«Варяг», 1900 — 1020 гг.
Бронепалубный крейсер построили по новейшему русско-американскому проекту в Филадельфии в паре с броненосцем «Ретвизан» в 1898-1900 гг.
В мае 1901 года крейсер пришёл в Кронштадт. В августе был отправлен в Порт-Артур, прошёл через Суэцкий канал и прибыл туда в феврале 1902 года.
В первый день войны «Варяг» вместе с канонеркой «Кореец» находились на базе в нейтральном Чемульпо вместе с кораблями США, Англии, Франции и Италии. Через месяц они были блокированы японской эскадрой из 14 кораблей. Япония потребовала от российаких кораблей уйти и оставить базу.
Наши моряки решили принять бой. В результате боя на «Варяге» и «Корейце» было убито 39 и ранено 73 человека в т.ч. командир «Варяга» В.Ф.Руднев. Экипажи взорвали канонерку и затопили крейсер.
Под обещание не участвовать в боях до конца войны моряки, кроме тяжело раненых, вернулись в Россию.
В августе 1905 года японцы подняли корабль и к 1907 году ввели в строй как учебный с именем «Сойя».
В знак уважения на корме было оставлено оригинальное название. Руднева Япония наградила орденом Восходящего солнца.
В 1-й Мировой Россия выкупила у Японии три захваченных 10 лет назад корабля, в т.ч. и «Варяг», вернув ему историческое имя.
В ноябре 1916 г. «Варяг» пришёл в Мурманск ко Флотилии Северного Ледовитого океана. В марте 1917 года крейсер отправили в Англию для капремонта.
После революции Англия реквизировала корабль за долги и в 1920 г. продала Германии на слом. По пути туда он затонул из-за шторма у берега в Ирландском море. Остатки корпуса взорвали в 1925 году, ч.б. не мешать судоходству.
6600 тонн, 129,6 / 15,9 / 6,0 м, 20 000 л.с. 24,5 узла, 6100 миль, 20/550 человек, 12 × 152-мм орудий, 12 × 75-мм, 12 малокалиберных, 2 пулемёта
6 торп. аппаратов, 2 метательных минных, 35 мин заграждения.
Автор фотографий — Максим Приданников («Pz.beob.wg») и «Сумрак» с форума airbase.ru
Крейсера на рубеже XIX—XX веков[править | править код]
К концу XIX века сложилось деление на броненосные и бронепалубные крейсера. Бронепалубные крейсера были менее защищёнными, по сравнению с броненосными, бронёй у них защищалась только палуба, а не борта. Дополнительную защиту бортов от снарядов обеспечивали «угольные ямы», составляющие часть корпуса, слой угля толщиной 2 фута являлся примерным эквивалентом 1 дюйма стальной брони.
В конце XIX века технические новации внедрялись так быстро, что новые крейсера вполне могли превосходить линейные корабли предыдущего поколения, построенные всего несколько лет назад. Так, например, американский «Великий Белый Флот» устарел спустя всего несколько лет после своего создания.
Проект «Орлан»
Тяжёлые атомные ракетные крейсеры проектов 1144 и 1144.2 (шифр «Орлан») строились в СССР и России в 1974‒1998 годах. Всего Военно-морскому флоту было сдано четыре таких корабля. Первые два («Киров» и «Адмирал Лазарев») вывели из боевого состава в 1990-е годы.
Третий корабль серии — «Адмирал Нахимов» (до 1992 года имел название «Калинин») — законсервировали в 1997 году. Летом 2013-го был подписан контракт на его капитальный ремонт с модернизацией на судостроительном заводе «Севмаш».
Обновлённый крейсер планируют сдать флоту в 2023 году. В результате модернизации он будет обладать совершенно новыми тактико-техническими характеристиками.
Алексей Рахманов
генеральный директор Объединённой судостроительной корпорации
Атомные крейсеры проектов 1144 и 1144.2 в составе российского флота
Над созданием крейсера «Пётр Великий» трудились долгих 12 лет. Он был заложен 25 апреля 1986 года на Балтийском судостроительном заводе под наименованием «Юрий Андропов» и спущен на воду спустя три года — 25 апреля 1989 года.
Вступил в состав Северного флота в 1998 году под наименованием «Пётр Великий». 18 апреля в торжественной обстановке на борту корабля был поднят Андреевский флаг.
В разные годы на борту корабля побывали президенты России Борис Ельцин, Дмитрий Медведев и Владимир Путин, а также президент Белоруссии Александр Лукашенко.
В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер своей гидроакустикой первым обнаружил место катастрофы атомной подлодки «Курск» в Баренцевом море. Затем на нём длительное время размещался штаб для оказания помощи. Также в задачи входила охрана района, обеспечение связи всех судов и координация действий. В августе 2001-го крейсер патрулировал акваторию во время подъёма лодки.
Указом президента РФ от 28 июля 2012 года «Пётр Великий» был награждён орденом Нахимова за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования. 10 января 2013 года Владимир Путин во время своего визита в Североморск лично вручил командиру крейсера орден Нахимова.
В настоящее время столь многофункциональный и разнопланово вооружённый корабль есть только у России. «Пётр Великий» прямых аналогов за рубежом никогда не имел: американские атомные крейсеры УРО (с управляемым ракетным оружием) типа Virginia Были выведены из состава флота в середине 1990-х годов в связи с высокой стоимостью и трудоёмкостью обслуживания атомных силовых установок («Вирджиния») по водоизмещению в 2,5 раза меньше. Первый в мире надводный боевой корабль с ядерной силовой установкой USS Long Beach Атомный ракетный крейсер США, выведен из состава флота в 1995 году
был также меньше в 1,5 раза Полное водоизмещение — 16 600 т.
Владимир Касатонов
командир корабля с 2000 по 2005 год, вице-адмирал
Корабль «Василий Быков»
Типы крейсеров этой серии предназначены для патрулирования экономической зоны, охраны территориальной водной границы, защиты от пиратских вторжений, экологического мониторинга, а также спасения и поиска пострадавших кораблей. Кроме того, этот крейсер способен выполнять следующие задачи:
- Охранять и сопровождать торговые или военные суда.
- Выполнять патрульную и спасательную миссию.
- Использоваться как средство медицинского обеспечения.
В ближайшие пять лет ожидается поступление 12 модификаций. Данный крейсер — это корабль, который назван в честь героя СССР, контр-адмирала В. Быкова.
Океанские крейсеры во Владивостоке
Владивостокский отряд крейсеров был официально образован 17 июня 1903 г. В случае войны с Японией основной целью отряда являлись действия на коммуникациях противника, нападение на порты и отвлечение на себя японских броненосных крейсеров с целью ослабления основных сил врага. К началу боевых действий в январе 1904 г. отряд состоял из 3 броненосных крейсеров «Россия» (флагман), «Громобой» и «Рюрик», бронепалубного крейсера 1-го ранга «Богатырь», вспомогательного крейсера «Лена» и 11 небольших номерных миноносцев.
Броненосные крейсеры Владивостокского отряда отличались неплохой мореходностью, большой автономностью и строились изначально как истребители вражеской торговли с возможностью длительного нахождения в океане. Недостатком серии крейсеров «Рюрик» — «Россия» — «Громобой» было неудачное размещение артиллерии главного калибра, состоявшее из 4 палубных 203-мм орудий. В случае эскадренного боя 3 русских крейсера могли вести огонь из 6 восьмидюймовок, то есть орудий одного борта. В то же время японские броненосные крейсера, имевшие также восьмидюймовые орудия главного калибра, расположенные в башнях, могли задействовать по одной цели все 4 орудия главного калибра. Этот фактор станет одной из причин неудачного для русского отряда боя в Японском море 1 августа 1904 г.
Схема действий Владивостокского отряда крейсеров. (commons.wikimedia.org)
Одновременно японские крейсеры имели преимущество в броневой защите и небольшое превосходство в скорости хода (на 2−3 узла), но проигрывали по крейсерским качествам и с трудом действовали при океанском волнении.
Ракетные крейсера[править | править код]
Крейсера США
С появлением к середине 50-х годов пригодных к использованию ЗРК начались работы по установке этих систем на боевые корабли. Первоначально ракетное оружие появилось на переоборудованных артиллерийских крейсерах. В 1955-56 годах были введены в строй два крейсера типа «Балтимор» на которых, за счёт снятия кормовых орудийных башен разместили две спаренные пусковые установки ЗРК «Терьер» (Terrier). В 1957-60 гг. под ракетные комплексы «Терьер» и «Тэйлос» (Talos) были переоборудованы четыре крейсера типа «Кливленд», а ещё три крейсера типа «Балтимор» получили комбинацию из ЗРК «Тэйлос» и «Тартар» (Tartar).
USS Columbus in 1965. Перестроенный крейсер типа «Балтимор», ставший ракетным крейсером типа «Олбани».
Первым американским ракетным крейсером специальной постройки стал «Лонг-Бич» (Long Beach) вступивший в строй в г., ставший также и первым в мире атомным крейсером.
Ввиду крайне высокой стоимости проект «Лонг-Бич» не получил развития. В 1960-70-х годах американский ВМФ предпочитал строить менее крупные крейсера. В 1962-64 гг. были введены в строй 9 кораблей типа «Леги»(Leahy). Атомный вариант этого проекта был назван «Бейбридж» (Bainbridge) и построен в единственном экземпляре. В 1964-67 гг. американский флот получил 9 несколько более крупных крейсеров типа «Белкнап» (Belknap). Этот тип имел свою атомную версию «Тракстан» (Truxtun), который также остался единственным. Впоследствии они были перевооружены ЗРК «Стандарт» (Standart) различных модификаций.
В 1974-75 гг. были построены два атомных крейсера типа «Калифорния» (California) и наконец в 1976-80 гг. закончены постройкой 4 атомных крейсера типа «Вирджиния» (Virginia). Эти серии изначально вооружались ЗРК «Стандарт». Основной задачей американских ракетных крейсеров того времени было обеспечение ПВО авианосных соединений. До 1980 г. эти корабли не имели противокорабельного ракетного оружия.
Следует отметить, что в силу особенностей национальной классификации все американские ракетные крейсера специальной постройки до 1975 г. числились фрегатами.
Крейсера европейских стран
Строительство ракетных крейсеров в европейских странах было крайне ограниченным. Франция в 1972 г. переоборудовала крейсер «Кольбер» в ракетный с установкой спаренной ПУ «Мазурка». Италия ввела в строй два крейсера типа «Андреа Дориа». В составе британского флота появилось 8 лёгких ракетных крейсеров типа «Каунти», но большинство источников классифицирует их как эсминцы.
Крейсера СССР
На развитие крейсерских сил советского ВМФ наложило большой отпечаток неприятие Н. С. Хрущёвым крупных надводных кораблей. Первой жертвой волюнтаристской политики стали недостроенные крейсера проекта 68-бис. Попытки руководства флота спасти 7 недостроенных крейсеров с помощью переоборудования их в ракетные по проектам , , и успеха не имели. Фактически был переоснащён в экспериментальных целях крейсер «Дзержинский», получивший одну спаренную ПУ ЗРК М-2 «Волхов-М». Что касается последних проектов «классических» крейсеров — лёгкого 84 и тяжёлого 66, то эти программы были остановлены ещё на стадии эскизного проектирования. Также было прекращено проектирование атомного крейсера проекта .
Таким образом, единственными советскими ракетными крейсерами специальной постройки в 60-х гг. стали 4 корабля типа «Грозный» (проект 58) заложенные как эсминцы. Кроме того в г. в ракетные крейсера были переклассифицированы БПК проекта (4 единицы), ввиду недостатков их противолодочного вооружения. Отметим, что западные военные эксперты причисляли к ракетным крейсерам БПК типов 1134-А и 1134-Б (всего 17 единиц).
Легкие крейсера для стесненных районов – шнявы
Интересно, что некоторые флоты строили малые парусные корабли, которые практически не встречались во флотах других государств. Так, Дания, Швеция, а вслед за ними и Россия в XVII—XVIII вв. строили шнявы — малые 12-18-пушечные, двух реже трехмачтовые с бригским вооружением быстроходные корабли, предназначенные для разведки, ближнего крейсерства, транспортных и посыльных целей, а также для борьбы с каперами и действий против корабельного и гребного флота в шхерах. Обладая малой осадкой и великолепной маневренностью, в русском флоте времен Северной войны 1700-1721 гг. шнявы зарекомендовали себя как поистине универсальные корабли, хотя первоначально, и бриги, создавались в качестве торговых судов. Шнявы, как правило, имели две мачты с прямым парусным вооружением, бушприт, стаксель и кливер. Зачастую ставилась третья, так называемая шняв-мачта, расположенная непосредственно за грот-мачтой.
Типичный английский 24-пушечный бриг рубежа XVII—XIX вв.
На ней поднимался трисель, именно это обстоятельство послужило причиной того, что в разных справочниках шнявы фигурируют и как двух-, и как трехмачтовые корабли. При этом часто забывается, что шняв-мачта была не обязательной и ее установка зависела от предпочтения конкретного командира корабля, ведь трисель на шняве можно было поднять и по-другому — просто зацепить специальным тросом (джек-шагом), к которому кольцами присоединялась нижняя часть паруса (шкаторина). В среднем шнявы имели водоизмещение до 150 т и экипаж в 80 человек. Корпус длиной 25-30 м при ширине 6-8 м обладал малой осадкой — до 3 м или чуть больше.
Рекомендуется к прочтению: Современные крейсера
Поскольку шнявы имели весьма полные обводы и развитую кормовую часть, была возможность довольно легко менять расположение грузов и тем самым влиять на осадку — в узкостях и шхерах бесценное свойство. При этом корабль оставался достаточно мощно вооруженным и комфортным для лиц начальствующего состава. Это обстоятельство, а также возможность легко устанавливать шняв-мачту или массивный кормовой флагшток, на котором, как правило, поднимали большие по площади штандарты, послужило причиной популярности данного типа корабля у адмиралов и монархов. Так, при Петре I шнява с названием «Мункер» (в переводе с голландского — «мое сердце») строилась и для Азовского флота, и для молодого Балтийского, оставаясь при этом любимым кораблем русского самодержца-реформатора. Следует отметить, что в обоих случаях это были 14-пушечные корабли, построенные, скорее всего, по одному проекту.
Американская бригантина «Уильям Дж. Ирвин». Построена в 1881 г. Г. Денни. XIX в.
Того, что простая двухмачтовая шнява сможет стать почти идеальным для балтийского театра легким крейсером и, что более важно, абсолютно универсальным военным парусным кораблем, видимо, не ожидали даже ее создатели и почитатели. Но куда большей неожиданностью для них стало свертывание программы строительства этих уникальных кораблей почти сразу же после смерти Петра Великого
Причин оказалось две: его преемники флот не жаловали и не стремились развивать его в том темпе и в таком количестве, как в эпоху Петра. Ну а когда властители наконец-то обратили свои взоры на флот, выяснилось, что разнообразные бригантины, а затем и чистые бриги да корветы функции шняв выполняют порой куда лучше. И этот класс прекратил свое существование в молодом русском флоте, хотя до конца знаменитого «манжетного» века их еще строила некогда могучая Швеция.
Крейсера в Первой Мировой войне[править | править код]
К началу Первой мировой войны крейсера занимали важное место в системе морских вооружений. На крейсерские силы возлагалось большое количество задач:. Нарушение неприятельских коммуникаций;
Нарушение неприятельских коммуникаций;
Борьба с вражескими рейдерами;
Ведение дальней разведки в интересах главных сил флота;
Поддержка лёгких сил;
Проведение торпедно-артиллерийских атак в ходе генерального сражения;
Блокадные действия;
Набеговые операции.
Наиболее крупными и современными крейсерскими силами обладали Великобритания в силу своей зависимости от морских коммуникаций и Германия, собиравшаяся эти коммуникации прервать
Вместе с тем, дредноутная гонка привела к ситуации при которой ряд солидных морских держав не мог уделить должное внимание строительству адекватных крейсерских сил
Крейсерские силы на начало Первой Мировой войны:
Великобритания:
Линейные крейсера — 10
Броненосные крейсера — 34
Лёгкие крейсера — 36
Бронепалубные крейсера — 22 (плюс около 40 старых).
Германия:
Линейные крейсера — 7,
Броненосные крейсера — 9,
Лёгкие крейсера — 6,
Бронепалубные крейсера — 33, (плюс 13 старых).
Франция:
Броненосные крейсера — 19,
Бронепалубные крейсера — 13,
Россия:
Броненосные крейсера — 6,
Бронепалубные крейсера — 8.
Италия:
Броненосные крейсера — 10,
Лёгкие крейсера — 3,
Бронепалубные крейсера — 9.
Австро-Венгрия:
Броненосные крейсера — 3,
Лёгкие крейсера — 3,
Бронепалубные крейсера — 7.
Япония:
Линейные крейсера — 2,
Броненосные крейсера — 13,
Лёгкие крейсера — 3,
Бронепалубные крейсера — 10.
Турция:
Бронепалубные крейсера — 2.
США:
Броненосные крейсера — 12,
Лёгкие крейсера — 6,
Бронепалубные крейсера — 16.
Будучи относительно многочисленными и гораздо менее ценными боевыми единицами, нежели дредноуты, крейсера активно использовались всеми воюющими сторонами. К числу наиболее ярких крейсерских сражений Первой Мировой можно отнести бои у мыса Коронель, Фолклендских островов, Гельголандской бухты, Доггер-банки.
HMS Repulse in 1919
В последних трёх отлично проявили себя английские линейные крейсера. Однако в Ютландском сражении 1916 г. они понесли тяжёлые потери в силу конструктивных недостатков и неграмотной тактики, после чего доверие к этому типу кораблей резко упало.
В качестве блокадных сил английские крейсера показали себя вполне успешно. Германские крейсера не смогли, несмотря на отдельные успехи, нарушить британские коммуникации и их полезность свелась к отвлечению некоторых сил противника с главного ТВД.
Массовое строительство крейсеров в годы войны вели лишь Великобритания и Германия. Британский флот за годы войны пополнился 4 линейными и 42 лёгкими крейсерами, немецкий — 12 лёгкими и 2 бронепалубными. В остальных странах крейсерские силы увеличились незначительно: Япония построили 2 линейных крейсера, Австро-Венгрия — 1 бронепалубный. В России перед войной заложили 4 линейных крейсера типа «Измаил» и 8 лёгких типа «Светлана», но не успели достроить ни одного.
Минные заградители и специализированные крейсеры
Минные заградители получили наибольшее распространение во Франции и Великобритании. Например, английские корабли этого типа были вооружены универсальной артиллерией, а легкобронированные французские суда были способны поднимать на борт до двухсот мин.
Военно-морские силы других участников войны не строили специальных крейсеров, становившихся минными заградителями. Однако они часто предусматривали вероятность перевозки большого количества мин на корабле в случае необходимости.
С 1930-х годов некоторыми странами начали использоваться специализированные крейсеры, которые в результате стали именоваться крейсерами противовоздушной обороны. Их строили на базе небольших бронированных судов, которые были способны противостоять бомбардировщикам, выступали в качестве лидера эсминцев. Например, в Великобритании такими кораблями были крейсеры типа «Дидо», а на американском континенте — типа «Атланта».
Эксперты отмечают, что этот принципиально новый класс себя все-таки не оправдал. Он был слаб для морского боя с серьезным противником, при этом не показал себя в качестве эффективного оплота флотской противовоздушной обороны. Британским кораблям этого типа не хватало скорости наводки и огневой мощи, а американские испытывали постоянные трудности с надежностью систем управления.
Крейсерский состав флотов мира на 2007 г[править | править код]
Современный крейсер — дорогостоящий продукт кораблестроительных, ракетных и электронных технологий. Позволить себе корабль такого типа могут лишь немногие государства. Значительными крейсерскими силами располагают только две страны — США и Россия. Крейсера остальных держав построены в 50—60-х гг. ХХ века и уже устарели.
Крейсера флотов мира на 2007 г.:
- США — 22 крейсера УРО типа «Тиконденрога»,
- Россия — 2 атомных крейсера УРО типа 1144 (Орлан) и 1 на консервации, 3 крейсера УРО типа 1164,
- Перу — 1 крейсер-вертолетоносец «Адмирал Грау» (Admiral Grau) типа «Де Рейтер»,
- Франция — 1 крейсер-вертолетоносец типа «Jeanne d’Ark» (используется как учебный).
Кроме того, из-за все больше увеличивающейся размытости современной классификации боевых кораблей под определение «крейсер» подпадают корабли, официально классифицируемые по-другому.
Так, например, в настоящий момент некоторыми зарубежными источниками «крейсерами» именуются:
Эсминцы типа «Сарыч» (проект 956) Россия — 10 единиц (2006 г.)
Эсминцы типа «Адмирал Чабаненко» (проект 1155.1) Россия — 1 единица (2006 г.)
Эсминцы типа «Дели» Индия — 5 единиц. (2006 г.)
и т. д. Это связано с тем, что, например, первые два типа официально классифицируются как корабли первого ранга.
В современных ВМС России термин «крейсер» в силу сохранившейся со времен ВМФ Советского Союза классификации также применяется к авианесущим кораблям и атомным ударным подводным лодкам.
Пункты базирования
В разные годы ВМФ СССР зарубежными пунктами материально-технического обеспечения (ПМТО ВМФ СССР):
- Порккала Удд, Финляндия (1944–1956);
- Влера, Албания (1955-1962);
- Сурабая, Индонезия (1962);
- Бербера, Сомали (1964–1977);
- Нокра, Эфиопия (1977–1991);
- Виктория, Сейшельские острова. (1984-1990);
- Камрань, Вьетнам (1979-2002)
И это лишь малая часть системы базирования советского флота – ВМФ СССР успел «засветиться» во множестве других мест:
- Военно-морская база (ВМБ) Сьенфуэгос и узел связи ВМФ «Прибой» в местечке Эль-Габриэль, Куба);
- Росток, ГДР;
- Сплит и Тиват, Югославия;
- Свиноустье, Польша;
- Ходейда, Йемен;
- Александрия и Марса-Матрух, Египет;
- Триполи и Тобрук, Ливия;
- Луанда, Ангола;
- Конакри, Гвинея;
- Бизерта и Сфакс, Тунис;
- Тартус и Латакия, Сирия;
- Учебный полигон морской пехоты на о. Сокотра в Аравийском море, Йемен.
Кроме этого ВМФ СССР использовал станции прослушивания в Польше (Свиноустье), Германии (Росток), Финляндии (Порккала-Удд), Сомали (Бербера), Вьетнаме (Камрань), Сирии (Тартус), Йемене (Ходейда), Эфиопии (Нокра), Египте и Ливии.
Интересные факты
История крейсеров показывает, что эти суда востребованы на флоте уже несколько столетий. Современные корабли могут выполнять разнообразные военные задачи, а также оказывать существенную помощь по ликвидации катастроф и аварий.
Российский флот, невзирая на все трудности, остается на ведущих позициях среди ВМС мировых держав. Планируется создание новейших судов, обладающих самыми высокими характеристиками. Многие параметры проектов держатся в секрете. Однако известно, что в разработке находятся несколько модификаций. Среди них:
- Сторожевые судна для дальних морских просторов (проект № 11356).
- Новейшие фрегаты для Черного моря.
- Эсминец «Лидер».
- Авианосец по проекту КГНЦ МВМС-2013.
Все разработки оснащены оборудованием и вооружением последнего поколения, могут на равных конкурировать с самыми известными зарубежными аналогами.
Первые паровые крейсера[править | править код]
В 1860—1870-х гг появился новый тип кораблей — быстроходные парусно-винтовые рейдеры. Наиболее известным кораблем того времени является корабль флота конфедератов «Алабама», построенный в Англии винтовой военный шлюп. С 1862 по 1864 им было захвачено более 60 судов, потоплен корабль флота США «Гаттерас» (канонерская лодка). 11 июня 1864 года в ходе битвы у французского порта Шербур «Алабама» была потоплена кораблем флота США «Кирсардж».
Тогда же появились первые броненосцы — корабли, защищенные железной бронёй.
Из-за того, что у первых броненосцев была одна орудийная палуба, их классифицировали как броненосные фрегаты, не смотря на то, что они были тактически сильнее деревянных линейных кораблей. К 1870-м гг быстрое развитие судостроения позволило создавать быстроходные броненосные суда, предназначенные для самостоятельного рейдерского плавания и патрулирования. Эти суда переняли у предшественников название — их стали называть броненосными крейсерами, а их ещё более бронированные собратья переняли у деревянных предшественников название «линейный корабль». До 1890-х гг броненосные крейсера обычно обладали помимо парового двигателя ещё и парусами, что позволяло им действовать вдали от своих угольных станций.
В России первыми крейсерами этого типа стали построенные в Архангельске винтовые клипера «Разбойник», «Джигит», «Пластун», «Стрелок», «Опричник» и «Наездник» (1855—1857) и броненосный крейсер «Генерал-адмирал» (1873).
Современные крейсера[править | править код]
Американские крейсера
Новейшими на сегодняшний день крейсерами ВМФ США являются корабли типа «Тикондерога»(Ticonderoga). Головной в серии из 27 единиц вступил в строй в г. став первым кораблём оснащённым многофункциональной системой оружия «Иджис» (Aegis), резко повысившей возможности ПВО и ПРО. Начиная с шестого корабля серии «Банкер Хилл» (Bunker Hill) крейсера получили установки вертикального пуска Mk41 для ракет «Стандарт», «Томагавк» (Tomahawk) и ASROC на 122 единицы оружия.
USS Port Royal (CG-73), ракетный крейсер типа Тикондерога
Крейсера участвовали в операциях против Ирака (1991, 2003) и Югославии (1999) в качестве кораблей ракетно-артиллерийской поддержки. В 90-е годы первые пять кораблей серии выведены из боевого состава флота. Оставшиеся 22 единицы начиная с 2006 г. проходят модернизацию, включающую приспособление кораблей к новым зенитным ракетам, замену артиллерии и электронного оборудования.
Предположительно с 2016—2019 г. эти крейсера будут заменяться 19-24 новыми кораблями CG(X), созданными на базе проекта Zumwalt DD(X). В настоящей момент проект находится на стадии исследований.
Советские/Российские крейсера
Своеобразной визитной карточкой советского ВМФ в последний период его существования стали тяжёлые атомные ракетные крейсера типа «Киров» (проект 1144 «Орлан»). Головной корабль вступил в строй в 1980 г. В 1984 и 1989 к нему добавились ещё два, последний из заложенных кораблей вступил в строй уже после распада СССР под именем «Петра Великого». Это самые крупные надводные боевые корабли (кроме авианосцев)построенные после Второй Мировой войны, что дало повод западным экспертам именовать их линейными крейсерами. На крейсерах представлена практически вся номенклатура современного морского вооружения выпускавшегося советским ВПК, в силу чего все корабле серии существенно различаются между собой по боевым системам.
На г. единственным действующим крейсером этого типа оставался «Пётр Великий». Крейсер «Адмирал Нахимов» находится на ремонте, окончание которого намечено на г., «Адмирал Лазарев» законсервирован и его возвращение в строй представляется маловероятным.
По поводу кораблей проекта «Орлан» существуют различные мнения, от восторженных до резко критических:
Тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 1144.2 «Петр Великий».
Было также возобновлено строительство ракетных крейсеров с газотурбинной силовой установкой. Предполагалось построить 6 единиц проекта 1164. С по гг. в состав флота вошли три корабля типа «Слава». Четвёртый корабль серии «Адмирал Лобов» в г. при 75 % готовности перешёл в собственность Украины, переименован в «Галитчину», затем в «Украину», остаётся недостроенным. Попытки продать крейсер успеха не имели. Оставшиеся два корабля не закладывались.
Основным назначением этих крейсеров стала борьба с авианосными соединениями НАТО с помощью противокорабельных ракет «Базальт» в силу чего они именовались «убийцами авианосцев». В качестве основного зенитного вооружения крейсера получили ЗРК «Форт».
«Золотой век» крейсеров
К началу Русско-японской войны крейсеры имелись во флотах практически всех морских держав мира. Морские сражения этого конфликта стали веским доводом в пользу концепции линейного крейсера — быстроходного корабля, лишь немного уступающего линкору по вооружению и бронированию. Считалось, что такие крейсеры смогут принять участие и в сражениях линкоров.
Американские тяжелые крейсеры проекта «Нортгемптон» в битве против японской авиации
Корабли типа «Шарнхорст» представляли собой самые мощные броненосные крейсеры Германии времен Первой мировой войны. Полное водоизмещение этих гигантов составляло 12 780 т. На вооружении имелось 8 орудий внушительного калибра — 210 мм, плюс 6 пушек калибра 150 мм, 18 пушек калибра 88 мм и 4 однотрубных 450-мм торпедных аппарата.
К началу Первой мировой войны на всех флотах числилось 27 линейных крейсеров, количество крейсеров 1-го и 2-го ранга достигало 200 единиц и еще более 50 таких кораблей находились в постройке.
Однако концепция линейных крейсеров в этой войне в целом себя не оправдала. В Ютландском сражении 1916 г. погибли 3 английских и 1 германский линейный крейсер. Против линкоров эти суда не имели «аргументов». В то же время менее крупные крейсеры 1-го и 2-го рангов действовали достаточно эффективно, а русский крейсер 1-го ранга «Аврора» даже вошел во всемирную историю как корабль, подавший сигнал к началу революции в России.
Русский крейсер «Аврора»
Германский крейсер «Шарнхорст» времен Первой мировой войны
Опыт войны был учтен при разработке послевоенных кораблей. Линейные крейсеры исчезли как класс. В Японии все 4 имевшихся корабля этого класса переделали в линкоры, а неоконченные корабли достраивали уже в качестве авианосцев. Так же поступили и в Англии.
Германия лишилась кораблей этого класса по условиям Версальского договора, так что к началу Второй мировой войны линейные крейсеры были только в составе ВМФ Англии. Их боевая карьера закончилась по-разному: построенный в 1918 г. «Худ» взорвался 24 мая 1941 г. во время боя с германским линкором «Бисмарк», «Репалз» был потоплен японской авиацией 8 декабря 1941 г., а однотипный «Ренаун» сразу после войны пошел на слом.
Артиллерия крейсера в виде спаренной установки могла вести огонь, в том числе и по самолетам
Главный калибр крейсера Киров — трехорудийные башни калибра 180 мм
Открытые орудийные установки ставились на крейсеры до появления полностью закрытых башен
На развитие крейсеров 1-го и 2-го ранга значительное влияние оказали заключенные морскими державами в 1922 г. в Вашингтоне и в 1930 г. в Лондоне соглашения о морских вооружениях. Для крейсеров был установлен предел водоизмещения — 10 000 т, калибр орудий не должен был превышать 203 мм.
Схожие характеристики имели американские тяжелые крейсеры проекта «Нортгемптон» водоизмещением 9050 т. Головной крейсер вступил в строй в 1930 г., после чего было построено еще 2 крейсера — «Хьюстон» и «Луисвиль». Двигательная установка имела мощность 107 000 л. с. Вооружение составляло девять 200-мм орудий в 3 башнях, а также восемь 130-мм пушек, девять 530-мм торпедных аппаратов и несколько десятков зенитных установок.
Типичными легкими крейсерами того времени были 6 советских крейсеров проектов 26 и 26-бис. Построенный в 1938 г. по проекту 26 крейсер «Киров» отличался сильным вооружением: девять 180-мм и шесть 100-мм пушек, 16 зенитных автоматов и 2 трехтрубных торпедных аппарата. Энергетическая установка мощностью 113 000 л. с. обеспечивала скорость хода до 35 узлов.
Советский крейсер «Киров»
В морских сражениях Второй мировой войны тяжелые и легкие крейсеры обычно действовали в составе корабельных соединений, эскортировали конвои транспортных и десантных судов, проводили
Исторические моменты
Понятие «крейсер» в широкое пользование вошло в семнадцатом столетии. Под этим термином в те времена подразумевали автономно действующее плавательное средство. Название больше было направлено на определение предназначения корабля, нежели его устройство. Сами по себе судна были небольшими, обладали быстроходностью и маневренностью. Они использовались для разведки, передачи информации, индивидуального действия в охране территорий и боевых конфликтов.
Уже в 18-м веке крейсер – это фрегат, который наряду с компактными габаритами обладает высокой скоростью. На нем размещается артиллерийское оружие. Также к этой категории относят корветы, бриги, шлюпы и еще некоторые модификации плавательных средств.
Эпоха парусов[править | править код]
Термин «крейсер» впервые стал широко использоваться в XVII столетии.
Тогда под «крейсером» подразумевали независимо действующий корабль. Название «крейсер» подразумевало скорее предназначение корабля, чем его класс. Крейсерами обычно были некрупные мореходные, но относительно быстрые суда. В XVII веке линейные корабли обычно были слишком большими, неповоротливыми и дорогостоящими, чтобы посылать их в длительное плавание, например, к другим континентам, и они были слишком стратегически важными, чтобы рисковать ими в патрульных миссиях. Поэтому для крейсерских целей (разведки, передачи донесений, прерывания вражеских морских коммуникаций, охоты на торговые суда и одиночных действий в отрыве от основных сил и на удаленных театрах военных действий) использовались меньшие пор размерениям корабли.
В течение XVIII столетия основными кораблями, используемыми в качестве крейсеров, становятся фрегаты — относительно небольшие быстрые и маневренные корабли, оснащенные для дальних походов, со сравнительно слабым вооружением, размещенным на только одной орудийной палубе. Кроме фрегатов в качестве крейсеров использовались шлюпы, а также ряд других типов судов.