В гостях у Морского царя
Начал Садко сбрасывать в море все свои сокровища. Бочки золота и серебра ушли на дно, но буря всё не затихала. Тогда поняли моряки, что требует Морской царь человеческой жертвы. Решено было бросить жребий и, конечно, выбор пал на самого Садко.
Несмотря на отговоры товарищей, велел им купец спустить на волны дубовую доску, на которой остался посреди волн. Странная дремота вдруг нашла на него. Уснул Садко на доске, крепко сжимая в руках свои гусли.
Когда же проснулся купец, осмотрелся, понял он, что находится на дне моря. Подводные жители приветствовали его во дворце Морского царя. Сам Ильм вышел навстречу гостю, объяснив, что позвал его к себе, потому что соскучился без музыки.
Согласился Садко сыграть мелодию для Морского царя. Обрадовался Ильм, пустился плясать. Увы, во время того танца море бурлило и вздымалось волнами, отчего корабли тонули в его водах. Морской царь вместе со своей супругой всё донимали своего гостя-пленника.
Очень интересный вопрос звучит от подводных правителей. «Что дороже России: булат или золото?», – спрашивает Ильм. Садко ответил в пользу первого, ведь золото далеко не так ценно, как может показаться.
↑ Где на самом деле записана эта былина?
По сегодняшний день опубликовано около сорока записей былины о Садко, которые распадаются на четыре группы: олонецкую, беломорскую, печорскую и урало-сибирскую.
Заметьте, что это северные территории, не новгородские. Этих материалов было бы вполне достаточно, если бы песня хорошо сохранилась. Но этого нет. Большое количество записей отрывочно и неполноценно. Картина эта довольно неожиданна, и мы должны будем попытаться найти этому свое объяснение.
Можно назвать только одного певца, который знал все эпизоды этой былины в их полной форме и дал стройное и последовательное изложение всего сюжета от начала и до конца. Это — замечательный онежский певец Сорокин, который по полноте и красочности своих песен занимает одно из первых мест в онежской традиции. Его былины записанны А.Ф. Гильфердингом в 1871 году. Напомню, что Онега входит в состав Архангельской области.
Главные герои
Садко
Талантливый молодой певец-гусляр. Жертвует собой во время бури, спасая тем жизни своей дружины. В этом поступке проявляется христианский дух героя наряду с высокой нравственностью и патриотизмом.
Подробнее: Садко: характеристика и образ героя
Морской царь
Образ властелина морей весьма неоднозначен, в нем совместилось как могущество и разрушительная сила, так и любовь к таланту певца-гусляра Садко. Этот персонаж выступает сначала благодетелем, а по прошествии времени — поработителем певца, при этом он не понимает, что для Садко дороже земной жизни в родном городе ничего нет.
Подробнее: Морской царь: характеристика и образ героя
Анализ
Описание произведения
Действие происходит в богатом и процветающем Новгороде. Молодой певец-гусляр Садко ублажает своим сладкогласным пением многочисленных новгородских купцов. На одном из пиров, поняв, что его никто не слушает, опечаленный певец идет на берег Ильмень-озера. Излив душу в прекрасной, но при этом преисполненной печали песне, Садко взволновал своим пением морского царя, который отблагодарил гусляра возможностью обрести богатство. Выиграв спор у трех купцов, о том, что в Ильмень-озере водится рыба с золотыми перьями, Садко становится богатым человеком и в течение двенадцати лет многократно приумножает свое имущество.
Однажды пускается Садко-купец в дальнее торговое путешествие, нагрузив тридцать кораблей несметными богатствами. Внезапно разыгравшаяся сильная буря вынуждает Садко к попыткам задобрить морского царя, но жребий показывает – морскому властелину не нужны богатства, ему нужен сладкоголосый певец-гусляр. Ублажал Садко своей игрой с утра до вечера царя и всю его свиту, ему сулили несметные богатства, но мечты о своем любимый Новгороде оказались сильнее дьявольского соблазна подводного мира. Благодаря любви к морской красавице Чернавушке и помощи известного святого Николы Чудотворца( Можайского), садко возвращается в свой родной город, устраивает пир и строит церковь во имя спасшего его святого.
Подробнее: «Садко»: краткое содержание и сюжет былины
История создания персонажа
Как и в любом народном творчестве, установить автора сказки нет никакой возможности. Но благодарить за сохранность былины следует жителей Олонецкой губернии. Местный сказитель Василий Щеголенок рассказал о приключениях Садко фольклористам XIX века (имена ученых неизвестны).
Еще одним сказителем, поведавшем о гусляре-купце, был Андрей Пантелеевич Сорокин из деревни Новинка. Мужчина с детства работал на мельнице и слушал старинные сказания, которые пересказывали друг другу крестьяне. Версию былины Андрея Пантелеевича записал Александр Федорович Гильфердинг в 1871 году.
Третий источник легенды, дошедший до наших дней, — сборщик песен Кирша Данилов. Мужчина работал на заводе Демидова и по заданию работодателя собрал воедино исторические сказания, былины и песни.
Из-за большого количества рукописей былины отличаются друг от друга. Неизменным остается сюжет эпоса и подробное описание быта жителей Новгорода.
Есть вероятность, что талантливый гусляр существовал на самом деле. Купец Содко Сытинец, приложивший руку к строительству церкви Бориса и Глеба, схож с образом из древней былины. Мужчина тоже жил в Новгороде, добился успеха в торговле и путешествовал по морю.
Впрочем, легко заметить схожесть Садко и с героем французской легенды. Храбрец по имени Садок совершает преступление и, убегая от наказания, переплавляется через Ла-Манш. На середине пути корабль попадает в бурю, которую останавливает только самоубийство героя.
Главный герой былины (и частично сюжет) — не уникален, о чем свидетельствуют интересные факты: у немцев есть похожее сказание о Зигфриде, у финнов — о Вяйнямёйнене, у французов — об упомянутом ранее Садоке и другие.
Анализ былины
У Садко имеется реальный прототип — новгородский купец Содко Сотынець. Согласно летописи 1167 века, он построил Борисоглебскую церковь. Талантливые народные сказители создали фантастическую повесть о его приключениях и чудесном спасении благодаря вмешательству высших сил.
По жанру «Садко» относится к былинам — русским эпическим песням о героях и примечательных эпизодах истории. Необычно, что главный персонаж — не могучий богатырь, а бедный гусляр. По композиции сказание делится на 3 части, занимающие разный временной промежуток.
- Садко — бедный гусляр, зарабатывающий пением и игрой на пирах у богатых торговцев.
- Он преуспевающий купец, богатство которого постоянно растет.
- Он отправляется в путешествие по морю. Садко попадает в плен к морскому царю, но в конце благополучно возвращается домой.
По мнению исследователей, былина неоднократно подвергалась переработке. В наиболее древнем варианте прослеживаются языческие мотивы — образ морского царя, его дочерей-рек. Это олицетворение морской стихии, не доброй и не злой. Она приносит людям богатство и, в то же время, губит их. Ее можно умилосердить жертвой.
В более позднем варианте пленника спасают христианские высшие силы. Николай Угодник помогает Садко вырваться от морского царя и вернуться домой. В произведении используются многочисленные выразительные средства:
- эпитеты («богатый гость», «красный товар», «гусельки яровчаты»).
- метафоры («товары худые и добрые»).
- гиперболы («бессчетная золотая казна»).
- повторы («на небе солнце — и в палатах солнце, на небе месяц — и в палатах месяц»).
Садко проспорил
Однако на следующее утро купцы опять навезли товару, только в два раза больше. И дружина опять все скупила. И так каждое утро лавки пополнялись товаром больше прежнего. Тогда-то заядлый спорщик и получил хороший урок и признался, что за товарами московскими и заморскими они не поспевают, и что купец новгородский действительно побогаче любого будет.
Но на этом не заканчивается былина «Садко», краткое содержание дальше повествует о том, что Садко проспорил торговцам тридцать тысяч, а вот на остальные оставшиеся у него деньги решил построить тридцать кораблей и отплыть в путешествие, чтобы мир своими глазами посмотреть. Он плывет через Волхов, Ладогу и Неву, а потом входит в открытое море и через некоторое время прибывает в Золотую орду. Там он за хорошую цену продает свой товар, и опять у него в казне много денег. Золотом и серебром он наполняет бочки и оправляется домой в Новгород.
Характеристика персонажа
(Рисунок В. Перцова для детского издания, 1970)
Садко – талантливый гусляр, который отличается не только умением играть на музыкальном инструменте. Он щедр, имеет легкий доброжелательный характер, предельно честен, однако при этом он азартен и любит прихвастнуть. Новгородский гусляр очень удачлив, он нередко оказывается в нужном месте в нужное время. Именно так он встретился с Морским царем и именно так он выиграл свое богатство в результате обычного спора.
Виртуозная игра Садко становится и его спасением, и его отрадой, и решением всех его проблем. Благодаря своему великолепному умению, обычный новгородец приумножает богатство, женится на прелестной девушке Чернавушке, становится уважаемым человеком и в реальном мире, и в фантастическом.
Гусляр Садко – это человек слова. Несмотря на свой простодушный характер, он искренний и справедливый. За свое спасение старцем Миколой он в благодарность выстроил церковь Миколы Чудотворца (Можайского). Это характеризует Садко как ответственного и добропорядочного человека.
Родные края
Садко так и сделал, одним взмахом он порвал струны и поломал гусли. Буря сразу стихла. Задобренный Царь в благодарность предложил ему выбрать себе любую невесту из его дочерей. Утром гусляр приходит на смотрины и видит триста необыкновенных красавиц, но помнит слова святого старца и выбирает девицу Чернавушку. После свадебного пира он называет ее своею суженою и уходит с ней в опочивальню. К ней он даже пальцем не прикоснулся, заснул на брачном ложе крепким сном, а когда проснулся, был уже на родном берегу реки Чернавы в Новгороде. На Волхове-реке он увидел свои целые и невредимые корабли, тихо подплывающие к берегу. Там находились его жена с детьми и друзья, которые слезно поминали Садко, и тут, увидев его живого и невредимого, они не поверили своим глазам. Все стали обниматься и целоваться. Садко выгрузил все богатства с кораблей. И первым делом взялся за строительство соборной церкви в честь святого Николы Можайского. Исполнилась воля святого.
Так закончила былина «Садко» очень краткое содержание всего сюжета. После этого уже не плавал по морям гусляр, а стал мирно поживать в своем Новгороде.
↑ В этой истории есть то, что никогда не случалось в остальных былинах
Первое – доброжелательное отношение Бога к человеку Сказание о Садко в части его встречи с морским царем настолько архаична, что исследователи говорят о древнейшем происхождении этой сказки. Садко встречает —единственный случай во всем русском эпосе — хозяина водяной стихии, морского царя, морского Бога. Морской царь относится к герою отнюдь не враждебно, а доброжелательно — черта весьма архаическая.
Второе – наличие ритуала для взаимодействия с Богом
Сцена, когда Морской Бог требует жертвы, глубоко символична. Море опасно теми неведомыми силами, которыми человек не умеет управлять и перед которыми он тогда был полностью бессилен.
Два бедствия подстерегали северного мореплавателя древности. Одно бедствие — это безветрие, при котором корабли днями и неделями могут стоять на месте в открытом море. Другое бедствие — это буря, грозящая кораблям гибелью.
Но бедствие, которое постигает корабли Садко, имеет совершенно необычный характер: разыгрывается страшная буря, однако корабли не двигаются, а стоят на месте, как в безветрие.
На синем море сходилась погода сильная, Застоялись черлены корабли на белом море; А волной-то бьет, паруса рвет, Ломает кораблики черленые, А корабли нейдут с места в белом море.
Это — чудо, но чудо, которое означает, что в судьбу мореплавателей началось вмешательство тех неведомых и таинственных сил, которых мореплаватели тех времен так боялись. Садко полагает, что на него гневается его старый покровитель, морской царь, которому он еще ни разу не платил дани. Садко думает то, что думали моряки его времени: море нужно умиротворить, принести ему жертву.
Жертвоприношение морю, «кормление» моря — старинный морской обычай, он известен всем народам, жизнь и благополучие которых зависели от моря. Что такие жертвы в языческие времена действительно приносились, в этом нет никаких сомнений: материалы, приводимые Р. Липец в ее упомянутой работе о «Садко», полностью это подтверждают.
Былина — поэтическое воспоминание о некогда действительно имевшемся обычае. Нет никаких сомнений, что приносились даже человеческие жертвы. В качестве заместительной жертвы впоследствии в воду бросалось соломенное чучело, о чем память сохранилась до самого последнего времени.
Третье – переход в иной мир
Подумайте сами – герой легко перемещается в иной мир, к Подводному царю. Былина о Садко — единственная во всем русском эпосе, где герой, отправившись из дома, попадает в некий иной мир, а именно — в подводный. На плоту Садко засыпает и просыпается уже в подводном царстве. Мы знаем, что такой способ попадания в «иной мир», в данном случае в подводный, имеет доисторическую давность. Мы знаем также, что в древнейших эпосах герой также всегда хозяина иного мира.
Четвертое – сила Божества
Фигура морского царя — могучая и сильная. Он заставляет Садко играть плясовую, и под его игру он пляшет. Иногда под его игру ведут свой хоровод и морские девы, русалки. Пляска морского царя — особого рода. Пляска эта вызывает бурю. Морской царь заставляет Садко играть целых трое суток. От его пляски вздымаются волны, гибнут суда, тонут люди.
Как начал играть Садко в гусельки яровчаты, Как начал плясать царь морской во белом море, Как расплясался царь морской. Играл Садко сутки, играл и другие, Да играл еще Садко и третьии, А все пляшет царь морской во белом море. Во синем море вода всколыбалася, Со желтым песком вода смутилася, Стало разбивать много кораблей на белом море, Стало много гинуть именьицев, Стало много тонуть людей праведных.
Представление, будто буря происходит от пляски хозяина водяной стихии, морского царя, относится еще к языческим временам. Это невозможно в христианской религии.
Пятое – брак с существом нечеловеческого мира
Морской царь предлагает Садко выбрать любую красавицу – царевну в жены. Но Садко выбирает Чернавушку. Он не прельщается красотой морских царевен или русалок, которые иногда под его игру ведут свой хоровод. Он выбирает именно Чернавушку, и этот момент — один из самых прекрасных и поэтических во всей былине.
Этот совет соответствует и внутренним стремлениям самого Садко. Весь подводный мир с его неземной красотой и красавицами есть соблазн Чернобога, которому Садко не поддается. Он ни на минуту не забывает о мире людей.
Кто Чернавушка и как понять ее образ? Ее трогательная человеческая красота явно противопоставлена ложной красоте русалок. Но, несмотря на свою человеческую внешность, она не человек, она тоже русалка.
Былина о Садко — одна из редких и исключительных в русском эпосе былин, в которых еще сохранена традиция брака с существом из иного, нечеловеческого мира.
Отрицательные черты
Есть у персонажа и черты, присущие отрицательным героям. Именно поэтому Садко представляется реальным человеком со слабостями и талантами. Одно из качеств – хвастовство. Гусляр сначала взывает на спор купцов. Он обещает поймать рыбу с золотыми перьями. Помогает ему морской царь. Хвастун оказывается в истории из-за желания разбогатеть. Алчность движет купцом всю былину. Он отправляется торговать, чтобы увеличить свое богатство. Владыка морской наказывает гусляра, но и награждает, признавая его талант. Некоторые литературоведы говорят, что у Садко не алчность, а предприимчивость. Он умеет приумножить свое богатство, даже после его значительной потери. Есть у Садко и некая легкомысленность. Он не задумывается над событиями, а плывет по течению, отдаваясь судьбе.
Садко сочувствует простым людям, поет и играет для всех. Образ в целом положителен, отрицательные качества не отталкивают от героя. Гусляр учит быть целеустремленным, благородным и честным, тогда любое ремесло принесет доход и удовлетворение. Гусляр встречает свою суженную и становится счастливым семьянином.
Анализ былины
У Садко имеется реальный прототип — новгородский купец Содко Сотынець. Согласно летописи 1167 века, он построил Борисоглебскую церковь. Талантливые народные сказители создали фантастическую повесть о его приключениях и чудесном спасении благодаря вмешательству высших сил.
По жанру «Садко» относится к былинам — русским эпическим песням о героях и примечательных эпизодах истории. Необычно, что главный персонаж — не могучий богатырь, а бедный гусляр. По композиции сказание делится на 3 части, занимающие разный временной промежуток.
- Садко — бедный гусляр, зарабатывающий пением и игрой на пирах у богатых торговцев.
- Он преуспевающий купец, богатство которого постоянно растет.
- Он отправляется в путешествие по морю. Садко попадает в плен к морскому царю, но в конце благополучно возвращается домой.
По мнению исследователей, былина неоднократно подвергалась переработке. В наиболее древнем варианте прослеживаются языческие мотивы — образ морского царя, его дочерей-рек. Это олицетворение морской стихии, не доброй и не злой. Она приносит людям богатство и, в то же время, губит их. Ее можно умилосердить жертвой.
В более позднем варианте пленника спасают христианские высшие силы. Николай Угодник помогает Садко вырваться от морского царя и вернуться домой. В произведении используются многочисленные выразительные средства:
эпитеты («богатый гость», «красный товар», «гусельки яровчаты»).
метафоры («товары худые и добрые»).
гиперболы («бессчетная золотая казна»).
повторы («на небе солнце — и в палатах солнце, на небе месяц — и в палатах месяц»).
Версия третья: древний мифический архетип
Впрочем, возможно, корни былины о Садко уходят гораздо глубже как деяний новгородского Содко, так и легенды о французском Садоке. Тот же Веселовский полагал, что за обоими произведениями стоит один пока неизвестный источник. А среди исследователей былин господствует убеждение, что часть сказания о странствиях Садко в подводном мире относится к глубокой древности. Возможно, она — одна из самых архаических в русском эпосе.
Так, сюжеты новгородских былин, возможно, восходят ко временам язычества. Например, мотивы женитьбы в потустороннем мире, магических музыкальных способностей и уплаты жертвы морю (реально существовавшая в Древнем Новгороде и у других приморских народов практика) существовали еще у венедов. Их считают одними из возможных предков славян.
Можно также обратить внимание, что схожие с сюжетом о Садко истории есть и в эпических произведениях других народов. Например, золотые рыбки, которых Садко позволил выловить из озера морской царь, напоминают клад из «Песни о Нибелунгах»
Согласно преданию, тот хранился у карлика Андвари, который жил в воде в образе щуки. Еще больше общего у Садко с главным героем карело-финского эпоса «Калевала» Вяйнямёйненом. Например, в одной из рун (песен) Вяйнямёйнен с помощью музыкальных способностей обольщает бога моря Ахти (правда, есть подозрения, что некоторые места в «Калевале» придуманы составителем Элиасом Лённротом).
Скульптура Вяйнямёйнена в Хельсинки. ИсточникПалех «Садко». Источник
Характерные мотивы былины о Садко (подводный владыка не хочет отпускать героя, а тому ни в коем случае нельзя жениться на морской деве) также широко распространены в мировой мифологии. Например, властитель вод Уббе из киргизского предания оставляет у себя на службе человека по имени Аманкул. А шумеро-аккадский бог Нергал расплачивается ссылкой за то, что нарушил запрет на половые связи с представителями подземного царства.
Список и краткая характеристики героев русской народной былины «Садко»
Главные герои былины
- Садко – талантливый, бедный человек, прекрасно играющий на гуслях. Воспользовавшись советом Морского царя, герой становиться богатым. Садко честный, благодарный, очень удачливый человек, может пожертвовать собой ради других, не любит хвастаться, но поспорить не против.
- Морской царь – правитель подводного мира, вознаграждает Садко за его прекрасную игру, затем забирает его в подводный мир и наслаждается прекрасной игрой гусляра. Царь очень эгоистичен в своих желаниях.
- Микола Можайский – святой старец, заступник народа, услышав просьбы страдающих людей от пляски царя, пришёл на помощь к гусляру, указав как выбраться из плена.
Главные герои
Садко
Талантливый молодой певец-гусляр. Жертвует собой во время бури, спасая тем жизни своей дружины. В этом поступке проявляется христианский дух героя наряду с высокой нравственностью и патриотизмом.
Подробнее: Садко: характеристика и образ героя
Морской царь
Образ властелина морей весьма неоднозначен, в нем совместилось как могущество и разрушительная сила, так и любовь к таланту певца-гусляра Садко. Этот персонаж выступает сначала благодетелем, а по прошествии времени — поработителем певца, при этом он не понимает, что для Садко дороже земной жизни в родном городе ничего нет.
Подробнее: Морской царь: характеристика и образ героя
Садко – самый богатый купец
Сел Садко на камень и стал наигрывать, чтобы как-то отвлечься от дум печальных. И вдруг – что за диво! Воды озера вспенились, забурлили, а перед Садко уже сам Морской царь стоит. Признался водный владыка, что понравилась ему игра музыканта.
За чудесную мелодию, что услышал царь Ильм Морской, обещал он награду для Садко. Сказал он гусляру, что тот должен поспорить с новгородскими купцами. Пускай скажет Садко, будто сумеет выловить в озере златоперую рыбу, о какой лишь в сказах говорят.
Заручившись помощью царя, отправился Садко в Царьград. Не поверили в его силы купцы, без боязни поставили в споре все свои лавки и богатства. Морской царь выполнил своё обещание, а потому вскоре вернулся Садко с ценным уловом. Всего одна рыба сделала его самым богатым купцом в городе.
На полученные средства построил Садко тридцать чудесных кораблей. Нагрузил он их товарами и отправился по морю к дальним странам. Успешно обменяв свои ценности, Садко уже возвращался в Новгород, как вдруг посреди моря начался страшный шторм. Понял он, что неспроста бушуют волны вокруг его кораблей. Морской царь не хотел так просто расставаться с полюбившимся музыкантом. Требовал владыка волн свою дань.
Садко играл для самого Морского царя
Размышляем о прочитанном
-
К какому циклу относится былина “Садко”? Какова ее тема?
Это новгородский цикл. Тема былины — купеческая жизнь и торговля города Новгорода.
-
Расскажите о главном герое былины, истории его жизни и путешествий.
Главный герой — богатый купец Садко, но он не сразу им стал. Он играл на гуслях, но его мало кто звал на пиры. Он переживал по этому поводу и царь морской подсказал ему прийти на пир и рассказать купцам, что есть в озере рыба с золотыми перьями. Он так и сделал, но никто ему не поверил. Взамен пообещал Садко свою голову, если он ложь говорит. Это оказалось правдой, и купцы отдали гусляру свои товары. Таким образом он построил тридцать кораблей, на которых путешествовал в другие города: Волхов, Ладожск, Нева-река, Золота Орда.
-
Как оказался Садко «во синем море»? Что увидел у царя морского? Чем закончились путешествия Садко?
Царь морской потребовал живую голову в сине море. Садко предложил купцам жеребьевку сделать. Написали они свои имена. А чье имя ко дну уйдет, тот и пойдет в море.
У всех имена всплыли, а у Садко ко дну пошло. Он приказал принести чернильницу и перо, да лист бумаги, чтобы отписать свое имущество. А после этого отправился к царю морскому.
Садко взял гусли с собой и играл царю морскому, а тот плясал. Видел он, как море разбушевалось, да начали корабли тонуть. И сказал старик Садко, чтобы он струны выдернул. Так он и сделал.
Его путешествия закончились тем, что привез казну бессчетную он в Новгород, да и церковь построил.
-
За что и чем хотел пожаловать его царь морской?
Царю морскому нравилась игра на гуслях Садко. Он хотел выдать свою дочь за него замуж.
Встреча с морским царем
Действие сказки происходит в Великом Новгороде, могучем и процветающем. Туда везут товары со всех концов света. Богатые купцы постоянно устраивают пиры, на которые приглашают молодого гусляра Садко. В его жизни приключается неудача: день, другой, третий не зовут на «почестен пир». Юноша приходит к Ильмень-озеру, где играет и поет песни. Вода начинает колыхаться, поднимается буря, и гусляр уходит.
Трижды играет и поет Садко на Ильмень-озере, и на третий раз из воды появляется сам морской царь. Он благодарит гусляра за игру и хочет наградить его. Для этого он предлагает «побиться о велик заклад» с новгородскими купцами на то, что в Ильмень-озере водится «рыба золотые перья».
На пиру Садко ставит об заклад свою «буйну голову», а трое богатых купцов — лавки с «красным товаром». Трижды закидывает гусляр невод в озеро и трижды добывает «рыбу с золотыми перьями». Проигравшие купцы отдают ему свои лавки, и он начинает торговать.
Дела у Садко шли хорошо, и вскоре он сильно разбогател. Гусляр женился и построил себе палаты, украшенные солнцем, месяцем и звездами. Но в один день на пиру у «настоятелей новгородских», когда его участники хвастались всем, что у них есть, Садко заявил, что может купить все товары, которые продаются в Новгороде. Ему тут же предложили побиться об заклад.
Главные герои произведения
В былине представлено несколько основных действующих лиц, каждый из который играет определенную роль в раскрытии основной мысли сказки. Простой гусляр Садко по мере развития действия открывается со многих сторон, становясь все более понятным и близким читателю за счет наличию в его характере черт, присущих каждому человеку вне зависимости от его происхождения и рода занятий.
Морской царь является могущественной сказочной личностью, который может вызвать бурю и шторм в море. Он забрал на дно морское гусляра Садко, наслаждаясь его игрой на гуслях, дал возможность разбогатеть и даже предложил в жены девушку из моря. Царь имеет невероятную и опасную разрушительную силу. Морскому царю не ясно стремление и желание Садко вернуться на земную поверхность.
Микола Можайский стал настоящим спасителем Садко из морского плена. Другое его имя – Николай Угодник, он помог гусляру понять, каким образом ему следует поступать в непростой ситуациию.
Каждый из героев былины обладает своим характером, и наблюдать за развитием событий в сказке становится всё интереснее. Ведь в разных ситуациях все отчетливее проявляются и характеры, и истинные стремления каждого героя произведения.