Приближен к «Триумфу»
Как полагают эксперты, инженерам «Алмаз-Антея» удалось создать современный эффективный ЗРК дальнего радиуса. С-300В4 оптимально подходит для несения боевого дежурства в труднодоступных районах благодаря высокой проходимости и автономии. При этом по своим боевым качествам он приближен к ЗРК С-400 «Триумф», уверены аналитики.
По мнению аналитика, развёртывание С-300В4 позволяет прикрывать обширные пространства и удалённые регионы России без широкого использования более дорогостоящей истребительной авиации. Кроме того, такое средство ПВО актуально для вооружённых сил всех крупных государств мира, рассуждает Денисенцев.
- Управляемая ракета зенитного ракетного комплекса «Антей-4000» на форуме «Армия-2020»
- РИА Новости
Как следует из информации СМИ, ранее представители линейки С-300В были приобретены военными Венесуэлы и Египта. Сейчас Москва продвигает на международном рынке экспортную версию С-300В4 под названием «Антей-4000». Данное изделие было впервые представлено на прошедшем в конце августа международном военно-техническом форуме «Армия-2020».
Денисенцев считает, что на зарубежном рынке «Антей-4000» не превратится в конкурента С-400, так как у обоих комплексов один и тот же производитель — «Алмаз-Антей», а также продавец — «Рособоронэкспорт».
Как в свою очередь отметил Юрий Лямин, С-300В4 не настолько известен иностранной публике, как «Триумф». В то же время эксперт не исключает, что продемонстрированный на «Армии-2020» образец может найти своего зарубежного покупателя.
«Я думаю, что желающие приобрести С-300В4, конечно же, есть. Такой комплекс ПВО будет интересен странам, которые имеют крупные армейские группировки», — подчеркнул Лямин.
Истребители
Многоцелевой истребитель поколения «4++» Су-35, поступающий в войска с 2014 года. По всем своим характеристикам, за исключением технологии малой заметности («Стелс»), самолет удовлетворяет требованиям, предъявляемым к истребителям 5-го поколения. По состоянию на январь 2022 г. в ВКС России числилось 70 машин данного типа. Всего до 2022 года планируется поставка 98 истребителей.
Истребитель Су-27. Всепогодный истребитель 4-го поколения, состоящий на вооружении с 1982 года. Именно на основе этого самолета были разработаны новейшие Су-30, Су-34 и Су-35. По состоянию на 2022 год ВКС имели 119 самолетов Су-27, из них более половины прошли глубокую модернизацию.
Истребитель-бомбардировщик Су-30 предназначен для завоевания господства в воздухе. К сентябрю 2022 года военная авиация России располагает 103 единицами Су-30СМ и 20 единицами Су-30М2. Все самолеты произведены не ранее 2010 года.
Истребитель МиГ-29. Самый массовый из действующих истребителей отечественного производства, производящийся с 1982 года. По состоянию на 2016 год в строю числилось 168 истребителей разных модификаций. Из них более 70 самолетов прошли модернизацию после 2009 года. Планируется постепенная замена на МиГ-35.
Высотный сверхзвуковой перехватчик МиГ-31, вставший в строй в 1981 году. ВВС располагают 120-ю машинами данного типа. Ожидается, что до 2022 года все самолеты будут модернизированы до уровня МиГ-31БМ, 10 машин прошли модернизацию для возможности несения сверхзвуковых ракет «Кинжал».
Для борьбы с «Першингами»
Главной особенностью комплекса стали две его ракеты, разработанные под руководством дважды Героя Социалистического Труда Льва Люльева. Одна из них легкая 9М83, другая — тяжелая 9М82.
Тяжелая ракета создавалась специально для борьбы с американскими «Першингами», которые к тому времени были размещены в Европе. У нее имелась двухступенчатая силовая установка, планер (несущий конус) и тяжелая боевая часть с поражающими элементами двух типов.
Такое сочетание позволило достигнуть гиперзвуковых скоростей (1700 м/с для легкой ракеты и 2600 м/с для тяжелой). Эта схема была сохранена и в более поздних модификациях зенитных управляемых ракет: 9М83МЭ, 9М82МЭ, 9М82МДЭ.
Так, по данным специалистов «Алмаз-Антея», ни одна зенитная управляемая ракета в мире не имеет таких скоростей, как 9М82МДЭ. Направленный разлет осколков под углом 60 градусов обеспечивает шестикратное увеличение эффективности и без того тяжелой боевой части. А наличие двух фракций осколков — «легкой» и «тяжелой» — позволяет эффективно поражать как аэродинамические цели, так и инициировать детонацию боеголовок баллистических ракет.
Средства воздушного нападения против средств ПВО
Что будет, если в бою встретятся технологически сопоставимые средства вооружения? Смогут ли СВН одержать верх над современными средствами ПВО? Эта проблема изучается американским командованием до сих пор в ходе специальных учений.
В целях проверки боевых возможностей самолётов пятого поколения F-22 и F-35, отработки новых приёмов и методов прорыва системы ПВО, командование американских ВВС уже давно использует как минимум один натурный образец российских ЗРК семейства «Тор» (вероятнее всего, полученный от Украины). По всей видимости, одиночный образец не добавил уверенности командованию и для дальнейших тренировок по программе XM-15S Threat Simulator. Поэтому Центром оперативных испытаний и оценки ВВС (Air Force Operational Testing and Evaluation Center) были созданы мультиспектральные макеты-симуляторы российско-советских ЗРК «Тор», «Оса», С-75 и ЗРС С-300.
defenseimagery.mil
ЗРК «Тор-М2» на складе 354-й эскадрильи США, авиабаза Eielson (Аляска).
Данные макеты активно применяются для тренировок лётного состава при проведении учений Red Flag (крупнейшие в мире по количеству участников, ежегодно проводятся от 4 до 6 циклов этих учений) и на учениях Red Flag Alaska, к которым помимо подразделений ВВС США, базирующихся на западном побережье, привлекаются ВВС Южной Кореи, Японии и Австралии.
C 2019 года в рамках крупномасштабных учений Southern Strike (Южный удар) в тренировочном лагере Camp Shelby тренировка экипажей боевых вертолётов AH-64 также проводится с использованием мишеней-макетов российских ЗРК «Тор» и «Оса».
Насколько успешны оказались новые методики и технологии подготовки пилотов ВВС? Судя по отсутствию громких заявлений, на которые столь щедры американские военные, пока существенных сдвигов не наметилось. Отмечу лишь ряд трудностей, с которыми столкнулась реализация обновлённой доктрины ВВС США.
af.mil
Вертолёт Apache AH-64 во время учений Southern Strike в Camp Shelby. Штат Миссисипи, 18 января 2019 года.
Специальные самолеты
К специальной авиации относят:
- заправщики ИЛ-78;
- самолеты радиолакационной службы А-50;
- разведчики Ту-214;
- самолеты наблюдения Ан-30.
Заправщики ИЛ-78 (Ил-78М) способны осуществлять заправку других летательных аппаратов в воздухе. Ил-78М перевозит до 35 тонн топлива при дальности полета 4000 км, а при дальности полета 1800 км он способен перевезти до 65 тонн топлива.
Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 применяется для обнаружения летательных аппаратов и кораблей противника, передачи сведений командным центрам, наведения на цели самолетов. Все авиакомплексы базируются на аэродроме Северный в г. Иваново. Постоянно выполняют боевые задачи 10 самолетов (из них 4 модернизированы до А-50У).
Самолет разведки Ту-214. Самолет оснащен радиокомплексом с радиолокационными станциями бокового и кругового обзора, а также системой оптико-электронного наблюдения «Фракция». Первые самолеты переданы авиации в 2016 году, построено 4 разведчика Ту-214Р и Ту-214ОН.
Самолет воздушного наблюдения и фотосъемки Ан-30 был создан для обнаружения замаскированных целей, фотографирования районов военных действий, инфраструктуры. Развитие спутниковых технологий слежения и высокая уязвимость Ан-30 от средств ПВО противника приводят к тому, что он постепенно выводится из эксплуатации. Сейчас в ВКС числится менее 10 самолетов этого типа.
От «воздушной мощи» к «воздушно-космической»
За всё время своего существования ВВС США в воздушных операциях всегда следовали разработанным тактикам и стратегиям, которые не всегда оказывались эффективными. Основателем теории боевого применения военно-воздушных сил США считают генерала Уильяма Митчелла, который во время Первой мировой войны заразился идеями итальянского генерала Джулио Дуэ. Итальянский военный теоретик считал, что победа в любой войне обеспечивается массированными авиационными ударами по ключевым центрам гражданской и военной инфраструктуры противника. Идеи итальянца Митчелл развил в наставлении «Боевое применение объединённых воздушных сил» для курсантов Авиационной тактической школы сухопутных войск США.
На основе этого наставления и по результатам воздушных операций в 1945 году генерал ВВС Генри Арнольд, по прозвищу «Счастливчик», подготовил доклад «Воздушная мощь и будущее», который стал базисом всех последующих концепций и стратегий боевого применения ВВС США. В докладе были подробно разобраны три основные боевые задачи для военной авиации: оборона территории США, контроль воздушного пространства и нанесение ударов по территории противника.
После развала Советского Союза основные документы, регламентирующие боевое применения ВВС США, вновь были трансформированы с учётом глобального доминирования американцев. В 1996 году был опубликован доклад «Глобальное взаимодействие: Видение Военно-воздушных сил XXI века» (Global Engagement: A Vision for the 21st-Century Air Force), описывающий концепцию боевого применения ВВС на период до 2025 года. В докладе было раскрыто содержание «воздушно-космической мощи», позволяющей США добиваться поставленных целей в вооружённых конфликтах будущего с наименьшими издержками.
af.mil
В 1996 году был опубликован доклад «Глобальное взаимодействие: Видение Военно-воздушных сил XXI века».
На основе этой концепции и документа «Единая перспектива-2010», разработанного Комитетом начальников штабов ВС США, появилась новая стратегия развития ВВС — «Основная доктрина ВВС» (AFDD 1). Согласно этой доктрине, военный конфликт состоит из трёх этапов.
Первый этап в настоящее время рассматривается стратегами из Пентагона как основной: предполагающий «решительный отпор и быстрый переход к активным боевым действиям с целью достижения немедленного перелома в войне». Ключевая роль в достижении целей первого этапа возлагается на ВВС, которые за счёт нанесения массированных авиационных и ракетных ударов по «жизненным центрам» противника должны обеспечить «сокрушительный успех».
На втором этапе, когда наступление противника сломлено, ВВС привлекаются для развития достигнутого успеха. При этом предполагается, что противник пойдёт на требуемые соглашения, тем самым военно-политические цели конфликта будут достигнуты. В противном случае военные действия перейдут в завершающую фазу — третий этап, предполагавший окончательный разгром сил противника.
Экспортный потенциал
«Антей-4000» — это по сути подготовленная для продажи за рубеж система С-300В4. И эксперты не исключают, что на выставке «Армия-2020» уже могут быть заключены первые контракты. Об экспортном потенциале «Антея-4000» «Армейскому стандарту» рассказал директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов:
— На Форуме «Армия-2020» Концерн ВКО представил экспортный вариант зенитной ракетной системы большой дальности «Антей-4000». Данная система создана на базе серийно выпускаемой системы С-300В4, которая в этом году впервые участвовала на параде в честь Дня Победы в Москве.
Концерн последовательно продвигает на экспорт все свои современные разработки, включая системы большой дальности. «Антей-4000» имеет улучшенные тактико-технические характеристики, по сравнению с системой «Антей-2500».
Главная особенность — это возможность перехвата баллистических ракет с дальностью пуска до 4 тысяч километров. По сути, это оптимальный вариант системы нестратегической ПРО, в которой заинтересованы многие страны за рубежом.
Но «Антей-4000» еще и крайне эффективно борется с авиационными целями на больших дистанциях. Так что такого сочетания качеств в аналогах за рубежом не имеется.
С высокой вероятностью эта система может заинтересовать наших партнеров по линии военно-технического сотрудничества как в странах Ближнего Востока и Северной Африки, так в Юго-Восточной Азии.
В первую очередь, она будет привлекать за счет своих противоракетных возможностей. Стоит вспомнить, что зенитная ракетная система С-300В разработки Вениамина Павловича Ефремова в конце 1980-х годов обеспечила надежную комплексную защиту сухопутных войск от всех видов угроз, включая такие непростые цели, как баллистические ракеты «Першинг» и «Першинг-2».
Современная система «Антей-4000» не только унаследовала эти возможности, но и стала еще более эффективной благодаря современной электронной компонентной базе, новым материалам и техническим решениям.
Состав
В состав ЗРК С-300В (С-300ВМ) входят:
- Командный пункт 9С457 (9С457М)
- РЛС кругового обзора «Обзор-3» 9C15М (9С15М2)
- РЛС секторного обзора «Имбирь» 9С19М2
- Многоканальная станция наведения ракет 9С32 (9С32М)
- Пусковые установки:
- 9А83 (9А83М) — с четырьмя ЗУР 9М83 (9М83М)
- 9А82 (9А82М) — с двумя ЗУР 9М82 (9М82М).
- Пускозаряжающие установки:
- 9А85 (9А85М)
- 9А84 (9А84М)
- Технические средства:
- средства ракетно-технического обеспечения (PTO) — АКИПС 9В91, комплект такелажного оборудования 9Т325, транспортные машины.
- средства технического обслуживания и ремонта (ТО и Р) — машины технического обслуживания (9В868-1, 1Р15, 9В879-1), машины ремонта и технического обслуживания (9В898-1, 1Р16), групповой ЗИП 9Т447-1;
- учебно-тренировочные средства (УТС) — тренировочное устройство 9Ф88 для тренировки расчета МСНР 9С32, габаритно-весовые макеты ЗУР, учебно-действующая ЗУР.
Ракета 9М82М предназначена для уничтожения тактических ракет среднего радиуса действия на театре военных действий, так же, как и аэродинамических целей на дальности до 200 км. Ракета управляется на протяжении всей траектории полёта. Ракета 9М83М предназначена для борьбы с тактическими ракетами на театре военных действий, так же, как и с аэродинамическими целями на коротких и средних дистанциях. Система «Антей-2500» устанавливается на гусеничные шасси с установленными электрогенераторами и навигационными системами.
Особенности
Мобильный ракетный комплекс «Антей-2500» — экспортная модификация, разрабатывавшаяся отдельно от других моделей семейства С-300, однако целиком ему соответствующая.
С-300ВМ «Антей-2500». Вид сзади
Передвигаться самостоятельно может со скоростью до 50 км/ч. Запас хода комплекса без дозаправки топливом — 250 км (с последующей двухчасовой работой газотурбинного агрегата питания). Эксплуатироваться может в диапазоне температур от –50 до +50 °С, в условиях влажности до 98 % (при температуре +30 °С). Боеспособна на высоте до 3000 м над уровнем моря. Допустимая скорость ветра при развернутых средствах — до 30 м/с.
Средства ракетного обеспечения: транспортная машина, комплект такелажного оборудования, контрольно-испытательная станция. В комплекс также входят машины техобслуживания и ремонта, средства тренировки операторов боевых расчетов.
Разработана также модификация комплекса с размещением боевых машин на колесном шасси БАЗ-69096 повышенной проходимости, получившая обозначение С-300ВМК.
Более современная модификация ЗРС С-300В и С-300ВМ — комплекс C-300B4, обеспечивающий поражение баллистических ракет и аэродинамических целей на расстояниях свыше 300 км. За счет задействования новейших технологий и элементной базы существенно увеличились возможности радиолокационных и огневых средств комплекса, средств автоматизированного управления, а также общая помехоустойчивость к средствам радиоэлектронной борьбы.
В 2012 г. была завершена модернизация всех стоящих на вооружении комплексов С-300В до уровня С-300В4, а в 2013 г. разработчиками были поставлены три новых дивизиона С-300В4.
Задействованная в Сирии техника
С момента начала операции российских вооруженных сил в САР, состав группировки регулярно менялся. Техника проходит ротацию в связи с изменениями военно-политической обстановки и стоящих перед группировкой задач. Также осуществляется замена техники для проведения ремонтных работ в России и предотвращения чрезмерного износа самолетов.
С территории России осуществляли вылеты на боевые задачи самолеты дальней и стратегической авиации. Начиная с 17 ноября 2015 года, вылеты совершили не менее 6 Ту-160, 5 Ту-95МС и 14 Ту-22М3.
За 3 года проведения операции были задействованы не менее 86 самолетов истребительной и фронтовой авиации, не менее 20 вертолетов.
По данным открытых источников, в Сирии побывали 8 истребителей Су-35, 4 истребителя Су-27СМ, не менее 16 Су-30СМ, 34 бомбардировщиков Су-24 и 12 Су-34. Штурмовые удары наносили 12 Су-25СМ. Так же, по сообщениям СМИ, в феврале 2022 г. в Сирии проходили тестирование в боевых условиях истребители пятого поколения Су-57, в количестве от 2 до 4 машин.
Поддержка авиационной группировки осуществляется самолетами ДРЛО А-50 и разведчиками Ил-20М1. Поддержка российских ССО и сирийской армии осуществляли и осуществляют вертолеты Ка-52, Ми-8, Ми-24 и Ми-28.
Истребители
Многоцелевой истребитель поколения «4++» Су-35, поступающий в войска с 2014 года. По всем своим характеристикам, за исключением технологии малой заметности («Стелс»), самолет удовлетворяет требованиям, предъявляемым к истребителям 5-го поколения. По состоянию на январь 2021 г. в ВКС России числилось 70 машин данного типа. Всего до 2021 года планируется поставка 98 истребителей.
Истребитель Су-27. Всепогодный истребитель 4-го поколения, состоящий на вооружении с 1982 года. Именно на основе этого самолета были разработаны новейшие Су-30, Су-34 и Су-35. По состоянию на 2021 год ВКС имели 119 самолетов Су-27, из них более половины прошли глубокую модернизацию.
Истребитель-бомбардировщик Су-30 предназначен для завоевания господства в воздухе. К сентябрю 2021 года военная авиация России располагает 103 единицами Су-30СМ и 20 единицами Су-30М2. Все самолеты произведены не ранее 2010 года.
Истребитель МиГ-29. Самый массовый из действующих истребителей отечественного производства, производящийся с 1982 года. По состоянию на 2021 год в строю числилось 168 истребителей разных модификаций. Из них более 70 самолетов прошли модернизацию после 2009 года. Планируется постепенная замена на МиГ-35.
Узнай: Можно ли взять академический отпуск для службы в армии
Высотный сверхзвуковой перехватчик МиГ-31, вставший в строй в 1981 году. ВВС располагают 120-ю машинами данного типа. Ожидается, что до 2021 года все самолеты будут модернизированы до уровня МиГ-31БМ, 10 машин прошли модернизацию для возможности несения сверхзвуковых ракет «Кинжал».
Вертолеты
На вооружении ВКС России состоит около тысячи вертолетов различного назначения. Среди которых ударные вертолеты:
- черная акула;
- аллигатор;
- крокодил;
- ночной охотник.
Двухместный вариант вертолета Ка-50 «Черная акула», получивший индекс Ка-52 «Аллигатор», создан для поражения пехоты и техники противника на расстоянии до 20 км. Способен атаковать воздушные цели. К 2018 год в войсках проходят службу 118 вертолетов, всего заказано 146 боевых машин.
Ми-24 «Крокодил» отлично зарекомендовал себя в годы Афганской войны и конфликтов в Чеченской республике. Высокая защищенность экипажа и сильное ракетно-пушечное вооружение делают вертолет грозным противником. Около 180 вертолетов находится на вооружении ВКС России.
Вертолет Ми-28 «Ночной охотник» предназначен для борьбы с бронетехникой противника при активном воздействии вражеской ПВО. В 2013 году началось серийное производство модификаций Ми-28Н (ночной) и Ми-28НМ (ночной модернизированный). К середине 2018 года армия получила не менее 110 вертолетов.
Транспортно-боевой вертолет Ми-24ВМ (Ми-35) применяется для огневой поддержки сухопутных войск, десантирования групп спецназа, эвакуации раненых, перевозки грузов. С 2010 года авиация получила более 60 вертолетов.
В ВВС России находится более 300 многоцелевых вертолетов Ми-8 различного назначения: учебные, транспортные, медицинские, минные заградители и постановщики помех, боевые модификации (АМТШ) с комплексом ракетного вооружения. Почти все вертолеты прошли модернизацию либо изготовлены не ранее 2010 года.
Тяжелый транспортный вертолет Ми-26, обладает грузоподъемностью 20 тонн. В 2012 году, после почти двадцатилетнего перерыва, было возобновлено производство этих вертолетов. В ВКС России эксплуатируется 41 машина этого типа.
«Верба» для десанта
Продолжается поступление в войска ПЗРК «Верба». В августе этого года стало известно, что все воздушно-десантные и десантно-штурмовые дивизии ВДВ уже перевооружены на «Вербы». По словам командующего ВДВ генерал-полковника Андрея Сердюкова, «Верба» способна поражать самолеты тактической авиации, ударные вертолеты, крылатые ракеты и дистанционно-пилотируемые летательные аппараты на встречных и догонных курсах, в дневных и ночных условиях при визуальной видимости цели, в том числе в условиях фоновых и искусственных помех.
ПЗРК «Верба»
В числе достоинств «Вербы» — возможность стрельбы на встречных курсах по малоизлучающим в инфракрасном диапазоне целям на дальней границе зоны поражения на предельно малых высотах. Новые комплексы малой дальности, в отличие от своих предшественников (ПЗРК «Игла»), обладают расширенными боевыми возможностями и обеспечивают высокую эффективность поражения целей, несмотря на мощное оптическое противодействие.
По сравнению с предыдущими ПЗРК, у «Вербы» в несколько раз увеличена зона обстрела целей с невысоким тепловым излучением и в десятки раз — помехозащищенность от мощных пиротехнических помех. При том что порядок боевого применения новых ПЗРК аналогичен порядку применения комплексов предыдущего поколения, в «Вербе» снижен расход ракет для поражения одной цели и расширен температурный диапазон использования до минус 50 градусов. ПЗРК способен поражать малозаметные цели условного противника на высотах от 10 м до 4,5 км и на дальностях от 500 м до 6,5 км.
Подробнее на ТАСС
Перспективы
Как бы там ни было, а «Фаворитов» в украинской армии еще много. Правда, их ресурс практически исчерпан, но если учитывать потрясающую живучесть и надежность советской техники, можно предположить, что и сегодня большинство систем находятся в боеспособном состоянии. При всем при этом прозападный курс нынешней киевской администрации позволяет думать, что модернизация ПВО будет производиться западными образцами. Потребуются деньги, которых не хватает, так что быстрого обновления ожидать не стоит. Однако что же может быть поставлено на боевое дежурство после списания последнего «Фаворита?» Новейших систем ожидать не стоит, внешнеполитический курс Украины не настолько однозначно прогнозируем, чтобы ведущие страны НАТО рискнули их поставлять не только задаром, но и за большие деньги. Возникает вопрос о том, насколько американские, английские или французские ракетные комплексы противовоздушной обороны окажутся эффективным средством в случае реального перерастания конфликта в «горячую» фазу? Наиболее распространенными в западном мире ЗРК считаются «Пэтриоты», сделанные в США. Может быть, на них собираются менять ракетные комплексы ВСУ С-300 «Фаворит»?
«Ночной ястреб» летит на войну
Стратегия прошла апробацию во время военной операции коалиционных сил НАТО Allied Force против Сербии в 1999 году. В ходе операции авиация НАТО совершила более 35 200 вылетов, потратив на разрушение сербской военной и гражданской инфраструктуры свыше 23 000 бомб и ракет, в том числе крылатых ракет морского и воздушного базирования. Результаты были признаны командованием ВВС США успешными, подтвердившими правильность доктрины применения авиации. Напомню, что оборонявшаяся сторона использовала против авиации коалиции НАТО в основном советские системы ПВО: зенитно-ракетные комплексы С-300П, «Куб-М», С-125 «Нева», в отдельных случаях ПЗРК «Стрела-2М» и «Стрела-1М».
historyofyesterday.com
Сбитый советским ЗРК С-125 в Югославии F-117 Nighthawk.
Однако применение самолётов F-117 Nighthawk, использующих , было признано американцами неудовлетворительным. Причиной такой оценки стало сбитие F-117 (серийный номер 86-0837) советским ЗРК С-125. Несмотря на вскрытые недостатки, Nighthawk снова позвали на войну в 2003 году. Пентагон возлагал на самолёты stealth особые надежды при ударах по командным пунктам и узлам связи иракских войск. Выявленная в балканском небе уязвимость F-117А учитывалась при планировании операций. Самолёты привлекались для ночных налётов на объекты, ПВО которых была полностью уничтожена.
По итогам военных действий в Югославии и на Ближнем Востоке доктрина ВВС США была доработана и в настоящий момент предполагает, что воздушные операции по достижению полного господства в воздухе должны осуществляться в два этапа.
При этом командование ВВС США считает, что на первом этапе операции уничтожить все ЗРК малой дальности не удастся в силу того, что часть из них может быстро сменить место дислокации для ведения огня с замаскированных позиций. Поэтому на втором этапе воздушного наступления осуществляется ввод в бой малозаметных под прикрытием самолётов РЭБ E/A-18 Growler. Для снижения радиолокационной заметности предполагается использовать на F-35 только внутренние узлы подвески оружия.
af.mil
Для снижения радиолокационной заметности предполагается использовать на F-35 только внутренние узлы подвески оружия.
и радиоэлектронную борьбу указывает, что на данном этапе операции допускается заход пилотируемой авиации в зону поражения ЗРК. Задачей второго этапа является полное подавление средств ПВО противоборствующей стороны применением высокоточного оружия (ВТО), после чего, уже «по чистому небу», стратегические бомбардировщики начинают работу по не подавленным средствам ПВО, особо важным наземным объектам и формированиям сухопутных войск.
Однако данная доктрина признана успешной только потому, что она была обкатана против слабых военных соперников. При этом разница технологических уровней вооружения между средствами воздушного нападения (СВН) ВВС США и ПВО противника составляла два-три поколения.
Структура
Составные части
В Антей-2500 Особенности ЗРК:
- Высокая степень автоматизации боевых действий за счет высокоскоростных цифровых компьютеров
- Пассивная матрица с электронным сканированием радары с передовыми методами обработки данных
- Высоко ECM иммунитет
- Высокая мобильность и автономность
- Высокая огневая мощь, независимо от тактики и последовательности воздушного нападения
- Вертикальный пуск из специальной транспортной пусковой канистры
- Необслуживаемая эксплуатация ракет не менее десяти лет
- Способность поражать отдельные боеголовки баллистических ракет
- Инерционное наведение с обновление радиоуправления в середине курса и полуактивная радиолокационная система самонаведения на конечном этапе
- Сфокусированный подрыв боевой части ракеты
В Антей-2500 система включает:
- Командный пункт
- РЛС кругового и секторного сканирования
- Многоканальная станция наведения ракет (ММГС) на 24 канала для освещения 24 целей.
- Пусковая установка 9А82М (типовое количество в составе РЛС подсветки и целеуказания, а также * мозги * РЛС
- Пусковая установка 9А83М (типовое количество 12) в составе РЛС подсветки и целеуказания, а также * мозги * РЛС
- Зарядно-пусковая установка 9А84М и 9А85М (технически не более 24 шт.)
- Зенитные ракеты 9М82М и 9М83М
- Техническое обслуживание, ремонт и транспортировка автомобилей
- Групповой комплект ЗИП
- Электронный тренажер для операторов ММГС
- Комплект оборудования для обращения с ракетами
Техническая возможность использовать 1-2 дополнительных батальона.
Ракета
Ракета 9М82М предназначена для поражения тактических баллистических ракет, баллистических ракет театра военных действий и средней дальности, а также аэродинамических целей на дальности до 200 км. Комплекс «Антей-2500» устанавливается на гусеничном вездеходе, оборудованном автономными системами питания и навигации, а также геодезической аппаратурой.
Семейное древо системы С-300
Семья С-300 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С-300В1 | С-300В2 | С-300ПТ | С-300ПС | Форт | Риф | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С-300ВМ | С-300ПТ-1 | С-300ПМ | С-300ПМУ | Форт-М | Риф-М | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фаворит-С | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С-300ВМ1 | С-300ВМ2 | С-300ПТ-1А | С-300ПМ1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Антей 2500 | С-300ПМ2 | С-300ПМУ2 | Русская версия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С-300В4 | Favorit | Экспортная версия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С-300ВМД | С-400 |