Морской царь

Действующие лица и их характеристики

Главным героем былины является Садко. К центральным персонажам можно отнести Морского царя и Николая Чудотворца.

Садко

Садко — новгородский гусляр, ставший зажиточным купцом. В начале повествования Садко беден.

Садко — талантливый музыкант, мастер своего дела, именно мастерство гусляра приносит ему счастье. В образе Садко воплощается характер простого русского человека, даровитого, с широкой душой и своими недостатками: хвастовство разбогатевшего гусляра привело к морским злоключениям.

Садко добр, щедр и благочестив: перед тем как отправиться «на дно морское», он отписал своё имение сначала «божьим церквам» и «нищей братии», и уж потом — молодой жене и своей «дружине хороброй». Герой честно, по жребию, приносит себя в жертву морскому царю ради спасения товарищей.

Морской царь

Морской царь — могучий и властный правитель, повелитель морей. Обладает огромными богатствами, живет в палатах белокаменных. Этот герой раскрывается с разных сторон, он противоречив. Одновременно выступает и как благодетель, и как разрушитель. Насылает на людей бурю, ради собственной услады пленит Садко, в то же время он по достоинству ценит талант музыканта и помогает ему.

Микола Можайский

Микола Можайский — русский святой, также известен как Святой Николай Угодник, или Николай Чудотворец, приходит на помощь людям, выступает в роли заступника и спасителя. Упоминание Николая Чудотворца явно указывает на влияние христианской традиции на фольклорный сюжет.

Другие персонажи

Чернава — молодая девушка, морская красавица, в некоторых версиях называется племянницей морского царя, похожа на русалку. Имя персонажа восходит к реке Чернаве. Героиня представляется владычицей  и олицетворением этого водоёма.

Купцы — коллективное действующее лицо в романе, обобщенный образ зажиточного сословия, в былине иллюстрируется такая черта купечества, как хвастовство и стремление к наживе.

Фома Назарьев и Лука Зиновьев – новгородские настоятели, с которыми Садко заключает пари, что выкупит все товары в городе.

Новгородцы — фоновые персонажи, жители города Новгорода, нужны для иллюстрации жизни, быта и нравов древнерусского города.

Дружина Садко — его помощники и спутники, помогают в торговле, путешествуют с ним по морю, бросают жребий. В тексте характеризуется как «дружина хоробрая», т.е. храбрая

Прототип былинного героя

Назвать личность Садко вымышленной нельзя. Существует версия, что его прототипом стал богатый и очень щедрый купец Сотко Сытинич, живший в Новгороде приблизительно в 1167 году. Он немало сделал для своего родного Новгорода, в частности, на его деньги, согласно преданию, была построена церковь Бориса и Глеба.

Эту версию опровергает теория, базирующаяся на том факте, что былина о Садко в более-менее подобном варианте описана и французской литературой, причем, главного героя легендарного эпоса звали Садок. Это дает историкам и искусствоведам право утверждать, что, возможно, прототипом обеих историй стал один и тот же реальный человек (или произведение). А учитывая, что имя Садко и Садок имеет еврейские корни, поклонники этой версии уверены, что речь идет о забытом историей еврейском торговце или сказке, не дошедшей до наших времен.

И, наконец, третья из версий, выдвинутая Всеволодом Миллером, находит объяснение личности Садко в эпосах финско-эстонских племен. Ученый основывает свою теорию не на личности главного героя, а на самой истории, связанной с ним и описанной в легенде.

В гостях у Морского царя

Начал Садко сбрасывать в море все свои сокровища. Бочки золота и серебра ушли на дно, но буря всё не затихала. Тогда поняли моряки, что требует Морской царь человеческой жертвы. Решено было бросить жребий и, конечно, выбор пал на самого Садко. 

Несмотря на отговоры товарищей, велел им купец спустить на волны дубовую доску, на которой остался посреди волн. Странная дремота вдруг нашла на него. Уснул Садко на доске, крепко сжимая в руках свои гусли.

Когда же проснулся купец, осмотрелся, понял он, что находится на дне моря. Подводные жители приветствовали его во дворце Морского царя. Сам Ильм вышел навстречу гостю, объяснив, что позвал его к себе, потому что соскучился без музыки. 

Согласился Садко сыграть мелодию для Морского царя. Обрадовался Ильм, пустился плясать. Увы, во время того танца море бурлило и вздымалось волнами, отчего корабли тонули в его водах. Морской царь вместе со своей супругой всё донимали своего гостя-пленника. 

Очень интересный вопрос звучит от подводных правителей. «Что дороже России: булат или золото?», – спрашивает Ильм. Садко ответил в пользу первого, ведь золото далеко не так ценно, как может показаться.

Происхождение и варианты текста

Былины как образцы фольклора записывались со слов сказителей и собирателей. Один и тот же сюжет мог быть изложен по-разному. Существует много вариантов былины о Садко, со схожим сюжетом. Самой распространенной считается версия, изложенная Андреем Сорокиным

Записал и опубликовал текст со слов Сорокина известный ученый-этнограф Павел Рыбников. Текст представлен в издании собранных им песен за 1910 год. Истоки былины ученые возводят к летописному сказанию, главным героем которого был купец Содко Сытинец.

Сюжет и образы былины восходят к мифологии индоевропейских народов. Различные вариации сказания о морском царе представлены в сказках, мифах, легендах Европы и Средней Азии.

Фольклорист Всеволод Миллер считает, что былина «Садко» это «не что иное, как бродячие сказочные мотивы, прикрепившиеся к историческому имени купца XII века».

Он же  усматривает в былине связь с финно-угорской мифологией, в частности гусляра Садко ученый сопоставляет с карело-финским эпическим героем Вяйнемейненом, центральным персонажем эпоса «Калевала». Однако эта аналогия оспаривается другими учеными.

К настоящему времени в печатных и интернет-изданиях представлены различные поэтические и прозаические варианты текста былины о Садко, в том числе и адаптации для читателей младшего возраста. Популярен пересказ Ирины Валериановны Карнауховой под заголовком «Садко в подводном царстве». В данном обзоре для пересказа, анализа и цитирования использовался современный вариант издания классического текста Сорокина-Рыбникова.

История создания[ | ]

В 1872 году за программную работу «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил Большую золотую медаль и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции, где завершил художественное образование. С 1873 года Репин путешествовал за границей в качестве пенсионера Академии.

В Париже в 1874 году Репин посетил первую выставку импрессионистов. Он не понял и не принял нового направления в живописи и назвал выставку интересной с точки зрения техники, но решительно пустой по смыслу. «Садко» стал завуалированной реакцией на творчество французских импрессионистов. Художник писал критику В. В. Стасову:

Репин написал картину на сюжет новгородской былины о Садко. Художник изобразил момент, когда Садко по приказу морского царя выбирает себе в жёны одну из морских девиц, представленных в виде заморских красавиц. По мысли Репина, они олицетворяют разные страны и народы, но Садко выбирает в жёны стоящую в глубине русскую девицу Чернаву. Сам художник писал:

Постепенно интерес Репина к фантастическому сюжету, навеянному кружащими голову парижскими впечатлениями, начал угасать. Новый импульс работе придал официальный заказ на картину от наследника российского престола, будущего царя Александра III (получить его помог А.П. Боголюбов).

Прототипом Садко стал В. М. Васнецов, которого Репин пригласил в Париж познакомиться с художественной жизнью Франции. Стремясь к предельной достоверности, он изучал атласы морского мира, делал зарисовки морской флоры и фауны в Нормандии, совершил поездку в Берлин, где посетил морской аквариум, осматривал Хрустальный дворец в Лондоне. При изображении свиты морского царя художнику помогли впечатления от пышной зрелищности европейских салонов.

Репин выставил «Садко» в Парижском салоне 1876 года, но картина успеха не имела, зато стала известной в России. Она была куплена великим князем Александром, будущим императором Александром III. В том же году Илья Репин получил за неё звание академика.

Сюжет «Садко» в русской культуре

К сюжету о Садко и мотивам былины неоднократно обращались авторы разных эпох, представляющие различные виды искусства. Ниже приведены некоторые примеры.

В литературе

Стихотворение «Садко» есть в творческом наследии русского поэта и писателя Алексея Константиновича Толстого. Это авторская интерпретация сюжета о Садко и Водяном царе. Поэтическое произведение написано в 1871–1872 годах.

Одноименную сказку по мотивам былины написал Александр Николаевич Нечаев — русский сказочник и ученый-фольклорист. Произведение представляет собой достаточно близкий к оригиналу вольный пересказ, он немного отличается от классического былинного сюжета. Одним из важных героев сказки Нечаева является Водяной — хозяин Ильмень-озера, которого нет в фольклорных текстах. При этом мотив, связанный с Николаем Чудотворцем, в сказке отсутствует. На некоторых ресурсах текст сказки Нечаева преподносится в качестве самой былины.

Театр и музыка

Театральное и музыкальное искусство переплетаются в жанре оперы. Классикой отечественной академической музыки стало произведение Николая Андреевича Римского-Корсакова, по мотивам новгородской былины о Садко. Опера «Садко» создавалась композитором в 1880-х – 1890-х годах. Первая постановка состоялась в 1887. Либретто, так в опере называется текстовая и сюжетная составляющая произведения, было написано совместно Римским-Корсаковым и Владимиром Бельским.

В современную эпоху популярен такой музыкально-театральный жанр, как мюзикл. На основе былин о Садко создано несколько мюзиклов. В московском «Фольклорном центре под руководством Людмилы Рюминой» представлен авторский спектакль известного музыканта, актера и композитора Глеба Матвейчука.

Кинематограф и мультипликация

В советском кинематографе сюжет о Садко был воплощен ещё в 1952 году в музыкальном фильме-сказке режиссера Александра Птушко по сценарию Константина Нечаева. Первоисточником для фильма считается не столько само былинное сказание, сколько одноименная опера. В кино используются фрагменты произведения Римского-Корсакова.

Не так давно отечественные мультипликаторы представили полнометражный анимационный фильм «Садко». Он позиционируется как экранизация былины. Мультфильм Сергея Волкова и Виталия Мухамедзянова вышел на экраны в 2021 году.

Скачать обзор:

История создания

Доподлинно не известно кто является автором произведения. Из-за огромного количества рукописей тексты былины отличаются. Точным осталось только описание жителей Новгорода. Сегодня насчитывается более 9 разных вариантов. Два наиболее полных написали:

  • Андрей Сорокин.
  • Кирша Данилов.

Другая версия говорит о Кирше Данилове, сумевшем собрать народные сказания, былины и песни воедино.

Последний вариант указывает на жителей Олонецкой губернии, благодаря которым рассказ дошёл до наших дней. Согласно легенде, Василий Щеголенок поведал о приключениях Садко сказителям в XIX веке, записавшим их. Сегодня произведение входит в Киевский и Новгородский цикл былин.

Многие исследователи убеждены, что портрет главного героя был списан с купца Садко Сытинца, построившего церковь Бориса и Глеба. Мужчина также проживал в Новгороде, любил путешествовать по морю и добился больших успехов в торговле.

Впрочем, общие черты есть и с персонажем французской сказки Садоком. Он виновен в преступлении, желая избежать наказания, пересекает Ла-Манш. Но его корабль попадает в шторм, который может остановить только смерть храбреца. Русский Садко — неуникальный герой, об этом свидетельствует схожесть со сказаниями других народов. В Германии это Зигфрид, в Финляндии — Вяйнемейнен.

Сюжет[править]

Cо времён последнего подвига трёх богатырей прошло около полугода. Из-за отсутствия врагов они расслабились, и их поглотила бытовая рутина. Желая скрыться от домашних обязанностей, Добрыня Никитич придумал играть с речными раками и целыми днями устраивал между ними бои. Видя это, Настасья заявила, что уйдёт от своего мужа, так как он не ценит её и видит в ней только служанку. Расстроенный Добрыня, пытаясь исправиться, идёт на рынок, чтобы купить овощи. Там он встречает Илью Муромца и Алёшу Поповича, который отвлёкся при виде друзей и проиграл медведю состязание по армрестлингу.

От огорчения богатыри констатируют, что силы у них поубавилось. По совету верного друга Змея Горыныча они решили отправиться в Китай за зубом его дальнего родича, который якобы может вернуть им былую силу. В это время Князь получил от Юлия книгу о сокровищах Морского царя и с боярином Антипом отправился на корабле в путешествие за золотом. Но узнавшая о похищении громадная осьминожка Брунгильда утаскивает Юлия на дно. Доставленный к Морскому царю конь ради своего спасения рассказывает о городе Киеве, где можно найти невесту на выбор.

Озабоченный необходимостью женитьбы, царь затопляет город. Брунгильда оказывается ближайшей помощницей правителя, тайно влюблённой в него, но она строго соблюдает неизвестную клятву, которую давно дала его матери. Команда корабля, на котором Князь ходил за золотом, оказалась пиратской и закономерно подняла бунт. Чтобы отвести угрозу, он объявляет себя их капитаном и предлагает команде награбить ещё золота. Но пираты всё равно высаживают Князя и Антипа в шлюпку за то, что по их вине команда во время шторма потеряла всё добытое золото.

Доплывшие до Антарктики Князь и Антип находят пингвинов, которые помогают им добраться до места, где раньше был Киев. В Китае богатыри строят засаду для поимки мифического дракона, попутно помогают торговцам, шедшим по Великому шёлковому пути, быстрее достичь цели — приподнимают Великую Китайскую стену и создают проход. Находясь в засаде, богатыри ловят и вырывают зуб у дракона, которым оказывается Горыныч, прилетевший сообщить о затоплении Киева.

Настасья, её подруги и все остальные киевлянки под действием магии Морского царя получили русалочьи хвосты вместо ног. Желая разобраться, жёны богатырей плывут прямо к Морскому царю. Однако они обнаруживают во дворце беспорядок и начинают прибираться.

Растроганный царь выходит из укрытия, откуда наблюдал за уборкой, и, несмотря на строгость Настасьи, которая ударила его полотенцем, потребовала вернуть ноги и освободить Киев, влюбляется в неё с первого взгляда.

Под влиянием Юлия, который даёт советы в надежде, что его вернут на берег, Морской царь решает жениться на Настасье. Не встречая взаимности, он решает применить приворотное зелье. Достать его у Кикиморы он поручает богатырям, которые как раз принесли похищенное у него золото. Юлий слишком поздно узнал имя невесты. Он попытался отвратить царя от женитьбы информацией о её замужестве, на что царь отвечает, что можно сделать её вдовой.

Приглашённые во дворец жёны богатырей даже и не догадываются о предстоящей свадьбе. Их мужья добывают у Кикиморы зелье на основе травы-муравы, оставив взамен новый построенный дом. Чувствуя неладное, Добрыня возвращается к Морскому царю раньше и врывается во дворец в тот момент, когда царь делает предложение Настасье. Последний обращает против него свой трезубец, но его супруга, видя такую жестокость, моментально прощает Добрыню. Подоспевшие богатыри приводят его в чувство, и начинается их битва с морскими обитателями.

В кульминационный момент Брунгильда признаётся царю Эдуарду в любви, а Юлий выливает на них добытое приворотное зелье. Битва заканчивается, и в финале все гуляют на пышной свадьбе Морского царя Эдуарда и Брунгильды под песню Юрия Антонова «Мечты сбываются».

История и образ Морского царя

Образ повелителя морей неоднозначен в русских сказках. Его принято считать злодеем, но ничего зловещего подводный обитатель не совершает. Он выступает неким благородным старцем-богачом, который повелевает в мире морском.

У него очень колоритная внешность — длинная борода, седые волосы, украшенные венком из папоротника. Своеобразное средство передвижения — гигантская раковина, запрягается морскими коньками или псами. Так Поддонник объезжает владения, чтобы соблюдать порядок.

В руках у персонажа весло и острога. Первое олицетворяет укрощение волн, второе — напротив, используется для того, чтобы создать шторм. И уже в этом прослеживается противоречивая личность. Царь Поддонный не злой, и не хороший. Он — соблюдает баланс, поэтому ему приходится проявлять жесткость и доброту в отношении других героев.

Но ничто человеческое ему не чуждо. Так, он обожает веселье и танцы. Правда, когда устраивает праздники, то море сильно волнуется, из-за чего тонут корабли. Вот пример нехорошего поступка без злого умысла.

Еще важно уточнить, что у царя рождаются только дочери. Но ведь замуж их выдавать нужно

Поэтому царь Поддонный и зазывает в пучину морскую молодых и удалых парней, обещая в награду несметные богатства. Так случилось и с Садко. Он приглянулся царю Водянику игрой на гуслях. За Садко вышла замуж одна из дочерей — Чернава, она же помогла парню и спастись.

Особенности личности Садко

В отличие от былинных богатырей, Садко не совершал подвигов и не защищал русскую землю. Он прославился, как торговый человек, поэтому можно утверждать, что, таким образом, былины впервые прославили купцов, как социальную категорию, набиравшую в то время реальную политическую силу.

Особо пристального внимания заслуживает характер Садко. Он отличается щедростью, умением расставаться с нажитым добром, легкостью, честностью незаурядными музыкальными способностями. К негативным чертам характера героя относится его небывалое хвастовство и азартная натура, которые чуть было не стоили ему жизни.

Кроме того, былина отмечает удачливость Садко, умение оказаться в нужное время в нужном месте, а также вечное стремление русского народа к «халяве», поскольку свое богатство герой не заработал тяжелым трудом, а выиграл в результате банального спора, превратившись из простого гусляра в видного и зажиточного человека.

ОТЛИЧИЕ ОТ ОСТАЛЬНЫХ ЗЛОДЕЕВ

У Морского царя, если сравнивать его с прочими лиходеями, нет никаких зловредных планов. Он не грабит и не убивает путников, не разбойничает, в отличие от Соловья. Ему нет дела до Киева и Руси в целом. Владыка всех вод не ведет войн, не стремится ничего завоевать. Тот факт, что он удерживает у себя Садко, с трудом позволяет отнести царя к отрицательным персонажам. Водяник не топит корабли купца, а всего лишь останавливает их. Он не тиранит героя — тот ни в чем не знает отказа на морском дне.

Одним словом, сей персонаж удивителен отсутствием отрицательных черт, присущих противникам богатырей. Может быть, поэтому он и противодействует Садко — ведь тот славится не силой и мощью, а смекалкой да талантом игры на гуслях.

История создания персонажа

Морской царь из славянской мифологии схож с персонажами из фольклора других стран. Предположительно, славяне заимствовали образ царя Поддонного из финских легенд.

Так, сказания о боге Ахти стали известны русским народам Севера, по предположению В.Ф. Миллера. Ахти — великий бог, который изображается старцем с травяной бородой. Он повелевал водами, а также хранил богатства, которые упали с лодки музыканта Вяйнямёйнена (прототип героя Садко).

У Ахти есть жена — Велламо (у славян — Водяница), которая старается быть доброй и полезной людям. В окружении царской семьи — толпа водяных дев, в то время как у славянского царя Водяника 12 дочерей.

В древнескандинавской мифологии у йотуна (великана) мирового моря Эгира тоже нет ни одного сына, зато 9 дочерей. По характеристикам Эгир схож с античным Нептуном. Древнеримский повелитель морей позже стал отождествляться с верховным божеством древних греков Посейдоном.

Морского царя из русских былин и сказок важно отличать от водяного. Этот мифологический персонаж получил распространение в начале XX века и отождествлялся с вредным существом с большим брюхом и опухшим лицом

Характеристика образа царя Водяника сродни самому морю. Как и любое другое природное богатство, коим считается вода, оно дает человеку блага. Но ничего не бывает «просто так». Главная мысль в том, что люди расплачиваются за бездумную растрату ресурсов в конечном итоге. Так и Морской царь готов одарить путешественника сокровищами, но потребует за это что-то нематериальное.

Морской царь в культуре

В народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» повелитель морей заставил царя тридевятого государства обманом отдать долгожданного наследника, Ивана-царевича. Но в него влюбилась Василиса, дочь водного властителя. Она же и помогла юноше сбежать, а после стала жить с ним в королевстве.

Образ царя Водяника из славянской мифологии проник и в классическую литературу. Так, в «Сказке о царе Салтане» Александра Пушкина предводителя 33 богатырей, живущих на дне океана, зовут дядькой Черномором. Конечно, прообразом этого героя стал персонаж славянской былины. Автор показал его с положительной стороны, как прекрасного командира крепких и сильных бойцов.

Много мультфильмов и фильмов снято для детей. Советская сказка «Садко» поставлена в 1952 году Александром Птушко. Роль Морского царя сыграл народный артист РСФСР Степан Каюков. В основу сюжета легла былина о гусляре Садко. Фильм вызвал восхищение у зрителей, а через 10 лет транслировался в США под названием «Волшебное путешествие Синдбада».

Придерживается концепции образа персонаж повелителя морей в мультфильме «Огонь, вода и… медные трубы». В поисках возлюбленной герою Васе приходится пройти через многие испытания, в том числе побывать под водой в царстве хитрого и могущественного хозяина.

Замечательный фильм-сказка «Марья-искусница» был снят киностудией имени Максима Горького. В этой картине появляется Водокрут Тринадцатый, который похитил мать Иванушки — Марью-искусницу. Бравому солдату в отставке придется пуститься в далекий путь, чтобы освободить русскую красавицу из водяного плена.

Студия «Мельница» в 2016 году выпустила в прокат полнометражный мультипликационный фильм «Три богатыря и морской царь». Описание сюжета начинается с того, что водному властителю охота жениться.

В это время жены богатырей устают от невнимания супругов и постоянно заняты домашней работой. Жаждущий любви царь решает затопить город, чтобы найти среди людей суженую. Настасья, Аленушка и Любава становятся русалками и плывут во дворец, чтобы исправить ситуацию.

Кадры из мультфильма «Три богатыря и морской царь»

Но, прибыв на место, видят жуткий беспорядок, поэтому быстро приводят царские покои в надлежащий вид. Растроганный царь влюбляется в Настасью и просит Кикимору приготовить любовное зелье, чтобы русская красавица ответила ему взаимностью. Но богатыри, как водится, поспели вовремя. В финале Настасья поняла, что любит и готова простить Добрыню.

А Морской царь под действием волшебного зелья женится на помощнице, Брунгильде. Красивые картинки, много смешных моментов и узнаваемые персонажи пришлись по вкусу детям.

У морского царя

35 предложений/ 418 слов

Согласно новгородскому сказанию «Садко», главный герой однажды побывал во владениях морского царя. Вначале сказания Садко был бедным гусляром, у которого за душой не было ни единого медного гроша. Единственным его достоянием были гусли, на которых он играл на различных новгородских пиршествах. Однажды, когда ему было грустно, он присел на бел-горюч камень у Ильмень-озера и ударил в струны звонкие. Его игру на гуслях услышал сам царь воды и захотел отблагодарить молодого богатыря. Он поведал Садко тайну озера и посоветовал рассказать ее богатым купцам и боярам новгородским. По его словам в озере водилась золотая рыба.­

Так, на очередном пиру Садко поделился этим секретом с подвыпившими купцами. Вначале они ему не поверили, но, поймав три такие рыбы, наградили гусляра дорогими лавками. С тех пор Садко стремительно богател и стал одним из знатных купцов города. Он построил себе белокаменные хоромы, женился и стал устраивать частые пиры. На одном из таких пиров он похвастал перед гостями, что настолько богат, что может скупить все товары на лавках города. Купцы не поверили и затеяли спор на тридцать тысяч. Этот спор Садко проиграл, так как весь товар новгородский он не осилил. После этого он построил тридцать кораблей и вышел в море с уже купленным товаром. Во время путешествия в заморские города и страны он выгодно все распродал и с большой выручкой возвращался домой.

Именно тогда и задержал их морской царь. Он остановил все корабли Садко и не давал им тронуться с места. Купец понял, что царь просит жертв. Сначала он высыпал в море бочку золота, но это не помогло. Затем он сам спустился в морское царство, где его встретил сам царь воды. Он хотел, чтобы Садко сыграл для него на гуслях. Под эту звонкую мелодию царь пустился в неуемный пляс, от которого несколько дней море бушевало. Много кораблей потонуло за это время, но корабли Садко дошли до Новгорода целыми и невредимыми. Никак не унимался морской царь. Тогда святой Микола Можайский посоветовал гусляру порвать струны. Так Садко и поступил, чтобы море успокоилось. В благодарность царь предложил ему выбрать жену в морском царстве и оставаться там навсегда.

Микола Можайский и здесь выручил Садко. Он подсказал ему выбирать ту, которая будет идти последней и которую зовут Чернавушкой. Гусляр послушался и сделал все, как святой велит. Трижды по триста жен приводили к нему, а он выбрал Чернавушку. На следующее утро Садко проснулся на крутом берегу в Новгороде и увидел свои корабли. На вырученные средства он построил церковь в честь святого, помогшего ему выбраться из владений морского царя. Больше Садко в море не выходил, а жил себе спокойно в родном Новгороде.

см. также:Другие сочинения по произведению былины Садко

Читаем самостоятельно

Прочитайте самостоятельно былину «Илья Муромец и Соловей разбойник». Ответьте на следующие вопросы: 

1. К какому циклу былин можно отнести прочитанную вами былину. Какой теме она посвящена? 

         Киевский цикл. Тема былины — защита Руси от врагов, доблесть богатыря. 

2 . Почему Илья Муромец отказался стать черниговским воеводой и что помогло «славному богатырю святорусскому» победить Соловья-разбойника? Как в былине выражается отношение народа к богатырю и что сближает его с героями народных сказок? Каким предстает перед нами Илья Муромец? Постарайтесь нарисовать устный портрет героя, используя текст былины. 

         Илья Муромец не захотел стать черниговским воеводой, так как ценил свою свободу и торопился в Киев Он не хотел служить кому-то. Ему помогло победить его стремление делать только добрые дела, а как известно, что добро славный всегда побеждает зло.  

         Народ относится к нему с уважением и добротой. Именно это и сближает его с героями народных сказок. Образ Ильи Муромца стал народным образом. 

         Илья Муромец — удаленький добрый молодец, богатырь, старый казак, мужик-деревенщина. У него «белы ручушки». Эти эпитеты позволяют представить главного героя сильным, здоровым, смелым персонажем. 

3. В тексте часто встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют? 

         Выражают симпатию. (например, Царя к богатырю). 

4. Какие черты характера Ильи Муромца проявились во время боя? Что, кроме,  бесстрашия помогает ему одолеть Соловья-разбойника? Как он говорит об этом сам? 

         Помимо бесстрашия богатырь проявил свою решительность, мудрость, умение контролировать ситуацию. Илья в конце былины говорит о том, что хватит уже Соловью-разбойнику такие бесчинства устраивать, да песни ему воспевать. 

5. Как вы понимаете концовку былины? 

         Илья Муромец показал убийством Соловья-разбойника то, что он положит конец всему злу и врагам на Руси. 

Темы

Русская культура и русский характер отражены в языке текста, сюжете и образах былины. Фоном для повествования служит уклад жизни древнего Новгорода, в былине показана любовь и привязанность героев к родной земле.

Призвание и талант — одна из центральных тем фольклорного произведения. Каждый должен заниматься своим делом и найти своё место в жизни, данный свыше дар нужно ценить и уметь использовать. Главный герой былины — музыкант. Обретя богатство, он начинает заниматься торговлей, становится купцом и терпит неудачу в этом деле. Музыкальная одаренность определяет его судьбу, становится для него «бременем» и в то же время приносит счастье. Талант часто оказывается не оценен и может быть поводом для искушения. Эти темы фольклорного произведения представляются вполне современными и актуальными в наши дни.

Хвастовство — свойство человеческого характера. Людьми движет желание выделиться, показать своё превосходство. Человеку бывает присуща излишняя самоуверенность и склонность к преувеличению. Купцы похваляются на пиру, а Садко, которому нечем похваляться, выигрывает у них спор. Потом уже сам Садко, вкусив богатой жизни, переоценивает собственные возможности, и похвальба не доводит его до добра.

Тема природы важна для русского фольклора. Видное место она занимает в былине «Садко». Человек зависим от природы, он не властен перед стихией. На Руси природу почитали и любили, во времена язычества ей поклонялись, её одушевляли.

Христианство — неотъемлемая часть русской культуры. Использование образа Миколы Можайского и сюжет со строительством церкви показывает укоренённость христианской традиции в сознании и в быту новгородцев Древней Руси.

Откуда взялся миф о Садко? Версия первая: реальный прототип

Как писал доктор филологических наук Сергей Азбелев, былины совмещают достоверные сведения с мифическими или сказочными подробностями. Фантастическое, в первую очередь гиперболизированное, описание — это способ сохранить память о реальных событиях в народной памяти. Достаточно сказать, что само слово «былина» в Древней Руси означало «факт».

В пользу историчности сюжетов былин говорит и то, что в них реальные личности и события: от князя Владимира и набегов степняков до Ермака и завоевания Казанского ханства. Кроме того, в исторических источниках встречаются имена из народных песен, например Ильи Муромца и Алеши (Александра) Поповича. Поэтому некоторые историки считают их реальными людьми и прототипами былинных героев.

В Древнем Новгороде действительно была церковь, в постройку которой вложил деньги местный богатый меценат в XII веке. Но сам по себе этот факт не удивителен: зажиточные новгородцы часто занимались подобной благотворительностью. Так, в разное время храмы только во имя Николая Чудотворца в Новгороде возводили князь Мстислав Храбрый (1113), архиепископы Давыд (1312) и Евфимий II (1436).

Гораздо интереснее имя жертвователя: его звали Содко Сытинец (или Сотко Сытиничь, встречаются разные варианты написания). Так, согласно сведениям из более чем 20 летописей, в 1167 году:

Белокаменная церковь монументальных размеров, построенная Содко в новгородском детинце, была освящена в 1173 году и простояла больше 500 лет. Несколько раз прихожане восстанавливали ее после пожаров. В 1692-м здание рухнуло. Сохранился только фундамент — его исследуют археологи РАН.

Ахти из Финляндии

Картинка взята с сайта YouTube

По мнению многочисленных исследователей, на образ владыки водоемов могли оказать огромное влияние финны. У них существовало божество Ахти, который часто встречается в сказаниях о местном Садко музыканте Вяйнямёйнене.

Языческие финны относили морского бога к числу великих созданий, рисуя его в образе старца с бородой из травы. Его гордо именовали владыкой вол и повелителем рыб. Считалось, что Ахти обладает неимоверными богатствами, которые в большинстве своем представлены удивительными драгоценностями Сампо. Они упали с лодки музыканта Вяйнямёйнене и опустились на дно моря.

Вместе с Ахти правит подводным царством его супруга Велламо. Ее считали доброй и радушной хозяйкой, которая благосклонно относится к людям. Жена Ахти ассоциируется с нашей былинной царицей Водяницей, помогавшей Садко периодически выбираться на землю. Финские владыки окружены многочисленными русалочками.

Как и морской царь, Ахти являлся любителем хорошей музыки. Как наш владыка вод загоняет рыбу в невод к Садко, так и финское божество радует уловом своего любимца Вяйнямёйнене.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: