Замечательная история жизни философа сократа: спорщик, бессребреник и воин

Значение философии Сократа

Сократ запомнился истории реформатором теоретической и практической философии. Аристотель отметил, что именно Сократ основал научную методологию в форме индуктивного рассуждения и определения.

Нелепые обвинения

Несмотря на свою бескорыстность и доброту, Сократу приписывали «развращение молодежи». В те времена школ в Древней Греции не было, и родители передавали свои знания детям. Но слава Сократа разлетелась быстро, и молодежь толпами устремилась послушать философа, чем вызвала гнев старшего поколения. Зрелые люди считали, что Сократ нарушает устои общества и компрометирует молодежь на греховные поступки.

С другой стороны философа обвинили в почитании других богов. Что и привело к смерти мыслителя. Он говорил о некоем существе, который есть у каждого человека, и которое находится всегда рядом, указывая направление и подталкивая к каким-либо действиям. Сейчас это существо назвали бы ангелом-хранителем, а тогда его восприняли агрессивно и назвали божеством, которому поклоняется Сократ.

Апология Сократа

Так называется сочинение Платона, посвященное последнему и, пожалуй, самому важному периоду в жизни философа. Здесь повествуется о суде над ним и последних месяцах его жизни, проведенных в тюрьме

Платон пересказывает защитительную речь Сократа, в которой он излагает суть своей философии. О суде стоит рассказать подробно, чтобы снять обвинение с афинян. Они не настолько виноваты, как нам представляется.

Итак, в афинский суд на Сократа поступил донос, где его обвинили в двух вещах: в безбожии и в совращении малолетних. Что касается последнего обвинения, то под этим понималось не то, что подразумевается в наше время. Речь шла о том, что философ подстрекает своих учеников выступать против родительской воли, спорить с отцами и всегда отстаивать свое мнение. С точки зрения тогдашней морали это было недопустимо. Что же касается безбожия, то здесь философа заподозрили в непочтении к богам. Это также считалось серьезным проступком, поскольку гнев обиженных богов мог привести к несчастьям. Но Сократ не был атеистом, поскольку верил в некое абсолютное божество, которое не нуждается ни в поклонении, ни в задабривании.

Жизнь нищего философа

Сократ любил повторять, что он – сын повитухи и многому у нее научился

Сейчас не важно, была ли его мать Фенерета гинекологом, или это всего лишь красивая метафора, но она легла в основу его маевтического метода. Сократ говорил, что он принимает роды не у женщин, а у мужчин, помогая им родить мысль

Он сам родился в 470 или 469 году до н.э. в Афинах в семье скульптора (или каменотеса, что также символично) Софрониска.

Сократ пришел не на пустое место, поскольку древнегреческая мудрость накопила к тому времени значительный багаж знаний и размышлений. Он сам в молодости слушал лекции Анаксагора и Архелая, умел писать и читать, и наверняка был знаком с философскими сочинениями семи великих мудрецов Греции. Мы ничего не знаем о доходах Сократа, но в пользу его зажиточности свидетельствует факт, что он участвовал в боевых действиях как тяжеловооруженный пехотинец. Далеко не каждый мог позволить себе купить оружие, а государство не спонсировало ополченцев. В Пелопонесской войне Сократ проявил мужество и выносливость, и даже вытащил с поля боя раненого Алкивиада, который стал его учеником.

Его женой была Ксантиппа, чье имя стало символом ворчливого женского характера. Впрочем, у нее были все основания устраивать скандалы своему мужу, который с утра до вечера шатался по базару, выискивая собеседников. Эта несчастная женщина была бы гораздо добрее, если бы Сократ не был бессребреником и брал со своих многочисленных учеников деньги, а не подачки. А между тем она растила троих сыновей, меньший из которых в год смерти философа был семилетним ребенком. Сократ не только не заботился о деньгах, но и о своем внешнем виде. Философ всегда ходил босиком, в рваном хитоне и вел жизнь нищего мудреца.

Метод Сократа

Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки» (майевтика); его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии». Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа. При этом оппонент, познавая себя, часто сам вынужден был признать, что смешон.

Философия важнее семьи

Примерно до 433 года до н.э. в жизни Сократа не было ярких событий. После войны он стремился к спокойствию, но после установления в Афинах диктатуры, ему пришлось отстаивать права осужденных. И по мере своих возможностей бороться с диктаторами. Среди которых был спасенный им когда-то Алкивиад.

Уже в преклонном возрасте Сократ обзавелся семьей. Его жена родила ему трех сыновей. Но так как философ совершенно не обеспечивал семью, постоянно случались конфликты. Философ предпочитал жить на улице и ходить в лохмотьях. Сократ вел скромный образ жизни. К нему приходили люди за ответами и за знаниями. Он говорил только о добродетели к окружающим. Хотя Сократ не брал денег со своих учеников, завистники причислили его к софистам, которые набивали свои карманы за этические беседы.

Истоки

античного театраЭпидавр

Древние греки ценили силу устного слова, и это был их основной метод общения и повествования. Бан и Бан пишут: «Для греков устное слово было живым и бесконечно предпочтительным, чем мертвые символы письменного языка». Сократ сам считал, что как только что-то записано, оно теряет способность к изменению и росту. По этим причинам, среди многих других, в Греции процветало устное рассказывание историй.

Греческая трагедия в том виде, в каком мы ее знаем, была создана в Афинах примерно в 532 году до нашей эры, когда Феспис был самым ранним из известных актеров.. Будучи победителем первого театрального конкурса, проведенного в Афинах, он был экзархоном, или лидером дифирамбов, представленных в Аттике и ее окрестностях, особенно в сельской Дионисии. Ко времени Фесписа дифирамб ушел далеко от своих культовых корней. Под влиянием героического эпоса, дорической хоровой лирики и нововведений поэта Ариона он стал повествовательным, балладоподобным жанром

Из-за этого Фесписа часто называют «отцом трагедии»; однако его важность оспаривается, и Феспис иногда упоминается как 16-е место в хронологическом порядке греческих трагиков; государственному деятелю Солону, например, приписывают создание стихов, в которых персонажи говорят собственным голосом, а устные исполнения эпосов Гомера рапсодом были популярны на фестивалях до 534 г. до н.э

Таким образом, истинный вклад Тесписа в драму в лучшем случае неясен, но его имени дали более продолжительную жизнь в английском языке как общий термин для исполнителя, то есть «актер».

Драматические представления были важны для афинян — это стало ясно из создания конкурса трагедий и праздника в Городе Дионисии. Возможно, это было организовано для того, чтобы укрепить лояльность среди племен Аттики (недавно созданной Клисфеном ). Фестиваль был создан примерно в 508 году до нашей эры. Хотя не существует драматических текстов шестого века до нашей эры, мы знаем имена трех конкурентов, помимо Фесписа: Херила, Пратинаса и Фриниха. Каждому приписывают различные инновации в этой области.

О Фринихе кое-что известно. Он выиграл свое первое соревнование между 511 г. и 508 г. до н.э. Он создавал трагедии на темы и сюжеты, которые позже использовались в золотой век, такие как Данаиды, Финикийские женщины и Алкестида. Он был первым известным нам поэтом, использовавшим историческую тему — его «Падение Милета», написанное в 493–494 годах, повествовало о судьбе города Милета после его завоевания персами. Геродот сообщает, что «афиняне выразили свою глубокую скорбь по поводу взятия Милета разными способами, но особенно в этом: когда Фриних написал пьесу под названием« Падение Милета »и поставил ее, весь театр заплакал; они оштрафовали. Фриниху тысячу драхм за то, что он напомнил о бедствии, которое так коснулось их лично и навсегда запретило исполнение этой пьесы ». Считается также, что он первым использовал женские персонажи (но не исполнительницы женского пола).

До эллинистического периода все трагедии были уникальными пьесами, написанными в честь Диониса и сыгранными только один раз., так что сегодня у нас в основном есть пьесы, которые все еще достаточно хорошо помнят, чтобы их можно было повторить, когда повторение старых трагедий стало модным (случайности выживания, а также субъективные вкусы эллинистических библиотекарей позже в греческой истории также сыграли роль в том, что сохранилось с этого периода).

Теории о личности Сократа

Личность Сократа является предметом многочисленных спекуляций. Помимо философов и моралистов, характер Сократа пытались объяснить многие психологи. Особенно интересовались этим вопросом психология и философия девятнадцатого века, которые, порой, считали его случай патологическим. В частности, вызывала любопытство сила воли этого человека и его физические упражнения. С помощью разных занятий Сократ закалял своё тело для того, чтобы укрепиться против страданий. Он часто оставался в одном и том же положении, от зари до зари, «неподвижный и прямой как ствол дерева». В начале Пелопоннесской войны Афины опустошила эпидемия; как считал Фаворин, философ был обязан своим спасением постоянству своего режима и удалению от сладострастия, будучи сохранён от болезни благодаря чистому и здоровому образу жизни.

Философия ксенофана

Даже сейчас продолжается дискуссия о том, следует ли включать Ксенофан в философскую область. Даже в свое время он был исключен из групп философов древней Греции. Многие ученые классифицировали его как поэта или богослова, или даже иррационального мистика.

Кроме того, утверждается, что Ксенофан не привлек большое количество последователей или учеников к его философии. С другой стороны, другие философы, такие как Платон или Аристотель, не относились к нему благосклонно..

Точно так же многие ученые считают, что Ксенофан не оставил ничего похожего на рациональное обоснование или аргумент в пользу некоторых из его утверждений, как любой другой философ..

Тем не менее, они соглашаются, утверждая, что игнорирование Ксенофана как философской фигуры было бы ошибкой. Они также считают, что он оставил некоторые фрагменты в своих фрагментах, которые, хотя и не вписываются в философский стиль, заслуживают серьезного философского рассмотрения. Ниже приведены несколько его учений.

Социальная мораль

Образ Ксенофана, который часто встречается во многих его фрагментах, — это образ социальной критики. Хотя он часто повторял свои стихи во время праздников и праздников, он всегда оставлял комментарий о разврате, который их характеризовал.

Кроме того, многие из фрагментов предполагают, что Ксенофан был желанным среди кругов людей, которые имели доступ к хорошим вещам в жизни. Однако он чувствовал, что его долг — побудить их вести себя с жалостью и умеренностью..

Точно так же в трудах Ксенофана наблюдается критика показной демонстрации. В них он делает связь между падением его родного города и чрезмерным показом богатства его граждан.

В других своих фрагментах социальной критики Ксенофан заявил, что он не согласен с избытком наград и благоговения, предлагаемых спортсменам-чемпионам

По его мнению, эти различия были сделаны за счет ученых и поэтов, которые не были приняты во внимание или оценены

Божественная концепция

Ксенофан посвятил группу отрывков аргументативного стиля критике склонности человека создавать богов по его образу и подобию. По его мнению, смертные предполагали, что боги одеты, имеют голос и имеют тело.

Ирония также иллюстрировала богов эфиопов, которые, согласно этому обычаю, были бы все темными и черными. Следуя той же логике, фракийские боги будут голубоглазыми и рыжеволосыми. Кроме того, он атаковал тенденцию религиозных лиц отдавать предпочтение своей системе убеждений над другими, не имея веских оснований полагаться на.

В конце концов, провозглашенная им божественная концепция основывалась скорее на рациональности, чем на традиционных ценностях. Совпадение того, что в некоторых случаях боги двух разных народов были одинаковыми, но с разными именами и представлениями, аргументировали их философскую позицию.

Божественная доброта и природа божественного

Ксенофан, критикуя антропоморфизацию богов, выступал против присвоения им зла. По словам его ученых, это было связано с его желанием сохранить божественное совершенство и доброту. Эту позицию разделяли многие философы своего времени, которые разделяли тезис о врожденной доброте богов..

Точно так же многие его утверждения заставили других философов думать, что Ксенофан защищал монотеистического бога. С другой стороны, другие философы утверждали, что он открыто поддерживал олимпийский многобожие.

По этой причине некоторые приписывают ему квалификацию пантеиста (вселенная, природа и бог эквивалентны) ксенофану, в то время как другие утверждают, что он был по существу атеистом или материалистом..

События

01.12.2022 17:29

* * *

Начался традиционный зимний турнир

Новогодний Бум

В турнире принимают участие стихи, рассказы и информационные статьи на новогоднюю тематику.

Приём заявок до 24 декабря.

Победитель определится 30 декабря 2022 года.

Правила и регистрация
Турнирная таблица

* * *

21.11.2022 08:19

* * *

Опубликовано

Расписание турниров Jaaj.Club на 2023 год

Прямо сейчас открылась регистрация на турниры Jaaj.Club на 2023 год. Количество мест на некоторые турниры ограничено.

Успейте стать участником баталий Jaaj.Club, ведь только лучшие побеждают в турнирах и собирают славу сверкающих арен!

Регистрация в турнире

* * *

17.11.2022 09:51

  

Произведена эмиссия клубных монет через самый надёжный Банк Jaaj.Club.

Банк Jaaj.Club

Благодаря нашим партнёрам — Кузнице и Лавке нужных вещей, а также после успешной уплаты всех налогов Чёрным Рынком удалось привлечь

156 тыс. тяжёлых золотых клубных монет.

Уже сейчас все клиенты банка могут получить их депозиты на руки.
Спасибо, что доверяете Банку Jaaj.Club и остаётесь самыми верными клиентами!

Успех Банка — это успех наших Клиентов!

Мученическая смерть Сократа

Суд над Сократом и его осуждение навсегда остались чёрным пятном на «белых одеждах» афинской демократии. Перед нами — один из первых в истории (и уж, во всяком случае, один из самых известных) случаев преследования за инакомыслие, за то, что человек не такой, как все, да ещё осмеливается отстаивать право на собственное мнение. И вот ведь парадокс: не жестокий тиран, не олигархи казнили Сократа, Приговор ему вынесла — причём с соблюдением всех необходимых формальностей, «буквы закона» — прямая демократия.

Учение Сократа и в не меньшей степени его личность, жизненный подвиг, завершившийся мученической смертью за идею, оказали огромное влияние на дальнейшее развитие греческой философской мысли, всей античной цивилизации. Сократа иногда называют даже «языческим Христом». У него осталось много учеников, основавших впоследствии собственные философские школы. И практически все они, во главе с великим Платоном, под влиянием казни учителя навсегда сохранили неприязнь к демократии. Для философии же как таковой чрезвычайно плодотворным оказался прежде всего диалогический метод Сократа, от которого ведёт начало диалектика. Ведь «диалог» и «диалектика» — однокоренные слова: первое на древнегреческом означает «беседа», второе — «искусство беседы».

Sun, 26 Jul 2020 15:30:43 +0300

Архитектура древнегреческого театра

Орхестра

В Древней Греции театр располагался на открытом пространстве. Он представлял собой круглую площадку (орхестру) и места зрителей, расположенные полукругом на склоне холма.

Изначально орхестра представляла собой место, где приносилось жертвоприношение Дионису. Впервые она появилась у склонов Акрополя в Афинах. На ней танцевали и пели дифирамбы в честь Диониса. В центре орхестры стоял жертвенник. На его ступенях играл флейтист-авлет или стоял актер-протагонист, отвечающий хору. Жертвенник оставался на своем месте и позднее, когда уже о культе Диониса не было речи, как дань традиции.

Места для зрителей ‒ театрон

Сначала люди просто сидели на склонах холма. Позднее для них были построены сиденья: деревянные, потом каменные. Они располагались полукругом вокруг орхестры. Внизу находились места для знати, почетных граждан и жрецов. Они могли быть с каменными спинками и балдахинами для удобства. Выше находились места для “среднего класса” и наверху для бедноты. Продольные проходы (пароды) делили места на сектора и на верхние и нижние места.

Скена

В V веке до н.э. позади орхестры появляется скена. Первоначально это палатка для переодевания актеров. Позднее скена представляет собой архитектурную конструкцию, примыкающую к орхестре и изображающую храм или дворец. Она представляет собой сценический задник. По бокам к скене пристраиваются проскении для улучшения акустики. В них хранился актерский реквизит, а также они использовались в качестве декораций. Греки использовали расписные декорации и механические машины в своих пьесах. Весь театр был построен таким образом, что в нем сохранялась отличная слышимость так, что на самых высоких местах люди слышали реплики актеров.

Древнегреческий театр был уникальным явлением, оказавшим огромное влияние на мировую культуру. Основные принципы античного театра используются и сейчас в драматургии. Тогда и в наше время, театр служил подобием зеркала, в котором общество могло разглядеть свои проблемы и недостатки.

Характер Ксенофонта

Ксенофонт был человек простой, с душою, доступною для всего доброго и прекрасного, в высокой степени благочестивый и богобоязненный, любивший мирную, спокойную жизнь и не гонявшийся за должностями и почетом. При всей мягкости своего образа мыслей и приятности обращения везде, где было нужно, он обнаруживал, как это видно из его «Анабазиса», твердый и решительный характер, мужество и хладнокровие во время опасности. При этом Ксенофонт обладал даром убедительной речи и редким талантом – обходиться с людьми, смотря по их личным качествам и располагать их в свою пользу. Хотя Ксенофонт и был склонен к отвлеченному мышлению и стремился вполне согласить свою жизнь и деятельность со своими убеждениями, однако он был создан преимущественно для жизни практической. Это видно и из писательской деятельности Ксенофонта. История, государственная жизнь, военное дело и т. п. – вот главнейшие предметы, избираемые им для обработки.

биография

Биографы Ксенофана родились в Колофоне, греческом Ионическом городе Малой Азии в 560 году до н.э. Тем не менее, другие ученые поместили эту дату где-то около 570 г. н.э. Все исследователи согласны с тем, что он прожил долгую и плодотворную жизнь.

Исторические данные показывают, что Ксенофан продолжал заниматься поэзией примерно до 90 лет. Это свидетельство помещает дату его смерти где-то около 478 года до нашей эры..

По словам специалистов, Ксенофан мог покинуть свой дом, возможно, около 548 г. до н.э., когда город был взят мидянами (племя, родом с запада древней Фракии)..

Оттуда он провел большую часть своей жизни, бродя по всей Греции, чтобы поселиться на Сицилии какое-то время, а затем поселиться в Элеа, на юге Италии..  

Политические взгляды Сократа

Сократовский культ «знания» и «знающих» находил прямое отражение в политических взглядах философа. В отличие от софистов, которые были по большей части сторонниками демократии, он находил в этой форме правления немало недостатков и не боялся жёстко критиковать их. Особенное его неприятие вызывали непрофессионализм и некомпетентность полисного народоправства. Он говорил: «Глупо должностных лиц в государстве выбирать посредством бобов (с помощью жребия), тогда как никто не хочет иметь выбранного бобами рулевого, плотника, флейтиста или исполняющего другую подобную работу, ошибки в которой приносят гораздо меньше вреда, чем ошибки в государственной деятельности».

Итак, столь характерная для античных демократий жеребьёвка, по мнению Сократа, порочна по своей сути. Мыслитель с некоторым презрением относился к простонародью. Вот как наставлял он одного из своих собеседников: «Неужели ты стесняешься валяльщиков, башмачников, плотников, кузнецов, земледельцев, купцов, рыночных торговцев, думающих только о том, чтоб им купить что- нибудь подешевле и продать подороже? А ведь из всех них и состоит народное собрание».

Таким образом, в учении Сократа налицо элитарные, даже антидемократические элементы. С симпатией относился он к спартанским порядкам. Потому неудивительно, что к «босоногому мудрецу» тянулись, казалось бы, столь не похожие на него представители аристократической молодёжи. Алкивиад в юности тесно общался с Сократом. Но Алкивиад, во всяком случае на словах, был сторонником демократии. А вот другой ученик Сократа — Критий, тоже знатный аристократ, потомок древних афинских царей, выступал как более откровенный олигарх, решительный противник демоса и горячий поклонник Спарты.

Когда в 404 г. до н. э. к власти в Афинах пришёл олигархический режим «тридцати тиранов», а Крита ft стал его главой, новые правители относились к Сократу вполне дружелюбно. Они пытались сделать философа соучастником злодеяний режима и, судя по всему, даже «идеологическим знаменем» своего движения. Но Сократ решительно отказался сотрудничать с диктатурой и демонстративно не подчинялся приказам Крития. Любому другому гражданину столь независимое поведение немедленно стоило бы головы. А вот Сократ остался безнаказанным: олигархи всё-таки уважали его и пощадили.

Архитектура

греческом языкелатинскими буквамиДелосе

Большинство древнегреческих городов лежали на холмах или рядом с ними., поэтому места для сидения обычно встраивались на склоне холма, создавая естественную смотровую площадку, известную как театрон (буквально «место наблюдения»). В городах без подходящих холмов насыпали насыпи земли. У подножия холма находилось плоское, обычно круглое пространство для выступлений со средним диаметром 78 футов, известное как оркестр (буквально «танцевальное место»), где хор обычно выступало от 12 до 15 человек. играет в стихах в сопровождении музыки. Часто имелись высокие арочные входы, называемые parodoi или eisodoi, через которые актеры и члены хора входили и выходили из оркестра. В некоторых театрах позади оркестра находился фон или живописная стена, известная как skené. Термин «театр» со временем стал обозначать всю область театра, оркестра и скена.

Дельфах

Театрон

Театрон был зоной отдыха, встроенной в холм, чтобы создать естественное пространство для просмотра. Первые сиденья в греческих театрах (кроме сидения на земле) были деревянными, но примерно в 499 г. до н.э. практика инкрустации каменных блоков в сторону холма для создания постоянных, устойчивых сидений стала более распространенной. Они назывались «проэдриями» и предназначались для священников и нескольких наиболее уважаемых граждан.

Скене

После 465 г. до н.э. драматурги начали использовать задник или живописную стену, названную skênê (от которой происходит слово «сцена »), которая висела или стояла за оркестром, а также служила местом, где актеры могли менять свои костюмы. После 425 г. до н.э. каменная стена для сцен, называемая параскенией, стала обычным дополнением к скене. Параскения представляла собой длинную стену с выступающими сторонами, в которой могли быть дверные проемы для входов и выходов. Сразу за параскенией находился проскенион («перед сценой»), который похож на современный авансцену. Верхний этаж назывался эпискенион. В некоторых театрах также есть возвышенное место для выступления в оркестре, называемое логейоном. К концу V века до нашей эры, примерно во время Пелопоннесской войны, скенэ был двухэтажным.

Смерть персонажа всегда звучала за skênê, поскольку считалось неуместным показывать убийство на виду у публики. И наоборот, есть научные аргументы в пользу того, что смерть в греческой трагедии изображалась за сценой в первую очередь из-за драматических соображений, а не из ханжества или чувствительности аудитории.

Храм поблизости, особенно в правой части сцены, — это почти всегда часть греческого театрального комплекса. Это могло оправдать, как транспозицию, повторение фронтона с более поздней каменной сценой.

Оркестр

Оркестр представлял собой круглый кусок земли внизу театра, где выступали хор хор и артисты. Первоначально греческий театр не был приподнят, но позже для удобства просмотра был оборудован приподнятой сценой. Такая практика стала обычным явлением после появления «Новой комедии», в которой драматически изображались отдельные персонажи. Корифей был главным участником хора, который мог войти в историю как персонаж, способный взаимодействовать с персонажами пьесы. Спектакли часто начинались утром и продолжались до вечера.

Акустика

Театры были построены в большом масштабе, чтобы вместить большое количество людей на сцене и в аудитории — до четырнадцати тысяч. Физико-математические науки сыграли значительную роль в строительстве этих театров, так как их проектировщики должны были создать в них акустику, чтобы голоса актеров были слышны по всему театру, включая самый верхний ряд. мест. Понимание греков акустики очень выгодно отличается от современного уровня техники.

Сценические элементы

В греческом театре обычно использовалось несколько сценических элементов:

  • механ, кран, производивший впечатление летающего актера ( так, deus ex machina )
  • ekkyklêma, колесная платформа, часто используемая для демонстрации мертвых персонажей аудитории
  • pinakes, изображения развешиваются для создания декораций
  • тиромата, более сложные изображения встроены в сцену второго уровня (3-й уровень от земли)
  • фаллический реквизит использовался для пьес сатиров, символизируя плодородие в честь Дионис.

Философия Сократа

Сократ не оставил после себя текстов, предпочитая написанию трактатов живые беседы с учениками. Сведения об этих разговорах дошли в следующих источниках:

  • труды Платона;
  • воспоминания о Сократе Ксенофонта;
  • Защита Сократа на суде, записанная Ксенофонтом;
  • сочинения Аристотеля;
  • комедии Аристофана «Облака», «Лягушки», «Птицы».

Замечание 1

Такой набор лишь косвенных источников в какой-то момент заставил ученых усомниться в самой историчности фигуры Сократа. Однако сейчас в том, что Сократ существовал, практически никто не сомневается.

В центре философии Сократа находится нравственный человек, в этом его главное отличие от существовавшего до него антропоцентризма. Девизом Сократа по жизни стали знаменитые слова, расположенные у входа в дельфийский оракул, «Познай самого себя». Для Сократа смысл данной фразы заключался в стремлении познать себя как нравственное и общественное существо. Поэтому вся его философия сосредоточена вокруг этики, природу же он не считал объектом для изучения. Сократ говорил, что трава и деревья в лесу ничему не могут его научить, в отличие от людей в городе.

Для Сократа истина и нравственность между собой одинаковы. Все хорошее и прекрасное основано на добродетели и справедливости, человек, поступающий по справедливости, совершает хороший поступок, а значит, мудрый. В качестве трех основ для добродетели Сократ выделял:

  • умеренность,
  • храбрость,
  • справедливость.

Замечание 2

Только тот, кто владеет ими, может считаться «благородным человеком». Добродетели можно учиться, поскольку она сама неотделима от знания. Если люди будут знать, что есть добро, а что зло, то перестанут поступать безнравственно.

В основе общественного мироустройстве он видел земледелие, противопоставляя его ремеслу и торговле, которые, по его мнению, разрушают порядок общины и губят души. Тем самым он выступал как защитник аристократической традиции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: