Предпосылки создания советских атомных крейсеров
Военно-морская стратегия, которую проповедовали ведущие морские державы в 60-х годах, четко обозначила значение и место военного флота в современных военно-политических условиях. Соединенные Штаты активно продвигали идею глобального охвата. Это концепция предусматривала полный контроль над океанскими просторами, включая прибрежные акватории и внутренние моря. Соответственно для реализации такой стратегии требовался большие и хорошо вооруженные военные корабли, способные в составе соединений действовать в любой точке планеты. Советский Союз в условиях нарастающей гонки вооружений не мог оставаться в стороне. Военно-политическое руководство страны прилагало огромные усилия для создания океанского военного флота, который сумел бы стать эффективным инструментом сдерживания экспансионистских планов Запада.
Советский Военно-Морской флот к началу 60-х годов XX века представлял собой довольно сложную и громоздкую структуру, которая слабо отвечала требованиям современной морской войны и вызовам общей геополитической обстановки. В техническом плане советский ВМФ значительно отставал от американского флота. Основной ударной силой, не считая подводные лодки, в советском флоте являлись морально устаревшие артиллерийские крейсера. В такой ситуации советское правительство и военное руководство приняло решение о создании для отечественного флота первых ракетных крейсеров. Результатом конструкторских решений стали корабли проекта 58. Это были первые советские ракетные крейсера типа «Грозный», которые по принятой в СССР классификации относились к Большим Противолодочным Кораблям. Планировалось построить 16 таких кораблей, однако впоследствии ограничились постройкой всего 4 судов. На судьбе первых советских ракетных крейсеров отразился стремительный темп гонки морских вооружений, которая заставляла постоянно искать новые технические и технологические решения.
Большой отпечаток на развитие флота накладывала военно-морская концепция развития и строительства советского военно-морского флота. Основная задача, которую решал флот, заключалась в противодействии подводным лодкам вероятного противника. Соответственно, в этом ключе шло строительство флота. Ставка делалась на эсминцы и БПК. Идеи о создании ударных кораблей, способных противостоять авианосным соединениям американского флота, витали в высоких кабинетах Министерства Обороны СССР. Моряки также осознавали необходимость появления в советском ВМФ мощных кораблей дальней морской зоны, равноценных или превосходящих иностранные боевые единицы.
До появления на морских просторах советского атомного крейсера «Киров» проекта 1144 была предпринята попытка решить задачу путем строительства ударных кораблей с обычной энергетической установки. Серия из 4-х БПК проекта 1134, вооруженных противокорабельными ракетами П-35, должна была стать противовесом первым американским атомным крейсерам типа «Лонг Бич», которые стали с 1961 года поступать на вооружение ВМС США. В дальнейшем эти корабли были проклассифицированы в ракетные крейсера. Пока на стапелях советских судостроительных заводах строились корабли типа «Адмирал Зозуля» проекта 1134, велись работы по созданию атомоходов, вооруженных ударным ракетным вооружением. Стремительное развитие технологий, особенно в области строительства компактных атомных реакторов, обеспечили реальную почву для скорейшего создания новых ракетных крейсеров с атомной энергетической установкой.
История создания
В октябре 1972-го Северный ПКБ получил госзаказ по тактико-техническим характеристикам по уже готовому эскизу проекта 1164 «Атлант». Главным конструктором утверждён А.К.Перьков, которого в 1979-м сменил В.И.Митюхин. Представителем-наблюдателем ВМФ стал капитан 2-го ранга А.Н.Блинов. Плановое водоизмещение мощного надводного ракетоносца измерялось в 10 тыс.т. Главным вооружением суждено было стать разрабатывающейся с 1969 г. П-500 «Базальт» с первой сверхзвуковой крылатой ракетой морского базирования ПКР «Базальт». Ракета была готова к 1974-му и её приняли на вооружение в 1975-м (подлодки 675МК и 675МУ были ими перевооружены). В 1977-м ими укомплектовали проект авианосцев 1143, а в начале 1980-х и проект 1164 (после спуска на воду «Москвы», «Маршала Устинова» и «Варяга»). Из планировавшихся изначально 10-ти таких кораблей для ВМФ СССР так и осталось всего 3, уже для РФ.
На Николаевской верфи судостроительного завода 5 октября 1978 года заложен на стапеле советский РК «Адмирал флота Лобов». Так строился 2-й корабль проекта 1164, с 1986-го «Маршал Устинов». В феврале 25-го 1982-го г. его спустили на воду.
Защита от воздушного нападения
Основа противоракетной обороны на этих кораблях — С-300Ф (Форт), крутящиеся барабаны которого размещались под палубой судна. Общее число противовоздушных ракет – 96 штук. На «Петра Великого» был установлен обновленный С-300ФМ «Форт-М», который существует в единственном экземпляре. Одновременно такой комплекс может нейтрализовать до шести целей, попутно сопровождая еще 12. На каждую из «побочных» целей наводится ракета, причем этому не мешают возможные помехи в эфире, которые может ставить потенциальный противник.
Тяжелые крейсеры проекта 1144 «Орлан» в настоящее время несут по 94 таких ракеты. Уменьшение их количества обусловлено увеличением массогабаритных характеристик. Изначально сей уникальный комплекс создавался на базе сугубо сухопутного армейского ПВО С-З00ПМУ2 «Фаворит»
Его преимущества перед стандартным «Фортом» состоят в том, что он может поражать цели на расстоянии до 150 километров, причем минимальная высота перехвата – всего 10 метров, что чрезвычайно важно в условиях ПКР, которые «обожают» подлетать к цели на предельно малой высоте. Увеличения покрываемой зоны поражения удалось достичь за счет резкого улучшения характеристик используемо в составе комплекса электроники
«С военно-морской точки зрения, это скандал»
На фоне отчетов об «успешно проведенных» учениях у берегов Севастополя о ситуации с поломкой российского крейсера «Маршал Устинов» российские СМИ практически не пишут, хотя журналисты вряд ли могли обойти вниманием один из главных российских ракетных крейсеров, на котором был оборудован штаб для наблюдения Путина за ходом военных учений. Главный редактор украинского информационного агентства Black Sea News Андрей Клименко в комментарии Крым.Реалии высказал предположение, что неудачи экипажа привели к тому, что Путин был вынужден возвращаться из Турции в Севастополь самолетом, хотя первоначально мог планироваться морской переход. «Моя версия такова: крейсер прибыл в Стамбул с целью стать парадной резиденцией Путина для ответного приема Эрдогана
Путин принял бы его на борту ракетного крейсера и, возможно, вернулся бы на нем в Севастополь. Это было бы в его стиле: вспомним полеты Путина на истребителе», – сказал Андрей Клименко
«Моя версия такова: крейсер прибыл в Стамбул с целью стать парадной резиденцией Путина для ответного приема Эрдогана. Путин принял бы его на борту ракетного крейсера и, возможно, вернулся бы на нем в Севастополь. Это было бы в его стиле: вспомним полеты Путина на истребителе», – сказал Андрей Клименко.
Президент России Владимир Путин (л) и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган (п) в Стамбуле, 8 января 2021 года
Эксперт напомнил, что «Маршал Устинов» дважды предпринимал безуспешные попытки причалить к берегу.
«Крейсер сначала пытались поставить к причалу прямо у дворца Долмабахче в Босфоре. Он там чуть не спилил носом набережную и потом ушел в Мраморное море. На следующий день его пытались поставить к парадному причалу мыса Сарайбурну – там военный причал, куда обычно становятся иностранные военные корабли. Но и туда не смогли. Конечно, это выглядит – особенно с точки зрения турок – просто смешно, потому что к тем причалам становятся океанские лайнеры по триста метров в длину. С военно-морской точки зрения, это скандал», – рассказал Крым.Реалии Клименко.
Андрей Клименко
По его мнению, инцидент мог привести к смене планов российского руководства.
«Моя версия такова: командир крейсера «получил по шапке» и корабль пошел в Севастополь сам. Понятно, что после таких инцидентов, о которых, несомненно, доложили главнокомандующему, для его охраны стало ясно, что рисковать нельзя, раз они в Босфоре такой ляп дважды допустили. Поэтому Путин улетел самолетом. Крейсер пошел сам, ход у него быстрый, и сегодня утром он взял Путина на борт и вышел пострелять в море», – сказал Андрей Клименко.
Боевая служба корабля в современных условиях
В современных условиях корабли продолжают оставаться достаточно сильными боевыми единицами, однако по уровню радиолокационного и навигационного оснащения, ракетные крейсера постоянно нуждаются в усовершенствованиях. В 2001 году на крейсере «Маршал Устинов» была установлена новая навигационная аппаратура. Крейсер получил на оснащение средства космической связи и позиционирования, что значительно улучшило его боевые возможности.
Последующая служба корабля была связана с заграничными походами в составе авианосной группы Северного флота и боевым патрулированием в северной Атлантике. Крейсер неоднократно принимал участие в тактических и стратегических учениях Северного флота. Интенсивная эксплуатация судна привела к реальному физическому износу элементов конструкции. Отработали свой технологический ресурс ряд других жизненно-важных систем корабля. Новый, капитальный ремонт корабля начался в 2011 году, когда крейсер в очередной раз пришвартовался у заводской стенки ЦСР «Звездочка» в Северодвинске.
Высшим военно-морским командованием было принято решение осуществить очередной плановый ремонт судна и по возможности провести модернизацию корабля. С ноября 2012 года началась сухопутная служба крейсера, который был поставлен снова на стапель. Первоначально планировалось осуществить на крейсере только профилактический ремонт, однако в процессе исследования состояния корпуса и работоспособности основных узлов и агрегатов стало ясно — корабль нуждается в более основательном ремонте.
Проект 1164, шифр «Атлант», тип Слава
Крейсера ракетные
Перечень всех типов и проектов
·Все фотографии судов этого проекта Ракетный крейсер. Место постройки: ССЗ им.61 коммунара, г.Николаев Тактико-технические данные: Водоизмещение, т: — стандартное: 9300 (пр.11641 – 9500) — полное: 11280 т (пр.11641 – 11530) Размеры, м: — длина: 186 м (пр.11641 – 192) — ширина: 20,8 — осадка: 6,28 (габаритная – 8,4) Скорость полного хода, уз: 32,5 Дальность плавания: 8070 миль (18 уз), 2500 миль (30 уз), 2200 миль (32,5 уз) Автономность, сут: 30 Силовая установка: 2х71000 л.с. ГТА М-21 (10000 л.с. М-70 маршевая, 2х27500 л.с. форсажные М-8КФ, 1х6000 л.с. паровая турбина) (пр.11641 — 2х65000 л.с. ГТА (10000 л.с. М-70 маршевая, 2х27500 л.с. форсажные М-8КФ)), уз, , 6 ГТГ по 1500 кВт, 6 ГТГ по 1250 кВт Вооружение: 8х2 ПУ СМ-248 ПКРК «Базальт» (с зав.№2010 – ПКРК «Вулкан» (ПКР – П-1000 (3М70)) – СУ «Аргон-1164» (16 ПКР П-500 (4К80)) 8х1 ПУ Б-204 ЗРК «Форт» (64 ЗУР В-500Р (5В55РМ)) 2х2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-М» (40 ЗУР 9М33) – СУ 4Р-33 (нет на пр.11641) 5 модулей ЗРАК 3М87 «Кортик» – 2х(8 ПУ ЗУР, 2х6 30 мм) (ЗУР 9М311) – пр.11641 1х2 130 мм АК-130 (600 выстрелов) – СУ МР-184 «Лев-218» 6х6 30 мм АК-630 (48000 выстрелов) – 2 СУ МР-123 «Вымпел» (нет на пр.11641) 2х1 45 мм 21КМ ПУ УРПК-6 «Водопад-НК» (ПЛУР 83Р, 84Р) – пр.11641 2х5 533 мм ПТА-53-1134 (10 торпед СЭТ-65) – нет на пр.11641 2х12 РБУ-6000 «Смерч-2» (144 РГБ-60) – ПУСБ «Буря» 1 вертолет Ка-25Ц (пр.11641 – Ка-27Ц) РТВ: РЛК МР-800 «Флаг» (РЛС общего обнаружения МР-600 «Восход», РЛС общего обнаружения МР-МР-700 «Фрегат-М» (зав.№2008, 2009) или МР-750 «Фрегат-МА» (зав.№2010, 2011)) (пр.11641 – РЛК «Флаг-М»), РЛС «Позитив» (пр.11641), 2 РЛС РЭБ МП-150 «Гурзуф-А» (пр.1164), 2 РЛС РЭБ МП-152 «Гурзуф-Б» (пр.1164), РЛС РЭБ МР-262 «Ограда» (пр.1164), РЛС РЭБ МП-401 «Старт» (пр.1164), РЛС РЭБ «Кантата» (пр.11641), РЛС РТР МРП-52 «Кольцо», 2 НРЛС «Вайгач» (пр.11641 — НРЛС МР-212/201 «Вайгач-У»), ГАК МГК-335 «Платина», БИУС «Лесоруб-1164», МКРЦ «Корвет-5» (пр.11641 – «Коралл-БН-2»), комплекс космической связи Р-790 «Цунами-БМ», комплекс космической связи «Кристалл», комплекс связи «Тайфун-2», НК «Салгир-У3» Комплекс РЭБ ПК-10 «Смелый» (12 ПУ КТ-216) – выстрелы АЗ-СО-50, АЗ-СР-50, АЗ-СОМ-50 (с 1989), АЗ-СК-50 (с 1991), АЗ-СМЗ-50 (с 1993) Комплекс РЭБ ПК-2М (2 ПУ ЗИФ-121) – выстрелы АЗ-ТСТ-41, АЗ-ПТСТ-41, АЗ-ТСП-47, АЗ-ТСТ-47, АЗ-ТСТВ-47, АЗ-ТСО-47 (с 1985), АЗ-ТСР-47 (с 1991) – СУ «Терция» Экипаж, чел: 485 (66 офицеров, 64 мичмана) Примечание: на «Славе» и «Маршале Устинове» ПКР П-500 «Базальт» заменены на ПКР П-1000 «Вулкан» По данным с сайта www.russian-ships.info
Перечень всех типов и проектов
·Все фотографии судов этого проекта
Таблица судов проекта
Сортировать по: Дате постройки
· Месту постройки · Году и месту постройки · Модификации · Последнему названию · Первому названию · Редакторская сортировка
2011 | Україна | 17.12.1993 | ВМС Украины | ВМС Украины | ||
Адмирал флота Лобов | 1.10.1993 | |||||
23.03.1985 | ВМФ СССР | |||||
Комсомолец | ||||||
2008 | 30.12.1982 | Москва | 15.05.1995 | ВМФ России | Краснознамённый Черноморский флот | 30 дивизия надводных кораблей. Пункт постоянного базирования — Севастополь. |
Слава | 26.07.1992 | |||||
1990 | ВМФ СССР | Краснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот | ||||
1987 | ||||||
1984 | ||||||
1983 | ||||||
2009 | 15.09.1986 | Маршал Устинов | 1993 | ВМФ России | Краснознамённый Северный флот | |
26.07.1992 | ||||||
1990 | ВМФ СССР | Краснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана | ||||
1987 | ||||||
15.09.1986 | ||||||
23.03.1985 | ||||||
Адмирал флота Лобов | ||||||
2010 | 25.12.1989 | Варяг | 21.12.1995 | ВМФ России | Краснознамённый Тихоокеанский флот | |
Червона Украина | 1994 | |||||
26.07.1992 | ||||||
09.1990 | ВМФ СССР | Краснознамённый Тихоокеанский флот ВМФ СССР / Тихоокеанский флот ВМФ СССР / Морские силы Дальнего Востока / Морские силы Дальневосточной республики / Красная Сибирская флотилия | ||||
Краснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот |
Простой вид списка судов (записи по учётным данным)
Перечень всех типов и проектов
·Все фотографии судов этого проекта Сообщить о неточности в описании или названии типа/проекта
Интересные факты
Первоначальное имя «Маршала Устинова» — «Адмирал Лобов» — было передано четвёртому кораблю проекта. А когда «Устинов» стоял на модернизации, четвёртый «Атлант» снова появился в его истории – как возможная замена.
За 20 лет его, названного «Украиной» неоднократно пытались достроить и ввести в строй, но от стенки завода он так и не отошёл. В последнее десятилетие речь велась уже не о достройке, а о том, «куда бы его деть».
Ракетному крейсеру проекта 1164 “Маршал Устинов” не довелось повоевать. Конечно, вряд ли стоит сожалеть о том, что ему не удалось потопить ни один авианосец. Но ни разу он не обстреливал наземные цели, не участвовал в операциях по борьбе с пиратами.
Впрочем, пока боевые действия ведутся, а крейсер остаётся в строю – вероятность его боевого применения остаётся. Без сомнения, по эксплуатационным качествам «Атланты» оказались удачными кораблями. А вот вопросы о слабости зенитного и уместности противолодочного вооружения, очевидно, останутся без ответов.
ТОП 5
В Севастополе построят новый военный госпиталь
В Севастополе опять потерялась Диана Гордиенко
В Севастополе произошла серия аварий
Севастополец нашел на чердаке своего дома уникальную кинохронику о жизни региона
Ледовый каток в Севастополе строят «не по тому» проекту
Показать все новости
Ледовый каток в Севастополе строят «не по тому» проекту
Какими будут новые здания в Севастополе
В Севастополе построят новый военный госпиталь
Новую больницу скорой помощи для Севастополя предложили «украсить» крестами
Успехи и разочарования Севастополя в 2022 году — точка зрения Вячеслава Горелова
Показать все новости
Неудачи «Маршала Устинова» на Босфоре
Тем временем у «Маршала Устинова» началась череда неудач. По сообщениям, крейсер дважды не смог причалить к пристани и дважды возвращался на якорную стоянку в Мраморном море. По сообщениям, крейсер не смог причалить «из-за сильного ветра». В то же время российский эксперт, редактор интернет-издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко сообщил Крым.Реалии, что, по словам моряков, которые часто проходят Босфор, в тот день ветер был не настолько сильным, чтобы доставить проблемы крейсеру
Войтенко обратил внимание на видео, опубликованное очевидцами, которое, по его словам, свидетельствует о том, что проблема была, «скорее всего, с рулевым механизмом»
Михаил Войтенко в комментарии Крым.Реалии назвал инцидент с неудачной швартовкой российского крейсера «конфузом» и выразил недоумение по поводу того, что об этом практически не пишут российские СМИ, хотя ранее российские издания неоднократно публиковали информацию об этом крейсере как о «мощнейшем российском корабле».
При этом эксперт допустил: поначалу предполагалось, что в Стамбуле президент Турции вместе с Путиным посетит «Маршал Устинов» и что крейсер будет находиться у берегов Сирии во время визита российского президента в Дамаск. Однако инциденты со швартовкой нарушили эти планы.
«Я не завидую «Маршалу Устинову», вплоть до последнего матроса, если это так. Но похоже, что так и есть, а иначе почему все молчат? Конечно, конфуз очень неприятный. Его так все воспевают, а он элементарно не смог пришвартоваться», – сказал Михаил Войтенко.
После стоянки в районе Мода в Мраморном море «Маршал Устинов» поднял якорь и направился к Черному морю, переправившись через Босфор во второй половине дня 8 января.
Вооружение[ | ]
- Противокорабельное — 16 пусковых установок комплекса «Вулкан» (боекомплект 16 ракет ПКР П-1000) ракета массой до 6 тонн и скоростью полёта 3077 км/ч оснащена мощной (500 кг) обычной фугасно-кумулятивной или ядерной (350 кт) боевой частью и способна поражать назначенные цели на дальности до 1000 км. Полет ПКР к цели осуществляется по сложной траектории. Она оснащена системой телеуправления и бортовой станцией радиоэлектронного противодействия средствам ПВО атакуемого корабля. Длина ракеты 11,7 м, размах крыла 2,6 м, диаметр ракеты 0,88 м.
- Противолодочное — два пятитрубных торпедных аппарата (боекомплект 10 торпед для борьбы с подводными лодками противника) калибра 533 мм, длина торпеды 7 м, масса 2 т, заряд взрывчатого вещества 400 кг дальность до 22 км, скорость до 55 узлов (100 км/ч). Торпедные аппараты совместимы с противолодочным комплексом «Водопад-НК» и универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК».
- Две реактивные бомбовые установки РБУ-6000 (боекомплект из 96 реактивных глубинных бомб, вес бомбы 110 кг, вес боевой части 25 кг, длина 1,8 м, калибр 212 мм) реактивные глубинные бомбы предназначены, в основном, для защиты корабля от торпед и подводных лодок, путём ведения одиночной или залповой стрельбы, дальность стрельбы 6 км, глубина погружения 500 м.
- Вертолёт Ка-25РЦ корабельного базирования с ангаром и вертолётной площадкой.
- Двухорудийная корабельная артиллерийская установка — 130 мм АК-130 (боекомплект 600 снарядов) предназначена для ведения огня по морским, воздушным и береговым целям на дальность до 24 км, при скорострельности 90 выстр/мин. Масса установки достигает 98 т, масса выстрела — 86,2 кг, снаряда 33,4 кг, начальная скорость снаряда 850 м/с. В боекомплект АК-130 входят унитарные патроны с осколочно-фугасным снарядом, оснащаемые тремя типами взрывателей.
- Шесть ЗАК — АК-630 (боекомплект 16000 патронов по 2000 патронов в ленте) предназначены для поражения воздушных целей, ПКР, малоразмерных судов, всплывающих мин и легко бронированных наземных целей. Начальная скорость снаряда диаметром 30 мм, массой 0,834 кг достигает 900 м/с, скорострельность 6000 выстр./мин дальность до 8 км.
- Две установки ЗРК «Оса-МА» (боекомплект 40 ракет) малой дальности предназначены для самообороны корабля от ударов самолётов, вертолётов и ПКР, а также ведения стрельбы по надводным целям. Боевые возможности ЗРК позволяют уничтожать воздушные цели со скоростью до 600 м/с на дальности до 15 км и высоте до 5 км, длина ракеты 3 м, масса 128 кг.
- Восемь ЗРК С-300Ф «Форт» (боекомплект 64 ракеты в 8 пусковых установках револьверного типа под палубой, длина — 7,9 м, диаметр — 0,34 м, вес — 1600 кг) предназначен для защиты ордера кораблей от атак самолётов, крылатых ракет и других средств воздушного нападения противника, скорость до 2000 м/с, дальность до 75 км и до 25 км по высоте.
Общая оценка проекта[ | ]
В целом, РКР проекта 1164 стали альтернативой чрезмерно дорогим крейсерам проекта 1144 «Орлан». Имея ограниченное водоизмещение, крейсера проекта 1164 располагали практически эквивалентным наступательным вооружением и сопоставимым оборонительным. По современным классификациям эти РКР соответствуют ракетным крейсерам/«большим эсминцам», таким как ракетные крейсера типа «Тикондерога», эсминцы типа «Атаго» и типа «Король Седжон», имеющим сходное водоизмещение в районе 9000-11000 тонн.
Однако приоритет в создании крейсеров проекта 1164 был отдан наступательным, а не оборонительным характеристикам. Корабли имеют уменьшенный запас ракет С-300Ф — 64, в сравнении с 96 на крейсере проекта 1144; слабым местом является ПВО самообороны, состоящая из всего двух устаревших ЗРК «Оса-М» (для сравнения — крейсера проекта 1144 имеют 16 ПУ «Кинжал»).
Кроме того, ввиду наличия только одной РЛС наведения ракет 3Р41 «Волна», зенитный комплекс «Форт» может быть задействован для отражения атаки только с одного направления одновременно, и в случае выхода единственной РЛС 3Р41 «Волна» из строя, дальняя ПВО корабля окажется полностью парализованной. Для сравнения — крейсера проекта 1144 имеют две РЛС 3Р41, что позволяет им отражать атаки одновременно с нескольких направлений и не рисковать потерей обороноспособности при выходе РЛС из строя.
В целом, корабль в полной мере соответствует «поздней» доктрине Советского флота — использование для ударных функций надводных ракетоносцев, прикрытых палубной авиацией.
Примечания
- . ФлотПром. Дата обращения 29 июля 2021.
- . ФлотПром. Дата обращения 29 июля 2021.
- 2016-10-30 16:43:00 Zvezdochka_ru Zvezdochka_ru 2016-10-30 16:43:00 Zvezdochka_ruwrote. (англ.). Дата обращения 29 июля 2021.
- 2016-11-30 14:01:00 Zvezdochka_ru Zvezdochka_ru 2016-11-30 14:01:00 Zvezdochka_ruwrote. (англ.). Дата обращения 29 июля 2021.
- . Центральный Военно-Морской Портал. Дата обращения 29 июля 2018.
- . vpk-news.ru. Дата обращения 31 декабря 2021.
- . РБК. Дата обращения 29 июля 2021.
- . Центральный Военно-Морской Портал. Дата обращения 29 июля 2018.
- . Центральный Военно-Морской Портал. Дата обращения 29 июля 2018.
- . Центральный Военно-Морской Портал. Дата обращения 29 июля 2018.
- . Центральный Военно-Морской Портал. Дата обращения 8 мая 2020.
- Корабли Северного флота вернулись из Средиземного моря — Викиновости. ru.wikinews.org. Дата обращения 8 мая 2021.
- . mil.ru. Дата обращения 8 февраля 2021.
Первый этап модернизации
Первоначально крейсер имел вполне пристойные тактико-технические характеристики и полностью отвечал боевым задачам, поставленным перед отечественным флотом. До 1994 года крейсер активно участвовал в боевой жизни флота, совершая длительные морские переходы. Корабль нес боевое дежурство в Средиземном море, неоднократно посещал с визитами порты на Восточном побережье США и Канады. В 1994 было принято поставить судно на планово-профилактический ремонт, который затянулся на долгие три года. Восстановлением боеспособности судна занялись корабелы судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. За это время корабль коснулась первая серьезная модернизация.
Первоочередным заданием было принято привести в порядок главный корпус, усилить на крейсере проекта 1164 «Маршал Устинов» узлы и агрегаты двигательной установки и оборудовать на судне новые системы пожаротушения. На судне установили новую, более мощную энергетическую установку, способную одновременно обеспечить экономичный ход и быстрый переход на форсированный режим. Помимо технологических мероприятий боевой корабль должен был получить новое вооружение.
Основной ударной силой РКР являлись противокорабельные крылатые ракеты «Базальт» (ПКР-500). Ракеты размещались в 16 пусковых контейнерах, расположенных стационарно на верхней палубе. Дальность полета крылатой ракеты составляла 500 км. При этом ракета выполняла полет к цели по сложной траектории, вводя в заблуждение РЛС противника и всю его систему ПВО. Масса боевой части ракеты могла достигать 1000 кг. Несмотря на внушительные боевые параметры, к середине 80-х годов ПКР П-500 «Базальт» перестала отвечать поставленным задачам. Системы ПВО иностранных флотов получили на оснащение новые противоракетные комплексы, способные сбивать советскую ракету во время его маршевого полета на больших высотах.
Однако модернизация основного ударного вооружения на РКР «Маршал Устинов» состоялась в ограниченном виде. Установка на судно более мощных крылатых ракет была произведена без замены пусковых установок СМ-248, которые оказались не пригодными для пуска крылатых ракет «Вулкан» в штатной комплектации. На оснащение крейсера поступили крылатые ракеты П-1000, оборудованные стартовыми двигателями от старых ракеты «Базальт». Соответственно дальность нового ударного вооружения оставалась на прежнем уровне. Новый противокорабельный комплекс на втором крейсере проекта 1164 получился в усеченном виде. Повысить дальность полета нового ракетного комплекса пытались за счет уменьшение веса боевой части, однако это свело на нет боевую эффективность данного класса вооружений.
На заметку: На третьем серийном ракетном крейсере «Варяг» изначально ставились ПКР «Вулкан», поэтому и пусковые контейнеры делались из жаропрочных материалов, обладавших большим ресурсом.
С новым вооружением отремонтированный крейсер проекта 1164 «Маршал Советского Союза Устинов» можно было считать вполне боеспособной боевой единицей, альтернативой тяжелым атомным ракетным крейсерам типа «Орлан» проекта 1144. Имея сопоставимое наступательное и оборонительное вооружение, российский корабль по боевой оснащенности стал соответствовать лучшим западным аналогам, крейсерам и эсминцам УРО.
Следует отметить, что модернизация корабля, проводимая в середине 90-х годов, совершенно не коснулась системы ПВО. На вооружении крейсера основным средством противовоздушной обороны так и остались всего 8 пусковых установок револьверного типа зенитно-ракетных комплексов «Форт», созданных на основе сухопутной ЗРК С-300. Ближний рубеж противовоздушной обороны осуществляли старые ЗРК «Оса-М», которые могли решать только ограниченный круг боевых задач. Нежелание усиливать средства борьбы с воздушной угрозой объясняется необходимостью как можно быстрее ввести крейсер в боевой состав флота. Переоснащение корабля на новые виды ПВО могло существенно замедлить и так затянувшийся ремонт.
Основные преимущества крейсера «Маршал Устинов», проект 1164
Второй корабль серии проекта 1164 заложили в 1978 году. Первоначально судно носило название «Адмирал флота Лобов». Строительство велось долгие четыре года и имело трудности с подбором вооружений. Наконец в 1982 году в торжественной обстановке корпус корабля коснулся водной глади Южного Буга. В течение последующих лет осуществлялась установка на корабле основных узлов и агрегатов. Корабль получил современное по тем временам радионавигационное оборудование, автоматизированные комплексы управления огнем. Силовая установка, сконструированная на Николаевском заводе «Заря», была на то время одной из лучших в мире как с точки зрения практичности, так и с точки зрения экономичности. В 1986 году накануне передачи корабля представителям флота, судну присвоили новое название, данное в честь Министра обороны СССР маршала Устинова.
Последующим местом службы ракетного крейсера стал Северный флот, где СССР пытался создать в те годы мощную ударную группировку надводных кораблей. Постоянная угроза северному флангу со стороны флотов стран НАТО вынуждала советское военно-морское командование держать на Севере мощные и боеспособные корабли. Однако до тех пор, пока корабль добрался до своего постоянного порта приписки, крейсеру пришлось нести в течение года службу в Средиземном море, входя в состав 5-й оперативной средиземноморской эскадры ВМФ СССР.
Крейсер представлял собой мощный и современный корабль, способный на равных противостоять соединениям 6-го флота США, господствующего в средиземноморской акватории. Советский корабль располагал не только большим запасом хода, превышающим 7000 миль, но и обладал высокими скоростными качествами. Основным козырем советского крейсера «Маршал Устинов» являлось его вооружение. Советские противокорабельные ракеты П-500 «Базальт» могли нести со сверхзвуковой скоростью боевой заряд массой 500 кг на расстояние до трехсот морских миль. Таких грозных игрушек на борту корабля было 16 штук, расположенных с двух бортов в удобных и компактных контейнерах. Попадания двух ракет П-500 в крупный корабль класса авианосца могли оказаться фатальным.
Не забыли советские кораблестроители о собственном оборонительном вооружении. На крейсера класса «Слава» устанавливались ЗРК С-300 «Форт», способные полностью контролировать все воздушное пространство в радиусе 5-75 км в диапазоне высот 25-25000 метров. Имея на борту 64 пусковые установки ЗРК, советский крейсер обеспечивал воздушное прикрытие всему соединению кораблей. Ближние подступы к кораблю контролировали ЗРК «Оса» и автоматы АК-630. С таким объемом вооружений советские крейсера класса «Слава» проекта 1164 считались самыми сильными надводными кораблями на море, имеющими обычную силовую установку.