Яхта

Что делать, если яхта попала в шторм?

Если уже очевидно, что придется идти под парусом в шторм, действовать нужно оперативно и без паники. Обычно, благодаря прогнозу и наблюдению за обстановкой, можно заранее узнать о приближении шторма.

До того, как придет сильный порыв ветра и большая волна, вам нужно успеть сделать очень много, а время ограничено. Самое главное, как капитан, вы должны сохранять спокойствие и хладнокровие. Если вы находитесь на лодке в качестве матроса, четко соблюдайте команды и ответственно отнеситесь Подготовка к штормованию судна.

Взаимодействие с экипажем:

  1. Проанализируйте ситуацию, оцените состояние яхты, прогноз погоды, уровень подготовки экипажа, чтобы выбрать правильную тактику штормования.
  2. Проведите инструктаж, распределите обязанности, чтобы все действовали быстро и слаженно. Члены экипажа должны понимать, что происходит и что каждый из них должен делать.
  3. Попросите всех надеть непромокаемую одежду и спасательные жилеты. Приготовьте страховочные пояса для тех, кто будет работать на палубе. Если нужно, заранее объясните, как правильно пристегиваться.
  4. Предложите заранее принять средства от укачивания тем, кто страдает морской болезнью.
  5. Убедитесь, что все помнят, где лежат сигнальные огни, огнетушители и аптечка.
  6. Поручите заранее позаботиться о питании и напитках. Неизвестно, как долго придется бороться со штормом, а силы понадобятся. Готовить еду на парусной яхте в шторм — задача трудновыполнимая, так что лучше сделать это, пока позволяют условия. Можно распределить порционные пайки с закусками. Если есть время и свободные повара — пусть приготовят горячую пищу и разольют по термосам и термокружкам.

Работы в трюме:

  1. Проверьте, чтобы все иллюминаторы и люки на лодке были герметично задраены, а двери закрыты.
  2. Отметьте координаты яхты на карте, курс, заполните судовой журнал.
  3. Подготовьте штормовые паруса так, чтобы их можно было легко достать в любой нужный момент.
  4. Все вещи, предметы, продукты должны быть убраны по местам и надежно закреплены. Особенно бьющиеся и тяжелые предметы.
  5. Посмотрите, чтобы ходовые огни, якорный и топовый огонь исправно работали.
  6. Упакуйте спички в пакет или полиэтиленовую пленку.
  7. Заранее положите белые сигнальные ракеты в непромокаемую сумку или пакет. Они могут понадобиться, если придется предупреждать в темноте другое судно о сближении.
  8. Если в каюты попадают брызги или вода — покройте койки какой-нибудь клеенкой или хотя бы переверните матрасы, чтобы не пришлось спать на мокром.
  9. Закройте все внешние отверстия, включая топливный кран.
  10. Убедитесь, что трюмные насосы для откачки воды работают.

Действия на палубе:

  1. Проследите, чтобы все крепления парусника были надежно зафиксированы, в том числе якорь, тузик, трап, плот.
  2. Сливные отверстия кокпита должны быть открыты.
  3. Закройте или заткните выхлопную трубу.
  4. Проверьте, чтобы никакие лишние предметы, включая инструменты, не валялись на палубе.
  5. Надежно захлопните все ящики кокпита, а все самое необходимое держите под рукой.
  6. Заранее подготовьте плавучие якоря и буксировочные тросы, чтобы не тратить потом на это время.

Чем тщательнее вы подготовитесь, тем проще будет управлять судном в шторм.

Порядок швартовки

При подходе к причалу проверяют состояние тросов и проворачивают швартовые механизмы на холостом ходу. За борт вывешивают кранцы с промежутком до двух метров между ними. Они предохранят от удара о причал или борта других судов. Возможна швартовка лагом, то есть бортом, или кормой к причалу. Носом яхты швартуются только в силу необходимости в необорудованных для этого местах.

Заход в марину и швартовка требуют опыта. Если шкипер чувствует, что может не справиться, то лучше воспользоваться услугой харбор-мастера, отвечающего за безопасность операций. Береговой матрос принимает брошенные тросы и накидывает их на береговые кнехты. После чего включают швартовые лебедки на судне, и оно подтягивается к причалу. Со временем начинающие яхтсмены приобретают необходимые навыки и справляются со швартовкой самостоятельно.

Общее устройство корпуса маломерного моторного судна

Несмотря на разнообразие маломерных судов, их корпуса устроены, в основном, из одних и тех же элементов:

Как уже упоминалось выше, корпус судна состоит из набора и обшивки. Набор состоит из продольных и поперечных связей, которые служат основанием для обшивки, придают корпусу необходимую форму и обеспечивают его прочность.

Для продольной прочности корпуса судна в нижнюю часть набора укладывается продольный брус — киль , заканчивающийся в носовой части вертикальным брусом — форштевнем , а в кормовой части — ахтерштевнем. Штевни соединяются с килем с помощью книц на латунных болтах. На маломерных моторных судах к ахтерштевню заподлицо врезана транцевая доска (транец) . Параллельно транцу, ближе к носу, установлена кормовая переборка , которая совместно с транцем образует моторную нишу . На киль и форштевень накладывается металлическая полоса — оковка, предохраняющая судно от повреждения при швартовке.

Поперечной прочностью и надежностью набора корпуса судна служат шпангоуты , которые крепятся к килю по всей длине судна с обеих сторон. Шпангоуты могут быть выполнены из цельного бруса, но могут быть и составными (из двух частей, как на рисунке). В этом случае нижняя часть шпангоута (со стороны днища) называется флор-тимберсом, верхняя часть шпангоута (со стороны бортов) — топ-тимберсом. Флор-тимберсы соединены между собой флорой.

Поверх шпангоутов накладывается кильсон — съемная доска, которая соединена с килем латунными болтами. Верхние концы шпангоутов соединяются двумя изогнутыми по форме борта судна привальными брусьями, которые в свою очередь врезаны в форштевень и соединены с ним и между собой брештуком — мощной стальной кницей с деревянной накладкой. Кормовые концы привальных брусьев скреплены кницей с транцевой доской. Привальный брус, также как и киль, придает судну продольную прочность и надежность набора.

Верхние части шпангоутов соединены бимсами , которые служат опорой для карлингсов на которые укладывается настил палубы . В местах, где в палубе выполнены различные вырезы (кокпит, рубка и т.д.) , опорой для палубы являются полубимсы . Полубимсы наружным концом опираются на шпангоуты, а внутренним — на вертикальные стойки, называемые пиллерсами.

Для установки бортовой (наружной) обшивки и днища к шпангоутам крепятся стрингеры . По периметру настила палубы установлен планширь , который уплотняет соединение палубной и бортовой обшивки и предохраняет корпус судна от попадания воды сверху. Снизу планширя с наружной стороны бортов укрепляется полукруглый (в сечении) бортик, который защищает борта шлюпки от ударов при швартовке. Расширенный в носовой части буртик (чаще на моторных лодках, яхтах и катерах) называется бархоутом.

В настиле палубы выделяют среднюю часть (средняя доска), которая располагается от форштевня к ахтерштевню, и называется мидельвейсом. Элемент палубы в виде бруса, расположенный у самого борта называется ватервейсом, служит для предохранения судна от попадания в него воды.

По типу крепления наружной обшивки корпуса судна к набору корпуса различают: вгладь, клинкерную, диагональную (чаще для деревянной обшивки) и композитную (чаще для металлической и пластиковой обшивки).

Другие суда поморов

Раньшина — Однопалубное судно морского и речного плавания. Имела две мачты. Парусное вооружение прямое, но в XVIII веке на передней мачте поморы стали ставить треугольный парус. По большей части это судно было исследовательское или торговое. Имела на днище особые полозья, и на ней ходили весной, перетаскивая через льдины.

Холмогорский карбас на дореволюционной открытке

Карбас — парусно-гребные суда поморов и русских промышленников-первопроходцев. Приспособлены к плаванию под парусами или на веслах. В зависимости от места постройки и назначения карбасы назывались поморский, холмогорский, весновальный, приморский и облас. Размеры карбаса: длина до 12 м, ширина до 2 м, высота корпуса до 1,5 м, осадка до 0,7 м. Груза поднимали до 500 пудов и более. Материалом для строительства служили сосновый и частично еловый лес.

Лодка-осиновка — небольшая лодка длиной до 5 м, шириной до 1 м, осадкой до 0,5 м, высота борта 0,5–0,8. Грузоподъемность — 350 кг.

Строилась преимущественно из осины, реже — из сосны или ели. Ствол растущего осинового дерева распирали деревянными клиньями в течение трех-пяти лет. После этого дерево срубали, а полученную выемку расширяли выдалбливанием или выжиганием. Затем заготовку вымачивали, распаривали и распирали деревянными распорками. Перед спуском на воду корпус смолился изнутри и снаружи. Осиновка несла на себе от двух до четырех пар гребных весел и одно рулевое весло. Иногда ее оснащали мачтой с парусом. Носовая и кормовая конечности такой лодки делались заостренными, днище снабжалось деревянными полозьями, борта наращивались из досок внакрой для увеличения вместимости.

Онежские рыболовные соймы. 1905 г. Фото И. А. Никольского.

Сойма — эту лодку древние новгородцы использовали в качестве грузового судна. У соймы шитый вицей корпус и заваленные назад штевни (штевень — толстый вертикальный брус, который составлял основание кормы или носа корабля). Это было нужно для устойчивости: на мелководных озерах образуется крутая волна, а рыбацкие соймы во время завода неводов находились очень близко друг к другу. Заваленный назад штевень не давал лодкам зацепиться друг за друга при навале одного судна на другое. Длиной соймы бывали от 6 до 12 м. Самые крупные имели палубу и садок для живой рыбы. Быстрые на ходу под парусами, легкие на веслах, хорошо лавировавшие и способные двигаться круто к ветру, соймы ходили из Новгорода к Белому морю за «рыбьим зубом», преодолевали речные пороги и высокие волны, легко переволакивались через водоразделы.

Шитик — плоскодонное парусно-гребное транспортное судно поморов, части корпуса которого были сшиты ремнями или виней (прутьями можжевельника и ели). Длина 10–15 м, ширина до 4 м, грузоподъемность 15–24 тонн. Шитик имел одну мачту с прямым парусом, весла и навесной руль. Доски обшивки судна крепили к набору и сшивали друг с другом жгутами из мочала или вицей. Парус и оснастку выделывали из шкур. В средней части судна располагался навес для защиты груза от дождя, в корме — кубрик для команды.

Среди поморских судов называют еще лодки-корели, лодки-двинянки, шебеки, кочмары, ушкуи и другие.

Как устроена парусная яхта?

Основными частями такого судна являются:

1. Корпус.
2. Паруса.
3. Перо руля.
4. Плавник (киль).

Корпус состоит из бортов, транца и палубы. Борта – боковые части корпуса (левый и правый), спереди соединяются под острым углом, образуя нос, сзади скреплены с помощью транца. Последний нередко сделан так, чтобы выполнять еще какие-то дополнительные функции. Например, транец удобно использовать в качестве площадки для купания.

Сверху корпус покрыт палубой, предотвращающей попадание воды во внутренние помещения судна. Над палубой имеется надстройка – рубка. На круизных судах она достигает больших размеров и нередко заполняет собой практически всю палубу. Устройство спортивных яхт в этом отношении имеет существенное отличие. Рубка для спортсмена не играет решающей роли. Напротив, она придает судну лишний вес и увеличивает сопротивление ветру. Поэтому на спортивных судах такого типа рубка, как правило, очень маленькая.
С помощью перегородок корпус поделен на отсеки: жилые (для нужд экипажа) и нежилые (для различного оборудования).

Паруса – основная (а иногда и единственная) движущая сила корабля. Круизные парусные суда, как правило, имеют дополнительно запасной двигатель внутреннего сгорания, который позволяет продолжать движение даже в отсутствие ветра. Устройство спортивной яхты, напротив, обычно не предусматривает подобной роскоши.

Паруса бывают нескольких разновидностей. В обычных условиях корабль плавает под основными парусами. В случае если ветер усиливается и начинается шторм, их следует поменять на штормовые (они меньше обычных и прочнее). Для соревнований используют дополнительные паруса. Они позволяют более эффективно ловить попутный ветер, значительно увеличивая скорость судна.
Паруса устанавливаются на суда с помощью специальной системы балок, называемой рангоут. К ней относят мачты, реи, гик, гафели и др. Управляют парусами с помощью снастей, ими же скрепляют рангоут. Система снастей имеет свое название – такелаж.

Киль прикреплен к подводной части корпуса по центральной линии, обладает немалым весом. Плавник (он же киль) – важная часть яхты. Его функция заключается в стабилизации и придании устойчивости судну. Благодаря килю яхта не опрокидывается, а боковой дрейф судна практически полностью сводится на нет.

Однако не все суда снабжены стационарным тяжелым килем. Плавник может быть легким и при необходимости прятаться в корпус. Такие кили получили название шверты.

Перо руля – плоскость, как и киль, крепящаяся к подводной части корпуса. Однако в отличие от плавника, перо руля подвижно и имеет возможность поворачиваться, повинуясь движениям штурвала. Это необходимо, чтобы предотвратить отклонение яхты от основного курса.

Особенности современных яхт

Любая яхта состоит из корпуса, где находятся экипаж, место для отдыха, различные предметы, и вооружения, то есть паруса и все что с ними связано. Несмотря на одинаковую основу, современные яхты бывают разных размеров и видов. Здесь учитываются разные факторы:

Место плавания. В море или океане большая лодка будет передвигаться быстрее. В непогоду она будет более устойчивой. Но в узких речках она просто не пройдёт. В таких случаях нужно небольшое судно. Конструкция должна быть очень компактной, чтобы проплывать в самых труднодоступных местах.
Назначение

Если вы планируете отдых с семьёй, то лучше обратить внимание на комфорт и безопасность. Спортивные регаты требуют скоростных лодок

Ну а если вы решили отправиться в кругосветное путешествие, то неправильный выбор яхты может обернуться большой проблемой.

Гонки чайных клиперов

Состоятельные англичане платили большие деньги за свежий чай, поэтому американские чайные клиперы на этих рейсах заработали целое состояние! Однако их гегемония продолжалась недолго. С первого же парусного клипера, пришедшего с грузом в британский порт, «сняли мерки», и вскоре легендарные парусники стали строить на английских и шотландских верфях. Здесь были спущены на воду знаменитые Ариэль, Тайпин, Титания, Фермопилы и Катти Сарк — единственный чайный клипер, дошедший до наших дней.

Вскоре доставка чая превратилась в азартное мероприятие — ежегодные гонки чайных клиперов. В началу сезона сбора чая парусники приплывали к побережью Китая. Как только товар оказывался в трюмах, чайные клиперы отправлялись в настоящую регату, занимавшую 80–100 дней. Первому кораблю, пришедшему с грузом в Британию, предлагалось щедрое дополнительное вознаграждение.

Гонка клиперов Ариэль и Тайпин

Гонки чайных клиперов стартовали в 1859 году и продолжались вплоть до 1872 года. Ежегодно в них принимали участие с десяток кораблей. Достаточно быстро в Британии развился огромный тотализатор, принимающий ставки на результаты регаты. По популярности эти морские гонки превзошли даже традиционный для Англии конный спорт. Благодаря быстроходным парусникам люди вмиг проигрывали целые состояния или могли запросто разбогатеть.

Сами регаты чайных клиперов были необычайно захватывающие, а некоторые проигрыши — крайне драматичны. Например, в Большой чайной гонке 1866 года, где участвовали 16 парусников, победил клипер Ариэль, а его ближайший преследователь Тайпин зашел в порт всего на 10 минут позже. К слову, знаменитый Катти Сарк в гонках показывал себя не лучшим образом: его наивысшим результатом стало третье место в 1871 году.

Клипер Катти Сарк

Таблица 1. Конструктивные элементы малых крейсерских яхт

Швертбот класса «М» весьма популярен в нашей стране. Сотни швертботов, переделанных любителями из гоночных в крейсерские, стали неплохими судами для походов по внутренним водным путям. Используя старый корпус швертбота как кондуктор, а в качестве материала для нового швертбота стеклоцемент, пластмассу или шпон, можно построить яхту без затраты больших усилий. Высоту борта целесообразно увеличить на ~200 мм, что, помимо улучшения мореходных качеств, даст большую высоту каюты. Парусность должна быть несколько уменьшена до 15-18 м², так как рубка и дополнительное оборудование повышают центр тяжести и ухудшают остойчивость швертбота, а условия работы команды отличаются от ее работы на гонках.

В случае, если вы захотите построить швертбот с размерениями, отличными от класса «М», постарайтесь выдержать отношение длины к ширине Lmax/B=2,5-3,3, ширины по КВЛ к осадке В/Т=6-11, а коэффициент общей полноты взять в пределах δ=0,28-0,35. Водоизмещение будет зависеть от материала и конструкции корпуса. Для нормальной конструкции — обшивка из досок или реек — параметр относительной длины L/D1/3=5-6,2; для облегченной конструкции — из шпона, пластмассы или с диагональной обшивкой L/D1/3=6-8. Поскольку остойчивость швертбота зависит от его ширины, площадь парусности определяется по безразмерной характеристике √S/B равной 2-2,5. Высоту надводного борта каютного швертбота следует принимать не ниже 0,10L. Свесы швертботов не принято делать большими; форштевень и транец обычно почти вертикальны.

Компромиссы озерно-речного плавания по обводам корпуса не имеют принципиальных отличий от швертботов, за исключением несколько меньшей ширины и наличия фальшкиля. Соотношения главных размерений Lmax/B=2,7-3,2; B/T=2,5-4,0. Вес фальшкиля составляет 27-33% водоизмещения; относительная длина 4,5-6,0. Компромиссы морского плавания имеют обводы, напоминающие обводы килевых яхт. Длина свесов достигает 13-35% длины по палубе; коэффициент общей полноты равен 0,20-0,30, а относительная парусность √S/3√D находится в пределах 3,8-5,2.

Килевые яхты имеют еще более острые обводы; их остойчивость определяется весом и глубиной расположения фальшкиля. Осадка килевой яхты составляет 0,052-0,058L, а вес фальшкиля 32-40% водоизмещения D. При обычной конструкции L/D1/3=4,0-5,0, а при облегченной L/D1/3=5,0-5,2. В последнем случае вес балласта больше и может достигать 45% D. Длина по палубе Lmax=1,20-1,45 L; минимальный надводный борт принимается равным 8-10% L, Отношение длины к ширине Lmax/B=2,8-3,5; коэффициент полноты δ=0,18-0,26; параметр √S/3√D=4-5.

Приведенные зависимости и данные табл. 1 позволяют даже при отсутствии близкого прототипа правильно выбрать главные размерения. Естественно, что наличие прототипа существенно облегчит работу и позволит полнее учесть влияние тех или иных изменений, внесенных в проект.

При использовании приведенных данных не следует по всем элементам принимать крайние значения; необходимо оценивать влияние каждого параметра на обеспечение мореходных качеств и создание удобства внутреннего расположения… дальше>>>

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Подписывайтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Классификация

По парусному вооружению

  • Корабль (фрегат) — это судно, несущее три мачты, на всех — прямые паруса, а на бизани дополнительно косой парус.
  • Барк — три мачты, первые две — прямые паруса, третья — косые.
  • Бриг — две мачты, обе с прямыми парусами, но на бизани дополнительно косой парус.
  • Шхуна (сюда же относятся баркетины, бригантины и т.д.) — это судно, у которой не менее, чем две мачты несут косые паруса.
  • Полуторамачтовые суда (кечи, иолы и т.д.) — суда, у которых грот- и бизань мачта практически соединены друг с другом.
  • Одномачтовые суда (тендеры и т.д.) — как следует из названия — суда с одной мачтой.

По типу парусов

По типу парусного вооружения выделяют следующие типы судов:

  1. Суда с прямым парусным вооружением — имеют прямые паруса на всех мачтах;
  2. Суда со смешанным парусным вооружением — имеют как прямые, так и косые паруса на мачтах;
  3. Суда с косым парусным вооружением — имеют косые паруса на всех мачтах.

Разделение — условно, так как возможны сочетания прямых и косых парусов у всех типов.

По форме корпуса или носа

Эта классификация использовалась в переходный период 16-17 веков, и ко времени века парусов являлась анохранизмом, однако использовалась, в том числе и англичанами.

  • Флейт — это парусный корабль с тремя мачтами и двумя ярусами парусов, у которого борта завалены вовнутрь (сделано это было намеренно, так как в голландских портах пошлину платили исходя из ширины палубы судна).
  • Куттер (катер) — малое одно- или двухмачтовое судно с прямым носом (от слова cut — резать)
  • Клипер — корабль с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (анг. clip) обводами корпуса.

Поэтому все эти гукоры, паташи, тьялки, шебеки и т.д. — это либо местные названия, либо корабли по форме корпуса или носа.

По назначению или использованию

Линейный корабль — это трехмачтовое военное судно с прямым парусным вооружением, несущее не менее 40-50 орудий. Обычно его орудия располагались на двух или трех деках (палубах), расположенных друг над другом. На нижнем деке размещали самые тяжелые, крупнокалиберные орудия, на верхнем — легкие пушки.

Фрегат — трехмачтовое военное судно с прямым парусным вооружением с одной батарейной палубой. Обычно фрегат это корабль, предназначенный для дальней разведки или крейсерских действий, вооруженный довольно большим количеством мелких пушек (иногда до 48) с экипажем не менее 200 человек.

Шлюп — в британском Королевском Флоте XVIII — середины XIX вв. Предназначался для разведывательной, дозорной и посыльной службы. Британские шлюпы эпохи паруса отличались друг от друга размерами, числом мачт, парусным вооружением, артиллерией и численностью команд. Аналоги трехмачтовых шлюпов с корабельным вооружением на верхней палубе во французском флоте назывались «корветами». Подобные корабли, захваченные британцами в ходе англо-французских войн, именовались в английском флоте так же, как и во французском — корветами.

Авизо — малый корабль, предназначенный для разведывательной или почтовой службы.

Пакетбот — корабль предназначенный для почтовой службы, разница его с авизо в том, что пакетботы совершали регулярные рейсы, скажем из Данцига в Петербург и обратно.

Брандер — корабль, нагруженный легкогорючими либо взрывчатыми веществами, используемый для поджога и уничтожения вражеских кораблей.

Парусное вооружение чартерной яхты

Немного разобравшись с устройством корпуса яхты, перейдем к самому важному — парусному вооружению. Основные его части — это, как ни странно, паруса, а также рангоут и такелаж

Яхта не всегда передвигается при помощи парусов. Бывает безветренная погода, низкие пролеты под мостами, например, путешествуя по Французским каналам и рекам Германии, акватории, где нельзя использовать паруса, в том числе и при заходе в марины. Для таких случаев парусные яхты оборудованы дизельными или бензиновыми двигателями.

Паруса бывают основные, дополнительные и штормовые. На одномачтовой прогулочной яхте паруса устанавливают вида «Бермудский шлюп». Это треугольные паруса, которые изначально использовали в акватории Бермудских островов. Начиная с ХХ века активно применяют на прогулочных и спортивных яхтах и катамаранах.

Рангоут — это все то, на чем крепятся паруса. К нему относятся:

  • мачта с кра́спицами,
  • гик,
  • спина́кер-гик.

Мачта — это вертикальная высокая конструкция, которая крепится к корпусу на специальной подушке, именуемой степсом. Верх мачты называется топ, низ — шпор. Гик — горизонтальная балка, прикрепленная одним концом (пяткой) к мачте. Конструкция крепления пятки гика при помощи вертлюга позволяет гику ходить вправо-влево, вверх-вниз. Спинакер-гик — это рангоут, только для спинакера — специального легкого и большого паруса.

Такелаж — это все снасти, которые предназначены для крепления рангоута и управления парусами. Такелаж подразделяют на стоячий и бегучий. Стоячий поддерживает рангоут, а бегучий управляет и регулирует паруса. Также используется для установки флагов или сигналов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: