Что такое зиккурат?

Зиккурат

Зиккурат (от вавилонского слова sigguratu — «вершина», в том числе «вершина горы») — многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.

История

Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у Шумеров до 7 у Вавилонян, не имевших интерьера (исключение — верхний объём, в котором находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Внутри стен, поддерживающих платформы (параллелепипеды) находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.

Рядом со ступенчатой башней-зиккуратом обычно находился храм, который являлся не молитвенным сооружением как таковым, а жилищем бога. Шумерийцы, а вслед за ними и ассирийцы с вавилонянами, поклонялись своим богам на вершинах гор и, сохранив эту традицию после переселения в низменное двуречье, возводили горы-насыпи, соединявшие небо и землю. Материалом для постройки зиккуратов служил кирпич-сырец, дополнительно укреплённый слоями тростника, снаружи облицовывались обожжённым кирпичом. Дожди и ветры разрушали эти сооружения, их периодически подновляли и восстанавливали, поэтому они со временем становились выше и больше по размерам, менялась и их конструкция. Шумерийцы строили их трёхступенчатыми в честь верховной троицы своего пантеона — бога воздуха Энлиля, бога вод Энки и бога неба Ану. Вавилонские зиккураты были уже семиступенчатыми и окрашивались в символические цвета планет (в древнем Вавилоне было известно пять планет), чёрный (Сатурн, Нинурта), белый (Меркурий, Набу), пурпурный (Венера, Иштар), синий (Юпитер, Мардук), ярко-красный (Марс, Нергал), серебряный (Луна, Син) и золотой (Солнце, Шамаш).

Дур-Унташ или Чогха-Занбиль, построенный в XIII веке до н. э. Унташ Напириша и располагающийся близ Суз, один из наиболее хорошо сохранившихся зиккуратов

В поздний период зиккурат был не столько храмовым сооружением, сколько административным центром, где располагалась администрация и архивы.

Прообразом зиккурата были ступенчатые храмы. Первые такие башни в форме примитивных ступенчатых террас появились в аллювиальных долинах Тигра и Евфрата в конце IV тысячелетия до н. э. Последний заметный всплеск активности в возведении месопотамских зиккуратов засвидетельствован уже в VI век до н. э., в конце нововавилонского периода. На протяжении всей древней истории зиккураты подновлялись и перестраивались, составляя предмет гордости царей.

Зиккураты стали прообразом ветхозаветной легенды о Вавилонской башне.

Зиккураты сохранились в Ираке (в древних городах Борсиппе, Вавилоне, Дур-Шаррукине, все — 1-е тыс. до н. э.) и Иране (в городище Чогха-Занбиль, 2-е тыс. до н. э.).

Шумерские зиккураты Урука и Ура

Двумя лучшими примерами этого являются зиккураты Урука и Ура, построенные соответственно около 3000 г. до н.э. и между 2047-1982 гг. до н.э. Зиккурат Урук возвышался на 40 футов (12 м) над окружающими равнинами и был увенчан святилищем, известным как Белый храм, размером 55×72 фута (17×22 м), куда можно попасть по лестнице для процессий на боковой стороне сооружения. Чуть ниже зиккурата было возведено каменное здание, назначение которого неизвестно, но представляет особый интерес тем, что месопотамцы строили из сырцового кирпича, а не из камня.

Зиккурат Урука был построен из утрамбованной земли и высушенного на солнце сырцового кирпича, верхняя поверхность которого была покрыта битумом, а затем кирпичом, что обеспечивало гидроизоляцию и надежный фундамент для Белого храма. Храм был ориентирован по сторонам света, сделан из сырцового кирпича и окрашен в ярко-белый цвет. Реконструкции показывают, что сооружение, построенное в честь бога неба Ану, было впечатляющим, но простым. К тому времени, когда был построен зиккурат Ура, эта парадигма сменилась более сложным видением.

Зиккурат Ура был посвящен Нанне (также известному как Син), богу луны и божеству-покровителю Ура. Ур-Намму, который победил гутиан в начале своего правления и хотел представить себя своему народу как защитную фигуру отца, заказал зиккурат в качестве грандиозного празднования своего правление; его завершил его сын Шульги. Зиккурат был построен из высушенного на солнце сырцового кирпича с центральной лестницей от земли до верхнего уровня и двумя соответствующими лестницами, спускающимися по фасаду слева и справа. Нужно было подняться по центральной лестнице, пройти под аркой, а затем подняться на второй уровень, а затем войти в храм на приподнятом третьем уровне.

Великий Зиккурат Ура. Фото: member.worldhistory.org

Зиккурат Ура был найден в руинах Набонидом Вавилонским (556-539 гг. до н.э., иногда называемым «первым археологом»), который пытался его восстановить. Верхний уровень этого места в наши дни — это прежде всего работа Набонидуса, в то время как другие реставрационные работы относятся к современной эпохе, начатой президентом Саддамом Хусейном в 1980-х годах. Хотя оба этих зиккурата были видны издалека и служили ориентирами для путешественников, самым высоким, самым большим и самым известным является Вавилонский зиккурат (построен в XIV-IX веках до н.э.), известный из Библии как Вавилонская башня.

Оформление зиккуратов

Не только грандиозные размеры сооружения призваны были удивлять жителей Месопотамии, но также и их внешняя отделка и планировка. Для облицовки зиккуратов использовались самые дорогие материалы, включая золото и серебро. Стены украшались изображениями растений, животных и мифологических существ. На вершине стояла золотая статуя божества, в честь которого был воздвигнут зиккурат.

Путь от подножия к вершине не был прямым. Он представлял собой нечто вроде трехмерного лабиринта с подъемами, длинными переходами и многочисленными поворотами. Центральная лестница вела только на первый либо второй ярус. Дальше приходилось двигаться по зигзагообразной траектории — огибать углы здания, подниматься по боковым ступеням, а затем, уже на новом ярусе, идти к следующему пролету, располагавшемуся с другой стороны.

Цель такой планировки состояла в том, чтобы сделать восхождение более долгим. Священнослужитель во время подъема должен был избавиться от мирских мыслей и сосредоточиться на божественном. Интересно, что храмы-лабиринты существовали также в древнем Египте и средневековой Европе.

Зиккураты Месопотамии были окружены садами. Тень деревьев, аромат цветов, плеск фонтанов создавали ощущение райской безмятежности, которая, по замыслу архитекторов, должна была свидетельствовать о благосклонности божеств, обитавших на вершине. Также не следует забывать, что зиккурат располагался в центре города. Жители приходили туда, чтобы предаться дружеским беседам и совместным развлечениям.

Современные зиккураты

Изобретенная в далекой древности архитектурная форма вдохновляет и современных проектировщиков. Самым известным «зиккуратом», построенным в двадцатом веке, является Мавзолей Ленина. Такая форма усыпальницы советского вождя породила конспирологические домыслы о связи большевиков с древними месопотамскими культами.

На самом деле схожесть с зиккуратом — скорее всего — продиктована художественными предпочтениями его архитектора Алексея Щусева. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на здание Казанского вокзала Москвы, проект которого мастер представил еще в 1911 году. Его главное строение тоже имеет характерную ступенчатую структуру. Но прообразом тут послужила не архитектура зиккуратов Месопотамии, а облик одной из башен Казанского кремля.

Но не только русским в двадцатом веке пришла в голову идея построить зиккурат. В США тоже есть здание подобной конструкции. Оно находится в Западном Сакраменто, штат Калифорния. И так и называется «Зиккурат-Билдинг». Его строительство было завершено в 1997 году. Это одиннадцатиэтажное офисное здание высотой 47 с половиной метров занимает площадь в семь акров (28 000 м 2) и имеет подземную парковку, рассчитанную более чем на полторы тысячи автомобилей.

Территория Апшерона, которая ныне
активно осваивается и застраивается, хранит еще множество тайн прошлого.
К сожалению, следы древнего человека не так очевидны для неискушенного
наблюдателя и часто уничтожаются. В тоже время черепок керамики или след
в виде рисунка или выемок, оставшийся на скальных породах, могут поведать
многое о жизни древних людей.

Несколько лет назад изучая стоянку
бронзового века в местечке Умидгая близ Нардарана мною вместе с Аббасом
Исламовым на скалах был обнаружен интересный символ. Он представлял
собой несколько вложенных квадратов с выемкой в центре. Рисунку было
дано условное название «зиккурат».

Зиккурат в Месопотамии являлся
формой храма и представлял собой ступенчатую пирамиду (3-7 ступеней), на
вершине которой помещалось небольшое святилище. Форма зиккурата
очевидным образом символизировала лестницу в Небо. Первый зиккурат
колоссальных размеров, состоявший из трех ярусов, был построен в Уре
(Ирак) в XXI в. до н.э. Обнаруженный рисунок напоминал план данного
храма.

Рисунок «зиккурат»

Реконструкция храма зиккурат в Уре

В дальнейшем аналогичный рисунок «зиккурат»
был выявлен на скале на древней стоянке в Келезахе. Те же вложенные
квадраты и выемка в центре. Келезах находится в несколько десятках
километров от местечка Умидгая, поэтому трудно считать такое совпадение
рисунков случайностью. Еще один похожий рисунок «зиккурат» был высечен
на камне, который был найден в Мардаканах и ныне хранится в Мардаканской четырехугольной башне.
Здесь количество вложенных квадратов равно пяти. Рисунки такого типа встречаются в Гобустане,
а также в Астаре, расположенной в 200 км от Баку.

Рисунок «зиккурат», обнаруженный в местечке Умидгая

Рисунок «зиккурат», обнаруженный в Келезахе

Что означал рисунок «зиккурат»
на самом деле и для чего он служил все еще остается загадкой. Но
ясно, что данный рисунок был распространен на Апшероне в
определенный период времени (4-5 тысяч лет назад) и играл определенную роль в жизни
древних людей. Какую? Это и предстоит выяснить дальнейшими
исследованиями.

Рисунок «зиккурат»,
хранящийся в четырехугольной башне в
Мардаканах.

Фотографии
сделаны мною и приводятся
впервые (Фаик Насибов).

Комплекс Чонгха-Занбиль

Расположен возле Сузы в районе Хузестан, юго-запад Ирана. Состоит из храмов, трех дворцов и зиккурата (это один из лучших сохранившихся в мире). В 1979 году добавлен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Он был обнаружен в 1935 году старателями англо-иранской нефтяной компании, которые обследовали регион на самолете. Первоначальные исследования провели французские археологи, с 1946 по 1962 год на месте раскопок работал Роман Гиршман. Внутри комплекса нашли несколько бычьих скульптур и различные мелкие артефакты.

В переводе с местного наречия Чонгха-Занбиль означает «большой холм в форме корзины». Комплекс посвящен Иншушинаку, бычьему богу Сузы. Считалось, что с храма на вершине бог каждый вечер поднимается на небеса. Зиккурат возвышается над землей на 24 метра, что составляет меньше половины его первоначальной высоты. Фасад когда-то был покрыт голубой и зеленой глазурованной терракотой, а интерьер украшали мозаики из стекла и слоновой кости. В 640 году до нашей эры комплекс подвергся разграблению и сильному разрушению царем Ашурбанипалом, позже он рухнул.

Проливные дожди оказывают разрушительное воздействие на строение, несмотря на применение защитных покрытий. В середине 90-х был отмечен небольшой сдвиг стен, что вызвало сильную обеспокоенность археологов.

Назначение и конструкция

Как уже отмечалось, целью зиккурата было возвысить главного слугу бога (обычно верховного жреца мужского божества и верховную жрицу богини) до точки между землей и небесами. Считалось, что боги живут высоко наверху, и поэтому, чтобы ясно общаться с ними, нужно было приблизиться как можно ближе к их царству. Считалось, что после того, как это было сделано, божество проводило время на земле, пребывая в своей статуе внутри храма на вершине зиккурата.

Воссоздание Этеменанки в Вавилоне. Фото: member.worldhistory.org

Геродот (484-425 / 413 гг. до н.э.) обсуждает это назначение зиккурата, утверждая, что бог Мардук из Вавилона (которого Геродот называет Зевсом), как полагают, спускался в храм на вершине городского зиккурата, чтобы переспать с женщиной, которая там жила. В храме не было статуи Мардука, только женщина (Истории, I: 181-182). Этот обычай, как предполагает Геродот, соответствовал вере в то, что бог вступит в половую связь с избранной женщиной, чтобы обеспечить плодородие земли. Также возможно, как указывает учёный Стивен Бертман, что зиккурат служил целям безопасности и сохранения:

На земле, опустошенной наводнением, зиккурат был просто монументальным средством возведения святилища и защиты его от повреждения водой.

Сооружение, возможно, также служило обсерваторией, как утверждает историк Диодор Сицилийский (90-30 гг. до н.э.), который отмечает, как вавилонские астрономы использовали зиккурат для «своих наблюдений за звездами, восход и заход которых можно было точно наблюдать из-за высоты сооружения». Бертман отмечает, что зиккурат мог использоваться для всех этих целей, и ни одна из приведенных причин для сооружения не исключает ни одной из других.

Зиккурат был построен из высушенных на солнце глиняных кирпичей от центра наружу без внутренних помещений. Затем сооружение было облицовано обожжённым в печи кирпичом, украшено орнаментом и раскрашено. Он вырос из внутреннего двора храмового комплекса, большого пространства для религиозных собраний, со зданиями по периметру, включая святилище, жилье для священников, школу для писцов, кухню и столовую, а также административные помещения, окруженные глинобитной стеной. Административные священники должны были контролировать ежедневную работу комплекса, образовательные инициативы, раздачу людям излишков пищи и оказание медицинской помощи.

Сам зиккурат не был местом общественного поклонения, как и храм в древней Месопотамии. Храм был домом божества, а высота зиккурата просто облегчала посещение этого бога или богини. Люди приходили во внутренний двор на религиозные службы, чтобы посмотреть, как первосвященник делает подношения богу на зиккурате, или входили в храм на вершине, чтобы получить важные сообщения.

Самый известный зиккурат

Считается, что легендарная Вавилонская башня была храмом, возведенным в честь бога Мардука. Ее прототипом называют Етеменанки. Это зиккурат, построенный в древнем Вавилоне. О нем сохранилось немного достоверной информации. Исторические рассказы описывают башню из семи разноцветных ярусов с изысканным храмом на вершине, покрашенным в цвет индиго. Известно, что к дому бога вели три лестницы, две из которых поднимались только наполовину зиккурата.

В переводе с шумерского Етеменанки означает «основание неба и земли». Построенное Хаммурапи, ядро здания содержало остатки более ранних зиккуратов, позже строение было достроено Навуходоносором. Ученые предположили, что по верованиям шумеров Вавилонская башня была символическим изображением первозданного холма, на котором была создана вселенная. Последняя реконструкция превратила его в самое высокое строение (предположительно 91 метр). Позднее башня была разобрана.

В 2011 году в коллекции манускриптов Мартина Шойена обнаружили старейшее из известных изображение Етеменанки. Вырезанное на черном камне и названное «Стелла Вавилонской башни», оно датируется 604–562 годом до н. э., время Навуходоносора II.

Историческая справка

Месопотамия (в переводе с греческого «Междуречье») – территория между реками Тигр и Евфрат – современный Ирак. С конца IV тысячелетия до н.э. там жили шумеры, земледельцы, соорудившие на полях ирригационную систему, люди, которые изобрели гончарный круг и повозку на колесах.

Шумеры трудились, постепенно у них возникли города: Ур, Лагаш, Киш и Урук, в которых возводили царские дворцы и храмы древним богам. Боги шумеров – воплощение суровых сил природы. В каждом городе – свой главный бог, которому строили храм и обращались за помощью. Шумеры строили храмы на платформе: в них жили цари, наблюдая с высоты за городом.

Зиккураты в других частях света

Не только правители Месопотамии возводили величественные постройки, стремясь с их помощью оставить свое имя в веках. В других частях света тоже встречаются сооружения, форма которых напоминает зиккурат.

Наиболее известные и хорошо сохранившиеся строения подобного рода расположены на американском континенте. Большинство из них выглядят как ступенчатая пирамида. Зиккурат, как архитектурная форма, был известен ацтекам, майя и другим цивилизациям доколумбовой Америки.

Больше всего ступенчатых пирамид, собранных в одном месте, можно найти на месте древнего города Теотиуакан, который расположен приблизительно в пятидесяти километрах от столицы Мексики. Архитектурная форма зиккурата явственно распознается в облике знаменитого храма Кукулькана, известном также как Эль-Кастьльо. Это строение является одним из символов Мексики.

На территории Европы также есть древние зиккураты. Один из них, названный Канчо-Роано, находится в Испании и является памятником существовавшей когда-то на Пиренейском полуострове тартессийской цивилизации. Предполагается, что построен он был в шестом веке до нашей эры.

Другим необычным для Европы сооружением является Сардинский зиккурат. Это очень древнее мегалитическое строение, воздвигнутое еще в четвертом тысячелетии до нашей эры. Сардинский зиккурат был культовым местом, в течение многих столетий там проводились религиозные обряды. Основание его платформы имело длину почти 42 метра.

Дома

ВавилонаЕгипетский музей розенкрейцеровСан-Хосе

Материалы, использованные для строительства месопотамского дома, были похожи, но не точны, как те, что используются сегодня: глинобитный кирпич, глиняная штукатурка и деревянные двери, которые, естественно, были доступны по всему городу, хотя дерево не было распространено в некоторых городах Шумера. У большинства домов была квадратная центральная комната с другими комнатами, примыкающими к ней, но большие различия в размерах и материалах, использованных для строительства домов, предполагают, что они были построены самими жителями. Самые маленькие комнаты могли не совпадать с самыми бедными людьми; на самом деле, могло случиться так, что беднейшие люди строили дома из скоропортящихся материалов, таких как тростник, за пределами города, но прямых доказательств этому очень мало.

Дизайн жилого дома был прямым развитием Убайдские дома. Хотя шумерские цилиндрические печати изображают тростниковые дома, дом во внутреннем дворе был преобладающей типологией, которая используется в Месопотамии до наших дней. Этот дом под названием é (клинопись : 𒂍, E 2; шумерский : e 2; аккадский : bītu) был обращен внутрь к открытому двору, который создавал охлаждающий эффект, создавая конвекционные потоки. Этот двор, называемый tarba taru (аккадский), был главной организационной особенностью дома, все комнаты выходили в него. Наружные стены были безликими, только один проход соединял дом с улицей. Движение между домом и улицей требовало поворота на 90 ° через небольшую прихожую. С улицы через открытую дверь была видна только задняя стена вестибюля, со двора тоже не было вида на улицу. У шумеров было строгое разделение общественных и частных пространств. Типичный размер шумерского дома составлял 90 м.

Это интересно

Исследователям удалось установить, что для придания зданию более внушительного вида строители намеренно искривляли стены. В месопотамских зиккуратах стены могли быть наклонены внутрь, либо делались выпуклыми. Эти ухищрения заставляли взгляд человека невольно скользить вверх и фокусироваться на храме, венчающем верхушку. Купол этого храма нередко делали позолоченным. Чтобы кирпич, из которого строили зиккурат, не разбухал от влаги, в стенах делали выложенные черепками прорези, позволявшие осушать постройку изнутри, отводя лишнюю влагу. Дело в том, что террасы зиккуратов были покрыты землей, на них росла трава и деревья, и дренажные отверстия были созданы для уменьшения вредного воздействия влажной почвы на камни.

Зиккурат из Ур

Большой зиккурат Ура близ Насирии, Ирак, был тщательно изучен, что привело к множеству подсказок относительно этих храмов. При раскопках в начале 20 века на этом месте была обнаружена структура размером 210 на 150 футов в основании и с тремя уровнями террасы.

Набор из трех массивных лестницы вели на закрытую первую террасу, с которой другая лестница вела на следующий уровень. Поверх этого была третья терраса, где, как считается, храм был построен для богов и священников.

Внутренний фундамент был сделан из сырцового кирпича, который был покрыт обожженными кирпичами, уложенными для защиты битумным (натуральным гудроном) раствором. Каждый кирпич весит примерно 33 фунта и имеет размеры 11,5 на 11,5 на 2,75 дюйма, что значительно меньше, чем те, что используются в Египте. По оценкам, только для нижней террасы потребовалось около 720 000 кирпичей.

Великий зиккурат в Уре

В Ираке, недалеко от Насирии, находится храм божества – покровителя города Ур. Он построен около 2100 года до нашей эры королем Ур-Намму и его сыном Шульги. В начале двадцатого века на его месте провели небольшие исследования, а в 1920-х сэр Леонард Вулли (в совместном проекте с музеем Университета Пенсильвании) провел раскопки и полностью раскрыл памятник.

Археолог обнаружил массивную прямоугольную структуру, ориентированную на Север. Три лестницы вели к воротам на первом уровне террасы, затем еще одна подымалась ко второй террасе. Там находилась платформа с храмом.

Ядро зиккурата состоит из глиняного кирпича, покрытого обожженным. Конструкция была пролита битумом – смолой природного происхождения. Каждый кирпич весил около 15 кг. Нижняя часть зиккурата, которая поддерживала первую террасу, состояла приблизительно из 720 тысяч таких кирпичей.

Великий зиккурат нужен для места отдыха лунной богини Нанны, к сожалению, ее храм не сохранился.

Древние цивилизации

«Художественная культура Древнего мира» — Виллендорфская Венера. Из каких источников ученые узнают о первобытной культуре. План работы. Коза. Что же это за предмет и что нам дает его изучение. Стоунхендж. Древние цивилизации. Кромлехи — каменные плиты или столбы, поставленные по кругу. Особая область первобытного изобразительного искусства — орнамент.

«Культура древних цивилизаций» — Реконструкция в Берлинском музее. Глиняные таблички Урук. Адоранты (молящиеся) — это небольшие статуэтки (30 см). Зороастризм. Ближневосточные народы подвергаются нападению. В XXIV — XXIII века до н. э. происходит возвышение семитского города. Вавилон. Древнейшие цивилизации. Клинопись. Третья могущественная держава Месопотамии — Ассирия.

«Культура Вавилона» — Белый храм. Лестница. Особенного расцвета Вавилон достиг при Асаргаддоне. Уходящие тени. Бабилон. Ворота были облицованы синей плиткой. Башня здания Еропейского парламента. Обожженный кирпич. Шедевр архитектуры. Город. Междуречье. Дворец Навуходоносора. Шумерская культура. Основное сырье для изготовления саманного кирпича.

«Эгейское искусство» — Помещения освещались через отверстия в потолке. Лабиринт связывали с быком, потому что он на Крите считался священным. Интересные росписи. Генрих Шлиман, исследовавший Микены. Изображения людей напоминают древнеегипетские. Критяне были прекрасными мастерами керамики. Кносский Дворец открыт сэром Артуром Эвансом в ходе раскопок.

«Культура Древней Азии» — Художественная культура. Облицовка. Фрагмент. Герой, укрощающий льва. Статуя Гудеа. Реконструкция. Фундаменты зданий. Крылатый бык. Развалины ворот. Вавилонская башня. Штандарт Ура. Стела с богиней Иштар. Территория. Гений-хранитель. Висячие сады Семирамиды. Архитектура Месопотамии. Зубчатые башни. Статуя адоранта.

«Львиные ворота» — Львиные ворота — входные ворота акрополя Микен Построены в середине XIII веке до н. э. вместе с расширением крепостной стены города. На верхнюю часть колонны опирается крыша какого-то сооружения. На строго симметричном рисунке барельефа львы приподнимаются на фасад некоего здания, окружая колонну. Головы львов не сохранились.

Всего в теме
11 презентаций

Состоящее из нескольких ярусов. Основание его, как правило, квадратное или прямоугольное. Эта особенность делает зиккурат похожим на ступенчатую пирамиду. Нижние уровни постройки представляют собой террасы. Крыша верхнего яруса плоская.

Строителями древних зиккуратов были шумеры, вавилоняне, аккадцы, ассирийцы, а также жители Элама. Руины их городов сохранились на территории современного Ирака и в западной части Ирана. Каждый зиккурат был частью храмового комплекса, который включал и другие здания.

Религиозное значение

Вавилонский зиккурат был посвящен Мардуку, который считался покровителем города. Это местное имя месопотамского бога Бела. У семитских племен он был известен как Ваал. В верхнем ярусе зиккурата располагалось святилище. Там жила жрица, считавшаяся супругой Мардука. Каждый год на эту роль выбирали новую девушку. Это обязательно должна была быть красивая молодая девственница из знатной семьи.

В день выбора невесты Мардука в Вавилоне устраивалось грандиозное празднество, важным элементом которого были массовые оргии. По традиции каждая женщина должна была хотя бы раз в жизни предаться любви с чужестранцем, который заплатит ей деньги. При этом от первого предложения нельзя было отказаться, какой бы малой ни была сумма. Ведь девушка шла на празднование не для заработка, а лишь для того, чтобы исполнить волю богов.

Подобные обычаи встречались у многих ближневосточный народов и были связаны с культом плодородия. Однако римляне, писавшие о Вавилоне, усматривали в таких ритуалах нечто непристойное. Так, историк Квинт Курций Руф с осуждением упоминает о пиршествах, в ходе которых дамы из благородных семейств танцевали, постепенно сбрасывая с себя одежду. Подобный же взгляд укоренился и в христианской традиции, недаром в Откровении встречается такая фраза, как «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным».

Строительные материалы

зиккуратУрукшумером

Шумерская кладка обычно не имела раствора, хотя иногда использовался битум. Стили кирпича, которые сильно менялись со временем, классифицируются по периодам.

  • Патцен 80 × 40 × 15 см: Поздний период Уруков (3600–3200 до н.э.)
  • Римхен 16 × 16 см: поздний период уруков (3600–3200 до н.э.)
  • плосковыпуклый 10x19x34 см: раннединастический период (3100–2300 до н.э.)

излюбленный дизайн были округлые кирпичи, которые несколько нестабильны, поэтому месопотамские каменщики кладут ряд кирпичей перпендикулярно остальным через каждые несколько рядов. Преимуществами плоско-выпуклого кирпича были скорость изготовления, а также неровная поверхность, которая лучше удерживала финишный слой штукатурки, чем гладкая поверхность из других типов кирпича.

Кирпичи обжигали на солнце, чтобы они стали твердыми. Эти типы кирпичей намного менее долговечны, чем обожженные в печи, поэтому здания в конечном итоге приходят в негодность. Их периодически разрушали, выравнивали и перестраивали на одном и том же месте. Этот запланированный структурный жизненный цикл постепенно поднял уровень городов, так что они стали возвышаться над окружающей равниной. Образовавшиеся курганы известны как телл и встречаются по всему древнему Ближнему Востоку. Городские здания замедлили разрушение, используя конусы из цветного камня, терракотовые панели и глиняные гвозди, вбитые в сырцовый кирпич, чтобы создать защитную оболочку, украшавшую фасад. Особо ценились импортированные строительные материалы, такие как кедр из Ливана, диорит из Аравии и лазурит из Индия.

Вавилонские храмы — это массивные сооружения из сырого кирпича, поддерживаемые контрфорсами, дождь уносится сточными водами. Один из таких водостоков в Ур был сделан из свинца. Использование кирпича привело к раннему развитию пилястры и колонны, а также фресок и эмалированных плиток. Стены были ярко окрашены, а иногда и покрыты цинком или золотом, а также плиткой. Расписные терракотовые конусы для факелов также втапливались в штукатурку. Ассирия, подражая вавилонской архитектуре, также строила свои дворцы и храмы из кирпича, даже когда камень был естественным строительным материалом страны — добросовестно сохраняя кирпичную платформу, необходимую на болотистой почве Вавилонии, но мало нужную на севере.

Орнамент

ламассубарельеф

Однако со временем ассирийские архитекторы начали избавляться от вавилонского влияния и стали использовать не только кирпич, но и камень. Стены ассирийских дворцов были облицованы скульптурными цветными каменными плитами, а не расписаны, как в Халдее. В искусстве создания этих барельефов можно проследить три этапа: энергичное, но простое под Ашурнасирпал II, тщательное и реалистичное под Саргоном II и утонченное, но лишенное смелости под Ашшурбанипал.

В Вавилонии вместо барельефа чаще используются трехмерные фигуры в круге — самые ранние примеры — статуи из Гирсу, которые реалистичны, хотя и несколько неуклюжи.. Скудность камня в Вавилонии делала драгоценным каждый камешек и привела к высокому совершенству в искусстве огранки драгоценных камней. Два цилиндра-тюленя эпохи Саргона из Аккада являются одними из лучших образцов в своем роде. Одним из первых замечательных образцов ранней металлургии, обнаруженных археологами, является серебряная ваза Энтемены. В более позднюю эпоху были достигнуты большие успехи в производстве таких ювелирных изделий, как серьги и браслеты из золота. Медь тоже обрабатывалась искусно; действительно, возможно, что Вавилония была изначальным домом для обработки меди.

Люди издавна были известны своими вышивками и коврами. Формы ассирийской керамики изящны; фарфор, как и стекло, обнаруженное во дворцах Ниневии, был получен по египетским образцам. Прозрачное стекло, кажется, впервые было введено во времена правления Саргона. Камень, глина и стекло использовались для изготовления ваз, а в Гирсу были выкопаны вазы из твердого камня, похожие на вазы раннего династического периода Египта.

Великий зиккурат в Уре – сохранность на тысячелетия

Один из самых известных зиккуратов, доживших до наших дней, является знаменитый зиккурат Этеменнигуру в Уре.

История зиккурата

Сам город Ур знаменит с незапамятных времен. Именно здесь согласно библейскому учению родился отец многих народов Авраам. В 2112-2015 годах до нашей эры во время правления IIIдинастии Ур входит в пик своего могущества, и именно в этот период основатель династии царь Урнамму со своим сыном Шульги берется за создание великого облика города.

По его инициативе примерно в 2047 году до нашей эры в честь покровителя города бога Луны Нанна создается зиккурат, по своим размерам ничуть не уступающий Вавилонской башне.

Трехъярусная постройка сохранилась до наших дней в хорошей форме. С середины XIXвека этот холм активно изучается. Первым исследователем зиккурата в Уре стал англичанин Басре  Д. Е. Тейлор. В кладке кирпича им была обнаружена клинопись, рассказывающая о строительстве этого сооружения. Так выяснилось, что начавшееся еще при царе Урнамме возведение зиккурата было не завершено, и лишь последний царь Вавилона Набонид в 550-х годах до нашей эры смог поставить точку в этом долгострое. Им же было увеличено количество ярусов с трех до семи.

 

Описание зиккурата

После тщательного изучения сооружения археологи в 1933 году создают вероятную реконструкцию зиккурата бога луны Нанна в Уре. Башня представляла собой трехъярусную пирамиду. Выстроенный из кирпича-сырца снаружи зиккурат был облицован обожженным кирпичом. Облицовка местами достигает толщины в 2,5 метра. Основание пирамиды имеет форму прямоугольника со сторонами 60 на 45 метров. Высота первого яруса около 15 метров. Верхние ярусы были чуть поменьше, а на верхней террасе находился храм Нанна. Террасы имели раскраску: нижняя — черная, средняя — красная, верхняя — белая. Общая высота гиганта превышала 53 метра.

 

Для подъема на вершину были сооружены три длинные и широкие лестницы по 100 ступеней. Одна из них располагалась перпендикулярно зиккурату, две другие поднимались вдоль стен. С боковых лестниц можно было перейти на любую из террас.

Интересные факты

При проведении расчетов у исследователей выходили нестыковки. Как выяснилось позже, мастера Месопотамии сделали стены умышленно кривыми для создания иллюзии высоты и могущества здания. Стены были не просто кривыми и наклоненными вовнутрь, а тщательно рассчитанными и выпуклыми, что еще больше доказывает очень высокий уровень строительства в Двуречье. Такая архитектура непроизвольно заставляет взгляд подниматься кверху и фокусироваться на центральном моменте — храме.

Особый интерес приковывают к себе глубоко уходящие вовнутрь прорези в стене. Снаружи они пустые, но внутри заполнены глиняными черепками. Было установлено, что подобное решение использовалось для осушения внутренности постройки, чтобы кирпич не разбух от влаги.

Оставалось только понять, откуда бралась влага внутри зиккурата. За время строительства зиккурата кирпич успевал высыхать, поэтому эта версия была быстро отсечена. В ходе раскопок были найдены специальные пазы, предназначенные для отвода воды вниз, а это означало, что на террасах была вода.

Одна из найденных здесь табличек рассказывала о расчистке заваленного храма богини луны «Гигпарка», расположенного возле одной из стен зиккурата, от ветвей деревьев. Возникла мысль, что ветви могли попасть туда только из зиккурата, а этим и объясняется система отвода воды. Террасы были покрыты землей, на которой росли растения и те самые деревья. Здесь можно провести аналогию с построенными висячими садами Семирамиды в Вавилоне.  Так что система водоотвода могла использоваться и для орошения храмовых плантаций, а для уменьшения влияния влаги на само здание как раз и использовались дренажные отверстия.

Вавилонская башня не дожила до наших дней, поэтому для ее представления стоит обратить внимание именно на зиккурат в Уре. Он, конечно, пострадал от времени. Но то, что от него осталось, заставляет еще раз удивиться стремлениям людей древности

Но то, что от него осталось, заставляет еще раз удивиться стремлениям людей древности.

Заключение

Многие другие зиккураты в Месопотамии и соседних регионах постигла та же участь после 500 г. до н.э., когда персидская концепция всемогущего, вездесущего божества – Ахура Мазды – сделала зиккурат устаревшим. Поклонение и подношения, которые до сих пор совершали жрецы зороастризма, теперь приняли новую форму. Такие памятники, как зиккурат Сиалк в Тепе-Сиалк, Иран (около 3000 г. до н.э.), касситский зиккурат Дур–Куригальзу близ Багдада, Ирак, (XIV век до н.э.) и грандиозное сооружение Чога Занбил в Хузестане, Иран, были заброшены – не обязательно по религиозным соображениям — и попали в разорение.

Тепе Сиалк, Иран. Фото: member.worldhistory.org

Хотя зиккураты Месопотамии часто сравнивают с египетскими пирамидами, и споры о том, что было первым, продолжаются, месопотамские сооружения, вероятно, не имеют ничего общего с египетской архитектурой и, конечно, не имеют ничего общего со значением или назначением египетской пирамиды. Нет никаких доказательств того, что на дизайн египетской ступенчатой пирамиды повлиял зиккурат, хотя это, безусловно, возможно, но научный консенсус определяет пирамиды как памятники мёртвым и их путешествию в загробную жизнь, в то время как зиккураты были возведены в честь живых богов Месопотамии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: