Сообщение про каравеллу 7 класс

Галеоны

Перебирая старинные виды боевых кораблей, нельзя не вспомнить о Великой Армаде, соперничавшей с Британским флотом в XVI столетии. Главной единицей этой грозной силы был испанский галеон. Сравниться по совершенству с ним не могло ни одно парусное судно того времени. По своей сути это усовершенствованная каравелла, с уменьшенной надстройкой бака (тот самый «задранный нос» практически исчез) и удлиненным корпусом. В результате старинные испанские судостроители добились повышения устойчивости, снижения сопротивления волнам и, как следствие, увеличения скорости. Маневренность также улучшилась. Другие виды военных кораблей XVI столетия выглядели рядом с галеоном более короткими и слишком высокими (это был недостаток, в такую цель легче попасть). Очертания юта (кормовой надстройки) приобрели прямоугольную форму, а условия экипажа стали комфортнее. Именно на галеонах появились первые гальюны (уборные), отсюда и происхождение этого слова.

Водоизмещение этих «линкоров XVI века» колебалось от 500 до 2 тыс. тонн. Они, наконец, были очень красивыми, их украшали искусной резьбой, а нос венчала величественная скульптура.

История

Судно из Матаро, средневековая модель судна, которое иногда причисляют к караккам, около 1450 г.

Возвращение Изабеллы королевы Англии во Францию. Миниатюра «Больших французских хроник» работы Жана Фуке. 1455—1460 гг.

Отправление Генриха VIII из Дувра для встречи с Франциском I на «Поле золотой парчи» (1520). 1540 г.

Каракки впервые появились в XIV веке в Португалии и предназначались для океанских плаваний в Атлантическом океане. Позже распространились в Испании, Венеции, а затем в Англии, Франции и Турции.

В XV—XVI веках каракка была крупнейшим парусным судном Европы.

За этот период были построены сотни каракк. Ниже упомянуты корабли, наиболее интересные с точки зрения конструкции и технологий.

Н. П. Боголюбов об упоминаниях каракк в XIV веке пишет следующее:

В 1418 году по заказу короля Англии Генриха V было спущено на воду крупнейшее судно тех времён, каракка «Грейс Дью». Длина его была 60 метров, ширина — 15, водоизмещение по разным оценкам — от 1400 до 2750 тонн, экипаж 250 человек.

Обшивка была сделана внакрой (кромка на кромку), в результате чего корабль оказался неудачным — его корпусу недоставало жёсткости. Англичане тогда ещё не использовали сравнительно новую технологию обшивки вгладь, хотя она уже давно была известна на Средиземноморье.

В XV веке ещё не было корабельной артиллерии, суда не имели пушечных портов вдоль борта. Поэтому вооружение этого большого корабля составляли только 3 пушки.

«Грейс Дью» не пришлось принять участие в походах и сражениях. Свой век оно завершило в 1439 году, сгорев от удара молнии. В 2004 году были проведены археологические исследования останков этой каракки.

В 1462 году первый раз упоминается построенная во Франции каракка водоизмещением 800 тонн «Пьер из Ла-Рошели» (фр. Pierre de la Rochelle) (позже более известна под названием «Петер из Данцига» (нем. Peter von Danzig) — первое крупное судно на Балтийском море, обшивка которого сделана по технологии вгладь.

Предположительно в 1500 году на каракке «Ле Шарант», построенной для короля Людовика XII, французский судостроитель Дешарж впервые применил пушечные порты.

В 1501 году для похода на принадлежавший туркам остров Митилену супруга Людовика XII герцогиня Анна Бретонская снарядила за свой счёт военный флот, во главе которого поставила принадлежавшую ей крупную каракку «Кордельера».

В 1511 году в Англии спущена на воду боевая каракка «Мэри Роуз» — длиной по ватерлинии 38,5 метров и водоизмещением 500 тонн.

В 1512 году в Шотландии спущена на воду каракка «Михаил  (англ.) (рус.» (также известная как «Великий Михаил») — длиной 73,2 метра и водоизмещением 1000 тонн, которая стала крупнейшим кораблём своего времени.

В ответ на это англичане в 1514 году спустили на воду ещё одну большую каракку — «Генри Грейс э’Дью» (фр. Henry Grace à Dieu — «Генрих милостью Божьей»), также известную как «Большой Гарри» (англ. Great Harry) — длиной 50 метров и водоизмещением 1000 тонн. Её вооружение составляли 43 пушки и 141 лёгкое поворотное орудие наподобие ручной кулеврины.

Английские каракки XVI века из «свитка Энтони  (англ.) (рус.» — первого реестра английского флота 1540-х годов:

«Понси»

(англ. «Pauncy»)

«Мэри Роуз»

(англ. «Mary Rose»)

«Питер Помигрэнит»

(англ. «Peter Pomegranate»)

«Генри Грейс э’Дью»

(фр. «Henry Grace à Dieu»)

В 1522 году в Ницце была спущена на воду каракка для флота Ордена госпитальеров «Святая Анна». Вся подводная часть корпуса корабля и два из шести поясов выше ватерлинии были обшиты листами свинца. Одни историки считают, что «Святая Анна», таким образом, была первым броненосцем, другие полагают, что это было сделано в целях повышения водонепроницаемости корабля.

На корабле была кузница с тремя оружейными мастерами, печи и ветряная мельница для выпечки на борту хлеба и столовые. Также на корабле был сад из цветов. Каракка «Святая Анна» могла вместить, помимо моряков, 500 человек десанта.

В XVI веке, как эволюция каракки, появился галеон (впервые упоминается в 1535 году), который постепенно вытеснил этот тип корабля.

Однако замещение каракк новым типом судов было постепенным. Так, каракки, наряду с галеонами, входили в состав испанской Непобедимой армады в 1588 году. А португальские каракки ходили в Ост-Индию ещё в начале XVII века (португальская каракка «Санта Катарина» была захвачена голландской эскадрой в 1603 году).

Знаменитые казармы

  • Санта Мария, в котором Христофор Колумб совершил свое первое путешествие в Америку в 1492 году.
  • Сан-Габриэль, флагман Васко да Гама во время португальской экспедиции 1497 года из Европы в Индию, обогнув Африку.
  • Флор-ду-Мар или же Флор-де-ла-Мар, как его называли, прослужил более девяти лет в Индийский океан, тонущий в 1512 г. Афонсу де Альбукерке после завоевание Малакки с огромной добычей, что делает его одним из легендарных потерянных сокровищ.
  • Виктория, первый корабль в истории, совершивший кругосветное плавание (с 1519 по 1522 год), и единственный оставшийся в живых из Экспедиция Магеллана для Испании.
  • La Dauphine, Верраццано Корабль для исследования атлантического побережья Северной Америки в 1524 году.
  • Гранд Эрмин, в котором Жак Картье сначала прошел Река Святого Лаврентия в 1535 году. Первое европейское судно, прошедшее по этой реке мимо Персидского залива.
  • Санту-Антониу, или же Святой Антоний, личная собственность короля Иоанн III Португалии, разрушенный Gunwalloe Залив в 1527 году, спасение груза которого едва не привело к войне между Англией и Португалией.
  • Великий Майкл, шотландский корабль, в свое время самый большой в Европе.
  • Мэри Роуз, Анри Грас а Дьё и Питер Гранат, построенный во время правления Генрих VIII — Такие английские военные казармы часто называли великие корабли.
  • Грейс Дье, по заказу Генрих V Англии. Один из самых больших кораблей в мире того времени.
  • Санта-Катарина-ду-Монте-Синай, военный корабль, построенный в Индия португальским
  • Санта Анна, особенно современный дизайн, созданный по заказу Рыцари-госпитальеры в 1522 году и иногда провозглашался первым броненосным кораблем.
  • Иисус из Любека, зафрахтованный группе купцов в 1563 г. Королева Елизавета. Иисус из Любека стал вовлечен в атлантическую работорговлю под Джон Хокинс.
  • Madre de Deus, который был захвачен Королевский флот выключенный Остров Флорес. Построенный в Лиссабоне в 1589 году, он был одним из крупнейших кораблей в мире. Она была захвачена англичанами в 1592 году с чрезвычайно ценным грузом из Ост-Индия это до сих пор считается вторым по величине сокровищем из когда-либо захваченных.
  • Синко Шагас Предполагалось, что это был самый большой и самый богатый корабль, который когда-либо плыл в Индию и обратно, он взорвался и затонул в Действия Файала в 1594 г.
  • Санта-Катарина, Португальская каррака, захваченная Голландская Ост-Индская компания выключенный Сингапур в 1603 г.
  • Носа-Сеньора-да-Граса, Португальский каррак затонул в результате японской атаки недалеко от Нагасаки в 1610 году.
  • Питер фон Данциг, корабль Ганзейский союз в 1460-1470-е гг.
  • Ла Гран Карракка, корабль Орден Святого Иоанна во время их правления Мальта.

Литература

The Age of the Galley: Mediterranean Oared Vessels since Pre-Classical Times, ed. John Morrison (London: Conway Maritime Press, 1995).Cogs, Caravels and Galleons: The Sailing Ship, 1000-1650, ed. Richard W. Unger (London: Conway Maritime Press,1994).Crumlin-Pedersen, Ole, The Skuldelev Ships, Acta Archaeologica 38 (1967), 73-174.A History of Seafaring Based on Underwater Archaeology, ed. George F. Bass (London: Thames and Hudson, 1972).Pryor, John H., The Transportation of Horses by Sea during the Era of the Crusades: Eighth Century to 1285 a.d., Mariner’s Mirror 68 (1982), 9-27, 103-125.The Naval Architecture of Crusader Transport Ships: A Reconstruction of Some Archetypes for Round­-Hulled Sailing Ships, Mariner’s Mirror 70 (1984),171-219, 275-292, 363-386.Geography, Technology, and War: Studies in the Maritime History of the Mediterranean, 649-1571 (Cambridge: Cambridge University Press, 1988).The Naval Architecture of Crusader Transport Ships and Horse Transports Revisited, Mariner’s Mirror 76 (1990), 255-273.The Galleys of Charles I of Anjou, King of Sicily: ca. 1269-84, Studies in Medieval and Renaissance History 14 (1993), 33-103.Serce Limant: An Eleventh-Century Shipwreck, vol. 1: The Ship and Its Anchorage, Crew, and Passengers, ed. George F. Bass et al. (College Station: Texas A&M University Press, 2004).Steffy, John R., Wooden Ship Building and the Interpretation of Shipwrecks (College Station: Texas A&M University Press, 1994).Unger, Richard W., The Ship in the Medieval Economy, 600-1600 (London: Croom Hill, 1980). Warships and Cargo Ships in Medieval Europe, Technology and Culture 22 (1981), 233-252.Yasst Ada, vol. 1: A Seventh-Century Byzantine Shipwreck, ed. George F. Bass and Frederick H. van Doorninck, Jr. (College Station: Texas A&M University Press, 1982).

Марс

    Раньше на парусных судах с прямыми парусами марс имел вид круглой корзины. Около середины XVIII в. марсы начинают делать почти прямоугольными, закругленной была лишь носовая часть. Трехмачтовые суда несли по три марса, которые называли по принадлежности к той или иной мачте: на фок-мачте был фор-марс, на грот-мачте — грот-марс и на бизань-мачте — крюйс-марс.

Рис. 1. Детали марса:

1 — нижняя мачта (колонна); 2 — чиксы; 3 — лонг-салинги; 4 — краспицы; 5 — собачьи дыры; 6 — марс; 7 — топ мачты; 8 — эзельгофт; 9 — стеньга.

Рис. 2. Соединение стеньги с брам-стеньгой:

1 — стеньга; 2 — чиксы; 3 — лонг-салинги; 4 — краспицы; 5 — брам-стеньга; 6 — эзельгофт; 7 — брам-ванты; 8 — швиц-сорвень-строп.

Все стеньги между собой тоже соединялись при помощи салингов и эзельгофтов, но меньших размеров.

 Эзельгофт представляет собой деревянную обойму с двумя отверстиями: квадратным, в который вставляется топ нижней мачты, и круглое в которое пропускается последующая стеньга. Салинги и эзельгофты, в зависимости от их принадлежности к той или иной мачте, носят названия: фор-салинг, фор-брам-салинг, эзельгофт мачтовый, фор-стень-эзельгофт, крюйс-стень-эзельгофт, бушпритный эзельгофт (соединяющий бушприт с утлегарем) и т.д.

Каравеллы

«Она прошла как каравелла…» — поется в известной эстрадной песенке. Невредно изучить виды парусных кораблей, перед тем, как сочинять тексты к будущим хитам. Комплимент получился несколько двусмысленным. Не каждая девушка захочет быть сравненной с грузоподъемным, крупным и довольно тяжелым судном. К тому же у каравеллы нос высоко задран, в чем также можно углядеть нежелательный намек.

Впрочем, в основном у этого типа, безусловно, хорошие мореходные свойства. Знаменит он более всего тем, что Колумб совершил свою экспедицию к берегам Нового Света именно на трех каравеллах («Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья»). Внешне их можно отличить по упомянутым приподнятым бакам (носовым надстройкам), а также по парусной оснастке. Мачты три, фок с прямыми, а остальные — с латинскими (косыми) парусами.

Назначение — дальние морские и трансокеанские походы.

От слова «каравелла» морфологически происходит русское слово «корабль». Оно дало название и знаменитому французскому пассажирскому авиалайнеру, очень красивому.

Строение парусного корабля

Парусный корабль представляет собой конструкцию, состоящую из корпуса (или нескольких корпусов), где размещают снаряжение, запасы, команду.

Горизонтальная площадка называется палубой. Передняя часть корпуса – нос, задняя – корма, боковые ограничения – левый и правый борт, нижняя подводная часть – киль.

Также основными элементами являются:

  • рангоут (мачты с реями, гафелями, стеньгами, гиком, бушпритом),
  • такелаж – стоячий, бегучий (различные веревочные, стальные канаты, цепи),
  • паруса (косые, прямые).

Гафель – это наклонная под углом к мачте рея, к нему крепится косой парус в виде трапеции, а гик – горизонтальная нижняя рея. Стеньга крепится на мачту, являясь ее продолжением.

Бушпритом моряки называют деревянный брус, который является продолжением носа и располагается под небольшим углом к морской поверхности, на него крепят косые паруса.

Стоячий такелаж, как можно сделать вывод из его названия, неподвижен. Такие такелажные снасти прочно крепят мачты и стеньги, их делят на:

  • ванты и фордуны, расположенные по бокам (похожи на веревочные лестницы),
  • штаги, которые крепят мачты спереди,
  • бакштаги, закрепляющие бушприт.

Бегущий такелаж в закрепленном состоянии неподвижен, но когда надо выполнить работу по управлению судном, он может перемещать снасти в пространстве.

Выделяют такие виды такелажа:

  • галс (крепит угол паруса к палубе, бушприту, гику),
  • шкот (управляет парусным снаряжением),
  • фал (поднимает парус),
  • брас (предназначен для того, чтобы повернуть рею в плоскости, параллельной палубе).

Классификация парусов основывается на нескольких критериях. По форме существуют прямоугольные, треугольные, трапециевидные.

По расположению – поперек корпуса или вдоль – прямые (грот, марсель, брамсель) и косые (стаксель, кливер – тот и другой добавочный), нижний парус и верхний (нижний фор-марсель, верхний фор-марсель).

Основные виды парусного вооружения изображены на фото.

Еще выделяют латинские паруса – треугольной формы, которые крепятся длинной стороной к рею, наклоненному относительно мачты под углом примерно 45-55 градусов.

Каждая снасть кроме общего, группового названия имеет еще дополнительное, которое указывает, к какому элементу рангоута или паруса она относится. Так, стеньга первой мачты – это фок-стеньга, шкот на парусе стаксель – это стаксель-шкот.

Парусное вооружение

 Совокупность всех парусов корабля называют парусным вооружением. Все парусные суда по типу их парусного вооружения делят на суда с прямым, косым и смешанным вооружением.

Прямым или корабельным называют парусное вооружение, в котором прямые паруса являются основными, а косые вспомогательными. Классическим образцом прямого парусного вооружения являлись линейные корабли, имеющие три мачты, и военные корабли меньших размеров — фрегаты, корветы и бриги.

Косым называют вооружение, в котором основными являются косые паруса. К ним относятся шхуны, тендеры, кечи, иолы, яхты.

К судам  смешанного вооружения относятся баркентины и бригантины.

Рис. Парусное вооружение корабля:

I — бом-кливер; II — кливер; III — фор-стеньги-стаксель; IV — фор-стаксель; V — фок — нижний прямоугольный парус на фок-мачте; VI — фор-марсель — второй снизу прямой парус, расположенный на фор-стеньге; VII — фор-брамсель — третий парус расположенный на фор-брам-стеньге; VIII — фор-бом-брамсель — четвертый прямой парус, расположенный на фор-бом-брам-стеньге; IX — грот-стаксель; X — грот-стеньги-стаксель; XI — грот-брам-стаксель; XII — грот — нижний прямоугольный парус на грот-мачте; XIII — грот-марсель; XIV — грот-брамсель; XV — грот-бом-брамсель; XVI — апсель — косой парус между грот- и бизань-мачтами; XVII — крюйсель — прямой парус; XVIII — крюйс-брамсель; XIX — крюйс-бом-брамсель; XX — бизань — нижний косой парус (косая бизань).

Прямые паруса.

 Прямые паруса имеют четырехугольную, прямоугольную или трапециевидную форму и своей верхней стороной крепятся к реям. Такие паруса устанавливают поперек судна. Нижняя часть паруса обычно несколько изогнута кверху. С помощью шкотов и галсов ее прикрепляют к нижележащему рею или к палубе судна. Повороты прямых парусов в нужное положение относительно ветра производят вместе с реями при помощи снастей, называемых брасами и закрепленных на ноках реев. Прямые паруса именуют по реям, к которым они прикреплены. 

 Паруса фок, грот и бизань называют нижними парусами, а остальные (марсели, брамсели и бом-брамсели) — верхними.

 С ростом водоизмещения кораблей, мощности и количества артиллерии на них увеличивалась и площадь парусного вооружения. К примеру, в начальный период петровского кораблестроения (конец XVII века) корабли несли на фок- и грот-мачтах только по два прямых паруса, в начале XVIII века их ставили уже по три, а с конца XVIII века и первой половины XIX века — по четыре на трех мачтах. На чайных клиперах и барках количество прямых парусов достигало 6-7 на каждой мачте.

  В петровские времена и вплоть до конца XVIII века в носу корабля (на бушприте) поднимали еще два прямых паруса — нижний блинд и бом-блинд. Нижний блинд располагали под бушпритом на блинда-рее, а бом-блинд на бом-блинда-рее, установленном на стеньге бушприта. С конца XVIII века эти паруса не ставят, а вместо них между фок-мачтой и удлиненным бушпритом (с помощью утлегаря и бом-утлегаря) стаои поднимать треугольные косые паруса — кливеры и стаксели.

К прямым парусам относятся и добавочные паруса — лиселя, которые добавляют к основным прямым парусам при попутном ветре. Ставят их по сторонам основных прямых парусов на особых рангоутных деревьях — лисель-спиртах, выдыигаемых с реев. Лиселя ставили только на фок- и грот-мачтах.

Рис. Лиселя с левого борта:

I — ундер-лисель; II — марса-лисель;  III — брам-лисель; 1 — выстрел; 2 — реек ундер-лиселя; 3 — марса-лисель-спирт; 4 — реек марса-лиселя; 5 — брам-лисель-спирт; 6 -реек брам-лиселя.

Рис. Детали прямых парусов:

а — нижний парус; б — верхний парус; 1- ликтрос; 2 — верхняя шкаторина; 3 — подшивка; 4 — боковые шкаторины; 5 — нижняя шкаторина; 6 — ванты; 7 — боуты; 8 — риф-сезни; 9 — риф-кренгельсы; 10 — кренгельсы риф-талей; 11 — кренгельсы шпрюйта буленей; 12-13 — угловые кренгельсы; 14 — кренгельсы из троса; 15 — кренгельсы с коушем.

Рис. Крепление прямого паруса к рею:

а — в XIX веке; б — в XVII веке; в — наложение шлагов вокруг рея; 1 — рей; 2 — верхняя шкаторина паруса; 3 — леер рея; 4 — люверсы; 5 — реванты; 6 — ноковый кренгельс; 7 — бензель нокового кренгельса; 8 — ликтрос.

Каракка и каравелла — что это?

Корабль Христофора Колумба «Санта-Мария» был типа карака. Так назывались 3-4-мачтовые парусники, распространенные в 15-16 веках. Примечательно, что в Европе они были самыми крупными на тот момент. Как правило, на таких кораблях свободно размещалось от пятисот до полутора тысяч человек. Учитывая, что весь экипаж трех кораблей Колумба составлял сто человек, «Санта-Мария», вероятно, была маленькой караккой.

Остальные корабли Колумба (их имена «Нинья» и «Пинта») были каравеллами. Это 2-3-мачтовые корабли, распространенные в одни и те же годы. В отличие от карака, они менее подходили для длительных походов. При этом они отличались повышенной маневренностью, а также были легкими и дешевыми, поэтому вскоре незаслуженно вытеснили громоздкие каракки.

«Пинта»

Точных данных о внешнем виде и технических характеристиках этого корабля в истории не сохранилось.

Известно только, что корабль Колумба «Пинта» был самой большой каравеллой в первой экспедиции великого путешественника. Однако по неизвестным причинам после гибели «Санта-Марии» руководитель рейса не выбрал ее своим флагманом. Скорее всего, это был владелец и капитан корабля — Мартина Алонсо Пинсоне. Фактически, во время поездки он неоднократно оспаривал решения Колумба. Вероятно, великий мореплаватель опасался восстания и поэтому выбрал корабль, на котором капитаном был брат Мартина, более гибкого Висенте.

интересно отметить, что именно моряк Пинты первым увидел землю Нового Света».

известно, что корабли возвращались домой отдельно. Более того, капитан «Пинты» приложил все усилия, чтобы его корабль первым прибыл в Испанию, надеясь сам сообщить хорошие новости. Но из-за шторма я опоздал всего на пару часов.

Путешествия Колумба

Всего великий мореплаватель совершил четыре путешествия из Европы в Америку. Все изготовлены в период с 1492 по 1504 год.

Во время первой экспедиции Колумба его сопровождало около сотни человек на трех кораблях. Полный путь туда и обратно занял около семи с половиной месяцев. Во время этой экспедиции моряки открыли острова Куба, Гаити и Багамы в Карибском море. Открытые Колумбом земли долгие годы назывались Западной Индией. Интересно, что некоторые исследователи утверждают, что целью экспедиции Колумба была не Индия, а Япония.

Со временем из-за различных споров открытые земли перестали принадлежать только испанской короне и были разделены между европейскими морскими державами.

Пока Христофор был в третьей экспедиции, Васко да Гама проложил путь в Индию, положив тем самым клеймо обманщика на репутацию Колумба. После этого закованного в цепи мореплавателя отправили домой, и он хотел, чтобы его судили, но богатые испанцы, уже хорошо заработавшие на открытых землях, защитили Колумба и добились его освобождения.

Пытаясь доказать свою правоту, штурман отправился в четвертую экспедицию, в ходе которой наконец достиг самого американского континента.

В последние годы своей жизни Христофор Колумб пытался вернуть себе дворянский титул, предоставленный ему королевской четой испанских монархов, а также привилегии на открытых землях. Однако ему так и не удалось это сделать. После его смерти останки первооткрывателя несколько раз хоронили, поэтому сейчас существует несколько вероятных могил Христофора Колумба.

Парусные корабли

Раннее средневековье

Knarr

Кнарр, родственник драккара, был типом грузового судна, используемого викингами. Он отличался от длинного корабля тем, что был больше и почти полностью полагался на свой квадратный парус для движения.

Высокое средневековье

Cog

Cogs были одномачтовыми сосудами клинкерной постройки с крутыми стенками и плоским дном

Хотя название «винтик» было записано еще в 9 веке, морское судно с таким названием, похоже, появилось на фризском побережье в 12 веке. Винтики постепенно вытесняли корабли типа викингов в северных водах в 13 веке. Неизвестно, почему это произошло, но винтики могли нести больше груза, чем кнарр того же размера. Их плоское дно позволило им расположиться ровно в гавани, облегчая погрузку и разгрузку. Их высокие борта затрудняли абордаж в морском бою, что, возможно, делало их более безопасными от пиратов.

Винтики также использовались в качестве военных транспортов и военных кораблей, оснащенных башнями на носу и на корме.

Шестерня традиционно достигла Средиземного моря в 1304 году. Это привело к средиземноморскому варианту, коча.

Халк

Халк (др.) впервые упоминается в 10 веке, когда его отличают от киля (др.-англ. ceol), корабля в традиции килевого длинного корабля, такого как кнарр. Несмотря на то, что корпус был изготовлен из клинкера, отличительной особенностью корпуса было то, что у него не было форштевня, кормы или глубокого киля, а его дно было плоским, как зубчатое колесо. На ранних изображениях туши видно, что они сильно загнуты вверх на стволе и корме.

Халки продолжали упоминаться в употреблении в средние века и в 16 веке, когда это особенно ассоциировалось с Балтикой и Ганзейский союз. Эти поздние остовы могли быть такими же большими, как современные большие корабли. Иисус Любекский 1544 года был судном водоизмещением 700 тонн, таким же, как Мэри Роуз. Однако неизвестно, насколько более поздние средневековые громады были похожи на своих предков. Есть некоторые свидетельства гибридизации с зубчатой ​​формой, показывающей как остов, так и постконструкция. Другие предположили, что поздние скитальцы были частично построены из резных фигур.

Позднее средневековье

Каравелла

Каравелла была Корабль, разработанный португальцами и использовавшийся с 15 века для путешествий по исследованию океана. В отличие от longship и cog, он использовал метод построения carvel. Это могло быть либо квадратное оснащение и латинское оснащение (Caravela Redonda), либо только латиновое оснащение (Caravela Latina). Самыми известными примерами каравелл были Niña и Pinta.

Carrack

Santa MaríaХристофора Колумба.

carrack был типом корабля, изобретенным в южной Европе в 15 веке и особенно развитым в Португалии в том же веке. Судно было больше каравеллы. Корабль Колумба, Санта-Мария, был известным образцом гусей. Корабли, которыми командовал Васко да Гама как Сан-Габриэль, с шестью парусами, бушпритом, фоком, бизаньем, шприцем и двумя марселями, уже имели полные характеристики и дизайн типичный каррак.

Малые суда

Ряд меньших судов упоминается в английских источниках позднего средневековья, некоторые из которых продолжались до 16 века и позже.

Hoy

Хой возник во Фландрии в 15 веке.. Одномачтовое судно массой 25-80 тонн использовало каботажное судно или на коротких морских путях, а также лихтер. Этот тип развивался в XVI и XVII веках, окончательно исчезнув только в начале XIX века.

Picard

Впервые зарегистрированный в 1320-х годах, пикард был одномачтовым судном от 10 до 40 лет. тонн, используемых в основном в качестве вспомогательного судна для рыболовных флотилий, доставляющего домой их улов и переправы, или в качестве лихтера, загружаясь с судов, стоящих на якоре, и выгружая их на пляжи или мелкие ручьи. Широко распространенный тип, используемый в Шотландии, на всем английском побережье и в Ирландии.

Новоделы (полноразмерные копии) известных каракк

  • «Санта-Мария» 1893 года для Всемирной выставки в Чикаго.
  • «Санта-Мария» 1929 года, построена в Кадисе для выставки в Севилье. Эта реплика разрушилась в 1945 году.
  • «Санта-Мария» 1951 года, копия погибшего второго новодела. Изготовлена в Валенсии для съёмки фильма «Заря Америки». В 1952 году судно перешло в Барселону, где и находится по настоящее время, открытое для посещения туристов.
  • «Виктория» 1992 года, участвовала во Всемирной выставке–2005 в Нагое, Япония.
  • «Виктория» 2011 года, построена в Чили к празднованию 200-летия страны в честь первых европейцев, ступивших на этот континент. Поиск достоверных планов «Виктории» занял 3 года, с 2006 по 2009, строительство ещё 2 года. Реплика была открыта как музей в октябре 2011 года в Пунта-Аренас.
  • «Большой Горностай» 1967 года, присутствовала на Всемирной выставке–1967 как плавучий ресторан. После выставки реплика была перевезена в Квебек, где три десятилетия была выставлена в городском парке, пришла в плохое состояние и была разобрана.

Литература

Балакин С. А., Масляев Ю. Л. Парусные корабли. — М.: «Аванта+», 2003. — 184 с.: ил. — (Самые красивые и знаменитые). — ISBN 5-94623-111-1.

Боголюбов Н. П. История корабля. — Том I. — М., 1879.

Винтер Генрих. Суда Колумба 1492 г. — Л.: Судостроение, 1975.

Волковский Д. Н., Задоя И. А., Прокофьев А. М. и др. Боевые корабли мира. Иллюстрированная энциклопедия. — СПб.: Полигон, 1995. — 576 с.: ил. — (300-летию Российского флота посвящается). — ISBN 5-86617-014-0.

Гуляш Штефан. Парусники / Пер. со словац. В. Кошкина. — Мн.: Лильт, 1996. — 224 с.: ил. — (Малая энциклопедия). — ISBN 985-6301-01-7.

Джорджетти Франко. Самые знаменитые парусные суда. История парусников с древности до наших дней. — М.: ООО Изд-во «АСТ»; Астрель, 2011. — 304 с.: ил. — (Фотоискусство). — ISBN 5-17-015241-8.

Дыгало В. А., Аверьянов М. История корабля. — Вып. 2. — М., 1989

(данный источник, несмотря на то, что является классическим, содержит очень много ошибок, поэтому использовать его надо с большой осторожностью)

Дыгало В. А. Парусники мира. — М.: Восточный горизонт, 2002. — Ч

1—2. — 96+96 с. — ISBN 5-93848-006-X.

Курти Орацио. Постройка моделей судов. Энциклопедия судомоделизма / Пер. с итал. А. А. Чебана. — Л.: Судостроение, 1977. — 544 с.: ил.

Морской энциклопедический словарь / Под ред. В. В. Дмитриева. — Т. 2. «К—П». — СПб.: Судостроение, 1993. — 584 с. — ISBN 5-7355-0281-6.

Шершов А. П. К истории военного кораблестроения. — М.: Военмориздат, СССР, 1952. — 364 с.: ил. (Переизд.: СПб.: Полигон, 1995. — ISBN 5-85391-010-8).

Удаление от берега

По способности яхт удаляться от берега можно разделить яхты на те, которые предназначены для плавания возле берега, в заливе, и на те, которые могут совершать длительные автономные плавания со значительным удалением от портов — убежищ. То есть, яхты можно разделить на:

  • Прогулочные
  • прибрежные яхты
  • и мореходные, то есть крейсерские яхты.

Рис 2. Гоночные яхты: для прибрежных соревнований и для гонок в открытом море

  • Прогулочные яхты имеют легкую конструкцию, в них нет существенных запасов воды и еды для экипажа, навигационное оборудование рассчитаны на то, что экипаж видит и знает акваторию для прогулок.
  • Крейсерские яхты имеют прочную конструкцию способную нести запас снабжения (вода топливо, продукты и т.д.). Веутренние помещения дают возможность полноценно отдыхать команде. Такие яхты не имеют ограничения по удалению от берега.
  • Прибрежные яхты (дневной крейсер) имеет ограниченные бытовые удобства и небольшой запас снабжения, позволяющие провести день на прогулке возле залива.

суда с косым парусным вооружением

Ко второй группе классификации парусных кораблей относятся суда, у которых основными являются косые паруса. Преобладающим типом судов этой группы являются шхуны, подразделяющие на гафельные, марсельные и шхуны с бермудским вооружением. У гафельных шхун основными парусами служат триселя. Марсельные шхуны, в отличие от гафельных, имеют на фок-мачте, а иногда и на грот-мачте — марселя и брамселя.
 
        а) гафельная шхуна (две мачты с косыми парусами);

                             б) двухмачтовая марсельная шхуна (мачты с косыми парусами и несколько верхних прямых парусов на фок-мачте);

                             в) трехмачтовая марсельная шхуна — джекас (все мачты с косыми парусами и несколько верхних прямых парусов на фок-мачте);

У шхуны с бермудским вооружением основными являются паруса треугольной формы, передняя шкаторина которых крепится вдоль мачты, а нижняя — к гику.
 

шхуна с бермудским вооружением

Помимо шхун, к этой группе относятся небольшие морские одномачтовые суда — тендер и шлюп, а также двухмачтовые — кэч и иол. Тендером принято называть одномачтовое судно с горизонтальным выдвижным бушпритом.

В отличие от тендера, шлюп имеет короткий, постоянно установленный бушприт. На мачтах у обоих типов парусных судов ставятся косые паруса (триселя и топселя).

   а) тендер (одна мачта с косыми парусами);

б) шлюп (одна мачта с косыми парусами)

У судов типа кэч и иол передняя мачта вооружается так же, как и у тендера или шлюпа. Вторая же мачта, расположенная ближе к корме, имеет по сравнению с первой небольшие размеры, чем и отличаются эти суда от двухмачтовых шхун.

  а) кэч (две мачты с косыми парусами, причем бизань — мачта находится перед штурвалом);

        б) иол (две мачты с косыми парусами, меньшая — бизань — находится позади штурвала)

Другие виды кораблей

Фото парусников, прибывших на международную регату со всего света, публикуется в газетах, журналах и на страницах сайтов. Такой парад — всегда событие, красота этих судов несравнима ни с чем. Барки, бригантины, корветы, фрегаты, клиперы, кэчи, яхты представляют все виды кораблей, сохранившиеся, к счастью, до наших дней. Это зрелище отвлекает от повседневности и уносит зрителя в минувшие века, полные приключений и романтики дальних странствий. Настоящий моряк должен овладеть искусством парусной навигации, так считают во многих странах и у нас в том числе. Забравшись по вантам наверх, развернув паруса и вдохнув вольный ветер моря, можно занимать свои места у современных пультов управления сухогрузов, танкеров балкеровозов и круизных лайнеров. Такому моряку смело можно доверять судьбу груза и жизни пассажиров, он не подведет.

Рассматривая такой интересный предмет, как история кораблестроения, очень важно смотреть не только на достижения в этой сфере за последние десятилетия, но и на самые первые попытки древних людей совершать морские путешествия. Океан, большая вода всегда привлекали людей и заставляли их стремиться за горизонт в поисках пропитания, лучшей судьбы, открытия новых торговых путей

Именно поэтому даже в самой дремучей истории человечества уже встречаются первые заметки о тогдашнем кораблестроении и попытках смельчаков отправиться в далекие странствия

Океан, большая вода всегда привлекали людей и заставляли их стремиться за горизонт в поисках пропитания, лучшей судьбы, открытия новых торговых путей. Именно поэтому даже в самой дремучей истории человечества уже встречаются первые заметки о тогдашнем кораблестроении и попытках смельчаков отправиться в далекие странствия.

Стоит отметить, что удачливые мореплаватели существовали уже так давно, что в это порой даже трудно поверить. К примеру, существует вполне обоснованное мнение, что первыми в Америку добрались не испанцы, а еще викинги.

Рассмотрим основные вехи становления кораблестроения и достижения в этом плане разных эпох.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: