Потери и последствия
Для расследования причин, уточнения последствий и подсчета погибших и раненых людей, а также экономического ущерба от этого конфликта в Грузии была создана международная комиссия в декабре 2008 года, в которую вошли эксперты ООН.
Почти через год был опубликован доклад комиссии, основные постулаты которого таковы:
- военные действия начала именно Грузия;
- с точки зрения международного права объективных предпосылок для применения военной техники и силы у этой кавказской страны не было, то есть она фактически напала;
- первоначальных и агрессивных действий со стороны России не производилось, все действия этой стороны были направлены на сдерживание грузинской армии и деэскалацию конфликта;
- признана вина Грузии и Южной Осетии в этнических чистках на своих территориях;
- вина России состоит лишь в бездействии по защите грузинского населения Южной Осетии от этнических чисток;
- Россия нарушила принципы добрососедства, что привело к усилению конфликта, путем массового предоставления гражданства жителям Южной Осетии и приграничных областей Грузии;
- геноцид со стороны Грузии в отношении осетин не был признан;
- был признан геноцид со стороны Южной Осетии в отношении грузин, находящихся на территории этой страны;
- называют факты целенаправленых этнических чисток со стороны осетинского государства, что однозначно нарушает все международные права;
- действия Южной Осетии по вооруженной защите своей территории были признаны правомерными;
- применение военной силы Россией было признано законным, так как оно было направлено исключительно на принуждение обоих сторон к миру и имело целью отразить нападение на собственных миротворцев и мирных граждан;
- перенос военный действий вглубь территории другого кавказского государства было расценено как превышение миротворческих и оборонительных усилий;
- в ходе активных действий все три армии: российская, грузинская и осетинская неоднократно нарушали различные права людей и совершали военные преступления.
Яндекс.картинки
Полностью установить виновных в конкретных военных преступлениях таких как избиениях, пытках или убийствах мирных граждан не представляется возможным, так как все три армии использовали одинаковое вооружение.
Общее количество беженцев или людей, вынуждено переселившихся в другие районы и страны, составило 118 тысяч человек. Большая часть этой цифры составляют грузины, а не осетины. После завершения конфликта обратно вернулись лишь около 17 тысяч человек.
Что было в 90-е годы?
В феврале 92-го грузинским Военным советом вынесено постановление о прекращении действия Конституции Грузинской ССР, принятой в 78-м году. Регенерирован Основной закон Грузинской демократической республики 21-го года.
Абхазские власти расценили это как аннулирование автономии Абхазии. 23 июля 92-го года решением Верховного Совета возвращена Конституция Советской республики, датированная 25-м годом, в которой говорится о суверенности Абхазии.
В сентябре 92-го в Москве произошла встреча президента РФ Б. Ельцина и председателя грузинского Госсовета Э. Шеварднадзе. Итогом стал документ, где прописаны пункты о завершении военного противостояния, возврат граждан, которые на том момент были в статусе беженцев, а грузинским военным предписывалось выйти из Абхазии. Но ни один из пунктов не выполнен конфликтующими сторонами. Вооружённое противостояние не прекратилось.
В декабре 92-го года были приняты еще несколько соглашений, предписывающих прекратить отстаивание своих позиций сторонами военным путём, вывести тяжелое оружие и войска из территории военного спора. После непродолжительного спокойствия, в начале 93-го г. военное противостояние было начато снова после наступления абхазских сил на город Сухуми, занятый грузинскими войсками.
В июле 93-го года в Сочи стороны подписались под договором о временном прекращении войны. Россия выступила гарантом.
К концу сентября 93-го г. Сухуми уже охраняли абхазские военнослужащие.
14 мая 94-го Россия выступила посредником в момент выхода в свет Соглашения между грузинским и абхазским руководством, где говорилось о прекращении войны и разграничения сил. Это и другие решения Совета глав государств СНГ предусматривали размещение в зоне противоборства Коллективных сил по поддержанию мира СНГ.
Миротворческие части укомплектовали из российских военных частей. Под охраной миротворцев 30-ти км зона, расположенная на территории грузино-абхазских противоречий. Задействовано около 3000 военных с мандатом полномочий на полгода. Затем Совет глав государств СНГ выносит вердикт о продлении.
Активизация действий Грузии[править | править код]
2006править | править код
В середине июля 2006 парламент Грузии принял резолюцию, требующую вывода российских миротворческих сил из Абхазии и Южной Осетии. В ответ на это парламент Абхазии призвал все страны, в том числе Россию, «незамедлительно начать процесс официального признания независимости Республики Абхазия», а также решил обратиться к ООН, ОБСЕ и другим международным организациям с просьбой «пресечь милитаристские планы грузинского руководства». Руководитель МИД РФ Сергей Лавров 20 июля в интервью газете «Коммерсант» заявил: «Благодаря миротворцам в Южной Осетии и Абхазии сохраняется мир и не льется кровь. Если кто-то забыл, можно вспомнить, как эти конфликты начинались и какой ценой, включая жизни наших солдат, удалось кровопролитие остановить. И в том, и в другом случае есть механизмы, одобренные международными организациями. Для Южной Осетии — это ОБСЕ, для Абхазии — это ООН. В рамках этих организаций одобрены, как я уже сказал, существующие миротворческие механизмы. Поэтому решение парламента — это попытка обострить ситуацию до предела».
В конце июля 2006 президент Грузии Михаил Саакашвили отменил свой визит в Москву для участия в неформальном саммите СНГ в связи с отказом российской стороны организовать его встречу с Владимиром Путиным.
Кодорское ущелье на карте Абхазии
25 июля 2006 подразделения грузинских вооружённых сил и МВД (до 1,5 тыс. человек) были введены в Кодорское ущелье, составляющее более трети Абхазии, для проведения спецоперации против местных вооружённых сванских формирований («ополчения», или батальона «Монадире») Эмзара Квициани, отказавшегося подчиниться требованию министра обороны Грузии Окруашвили сложить оружие. Квициани обвинён в «измене родине».
Летом — осенью Грузия восстановила контроль над Кодорским ущельем. 27 сентября 2006, в День памяти и скорби, указом президента Грузии Саакашвили Кодори был переименован в Верхнюю Абхазию.
Посетив Кодорское ущелье, Саакашвили заявил, что нынешняя Грузия сильно отличается от Грузии времён Эдуарда Шеварднадзе и готова ответить всем, кто покусится на ее территориальную целостность: «Любая попытка оторвать от Грузии её территории получит достойный отпор… Сейчас не XIX век и не начало XX века, чтобы целые страны становились разменными монетами… Отсюда, из Верхней Абхазии, мы говорим всему миру, что мы находимся в Абхазии и никогда отсюда не уйдём».
В селе Чхалта на территории ущелья размещено так называемое «законное правительство Абхазии» в изгнании. В нескольких километрах от этого села дислоцированы абхазские военные формирования, подконтрольные Сухуми.
Тем временем 18 октября Народное собрание Абхазии обратилось к российскому руководству с просьбой признать независимость республики и установить между двумя государствами ассоциированные отношения.
См. также статьи Конфликт в Кодорском ущелье и Российско-грузинский шпионский скандал (2006).
Общая хроника военных действий в ходе Грузино-абхазского конфликта
В августе 1992 года в Тбилиси было принято решение ввести войска в Абхазскую автономию. Официальными причинами такого решения были названы:
- освобождение заложников;
- необходимость охраны железной дороги, являвшейся единственным маршрутом транспортировки российских грузов в Армению, на тот момент уже находившуюся в состоянии войны с Азербайджаном.
В настоящее время эксперты расходятся во мнениях относительно того, кем же именно был инициирован ввод войск в Абхазию и отдан соответствующий приказ. Как бы там ни было, 14 августа 1992 года в разгар курортного сезона отряды Национальной гвардии, численностью около 2,5 тыс. человек вошли на территорию Абхазии. Они были оснащены современной техникой и вооружением. У Абхазских же властей боевая техника отсутствовала, а все вооружение состояло из стрелкового оружия, старых градобойных пушек и самодельных броневиков.
В общем виде карта военных действия в Абхазии в августе-октябре 1992 года представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Карта военных действий в ходе Грузинско-абхазского конфликта в 1992 году. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
15 августа 1992 года на севере Абхазии был высажен грузинский десант, а абхазо-российская граница – взята под контроль. Абхазия оказалась в кольце. Заместитель губернатора Краснодарского край в целях прекращения потока беженцев отдал приказ закрыть государственную и административную границу между Россией и Абхазией. В период с 18 по 21 августа российскими силами Государственной Комиссии по чрезвычайным ситуациям из зоны конфликта было эвакуировано порядка 15 тысяч человек. В зоне конфликта оказалось несколько частей Вооруженных Сил России.
18 августа грузинская гвардия подошла к Сухуми, однако в сам город не зашла. Наступила фаза интенсивных переговоров. В течение следующего дня абхазскими подразделениями была оставлена большая часть города. Правительство Абхазии было перебазировано в Гудаутский район.
В ходе военной операции в августе 1992 года под контроль грузинских сил были взяты Гагры на севере Абхазии. После неудачного начала кампании лидеры Абхазии попытались убедить Россию и Конфедерацию горских народов Кавказа вмешаться в конфликт.
3 сентября российским правительством было инициировано подписание соглашения о перемирии, по которому большая часть Абхазии должна была остаться подконтрольна Грузии, а та, в свою очередь, должна была вывести большую часть своих войск и техники из Гагры и ее окрестностей. Де-факто это так и не было сделано. Однако, стороны конфликта возобновили переговоры о статусе Абхазии.
1 октября абхазские силы, возобновив военные действия, начали наступление на Гагру. Два дня спустя грузинскими войсками было начато наступление на территорию Гудаутского района. 6 октября Гудаута была занята. 15 октября в плен был взят руководитель самопровозглашённой республики. Военные действия переместились преимущественно в горные районы Абхазии.
К концу 1992 года Грузинско-абхазская война приобрела по большей части позиционный характер – ни одной из сторон не удалось одержать победу. В декабре 1992 года Грузией и Абхазией было подписано несколько документов о прекращении военных действий и выводе всех войск и тяжёлых вооружений из региона. Однако, наступивший период относительного затишья, продлился недолго. Уже в начале 1993 года военные действия были возобновлены.
27 июля 1993 года между правительство Грузии и абхазские власти заключили новое соглашение о прекращении огня с 28 июля. Однако, оно было сорвано. В процесс урегулирования конфликта была вовлечена Российская Федерация и Совет Безопасности ООН. Договор о прекращении огня был подписан в 1994 году. В зону конфликта для поддержания мирного режима и оказания помощи пострадавшим были направлены посланники ООН и российские войска.
Ход боевых действий
Конфликт начал обостряться еще в начале 2008 года, когда со стороны южного, кавказского государства возросло количество беспилотных летальных разведывательных аппаратов, которые отслеживали действия на стороне Осетии, увеличилось.
Россия также ответила своими действиями. С ее стороны произошла отмена особых условий в отношении Абхазии, которые были гарантией особых отношений с Грузией со стороны России. Сосед это воспринял, как попытку поддержать сепаратизм со стороны Абхазии, что повлекло за собой обеспокоенность в отношениях с другой автономией. Грузия увеличила группировку войск близ Южной Осетии.
Российская держава усилила концентрацию войск как со своей стороны близ обоих автономий. В мае 2008-го года Грузия провела совместные тренировки военных вместе с США близ осетинских границ. Так как в напряженной ситуации приняли участие и войска США, то Россия была весьма обеспокоена этим. Поэтому она также провела свои сборы и тренировки на Кавказе совместно с другими странами.
29 июля 2008-года начались локальные стычки на границе осетинской автономии с последующими взаимными обвинениями. В Цхинвале и пригородах стала проводиться экстренная эвакуация населения из приграничных сел. С грузинской стороны коридора численность войск уже стала насчитывать более 10 тысяч человек. Также увеличилось и сосредоточение тяжелой военной техники с южной стороны миротворческого коридора. Здесь появились танковые подразделения и установки град.
Яндекс.картинки
1-го августа 2008-го года обстановка накалилась крайне сильно:
- началась эвакуация жителей Цхинвала, столицы Южной Осетии;
- из-за подрыва мины произошел взрыв грузинской, полицейской машины и ранено шестеро человек;
- активизировались единичные атаки с обоих сторон;
- начались снайперские обстрелы пригородов Цхинвала и близлежащих сел;
- со стороны Южной Осетии произошли заявления о готовности к бомбежкам грузинских городов Гори и Карели.
Осетинская сторона также обвиняла грузинскую сторону в обстрелах с использованием гранатометов и минометов, однако доказательства того, что обстрелы велись с позиций других участников конфликта, представлены не были.
Яндекс.картинки
Обе стороны конфликта обвиняли друг друга в наращивании вооруженных группировок на границах миротворческого коридора.
Попытки выхода из ГССР
На протяжении второй половины 20 века абхазы многократно пытались отделиться от Грузинской ССР. Несколько раз национальная интеллигенция обращалось в Москву с официальными коллективными письмами. Самое известное датируется 1977 годом. В истории оно получило название «Письмо 130». Вся абхазская интеллигенция, все известные и уважаемые люди автономии поставили в нем свои подписи. «Письмо 130» расценивалось в народе как своего рода референдум по выходу из Грузии. В нем жители просили присоединить автономию либо к России, либо создать отдельную республику, как это было до Сталина.
Абхазский обком обвинил людей, подписавших письмо, в клевете. В 1978 году состоялся специальный съезд по этому поводу. Все коммунистические деятели осудили «Письмо», назвав организаторов «заговорщиками». Таким образом, можно с уверенностью сказать, что имела Абхазия конфликт с Грузией. История их противостояния началась не с «кровавого» 1992 года, а намного раньше.
В этот период власти начинают «умиротворять» население:
- Убрали грузинский алфавит. Вместо него появилась кириллица.
- Разрешили свободное вещание на родном языке, который наряду с русским и грузинским признали государственным на территории автономии.
- Ограничили переселение грузин в Абхазию, которое раньше активно поддерживалось.
ПЛАН ЗАХВАТА АБХАЗИИ – ОПЕРАЦИЯ «СКАЛА»
По замыслу грузинской стороны в ходе первого этапа операции по захвату территории Абхазии, планировавшейся на 15 августа 2008 года под кодовым названием «Скала», группировка абхазских войск, расположенная в восточной части страны, комбинированным ударом со стороны верхней части Кодорского ущелья, а также с рубежа реки Ингури вдоль стратегической магистрали Зугдиди — Гали — Сухум с высадкой морского десанта в Очамчире и Сухуме полностью подвергалась разгрому. Также поражение наносилось и российским миротворцам, расквартированным на тот момент по линии разграничения сторон в так называемой зоне безопасности. А на втором этапе операции в ходе развития наступления в северо-западном направлении, вдоль шоссе Сухум — Гудаута — Гагры — Псоу и последовательной высадки тактических морских десантов в Гудауте, Пицунде, Гаграх грузинские войска выходили к государственной границе с Россией по рубежу реки Псоу. Перевалы по Главному Кавказскому хребту на абхазском участке грузино-российской границы, которые были в руках абхазов, захватывались бы с помощью подразделений спецназа и горнострелковых частей. Таким образом, республика была бы отрезана от помощи извне. В последующем грузины предполагали «зачистку» всей абхазской территории, установление полного контроля над захваченной местностью и возвращение на прежнее место жительства порядка 300 тысяч грузинских беженцев.
Недаром грузины создали здесь группировку войск различных силовых структур общей численностью до 6 тысяч человек. Ее основу составляла полностью боеготовая и отмобилизованная 5-я пехотная бригада. Она имела на вооружении гаубицы «Мста-С», Д-30, РСЗО БМ-21 «Град», батарею РСЗО израильского производства «Лар» калибра 160 мм и дальностью пуска ракет до 45 километров. Она в полном составе была заранее переброшена из пункта постоянной дислокации в г. Батуми (Аджария) и развернута по полному штату. К тому же здесь дислоцировались подразделения специального назначения из состава бригады спецназа МВД Грузии — две роты «спецов» и одна штурмовая рота. В этом районе также действовали разведывательно-диверсионные группы (РДГ), созданные министерством госбезопасности Грузии из боевиков незаконных вооруженных формирований «Белый легион» и «Лесные братья». Их общее количество составляло порядка 200 человек. РДГ, по данным начальника разведывательного управления генерального штаба вооруженных сил Республики Абхазия (ГШ ВС РА) полковника Беслана Цвизжбы и его заместителя — начальника штаба разведывательного управления ГШ ВС РА полковника Сергея Аршбы, насчитывали в зависимости от объема решаемых задач по 30, 50 и 60 человек каждая.
Начало военных действий
Войну начала грузинская армия, вторгшаяся на земли республики Абхазия 14.08.1992 в ходе операции «Меч». Официально цель интервенции состояла в преследовании вооруженных формирований последователей З. Гамсахурдиа, скрывающегося в Абхазии. Главой Верховного Совета Абхазии был объявлен всеобщий призыв, а 15 августа от него поступило обращение в ООН и другие интернациональные сообщества с ходатайством о вмешательстве в инцидент.
Военными формированиями силами Грузии были заняты Гали и Очамчира на южно-абхазских землях и совершен прорыв в Сухуми, где их остановили сотрудники абхазского МВД в сотрудничестве с ополчением. 15 августа 1992 года грузинской армией была достигнута российская граница, проходящая вдоль реки Псоу, а 18 мая был захвачен Сухуми.
К 20 мая армейским соединениям Грузии удалось достичь максимальной линии движения по абхазским землям. Абхазия контролировала практически всю прибрежную область, а также населенные пункты – Гагры, Сухуми, Очамчиру, Гали и окрестности. Подконтрольными Абхазии были земли, расположенные по берегам Гумисты и Бзыби, окрестности Нового Афона и Гудауты, предгорья в северной части государства с районом Ткуарчала. Он находился под грузинской осадой с 20.08.1992 по 16.09.1993.
По предложению российского главы Ельцина 29.09.1992 в Сочи сторонами конфликта был подписан договор. Согласно ему, требовалось прекратить вооруженные действия до того, как начнутся переговоры в Москве 03.10.1992. Первый этап войны завершился подписанием соглашения о перемирии, но столкновения не прекратились.
Грузино-югоосетинский конфликт
Современная Южная Осетия вошла в состав Российской империи в 1801 году в составе Грузии. После Октябрьской революции Южная Осетия вошла в состав Грузинской Демократической Республики, а Северная Осетия-в состав Терской Советской Республики. В 1918-20 годах произошла серия восстаний осетинского населения Грузии, требовавшего независимости. Правительство Грузинской Демократической Республики насильственно подавило эти демонстрации.
После установления Советской власти в Грузии в апреле 1922 года в ее составе была образована Юго-Осетинская автономная область.
В ноябре 1989 года на волне роста национального самосознания народов Советского Союза Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области Грузинской ССР принял решение о преобразовании ее в автономную республику в составе Грузинской ССР. Верховный Совет Грузинской ССР признал это решение неконституционным, после чего в конце ноября при непосредственном содействии высших должностных лиц республики более 15 тысяч человек грузинской национальности попытались приехать в административный центр Южного административного округа Цхинвали, чтобы провести там митинг. В результате стычек между протестующими, осетинами и полицией погибли шесть человек и 167 получили ранения. Для поддержания порядка в Южную Осетию были введены внутренние войска МВД СССР.
20 сентября 1990 года Юго-Осетинская Советская Демократическая Республика была провозглашена Советом народных депутатов Юго-Осетинской автономной области с принятием декларации о ее государственном суверенитете.
На протяжении всего 1991 года на территории Южной Осетии продолжались боевые действия, в основном в виде артиллерийских обстрелов Цхинвала с господствующих над городом высот.
4 мая 1991 года Собрание депутатов Советов Южной Осетии всех уровней проголосовало за упразднение самопровозглашенной Югоосетинской Советской Демократической Республики и возвращение ей статуса автономной области. Это решение было также отклонено Верховным Советом Грузинской ССР.
1 сентября 1991 года Совет народных депутатов Южной Осетии отменил решения Собрания депутатов Советов всех уровней от 4 мая как юридически недействительные, упразднил Собрание как неконституционный орган и провозгласил Республику Южная Осетия в составе РСФСР. Это решение также было отменено Верховным Советом Грузии. В декабре 1991 года части Внутренних войск МВД СССР покинули республику, передав оружие югоосетинским формированиям. 19 января 1992 года в Южной Осетии состоялся референдум о независимости Республики Южная Осетия и ее воссоединении с Россией. На территории Республики Южная Осетия было установлено прекращение огня, сформирована трехсторонняя смешанная контрольная комиссия по урегулированию конфликта, сформированы Смешанные миротворческие силы (МСПС) в составе российского, грузинского и югоосетинского контингентов (примерно по 500 человек каждый) . Такая форма организации миротворческих сил была обусловлена тем, что, в отличие от Абхазии, на территории которой после войны почти не осталось грузинского населения, на территории Цхинвальского и Знаурского районов Южной Осетии, Населенные пункты с преобладающим грузинским или югоосетинским населением примыкают друг к другу, а в Ленингорском (Ахалгорском) районе проживает почти только грузинское население. Как и в случае с Абхазией, осложнение ситуации в Южной Осетии произошло из-за действий администрации президента Михаила Саакашвили, который благодаря своей жесткой антироссийской позиции попал под особую защиту западных государств. В течение 2004-2008 годов в зоне грузино-югоосетинского конфликта наблюдалась постоянная эскалация напряженности, которая в конечном итоге вылилась в боевые действия 8-12 августа.
Тлеющий конфликт
Кроме того, легитимность права на самоопределение абхазов основывалось не на пустом месте. До 1931 года страна существовала как самостоятельная советская республика. 26 ноября 1994 года была принята Конституция Абхазии, провозгласившая ее независимым государством. В прагматичном формате Realpolitik абхазский фактор был выгоден России как инструмент влияния на политику Грузии. После поражения в войне Грузия вынуждена была вернуться в фарватер российской политики и временно отказаться от западной ориентации.
Уже 8 октября Грузия вступила в СНГ, 9 октября было подписано Соглашение о пребывании российских войск в Грузии до 1995 года. 20 июня 1994 года на линию разделения по реке Ингури в Гальском районе Абхазии и Зугдидском районе Грузии был введен контингент российских миротворческих сил под эгидой СНГ. 21 июля 1994 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 937 по поводу определения формата Миссии Организации по наблюдению в Грузии (МООНГ). Мандат МООНГ строился на основе Московских соглашений
В резолюции № 937 была подчеркнута «ключевая важность прогресса на переговорах под эгидой ООН и при помощи России как посредника»
Противостояние продолжалось и вылилось в мае 1998 года в «шестидневную войну» на территории Гальского района. За годы переговоров изначальные позиции грузинской (территориальная целостность Грузии и возвращение всех беженцев на всю территорию Абхазии) и абхазской сторон (независимость Абхазии с возвращением только тех, кто не участвовал в военных действиях против абхазских сил) не претерпели существенных изменений. Компромиссные политические формулы не были найдены.
Конфликтующие стороны смогли наладить конструктивное партнерство только в процессе эксплуатации Ингури ГЭС (крупнейший энергетический объект всего Кавказского региона, построен в 1977 г., 60% вырабатываемой электроэнергии идет в Грузию, 40% — в Абхазию). В 2007–2008 годах грузинские власти предприняли целую серию военно-политических провокаций (включая и полеты военной авиации) в Абхазии, демонстративно нарушающих Московские соглашения 1994 года.
В свою очередь, Россия также нарушала статус-кво, введя в конце мая 2008 года на территорию Абхазии подразделения железнодорожных войск (не предусмотренных Соглашениями 1994 года) и уничтожая грузинские беспилотные аппараты (апрель 2008 года). Во время военных действий в Южной Осетии 9 августа 2008 года абхазские вооруженные формирования фактически открыли «второй фронт» и, не встречая жесткого сопротивления, взяли под контроль Кодорское ущелье. 26 августа 2008 года Российская Федерация признала независимость Абхазии, а 30 августа 2008 года Грузия вышла из Московских соглашений.
Также по теме:
С чего все началось?
Существует несколько точек зрения на проблему противостояния двух кавказских народов. Одна из них – умеренная концепция, согласно которой между грузинами и абхазами нет острого противостояния, как, например, между армянами и азербайджанцами. Что исторически это два близких в культурном и этническом плане народа. Взаимная ненависть укоренилось только после непосредственного конфликта. Она была вызвана искусственно при помощи пропаганды в средствах массовой информации и различных политических технологий.
Но тогда остается один непонятный вопрос. Как объяснить подобную вражду? Не может она возникать на пустом месте при помощи лишь политических PR-технологий.
Ответы на эти вопросы дает другая концепция. Она основана на наличии многовековых противоречий между двумя народами.
Беженцы как бизнес
Парадоксальная история происходит с беженцами на протяжении многих лет. Согласно международному законодательству, это люди, которые в межгосударственных конфликтах нуждаются в помощи. Таковыми являются грузинские беженцы, которые уехали из Абхазии.
Но странная картина: всего проживало 240 тыс. грузин в Абхазии, которые оттуда уехали (в разные страны). А в официальных источниках фигурирует иная цифра – 300 тыс. Ситуацию проясняет финансовая помощь, которую оказывают беженцам. На человека ООН выделяет по 6 долларов в день. Деньги получает официальная казна Грузии, которую такая субсидия вполне устраивает. Естественно, появились «беженцы», за которых бюджет получает приличную сумму. Согласно официальным источникам, 1 млн 800 тыс. долларов в день составляет помощь ООН.
Из этого следует, что юридически статус независимости Абхазии признан Грузией. Т. к. ООН обязано помогать беженцам. Следовательно, требуя финансовой помощи, Грузия признает то, что эти люди из другого независимого государства. Ведь ООН не обязана оказывать финансовую помощь в случае конфликта внутри определенной страны.
Юридические нормы, которые противоречили друг другу
- Принцип нерушимости границ Грузии в соответствии с Резолюцией ООН.
- Право народов на самоопределение. Также норма международного права, подписанная ООН. Кроме этого, при создании СССР Ленин, несмотря на все возражения близкого окружения по партии, в том числе Сталина, внес в проект союзного договора принцип федерализма со свободным правом выхода республик из Союза. Автономные округи и национальные субъекты также имели такое право.
На практике, конечно, такого не было. Это лишь номинальная декларация. Абхазия три раза пыталась выйти из состава Грузии. Но ей отказали.
Но! Официальный коммунистический съезд ни разу не подтвердил право народа Абхазии отделиться. Т. е. фактически руководство автономии не поддержало требования населения. Следовательно, юридический принцип добровольного выхода не был нарушен до 1989 года.
Сама система административного аппарата была построена таким образом, чтобы не допустить официального развала СССР. С приходом к власти Горбачева все кардинально меняется. Теперь провозглашен принцип демократического принятия решений. Даже сам глава государства стал избранным на всенародных выборах президентом, а не секретарем ЦК КПСС. Отсюда следует, что теперь не комитеты республиканских партий решают, предоставлять ли пресловутое право выхода, что в принципе было невозможно, а сам народ. Именно Абхазия и хотела воспользоваться этим правом.