История создания
Вообще, возникновение самой идеи о постройке подлодки, вооруженной баллистическими ракетами, связано с одним интересным фактом. Он заключается в превосходстве США перед СССР в данной сфере.
Ведь, как известно, начиная с конца 50-х до конца следующей декады в Америке успели сконструировать 4 типа стратегических ядерных ПЛ. Это были:
- USS George Washington – главный корабль в серии из 5 атомоходов;
- Ethan Allen;
- Will Rogers;
- Lafayette.
Каждый из них входил в систему «Поларис» (американская ядерная программа тех времен), будучи вооруженными баллистическими ракетами дальнего и ближнего действия. Всего в этот период ВМС США насчитывали 41 подводный ракетоносец. Они располагали 656 ракетами в сумме.
Так родился проект 667. На борту должны были размещаться баллистические ракеты Р-21 крупного размера, выпускающиеся из ракетного комплекса (РК) Д-4. Однако проект остановился на этапе проектирования из-за выявленных недочетов и появления новых ракет и комплексов.
Поэтому было решено доработать проект 667 на 667а, в котором применялись малогабаритные Р-27, стартующие с Д-5.
Главным конструктором назначили С. Н. Ковалева, по проектам которого были построены 92 субмарины.
В 1967 году К-137 официально встал в строй ВМФ СССР. Именно субмарины этого проекта стали самыми многочисленными во флоте страны (в боевой готовности были 34 единицы). В последствии ПЛ проекта 667а модифицировались, получая, в основном, новое ракетное вооружение.
«Основы» прикроют РПКСН
Первым и очевидным направлением является качественное усиление корабельного состава наших флотов. Меры в этом направлении принимаются. Однако совершенно очевидно, что в приемлемые сроки, диктуемые нарастающей военной напряженностью в мире, увеличить до необходимого уровня количественный состав наших флотов невозможно, а значит, и обеспечить за счет этого боевую устойчивость наших РПКСН.
Поэтому надо признать, что только военно-техническими и оперативными мерами решить задачу обеспечения боевой устойчивости РПКСН невозможно. Необходимы военно-политические меры. И новая редакция «Основ государственной политики в области ядерного сдерживания» это позволяет сделать. Такой мерой может стать объявление «красной ядерной линией» уничтожение даже одного нашего РПКСН. То есть сделать официальное заявление, что уничтожение даже одного нашего РПКСН рассматривается как неприемлемый удар по нашим СЯС, по итогам которого мы переходим к полномасштабному применению ядерного оружия.
Основанием для заключения о гибели подводной лодки может считаться двух-трехкратный невыход ее на плановый сеанс связи. С установлением гибели первого же РПКСН Россия должна заявить о решимости применить ядерное оружие, если противолодочные силы противника не будут выведены из районов нахождения наших РПКСН, и показать эту решимость демонстративным ядерным ударом по пустынным районам, например по областям вблизи Северного полюса. Если противник не отреагирует на этот шаг (что весьма маловероятно), то Россия должна быть готова к нанесению полноценного упреждающего удара. Если же противник выведет свои противолодочные силы, то угроза гибели РПКСН будет в основном устранена.
Так как РПКСН всплывает на сеанс связи раз в несколько часов, то факт его гибели станет ясным уже через полсуток-сутки. За это время противник сможет уничтожить максимум еще один РПКСН. То есть Россия к моменту перехода к применению ядерного оружия (или прекращения боевых действий) будет иметь полноценную боеспособную группировку МСЯС.
Такой вариант развития ситуации имеет место при существующих принципах применения РПКСН. Однако в случае объявления о решимости перейти к пусканию в ход ядерного оружия после гибели первого же РПКСН, возможно, имеет смысл использовать иные способы их боевого патрулирования. В частности, перейти к действиям по обеспечению боевой устойчивости на принципе силы. При таком подходе РПКСН патрулирует в составе корабельного ордера, находясь в позиционном положении с выдвинутыми антеннами РЭС и поддерживая в непрерывном режиме связь с кораблями охранения. В этой ситуации возможности вскрыть РПКСН на фоне шумов кораблей охранения у противолодочной подводной лодки противника практически нет, а соответственно нет возможности и атаковать его. Наличие кораблей охранения позволит существенно повысить боевую устойчивость РПКСН от минного оружия. В случае атаки ордера силами ударной авиации и ПКР РПКСН имеет возможность своевременно погрузиться и скрытно выйти из зоны боя, сохранив боевую устойчивость. Если же в силу неблагоприятных обстоятельств РПКСН окажется под ударом и погибнет, то факт его уничтожения будет выявлен немедленно, это станет основанием применения ядерного оружия. Надо отметить, что для разгрома ордера кораблей нужно выделить соответствующий и достаточно многочисленный наряд сил. Необходима должная организация удара. То есть сам процесс уничтожения РПКСН в ордере выливается в сложный бой, учитывая тот факт, что корабельная группа будет прикрываться в общей системе обороны флота. Таким образом, боевая устойчивость РПКСН может быть радикально повышена, достигнув показателей, характерных для американских ПЛАРБ. Естественно, в статье возможно представить только идею нового подхода. Более детальная информация может носить закрытый характер.
Таким образом, следует констатировать, что с применением новых способов обеспечения боевых действий РПКСН с привлечением правовых и политико-дипломатических инструментов их боевая устойчивость может быть достаточно высокой, существенно превосходящей остальные компоненты российских СЯС.
Конструкция атомной подводной лодки проекта 667 БДРМ
Головной корабль серии — атомную подлодку Б-51 «Верхотурье» — заложили на праздник, 23 февраля 1981 года. Для постройки кораблей этого проекта было выбрано основное предприятие советского атомного кораблестроения — Северодвинский машиностроительный завод «Севмаш». В течение 9 лет, начиная с 1981 года по 1990 год, предприятием было спущено на воду и введено в строй 7 кораблей проекта 667БДРМ. Последним кораблем этой серии стал РПКСН К-407 «Новомосковск».
Подводный ракетоносец «Верхотурье» получил ярко выраженный горб, в котором разместились 16 баллистических ракет. В классификации НАТО корабль получил шифр «Delta-IV», продолжая тем ряд боевых судов под шифром Delta. Размеры подлодки впечатляли. Длина корпуса лодки составила 167 м, а водоизмещение выросло до 11740 тонн. Атомная субмарина имела двухкорпусную конструкцию, ставшую традиционной для кораблей предыдущих серий. Прочный основной корпус корабля и переборки изготавливались из прочной стали, способной выдержать длительные интенсивные нагрузки и обладающей антикоррозийными свойствами. Конструкция корабля и прочностные характеристики материалов позволяли лодке опускаться на глубину до 600 м.
Основные узлы и агрегаты подводного корабля размещались на специальных амортизационных платформах, снижающих вибрацию и акустические шумы. Отсеки с энергетической установкой имели локальные звукопоглотители. Легкий корпус был покрыт специально разработанным для этих целей маскирующим материалом, обеспечивающим меньший гидроакустический фон корабля. Отличительной чертой субмарин проекта 667БДРМ стали гребные винты, которые имели пять лопастей, и обладали улучшенной гидроакустической картиной.
Во время боевых походов советские ракетные подводные крейсера «Екатеринбург» и «Подмосковье» сумели более недели оставаться в море незамеченными кораблями стран НАТО. Это стало причиной того, что американские субмарины вынуждены были приблизиться к местам постоянного базирования советских подлодок, подвергая себя большому риску быть обнаруженными.
Все корабли проекта получали автоматизированную систему управления вооружениями «Омнибус-БДРМ», с помощью которой осуществлялся анализ поступающей информации, определялись параметры боевого применения тактического оружия. Помимо этого лодки оснащались новым гидроакустическим оборудованием «Скат», имеющим две антенны. Одна антенна была расположена в носовом обтекателе, вторая — использовалась в буксируемом варианте. Ракетное вооружение обладало улучшенным навигационным комплексом «Шлюз», позволяющим с высокой точностью определять местоположение лодки во время пуска ракет.
Главной энергетической установкой для всех подлодок являлся ядерный реактор ВМ-4СГ, который обеспечивал паром две турбинные установки ОК-700А. Суммарная мощность двигательной установки составила 60 тыс. л. с. В качестве резервных двигателей на судах использовались электродвигатели по 225 л.с. каждый. Ядерная установка обеспечивала кораблям подводный ход со скоростью 24 узла.
Атомная подводная лодка проекта 667БДР
В ноябре 1981 года баланс сил ведущих держав вновь изменился не в пользу Советского Союза. В состав ВМС США была принята первая субмарина класса «Огайо» с новым комплексом «Трайдент». Она имела на борту двадцать четыре межконтинентальные ракеты. Но СССР, который неоднократно предлагал западу прекратить гонку вооружений к такому повороту событий оказался готов. Уже через месяц советский ВМФ пополнился первым тяжелым стратегическим подводным ракетоносцем «Акула». Их новый твердотопливный ракетный комплекс не уступал ракетам «Трайдент». Эта самая большая субмарина в мире была призвана заменить предыдущие подводные крейсеры проекта 667.
Атомная подводная лодка проекта 667БДР
В первой половине 80-х годов экономика Советского Союза уже стала давать заметные сбои. Поэтому изменение баланса стратегических сил вынудило руководство искать менее затратные оборонительные меры. Был создан более мобильный в эксплуатации подводный ракетный крейсер 667БДРМ.
атомная подводная лодка проекта 667БДРМ
В модернизированную атомную подводную лодку вооруженную лучшими в мире жидко-топливными ракетами были вложены новейшие научные достижения. Уже в 1984 году головной подводный ракетоносец вошел в состав советского военно-морского флота. В этом же году на боевое дежурство у американского континента заступили дальние бомбардировщики Ту-95 с крылатыми ракетами, но главным ответом стало развертывание у берегов США подводных крейсеров стратегического назначения. Подлетное время их ракет до территории США стало таким же, как и у «Першинг-2» из Европы до СССР. Стратегические подводные ракетоносцы ликвидировали преимущество США в наступательных вооружениях.
В 1990 году экономический кризис в Советском Союзе достиг критической отметки. Руководство страны нашло смысл в резком сокращении оборонных проектов. Вскоре СССР прекратил свое существование. На глазах главного конструктора Сергея Ковалева подводные крейсеры были объявлены «бременем милитаризма» и стали выводится из строя. Но благодаря его усилиям были разработаны уникальные меры по продлению ресурсов эксплуатации подводных крейсеров последней серии 667.
на страже морских рубежей
В ноябре 2010 года в Центре судоремонта «Звездочка» в Северодвинске была завершена модернизация всей серии подводных ракетоносцев проекта 677 БДРМ: К-51 «Верхотурье» (1999 год), К-84 «Екатеринбург» (2003 год), К-114 «Тула» (2006 год), К-117 «Брянск» (2008 год), К-18 «Карелия» и К-407 «Новомосковск» (2010 год). В результате срок службы атомных подводных лодок продлен на 10 лет.
Подводные ракетоносцы проекта 667БДРМ являются основой морской составляющей стратегических ядерных вооруженных сил России. Все они были созданы академиком Сергеем Ковалевым — генеральным конструктором подводных лодок ЦКБ МТ «Рубин», которого называют главным конструктором стратегических сил СССР.
Технические характеристики ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 667 БДРМ:
Водоизмещение — 11740 тонн;
Длина — 167 м;
Ширина — 12 м;
Автономность — 90 суток;
Энергетическая установка — атомная;
Скорость хода подводная — 23 узла;
Глубина погружения — 650 м;
Экипаж — 140 человек;
Вооружение:
Пусковые установки с баллистическими ракетами Р-27РМ — 16;
Торпедные аппараты 533 мм — 4;
Как все начиналось
Моряки-подводники участвовали во всех войнах прошедшего и нынешнего века, внесли огромный вклад в победу в Великой Отечественной войне, сыграли важнейшую роль в обеспечении безопасности страны в годы холодной войны.
В России в 2021 году День моряка-подводника проходит на официальном уровне 25-й раз.
Первой российской подводной лодкой, официально принятой на вооружение, стала субмарина «Дельфин», вошедшая в состав флота в 1903 году под обозначением «миноносец №113». Она была вооружена двумя внешними решетчатыми торпедными аппаратами системы Джевецкого и имела полное водоизмещение 124 тонны.
За более чем 100 лет в России создана научно-производственная база подводного кораблестроения, разработано свыше 300 проектов подводных лодок, из них свыше половины реализовано в металле. Из более чем 5100 подводных лодок, построенных в мире в XX-м веке, каждая пятая плавала либо под Андреевским, либо под Советскими флагом.
К началу Великой Отечественной войны Советский Союз имел в составе ВМФ 211 подводных лодок, в дальнейшем были достроены 54 судна из числа ранее заложенных, и 164 прошли заводской ремонт.
После войны и до середины 1950-х годов построено в общей сложности свыше 300 подводных лодок: около 50 малых XV серии и средних IX-бис и X-бис серий, 215 средних проекта 613, 20 больших проекта 611, 30 малых проектов 615 и А615.
Первая отечественная атомная подводная лодка проекта 627 была спущена на воду в 1957 году, а уже к середине 1960-х годов в составе ВМФ находилось 56 АПЛ первого поколения проектов 627, 627А, 645, 658, 659, 675.
Тогда же началось интенсивное строительство подводных кораблей с крылатыми и баллистическим ракетами проектов В611, АФ611, 644, 665, 629.
С 1960-х годов созданы атомные подводные лодки второго поколения: многоцелевые проектов 671, 671РТ, 671РТМ, 705, с крылатыми ракетами проектов 661, 670, 670М и с баллистическими — проектов 667А, 667Б, 667БД, 667БДР и 667БДРМ (за 24 года было построено 77 РПК СН этих проектов). Построены новые дизель-электрические подводные лодки с торпедным (проектов 633, 641, 641Б) и ракетным (проект 651) оружием.
Литература и источники
Шунков В. Н. Подводные лодки. Поппури, Минск, 2004 Скляров А. И. Подводный ледокол стратегического назначения // Наука и Жизнь. — 1998. — № 7. Скляров А. И. Подводный ледокол стратегического назначения // Наука и Жизнь. — 1998. — № 8. Тарасов А. Е. Атомный подводный флот 1955—2005. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. — 216 с.”Севмаш” завершил испытания модернизированной подлодки”Дмитрий Донской” вернулся в Северодвинск”Дмитрий Донской” и “Северодвинск” вышли в море”Булаву” проверят с подводного крейсера “Дмитрий Донской”На самой большой подлодке в мире открылся музей “Куликово поле”К-208, ТК-208, «Дмитрий Донской»ТК-202Проект 941 с музейной полкиТК-12ТК-13ТК-17 «Архангельск»ТК-17 «Архангельск»ТК-20 «Северсталь»
Слабость «Тайфуна» — в его силе
Но вернёмся к «Акулам». Служить на самой большой в мире подводной лодке было престижно и комфортно — свой спортзал на борту, своя сауна, даже свой бассейн с морской водой. Однако именно эти гигантские размеры и вызывали смущение даже у самих создателей «Акулы», не говоря уже об их оппонентах. «На «Акулах» возят воду, а не ракеты», — приводили оппоненты один из самых часто повторяемых своих аргументов.
Вместе с тем надо иметь в виду, что масса ракеты Трайдент II была 59 тонн, а советского «Грома» — в полтора раза больше. Возможно, поэтому «Акула» получилась огромного водоизмещения. При такой массе дальность пуска ракеты и разведения ядерных боевых блоков индивидуального наведения должны были превосходить «Трайдент». Но в этом своеобразном состязании — кто дальше и больше забросит боезарядов — «Гром» уступал «Трайденту». По дальности пуска ракеты — на 3 тыс. км, а по массе забрасываемой полезной нагрузки (боевых блоков) — на 250 кг. При увеличении числа блоков до 10 и их мощности до 200 килотонн, дальность пуска уменьшалась.
wikipedia.org
Американские ракетоносцы типа «Огайо» несут 24 баллистические ракеты «Трайдент II».
Только уже в современной России отечественные конструкторы по этим показателям догнали и перегнали американцев. Например, стоящие на вооружении ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667БДРМ «Дельфин» (по классификации NATO — Delta-IV) ракеты «Синева» и «Лайнер» имеют дальность пуска свыше 11 тыс. км, а боевые блоки индивидуального наведения разводятся от места отделения от ракеты в космосе ещё на 2 тыс. км.
Самым же уязвимым местом в «Громе» оказалась первая ступень, потому что её изготавливали на… украинском «Южмаше». Представить страшно, что стало бы с морскими стратегическими ядерными силами России, не откажись правительство РФ своевременно от «Грома».
Двигатели подлодок
При словах «современная подлодка» чаще представляется могучая АПЛ с ядерным реактором. На практике, наибольшее число субмарин относится к дизельным.
Им требуется довольно много места, что для субмарины критично. Дизельная подводная лодка должна ежесуточно всплывать, обычно это происходит ночью, для скрытности. К дизелю присоединен генератор, который пополняет электроэнергией разряженные за дневной переход аккумуляторы.
Ядерный реактор нагревает воду, вода превращается в пар, который поступает на парогенератор. Он уже вращает водометный движитель или винт, а так же электрогенератор для обеспечения энергией лодки. Но тепловой след при этом огромный. Поэтому субмарину современным тепловизорам легко обнаружить, особенно на небольших глубинах.
Поэтому будущее за развитием ПЛ с новейшими «альтернативными» типами двигателей. Они не такие шумные, как дизельные, занимают меньше места на субмарине. Двигателем Стирлинга, например, оснащены новейшие подлодки Швеции с Японией (тип «Готланд», тип «Сорю»), а водородным двигателем ─ почти все АПЛ Германии (тип U-212). Именно подводными судами этого типа сейчас вооружаются Израиль, Корея, Италия.
Японцы тоже экспериментируют с новыми типами энергии для двигателей подводных судов.
путь создания подводных ракетоносцев
В начале 80-х годов гонка вооружений подтолкнула инженера Виктора Макеева, ученика Сергея Королева, создать уникальную морскую ракету на жидком топливе с дальностью 2500 км. Она впервые позволяла атаковать цели, не всплывая на поверхность воды. Этим оружием было принято решение вооружить ракетоносцы, которые получили шифр 667.
Мало кто знает, что первоначально конструкторы предлагали разместить 8 ракет по бортам подводной лодки в горизонтальном положении. Перед стартом двадцатитонные изделия должны были разворачиваться на 90 градусов. Была даже изготовлена модель такой подводной лодки для показа ее генеральному секретарю Н. С Хрущеву. Но в самый ответственный момент демонстрационное устройство отказало, и Хрущев едко высмеял конструкторов. Сам того не ведая он избавил подводников от сложнейшей предстартовой операции под водой. После этого главный конструктор Сергей Ковалев настоял на вертикальном расположении ракет внутри корпуса в два ряда. Эта схема позволила увеличить боекомплект — вдвое и стала в мировом кораблестроении классической.
4 июля 1965 года в Ялте новый глава страны Леонид Брежнев, впервые выслушал Министра судостроения о перспективах развития отрасли
Тема отставания от США была настолько важной, что на совещание пригласили главного конструктора подводных лодок Сергея Ковалева. Он смог убедить высшее руководство страны в реальности создания атомной субмарины с 16 баллистическими ракетами
Брежнев тут же приказал составить план работы корабелов на 10 лет вперед и обеспечил неограниченное финансирование.
Проектирование и разработка рабочих чертежей головного подводного ракетного крейсера К-137 было выполнено в Ленинградском проектно-монтажном бюро «Рубин». Строительство производилось на Северном машинно-строительном предприятии. Многотысячный коллектив предприятия под руководством Е. П. Егорова наладил крупно-поточное строительство атомных ракетоносцев и внес большой творческий вклад в создание грозной боевой техники для ВМФ СССР.
Тип «Вэнгард»
Если тебе кажется, будто Великобритания давно не владычица морей, ты ошибаешься как минимум потому, что на ее вооружении стоят четыре атомные стратегические подлодки типа «Вэнгард». Это достаточно крупные, хоть и уступающие по размеру российским и американским аналогам подводные лодки длиной 149,9 метров, шириной 12,8 метров и водоизмещением 15 900 тонн. Вся эта махина приводится в движение ядерным реактором мощностью 15 тысяч лошадиных сил и двумя турбинами мощностью 27,5 тысяч лошадиных сил.
Интересно то, что британцы отказались от разработки собственных средств доставки ядерных боеголовок и взяли американскую систему Trident II D5. Всего на борту расположено 16 ракет.
Самый тихий «Борей» в мире
В греческой мифологии Борей олицетворял бурный северный ветер. А российская подводная машина с таким названием признана самой тихой в мире субмариной с баллистическими ракетами.
По данным ряда СМИ, лучшую скрытность для атомной подлодки 955А «Борей-А» обеспечит более низкий уровень физических полей (электрическое, акустическое, инфракрасное, магнитное и некоторые другие поля), что усложнит выявление объекта.
Кроме этого, в новом «Борее» максимально улучшены условия жизнедеятельности экипажа, что особенно важно при длительных походах. Экипаж подводного корабля состоит из 107 человек
Субмарина может находиться в автономном плавании (по провианту) 90 суток.
Длина «Борея» составляет 170 метров. Максимальное подводное водоизмещение — 24 тыс. тонн. Подлодка развивает скорость на подводном ходу до 29 узлов и может погружаться на глубину до 400 метров.
Главное предназначение этих кораблей — боевое. Они в состоянии нанести внезапный удар по любой цели в любой точке земного шара межконтинентальными баллистическими ракетами «Булава».
Всего на борту корабля размещено 16 ракет, способных забросить 96 ядерных зарядов на расстояние свыше 9 тыс. км. Для самообороны от кораблей противника «Бореи» оснащены шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм.
Сегодня «князья океанов», как называют ракетные подводные крейсеры под шифром «Борей», составляют основу морского компонента стратегических ядерных сил нашей страны.
Представители
Цвета таблицы: Белый — не достроена или утилизирована не спущенной на воду Зелёный — действующая в составе ВМФ России Синий — находится в ремонте или на модернизации Красный — списана, утилизирована или потеряна
Тактический номер | Зав. № | Закладка | Спуск на воду | Ввод в строй | Окончание последнего ремонта |
---|---|---|---|---|---|
К-51 «Верхотурье» | 379 | 23.02. | 07.03. | 29.12. | 30.12. |
К-84 «Екатеринбург» | 380 | 17.02. | 17.03. | 30.12. |
19.12.
В конце 2022 года АПЛ будет выведена из состава СФ и списана с последующей утилизацией |
К-64 (БС-64 «Подмосковье») | 381 | 18.12. | 02.02. | 23.12. | 26.12.Переоборудована по проекту 09787 в носительподводных лодок специального назначения |
К-114 «Тула» | 382 | 22.02. | 22.01. | 30.10. | 09.01. |
К-117 «Брянск» | 383 | 20.04. | 08.02. | 30.09. | Проходит средний ремонт на СРЗ «Звёздочка» |
К-18 «Карелия» | 384 | 07.02. | 02.02. | 10.10. | 22.01. |
К-407 «Новомосковск» | 385 | 14.07. | 27.11. | 01.12. | 27.07. |
Современное состояние
По состоянию на 2019 год РПКСН проекта 667БДРМ являются основой морской составляющей стратегической ядерной триады России, постепенно передавая эту роль подводным лодкам проекта 955 «Борей».
БС-64 была переоборудована в носитель глубоководных станций и входит в состав 29-й дивизии подводных лодок. Остальные субмарины регулярно проходят средний ремонт и модернизацию на заводе «Звёздочка» в Северодвинске. АПЛ К-84 «Екатеринбург», поставленная на ремонт с целью модернизации гидроакустического комплекса, 29 декабря 2011 года серьёзно пострадала при пожаре. 19 декабря 2014 года подводная лодка была принята флотом после ремонта.
Начиная с 2012 года в ходе ремонтов «Дельфины» перевооружаются усовершенствованными БРПЛ Р-29РМУ2.1 «Лайнер» вместо ракет предыдущей модификации Р-29РМУ2 «Синева». По состоянию на 2022 год, переоборудование проходит К-117 «Брянск», а К-18 «Карелия» и К-407 «Новомосковск» ждут своей очереди.
Все действующие подводные лодки этого проекта находятся в составе 31-й дивизии подводных лодок Северного флота и базируются в бухте Ягельная, порт приписки — Гаджиево.
Перспективы
В 2012 году директор ЦС «Звёздочка» Владимир Никитин объявил о планах по восстановлению технической готовности ракетоносцев проекта 667БДРМ, благодаря чему срок их службы будет продлён с 25 до 35 лет.
Для поддержания их боевого потенциала на необходимом уровне военно-промышленная комиссия в сентябре 1999 года приняла решение о начале производства модернизированных ракет Р-29РМУ2. В связи с этим, все подлодки 667БДРМ были оснащены новым ракетным комплексом Д-9РМУ2 «Синева».
В октябре 2011 года завершилось испытание новой версии основного оружия кораблей — тема «Лайнер». Модифицированные ракеты Р-29РМУ2.1 получили усовершенствованную систему преодоления противоракетной обороны и возможность нести до 12 ядерных блоков малого класса. Данное перевооружение позволит продлить срок существования северо-западной группировки подлодок 667БДРМ до 2025−2030 года.
Погружение и всплытие современных подлодок
Начиная с «Черепахи» (при неизбежных отклонениях конструкторской мысли в ту или иную сторону), погружение и всплытие подлодок производится при помощи цистерн с балластом. ЦГБ размещаются на корме, носу и посередине подлодки. Дополнительные цистерны размещают в лёгком корпусе и используются, как правило, для устранения дифферента и крена судна. При всплытии расположенные посередине корпуса ЦГБ продуваются сжатым воздухом из систем ВВД первыми. Плавучесть повышается и лодка всплывает.
Помимо систем ЦГБ подлодке помогают сохранять устойчивость:
- цистерны вспомогательного балласта (для устранения дифферента);
- торпедные цистерны (куда сливают воду из пусковой установки после выстрела, чтоб избежать «танца» субмарины);
- цистерны кольцевого зазора.
Несмотря на эту сложную систему дифферентных систем, даже современная АПЛ может повести себя после залпа непредсказуемо.
Большие достижения
В 1970-х годах морские стратегические ядерные силы имели более 70 ракетоносцев, и Советский Союз достиг в этом паритета США.
С 1980-х годов страна приступила к строительству атомных подводных лодок третьего поколения: многоцелевых проектов 945, 971, 685, с крылатыми противокорабельными ракетами проектов 949, 949А, стратегического назначения проекта 941 «Акула» (построено шесть тяжелых крейсеров этого типа, подводное водоизмещение самой большой субмарины в мире — 48 тыс. тонн). Тогда же началось строительство нового типа неатомных подлодок проекта 877 и ее экспортных модификаций.
За эти годы отечественные кораблестроители реализовали несколько поистине уникальных проектов. К таковым относится, например, самая скоростная в мире атомная подводная лодка проекта 661, изготовленная из титана и получившая название «Золотая рыбка».
17 декабря 1969 года при проверке работы энергетической установки на полной мощности АПЛ достигла скорости по показаниям лага более 42 узлов. Такого в мире еще не было. Во время испытаний при движении на скорости более 35 узлов специалисты столкнулись с неизвестным дотоле явлением — сильным гидромеханическим шумом, создаваемым турбулизацией потока при обтекании корпуса корабля, напоминавшим гул реактивного самолета. Из-за громадных гидродинамических напоров при неоднократных циркуляциях на двенадцатичасовом режиме полного хода — на скорости 42 узла в пределах небольшого по размерам полигона — сорвало входную дверь в ограждение рубки, вырвало три лючка на носовой надстройке и обтекатель аварийного буя в корме, выломало несколько планок на входных решетках главных циркуляционных трасс, обломки которых создавали дополнительный шум в корме. Этот рекорд скорости среди подводных лодок до сих пор так никем и не побит.
Весьма интересен проект опытной глубоководной АПЛ (проект 685), изготовленной из титановых сплавов (К-278 «Комсомолец»). 5 августа 1984 года эта субмарина погрузилась на глубину более 1000 метров, тем самым став самой глубоководной атомной подводной лодкой в мире.
Выдающиеся результаты были достигнуты в ходе проектирования, строительства и эксплуатации автоматизированных скоростных АПЛ проекта 705 «Лира». В этих субмаринах был впервые применен жидкометаллический теплоноситель и предложен ряд оригинальных конструктивных решений. Гарантированная полная подводная скорость «Лиры» составляла 37-5-38,5 узлов.
Экспорт отечественных подводных лодок начался после Великой Отечественной войны.
В 1950-х годах за рубеж были поставлены пл типа «Щука» (V серии), «Ленинец» (XIII серии) и «Малютка» (XV серии). В 1947-48 года три субмарины были переданы Болгарии, две — в 1957-59 годах — Египту, шесть в 1954-55 годах — Польше, четыре в 1954-55 годах — Китаю и еще четыре в 1954-57 годах — Румынии. Затем в зарубежные страны передавались подводные лодки проектов 613, 633 и 641. Только средних подводных лодок проекта 613 в зарубежные страны было поставлено около 40 единиц.
В дальнейшем для поставки на экспорт на базе пл проекта 877 были разработаны проекты 877Э и 877ЭКМ. Последний имел более существенные отличия, он проектировался специально для эксплуатации в тропических условиях. Всего заказчикам была передана 21 субмарина. Помимо этого, на экспорт поставлялась и пл проекта 636. Индии передавались в лизинг атомные подводные лодки проектов 670 и 971.
атомная подводная лодка проекта 667Б
Увеличение дальности ведения стрельбы советскими подводными крейсерами проекта 667Б вынудило американцев искать пути нейтрализации. В июле 1972 года в состав ВМС США вошла новая высокоскоростная и малошумная подводная лодка истребитель класса «Los-Angeles». Она была создана специально для борьбы с советскими ракетоносцами и могла не заметно подкрадываться к местам их базирования. Лучшим контр-оружием против таких истребителей стали многоцелевые подводные лодки, которые действовали совместно со стратегическими субмаринами. С того момента каждый выход в море стратегических подводных крейсеров превращался в масштабную операцию военно-морского флота СССР с участием противолодочной авиации и надводных боевых кораблей.
подводный крейсер проекта 667БД
Советские подводные кораблестроители упорно проводили модернизацию своих подводных крейсеров по мере совершенствования межконтинентальных ракет, что приводило к увеличению водоизмещения субмарины. Строить такие подводные лодки с новым индексом 667БДР уже мог только Северодвинский завод. Поэтому чтобы сохранить баланс сил между флотами в высшем военно-морском руководстве была разработана секретная операция по переводу подводных ракетоносцев с Севера на Тихий океан.
Конструкция
Проект имеет классическую для этого класса субмарин компоновку: двухвинтовая силовая установка, ракетные шахты за рубкой в специальном ограждении, выступающем из корпуса, горизонтальные рули размещены на рубке, торпедные аппараты — в носовой части.
Корпус
По сравнению с лодками проекта 667БДР, «Дельфин» имеет увеличенную высоту ограждения ракетных шахт, увеличенные длины носовой и кормовой оконечностей корабля, диаметр прочного корпуса, диаметр лёгкого корпуса в районе 1-3 отсеков. Прочный корпус и межотсечные переборки изготовлялись с применением стали, менее склонной к хрупкому разрушению. Поверхность корабля покрыта акустически-маскирующим материалом.
Движители
Были применены новые пятилопастные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Набегающий поток воды выравнивается специальным устройством.