Индийский праздник дивали

Календарь сикхизма Нанакшахи

Календарь Нанакшахи используется только сикхами. Он был создан Pal Singh Purewal, чтобы установить фиксированные даты для наблюдения важных сикхских памятных событий, связанных с историей сикхских гуру, которые происходили в древнем Пенджабе (Северная Индия), включая:

  • Рождение (Пракаш — проявление света)
  • Инаугурация как гуру (гуру гади — интронизация)
  • Мученичество или смерть (jyoti jot — слияние проявленного света в божественный свет)

До использования календаря Нанакшахи дата, в которую будет отмечаться памятное сикхское событие, соответствовала солнечному календарю, основанному на лунных циклах, которые менялись с каждым последующим годом. Комитет Широмани Гурдвара Прабхандак (SGPC), управляющий офис сикхизма, расположенный в Пенджабе, принял календарь Нанакшахи в 1988 году, предписав его использование и вызвав споры среди сикхов, привыкших к традициям.

Nanakshahi — это солнечный календарь, который начинается в середине марта. Календарный год Нанакшахи 0001 начинается с года рождения Гуру Нанака в 1469 году нашей эры. Новый год начинается 14 марта.

В календарь Нанакшахи были внесены поправки в 2003 году, а затем в 2010 году, на Новый Год 542 в Нанакшахи, проведенный SGPC в Индии, для проведения традиционных фестивалей в полнолуние, вызывающих большие противоречия и многие потенциальные проблемы с датами и сезонами, особенно между различными восточными и западными календарями.

Каждый последующий год имеет поправки к оригинальной фиксированной датировке календаря Нанакшахи 2003 года.

История сходств и различий

Корни сикхской традиции, по словам Луи Фенека, уходят, возможно, в Сант — традиция Индии, идеология которой выросла до сикхской религии. Фенек заявляет, что «индийская мифология пронизывает священный канон сикхов, Гуру Грант Сахиб и вторичный канон, Дасам Грант, и добавляет тонкий нюанс и содержание священной символической вселенной сикхов сегодня и их прошлых предков». Однако большинство историков не рассматривают свидетельства сикхизма просто как продолжение движения Бхакти.

Иконография

Ик Онкар, иконически представленного как ੴ в Шри Гуру Грант Сахиб (хотя иногда пишется полностью как ਓਅੰਕਾਰ) — это иконографическое утверждение в сикхизме, что «есть один Бог». Эта фраза является выражением монотеистического единства Бога.

Некоторые индуистские брамины думают, что Онкар в (ੴ) сикхизме связан с Ом (ॐ) индуизма, но это не так. Большинство сикхов не согласны с тем, что Ик Онкар — это то же самое, что и Ом.

Гуру Тег Бахадур

В период Империи Великих Моголов сикхские и индуистские традиции верят, что сикхи помогли защитить индуистов от исламских преследований, и это вызвало мученичество их Гуру. Сикхские историки, например, отмечают, что движение сикхов быстро росло на северо-западе Индии, и Гуру Тег Бахадур открыто призывал сикхов «быть бесстрашными в их стремлении к справедливому обществу: тот, кто не придерживается никого в страх и никого не боится, признан человеком истинной мудрости », — говорится в заявлении, записанном в Ади Грант 1427. В то время как влияние Гуру Тег Бахадура росло, Аурангзеб ввел исламские законы, разрушил индуистские школы и храмы и ввел новые налоги на немусульман.

Согласно записям, написанным его сыном Гуру Гобинд Сингхом, Гуру сопротивлялся преследованию, усыновил и пообещал защитить кашмирских индуистов. Гуру был вызван в Дели Аурангзебом под предлогом, но когда он прибыл со своими коллегами, ему было предложено «отказаться от своей веры и принять ислам». Гуру Тег Бахадур и его коллеги отказались, он и его соратники были арестованы и подвергались пыткам в течение многих недель. Сам Гуру был публично обезглавлен.

Пять дней Дивали

Дивали празднуется более пяти дней в большей части Северной Индии. Все дни, кроме Дивали, названы с использованием обозначения в индийском календаре. Лунная половина месяца — 15 дней. Дивали, как день новолуния, отмечает последний день 15-дневного периода.

Дхан-трайодаши или Дхан терас: Дхан означает «богатство», а Трайодаши — «тринадцатый день». Таким образом, как следует из названия, этот день приходится на тринадцатый день первой половины лунного месяца. Это благоприятный день для покупок (Гуджарати: Дхан Терас).

Нарака Чатурдаси: Нарак означает «новая эра Света и Знания». Чатурдаси подразумевает четырнадцатый день (гуджарати: Кали Чаудас). В южной Индии нарака чатурдаси — главный день, с петардами на рассвете.

Дивали: фактический день Дивали, отмечается в третий день фестиваля, когда луна полностью угасает, и на ночном небе наступает полная темнота.

Дивали, или «Фестиваль огней», — это индуистское празднование, означающее торжество добра над злом.

На санскрите слово Дипавали означает множество огней, которые означают победу яркости над тьмой. Однако, поскольку знание санскрита уменьшилось за столетия, термин был изменен на Дивали, особенно в северной Индии. По сей день Diwali — общее название, используемое северными индейцами для фестиваля, в то время как южные индейцы называют его Deepavali. Однако значения обоих терминов идентичны: «ряд огней».

В то время как Дивали широко известен как «фестиваль огней», его наиболее значимым эзотерическим значением является «осознание внутреннего света».

Центральное место в индуистской философии занимает утверждение, что за пределами физического тела и разума есть нечто чистое, бесконечное и вечное, называемое Атманом. Подобно тому, как мы празднуем рождение нашего физического существа, Дивали — это празднование этого Внутреннего Света, знание которого затмевает всю тьму (устраняет все препятствия и рассеивает все невежество), пробуждая человека к его истинной природе, не как к телу, но как неизменная, бесконечная, имманентная и трансцендентная реальность. С осознанием Атмана приходит вселенское сострадание, любовь и осознание единства всех вещей (высшее знание). Это приносит Ананду (Внутреннюю Радость или Мир).

Дивали празднует это через праздничный фейерверк, огни, цветы, делясь сладостями и поклоняясь. Хотя история Дипавали варьируется от региона к региону, суть одна и та же — радоваться Внутреннему Свету (Атману) или основополагающей реальности всех вещей (Брахман).

Сикхизм. Появление общины

Во время мусульманского господства в Индии сикхи претерпели ряд гонений. Пятый и девятый гуру погибли за веру. Десятый гуру Говинд Сингх основал новое сообщество — хальсу, в которое вошли самые преданные сикхи, готовые бороться против притеснений и при необходимости мечом защищать свою веру.

В 1699 году последователи Говинда Сингха были созваны на праздник в Анандпур. Собравшись там, они увидели гуру, стоящего перед большим шатром с обнаженным мечом. Товинд Сингх спросил, кто хочет умереть за веру. Из толпы вышел один человек, и гуру увел его в шатер. Из шатра донесся звук тяжелого удара и затем вышел Говинд Сингх с окровавленным мечом.

Далее в рассказе повествуется о том, что еще четыре человека один за другим выступали из толпы и заходили в шатер. Вскоре гуру вышел из шатра и вывел всех пятерых целыми и невредимыми. Затем он дал каждому испить амрит (нектар из смеси воды с сахаром) и окропил им их головы.

Повелев им надеть желтые одежды, Говинд Сингх объявил их Пяндж Пьяре («Пятью Возлюбленными»). Эти добровольцы стали первыми членами нового сообщества сикхов — хальсы. Сам гуру, чтобы подтвердить всеобщее равенство, тоже вступил в хальсу.

Вдохновленные его примером люди также прошли помазание и присоединились к новой общине. Многие сикхи, как мужчины, так и женщины, вступают в хальсу.

Пусть каждый занимается своим делом

Конечно, каждый на наших широтах знаком с индуизмом в первую очередь не по тем признакам, о которых мы до сих пор говорили, а, так сказать, по красочной, обрядовой стороне культа. Индуистская экосистема, развиваясь, плотно заселила мир разнообразнейшими богами, полубогами, демонами, духами многорукими и многоликими, зверомордыми, слоноголовыми и птицеклювыми, обворожительными и отвратительными, простодушными божками и грозными громовержцами К такому пантеону примыкают и собственно животные пресловутая священная корова, многочисленные транспортные средства небожителей: Гаруда мифическая птица Вишну, бык Нанди, на котором передвигается Шива, тигр (этот «возит» яростную Дургу, воплощающую стихийное женское начало), змеи, обезьяны Весь священный зоопарк не поместится и на нескольких страницах.

Соответственно многообразны и формы почитания этой пестрой компании и красочные шествия с пением и плясками, и суровые посты с обетами, и оргиастические ритуалы, и долгие паломничества к святым местам, которых в Индии великое множество Но какая-то иерархия, конечно, нужна. Есть она и тут: особое и главенствующее положение в индусском мире занимает триада-тримурти верховных богов Брахмы, Вишну и Шивы.

Брахма хоть и созидатель мира, и перечисление тримурти обязательно начинается с него, не имеет особого культового значения. Его имя сопровождается уймой высокопарных эпитетов, а храм ему поклонники удосужились посвятить всего один, в Аджмере. Фигурами же первого плана в повседневной культовой жизни, безусловно, являются Вишну охранитель Вселенной, и Шива ее разрушитель. Причем из этих двух значительно активнее действует второй: в соответствии с функцией это естественно. Вишну, вообще, «мало двигается». Точнее говоря, он попросту спит в Мировом океане на тысячеголовом змее Шеше. А когда просыпается, из его пупка вырастает лотос, в котором появляется Брахма и вместе с ним новый мир. Ну и еще, как охранитель, этот бог время от времени отправляется на землю в облике разных земных существ, дабы спасти ее от конкретной опасности. Первым его воплощением была рыба она выручила людей при Потопе. Потом он нисходил в мир в виде черепахи, вепря, а затем и людей любимых героев Индии, Рамы и Кришны. Всего ему предстоит воплотиться десять раз последней аватарой будет Калки, судия и спаситель, который наведет итоговый порядок на свете.

Гораздо менее величавый образ жизни ведет Шива. Впрочем, его облику присуща как раз парадоксальная двойственность. Он ненасытный любовник, и он суровый аскет, восседающий в Гималаях в йогической позе. Он разоритель, и он покровитель плодородия, которому поклоняются в виде лингама. Всего у него шестьдесят четыре ипостаси, что свидетельствует и о древности образа, и о том, что он объединил в себе множество ранних божественных фигур. Вдобавок, подобно тому, как Вишну на время передает свою власть аватарам, Шива делегирует ее своей шакти, энергии, которая является в женских обличьях. Опять-таки во многих это может быть и преданная Сати, и прекрасная Парвати, но чаще страшная Дурга или Кали, воительница в ожерелье из черепов, с жертвенным ножом в руках и с высунутым языком, окрашенным кровью жертв!.. Ипостаси трех верховных богов образуют женскую триаду. Это супруга Брахмы богиня наук и искусства Сарасвати, супруга Вишну Лакшми, богиня богатства и красоты, и супруга Шивы неистовая Дурга.

Повседневная жизнь и ценности

Большая часть сикхов входит в сословие джатов – касту пенджабских землевладельцев. Они занимаются в основном сельским хозяйством, причем весьма успешно.

Не зря сикхи считаются одним из богатейших народов Индии. А в том, чтобы встретить на улице зарубежных городов вроде Лондона или Нью-Йорка молодого человека на дорогой машине и с тюрбаном сикха на голове вовсе нет ничего удивительного. Они могут находиться в любом уголке планеты, но при этом остаются верны своей традиции.

Сикх – хороший хозяин в своем доме. Повзрослев, молодые люди заводят семьи, где главой считается мужчина. Но при этом у женщин равные с мужчинами права, они могут сами выбирать род деятельности, их мнение весомо в принятии семейных решений.

Сикхи по своей природе очень добрые и отзывчивые. Неспроста среди иностранных туристов, приезжающих в Индию, ходит негласная поговорка: «Хочешь попросить помощи – попроси ее у сикха».

Действительно, они стараются распространять милосердие повсюду. В этом легко убедиться, если прийти в любой храм: здесь всегдаголодные могут найти еду, а бездомные – кров. Они считают, что человек человеку брат, поэтому занимаются благотворительностью, если имеют возможность.

При этом сикхи убеждены, что каждый должен проявлять уважение к свободе других. За эту идею они готовы бороться с оружием в руках.

Приверженцы сикхизма ведут праведный и здоровый образ жизни. Так, например, они строгие противники мясоедения и курения.

Сикхизм не отличается большим количеством обрядов,но все же некоторые его обычаи являются священными. Пожалуй, главный из них – посвящение, в ходе которого происходит омовение – амрит. Стать сикхом может каждый, несмотря на пол, расу, род или национальность.

Каждый сикх должен соблюдать правило пяти «К» и всегда иметь следующие атрибуты:

  • кэш – волосы, которые нужно прятать под тюрбан и не следует стричь;
  • кангха – гребень для фиксации волос;
  • кара – браслет из стали или другого металла, который выступает своего рода оружием;
  • качха – легкие брюки, которые играют роль нижнего белья;
  • кирпан – спрятанный меч, который используют крайне редко, лишь для самообороны.

Мужчины выглядят весьма колоритно: штаны, рубашка, жилетка и обязательно тюрбан, или пагри, который им не разрешается снимать при посторонних. Длина ткани для него достигает пяти метров, а то и больше, поэтому иногда можно встретить просто гигантские пагри.

К внешнему виду сикхи относятся со скромностью, мужские стрижки, бритье и женский макияж считают излишеством.

Женщины обычно надевают юбки иголовной убор.

Учение Нанака

Главным в учении Нанака было представление о том, что все равны перед Богом. Он отвергал кастовую систему Индии, разделяющую людей на группы властителей и подчиненных. Нанак объяснял свое учение путем аллегорических рассказов. Мораль этих рассказов в том, что люди должны честно жить сами, не используя труд других. Придя в одно селение, Нанак отказался пообедать с богатым купцом. Вместо этого он разделил трапезу с бедняком Лало.

Богач был в гневе. Чтобы объяснить свое поведение, гуру пришел к нему в дом и взял со стола кусок хлеба. Он сжал в кулаке хлеб. К изумлению и ужасу богача, из хлеба закапала кровь. Затем Нанак попросил хлеб у Лало и выжал его. На этот раз из хлеба закапало молоко. Все вокруг были удивлены. Нанак объяснил, что Лало жил честно, несмотря на бедность. Богатство же купца было нажито на несчастьях других.

Исторический экскурс

Сикхизм зародился благодаря гуру по имени Нанак. Он любил исследования, путешествия, в числе покоренных им городов была даже Мекка. В начале 16-го века он переехал в Пенджаб и стал там нести в массы свое учение, которое обрело множество последователей.

Две сотни лет звание гуру передавалось по линии преемственности. Именно главный учитель был главой организации, держащим всю власть в своих руках. Однако при десятом по счету главе Гобинде Сингхе власть гуру, передаваемая по наследству, была отменена – с этих пор все решала община, так называемая хальса.

Последователи Гобинда разделили все земли сикхов на 12 частей – мисалей. Однако это оказалось не лучшей идеей – предводители каждых мисалей развернули политическую борьбу между собой.

В самом начале 19-го столетия у «руля» встал Ранджит Сингх и превратил территорию в настоящую империю. При нем она достигла расцвета и занимала часть земель современной Индии, Пакистана, Афганистана.

Все изменилось, когда в 1849 году британская армия нанесла сильное поражение сикхам и сделала их частью Индии, ставшей английской колонией. На дальнейшую историю, уже веком позже, также повлияли британцы: в 1947 году, после Второй мировой войны, они уже не могли иметь колоний. Британскую Индию разделили на современную Индию и Пакистан, а от него позже  отделился Бангладеш.

На территории Пенджаба начались волнения, снова поднялось мусульманско-сикхийское противостояние. Штат был поделен на две части: восток отошел Пакистану, где преобладал ислам, а запад – Индии. Сикхи вынуждены были переселиться на индийскую часть Пенджаба. В 1966 году от нее отделился штат Харьяна, где сейчас тоже проживает немало сикхов.

В 70-х годах прошлого столетия начала накаляться обстановка из-за разногласий с индуистами. В религии сикхизма появились сепаратисты, которые желали создать отдельное государство Халистан и обнесли забором Золотой храм, который находится в Армитсаре и считается священным местом всех сикхов.

Известный политик Индира Ганди выступила резко против подобного сепаратизма, в результате чего погибли люди. Это подняло волну возмущения среди сикхов, и в 1984 году из мести ее застрелили два собственных охранника, которые являлись сикхами.

Индира Ганди (1917-1984)

Весь индийский народ восстал против сикхов, сотни людей погибали. Такая напряженная обстановка продолжалась десятилетие и унесла около двадцати тысяч жизней противоборствующих сторон.

Сейчас атмосфера в Пенджабе довольно спокойная: сикхи неплохо уживаются с индийцами. В государственном аппарате встречаются последователи сикхизма на высоких должностях, а каждый пятый офицер армии – сикх.

Памятные даты в сикхизме

События и даты записей в календаре Нанакшахи могут отличаться на месяцы или даже годы от оригинальных исторических записей, таких как Викрам Самват (СВ) или Бикрам Самбат (БК), календарь на основе дат лунного цикла. Некоторые из названий месяцев Нанакшахи подобны тем, которые указаны в индуистском календаре. Даже с созданием календаря Нанакшахи даты, наблюдаемые в западных частях мира, иногда меняются. Это может быть связано с путаницей из-за пересчета календарных месяцев с Викрам Самват от Юлиана до Григориана до Нанакшахи, различия между часовыми поясами Пенджаба и других частей света, или другие факторы, такие как удобство и традиции. Дата, которая приближается к празднику, отмеченному в конкретной стране, или к выходным, может отмечаться, когда люди могут отдохнуть от работы.

Празднования иногда проводятся в течение нескольких недель или даже нескольких месяцев, поэтому торжества в разных местах могут проходить без перебоев. Праздничные торжества в сикхизме, такие как гурпураб, фокусируются на событиях, связанных с десятью гуру, их семьями и Гуру Грантх Сахибом:Оригинальные фиксированные даты Nanakshahi (2003)

  • 5 январяДень рождения Гуру Гобинд Сингха
  • 31 январяДень Рождения Гуру Хар Рай
  • 14 мартаНанакшахи новый годИнаугурация Гуру Хар Рай
  • 19 мартаСмерть Гуру Хар Говинд
  • 14 апреляДень рождения Гуру Нанака ДевДень Вайсахи происхождение Халса
  • 16 апреляСмерть Гуру Ангад ДевИнаугурация Гуру Амар ДасаСмерть Гуру Хар КришанИнаугурация Гуру Тег Бахадар
  • 18 апреляДень рождения Гуру Ангад ДевДень рождения Гуру Тег Бахадар
  • 02 маяДень рождения Гуру Арджун Дев
  • 23 маяДень рождения Гуру Амара Даса
  • 11 июняИнаугурация Гуру Хар Говинда
  • 16 июняМученичество Гуру Арджун Дев
  • 5 июляДень рождения Гуру Хар Говинда
  • 23 июляДень рождения Гуру Хар Кришана
  • 01 сентябряУстановка Ади Грантх в Золотом Храме
  • 16 сентябряСмерть Гуру Амара ДасаИнаугурация Гуру Раам ДасаСмерть Гуру Раам ДасаИнаугурация Гуру Арджун Дев
  • 18 сентябряИнаугурация Гуру Ангад Дев
  • 22 сентябряСмерть Гуру Нанака Дев
  • 09 октябряДень рождения гуру раам дас
  • 20 октябряСмерть Гуру Хар РайИнаугурация Гуру Хар КришанаИнаугурация Гуру Грантх Сахиб
  • двадцать первое октябряСмерть Гуру Гобинд Сингх
  • 24 ноябряИнаугурация Гуру Гобинд СингхаМученичество Гуру Тег Бахадар
  • 21 декабряМученичество Гуру Гобинд Сингх, два старших сына, Аджит Сингх и Зоравар Сингх.
  • 26 декабряМученичество Гуру Гобинд Сингх, младший сын, * Джуджар Сингх и Фатех Сингх.

Другие важные даты, не связанные с календарем Нанакшахи

Есть несколько сикхских праздников, которые не были зафиксированы в календаре Нанакшахи, потому что они традиционно совпадают с лунными праздниками:

  • Гуру Нурака Гурпураб Традиционно празднуется поздней осенью как праздник полнолуния.
  • Привет Мохалла Празднества совпадают с праздником цветов Холи. В это время сикхи демонстрировали оружие, демонстрируя Гатку, боевое искусство сикхов.
  • Банди Чор празднуется во время Дивали, индуистского праздника ламп и отмечает освобождение Гуру Хар Говинда от заключения.

* Согласно опубликованному исследованию историка Аурта Макалиффа

Бракосочетание

Бракосочетание в сикхизме совершается во время церемонии ананд карадж, которая, как считают исследователи, имеет много общего с индуистской. Сахадждхари-сикхи тоже проводят именно такую церемонию бракосочетания. В 1909 г. был принят специальный закон «Anand Marriage Act», который легализовал браки, заключенные по сикхским традициям.

В брак не вступают родственники и свойственннки. Первые шаги в организации брака предпринимают родители молодого человека. Сваты жениха приходят в дом невесты, где их должны хорошо; принять, угостить и выслушать. Если предложение принимается, то родственники невесты пересыла-ют жениху со сватами кинжал кирпан и сласти. Все это общение проводится в присутствии Ади Грантх Удобную для всех дату назначают сами родственники.

У сикхов нет обычая давать за невестой приданое. Накануне бракосочетания вечером жених с друзьями и родственниками идет к дому невесты или в гурдвару, где невеста уже ждет его, и будущие су-пруги могут познакомиться, если до этого не знали. друг друга. Читаются гимны из Ади Грантх, и потому все расходятся. Сама церемония бракосочетания проводится на рассвете.

Сикхская община собирается в гурдваре, где проводятся молитвенные приготовления, приходят музыканты. Бракосочетание проводится перед Книгой Ади Грантх — как в присутствии гуру. Невесту усаживают по левую руку от жениха. Ведущий церемонию уважаемый сикх произносит благословляющие брак молитвенные формулы и читает специальный свадебный гимн Лаван (Лава), который сочинил гуру Рам Дас.

Он рассказывает молодым об их новых обязанностях и о том, что брак — это союз для духовного развития и жизненной поддержки, а не для физических наслаждений. После этого невесте дают в руку кончик шарфа ее жениха, и они четыре раза обходят вокруг Священной Книги Ади Грантх, жених впереди, невеста за ним. При этом четырежды читаются свадебные гимны. Это главный момент церемонии. После этого читаются другие гимны и молитвы из Ади Грантх. По окончании церемонии для гостей устраивается угощение — обычно стороной невесты. В тот же день молодая жена может перейти жить в дом мужа.

В сикхской традиции нет запрета на замужество вдов. Сикхские гуру порицали индуистский обычай добровольного самосожжения вдовы на погребальном костре мужа, который называется сати. Гуру Амар Дас говорил, что настоящая сати — это такая жена, которая умирает от потрясения, узнав о смерти мужа. В случае второго брака или брака со вдовой также проводится церемония ананд карадж.

Сикхи – кто это?

Слово «сикх» с языка хинди переводится как «ученик, преемник». И это верно – все сикхи в первую очередь являются последователями сикхизма.

Большинство сикхов относятся к национальности пенджабцев. Это неудивительно – домом многих сикхов является штат Пенджаб в северо-западной части Индии, где пролегает пакистанская граница.

Местоположение во многом сказалось и на религиозных идеях учения, и на характере самого народа. Дело в том, что Пенджаб исторически располагался на стыке двух культур – индийской и мусульманской. Сикхи пошли третьим путем – в 16-м столетии они создали собственную религию, в чем-то вобравшую черты индуизма и ислама, но все же абсолютно другую.

В то же время вечное религиозное противостояние порождало бесконечные войны. Такая обстановка обязывала сикха самому становиться воином, иметь при себе оружие и ревностно отстаивать свою свободу. Подобно тамилам в Шри-Ланке или испанским баскам, они старались создать собственное суверенное государство, но все заканчивалось кровопролитием, не приводя к успеху.

Сегодня по всему миру насчитывается более 25 миллионов представителей сикхизма. Порядка 80% из них живет в Индии, среди которых трое из четырех – жители Пенджаба. Остальные живут в индийских штатах, как например Харьяна, Кашмир, Химачал-Прадеж и в столичном Дели.

Дели, Индия

Немало сикхов проживает также за пределами Индии: в США, Канаде, Великобритании, Таиланде, Малайзии, восточных африканских республиках, на Фиджи. Несмотря на широкую географию, их всех объединяет одно – вера, единый язык пенджаби и доброта, скрывающаяся за воинственной внешностью.

Веды услышанное откровение

Но пора уже рассказать о документальных опорах, основаниях, на которых, как всякая большая религия, зиждется этот парадоксальный мир о знаменитых Ведах.

Их четыре: Ригведа (Книга гимнов), Самаведа (Книга песнопений), Яджурведа (Книга жертвенных формул) и Атхарваведа (тут речь идет о заклинаниях). Чужаки часто именуют эти тексты «священным писанием» индуизма. Но напрасно потому что на самом деле они представляют собой нечто писанию противоположное. Они суть шрути, у-слы-шан-но-е. И воспринятое на слух.

Первыми божественные откровения услышали древние риши, великие мудрецы-«посредники» глубокой древности. С тех незапамятных времен в изустной передаче их и принимают новые поколения. Так что индусов следует считать не «людьми Книги», подобными нам, а, скорее, «людьми Звука». Ясно, что для успешного поддержания подобной традиции столетиями разрабатывались весьма эффективные методики запоминания. Настолько эффективные, что когда весь свод ведийской литературы наконец был записан, оказалось: в 1 028 гимнах «Ригведы» сомнение вызывает разве что пара слогов.

Из этого могучего корня и произросла вся индийская цивилизация: и упанишады (беседы богов с людьми), и школы философии, и шастры (так сказать, тематические теории), трактаты по отраслям знания и ремеслам. Авторитет Вед незыблем по сей день во всяком случае, в 1995 году Верховный суд Индии, формулируя правовое определение индуизма, начал с их «признания единственным фундаментом индусской философии».

Однако Веды все же не канон, как это может показаться из последней цитаты. В индуизме нет и канона, а соответственно, нет и быть не может ересей. Культ этот никогда не знал организованной церкви и иерархии священнослужителей (даже самой условной, основанной на личном авторитете, как у мусульман). Просто любой рожденный брахманом имеет право исполнять абсолютно все обрядовые функции. Именно его, представителя высшей, недосягаемой в своей чистоте касты, приглашают для отправления церемоний от пышных храмовых до скромных семейных.

Сикхизм: символы и знамя сикхов

На гурдварах обычно развевается знамя сикхов, которое называется Нишан Сахиб. Оно представляет собой оранжевое полотнище с символом кханда (иногда можно встретить написание ханда) в центре. Древко флага тоже обернуто оранжевой тканью. Ткань флага и ткань вокруг древка можно менять на третий день праздника Вайсакхи. Сикхи относятся к знамени Нишан Сахиб с большим уважением, потому что оно олицетворяет единство сторонников их религии во всем мире.

Флаги сикхов в руках детей

  • Символ сикхизма называется кханда. Он олицетворяет главные принципы вероучения.
  • Бесконечный круг называется кхакра и обозначает верность и единство сикхов.
  • Скрещенные кинжалы напоминают сикхам об их обязанности защищать свою веру.
  • Обоюдоострый меч, кханда, олицетворяет божественную правду. Он дал название всему символу.

Символ сикхизма

Интересно, что оранжевый цвет имеет важное значение ещё в одной религии, которая также зародилась в своё время на полуострове Индостан. Это буддизм, который стал затем и мировой религией

Оранжевое одеяние носят монахи-буддисты.

Сикхи, держащие мечи кханда

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: