Без страха, упрека и билета: как бизнесмены (и не только) становятся рыцарями

Кого поймал — того люби

Странствующие и бедные «однощитные» рыцари не из знатных семей в большинстве своём плевать хотели на кодекс чести. Прикрываясь приказом своего сюзерена, они ездили по селениям и грабили их. Некоторые даже сбивались в самые настоящие банды, которых боялись честные люди. Забывали они и про правило «защищать слабых», когда убивали женщин и детей в деревнях просто ради развлечения. Надругательства над женщинами тоже имели место быть

Причём рыцарям было неважно — девочка перед ними или седая старуха. Для любовных утех годилась любая, к тому же, сломить сопротивление более слабой жертвы не составляло никакого труда

К слову, жене рыцаря о хорошем отношении к себе тоже можно было забыть.

Это только к «прекрасной даме» рыцари относились с почётом и любовью. Об избраннице сердца думали днями и ночами, не забывая в перерывах поколачивать и насиловать собственную жену. Та не смела и пикнуть, ведь женщина в Средние века считалась собственностью мужа. Закрывали глаза жёны и на многочисленные измены мужа со служанками и подневольными крестьянками. Особенно охотно средневековые рыцари отбивали жён у собственных друзей. О каком бы то ни было братском уважении речи и не шло. Однако всему приходит конец.

Наставить отступивших от кодекса рыцарей на путь истинный попытались при помощи организации Крестовых походов. Папа Римский Урбан и император Фридрих Барбаросса внушили рыцарям, что они должны убить всех неверных, осквернивших гроб Господень, находящийся в Палестине. Рыцари этому призыву вняли, но едва ли они вели себя в походах лучше, чем на родной земле. В конце концов нужда в рыцарях как конных воинах отпала сама собой с изобретением огнестрельного оружия. Рыцари перестали быть воинами и превратились в политическое сословие нетитулованной знати. Сегодня рыцари остались лишь в Великобритании. Но там это просто формальный титул, выдаваемый за особые заслуги перед короной.

  • Как русские стали кацапами, а украинцы — хохлами
  • Китайская Золушка, отключение Эйфелевой башни, секрет куриных яиц и другие факты
  • Героиня-мученица: кем на самом деле была Зоя Космодемьянская, вознесённая советской пропагандой
  • 5 громких процессов времён «Охоты на ведьм»
  • Пивное цунами, затопившее Лондон

Моя прелесть

С давних времен люди были готовы на многое для получения заветной награды. Еще в XVII веке рыцарскими званиями открыто торговали за пожертвования в казну. Но в скандалах последних лет оказывались замешаны самые высокопоставленные персоны и их первые помощники, которых подозревают в том, что они небескорыстно оказывали подспорье в получении титулов и наград. Есть истории с пожалованием рыцарских званий завхозу дворца, спичрайтеру, друзьям премьер-министра. Или свежие примеры — в октябре 2021 года рыцарские титулы получили супруг Терезы Мэй Филип (с формулировкой «за политические заслуги») и миллионер Тони Галлахер, который пожертвовал Консервативной партии 800 тыс. фунтов (титул был пожалован «за услуги, оказанные в области землеустройства и недвижимости»). Дотошная британская пресса закономерно задает вопросы: что было особенно выдающегося, вдохновляющего и уникального в деятельности этих людей? Почему финансисты — доноры партий быстро становятся сэрами и на таких кандидатов смотрят сквозь пальцы наградные комитеты и проверяющие ведомства? Внятных ответов, как правило, нет. Может быть, поэтому число тех, кто отказался от наград, в последние годы неуклонно растет.

Отказ — тоже позиция

Среди тысяч номинантов есть те, чьи убеждения продиктовали им отказаться от почетных наград и званий. Число их с годами растет: если с 1951 по 1999 год таких людей было 300, то за один 2020 год отказов было более 60. Однако точное число отказов выяснить сложно: если после информирования кандидата о решении его наградить он сообщает об отказе от почестей, его имя не появляется в финальных списках.

Среди именитых лиц, отказавшихся от рыцарства в разные годы,— писатели Редьярд Киплинг, Грэм Грин, Бернард Шоу, музыкант Дэвид Боуи, нобелевский лауреат по химии Дороти Ходжкин, физик Питер Хиггс и астрофизик Стивен Хокинг. Некоторые вернули свои награды и титулы в знак протеста против внешнеполитических действий Великобритании, прежде всего в военных конфликтах, и среди них — лауреат Нобелевской премии по литературе поэт Рабиндранат Тагор и основатель The Beatles Джон Леннон. А бизнесмен Гарри Фергюсон, дважды отказавшийся от рыцарского звания в 1950-е годы, обосновал свои отказы тем, что эти звания больше приличествуют государственным служащим, чьи доходы невелики, и не должны дароваться бизнесменам или промышленникам с их финансовыми возможностями.

Один из аргументов в защиту рыцарей — спонсоров благотворительных организаций (патронами которых традиционно являются монаршие особы) таков: предоставленные благотворителями деньги помогают тысячам людей, а большинство спонсоров — это бизнесмены. Однако в обществе все чаще звучат призывы к обновлению системы государственных почестей, которая стала бы более простой, прозрачной и справедливой.

Зная консерватизм британцев, можно верить, что это случится… когда-нибудь.

Елена Суздальцева

История и распространение рыцарства

Рыцарь в латном доспехе и шлеме-бацинете. Иллюстрация Ruisma

Рыцарская традиция появилась во времена завоевания Вестероса андалами. Согласно летописям Долины Аррен — первой области Вестероса, завоеванной андалами, тяжёлая кавалерия, облачённая в доспехи, у андалов уже была, и андальские герои — например, Артис Аррен — носят в преданиях титул «сир». Серебряные доспехи и крылатый шлем Артиса Аррена делали его легко узнаваемым среди андальских воинов.

Напротив, хроники Простора утверждают, что рыцарство зародилось именно там, на зеленых полях этого края; просторские предания даже называют имя первого рыцаря — Джон Высокий Дуб, сын Гарта Зеленой руки и великанши и основатель дома Окхартов. Это наверняка миф, поскольку если Джон Высокий Дуб и существовал, то жил еще в Век Героев, задолго до появления андалов. Впрочем, известно, что исторические книги Вестероса полны анахронизмов и несообразностей, в том числе рыцарей, якобы совершавших подвиги за тысячу лет до того, как вообще появилось рыцарство; таким же образом Сервин Зеркальный Щит, Симеон Звездоглазый, Флориан или Галладон из Морна, будто бы жившие в незапамятные времена, называются в песнях и сказках рыцарями. Гвейн V Гарденер был первым королем Простора, принявшим посвящение в рыцари под влиянием андалов у него на службе.

Ко временам саги именно Простор является центром рыцарской традиции в Семи королевствах. Здесь рыцарство ценится выше всего, требования к рыцарям наиболее строги, а правила турниров отличаются наибольшей жёсткостью и неизменностью.

В то же самое время, на Севере и Железных Островах, населённых потомками Первых Людей, рыцарская традиция не прижилась, и рыцари там редки. Это связано не в последнюю очередь с религиозными соображениями: рыцарская культура, рыцарские обеты, обряд посвящения в рыцари тесно связаны с верой в Семерых, и окраины государства, где распространены другие религии, — вера в Старых Богов на Севере и вера в Утонувшего Бога на Железных островах — рыцарскую традицию не приняли. На Севере, однако, существуют всадники, схожие с рыцарями.

Напротив, в Дорне, население которого составляли перемешавшиеся с андалами потомки ройнаров, рыцарские традиции были успешно привиты и дали немало выдающихся образцов рыцарства, таких, как Эртур Дейн и Ливен Мартелл. Считается, что дорнийцы — лучшие турнирные бойцы во всем государстве.

За пределами Вестероса рыцарство ассоциируется с выходцами из Семи королевств, сохранившими рыцарские традиции и веру в Семерых. На землях Вольных городов рыцари — эмигранты и потомки эмигрантов, бежавших за море по разным мотивам, — занимаются в основном наёмничеством, воююя то за один Вольный город, то за другой: так, Джорах Мормонт воевал на войне с браавосцами, а потом поступил на службу к Визерису Таргариену, а Осмунд Кеттлблэк служил в отряде Славных Кавалеров, воюя то за Лис, то за Тирош. В наёмном отряде Золотых Мечей служило пятьсот рыцарей.

Посвящение в рыцари

Взыскующему рыцарского звания надлежит обратиться с просьбой к государю или сеньору (или любому славному рыцарю) с тем, чтобы он назначил день и время посвящения. Хорошо если это будет праздник, мирный договор, перемирие или свадьба.

Посвящаемый должен исповедаться и причаститься, после чего провести некоторое время в молчании, уединении и молитве. Перед тем он передает свой меч и шлем своим восприемникам, которые выбираются им либо назначаются ему также из числа людей рыцарского достоинства.

По окончании уединенной молитвы к нему приближаются восприемники и подносят ему воды, чтобы он омыл руки и лицо, после чего ведут в храм или на открытое место.

Его ожидают там государь или сеньор вместе с епископом или служителем иного ранга. Посвящаемый опускается на колено.

После того священник благословляет меч, возлагаю на него руки со следующей молитвой:

Благослови, Господь, меч сей, дабы раб Твой был отныне защитником церквей, вдов, сирот и всех, служащих Тебе, против злобы еретиков и неверных. Пользуйся этим мечом для защиты себя и Святой Церкви Господа и для поражения врагов креста Христова и веры христианской. И помни, что святые завоевали царства не мечом, а верой».

После того сеньор произносит:

Во славу и во имя Бога Всемогущего, Отца, Сына и Духа Святого, жалую тебя рыцарем. Помни же, что долг твой – соблюдать все правила и добрые уставы рыцарства. Будь верен Богу, государю и подруге; будь медлителен в мести и наказании и быстр в пощаде и помощи вдовам и сирым; посещай обедню и подавай милостыню; чти женщин и не терпи злословия на них.

После того ему подносят Писание и посвящаемый отвечает:

Обещаю и клянусь, в присутствии Господа моего и государя моего, положением рук моих на Св. Евангелие, тщательно блюсти законы и наше славное рыцарство.

После того сеньор или государь касается его правого плеча, левого плеча и склоненной головы своим мечом и обнимает, епископ или иной священнослужитель подносит ему меч, а восприемники подают ему шлем и щит.

Если есть дама, желающая высказать ему свое благоволение, то она может повязать ему свой шарф или платок.

После того все родственники и друзья посвящаемого подходят, чтобы принести поздравления.

В случае же, если подобный торжественный ритуал невозможен, будь то среди лагеря, на поле битвы, пред победой или после, или в проломе взятого приступом города, то в таком случае надлежит опустить все церемонии. Посвящаемый опускается на колено перед сеньором и творит краткую молитву, после чего сеньор касается мечом его склоненной головы, произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, и Св. Мартина жалую тебя в рыцари». Затем поднимает его с колен и обнимает, после чего посвященный в правах не уступает рыцарям, принесшим обет по всем законам и порядкам мирного времени.

Кодекс рыцарской чести

  1. Кодекс рыцарской чести является обязательным для всех лиц благородного происхождения, именующих себя рыцарями.
  2. В случае нарушения Кодекса рыцарем, его судьба будет вверена сюзерену, вассалом которого он является, при уклонении же от воли сюзерена, данное лицо лишается благородного рыцарского титула и всех привилегий.
  3. Каждый рыцарь должен ценой своей жизни защищать жизнь своего сюзерена.
  4. Каждый рыцарь должен держать данное им слово, ибо лишь трусость является для рыцаря позором большим, чем клятвопреступление.
  5. Каждый рыцарь должен иметь грамоту, подтверждающую его благородное происхождение.
  6. В одежде рыцаря должен присутствовать его герб.
  7. Рыцарю надлежит всеми силами избегать лжи и обмана.
  8. Каждому рыцарю надлежит принимать участие в турнирах.
  9. Рыцарь не смеет причинить вред человеку безоружному.
  10. Рыцарь не смеет причинить вред человеку вооруженному неравным оружием, иначе как на поле боя.
  11. Рыцарь должен быть милосердным и кротким и не отказывать тем, кто просит о помощи.
  12. Рыцарь должен быть безжалостен к врагам Церкви и сюзерена.
  13. Рыцарь должен быть галантен в обращении с благородными дамами.
  14. Если между рыцарями возник спор, или один из них словом или делом оскорбил другого, то рыцарь может требовать честного поединка или отречения от своих слов и раскаяния в своих поступках.
  15. Нет для Рыцаря вещи более отвратительной, чем предательство.
  16. Рыцарь не может ударить поверженного противника, а также противника, молящего о пощаде.
  17. Взятому в плен в честном бою рыцарю надлежит выплачивать условленный выкуп или возвращаться по обещанию в означенный день и час в тюрьму, иначе он будет объявлен бесчестным и вероломным.
  18. Рыцарь должен беспощадно карать любое оскорбление чести своего сюзерена, чести дамы, и собственной чести.

Источники

  1. ↑ Игра престолов, Дейнерис I
  2. ↑ Межевой рыцарь
  3. Мир Льда и Пламени, Долина
  4. Мир Льда и Пламени, Простор
  5. Пир стервятников, Сэмвелл I
  6. Игра престолов, Бран VI
  7. ↑ Пир стервятников, Серсея V
  8. ↑ Буря мечей, Джейме VIII
  9. Танец с драконами, Погибший лорд
  10. Игра престолов, Джон IV
  11. Игра престолов, Санса IV
  12. Пир стервятников, Бриенна I
  13. ↑ Присяжный рыцарь
  14. Игра престолов, Дейнерис IV
  15. ↑ Игра престолов, Санса II
  16. ↑ Таинственный рыцарь
  17. Битва королей, Санса V
  18. Буря мечей, Сэмвелл II
  19. Буря мечей, Джейме I
  20. Буря мечей, Джон II
  21. Буря мечей, Дейнерис II
  22. Буря мечей, Арья VII
  23. Буря мечей, Арья IX
  24. Буря мечей, Давос II
  25. Игра престолов, Эддард XI
  26. Буря мечей, Дейнерис V
  27. Игра престолов, Эддард VII
  28. Буря мечей, Дейнерис I
  29. Игра престолов, Арья I
  30. Пир стервятников, Бриенна III
  31. ↑ Битва королей, Санса VIII
  32. ↑ Пир стервятников, Джейме III
  33. Битва королей, Бран II
  34. ↑ Буря мечей, Арья VI
  35. Битва королей, Пролог
  36. ↑ Пир стервятников, Джейме I
  37. Танец с драконами, Тирион III
  38. Игра престолов, Дейнерис V
  39. Пир стервятников, Серсея II
  40. Танец с драконами, Давос IV
  41. Битва королей, Санса II
  42. Пир стервятников, Алейна I
  43. Буря мечей, Санса VI
  44. Танец с драконами, Дейнерис X
  45. Танец с драконами, Слуга купца

В рыцари по интернету

Как бы ни казалось странным, но номинировать на почетную награду теоретически можно любого человека. Это делается через сайт GOV.UK, где можно заполнить специальную форму, отправив заявку через сайт или по электронной почте. На сайте опубликованы критерии, которые должны учитываться при выдвижении кандидата, и список сфер, где человек должен продемонстрировать выдающиеся достижения. 
Более того, сайт содержит руководство, как оформить номинацию, а также предлагает примеры убедительной лексики и фраз, которые могут помочь выделить кандидата среди прочих и доказать комитету, что тот действительно достиг непревзойденных результатов в своем деле. Номинировать можно только ныне живущих людей, для умерших есть свои, посмертные награды.

Номинация рассматривается 12–18 месяцев, в течение которых кандидаты проверяются различными правительственными службами, в том числе налоговым ведомством.

В заявке нельзя номинировать на конкретную награду. Решение принимает комитет, который дает свои рекомендации премьер-министру, а тот, в свою очередь, высказывает свое мнение королеве, принимающей финальное решение.

Списки и разнарядки нового времени

Списки номинантов на награды публикуются на государственном портале GOV.UK дважды в год. Перед публикацией списков номинанты оповещаются о том, что они там числятся, и им сообщают, что в течение следующих шести месяцев пройдет сама церемония. При этом получатель награды может использовать свой титул или постноминал сразу после оповещения, не дожидаясь церемонии.

Наградные списки последних лет сопровождаются краткой справкой не только о количестве тех или иных наград, но и о процентном соотношении разных социальных, национальных или иных групп. Так, в новогоднем списке 2022 года четверть лауреатов — выходцы из непривилегированных слоев населения, 15% — представители расовых и этнических меньшинств (ВАМЕ), более 13% имеют инвалидность, а 3,5% идентифицируют себя как представители LGBT+. Особо отмечается, что женщины составляют 47,9% награжденных, а в высших наградах доля составляет 35,9%. Статистика призвана подчеркнуть, что комитет и королева стараются подходить к своему выбору максимально справедливо, открыто и корректно, рассматривая номинантов вне зависимости от их пола, социального происхождения и сексуальной ориентации.

Присягнувшие рыцари

Рыцарь в доспехе-бригантине и бацинете без забрала. Иллюстрация Ruisma

Большинство небогатых рыцарей находятся на постоянной службе у лордов или других рыцарей в роли присягнувших воинов (англ. sworn swords). Присягнувшие воины не обязательно являются рыцарями, но это и не наёмники (англ. sellswords), которых с нанимателем не связывает ничего, кроме денег. Личная присяга обязывает рыцаря служить господину, говорить ему правду, повиноваться ему, охранять его и сражаться за него в случае нужды. Со своей стороны господин обеспечивает присягнувших воинов кровом, пищей и — не всегда — денежным жалованьем. Присягнувший одному господину рыцарь уже не может перейти на службу к другому, пока его не освободят от присяги.

Лорды и богатые рыцари, такие, как Киван Ланнистер или Темплтоны, могут держать на службе сотни служилых рыцарей. Киван Ланнистер сам был рыцарем на службе у своего брата Тайвина; при этом Киван держал уже у себя на службе двести рыцарей и мог при надобности удвоить это число.

А ну-ка отними!

Имя Тони Блэра, который фигурировал в новогоднем списке как новый член благороднейшего рыцарского ордена, вызвало возмущение у многих британцев. На платформе Change.org даже была запущена петиция с требованием лишить его этого титула за развязывание войны в Ираке, которое привело к тысячам смертей военнослужащих и мирных жителей. На сегодня петиция собрала уже более миллиона подписей, однако парламент ее отклонил.

Тем не менее активисты продолжают надеяться, что мощный хор их голосов будет услышан и Блэр перестанет быть рыцарем. Монарх обладает привилегией аннулировать титулы, такие прецеденты в истории уже были. Согласно действующему правилу, отмена рассматривается в тех случаях, когда сохранение назначения или награды может привести к ухудшению репутации всей системы поощрений. Известно, что за всю историю королевских наград почестей лишились около трех десятков человек, и виной тому были совершенные ими преступления и различные недостойные действия. Среди тех, кто лишился своих рыцарских званий,— кайзер Вильгельм II, Бенито Муссолини, Николае Чаушеску, Роберт Мугабе, а в недавние годы к ним присоединились председатель RBS Фред Гудвин и банкир HBOS Джеймс Кросби (последнего лишили титула по его собственной просьбе).

Как становились средневековыми рыцарями

Чтобы немного лучше понять, какими были рыцари, стоит узнать, как они вообще появились. Прообразами средневековых рыцарей можно считать эквитов — всадников Древнего Рима. Но в привычном нам понимании рыцарство появилось примерно в VIII веке во Франкском государстве. Тогда рыцари были тяжеловооружёнными конниками, защищавшими свою родину от нападений арабов. Однако как сословие рыцарство оформилось лишь в XI–XII веке. Были среди германских рыцарей министериалы — нетитулованные владельцы земли, не бывшие, строго говоря, вассалами своего господина. Во Франкском государстве дело обстояло несколько иначе.

Во Франции рыцарем мог стать только знатный владелец крупного лена или надела. Но в очень редких случаях рыцарем мог стать и нетитулованный человек, наделённый землёй. В Англии становились рыцарями те, кто не мог похвастаться знатным происхождением, но владел землёй, годовой доход с которой составлял определённую сумму. В этой стране правом посвящать в рыцари обладал только король. А в Германии и Франции любой рыцарь мог посвятить другого человека в рыцари. А ещё отец-рыцарь сам посвящал своего сына, прошедшего обучение. Но обычно это делал сеньор, которому новоиспечённый рыцарь приносил вассальную клятву. К слову, обучение рыцарскому искусству длилось очень долго.

Мальчиков начинали учить в семилетнем возрасте в домашней обстановке. В 14 лет его отправляли ко двору сеньора, где он служил пажом. А после, с 14 до 21 года, юноша был оруженосцем при рыцаре. Оруженосцев обучали семи главным рыцарским добродетелям: владению копьём, плаванию, фехтованию, соколиной охоте, игре в шахматы, верховой езде и стихосложению. Учили их и придворному этикету, и куртуазной этике — умению обращаться с женщинами. Также давали и религиозное воспитание. Влияние церкви на рыцарство было очень велико, недаром ведь рыцари отправлялись в Крестовые походы во имя веры. В 21 год оруженосец, прошедший обучение, проходил обряд посвящения в рыцари. И с этого начиналась его новая жизнь, зачастую посвящённая только «прекрасной даме».

«Бой тридцати». О. П. Л’Харидон

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: