем вырезали, заморозили в растворе солей и профильтровали для того, чтобы вколоть получившиеся вещество собакам-диабетикам. Так был открыт инсулин. Хотим ли мы быть такими подопытными?

Чего стоит анатомический атлас Эдуарда Пернкопфа с иллюстрациями, который до сих пор считается наиболее точным. Эдуард Пернкопф, профессор анатомии Венского университета и четыре его помощника-иллюстратора – Людвиг Шротт, Карл Эндтрессер, Франц Батке, Эрих Лепиер создали научный шедевр. Кожа, мышцы, связки, нервы, органы и кости изображены чрезвычайно подробно и правдоподобно. В анатомический театр, где работали авторы атласа, привозили тела жертв нацистского режима. Специальная комиссия, созданная в 1997 году, установила, что в период между 1938 по 1945 год к Пернкопфу в университет было доставлено 1377 тел. Сотни жизней – за пару томов прекрасных иллюстраций. Споры не утихают по сей день. Этично ли использовать эту книгу сейчас? Ее написание вскрывает нравственную дилемму: создание книги было связано с настоящим злом, так можем ли мы использовать ее сейчас? Не забудем ли мы, восхищаясь точностью иллюстраций, о тех, кто поплатился за это жизнью?

Нормы этики и нравственности в таком случае, как мы видим, нам крайне необходимы.

Однако, нынешний мир говорит о том, что не существует универсальной истины, единой для всех. И мы должны понимать, что существуют люди, для которых нормой будет являться то, что относительно Бога – аморально и низко. И это одна из проблем нашей реальности.

Заключение

Мифология древних народов, эволюция их взглядов — тема неиссякаемая. Ведь миф — это не просто старая сказка, а древнейший образ мировоззрения, позволяющий человеку познать себя и окружающий мир. 

Миф объединяет науку, религию и искусство. Легенды и сказки настолько глубоко укоренились в общественном сознании, что их влияние на умы продолжается даже в нашем 21 веке! 

Многие из сегодняшних идолов, вольно или невольно, следуют образцу, заданному героями древних легенд. Один из главных мифов индоевропейских народов повествует о выборе героя между долгой и счастливой жизнью во главе своего королевства и короткой, но очень славной жизнью, которая запомнится на века. Такой выбор вынужден сделать Ахиллес в мифологии Древней Греции. Ахиллес выбирает славную участь, хотя заранее знает, что в Троянской войне, куда он идет, он скоро умрет.    

Религия и мифология Древней Греции оказали огромное влияние на развитие культуры и искусства во всем мире и заложили основу бесчисленных повседневных представлений о человеке, богах и героях.

Заключение

Таким образом, не существует абстрактной социальной реальности, изолированной от «жизни как она есть», правильность интерпретации которой оспаривается наукой и мифом. Существует только миф. Именно миф создает для нас реальность; это реальность, в которой мы существуем. Признание мифологической природы науки, однако, не требует от нас согласия с ироничным описанием ньютоновского мифа Лосевским. Мы можем предложить свою собственную интерпретацию или истолковать его не как нигилистический миф, а, напротив, как творческий и оптимистический. Не следует также принимать лосевскую интерпретацию современной социальной науки с ее идеями прогресса и равенства как нигилистической мифологии. Но нельзя отрицать, что она составляет существенную часть современного мифа, который питает и организует наше восприятие мира и человека, вплоть до самых частных, повседневных представлений, а также нашу историю и социальную жизнь.

В заключение приведем еще одну характеристику Лосевым того, чем является и чем не является миф. Миф — это не научная или примитивно-научная конструкция, а «живая субъектно-объектная коммуникация, обладающая собственной вненаучной, чисто мифической истиной, подлинностью, принципиальной закономерностью и структурой».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: