Особенности архитектуры
Технология возведения куполов, каменных арок, простых сводов первоначально зародилась в греческом государстве. Сооружения стали более разнообразными. В качестве примера следует привести круглый Пантеон, перекрытый огромным куполом, диаметр которого превышал 40 метров.
Пантеон возводился в 117−138 годах. Материалами для возведения храма служили камень, бетон и кирпич. Высота здания — 42,7 метра, диаметр купола — 43,2 метра. Сооружение декорировано портиком с коринфскими колоннами из красного гранита. Напольные поверхности выполнены из мраморных плит.
Другим заимствованием у греческого народа стало построение колонн. В честь полководцев возводились триумфальные арки. Римские акведуки строились в три уровня арок, нагроможденных друг на друга. Здания для развлечения знатных сословий отличались особой величественностью.
Помимо этого, в Риме строились типичные для этого города здания и сооружения с разными назначениями:
- Терма — традиционная римская баня. В просторных залах с мраморной облицовкой размещались помещения для банных процедур, раздевалки, прогулочные и библиотечные залы, спортплощадки.
- Базилика представляла собой судебное или торговое здание, чаще всего сооружаемое на краю площади.
- Атриум — это открытый двор с фонтаном и колоннами, окружающий жилую постройку. Инженерно-технические системы выполнялись из туфа, смешанного со строительным раствором.
Литературные произведения
Литература Древнего Рима развивалась вместе с самим государством. В царский период были изданы законы, положившие начало прозе, позже издавалась религиозная литература, договоры. Уже во времена республики и империи появились гениальные прозаические и поэтические произведения, научные издания. К наиболее значимым памятникам древнеримской литературы можно отнести:
- произведение о Первой Пунической войне Гнея Невия;
- сатира Луцилия;
- трактат «О сельском хозяйстве» Марка Порция Катона Старшего;
- поэзия Цицерона и Тита Лукреция Кара;
- мемуары Цезаря «Записки о галльской войне», «Записки о гражданской войне»;
- «Энеида» Вергилия;
- «Метаморфозы», «Фасты», «Искусство любви» Публия Овидия Назона;
- поэма «Сатирикон», автор Петроний Арбитр;
- научный труд «Естественная история» Плиния Старшего, затронувший все отрасли науки того времени;
- трактат «О сельском хозяйстве» Луция Юния Модерата Колумеллы;
- драматургия Сенеки.
Во времена империи также имела место раннехристианская литература. Развивалось в Древнем Риме и книгоиздательство.
Обучение и выбор профессии
Юный Пиранези жаждал новых знаний, и он их получил, продолжив обучение у знаменитого венецианского архитектора Джованни Скальфаротто (Giovanni Antonio Scalfarotto) и гравёра Джузеппе Карло Цукки (Giuseppe Carlo Zucchi). Знакомство с Томмазо Теманца (Tommaso Temanza) – венецианским инженером-строителем, писателем и историком архитектуры, не только принесло Джованни опыт проектировщика, но и переросло в многолетнюю дружбу.
Для Пиранези наступил период новых открытий и поиска своего места в многогранном мире. Молодой художник брал уроки рисования у известного картографа и гравёра Джованни Баттиста Нолли (Giovanni Battista Nolli), а уроки сценографии – у братьев-художников Джузеппе и Доменико Валериани (Giuseppe е Domenico Valeriani). Наибольшее влияние на Джамбаттисту оказал Джузеппе Васи (Giuseppe Vasi), с котором он некоторое время работал вместе. Этот талантливый художник-пейзажист и гравёр передал своему будущему конкуренту важные знания и секреты в работе с офортами.
За три года Джованни Баттиста изведал каждый уголок Рима, где сохранились остатки древних сооружений, участвовал в раскопках и археологических экспедициях в Геркуланум и Помпеи, делал зарисовки архитектурных элементов, изучал историю и искусство Древнего Рима.
Очевидцы рассказывали, что Джованни мог даже заночевать в руинах, увлёкшись их изучением.
В 1743 году Пиранези вместе с послом вернулся в Венецию, где проработал в течение последующих четырёх лет. За это время он переосмыслил свои способности и сделал окончательный выбор, остановившись на профессии гравёра. Этот вид творчества позволил Пиранези реализовать одновременно амбиции художника, архитектора и историка.
Триумфальные памятники в древнеримской архитектуре
Одним из новых и важнейших направлений в архитектурном искусстве Древнего Рима стало возведение триумфальных памятников — арок и колонн.
Арки играли и вполне утилитарную роль — под их сводами проезжали римские легионеры, одержавшие очередную славную победу в битве с армиями других государств. Во главе войска на праздничной колеснице ехал триумфатор — полководец, возглавлявший римские легионы в военном походе. От слова «триумф» — «победа» и стали называться сооружения, посвященные самым значимым событиям войн. В дальнейшем триумфальные арки стали возводить и по иным случаям: при входе в амфитеатр, при постройке акведука или дороги и т. д. Иногда они выполняли и мемориальную функцию.
Триумфальные колонны служили символом прославления императоров и полководцев древнего римского государства периода империи.
Еще один тип триумфальных сооружений искусства Древнего Рима — трофеи. Они представляли собой высотные мавзолеи, увенчанные на верхушке пирамиды статуей императора, и устанавливались на границах побежденных государств или в местах крупных победоносных сражений.
Музыкальное искусство
Музыкальное наследие Древнего Рима также можно разделить на несколько направлений. Народная музыка — это триумфальные, свадебные, застольные, поминальные песни. Они обычно исполнялись под музыкальное сопровождение тибии — разновидности флейты.
Популярными были культовые песни-игры салиев, обращенные к главным римским богам. Также сюда относятся и песнопения «арвальских братиев» — представителей жреческого сословия: молитвы и гимны.
Светская музыка активно развивалась в римском государстве в период классицизма. Она характеризовалась активным увлечением музыкой всех знатных римлян. Успехом пользовались публичные концерты, состязания музыкантов-виртуозов. Особое уважение в этот период оказывалось учителям музыки.
Эволюция мозаичного искусства
Мозаика — один из знаменитых видов изобразительного искусства Древнего Рима в истории развития культуры цивилизации. Ее виды достаточно многообразны как по используемым материалам (камень, стекло, раковины, смальта), так и по технологиям. Наиболее предпочтительными в древнеримском искусстве были мозаики из природных камней и мрамора. Их использовали, прежде всего, для оформления пола и стен в домах и храмах. Они были не только красивы, но и прочны. Многие сохранились до нашего времени.
Из различных мозаик выделяются два вида по использованию цветовой гаммы: монохромные (два цвета) и полихромные (три и более цветов). В обоих случаях фон традиционно выкладывался крупной галькой разнообразной формы и размера, а рисунок (как правило, геометрический орнамент) более мелкой.
Встречались среди римских мозаик и сюжетные картины с большим количеством действующих лиц. И даже портретные изображения. Популярны были батальные сюжеты и анималистика, в том числе морская. Среди подобных мозаик особо следует выделить напольные панно в «прихожей» домусов, где изображались сторожевые собаки на цепи.
Многие сюжетные картины дополнялись растительными венками, гирляндами или орнаментами.
Спа в Древнем Риме и декоративно-прикладное искусство
Спа-процедуры очень популярны в современном обществе. Но мало кто задумывается, где они впервые стали модными и востребованными. Произошло это еще в период развития культур древних цивилизаций: Египта, Греции, Рима. Но тем более, мало кто связывает эту традицию с развитием искусства. Однако, именно в связи с культом человеческого тела стало развиваться искусство строительства и оформления терм. Здесь мы сталкиваемся как с искусством архитектуры, так и с живописью, скульптурой и декоративно-прикладным искусством.
Любая терма начиналась с «прихожей» — аподитерии. В следующем зале для посетителей был устроен бассейн, размерами сопоставимый с небольшим озером. В термах были холодные, теплые и горячие бани с чашами-бассейнами, гимнастические залы, залы для отдыха и общения, трапезные и библиотеки, даже комнаты с театральными подмостками.
Термы строились по указанию императоров для народа и были бесплатными. Они как по размеру, так и по оформлению более напоминали дворцы. В их декоре использовались богатейшие мозаики, фресковые росписи, скульптурные изображения атлетов. Да и сам термальный «ритуал» вполне можно сравнить с искусством.
Искусство времени Юлиев-Клавдиев и Флавиев.
На стены жилых домов времени расцвета империи наносились
фрески самого разнообразного содержания. Ещё греческие живописцы состязались в
мастерстве изображения. Римские художники также работали в этом стиле. Большими
мастерами в изображении предметов были Помпейские художники. Они искусно
воспроизводили округлости сочных плодов, прозрачность стенок стеклянных
сосудов, сквозь которые виднеется вода или фрукты. Материальность вещей передавались
ими с вызывающей восхищение достоверностью. Нередки в помпейских живописях и
портреты. Выдающимся памятником этого рода является изображение молодого юриста
Теренцие Нео с женой. Художник показывает умное лицо и внимательный взгляд
помпейского правоведа. Он держит перед собой свиток, его жена – дощечки и
палочку для письма. Точно переданы индивидуальные черты супругов, их
сосредоточенность перед портретистом.
Особенно полное выражение художественные идеалы времени
Флавиев нашли в декоративных росписях четвёртого стиля, отличающихся пышностью
и помпезностью. Росписи эти ярки и красочны. В них часто используется жёлтый,
красный, зелёный цвета. В композициях, разрушающих конструктивность стены,
представлены то фантастические архитектурные пейзажи, то лёгкие, будто
невесомые, воздвигнутые для декораций открытые лоджии и арки, то поражающие
тяжеловесностью массивных форм здания. Взору открываются роскошные
архитектурные ансамбли, уходящие вдаль портики с высокими колоннами
разнообразных пропорций и ордеров. В этих красочных декорациях были изображены
многие несохранившиеся сооружения классической римской архитектуры. В
произведениях расцвета империи глубокая противоречивость эпохи ярко вступает в
сочетание театрализированной величавость и неизменной откровенной циничности
многих образов. Сознание безграничных возможностей владеющего миром римлянина
окрашивается именно в эти годы мрачными мыслями о бренности бытия. В искусстве
Флавиев нашли отражение с особенной откровенностью и полнотой, величие и пороки
рабовладельческой империи.
Заключение
Искусство Рима не только последний этап в развитии
античности. Многое в нём превосходит культуру средневековья. Уже в Древнем мире
формировались новое понимание мира и многие художественные идеалы.
В сферу искусства в поздние века Римской империи вовлекалось
уже значительно большее, нежели раньше, число людей. В художественной культуре
Рима возникали предпосылки для рождения и развития средневекового искусства,
глубоко противоречивого в поисках совершенства и красоты. Мастера древнего Рима
оставили великое художественное наследие, создав неповторимые оригинальные
произведения: красочные фрески и мозаики. Территориальная близость Рима к
европейским странам обусловило проникновение античных идей в культуры
последующих эпох. Благодаря Риму народы Европы уже в период и далее, узнали о
достижениях античной культуры, смогли воспринять красоту, многокрасочность и
своеобразие античных фресок и мозаик.
Библиография
- Чубова А.П., Иванова А.П., Античная живопись, М., 1966.
- Соколов Г.И., Искусство Древнего Рима, М., 1971
- Чубова А.П., Искусство Европы 1-3 веков, М., 1970.
- «Древнеримская живопись». Альбом репродукций. Сост. А.П.
Чубова, Л. – М., 1966. - Кобылика М.М., Искусство Древнего Рима, М. – Л., 1939.
- «Искусство стран и народов мира.» Краткая художественная
энциклопедия, Т.1. М., 1967.
Новости архитектуры
Искусство и культура Древнего Рима наиболее показательно представлены в произведениях архитектуры. Здесь нашли отражение особенности организации жизни в империи. Его можно разделить на четыре основных направления:
- культовая архитектура
- общественная
- развлекательная
- жилая.
К культовой архитектуре относятся многочисленные храмовые сооружения: от языческих (например, Пантеон) в Риме до христианских (многочисленные базилики).
Однако первоначально форма базилики использовалась в общественной архитектуре — для различных городских учреждений. и только потом была модернизирована под культовые постройки путем присоединения ближе к восточному концу дополнительного поперечного нефа — трансепта.
К развлекательной архитектуре относятся многочисленные амфитеатры, строившиеся во всех городах империи для проведения гладиаторских боев и травли зверей. Самым крупным памятником этого назначения является знаменитый ll Colosseo (в переводе с итальянского — Колоссальный), нам более известный как Колизей.
Жилая архитектура включала в себя три типа жилищ:
- домусы;
- инсулы;
- виллы.
Первые относятся к типу семейных жилых домов и занимают в городской застройке прямоугольные участки. Жизнь в них скрыта от глаз чужих людей. И разрастаются они не вверх, а в глубь улиц. Имеют внутренний двор-перестиль и главное помещение — атриум, в котором в ларариуме хранятся маски и статуэтки предков. Есть в атриуме и бассейн-имплювий с отверстием над ним в потолке — комплювием, которые являются напоминанием о жертвенных ямах на форумах.
Инсулы — это далекие предки доходных домов 19 века. Они имели до шести этажей, а в первом располагались лавки — таберны.
Виллы — загородные имения знатных и богатых римлян. Дом в имении по своему строению напоминал домус. Но имел рядом сад, где перед домом обязательно был бассейн — писцина.
Особенности древнеримской скульптуры
Авторы научных исследований (Оскар Вальдгауер, Грант Майкл, В.Д. Блаватский) считают, что скульптуру древнего Рима нельзя назвать слепым подражанием эллинским образам, т.к. памятники культуры отличаются особенностями, характерными для каждой эпохи развития.
Римские мастера отошли от традиций греческих скульпторов и не создавали образы идеального человека. Индивидуальность проходит через всю историю римского портрета, в основе которой лежит религиозный обычай создавать посмертные маски.
Патриции имели право хранить в домах облик умершего предка. Чем больше портретов, тем знатнее род. Этим объясняются характерные черты римской скульптуры: реалистичность, конкретность, знание мимики и мускулатуры лица.
Греческий скульптор, вдохновляясь идеями гуманизма, воспевал своих богов в мраморе по образу совершенного человеческого тела. Древнеримские мастера предпочитали работать с камнем, глиной и бронзой. Их боги имели непредсказуемый характер, внушали страх стать жертвой гнева высших сил. В скульптуре преобладает аллегория и символика. Только в I веке до н.э. в Риме начали использовать мрамор.
Работы отличает эмоциональная холодность и отстранённость. Открытой пластике греческих скульптур противопоставляется образ римлянина, накрывшего голову краем одежды при молитве.
Эллинские мастера видели тип человека: атлет, философ, полководец. Римские скульпторы создавали портреты в духе предельного натурализма, конкретизировали качества характера человека, его индивидуальные особенности.
К греческим образцам пластического искусства (статуе, герме) ваятели Рима добавляют новую форму портретных изображений − бюст.
Скульптор-эллин связывал творчество с поэтическим мифом. Римский ваятель воспринимает мир в отчётливых формах.
В отличие от греков, в период Поздней Республики (264 − 27 гг. до н.э.) римляне мало занимались монументальной скульптурой. Предпочтение отдавали бронзовым статуэткам выдающихся деятелей и богов.
Постановления Сената регламентировали размер, материал, характер статуи. Конный и панцирный портрет мог устанавливаться только в случае военного триумфа. Задача скульпторов состояла в необходимости запечатлеть фамильные, родовые черты, социальный ранг и статус римлянина.
Многие произведения идентифицированы или имеют надпись на постаменте с информацией о модели, но имена древнеримских портретистов не сохранились.
Греческое в римском
После захвата римлянами греческих колоний на юге Апеннинского полуострова началось формирование Великой Римской империи. В ходе завоевательных походов Рим увеличивал свои территории за счет территорий захваченных государств. При этом культура и искусство Рима также претерпевали изменения, обогащаясь традициями присоединенных народов.
Среди основополагающих культур, на которых базировалась римская культура, а, значит, и римское искусство, было классическое наследие Древней Греции. В условиях синкретичности греческого искусства, воспринятого римлянами, в нем нашли отражение и верования, и представления об окружающем мире. Потому в римской скульптуре и рельефах мы встречаем греческих богов под новыми именами. Разумеется, не все они абсолютно синонимичны первоисточникам: имеют новые функции, новые сюжеты мифов, даже копии греческих статуй отличаются отсутствием тепла бежеватого мрамора, так как выполняются из местных сортов холодно-белого.
Греческое в римском
После захвата римлянами греческих колоний на юге Апеннинского полуострова началось формирование Великой Римской империи. В ходе завоевательных походов Рим увеличивал свои территории за счет территорий захваченных государств. При этом культура и искусство Рима также претерпевали изменения, обогащаясь традициями присоединенных народов.
Среди основополагающих культур, на которых базировалась римская культура, а, значит, и римское искусство, было классическое наследие Древней Греции. В условиях синкретичности греческого искусства, воспринятого римлянами, в нем нашли отражение и верования, и представления об окружающем мире. Потому в римской скульптуре и рельефах мы встречаем греческих богов под новыми именами. Разумеется, не все они абсолютно синонимичны первоисточникам: имеют новые функции, новые сюжеты мифов, даже копии греческих статуй отличаются отсутствием тепла бежеватого мрамора, так как выполняются из местных сортов холодно-белого.
Эволюция мозаичного искусства
Мозаика — один из знаменитых видов изобразительного искусства Древнего Рима в истории развития культуры цивилизации. Ее виды достаточно многообразны как по используемым материалам (камень, стекло, раковины, смальта), так и по технологиям. Наиболее предпочтительными в древнеримском искусстве были мозаики из природных камней и мрамора. Их использовали, прежде всего, для оформления пола и стен в домах и храмах. Они были не только красивы, но и прочны. Многие сохранились до нашего времени.
Из различных мозаик выделяются два вида по использованию цветовой гаммы: монохромные (два цвета) и полихромные (три и более цветов). В обоих случаях фон традиционно выкладывался крупной галькой разнообразной формы и размера, а рисунок (как правило, геометрический орнамент) более мелкой.
Встречались среди римских мозаик и сюжетные картины с большим количеством действующих лиц. И даже портретные изображения. Популярны были батальные сюжеты и анималистика, в том числе морская. Среди подобных мозаик особо следует выделить напольные панно в «прихожей» домусов, где изображались сторожевые собаки на цепи.
Многие сюжетные картины дополнялись растительными венками, гирляндами или орнаментами.
Архитектурное наследие
Древнеримская архитектура прошла длительный путь от деревянных построек и примитивных храмов до строительства театров, форумов, мостов, арок, акведуков, деления на кварталы, украшения территории. Среди величественных сооружений можно выделить следующие:
- Пантеон — храм, посвященные всем богам. Основная идея возведения — единство всех народностей, населявших Рим. Был построен в 117−138 гг. из камня, бетона и кирпича, отличается круглой формой и простотой внешней отделки. Тогда как внутри Пантеон украшен мраморными плитами и многочисленными статуями богов.
- Колизей. Театр для гладиаторских боев, каким является этот памятник архитектуры, был возведен в 75−82 гг. Размеры сооружения можно представить, зная тот факт, что на его арене одновременно могли присутствовать до 3 тыс. пар гладиаторов.
- Акведук. Эта постройка являлась одновременно водопроводом и произведением искусства с арками и карнизом.
- Триумфальные арки, возводимые в честь военных побед.
Изобразительное искусство
Как и другие отрасли культуры, римская живопись берет свои начала из Древней Греции. Представлен этот вид искусства в основном портретами, чем славилась некая Лала (в других источниках Лайя).
Но все же, в те времена живопись была скорее приложением к архитектуре, так как применялась для декорирования стен различных сооружений: склепов, храмов, бытовых построек.
Примечательной является стенная художественная роспись Помпеи. Сюжеты картин в большинстве своем отображали мифы и героический эпос тех времен («Гнев Ахилла», «Освобождение Андромеды», «Воспитание Ахилла»). Часто обыгрывалась любовная тематика, а героями становились юные девы и амуры.
Работали художники водяными красками по мокрой или сухой штукатурке.
Период Галлиена
Фрески в синагоге Дура Европос
Отнесения стилистической основы портретов Фаюма к периодам после периода Северуса (ит) более неопределенны, чем когда-либо, из-за зарождения в Египте более автономного стиля, который невозможно сравнить с работами других частей. Империи.
Картины в могиле Aurelii на авеню Manzoni в Риме, где сосуществует classicizing предметов и картину с мелкими предметами на описательных моделях, сделанных в общих чертах, ко второй половине III — го века . Кажется, что тема, хотя и запоздалая, должна быть связана с гностицизмом .
Картины митреума и особенно синагоги Дура Европос в Сирии со сценами из Ветхого Завета, которые являются старейшими известными иллюстрациями библейских сцен, имеют большое значение из-за запрета еврейской религии изображать одушевленных существ. Это отклонение от правила привело к предположению, что более поздняя христианская иконография Библии не была творением ex-nihilo, но могла быть основана на предыдущей иудейской иконографии. Некоторые характеристики картин Дору Европоса, кажется, на самом деле более чем на два столетия предвосхищают живопись поздней предвизантийской античности.
Стили в оформлении интерьеров
Особенности основных периодов искусства Древнего Рима нашли отражение и в искусстве его отдельных городов, например Помпей.
Декоративно-прикладное и живописное оформительское искусство в древнеримской архитектуре прошло четыре этапа. Поскольку они были вычленены в ходе изучения декора жилых домов в музее под открытым небом — Помпеях, то и стили получили название «помпейские».
Первый помпейский стиль — «инкрустационный» — подразумевал использование мелкокубиковых мозаик на исторические сюжеты, изображение архитектурных элементов. В оформлении широко использовались яшма и цветной мрамор, а также разнообразные полудрагоценные и природные камни.
Второй помпейский стиль условно можно назвать «архитектурным», так как в качестве основных объектов изображения служили архитектурные постройки, выполненные с использованием перспективного письма. Использовались и иллюзии, например, изображения человеческих фигур за «приоткрытыми дверьми».
Третий помпейский стиль — «орнаментальный» — характеризуется возвратом к плоскостному изображению. В этот период плоскость стены делилась тоненькими нарисованными колоннами на прямоугольные зоны. Средняя часть отделялась бордюром с изображениями оленей, птиц, растений — чаще винограда. Каждый участок закрашивался темным цветом (синим, красным, зеленым), в прямоугольниках размещались небольшие фресковые «картины» сюжетного характера. Сюжетом обычно служило содержание мифов возвышенного характера.
Четвертый помпейский стиль можно рассматривать как синтез элементов второго и третьего стилей. Здесь умело сочетается перспектива и орнаментальность. Однако, стиль явно перенасыщен деталями. Но именно это давало возможность мастерам проявить свою фантазию. Тем более, что и цвета использовались яркие и насыщенные.
Раннехристианское искусство Древнего Рима
Христианская церковь также наложила свой отпечаток на развитие древнеримского искусства. Не разрушив храм всех языческих богов — Пантеон, а приспособив его под свой культ, она спасла для человечества уникальный памятник древнеримской архитектуры. Использовав форму базилики для создания христианских храмов, она сохранила и эти сооружения для европейской культуры. С укреплением христианской религии претерпели изменение и мозаики — стали использоваться иные материалы и технологии, сюжеты Библии и Евангелия. Обогатили эти сюжеты и искусство фресковых росписей. Следует отметить, что особую роль в сохранении античного наследия и развитии христианской составляющей искусства Древнего Рима сыграл римский император Константин Великий.