Верования древних египтян
Монотеизм – религиозное направление, при котором возможна вера лишь в одного бога, но допускается существование различных его мистических форм. В Египте монотеизм появился и активно развивался в эпоху Эхнатона.
Замечание 2
Эхнатон – египетский фараон, также известный как Аменхотеп, считался активным реформатором, правил 17 лет приблизительно между 1336 и 1334 гг. до н. э.
Как раз этот период жрецы имели огромное влияние на все сферы жизни древнего Египта и даже претендовали на верховную власть. Фараон всячески противился власти жрецов и их давлению и провел религиозную реформу в результате которой Бог солнца был провозглашен единым богом всего Египта.
Фетишизм. Бессилие человека перед стихией и вражескими племенами привело древних египтян к преклонению перед различными фетишами. Египтяне верили, что неодушевленный предмет – фетиш обладает великой силой, которая способна победить любые беды и несчастья. Мистической силой могли наделить любой предмет: амулет, статую, предмет быта, одними из древнейших фетишей были лук и стрела, с их помощью почитали богиню Нейт.
Политеизм – верование, противоположное монотеизму, основанное на многобожии, где каждый бог был в ответе за какое-то явление, событие или процесс. У древних египтян было множество богов – в египетском пантеоне историки насчитывают более 5000 богов и мистических существ. Удивительно, но одни боги почитались лишь время от времени, другим преклонялись в отдельных районах страны, были боги, которых почитали и в которых верили все.
Тотемизм – многие цивилизации стремительно переживали период тотемизма, но в древнем Египте тотемам поклонялись много веков, часто это был идолы животных, им подносили дары, читали молитвы, у них же просили защиты от бедствий. Самые известные и распространенные тотемы были в виде быков, коров, змей, крокодилов, кошек, соколов.
Все эти верования, сыграли важную роль в религиозной жизни древнего Египта.
Новое царство: XVIII–XX династии
Был проведен ряд военных реформ: египтяне создали новый род войск — легкие боевые колесницы, военно-морской флот,стали использоваться более совершенные виды вооружения, была введена новая система комплектования армии, увеличилась доля наемников-чужеземцев.
Хатшепсут
Начало активной политике внешней агрессии положил фараон Тутмос I- он расширил территорию Египта до 3-го порога, совершил успешный поход в Сирию.
В правление его вдовы Хатшепсут произошел временный отказ от завоевательной политики. Однако с восшествием на престол Тутмоса III внешнеполитическая агрессия Египта достигла своей кульминации.
Его сын и преемник Аменхотеп II большую часть своего правления занимался подавлением восстаний сирийских и палестинских правителей; семерых из них он предал жестокой казни, более ста тысяч человек было продано в рабство.
При его наследнике Аменхотепе III власть Египта над Сирией и Палестиной окончательно утвердилась; попытка хеттов спровоцировать мятеж некоторых сирийских князей завершилась полной неудачей.
Повысилась урожайность, интенсивно развивались обработка металлов, ткачество, стеклоделие, строительство. Увеличился объем внутренней и внешней торговли, хотя денежный сектор оставался слабым; не было чеканной монеты, мерилом стоимости служили в основном серебряные слитки.
Мумия Эхнатона
Преемники Эхнатона постепенно отказались от его политики.
Возникла система двух столиц — Мемфис стал резиденцией фараона, двора, высшей администрации и военного командования, Фивы остались главным религиозным центром.
Укрепив армию, фараон смог вернуть под власть Египта Палестину, Финикию и Сирию и отразить несколько вторжений.
Однако уже при нем обозначились признаки ухудшения внутриполитического положения. Царская власть слабеет, а влияние фиванского жречества и номархов усиливается.
Со смертью Рамсеса XI прекращается XX династия, и Египет распадается на две части — Верхний Египет и Нижний Египет.
История религии
В древности в Египте было принято многобожество. Главными богами считались Ра, Осирис, Исида. Древние египтяне признавали потусторонний мир и верили в страшный суд, на котором будет взвешиваться их сердце — хорошие и плохие дела, совершённые в течение земной жизни. От назначенной участи зависела величина земельного надела и привилегии в загробной жизни. Душа в представлении египтян наделялась бессмертием. В могилах обитала сущность Ка, нарушать покой которой воспрещалось. На папирусы и стены гробниц царственных особ наносились тексты молитв. Позже они были объединены египтологами в сборник — «Книгу мёртвых». Древние писания удалось прочитать после расшифровки значений иероглифов французским учёным Жаном-Франсуа Шампольоном.
Первым реформатором стал фараон Эхнатон, выступивший за отмену многочисленных культов и поклонение одному Богу Солнца — Ра. Во времена правления фараона разрушались храмы с местами для жертвоприношений и проведения языческих праздников.
Иудаизм, как и другие монотеистические религии, зародился на берегах Нила. Моисей, служивший при дворе фараона, впоследствии совершил поход в Землю Обетованную, ведя людей из египетского рабства через пустыню 40 лет (должно было сформироваться новое поколение свободных людей).
451 год до н.э. — официальная дата принятия Египтом христианства. Коптская религия, берущая начало от раннего Евангелия Марка, пришла из Римской империи. В настоящее время в стране проживает около 10% коптов-христиан. В Каире, Александрии и других городах страны сохранились древние святыни. Одна из них — Висячая церковь в столице. Её название обусловлено конструктивными особенностями: всё здание удерживают две центральные балки. Храм знаменит тем, что в нём укрывались Дева Мария с маленьким Иисусом, бежавшие от преследований царя Ирода. Церковь претерпела несколько реконструкций, однако сохранила старинное обличие.
В 640 г. началось арабское завоевание Египта. Большая часть населения приняла ислам, провозглашённый позднее официальной государственной религией. В Каире расположен главный на Востоке университет по изучению ислама — Аль-Азхар. В центре столицы доступны для обзора сохранившиеся в первоначальном виде старейшие мечети: Мухаммеда Али, Аль-Хакима, Сиди Эль Хуссейн, Голубая мечеть.
В Египте на протяжении многих веков представители разных религий существуют мирно. В 2017 году новый президент Египта Абдель Фаттах Сиси поздравил коптскую церковь с праздником Рождества. Копты — православные христиане. Крещение, Пасха и другие религиозные праздники у них совпадают с календарём Русской православной церкви.
История
Основные статьи: История Древнего Египта, Хронология Древнего Египта
В 4-м тыс. до н. э. из многих небольших территориальных образований — номов — возникло два политических объединения — Египет Верхний и Египет Нижний (со столицами в Иераконполе и Буто). Создание единого государства приписывают правителю Верхнего Египта Менесу. Столицей объединённого государства около 3000 г. до н. э. стал Мемфис в южной части дельты Нила. К концу 4-го — началу 3-го тыс. относятся первые памятники, написанные египетским иероглифическим письмом.
В 30-28 веках начались столкновения с соседями: кушитами (нубийцами) — на юге, с ливийцами — на западе и кочевниками с Синайского полуострова — на северо-востоке.
В 28-23 веках сформировалась древнеегипетская цивилизация. Единство Египта воплощалось во власти фараонов — неограниченных хозяев всей страны. Фараон был главой культов всех богов Египта и сам был обожествлён. Выражением этого было строительство в этот период пирамид — гробниц фараонов Джосера, Снофру, Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Возросло значение гелиопольского культа бога солнца Ра, сыновьями которого называли себя все фараоны (в титулатуре).
В 23-21 веках Египет распадается на множество номов. Новое объединение Древний Египта началось с возвышения номархов Гераклеополя (в Среднем Египте), позднее усилились правители южного города Фивы. Фиванский фараон Ментухотеп I стал правителем объединённого Египта.
В 21-18 веках покровителем фараонов объявлен бог Амон. Аменемхет I перенёс столицу из Фив в Иттауи в Файюмском оазисе. Новый распад Египта.
В 18-16 веках привёл к захвату Египта азиатскими властителями — гиксосами, которые захватили власть в Нижнем Египте и сделали своей столицей город Аварис в восточной части дельты Нила. Уничтожить владычество гиксосов удалось Яхмосу I. Преследуя их, он вторгся в Палестину, Сирию. Его преемники установили господство Египта в Палестине, Финикии, Сирии; страна Куш до 4-го нильского порога стала провинцией Египта.
При Аменхотепе III Древний Египет достиг наибольшего могущества. Из провинций в Азии и в стране Куш Древний Египет получал дань древесиной, медью, оловом, свинцом, серебром, а также скот, рабов, вина, ювелирные изделия, слоновую кость. Из страны Пунт, куда царица Хатшепсут направила экспедицию, в Древний Египет поступали благовония. В этот период армия Египта стала регулярной. Религиозная реформа Аменхотепа IV (Эхнатона) провозгласила культ единого для египтян бога Атона (солнечного диска). В честь этого бога строится новая столица Ахетатон. После смерти Эхнатона в 1335 г. до н. э. было восстановлено почитание прежних богов, и Фивы снова стали столицей Египта. Увлёкшись религиозной реформой, Эхнатон забросил управление государством. Упадок продолжался и после его смерти, но около 1290 г. до н. э. фараон Рамсес II восстановил могущество Египта. Он вёл упорную борьбу с хеттами и их сирийскими союзниками. Столицей Египта при Рамсесе II стал Пер-Рамсес , построенный на месте Авариса.
В 11-7 веках укрепилась власть номархов.
В 945 г. до н. э. ливийский военачальник Шешонк I провозгласил себя фараоном, сделав своей резиденцией город Бубастис в дельте Нила. Он взял Иерусалим и разграбил его.
В 671 г. до н. э. ассирийская армия Асархаддона захватила и разграбила Мемфис.
В 667 г. и 663 г. до н. э. ассирийцы овладели Фивами. Псамметиху I удалось вновь объединить Древний Египет. При Нехо II, сыне Псамметиха I, был прорыт канал, связавший Нил с Красным морем.
В 528 г. до н. э. Древний Египет был завоёван персидским царём Камбисом и стал персидской провинцией (сатрапией). В 341 г. до н. э. персы вновь вторглись в Древний Египет, подвергнув его страшному разорению.
В 332 до н. э. город в Древний Египет вступила армия Александра Македонского: Древний Египет стал частью его державы. После раздела его империи между диадохами Древний Египет достался полководцу Птоломею Лагу — основателю греко-македонской династии Птоломеев Лагидов (в 305-30 гг. до н. э.). Столицей стал город Александрия.
При Птоломеях Древний Египет стал главным поставщиком хлеба в эллинистическом мире. В этот период флот Египта господствовал в Средиземном море. В правление царицы Клеопатры, последней из династии Птоломеев, Древний Египет оказался втянутым в политическую борьбу в Древнем Риме. После поражения флота Египта при мысе Акций в 31 г. до н. э. и самоубийства Клеопатры VII Древний Египет был превращён в римскую провинцию (30 г. до н. э.).
После распада Римской империи в 395 г. н. э. Египет стал провинцией Восточной Римской империи (Византии). Потомками древних египтян — коптами — была воспринята христианская религия монофиситского толка.
В 639-642 годах Египет был завоёван арабами.
Письменность
Письменность Древнего Египта была представлена иероглифами резными изображениями людей, животных и символов.
Иероглифы запечатлели жизнь всего Египта и всей его многовековой истории. Появились они с 28 века до нашей эры и использовались вплоть до нашествия арабов, до 7 века нашей эры.
Сама система письма была:
- иероглифической,
- иератической,
- демотической.
Первая использовалась для создания религиозных текстов. В ней присутствовали пиктограммы и картинки. Вторая представляла собой скоропись. Она была нужна для деловых и государственных целей.
Третья система беглая скоропись или курсив. Ее применяли для частных писем, оформления имущественных сделок, отчетов, документов по праву.
Скульптура Среднего Царства
Сенусерт III
Основные принципы монументальной пластики остаются неизменными. Отступление от канона Древнего царства выражается только в более стройных пропорциях человеческого тела.
Изображения фараонов устанавливаются теперь не только в могильных тайниках или в закрытых для доступа непосвященных храмовых помещениях, но и на виду у всех, чтобы внушать массам представление о величии фараона.
Фиванские мастера исполняют ряд великолепных портретных голов фараонов XII династии. В этих портретах интерес художника сосредоточен на попытке выявить сложность переживаний, раскрывающих характер человека, налагающих свой отпечаток на его лицо.
Отражение древнеегипетских верований в искусстве
Мифологические воззрения Древнего Египта нашли широкое отражение в архитектуре и искусстве, литературе.
В египетских храмах и около них стояли скульптурные изображения божеств, мыслившиеся как «тела», в которых эти божества воплощаются.
Представления о том, что умершие должны иметь жилище, обусловили строительство специальных гробниц:
мастаба, пирамид, скальных склепов.
Гробницы и храмы украшались рельефами и росписями на мифологические темы.
На случай повреждения или уничтожения мумифицированного тела умершего в гробницу помещали его портретную статую
(наряду с мумией призванную быть вместилищем его ба и ка).
Росписи и рельефы в гробницах должны были создавать для умершего привычную обстановку:
они изображали его дом, членов семьи, празднества, слуг и рабов на полях и в мастерских и т. д.
В гробницы помещались также статуэтки слуг, занятых различными видами сельскохозяйственных, ремесленных работ, обслуживанием умершего.
В погребениях эпохи Нового царства в большом количестве сохранились т. н. ушебти, особые фигурки, обычно в виде запелёнатой мумии.
Считалось, что покойный силой магических заклинаний оживит их и они будут работать за него в загробном мире.
Высокими литературными достоинствами обладала религиозная и магическая литература,
в которой запечатлены многие мифологические представления египтян.
Широкое отражение получили мифологические сюжеты в сказках.
Например, в сказке «Змеиный остров» («Потерпевший кораблекрушение»)
действует огромный змей, который может испепелить человека своим дыханием, но может и спасти его, предсказать будущее.
Этот образ возник под влиянием представлений о богах-змеях.
В другой сказке к Реддедет, жене жреца Раусера, в образе её мужа является бог Ра,
и от этого брака рождается трое близнецов — детей солнца, основателей новой династии фараонов.
Под влиянием мифа об Осирисе была создана сказка о двух братьях Бате и Анубисе, в которой ложно обвинённый Бата погибает,
а затем оживает вновь при помощи Анубиса (в образе Баты сохранились также черты бога — быка Баты).
В сказке «О кривде и правде» младший брат ослепляет старшего (которого зовут Осирис) и завладевает его добром,
однако сын Осириса Гор мстит за отца и восстанавливает справедливость.
В сказке о мудром юноше Са-Осирисе (его имя в переводе означает «Сын Осириса») описывается загробное царство,
куда он ведёт своего отца, и суд над мёртвыми.
(P. И. Рубинштейн)
Религия египтян в повседневности
Египтяне считали животных существами священными, они находили скрытое значение в поведении любых питомцев — от кошек до крупного рогатого скота. Если кто-то из смертных умышленно лишал жизни священное животное (крокодила, кота, корову, собаку и других), то такому человеку назначалась казнь.
Глубокими и исторически важными являются древние религиозные верования. В 5 классе дается общее представление о том, как жила и что почитала одна из древнейших цивилизаций Земли. В основе религии египтян лежала подготовка к загробной жизни. Чтобы после кончины душа вознеслась и обрела покой, на Земле нужно было существовать в соответствии с законами того времени — почитать богов, быть добродетельным и тщательно готовиться к жизни после смерти.
Ответьте на вопросы
В тексте повести не сказано, что гробница Синухета была из камня. Говорится лишь о том, что ее сооружали каменщики. Не опровергая выдвинутого предположения о каменной гробницы, следует напомнить, что на начальных этапах египетской цивилизации (периоды Раннего и Древнего царств) гробницы фараонов и вельмож строились и из кирпича. Такие гробницы назывались мастабами.
Объективно предположить, что гробница из камня намного долговечнее, чем гробница из кирпича. Поэтому в более поздние периоды Древнеегипетской истории наблюдается переход к строительству гробниц из камня. А обожженный кирпич по-прежнему использовали для строительства домов богатых египтян.
Загробный мир в древнегреческой мифологии
В древнегреческой мифологии загробный мир описан достаточно подробно. Именно эти рассказы легли в основу описания Ада во многих современных творениях. Собственно говоря, греки представляли собой загробный мир, состоящим из огромной территории. Глобально мир мертвых делился на 2 части, на Аид и Тартар, поэтому давайте немного подробностей о каждом из этих миров.
Царство Аида
Все мы знаем, что Аид получил свой престол в результате жребия. Это случилось после победы над Кроносом. Зевсу досталось небо, а Посейдону – моря и океаны. Неизвестно, каким было царство умерших до появления в нем официального правителя, ибо в те времена упоминался исключительно Тартар, как бесконечная черная бездна, наполненная Хаосом и обладающая собственным разумом.
Что касается описания царства Аида, то оно упоминается во многих древнегреческих легендах, связанных с различными героями. В отличие от других мифологий мира, древние греки знали, где находится вход в царство мертвых и некоторые из них даже путешествовали туда.
Таковым является Геракл, который отправился в Аид за Цербером, или Тесей и Пирифой, которые пытались похитить Персефону, Орфей, который пытался высвободить жену и многие другие. Каждая из этих легенд раскрывает перед нами подробности, каждая из них по-новому описывает нам царство Гадеса, но по большей степени истории схожи друг на друга и дают достаточно подробное описание загробного мира.
Что касается описания Аида, то мы наверняка знаем, что он располагался либо глубоко под землей, либо в трещинах скал, которыми в изобилии обладала древняя Эллада. Именно поэтому туда не проникал ни один луч солнца, а от того все в царстве были печальны. Также мы знаем, что в царстве Аида протекали 5 рек:
- Стикс.
- Ахерон.
- Лета.
- Коцит.
- Флегетон.
Каждая из них предназначалась для особой категории погибших. Гермес собирал души мертвых на земле и переносил их на берег Стикса, где передавал души Харону, который переправлял их на другой берег Стикса.
Но не всех перевозил Харон, а только тех, кому родственники или близкие люди на погребальном костре закрыли глаза монетами, которыми человек и расплачивался с Хароном в загробном мире, за перевозку. Если погребение было совершено не по правилам, то души умерших вынуждены были вечно скитаться по берегу Стикса, без надежды попасть с царство мертвых и без надежды вернуться в царство живых.
При этом вход в Аид охранял Цербер, и никакая душа не могла покинуть Аид без дозволения его владыки. В Аиде были и другие страшные существа, которыми управляла Геката. Но все они также подчинялись и Аиду.
Вместе с Аидом царством правила и его супруга Персефона. В слугах у них был боги Гипнос и Танатос, а также судьи – Минос, Эак и Радамант. Были тут и грозные Эринии – богини мщения, а также другие божества, отвечающие за сновидения. Ну и конечно же, царство Аида было испещрено множеством различных духов, причем как духов воинов, так и простых людей.
Кроме того, реки Аида переносили людей в разные его уголки. Так, например, была в Аиде земля, куда попадали души людей, не определившихся по жизни, кто они – грешники или праведники. Такие души отправлялись на реку Лету, где они лишались памяти, а впоследствии получали шанс возродиться и, наконец-таки, определиться с выбором.
Ну и последняя достопримечательность Аида – это Елисейские поля. Сюда попадали души праведником и они, чаще всего, перерождались на земле.
Тартар
А вот куда более страшное место – это Тартар. Судя по всему, он существовал изначально, а возможно он даже древнее нашего мира. Это глубочайшая и бесконечная бездна, расположенная глубоко под царством Аида. Именно в Тартар были свергнуты титаны, во главе с Кроносом. Это место – последняя инстанция. Сюда попадали те, кто был неугоден богам и приносил им слишком много хлопот. Это не только титаны, но и ужасные чудовища, побежденные героями, а также души отъявленных грешников.
Так, например, в Тартар попали все дочери Даная, которые убили своих мужей. По легенде они до скончания веков вынуждены были наполнять водой бездонную бочку. Тут же находился и Сизиф, который, за свои преступления, вынужден бесконечно закатывать валун на гору, но тот, едва достигнув вершины, скатывается вновь и вновь.
Что касается описания Тартара, то он считался подземным небом. Легенды гласят, что он окружен 3 слоями мрака, которые создал бог Эреб. А поверх этого, Тартар был окружен медными стенами, созданными Посейдоном. В этих стенах были ворота, которые стерегли сторукие гекатонхейры, дабы все пленники Тартара не могли сбежать. Ну а что касается его размеров, то легенды гласят, что брошенные в Тартар достигали дна только спустя год, как их туда бросили, да и то, если повезет с «попутным» ветром.
Поклонение животным и солнцу.
Природа, окружавшая египтян, и вся их жизнь отражались в их религии, но отражались искажённо.
В то время когда египтяне занимались охотой и жили первобытнообщинным строем, они обычно представляли себе богов в виде зверей и птиц. Злых богов они изображали в виде опасных хищников. Позднее египтяне изображали богов в виде людей, но часто со звериными или птичьими головами.
С развитием у египтян земледелия они стали поклоняться солнцу — источнику тепла: тепло было необходимо для произрастания растений. Бога солнца называли Ра. Не умея объяснить причин восхода и захода солнца, они думали, что Ра каждый день проезжает на золотой лодке по небу с востока на запад и вечером уходит в пустыню.
Появление среди египтян неравенства и образование у них государства также отразились в их религии. Египтяне считали Ра главным богом, который управляет другими богами, как фараон управляет Египтом. Они и называли его «царь богов».
Значение загробного мира
Становление религиозных верований Египта берёт начало в III тысячелетии до нашей эры. Характерной чертой веры являлось особенное значение загробного мира. Люди считали, что после смерти жизнь превращается в вечность. Фараоны с самого детства готовились к смерти, поэтому возле саркофагов жрецы раскладывали вещи, необходимые царю при жизни.
Вне зависимости от того, умер фараон или обычный человек, возле тела должны были лежать деньги, кухонная утварь, орудия труда (меч воина, веретено прялки), еда. Всё, чем пользовались в этом мире, по мнению египтян, будет необходимо и на том свете.
Эллинистический период истории Египта
Вместе с Александром Македонским, который был объявлен фараоном и воплощением бога Амона, в Египет пришла греческая культура. Александр основал Александрию Египетскую (Александрий было основано несколько десятков, лучше уточнять) на побережье Средиземного моря, которая стала столицей страны.
После смерти Александра его империя была разделена на части его соратниками, которых назвали “диадохами”. Египет достался Птолемею, который основал династию, правящую до прихода сюда римлян. Птолемей был самым успешным соратником Александра, он единственный умер своей смертью и основал успешную династию.
Именно Птолемей вывез тело Александра Великого и захоронил его в Египте. Впрочем, тело утрачено уже после правления династии Птолемеев, в римскую эпоху. Где тело Александра сейчас, неизвестно.
Слева кадр из фильма “Александр”. Роль престарелого Птолемея в этом фильме исполнил Энтони Хопкинс.
В этот период самобытная египетская культура сливается с греческой. Официальным языком страны становится греческий язык, все официальная переписка ведется только на нем. Законы этого времени представляли собой смесь египетских и греческих традиций.
В этот период истории Египта возникла знаменитая Александрийская библиотека, самая крупная в древнем мире, активно развивались все сферы науки. Именно один из Птолемеев предложил первую систему устройства космоса (кстати, неверную), именно тут впервые была написана историческая работа о классификации истории Египта, жрецом Манефоном.