Персы

Историография греко-персидских войн

Основные хронологические события греко-персидских войн.

Основные этапы Описание Даты
Восстание Милета Милет и другие города Ионии восстали против персидского деспотизма. 500 — 494 гг. до н.э.
Сражение при Марафоне Дарий I вторгается на Балканский полуостров и ведет битву с греками при Марафоне. 492 — 490 гг. до н.э.
Поход Ксеркса Решающие сражения в Саламине и в Платеях. 480 — 479 гг. до н.э.
Делосский (Афинский) военный союз Греческие полисы объединяются в союз для противостояния персам на море. 478 — 449 гг. до н.э.
Окончание греко-персидских войн Заключение перемирия и требования греков. 459 — 449 гг. до н.э.

Некоторые легендарные фараоны

Фараонам поклонялись словно божествам

Фараоны стояли на вершине социальной лестницы и считались равными богам. Фараонам воздавались великие почести, они считались настолько могущественными, что до них буквально боялись дотронуться.

На шее фараоны традиционно носили анх — магический символ и талисман, которому египтяне придавали большое значение. Фараонов за века и тысячелетия существования Египта было много, но о нескольких из них стоит сказать особо.

Чуть ли не самый известный египетский фараон — Рамзес II. Он взошёл на престол, когда ему было около двадцати лет, и правил страной почти семь десятилетий (с 1279 по 1213 год до н.э.). За это время успело смениться несколько поколений. И многие из живших в конце правления Рамзеса II египтян верили, что он — настоящее бессмертное божество.

Скульптура Рамзеса II

Ещё один фараон, достойный упоминания — Джосер. Он правил в XXVII или XXVIII веке до н. э. Известно, что во время его правления столицей государства окончательно стал город Мемфис. Впрочем, Джосер вошёл в историю прежде всего тем, что построил самую первую пирамиду в Древнем Египте (она же — первое во всём мире каменное архитектурное сооружение). Точнее говоря, её построил визирь Джосера — человек с выдающими способностями по имени Имхотеп. В отличие от более поздней пирамиды Хеопса, пирамида Джосера состоит из ступеней. Изначально она была обнесена стеной с 15 дверьми, причём отворялась из них лишь одна. На данный момент от стены уже ничего не осталось.

Самая древняя пирамида — пирамида Джосера

В истории Древнего Египта было несколько женщин-фараонов. Одна из них — Хатшепсут, правившая в XV веке до н. э. Её имя можно перевести как «находящаяся впереди благородных дам». Отстранив от трона малолетнего Тутмоса III и объявив себя фараоном, Хатшепсут продолжила восстановление Египта после набегов гиксосов, воздвигла большое число памятников на территории своего государства. По количеству проведённых прогрессивных реформ она превзошла многих фараонов-мужчин.

Во времена Хатшепсут считалось, что фараоны — это воплощения бога Хора в земном мире. Дабы не сеять смуту в народе, жрецы сообщили, что Хатшепсут — дочь бога Амона. Но на многих церемониях Хатшепсут всё же появлялась в мужском одеянии и с фальшивой бородкой.

В современной западной культуре за царицей Хатшпсут закрепился образ умной, энергичной, наделённой аналитическими способностями женщины. Место для Хатшепсут нашлось, например, и в знаменитой экспозиции художницы Джуди Чикаго «Званый ужин», посвящённую великим женщинам, повлиявшим на историю человечества.

Так оформлено условное место для Хатшепсут в экспозиции «Званый ужин»

Фараон Эхнатон, правивший в XIV веке до н. э. — ещё одна популярная фигура в истории Древнего Египта. Он провёл по-настоящему революционные религиозные реформы. Он решил сделать ранее незначительного бога Атона, ассоциирующегося с солнечным диском, центром всей религии. При этом культы всех других богов (в том числе и Амона-Ра) были запрещены. То есть фактически Эхнатон решил создать монотеистическую религию.

В своих преобразованиях Эхнатон опирался на людей, занимавших высокие посты в государстве, но происходивших из простолюдинов. С другой стороны, большая часть потомственной жреческой знати активно сопротивлялась реформам. В конечном счёте Эхнатон проиграл — после его смерти в повседневность египтян вернулись привычные религиозные практики. Представители новой XIX династии, пришедшей к власти спустя десять лет, отказались от идей Эхнатона, эти идеи были дискредитированы.

Фараон-реформатор Эхнатон, который, по мнению многих учёных, просто опередил своё время

И ещё несколько слов стоит сказать о Клеопатре VII, которая правила Египтом 21 год. Это была действительно незаурядная и, видимо, очень привлекательная женщина. Известно, что у неё был роман сначала с Юлием Цезарем, а позднее и с Марком Антонием. От первого она родила сына, а второго — двух сыновей и дочек.

Так выглядит одна из скульптур Клеопатры (впрочем, точной информации о её внешнем облике у нас нет)

И ещё один интересный факт: Марк Антоний и Клеопатра, когда поняли, что не смогут противостоять императору Октавиану, жаждущему захватить Египет, стали устраивать бесконечные попойки и праздничные пиры. Вскоре Клеопатра объявила о создании «Союза смертников», члены которого (а вступить в него было предложено всем приближённым) дали клятву, что умрут вместе. В этот же период Клеопатра испытывала на рабах яды, желая узнать, какой из них может принести смерть быстро и без сильной боли.

В общем в 30 году до н. э. Клеопатра, как и её возлюбленный Антоний, покончила с собой. А Октавиан, установив свой контроль над Египтом, превратил его в одну из провинций Рима.

Финансовая политика Дария

Основным источником доходов казны были налоги. В 519 году король утвердил основную налоговую систему штата. Налоги рассчитывались для каждой сатрапии с учетом ее территории и плодородия земли. Персы, как завоеватели народов, не платили денежного налога, но не освобождались от натурального налога.

Несколько денежных единиц, которые продолжали существовать даже после объединения страны, доставляли массу неудобств, поэтому в 517 г до н.э король ввел новую золотую монету под названием дарик. Средством обмена был серебряный шекль, который стоил 1/20 дарика и служил в те времена разменной монетой. На реверсе обеих монет было изображение Дария I.

Религия Персии

Религия древней Персии представлена очень интересным религиозным учением – Зороастризмом, названым так благодаря основателю этой религии, мудрецу, пророку (и возможно магу) Зороастру (он же Заратуштра). В основе учения Зороастризма лежит извечное противостояние добра и зла, где доброе начало представлено богом Ахурой-Маздой. Мудрость и откровение Заратуштры представлены в священной книге Зороастризма – Зенд-Авесте. По сути у этой религии древних персов очень много общего с другими монотеистическими более поздними религиями, таким как христианство и ислам:

  • Вера в единого Бога, который у персов был представлен собственно Ахурой-Маздой. Антипод Бога, Дьявол, Сатана в христианской традиции в Зороастризме представлен демоном Друджом, олицетворяющим собой зло, ложь, разрушение.
  • Наличие священного писания, Зенд-Авеста у персов-зоорастрийцев, как Коран у мусульман и Библия у христиан.
  • Наличие пророка, Зороастар-Заратуштры, через которого передается божественная мудрость.
  • Морально-этическая составляющая учения, так Зороастризм проповедует (впрочем, как и другие религии) отречение от насилия, воровства, убийств. За неправедный и греховный путь в последующем согласно Заратустре человек после смерти окажется в аду, в то время как человек, совершающий благие деяния после смерти будет пребывать в раю.

Зороастрийский храм.

Одним словом, как видим, древнеперсидская религия Зороастризма разительно отличается от языческих религий многих других народов, и по своему характеру очень схожа с поздними общемировыми религиями христианством и исламом, и к слову она существует и поныне. После падения Сасанидского государства наступил окончательный крах персидской культуры и в особенности религии, так как завоеватели арабы несли с собой знамя Ислама. Многие персы также в это время приняли ислам и ассимилировались с арабами. Но была часть персов, которая желала остаться верной своей древней религии Зороастризму, спасаясь от религиозных гонений мусульман, они бежали в Индию, где сохранили свою религию и культуру по сей день. Сейчас они известны под именем парсов, на территории современной Индии и сегодня есть немало зороастрийских храмов, так и приверженцев этой религии, настоящих потомков древних персов.

Карта Персидской империи

Племена ариев — восточная ветвь индоевропейцев — к началу I тысячелетия до н. э. населили почти всю территорию нынешнего Ирана. Само слово «Иран» является современной формой названия «Ариана», т. е. страна ариев. Первоначально это были воинственные племена полукочевых скотоводов, сражавшихся на боевых колесницах. Часть ариев ещё раньше переселилась в Северную Индию и захватила её, дав начало индоарийской культуре. Другие арийские племена, более близкие иранцам, остались кочевать в Средней Азии и северных степях — скифы, саки, сарматы и пр. Сами же иранцы, осев на плодородных землях Иранского нагорья, постепенно отказались от кочевого быта, занялись земледелием, перенимая навыки месопотамской цивилизации. Высокого уровня достигло уже в XI—VIII вв. до н. э. иранское ремесло. Его памятником являются знаменитые «луристанские бронзы» — искусно выполненные оружие и предметы быта с изображениями мифических и действительно существующих животных.

«Луристанские бронзы» — памятник культуры Западного Ирана. Именно здесь, в непосредственном соседстве и противостоянии с Ассирией сложились наиболее сильные иранские царства. Первым из них усилилась Мидия (на северо-западе Ирана). Мидийские цари участвовали в сокрушении Ассирии. История их государства неплохо известна из письменных памятников. Но мидийские памятники VII—VI вв. до н. э. изучены очень плохо. Не найдена пока даже столица страны — город Экбатаны. Известно лишь то, что она находилась в окрестностях современного города Хамадан. Тем не менее уже исследованные археологами две мидийские крепости времён борьбы с Ассирией говорят о довольно высокой культуре мидийцев.

В 553 г. до н. э. против мидийцев восстал Кир (Куруш) II, царь подвластного племени персов из рода Ахеменидов. В 550 г. до н. э. Кир объединил иранцев под своей властью и повёл их на завоевание мира. В 546 г. до н. э. он покорил Малую Азию, а в 538 г. до н. э. пал Вавилон. Сын Кира, Камбис, покорил Египет, а при царе Дарий I на рубеже VI—V вв. до. н. э. Персидская держава достигла наибольшего расширения и расцвета.

Памятниками её величия являются раскопанные археологами царские столицы — самые известные и лучше всего исследованные памятники персидской культуры. Самая древняя из них — Пасаргады, столица Кира.

Экономическое развитие Персии времен Дария

Особое положение в Персидском царстве занимала знать. Дворяне владели обширными земельными владениями на всех завоеванных территориях. «Благодетелям» царя были предоставлены огромные наделы для личных заслуг. Владельцы этих земель имели право управлять, передавать участки своим потомкам, и им также было поручено осуществление судебной власти над своими подданными. Широко использовалась система землепользования, при которой участки назывались огородами для лошади, лука, повозки и т.д. Царь раздал своим воинам такие земли, за которые их владельцы должны были служить в армии рыцарями, лучниками, возничими.

Но огромные участки земли по-прежнему находились в прямом владении самого царя. Обычно их снимали. В оплату за них принималась продукция сельского хозяйства и животноводства.

Помимо земель, каналы находились в непосредственной царской власти. Управляющие королевским имуществом арендовали их и собирали налоги за использование воды. Плата взималась за орошение плодородных земель, которые составляли 1/3 урожая помещика.

Правление Камбиза

Кир погиб в битве с Масагетами в 530 году до нашей эры. NS. Его сын Камбиз успешно проводит свою политику. После тщательной предварительной дипломатической подготовки следующий враг Персии, Египет, оказался в полном одиночестве и не мог рассчитывать на поддержку союзников. Камбиз осуществил план своего отца и завоевал Египет в 522 г до н.э. NS. Тем временем в самой Персии нарастало недовольство и вспыхнуло восстание. Камбиз сбежал домой и умер в дороге при загадочных обстоятельствах. Спустя какое-то время древнее персидское государство предоставило возможность получить власть представителю самой молодой ветви Ахеменидов — Дарию Гистаспу.

Правление династии Сасанидов

Для жителей Персии порабощение стало культурной катастрофой: традиции забывались, все больше появлялось свойственной эллинам роскоши, монеты чеканились с греческими надписями. Победители часто насильно женились на персиянках, стремясь объединить 2 враждующих народа. Через много веков во внешности современных иранцев заметны правильные черты древних македонских воинов.

После смерти Александра империя была разделена между его ближайшими соратниками, территория Иранского нагорья стала частью государства Селевкидов. Но местная знать начала борьбу за власть и в 243 году к власти пришел вождь кочевого племени парнов, ставший основателем Парфянского государства.

Противоречия между коренными персами и тяготевшими к культуре эллинов парфянами становились глубже. Особенно это касалось различий в религии: украшенные статуями храмы и пышные религиозные обряды греков противоречили степенным ритуалам предков иранцев.

В 226 году н. э. наместник провинций Парсы возглавил восстание против парфян. Его победа стала началом правления новой династии, Сасанидов, стремящихся возродить культуру древнего Ирана. Полностью исчезли или были разрушены греческие храмы, на месте статуй богов были воздвигнуты зороастрийские жертвенники огня. Новая столица, Ксетифон, была богато украшена рельефами и орнаментами. Возводились дворцовые комплексы, ставшие шедеврами архитектуры древней Персии.

Правление династии Сасанидов продолжалось около 4 веков, империю ослабляли постоянные стычки с Римом и пришедшей ему на смену Византийской империей. Бедственным положением воспользовались арабы, войска которых напали на Персию в 633 году. В 652 году после гибели последнего шаха Йездигерда III воины ислама окончательно сломили сопротивление персов, вместе с государством уничтожив и культуру древней Персии.

https://youtube.com/watch?v=PhOchhnUdZg

Правление Камбиза II

Камбиз II был вторым правителем династии Ахеменидов и старшим сыном царя Кира II. Его правление длилось с 529 по 522 год до нашей эры. Одним из главных достижений его правления было завоевание Египта в 525 году до нашей эры. Вторжение в Египет произошло во время правления фараона Псамметиха III. Псамметих был хорошо поддержан греческими генералами египетской армии, а также получил некоторую помощь от Поликрата Самосского. Однако позже, в 525 г. до н.э., Камбиз выиграл битву при Пелусии в дельте Нила. Ему также удалось захватить Гелиополь и Мемфис, что в конечном итоге привело к краху египетского сопротивления.

Многие считали Камбиза чудаком и, по словам Дария Великого, перед тем, как отправиться в Египет, он тайно убил своего брата Бардию.

Период Эллинизма

Период эллинизма в истории государства Египет начался с освобождения страны от владычества Персии Александром Великим в 332 г до н.э. В том же году полководец приказал заложить новую столицу – Александрию.

Провозглашение Александра фараоном прервало правление Ахеменидов. Через девять лет великий завоеватель скончался, не оставив наследника. Между его полководцами (диадохами) началась борьба за управление территориями, на которые стремительно распадалась великая империя. Египтом завладел Птолемей I, и его потомки властвовали здесь до самого окончания периода Эллинизма.

Культура Персии

Культура древней Персии наиболее заметна их системой государственного управления, которой восхищались даже древние греки. По их мнению, такая форма управления была вершиной монархического правления. Персидское государство было разделено на так званые сатрапии, во главе которых стоял собственно сатрап, что значит – «блюститель порядка». Фактически сатрап был местным генерал-губернатором, в широкие обязанности которого входило и поддержание порядка на вверенных ему территориях, и сбор налогов, и осуществление правосудия, и командование местными военными гарнизонами.

Еще одним важным достижением персидской цивилизации были прекрасные дороги, описанные Геродотом и Ксенофонтом. Самой знаменитой была царская дорога, идущая от Эфеса в Малой Азии до города Сузы на Востоке.

Отлично в древней Персии функционировала и почта, чему также немало способствовали хорошие дороги. Также в древней Персии была очень развита торговля, на всей территории государства функционировала продуманная налоговая система, схожая с современной, при которой часть податей и налогов шли в условные местные бюджеты, часть же отправлялась к центральной власти. Персидские цари имели монопольное право на чеканку золотых монет, в то время как их сатрапы могли тоже чеканить свои монеты, но только серебряные или медные. «Местные деньги» сатрапов ходили только на определенной территории, в то время как золотые монеты персидских царей были универсальным платежным средством по всей персидской империи и даже за ее пределами.

Монеты Персии.

Письменность в древней Персии имела активное развитие, так существовало несколько ее видов: от пиктограмм, до алфавита, изобретенного в свое время финикийцами. Официальным же языком персидского царства был арамейский, идущий от древних ассирийцев.

Фараон-еретик

Фараона Аменхотепа IV (1353-1336 до н. э.), принявшего имя Эхнатон, можно назвать революционером. Его женой была таинственная царица Нефертити. Придя к власти в период наивысшего расцвета Нового царства, Аменхотеп решил сменить культ поклонения множеству богов, издавна практиковавшийся в Египте, на единобожие.

Известняковая статуэтка юных Нефертити и Эхнатона (ок. 1345 год до н. э.), Лувр

Избранного им бога звали Атон, его изображали в виде солнечного диска. Чтобы вывести двор из-под влияния высшего жречества, он перевел столицу в новый город Ахетатон («горизонт Атона»), построенный в пустыне.

Там он пытался внедрить новый стиль искусства, более реалистичный, чем стилизованные скульптуры прежних времен.

Статуя Эхнатона из храма Атона в Карнаке

После его смерти реформы сразу же прекратились. Старый пантеон был восстановлен, столица вернулась в Фивы, а наследники приложили немало усилий, чтобы стереть из истории память об Аменхотепе IV.

Держава царя царей

В конце царствования Камбиза Первого в Персии начинается смутное время, местная знать вела борьбу за власть и подковерные игры, надеясь захватить трон. В результате дворцового переворота новым государем становится Дарий Первый. Это великий политик, вошедший в историю как царь царей. Ему удалось объединить множество народов, расширить территорию Персидской империи, при его правлении существенно улучшилась экономика и выросла военная мощь государства.

Дарий Первым провел следующие реформы:

  • упорядочил систему сбора налогов;
  • разделил державу на административные и военные округа сатрапии;
  • соединил морским путём Персию с Египтом через Красное море;
  • построил новые торговые пути;
  • ввел обязательный военный призыв в покоренных народах;
  • начал чеканить единые золотые монеты.

Дарий создал простую и в то же время эффективную экономическую систему нового государства. Все завоеванные им народы должны были платить определенную дань, а при необходимости размер такого налога мог быть увеличен по личному распоряжению царя. Все полученные средства шли на строительство дворцов в столице Персии, развитие армии и содержание штата тайных осведомителей. При этом сами коренные жители были избавлены от необходимости платить подати, так как считались «народом господ».

Дарий был не только искусным правителем, но и жестоким государем, который быстро расправлялся с заговорщиками. Параллельно на севере от карты Персии и древнего мира отмечается рост могущества греческих полисов, которые постоянно вели войну за независимость. В последующем через полтора столетия великое государство Дария было разрушено Александром Македонским, решившим покорить весь мир.

Полное освобождение Египта

Полностью Египет освободился от гиксосов позже:

  1. На Новое царство (с XVI по XI вв. до н. э.) приходится очередной подъем, но уже к XVI в. могущество египетских царей сильно ослабевает, зато возрастает их внешнеполитическое влияние: создана Империя, включающая все восточное Средиземноморье и северо-восток Африки.
  2. III и последний Переходный период длился с XI по VIII вв. до н. э. Он начался с падения Египетской Империи под натиском Ливии. Ливийцы образовали собственные правящие дома (XXII и XXVI). Восстановление утраченной мощи стало возможным только при XXVI – Саисской – династии (VII—VI вв. до н. э.)
  3. Существование самостоятельного государства завершилось ослаблением правителей из династий с XXVII по XXX и покорением Египта Персией (конец VI – IV вв. до н.э).

Государство продолжало существовать, но уже не автономно. Египет развивался, постепенно трансформируясь в страну, которую представляет собой на сегодняшний день.

Райская обитель

Персеполь был основан Дарием в местности Парс в 518 году до н. э. Основное строительство велось между 520 и 460 годами. Белокаменный город возводился на равнине Мерв-Дешт, а его красоту подчёркивала сама природа — чёрные базальтовые горы Милосердия, подступавшие к долине с севера и юга. На протяжении более полувека ночью и днём тысячи рабов разных национальностей возводили столицу персидских царей. Дарий был убеждён, что именно здесь пребывал мифический шах Джамшид с его чашей. Он должен был служить религиозным и представительским целям. На мощном фундаменте-подиуме высотой до 20 метров возвели 15 величественных зданий, из которых самыми роскошными были Парадный зал — Амадаха, Тронный зал, Ворота Ксеркса, Гарем, Сокровищница, а также ряд других помещений, включавших жильё для гарнизона, обслуги и местопроживания гостей — дипломатов, артистов и прочих. Диодор Сицилийский (около 90-21 годов до н. э.), древнегреческий учёный, автор известной «Исторической библиотеки», в одной из 40 книг писал о Персеполе: «Выстроенный город был богатейшим из всех существующих под солнцем. Частные дома даже незнатных людей отличались комфортом, были обставлены всевозможной мебелью и украшены разнообразными тканями».

Въезд во дворец был оформлен Пропилеями Ксеркса (Ворота Ксеркса), представлявшими собой 17-метровой высоты колонны, образующие как бы тоннель. Их украшали фигуры крылатых быков, обращённых попарно внутрь и наружу. Одна пара быков имела человеческие бородатые головы в тиарах. При въезде гостей поражала надпись Ксеркса: «С помощью Ахура Мазды я сделал эти ворота всех стран. Много других прекрасных построек было возведено здесь, в Парсе, я их построил и отец мой (Дарий) построил их. И то, что построено, стало прекрасным».

Широкие каменные лестницы, украшенные барельефами на религиозно-мистические темы, а также сценами из жизни персидских царей, вели на подиум и далее в приёмный зал дворца — Ападану, площадь которого составляла 4000 квадратных метров! Зал украшали 72 стройные колонны высотой 18,5 метра. Из зала по особым лестничным устройствам на колеснице (изобретение персов), запряжённой восьмёркой гнедых лошадей, правитель мог подняться на встречу с солнцем в один из главных праздников империи — День весеннего равноденствия, отмечавшийся как Новый год — Науруз.

К сожалению, мало что сохранилось от Стоколонного зала. Стены его украшали рельефы, изображающие воинов из гвардии царя и данников, несущих дары к трону. Дверной проём украшали резные изображения царских побед в сражениях. Художники-камнерезы выполнили свою работу столь виртуозно, что у любующихся рельефами не возникало и тени сомнения, что сам царь, восседающий на троне, — посланник бога на земле и что приносимых даров со всех концов империи бесконечно много.

До сих пор историки затрудняются дать ответ на вопрос, какими сокровищами обладали цари династии Ахеменидов, и сколько жён у них было. Известно лишь то, что в царском гареме были красавицы из многих стран Азии, покорённых персами, но лучшими искусницами в любви считались вавилонянки. Историки уверены также и в том, что в Сокровищнице находилось несметное количество уникальных изделий из золота, серебра и драгоценных камней. После того, как Персеполь был взят войсками Александра Македонского в 330 году до н. э., понадобилось три тысячи верблюдов и десять тысяч мулов (!) для того, чтобы вывезти огромную казну правителей Ирана. Значительная часть бесценных сокровищ династии Ахеменидов (например, блюда, ритоны для питья, женские украшения) сейчас хранится не только в петербургском Эрмитаже, но и в музеях разных стран мира.

Видео: Сокровища Древней Персии

Заключение

Путь, проделанный Египтом от множества разрозненных государств до современной республики, весьма интересен и сложен. Недаром в исторической науке существует целое направление, занимающееся изучением этой загадочной страны – египтология. Разумеется, большинство отдыхающих не вникает в ее тонкости, но каждому, кто собирается посетить Египет, нужно иметь в виду, что его история не заканчивается на пирамидах, а сегодняшние египтяне вследствие многовекового пути, который прошла их страна, не имеют ничего общего с теми, кто строил оросительные системы и поклонялся языческим богам много тысячелетий назад.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: