Военная добыча
Египетские войска по поручению фараона ходили на южные, западные и северо-восточные земли. На юге располагалась Нубия, богатая золотыми рудниками. На западе находилась Ливия, привлекавшая захватчиков большим поголовьем коров, овец, коз. В северо-восточном направлении египтяне ходили за медной рудой на Синайский полуостров. На севере располагались Сирия, Палестина, Финикия.
Фараоны всегда засматривались на богатых ресурсами соседей. Именно для регулярных набегов создавалось хорошо обученное, большое войско. Когда армию пополнили боевые колесницы, египтяне начали совершать походы каждый год. С добычей воины возвращались в Фивы, на тот момент столицу Египта. Среди наворованного встречались изделия из драгметаллов, дорогие ткани, ценная древесина, много скота.
Фараон Тутмос, живший в 1500-х гг. до н.э., был одним из самых больших завоевателей. Ему удалось покорить Нубию. Его азиатские походы тоже были весьма удачными. Тутмосу удалось отодвинуть границу Египта к Евфрату. Покоренные народы несколько веков находились во власти египтян.
Закат эпохи колесниц
В Греции XII–VI вв. до н. э. колесница служила боевым транспортом. Богатый воин ехал на ней до места боя, не тратя силы и везя запас оружия. Возница управлял лошадьми и подавал воину оружие в бою. Но к V в. до н.э. колесницы покинули поле боя в Элладе. В горах и ущельях Греции, неудобных для выпаса коней, сказывался главный недостаток колесниц – дороговизна. В колесницы запрягали до четырех коней, то есть вместо одной колесницы можно было иметь четырех всадников и не тратиться на повозку. Появление хорошо обученной тяжелой пехоты сводило на нет преимущества колесниц. За щитами фаланга (строй тяжелых пехотинцев – гоплитов) могла выдержать обстрел. По команде воины расступались, пропуская колесницы, их захватывала легкая пехота. Возничих и коней убивали дротиками и камнями из пращей, лошадей пугали, те несли колесницы назад, на строй своей армии. Так великий полководец Александр Македонский разбил персидских колесничников при Гавгамеллах.
В древности боевые колесницы были крайне важны на поле сражения. Зачастую в противостоянии выигрывала именно та армия, которая имела такие транспортные средства. На Ближнем Востоке и в Средиземноморье колесницами пользовались вплоть до 500 г. до н. э. К началу новой эры они исчезли в Западной Европе. Дольше всего колесницы просуществовали в Китае и Юго-Восточной Азии, где оставались востребованными до позднего Средневековья.
Книга Судей, фараоны и ханенеи
Уже на заре Нового времени столетии у отдельных специалистов-антиковедов начали появляться сомнения в том, что колесницы с серпами появились только при Ахеменидах. Но где же в таком случае искать корни этого столь значимого для военного дела античности изобретения? Конечно, в Библии! В латинском переводе Книги Судей встречается упоминание о неких «falcatos currus», что можно перевести как «серпоносные колесницы». Эти колесницы находились в распоряжении Иавина царя Ханаанского и составляли ударную мощь его армии. Любопытно, что в греческом или церковнославянском переводе Библии фигурируют «железные», а совсем не серпоносные колесницы. Это тем удивительнее, если учесть, что события войны с хананеями специалисты относят к XIII веку до н. э., то есть, задолго до революции железного века. Как же такое возможно? И почему в греческом переводе колесницы железные, а в латинском — с серпами?
Колесница на штандарте войны и мира из Ура. (pinterest.com)
Дело в том, что на территории Ближнего востока колесницы действительно были распространены ещё в середине II тысячелетия до н. э. — достаточно вспомнить знаменитые битвы при Мегиддо или Кадеше. Более того, хетты и близкие к ним народы и племена защищали коней и возничих чешуйчатыми панцирями, изготовленными из бронзы. Также, возможно, дополнительно армировалась сама колесница, что и позволило авторам Книги Судей назвать её железной. В IX веке — самая ранняя возможная дата написания книги железо уже широко распространилось на территории Палестины, вытеснив бронзу и термин «железный» использовался как синонимичный «металлическому». Ну, а знакомый с античной литературной традицией переводчик на латынь представил «железные колесницы» из оригинального текста, как оснащённые серпами. Таким образом, теорию о ханаанском или хеттском происхождении серпоносных колесниц можно считать маловероятной. Но, может быть, дополнить квадригу клинками догадались не персы, а их предшественники ассирийцы?
Военный подъем Ассирии
Во втором тысячелетии до нашей эры, в Междуречье, в верхнем течении реки Тигр и к северу от Вавилона, появилось крупное и сильное государство — Ассирия со столицей в городе Ашшур. Значительная часть территории Ассирии занята горами, страна имеет более суровый климат, чем Вавилон. Ее жители занимались земледелием и скотоводством. Коневодство развито не было, и лошадей для войска Ассирия получала из Армении и Ирана.
В течение первых 4-5 веков существования, Ассирия не предпринимала сколь бы это было серьезных завоевательных походов и только копила силы, постепенно подчиняя слабо защищенные свободные города по-соседству. Однако к XV веку до н.э., обстоятельства сложились для воинственных ассирийцев крайне благоприятно, к тому же правителями страны была разработана, если так можно выразиться, “завоевательная концепция” Ассирии, после чего начался небывалый военный подъем государства.
С конца XV века до н. э. начался т.н. второй период возвышения ассирийского государства. IX—VII века до н. э. — третий период возвышения Ассирии. Всё это время, несмотря на ряд весьма существенных поражений и даже частичную потерю независимости, Ассирия только росла в силе, постепенно из торговой державы превращаясь в “военно-паразитическое” государство, фактически живущее постоянным грабежом соседей.
Ассирийская боевая колесница
Колесницы народов Междуречья
В III–II тыс. до н.э. колесницы распространились от Китая до Британии и от Греции до Египта. Важнейшую роль они сыграли в военной истории народов Междуречья рек Тигр и Евфрат. Сменявшие здесь друг друга цивилизации и империи – хетты, ассирийцы, персы, совершенствовали колесницы, оттачивая методы их использования. Здесь 3500 лет назад научились делать прочные колесницы, которые использовали как ударное оружие. Разогнавшись, колесница врезалась в толпу врагов, сминая строй и давя воинов, после чего их было легче убить или обратить в бегство. Колесничники перед столкновением спрыгивали на землю и в пешем бою добивали противника.
Жизнь рядового воина
Египтяне захватывали богатую добычу, но все это доставалось фараону, вельможам, высшему командованию. У обычного воина жизнь была весьма тяжелой. Он преодолевал большой путь по пустыням, горам. Тащил на себе запасы воды и черствых лепешек. Голодал, страдал от жажды. Иногда довольствовался протухшей водой и даже ел траву.
В сражениях воин подвергался смертельной опасности, страдал от ран. От своих командиров получал побои. Войны надолго разлучали воинов с семьей, домой они возвращались физически измотанными, инвалидами. Без кормильца семья бедствовала, поскольку не могла качественно обрабатывать поля.
Фараоны с недоверием относились к египетским воинам. В личную охрану обычно набирали наемников из чужеземцев. Им платили из казны, поэтому они не поддерживали ни вельмож, ни простых египтян в случае заговора против правителя.
Колесницы в бою[]
Транспорт
Рассматривая колесницы, как транспорт, надо учитывать следующие два аспекта: рессор у них не было, а ездили они, в общем случае, не по асфальту. Большинство конструкций не предусматривало сидений вообще, — экипаж помещался стоя и, в движении, балансировал на полусогнутых.
Стрельба из несущейся колесницы явно превышала человеческие возможности. Максимум, можно было освободить одну руку для метания дротиков по курсу. Гонки на колесницах даже по треку, — не то, что по полю, — считалась в античном мире экстремальным спортом.
Но, долгое время, даже после изобретения верховой езды, колесница оставалась самым быстрым средством передвижения. Двигалась она проворнее, чем всадник, сидящий без стремян. С другой стороны, проходимость колесницы (особенно при движении галопом, когда попавший под колесо камень мог выбросить экипаж или вообще развалить коляску) была неудовлетворительной, и всадник в движении имел лучшие возможности для ведения боя.
Десант
Ближе к середине II тысячелетия до новой эры, с распространением бронзовых доспехов, у колесниц, кроме стрельбы с остановок и наезда, появился еще один способ ведения боя, — высадка десанта. Десантником был сам колесничный воин, — с помощью колесниц тяжелую пехоту можно было быстро перебрасывать по полю боя. Именно такое их применение описывается в Илиаде.
Когда римляне высадились в Британии, колесницы кельтов либо оказывали на легионы моральное воздействие, «с громом и треском» разъезжая вдоль строя римлян и «устрашая их грозным видом боевых коней», либо останавливались и обстреливали римлян из луков, либо же с них высаживались британские вожди и нападали на какой-то римский отряд. Если к этому отряду направлялось подкрепление, колесницы возвращались и эвакуировали десантников. Таким образом, по словам Цезаря, «сочетались устойчивость пехоты с подвижностью кавалерии».
В Ирландии, Скандинавских странах и Англии колесницы использовались именно таким способом до X века новой эры.
На таран (во всяком случае на сомкнутый порядок манипул) варварские колесницы не шли. А с появлением на сцене римской конницы «с громом и треском» обращались в бегство, реализуя свое превосходство в скорости. Обладающий лучшей маневренностью всадник легко мог зайти колеснице в хвост, а колесничный расчет не мог в движении даже защищаться.
Хотя, дольше всего использовались колесницы самого примитивного типа, в древности, пока этот род войск сохранял главенствующее значение на поле боя, колесницы подверглись многим усовершенствованиям. Так, еще в XIV веке до н. э. хетты ввели в экипаж третьего человека, — щитоносца. При стрельбе с остановок лучник и возница оказывались прикрытыми, а эффективность десанта удваивалась.
Таран
Начиная с шумеров, цивилизованные народы, у которых воин в полном вооружении не являлся редкостью, а лук считался игрушкой, использовали колесницы преимущественно для тарана. Колесницы действующие наездом составляли главную силу армий до середины I тысячелетия до н. э. на Ближнем Востоке и до I века до н. э. в Китае.
Серпоносные колесницы
За несколько столетий до новой эры ассирийцы сделали и еще одно усовершенствование штурмовых колесниц. На ступицах колес своих трехместных колесниц они стали устанавливаться ножи, — так появились «серпоносные» колесницы. Серпы оказывали на противника сильное моральное воздействие и увеличивали протяженность фронта, на котором пехота поражалась наездом.
Наконец, в V веке до новой эры в Персии колесницы достигли предела своего развития, — в дополнении к установке серпов, персы стали еще и защищать лошадей броней. Но использовали персы броненосные колесницы так же, как и легкую кавалерию, — по большей части в воображении греческих летописцев. К этому времени колесницы считались оружием устаревшим, более годным для гонок и парадов (триумфаторы и в Рим еще въезжали на колесницах).
Однако, когда дела персов стали совсем плохи, они раскопали арсеналы и вывели для последней битвы при Гавгамелах 100 бронированных серпоносных колесниц.
Позже, серпоносные колесницы в небольшом количестве встречались на вооружении армий генуэзских государств, но либо не использовались, либо использовались неудачно.
Важность колесниц
Во время сражений боевые колесницы играли ту же роль, что в будущем была у танков. Они должны были вносить беспорядок в ряды противника. Именно с помощью повозок прорывались густые шеренги врага. На колесницах были копейщики, метатели дротиков или лучники. Они уничтожали живую силу врага.
Как и конница, колесницы шокировали и пугали неподготовленную к такому противостоянию пехоту. Часто пешие ополченцы в ужасе разбегались от повозок, не дожидаясь приближения смерти.
Боевые колесницы — это еще и заметный показатель социального расслоения общества. Ими владели только привилегированные жители страны. Чтобы дослужиться до места на двуколке, нужно было приложить немало усилий. Кроме того, боевые колесницы — это хороший стимул развития коневодства в отдельно взятом государстве.
В Греции и Риме
В Греции боевые колесницы древности просуществовали особенно долго вплоть до Персидских войн в IV веке до н. э. Использование подобных фаланг было необходимо для увеличения маневренности армии. Кроме того, в античной Греции колесницы сохранились в спортивных соревнованиях. На Олимпийских играх гонки на колясках встречались публикой с особенным нетерпением.
Что такое боевая колесница для Древнего Рима? Отношение к ней в этом обществе было схожим с греческим. Это было связано с тем, что римляне никогда не уничтожали порядки покоренных народов. Наоборот, они часто перенимали все самое лучшее в культуре и достижениях соседей.
Поэтому неудивительно, что так у римлян появилась своя боевая колесница. Определение ее роли в войне зависело от конкретного случая. Особенно много колясок было применено в Пунических войнах против Карфагена.
Римляне отстраивали ипподромы для гонок на колесницах. Циркус Максимус мог вместить до 150 тысяч зрителей. Юлий Цезарь перестроил его и расширил. Это, в свою очередь, означает, что римляне продолжали пользоваться боевыми колесницами вплоть до нашей эры. Интересно, что в ходе технической эволюции европейцы начали использовать старые коляски в качестве лафетов для передвижных баллист.
Что такое боевая колесница? Это еще и символ античности. К тому времени, когда Римская империя окружила Средиземное море, колесницы начали исчезать из легионов. Они были неэффективны против многочисленных северных варваров. Взамен старым повозкам приходила привычная для средневековья кавалерия.
Битва при Кадеше
Это был золотой век повозок. Самое массовое использование колесниц было зафиксировано в битве при Кадеше. В ней схлестнулись силы египетского фараона Рамсеса II и хеттского царя Муваталли II. Сражение произошло в XIII веке до нашей эры.
В битве обе стороны в сумме использовали около 7 тысяч колесниц. Она началась с того, что хетты внезапно атаковали египетский лагерь, который остался практически беззащитным из-за маневров противника. Уже в этом нападении были использованы сотни колесницы. Хеттам удалось победить на этом начальном этапе.
Однако основное египетское войско под руководством самого фараона находилось за несколько километров от лагеря. Эта армия двинулась в ответную атаку. У египтян также были колесницы, которые сеяли ужас среди пехоты. У хеттов не было копейщиков, чтобы противостоять этому типу войска. Тем не менее, в их армии пехота имела железные доспехи. Этот металл был военной и государственной тайной. Египтяне не умели выплавлять его. По сути это было последнее сражение бронзового века.
Битва так и не выявила победителей. Количество колесниц с обеих сторон было приблизительно равным, что привело к паритету. В итоге египтяне и хетты договорились подписать мирный договор. При этом каждая страна приписала победу себе. Тем не менее именно здесь было остановлено египетское вторжение на Ближний Восток. Этому во многом способствовали боевые колесницы хеттов.
Битва при Мегиддо
В этой связи важно упомянуть битву при Мегиддо. Это было первое документально подтвержденное сражение в человеческой истории
Оно имело место в 1468 году до нашей эры. Противниками оказались египетский фараон Тутмос III и ханаанские цари. Что такое боевая колесница для той эпохи? Это элитное подразделение войск. Сам фараон возглавлял колонну двуколок. Он стрелял из лука по сирийцам и палестинцам, которые в итоге потерпели сокрушительное поражение.
Стрелки были важной составляющей египетской дружины. При Тутмосе они получили самые эффективные луки, которые на тот момент мог произвести человек
Они отличались высокой точностью и мобильностью. Их удар не выдерживала ни одна легкая броня. Древние боевые колесницы позволяли лучниками возвышаться над пехотой и выискивать необходимые цели.
Порабощение пленных
Из покоренных территорий египтяне забирали не только ценное имущество и скот, но и пленников. Победитель мог убить побежденного. За сохранение жизни побежденный был обязан пожизненно служить своему господину. Часто пленников порабощали. Их клеймили, словно скот, выставляли на продажу.
После каждой победы в Египте устраивали торжества. Народ с восторгом встречал воинов, прославлял могущество своего правителя. Дележкой добычи занимался фараон. Пленников он раздаривал командующим, колесничим, воинам, прославившимся героическими поступками. Тысячи иноземцев обрабатывали земли владыки и вельмож.
Боевые колесницы в древних войнах.
Огромное влияние на ход древних войн долгое время оказывали колесницы, созданные ассирийцами, египтянами и мудрыми хеттами. Эти усовершенствованные сооружения распространились в 17-15 веках до нашей эры и критично отличались от первобытных шумерских колесниц. Во-первых у них было не четыре колеса, а всего два больших колеса, которые крепились сзади повозки. Во-вторых, сама эта повозка стала значительно меньше и имела щит впереди и соединялась с конями с помощью дышла. Эти колесницы использовали как на охоте, так и на войне. Они были более маневренными и быстроходными. Боевые же колесницы дополнительно оснащались. К их колесам крепились специально выкованные, длинные и очень острые ножи, которые больше походили на сабли или косы. Это хитрое приспособление работало безотказно: крушило пехоту с двух сторон от колесницы, к тому же расчищало дорогу перед колесницей. Эти ужасные и дико опасные орудия приводили воинов противника в ужас и нагоняли страх.
С появлением этих новых колесниц, в войсках древних государств очень многое изменилось. Больше не делалось упора на пехоте, теперь акцент делался на новом роде войск — на коннице. Весь исход сражения теперь зависел от слаженности действий конницы. Вплоть до первого века нашей эры, колесницы значились самым передовым и опасным оружием, но это вовсе не говорит, что к тому времени боевые колесницы были такие же, что и полторы тысячи лет назад. Колесницы совершенствовались очень быстро. Новые модели колесниц призваны были стать более эффективными, а египетские и ассирийские воины полагали, что для военных целей будет намного выгоднее, если кроме возницы и двух лучников там будет находиться больше стрелков. Для того, чтобы перевозить шестерых воинов вместо двоих, было нужно создать более прочную конструкцию самой телеги-колесницы, которую должны были тянуть большее количество лошадей.
И вот, в I тысячелетии до нашей эры появилась тяжёлая конница — боевая колесница, запряженная четырьмя, а то и шестью лошадьми. Тогда еще не умели запрягать лошадей друг за другом, поэтому все кони запрягались в один ряд.Все больше и больше боевых колесниц создавали правители и фараоны тех далеких лет. И в итоге столкнулись с проблемой, на поле боя им стало тесно. Безусловно, на широких равнинах и полях боевой колеснице не было равных, но на узких лесных тропах и в ущельях эта боевая машина оставалась беспомощной.И только когда человек смог оседлать коня верхом — боевые колесницы начали уходить в прошлое.
Колесницы в Китае
Что такое боевая колесница для китайцев? Восточная цивилизация начала применять ее в оборонительных целях (а не наступательных, как это было принято в других обществах). Для этого отряд из 5-7 колесниц выстраивался в форме башни, которую окружала плотная пехота. В случае атаки противника такие оборонительные редуты обстреливали приближающихся врагов. Также на востоке проявилась еще одна особенность. Вместо луков здесь использовались рогатки.
Тем не менее легкие коляски по-прежнему использовались в летучих атаках на вражеский строй. Если тяжелые колесницы были эффективны в обороне, то мобильные и быстрые небольшие двуколки стремительно надвигались на соперника.
Применение повозок в Китае было связано еще и соседством степняков. Именно от них ханьцы получили первых лошадей, которые, кстати, долго приспосабливались к новым условиям жизни. Владельцы повозок были военной элитой китайских княжеств. У каждого небольшого местного государства было около 200-300 колесниц в действующей армии.
Со временем повозки постепенно увеличивались в размерах. Становился больше и их экипаж. Параллельно с этим количество сопровождающих пехотинцев уменьшилось (с 80 человек до 10). Это означало то, что сражения между армиями превращались в огромные столкновения колесниц. В таких битвах роль пехоты становилась все незначительнее. Подобное соотношение сходно с ситуацией, когда в средневековой Европе основу войска стали составлять отряды вооруженных рыцарей.
Боевые колесницы
Первые колесницы египтяне начали использовать в войнах примерно в середине II тыс. до н.э. Их конструкция была весьма примитивной. Два колеса со спицами соединялись осью, на которой крепилась площадка. На ней помещались двое мужчин – управлявший лошадьми возничий и лучник. Колесницу везли два коня. К животным площадка крепилась при помощи дышла – длинной палки.
Колеса, спицы, саму площадку делали из дерева прочных пород. Для защиты ног воинов борта площадки обтягивали кожей. Украшением для колесницы служили бляшки из металла. О лошадях тоже не забывали. Чтобы произвести на врагов больший эффект, на их головы надевали разноцветные страусовые перья, развевающиеся во все стороны. Главное преимущество боевых колесниц – стремительность. Они появлялись словно ниоткуда, внезапно атакуя врага.
Оборона Египта обычно проходила по следующему сценарию. Разведчики заявляли о приближении врагов. Египетские военные отряды начинали готовиться к бою. Первыми неприятеля встречали лучники, еще издалека осыпая стрелами. Затем в бой шли колесницы, нарушая порядок в рядах врага, внося сумятицу. Последними на боевую арену выходили пехотинцы с копьями, кинжалами, топорами.
В случае обращения неприятеля в бегство, по пятам за ним следовали колесницы. Колесничими были обычно богатые египтяне, поскольку сама колесница стоила дорого. Колесничие воевали с целью личного обогащения.
Ассирийское царство, индийцы или всё-таки персы?
Оснований для такого вывода было несколько больше, чем при рассуждении о хананеях, тем более что сами ассирийские правители и полководцы привнесли в военную организацию немало нового. Так ассирийцы едва ли не первыми применили систему вербовки и рекрутирования, умело сочетая постоянные войска, подчинённые лично царю, и вспомогательные силы из числа покорённых народов и племён. Они же, судя по данным графики и немногочисленных письменных свидетельств, создали достаточно сложный расчленённый боевой порядок, требовавший взаимодействия между разными родами войск. Почему бы им не быть создателями серпоносных колесниц? Такой логики придерживались некоторые исследователи в том числе XX века, тем более, что античный автор Диодор, ссылаясь на более ранний труд, прямо указывает, что в армии царя Нины во время одного их походов было более 10 тысяч колесниц с серпами! И если использование квадриг ассирийцами отрицать трудно, то в отношении клинков или серпов на них существуют большие сомнения. Скорее всего, подобный вывод был сделан древними на основе знакомства с более поздней персидской военной традицией, так как богатый иконографический материал, относящийся к ассирийской эпохе, не даёт даже намёка на использование серпоносных колесниц.
Ассирийцы. (pinterest.com)
Третья сколько-нибудь значимая гипотеза гласит, что на Ближний восток серпоносные колесницы действительно принесли персы, однако лишь позаимствовав их в Индии, тесные контакты с которой поддерживали ещё со времён Дария I (522−486 гг. до н. э.). В пользу этого предположения, по мнению отдельных учёных, служит описание двух военных ноу-хау в трактате Бхагавати-сутра. Первое — с благозвучным названием «mahàsikìkantaga» является, по общему мнению, ничем иным, как камнемётом. А вот относительно того, что что же такое «rahamusala» существуют самые разные идеи. Сам источник так описывает применение этого устройства: «тогда одна колесница без каких-либо коней, запряженных в нее, либо колесничего или воина, стоящего в ней, производила такое кровавое болото посредством расстройства, убоя, резни и избиения людей, что на каждой стороне всякий убегал прочь». Такое расплывчатое описание позволило некоторым специалистам сделать вывод, что речь идёт о серпоносной колеснице. Однако особенности применения этого оружия и однократность его использования в войне заставляют усомниться в том, что персы действительно переняли «rahamusala» в виде серпоносных колесниц и ввели их в войсках.
Битва при Кунаксе. (pinterest.com)
По всей видимости, можно согласиться с Ксенофонтом в том, что именно Ахемениды создали или распространили колесницы с серпами, однако вряд ли можно счесть сколько-нибудь состоятельным его описание сражения при Сардах, состоявшееся в 547 году до н. э. Достаточно точные данные о применении колесниц мы можем найти в описании войны Артаксеркса II со своим младшим братом Киром, апогеем которой стала знаменитая битва при Кунаксе. Вероятно, именно опыт этой кампании дал Ксенофонту возможность представить или точнее «разыграть» битву при Сардах. При Кунаксе серпоносные колесницы не сыграли сколько-нибудь значимой роли. Греки, ряды которых должны были прорвать колесницы, очевидно были знакомы с тактикой их применения, так как они сами перешли в атаку, не дожидаясь пока противник улучит удобный момент для нападения. Одержав победу на своём фланге, греки оказались в стане проигравших, однако испытание колесницами они выдержали. Впрочем, это было только начало истории серпоносных квадриг.
Колесницы с косами
В числе многочисленных модификаций особенно примечательными являлись боевые колесницы с железными косами. Первыми они появились у ассирийцев. Эти жители Ближнего Востока решили усовершенствовать старые колесницы. К колесам присоединили длинные ножи. Они ранили многочисленную вражескую пехоту, которая окружала повозки во время яростных сражений. Устрашающие косы отпугивали воинов, которые сторонились их и в панике убегали.
Позже появились и другие технические решения. Как выглядели боевые колесницы такого типа? К дышлу таких повозок также добавляли косы, что позволяло им таранить кавалерию противника в лобовом столкновении.
Подобные колесницы были популярны в Персии. В них запрягалось 4 лошади. Экипаж состоял из 3 человек. Один из них был возничим. Двое других были воинами, которые разили неприятеля.
Косы помогали разрушать порядок в построении пехоты. Если строй не рассеивался полностью, то в нем хотя бы появлялись заметные бреши. В них устремлялись дружественные солдаты, которые не давали врагу сомкнуть поверженные ряды. Что означает боевая колесница в такой ситуации? Она была гарантом успеха при лобовом столкновении армий.
В отличие от обычной кавалерии, повозки с косами позволяли буквально прорезать ряды врага. На этом фоне обычные конные воины были слабы против плотных греческих фаланг. Кроме того, самая древняя кавалерия не имела удобных седел, шпор и других полезных вещей, которая появилась только в Средневековье. Поэтому, вплоть до нашей эры, колесницы успешно конкурировали с всадниками на лошадях, несмотря на сравнительную дороговизну.
Важной частью египетского войска были боевые колесницы , запряжённые обычно двумя лошадьми. Очень часто их использовали для разведки
Колесница была сложным и дорогим устройством, поэтому воевали на них в основном вельможи. Они охотно участвовали в военных походах, поскольку воспринимали войну как возможность получить богатую добычу.
Небольшая деревянная площадка крепилась на два колеса, к ней надстраивались борта, обшитые кожей. Это защищало ноги возницы и лучника от стрел. С помощью специальных креплений в колесницу впрягались лошади.
Колесницы на полном скаку врывались во вражеское войско. Кони топтали людей, возница правил, воин стрелял из лука, а когда кончались стрелы — метал короткие копья. Тяжёлые стрелы с четырёхгранными бронзовыми наконечниками пробивали любые доспехи. Колесницы наводили ужас на врагов фараона.
Самой крупной колесничной битвой считается битва при Кадеше (\(1299\) год до н. э.) между египтянами и хеттами, в которой с обеих сторон участвовало около \(5000\) колесниц.
-
Чем по вашему мнению была обусловлена отсталость востока в первой половине 20 века кратко
-
Законодательная деятельность совета федерации кратко
-
Структура и содержание деятельности детско юношеской спортивной школы по баскетболу
-
Что такое общество как система определение кратко
- Анализ мероприятия психолога в школе