Объединение империи Цинь
Все действия Шихуанди были направлены на объединение Китая, ведь страна предоставляла собой несколько культурных центров и варварские окраины.
Он вошёл в историю, как человек, довольно жёсткий, тот, который не давал своим врагам расслабиться. Уже в 32 года завоевал княжество, где родился. После этого он с пышной церемонией вошёл в город, и под его личным руководством были уничтожены все ненавистники семьи, а таких было немало.
Во время правление на Чжэн было совершено несколько покушений, но все окончились неудачно, так как он умело владел мечом. После таких нападений он ещё более ожесточился, и всё больше расширял свои владения.
И вот в свои 39 лет он объединил абсолютно весь Китай, став единоличным правителем и внял своё тронное имя Цинь Шихуанди, тем самым основав свою династию.
Правление единым государством
После объединения страны начался долгий процесс реформирования, для закрепления успеха. По приказу императора была перенесена и столица в город Сяньян, туда же отправились и все чиновники, советники, вельможи вместе со своими семьями со всех завоёванных территорий. Так Цинь Шихуанди мог их легко контролировать и следить за всеми их действиями.
По наставлению Ли Сы он не стал назначать своих родственников правителями новых земель (как это было принято до Чжэн), вместо этого разделил новое государство на 36 военных округов, поставил во главу чиновника и управляющего.
Императорское строительство
После объединения государства Шихуанди стал возводить свою гробницу, к грандиозной стройке были привлечены миллионы человек. Немало, правда! К тому же он проложил семь дорог через всю страну.
Ещё одной стройкой стало возведение Великой Китайской стены, она служила для ограждения Китая и варварских государств на границе. После централизации были снесены все внутренние оборонительные стены и сооружения, государство нуждалось в защищённых границах.
Путешествие по стране
Последние 10 лет Чжэн крайне мало времени проводил в столице, из-за огромной территории он постоянно колесил по стране, участвовал в проведение кровавых ритуалов в храмах, посещал торжественные мероприятия и восхвалял себя.
В период своего путешествия он взошёл на гору Тайшань, первый из императоров вступил на берег моря, причём в каком бы уголке страны ни появлялся, всюду начиналось грандиозное строительство дорог, храмов и дворцов.
Нарастающее недовольство
Так как в поселение годы Цинь Шихуанди был больше озабочен своим бессмертием, чем делами страны, он всё реже стал объезжать свои владения. Избегал встреч с обычными людьми, он считал, что его будут считать божеством, но вместо этого в тоталитарных кругах росло всё большее недовольство. После трёх заговоров он больше не доверял никому из своих приближенных, стал нелюдим и всё больше терял рычаги власти. К тому же он всё чаще искал эликсир бессмертия колеся по стране. И вот ему доложили, что нашли долгожданный остров бессмертия. Он лично вышел в море, но до острова так и не добрался, ему стало плохо и вскоре он умер.
Телескопы: наземные и космические
Специальный прибор, который используют для наблюдения за космическими объектами, называется телескоп. Главная его задача – собрать как можно больше света от небесного тела и увеличить угол зрения, под которым это небесное тело можно изучать. Улавливаемый прибором свет пропорционален его объективу. Следовательно, чем больше объектив у телескопа, тем мельче объекты он может уловить.
Первый телескоп появился благодаря ученому Галилео Галилею в 1609 году. Принцип его работы практически ничем не отличался от уже имеющихся на то время подзорных труб. Для своего прибора ученый использовал более мощные линзы, которые позволили увеличить изображение в 20 раз. Телескоп помог сделать первые важные открытия в космосе. Сейчас он хранится в одном из музеев Флоренции.
С помощью наземных телескопов можно наблюдать за Солнцем, планетами, спутниками. Но вот изучить детально звезды не получится. Даже в самый мощный прибор они видны как маленькие мерцающие точки.
Наземный телескоп
Более детально познакомиться с космосом и Вселенной позволяют космические телескопы, расположившиеся на орбите. Это настоящие гиганты, они помогают даже в изучении истории Вселенной. Первый космический телескоп подняли в воздух в августе 1957 года. На высоте 25 км он сделал съемку Солнца в высоком расширении.
Космический телескоп
Современные космические и наземные телескопы оснащены компьютерными программами. Они передают картинку на монитор, что позволяет увидеть изображение в таком виде, в каком оно представлено в действительности, без каких-либо искажений.
Где находятся самые крупные оптические телескопы
Как правило, телескопы устанавливают в отдаленных местах от городской суеты. Для этого подходят горные местности, либо бескрайние пустыни. К числу крупнейших телескопов мира относят:
- FAST – наибольший наземный телескоп на всем земном шаре. Его диаметр достигает 500 метров. Расположен на территории Китая. Прибор предназначен для изучения всего космоса и поиска инопланетного разума.
- Аресибо – одна из крупнейших обсерваторий, на территории которой расположен телескоп диаметром 305 м. Находится в Пуэрто-Рико. С помощью телескопа изучают планеты и Солнце.
- GreenBank – один из крупнейших телескопов на территории США. Его строительство длилось 11 лет. В диаметре достигает 100 м. Прибор можно направить в любую точку космического пространства.
- Эффельсбергский радиотелескоп – еще один прибор диаметром около 100 м. Находится в западной части Германии.
- Радиотелескоп имени Б. Ловелла – прибор был создан в середине ушедшего столетия. Название получил в честь своего создателя. Диаметр телескопа – 76 м.
Самый крупный телескоп России БТА (Большой Телескоп Альт-Азимутальный) расположен в горах на высоте 2070 м в Карачаево-Черкесии. Диаметр его зеркала составляет 6 метров.
Детство и юность
Цинь Шихуанди — это не настоящее имя китайского императора, а нечто вроде титула, который он принял после объединения Китая. В переводе он означает «император основатель Цинь».
Родился будущий император в 259 году до н. э. в Ханьдане — столице северокитайского княжества Чжао. Согласно общепринятой версии, его отцом был Чжуансян-ван, представитель знатного рода, который не имел права претендовать на престол. Мать Ин Чжена была простой наложницей.
Чжуансян-ван был честолюбивым человеком и мечтал о власти. Однажды он повстречал богатого купца Люй Бувэя, который обещал исполнить его мечту. Путем сложных дворцовых интриг купец помог Чжуансян-вану взойти на престол. После его смерти власть перешла в руки тринадцатилетнего Ин Чжена.
Конец жизненного пути
После долгих странствий по Поднебесной Конфуций в 497 году до н.э. возвращается к себе на родину. Ему были очень рады, и правитель назначил философа главой города Чжун-ду. Теперь у мудреца появилась реальная возможность претворить свои идеи в жизнь. Он пытался навести порядок, лишая земли и имущества тех, кто получил ее нечестным путем. К ужасу своих учеников, философ приказал казнить одного из своих политических противников, объясняя жесткое решение его злыми умыслами.
Такая политика многим оказалась не по нраву и против Кун-цзы начала свою деятельность оппозиция. Будучи не в силах ей сопротивляться, он покинул Лу. Мастер все еще считал, что может растолковать правителям правильность своих идей и порой делал это весьма сомнительными способами. Однажды он даже согласился быть слугой придворного вельможи, чтобы попасть ко дворцу, но эта попытка опять провалилась.
Конфуцию было около 70, когда умерла его супруга. Хотя она и не была ему духовно близка, свое вдовство философ трактовал как знак скорой смерти. Как-то стоя на берегу реки, он уподобил время течению реки, которая никогда не останавливается.
Вскоре умер сын, а затем и любимый ученик Янь Юань. В это время Кун-цзы усиленно занимался литературным творчеством, желая завершить свой летописный труд «Чюнцю», но его силы были на исходе. В 479 году до н.э. великого философа не стало. Он умер, размышляя о нравственных проблемах общества, а последние слова были заботой о том, кто продолжит его учение.
Правление императора Цинь Шихуанди
Начало правления
Отец Ин Чжэна правил страной менее трёх лет. Он умер в 247 г. до. н.э. Ему было 35 лет.
Новым правителем уже по праву наследования стал 13-летний Шихуанди, а Люй Бувэй принял титул его официального опекуна.
Отец оставил будущему объединителю Китая хорошие условия для старта: армия княжества Цинь была сильнейшей, и даже объединённые альянсы других княжеств не всегда могли её победить. К тому же, в самом княжестве были устранены политические конкуренты.
Впрочем, всё это не помешало созреть заговору, который Цинь Шихуанди подавил уже самостоятельно и с особой жестокостью.
Самоубийство Люй Бувэя
Княжество Цинь всегда было агрессивным государством, поэтому в военном деле Цинь Шихуанди продолжил курс своего деда и отца.
Незадолго до своих завоеваний, Цинь Шихуанди снял с поста Люй Бувэя в 237 г. до. н.э. Причиной этого стала распутная жизнь бывшего покровителя.
Тем не менее, Люй Бувэй даже без официальных должностей обладал влиянием на чиновников. Для Цинь Шихуанди такое влияние представляло реальную угрозу, и под его давлением Люй Бувэй выпил отравленное вино.
Завоевание Китая
После Люй Бувэя вторым лицом в государстве стал новый советник императора Ли Цыси. Историки считают, что именно под его влиянием Цинь Шихуанди от чисто завоевательных идей пришёл к объединению Китая.
Первым делом армия императора покорила центральные области страны ― провинцию Хань. Возникшие в то время стихийные бедствия сыграли на руку, и в 229 г. до. н.э. были последовательно завоёваны княжество Чжао и область Янь.
Последним княжеством, которое оказало сильное сопротивление, было государство Ци. Но и оно покорилось несгибаемой воле объединителя Китая.
Реформы Цинь Шихуанди
Объединение Китая под властью одного императора способствовало развитию страны. Был ликвидирован хаос и вражда внутри одной нации. Принят единый свод законов.
Новообразованная империя Цинь была поделена на комендатуры, аналог районов. Области были соединены между собой сетью дорог, которые перестали разрушаться из-за постоянных междоусобиц.
К тому же, были упорядочены единицы измерения, что положительно сказалось на торговле и развитии ремесла.
Китайские иероглифы также претерпели изменения. Впервые письменность была стандартизирована и упорядочена. Некогда разрозненные провинции отныне без труда вели между собой сообщение, благодаря чему новости быстро достигали отдалённых территорий империи.
Репрессии Цинь Шихуанди и создание памятников архитектуры
Объединение Китая требовало полного подчинения и отсутствия всякого инакомыслия. Такое насильственное единство попросту не могло обойтись без репрессий.
Цинь Шихуанди начал гонения на сторонников свободы, среди которых были различные философские школы. Конфуцианство было запрещено.
В княжествах, которые были присоединены к империи, уничтожались старые традиции и уклады жизни. Сжигались книги, трактаты и другие источники традиций.
Словно из пепла старых порядков, император Шихуанди возводит собственную гробницу с многотысячным войском, состоящим из глиняных истуканов ― Терракотовую армию. А для защиты единой империи от кочевников была возведена Великая китайская стена, которая начала строиться ещё в Период сражающихся царств.
Личные качества
Источники сообщают о Конфуции как очень воспитанном и учтивом человеке. Он всегда был приветлив и дружелюбен к людям, независимо от их социального статуса. Среди учеников он преподносил себя естественно, стараясь не подавлять их своим авторитетом. Будучи очень образованным человеком, он никогда не выпячивал это напоказ и всегда принимал дельные советы. Нередко так происходило во время общения с учениками, которые могли доказать наставнику свою правоту.
Ежедневные манеры поведения Конфуция основывались на старых, традиционных нормах, которые таким образом он пытался возродить.
Национальные древние религии Китая
Китайская народная религия или шэнизм относится к политеистической дивергентной религии, возникшей в древние времена на основе поклонения природе (особенно небу) и предкам.
Религиозные элементы, которые обычно не дифференцированы в практике верований, преследуют межрелигиозную интеграцию. Храмы и алтари, посвященные богам, мудрецам прошлых династий, историческим личностям, используются как места поклонения, и таким образом они пересекаются с характеристиками даосизма (иногда рассматриваются как форма даосизма), но не включают залы предков и семейные святыни (в которых поклоняются предкам).
Народная религия включает те аспекты религиозной жизни, которые разделяют большинство китайцев, они не зависят от их принадлежности к трем учениям – даосизму, конфуцианству и буддизму.
В ламаистском храме Юнхэгун в Пекине, очень популярном среди местных жителей, люди молятся о богатстве и крепком здоровье
Общие церемонии среди национальных древних религий Китая, включают:
- воскурение благовоний богам каждое утро и вечер или в первый и пятнадцатый день лунного календаря;
- ежегодный парад богов по стране (Шэн Цзя Сюнь Ю);
- фестивали (или дни рождения) богов;
- жертвоприношения и посты.
У народных религий нет унифицированных учений и классиков, они не ограничены организациями высшего уровня. Они представляют спонтанные групповые верования. Например, они не соблюдают буддийские и даосские заповеди, запрещающие жертвоприношения животных, но в древние времена китайцы использовали быков, овец и свиней для жертвоприношения Небу вместе с вином.
На самом деле национальные древние религии Китая – это слишком обширная категория. Ученые в этой области избегают термина «древнекитайская религия», предпочитая иметь дело с отдельными категориями (семейная религия, погребальные ритуалы, сезонные фестивали, гадание, мифология и так далее).
Парад богов в жилом районе в Фучжоу, провинция Фуцзянь
Главный аспект веры – поклонение небесам и предкам. Кроме того, конфуцианство, которое являлось руководящей идеологией имперского периода, также подчёркивало необходимость почитания богов и предков. Под влиянием конфуцианских концепций абстрактное «Тянь Ди» 天地 («Небо и Земля») и Тянь 天 (как правитель Небес) в даосизме превратилось в верховное божество. Боги, будды, бессмертные, бодхисатвы, архаты, мудрецы и мученики из разных систем верований строго не отличаются. Часто им поклоняются вместе и выполняют разные специальные ритуалы. Под влияние буддизма небуддийские божества упоминаются как бодхисатвы, например Юй-ди (Нефритовый императоров) или Мазу (морская богиня).
Как говорится: «Небо непредсказуемо, а у людей свои беды и благословения. Помимо поклонения божествам и буддам с просьбами мира, во всех святынях всегда устанавливались предметы, помогающие избежать действия злых сил. Дома защищают различными амулетами. Столкнувшись с необходимостью важных решений, люди часто обращаются к традиционным методам гадания.
Великая Китайская стена
Говорят, что эта стена протянулась на шесть с лишним тысяч километров, но это не совсем верно. Если учитывать естественные особенности рельефа, которые изначально задумывались, как часть стены, а также все ответвления, то ее длина превысит 21 тысячу километров. Чтобы построить такую махину, у китайского народа ушло более двух тысяч лет, ее основание заложили еще в восьмом веке до нашей эры.
Удивительный факт: современники не видели этой стены, ее обнаружили только в 16 веке, что очень странно с учетом ее габаритов. Сейчас мы зовем достопримечательность Великой Китайской стеной, но это имя она получила только ближе к 20 столетию. До этого объект называли по-разному: Крепость, Барьер, Разгул и Земля дракона. Согласно древней легенде место для создания стены проложил дракон, он прошел по местности, а затем строительство начали в отпечатках его лап.
Конечно же это миф, но местные говорят, что форма стены похожа на тело дракона.
Еще говорят, что эту стену можно видеть из космоса. Долгое время ей приписывали статус единственного рукотворного объекта заметного из космоса. Но позднее информацию опровергли, выяснилось, что космонавты на самом деле видели реки и принимали их за стену. Зато точно известно, что с созданием стены связано еще одно изобретение, последнее в этой статье.