Упадок и наследие
Распространение Римской империи с I века н. э. привело к тому, что кельтская культура и искусство впитали больше средиземноморских идей. Барельеф из Реймса показывает центральное место, отведённое фигуре Цернунна, но по обе стороны от него стоят греко-римские боги Аполлон и Меркурий. Кроме того, массовое римское искусство и разрушение кельтской системы покровительства искусству коренных народов, вызванное новым политическим и социальным порядком, означали, что кельтское искусство начало приходить в упадок и практически исчезло в континентальной Европе.
Кельтские художники, в настоящее время ограниченные Британией и Ирландией, нашли выражение своим идеям в брошах, особенно фибулах, которые теперь украшались христианской символикой. Тем временем любовь к сложным узловым конструкциям нашла новое выражение в иллюстрированных рукописях, в то время как скульпторы создавали декоративные каменные кресты для кладбищ.
По сути, кельтское искусство слилось с англосаксонским и скандинавским искусством в средневековой Британии, но оставалось более чистым в более изолированных Ирландии и Шотландии. С нормандским завоеванием Англии в 1066 году появилось совершенно новое влияние и искусство проявилось в новых формах и материалах. Следовательно, искусство, созданное древними кельтами, теперь осталось элементом неписаного прошлого.
Кельты
Первыми жителями Британских островов, о которых у нас есть относительно точные сведения, являются кельты, которые послужили передовыми отрядами для великого переселения народов. На основании встречающихся на островах памятников, можно также предположить, что задолго до кельтов в Англии обитал еще какой-то народ, не принадлежащий к носителям индоевропейских языков. Само племя кельтов разделяется на две ветви — гаелы и кимвры. К первым относятся шотландские горцы и ирландцы, ко вторым — обитатели Британии и валлийцы, а также древние галлы, чей язык определенно показывает, что их следует относить к кимврам, а не к гаелам.
Жизнь кельтских племен Британии была многим похожа на жизнь кельтских племен Галлии. Все британские кельты распадались на множество племен. Союзы между племенами существовали, но носили весьма непрочный характер. Каждое племя делилось на роды, внутри которых господствовали патриархальные отношения, хотя сохранялись сильные пережитки матриархата. Как правило, земля была в общинной собственности, но в самых развитых районах уже выделялась крупная земельная собственность родовой и военной знати. К периоду появления гэлов можно с уверенностью говорить о вождях, родовой знати и зависимых людях. Гэльские знать и вожди усилились благодаря политике эксплуатации коренного британского населения. На востоке и юге Британии население в основном занималось земледелием. Земля обрабатывалась легким плугом. Поля имели форму квадратов; их пропахивали дважды. Только в конце кельтского периода начал применяться тяжелый плуг. В холмистых районах запада и север острова население преимущественно занималось скотоводством. Развитие земледелия в юго-восточных районах превратило их в житницу не только самой Британии, но и всего континента: впоследствии хлеб стал важнейшей статьей вывоза.
Замечание 2
В политическом отношении Британия являла собой союз нескольких независимых друг от друга родов; главенство в таком союзе принадлежало самому сильному на данный момент колену.
Родство кельтов, немцев, готов и славян
Шафарик пишет также о родстве кельтов и бриттов. И очень много о родстве кельтов, немцев и славян:
А также о родстве с готами (хотя немцев и готов Шафарик считает разными именами одного народа):
Надо заметить, что такое подразделение на десятников, сотников и тысячников было не только у европейцев, но и у азиатов. Марко Поло, описывая Тартарскую армию, пишет об этом:
Подробнее об организации тартарской армии в моей статье «Неизвестная Тартария. Часть 4». Рассказывая о таком устройстве армии тартар, Марко Поло почему-то не упоминает, что точно такое устройство было во всех армиях Европы.
Кельтские торки
Торк – одно из главных украшений кельтов. Не смотря на то, что похожие украшения есть и в других культурах, его можно считать отличительной чертой этой народности. В кельтском искусстве множество примеров воинов и богов, носящих торки на шее, кроме того, сохранилось и множество украшений, которые носили реальные люди. Торки, возможно, использовались в ритуалах, в частности, являются частым сопровождающим инвентарём.
В те времена в наряде людей не было ничего случайного.
Изготовленный из железа, бронзы, меди, серебра и золота, дизайн варьируется в зависимости от клемм, которые могут быть петлями, головами животных или геометрическими формами: такими как песочные часы, сферы и диски. «Верёвка» может быть простой, скрученной, цельной, полой или обёрнутой вокруг органического ядра (гибкой ветки).
Фото: www.worldhistory.org
Возьмём для примера Большой торк Снеттишема, часть погребального клада Снеттишема, найденного недалеко от деревни Снеттишем в Норфолке, Англия. Изготовленный из сплава золота (другие металлы — серебро и медь), он весит чуть более одного килограмма и датируется 150-50 годами до нашей эры. Лента этого шейного торка состоит из 64 нитей, которые скручены в восемь верёвок, каждая из которых содержит восемь нитей. Клеммы полые, отлиты с помощью пресс-форм и приварены к канатам. Клеммы совмещают рельефные участки с чеканной «корзиной», мастер использует очень тонкие инструменты для достижения этой цели, а также для заточки литой работы и устранения дефектов.
Другим очень прекрасным примером является посеребрённый торк Трихтингена, обнаруженный недалеко от города с таким названием в Германии и, вероятно, датируемый II веком до нашей эры. Размером 29,5 см в диаметре и весом 6,7 килограмма он слишком тяжёлый, чтобы егона самом деле носить. Вероятно, его одевали на статую или изготовили в качестве обетного подношения. Клеммы в форме бычьих голов близки к искусству финикийцев или фракийцев.
Религия
У кельтов была своя языческая религия, множество богов которым они поклонялись, богатая мифология. Правда, мифология кельтов в отличие от древнегреческой мифологии увы далеко не такая раскрученная и популярная, но от этого она не менее интересная.
Среди богов кельтского пантеона можно отметить таких персонажей как:
- Луг – бог-покровитель ремесел и искусств. В том числе и искусства войны, поэтому его именем кельты называли многие военные крепости, например французский город Лион, также основанный кельтами, в древности носил название Лугундун – Крепость Луга.
- Таранис – бог-громовержец, покровитель природных стихий: ветров, бурь, грозы, дождя. Изображался с молотом в руках, во многом похож на нашего славянского бога Перуна.
- Цернун – бог-покровитель лесного царства, деревьев и всех растений и животных.
- Бригита – женская богиня любви, плодородия и врачевания, кельты верили, что именно Бригита помогает женщинам во время родов.
Помимо богов кельты почитали и некоторые растения, например вечнозеленый кустарник омелу, которая считалась священной. Друиды, считая свойства омелы чудодейственными, срезали ее специальным золотым серпом в строго определенное астрономическое время, чтобы затем использовать ее при определенных очистительных церемониях.
Очень интересными были верования кельтов о загробном мире, в частности они подобно индусам верили в реинкарнацию, перерождение души после смерти в другом теле. Но согласно кельтской религии, душа перерождается не сразу, а попадает в загробное царство, некие райские острова, где предается райскому блаженству, пока вновь не родится в нашем материальном мире.
Комментарии
Уважаемый jaaj.club, опять забыла вставить ссылки на фото.Перевое фото из статьи ссылка: https://www.google.com/search?q=%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%BC%D0%BD%D0%BE+%D0%B2%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9&rlz=1C1GCEV_enCZ990CZ992&sxsrf=ALiCzsaGFrsLqWnXS2zqydi1WBpW1Pnovg:1671791379471&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=2ahUKEwi9hr-axI_8AhWYO-wKHW-9AFAQ_AUoAXoECAEQAw&biw=1380&bih=623&dpr=1.38#imgrc=qsOhnFAuxDWeRMВторое: https://www.youtube.com/watch?v=iSN1OO7V_zo
23.12.2022
radioda
Создал битву https://jaaj.club/battle.aspx?id=15240 присоединяйтесь со своим произведением, посмотрим, кто кого.
22.12.2022
Jaaj.Club
Особый день присутствовал на медне на шабаш собирались молодые ведьмы достали метлы для полета из амбара но не смогли найти к ним должные наряды открыв свои наследственные сундуки искали долго платья, которые должны свести с ума назойливых чертей искали, примеряли, рылись в куче старого тряпья, ругались матом словно видели узор распятий на корсете, душивший грудь и талию выше бедра. Ну, что же вы творите гламурные девицы? — им злобным тоном, прошипела одноглазая сестрица — Ведь утро близко! — И шабаш закончится к утру! — Сейчас во, что одеться я вас быстро научу! Вчера в том ящике фантазий человеческого мира, который люди называют «телевизор», видала одиноким глазом программу «модный приговор», которую стилист Васильев уныло как-то вел. Так в этот маленький экран, готическая жирная девица не знаю как, не раздавив присутствующих, пролезла кое как туда. Так вот Васильев с пафосной толпой в жюри одели в чёрные наряды жирные бока мерзавки той. И мы, давайте облачимся в черно — мрачные наряды, чтоб бородавки не были видны под огромно — крючковатыми носами! И если не понравится наш темный look тусовке шабаша! Будет гореть в аду Васильев со всеми членами жюри! Тогда поймут продюсеры каналов, не надо пиарить подобные программы и если ты присутствуешь в жюри имей в виду какой огненно — геенный приговор ждет мнение твоё!
22.12.2022
vladik1977
Это в моем понимании Герой нашего времениОчнулся утром он в канаве облеванная грудь вчерашнийшим борщём, спагетти, фуа-гра и омры разбавленные в Хенеси Икс О (Hennessy XO) все это мерзкий запах издавало а головная боль колола тысячами шил в висках ужасным эхом отдавала и Ролексы дайтона оста (Rolex’ы Daytona Oyster*) с золотым браслетом кто-то спросивший время и с временем с собою неожиданно унес штаны от Палм Энжилс (PALM ANGELS) все порвались Оф Вайт (OFF-WHITE) напоминала бомжа плед Эир Джордан Икс Ай Ретро (Air Jordan XI Retro) на ногах уныло улыбались ждали чтоб их Майкл Джордан покормил футболка коллаборационная Вирсачи (Versace) утратила глазопритягающий свой шик и вспоминая как она в витрине привлекала взгляды, которую тогда унылый папик слащавому эскортнику чуть не купил. Мой друг не надо понтоваться, и ставить себя выше всех и ты ведь завтра в грязи можешь оказаться без Ролексов дайтона оста (Rolex’а Daytona Oyster) на руке.* — одни из самых дорогих наручных часов Rolex.https://jaaj.club/article.aspx?enname=stories&id=18188
22.12.2022
vladik1977
Круг бывает и квадратный, только в другом измерении понятный
22.12.2022
vladik1977
Расселение кельтов в Европе
В цикле статей «Тартария – это Скифия» я разбиралась со славянами, проживавшими на территории Азии. Где именно они проживали и как назывались. Сейчас хочу попробовать разобраться с Европой. Начну, пожалуй, с кельтов. Современные историки отнесли их в глубокую древность.
Современная карта распространения кельтов ранее и сейчас.
Желтым цветом показан Халльштатт, община в Австрии. На русском языке пишется Халльштатт. Но точнее будет, как это и переводит цифровой переводчик: Hallstatt = Гальштат, т.е. штат (область) галлов, если по-русски — область, откуда кельты распространились по Европе примерно в 6-м веке до н.э..Светло-зелёным цветом показаны территории, на которых кельты проживали ранее, но сейчас уже не проживают.Зеленым цветом показаны территории, на которых кельты проживают и сегодня.Темно-зелёным – области, где до сих пор говорят на кельтском языке (или на том языке, который сейчас считается кельтским языком?).
В эту территорию не вошли славянские племена, которые назывались по-другому: венеды, лужичане, этруски, македонцы, иллирийцы, даки, фраки, трояны и другие.
Кельты в свою очередь тоже назывались разными именами. Еще одна современная карта с указаниями названий кельтов:
Распространение кельтов в Европе в период их цивилизации (3 век до н.э.)
Кельтиберы жили в современной Испании. Галлы – в современной Франции. Британы – в Великобритании. Панноны – в Паннонии (или Иллирии, современных Венгрии, восточной Австрии, юго-западной Словакии, северной Словении, северной Хорватии, северо-восточной Сербии, северной Боснии и Герцеговины). Цизальпины означает «по эту сторону Альп». Были еще и трансальпины, т.е. «по ту сторону Альп», на схеме они не обозначены.
Сomata -похоже на «косматый». Карта, на которой показана также Трансальпийская Галлия:
Информация оттуда:
Далее из российской энциклопедии 19-го века, упомянутой выше:
В 19-м веке считалось, что все дороге в Европе были построены римлянами. Но существует древняя карта, показывающая континентальную транспортную сеть. Называется она «Пейтингерова скрижаль». Я подробно рассматривала ее в статье «Тартария — это Скифия. Часть 2» . На карте показаны не только дороги, но и станции, и указаны расстояния между ними. И причем не только в Европе, но в масштабах всего континента, от одного океана до другого. От чего сам собой напрашивается вывод, что весь континент был одним государством. Или такие государства напрочь отсутствовали. За ненадобностью.
Более подробно о населении Галлии из энциклопедии:
Кельтские котлы
Котлы занимали особое место в кельтской культуре; они олицетворяли изобилие и возрождение, в то время как в мифологии они обладают магическими свойствами, например, готовить бесконечное количество каши. Котлы, используемые для разнообразных ритуалов и праздников, часто богато украшены. Изготовленные из листовой бронзы, они были подвешены на цепях над кострами и использовались для приготовления мясного рагу. Миниатюрные скульптуры часто украшали ободья, ручки и точки подвески.
Фото: www.worldhistory.org
Величайшим примером декоративного котла, возможно, слишком хорошо сделанного, чтобы его использовать в повседневности, является котёл Гундеструп из Дании. Эта частично позолоченная серебряная чаша, датируется примерно I веком до н. э. или ранее и, вероятно, он был привезён с нижнего Дуная. На великолепных рельефных панелях изображены сцены с кельтскими богами, на нём же изображены мотивы с животными близкие к восточным. Как отмечают историки Дж.Фарли и Ф. Хантер, котёл «не кельтский или, по крайней мере, не просто кельтский«.
Это создаёт новые проблемы для историков, что считать кельтским искусством, а что нет. На пяти внутренних и восьми внешних панелях изображены боги, идентифицированные как Цернуннос и Медб, большинство богов носят характерный шейный торк. Есть сцены жертвоприношения быка, отряда кельтских воинов, крылатых грифонов, леопардов и слонов.
Кто такие кельты?
Европа стала родным домом для многих племен и народностей. В процессе своего развития и распространения по европейской территории они часто перемешивались и становились единым целым. Традиции и культуру одного народа в этом случае сложно было отделить от другого.
Совсем иначе выглядит история кельтов. Они появились в Европе неожиданно и быстро заполнили собой практически все территории. Варварские племена не боялись нападать на греков и римлян. Чаще всего их набеги были успешными и приносили большое количество добычи в племена.
Название народности дали греки, именно они впервые ввели в обиход слово «кельты». До сих пор неизвестно, откуда появилось это название. Историки приходят к выводу, что так могли называть всего лишь одно из многочисленных племен. Но в итоге название закрепилось за всей народностью, обосновавшейся на территории современной Британии и имевшей схожий язык. В дальнейшем племена объединились, что сказалось на расширении словарного запаса и общности культурных традиций.
Реконструкция
При реконструкции кельтов следует учитывать временные периоды. Лучше всего брать Латен III (120—50 года до н.э). Следует отметить, что на тканевые изделия находок мало, и они на обширный период по времени будут совпадать, в то время как найденных драгоценностей, оружия, и прочих вещей из металлов огромное количество
В связи с этим наибольшее внимание при создании образа следует обратить на меч и шлем. В случае женского образа — в первую очередь необходимо следить за своими украшениями.
Литература
Кельты — статья из Большой советской энциклопедии. Белова Н. Н., Монгайт А. Л..
Галлы или кельты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Кельты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Биркхан Гельмут. Кельты: История и культура / Пер. с нем. Н. Ю. Чехонадской. — М.: Аграф, 2007. — 512 с. — (Наследие кельтов. Исследования). — ISBN 978-57784-0346-8.
Брюно Жан-Луи. Галлы / Пер. с франц. А. А. Родионова. — М.: Вече, 2011. — 400 с.: ил. — (Гиды цивилизаций). — ISBN 978-5-9533-4656-6.
Коннолли П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории. «Эксмо-Пресс». Москва, 2000. Перевод: С. Лопухова, А. Хромова.
Галерея
«Умирающий галл». Мраморная римская копия с греческого оригинала. Palazzo Nuovo Musei Capitolini. 230-220 года до н.э.
Галатский всадник выбивает из седла своего противника. Терракотовый рельеф с вазы из Каносы. Конец 3-го века до н. э.
Фриз с галатскими трофеями из пропилона Пергамской библиотеки. На нём изображены галатские щиты характерной формы, кольчуга, копья и сигнальная труба с раструбом в форме бычьей головы. Пергамский музей, Берлин. 2-ой век до н.э.
Терракотовая статуэтка, изображающая сражающихся галлов. Античное собрание, Берлин. 2-ой век до н.э.
Стела из Бормио в северной Италии, изображающая галльских трубача и знаменосца. 4-2 век до н.э.
Барельеф с изображением галльской колесницы, музей Падуи. 4-ый век до н.э.
Римский воин сражается с галлами. Фреска из гробницы Статилиев Тавров на Эсквилине. Национальный музей Рима. 1-ый век до н.э.
Италийский всадник поражает копьём галльского пехотинца. Рельеф этрусского саркофага из Кьюзи. 3-ий век до н.э.
Терракотовая статуэтка кельтского воина. 3-2 век до н. э.
Статуя галльского воина «Guerrier de Vachères». Музей Кальверт — Авиньон-Ф. 1-ый век до н. э.
Галатский наёмник на службе Птолемееев. Надгробная стела из Сидона. Археологический музей, Стамбул. 2-ой век до н. э.
Кельтский воин, изображённый на золотой застёжке из коллекции Браганцы. 3-ий век до н. э.
Статуя галльского воина из Мондрагона. Музей Авиньона. 2-ой век до н. э.
Бронзовая статуэтка, изображающая галльского воина, одетого в греческий полотняный панцирь и этрусский шлем с нащёчниками. 4-ый век до н. э.
Кельт, убивающий себя и свою жену, чтобы не попасть живым в руки врагов. Статуя из группы, первоначально украшавшей Пергамский алтарь. Палаццо Альтемпс, Рим. 2-ой век до н.э.
Культовая повозка, найденная в богатом погребении у Стреттвег, Австрия. 7-ой век до н. э.
Барельеф с галатскими трофеями из пропилона Пергамской библиотеки. Пергамский музей, Берлин. 2-ой век до н. э.
Друиды — носители древних сакральных знаний
Жрец у кельтов входил в особую касту друидов. Они жили отдельно, но охотно делились своими знаниями. Обучение в школе друидов занимало двадцать лет, мальчиков отбирали с самого детства и передавали им знания в устной форме.
До сих пор никто не знает, что было доступно жрецам. Но по всей Европе ходят легенды о способностях друидов, которые могли разговаривать с деревьями и животными, сдвигать огромные камни и строить из них сооружения, а также врачевать самые страшные раны и передвигаться по воздуху.
Друиды совершали жертвоприношения в священной дубовой роще и по результатам общения с богами выносили решение по поводу важных дел в племени. Жрецы вели лунный календарь, по которому жило все племя.
Охотники за головами
Любимым военным трофеем кельтов была отрубленная голова достойного врага. Диодор Сицилийский писал, что, убив противника, кельтские воины отрезают их головы и сохраняют в кедровом масле. Некоторые даже, по словам историка, хвалились, что не отдали бы эти головы ни за какие сокровища мира. В одной из ирландских саг описывается, что в качестве обряда инициации, юноша должен был принести отрубленную голову врага.
Легендарный ирландский король Конхобар, живший в начале нашей эры, умер от попадания в голову шара, представлявшего собой смесь известняка и мозга его убитого противника.
Основные темы кельтского искусства
Среди учёных до сих пор есть споры по поводу самого термина «кельты» для обозначения различных народов Европы железного века, самый убедительный аргумент – этот как раз общие черты в искусстве. От Иберии до Богемии в искусстве были повторяющиеся темы, которые появлялись в различных формах с 700 года до н. э. по 400 год. Естественно, в искусстве существовало много региональных вариаций, но тем не менее, идеи и тенденции, стили оставались общими на всем этом пространстве:
- любовь к плавным формам, как в контурах произведений искусства, так и в их оформлении.
- изображения богов и воинов, особенно их голов.
- изображения животных (реальных или воображаемых), особенно лесных, таких как олени, кабаны, лошади и охотничьи собаки.
- использование сложных растительных узоров, абстрактных арнаментов и закрученных взаимосвязанных линий, которые могут заполнить все доступное декоративное пространство на объекте.
- появление искусства во всех типах предметов, включая функциональные предметы повседневного обихода для приготовления пищи, а также в миниатюрной форме, такой как крошечные заколки для волос.
- общие идеи и схожая религия, а так же представления о жизни на земле и загробном мире.
Ещё одним источником различий, помимо пространства и времени, являются внешние культуры, с которыми определённые группы кельтов вступали в контакт с точки зрения границ, торговли и войны. Например, греческая и этрусская керамика высоко ценилась и была найдена во многих кельтских захоронениях. Элементы фракийского искусства и искусства скифов также можно увидеть в кельтском искусстве, такие как головы быков и богато украшенные рога для питья.
Когда римляне во второй половине I-го века до нашей эры завоевали данную территорию, они принесли с собой культурные традиции, особенно любовь к фантастическим существам и новым материалам, таким как латунь и эмаль.
Кельты также учились друг у друга, причём некоторые регионы специализировались на определённых видах искусства, к примеру, ювелиры в регионах вокруг рек Рейн и Мозель. Наконец, с христианизацией Европы кельтское искусство приняло новые формы и средства выразительности, которые лучше всего видны в рукописях, броши и каменные кресты, становятся олицетворением кельтского искусства.
Ещё одну сложность представляет малое количество письменных источников у древних кельтов. Нет достоверного описания техники и технологии создания предметов культуры, некоторые предметы вызывали споры касательно их назначения. Единственное что есть у исследователей – это сами предметы, и то, что находилось рядом с ними в момент раскопок.
Фото: www.worldhistory.org
Также хорошо помнить, что в древних культурах не существовало классификации «высокого искусства» и ремёсел. Для кельтов искусство могло быть применено ко всему, и оно всегда было функциональным, даже если только богатые могли позволить себе богато украшенные предметы, к примеру, украшенные сосуды для пиршеств, доспехи и оружие. Именно по всем вышеперечисленным причинам историки Дж.Фарли и Ф. Хантер утверждают: «Кельтское искусство — сложный и непонятный язык» и «правильнее понимать его как серию кельтских искусств, а не как единую, однородную традицию«.
Кельты и Рим
Атака британских кельтов
Если сначала кельты часто грабили Рим, легко побеждая в бою, то со временем легионы все лучше и лучше стали сражаться с кельтскими воинами.Цезарь, не имея численного перевеса в Галлии, путем интриг и поддержки слабых против сильных, покорил весь народ галлов, натравливая их друг на друга, а когда они ослабли все, взял власть в свои руки!Восстание Верцингеторикса уже не смогло повернуть назад процесс романизации галлов.Высадка в Британии, обошлась Цезарю большой кровью и он ушел, но его преемники продолжили дело, покорив и эту часть народа кельтов.Также покорились Риму и кельиберы в Испании.После этого, наблюдается массовый исход кельтов с Запада на Восток!
Кельтов обнаруживают у границ Греции, где они разграбив страну переселяются в нынешнюю Турцию, некие кельто-скифы фиксируются на нынешней Украине, в Чехии оказывается кельтское племя бойев.А в Белоруссии находят множество изделий, несущих явное кельтское влияние, более того часть названий рек западной части России и Белоруссии имеет кельтские корни, например Неман, Двина и Десна.